Т 34 оружие победы доклад

Обновлено: 03.07.2024

19 декабря 1939 года на заседании Комитета обороны было подписано постановление, согласно которому танк Т-34 приняли на вооружение Красной армии.

Самый-самый

Т-34 1941 года.

Не без изъяна

При этом Т-34, конечно, был далек от идеала. Присутствовали у танка и определенные недостатки. В первую очередь это касалось человеческого фактора. Разумеется, война — это не курорт, а танк — далеко не пятизвездочный отель, но все же даже в таких машинах солдату должно быть удобно и относительно комфортно. Однако в Т-34 было настолько тесно, что заряжающий должен был стоять на ящике со снарядами, гильзы при этом падали под ноги. Командиру же приходилось выполнять функции наводчика, поэтому он, прицеливаясь, не мог в полной мере оценить картину боя. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что особенно тесными были первые образцы танка, впоследствии площадь башни увеличили.

фото 1.jpg

Среди других недостатков танка обычно отмечают плохую оптику, которая не давала шанса прицелиться издалека, а также довольно тонкую броню. Но у брони были достоинства другого рода: бронелисты располагались под наклоном, и вражеские снаряды чаще всего задевали их по касательной и не могли пробить.

История и современность

В наши дни у Т-34 по меньшей мере две различные функции: в некоторых странах — например, в Лаосе, Мали, Вьетнаме и других — такие танки до сих пор состоят на вооружении; в России же сохранившиеся танки этой модели в первую очередь являются памятниками истории. Многие Т-34 превратились в мемориалы павшим воинам.

Последний же Т-34, собранный на Уралвагонзаводе, сразу же занял почетное место перед заводской проходной. В 1981 году его перевезли на новый постамент, а впоследствии этот танк каждый год начал принимать участие в майских парадах.

фото 2.jpg

В Будапеште же один из образцов Т-34 не так давно буквально обрел вторую жизнь. В 2006 году венгерская столица столкнулась с антиправительственными выступлениями, в результате которых демонстрантам удалось угнать танк с выставки военной техники, организованной в центре города. Остановил новоиспеченных танкистов, пытавшихся прорваться сквозь полицейское оцепление, только слезоточивый газ.

Танк в культуре

фото 3.JPG

Веденеева Оксана Ивановна

Объект исследования : танк Т-34

Задачи исследования : разобраться

- Каковы технические особенности танка Т-34?

- Чем был хорош танк Т-34?

- Почему его так боялись немецкие солдаты?

1. Что такое танк?

В начале работы я выяснил, что танк - это боевая машина, сочетающая в себе огневую мощь, броневую защиту и высокую подвижность. О предшественниках танка можно говорить весьма условно. Идея боевых повозок близка к идее той машины, которую мы теперь называем танком, то есть боевого оружия, сочетающего в себе вооружение, защиту воинов и подвижность.

В начале 20 века было создано много проектов боевых бронированных машин, но необходимыми они стали в годы Первой мировой войны, потому что развитие скорострельного оружия привело к боевому равенству сторон. Выходом из сложившейся ситуации стало появление на поле боя боевой машины - танка. В большей мере танки проявили себя в годы Второй мировой войны.

2. История возникновения танков

История человечества - это история войн, как освободительных, так и захватнических. Борьба за территорию, за источники воды и пищи, за овладение богатствами все время сталкивала людей друг с другом. Это и определило такое огромное внимание к производству и совершенствованию средств нападения и защиты. Чудом 20 века считается изобретение танка.

Ещё в древности у людей возникла необходимость в мощной боевой единице - надо было тащить грузы в дальние походы, передвигаться с хорошей скоростью, подавлять противника напролом. И они подумали, почему бы не использовать для этой цели слонов? Ведь слоны обладали всем необходимым набором замечательных боевых качеств: мощью, массивностью, скоростью, поворотливостью, послушанием и даже умом.

Слон не только силен, но и достаточно вынослив. С нагруженной боевой башней, вьюками или орудием, он способен размеренным шагом ежедневно проходить 60-80 километров!

Появление боевых гусеничных машин развитых стран мира связывают с Первой Мировой Войной. Впервые танки использовали на западном фронте в 1916 году.

Но прежде чем боевая машина стала танком, в конце 18 века появляется паровая машина. Затем самодвижущаяся паровая повозка. В это же время создаются паровые колесные тракторы, и начинается их производство на заводах. Стефан Маевский изобретает одногусеничный паровой трактор. Затем появляется двухгусеничный паровой трактор Фёдора Блинова. Далее изобретают двигатель внутреннего сгорания.

Танк Пороховщикова можно считать не только первым русским танком, но и первым танком вообще. Идея его возникла и была осуществлена раньше, чем в других странах.

В 30-х годах начало быстро развиваться советское танкостроение. В этот период были созданы танковые конструкторские бюро, которые в короткие сроки разработали целое поколение танков всех весовых категорий.

Накануне Великой Отечественной войны в составе Красной Армии было 1392 танка новых типов – Т-34/76 и КВ-1 (рис. 4). Ещё 305 танков было произведено в июне 1941 года. На 22 июня 1941 года по общему количеству танков и штурмовых орудий Красная Армия имела численное превосходство: 15 687 против 4171.

В первые дни Великой Отечественной войны войска вермахта уверенно продвигались вглубь нашей страны. Немцы были уверенны в превосходстве своей техники. По данным вражеской разведки на вооружении у Красной армии стояла устаревшая бронетехника. Но к концу первой недели боев в германский генеральный штаб возрастает поток информации о новом танке. Он с лёгкостью поражал танки вермахта на большом расстоянии. При этом немецкие танки не могли нанести ему сильных повреждений. Это был легендарный Т-34.

К концу 30-х годов основным средним танком у советской армии был Т-28 (рис. 4). У танка была слабая броня. Если усилить броню, добавив дополнительные листы, танк становился тяжёлым, медленным и неповоротливым. Необходим был новый танк. 27 февраля 1939 года состоялось заседание Комитета Обороны. На нём были представлены чертежи и макеты двух новых танков А-20 и А-32. Эти проекты были разработаны Михаилом Кошкиным. По окончании заседания Кошкину было поручено изготовить оба танка в металле.

Внешне обе машины выглядели одинаково, но сравнительные испытания показали, что у А-32 есть резерв по увеличению веса. Этот резерв был использован на установку дополнительной брони, без изменений других технических характеристик. После чего, 19 декабря 1939 года танк, под обозначением Т-34, решили поставить на вооружение Красной армии и выпускать его серийно (рис. 5).

3.1. Главный конструктор

Михаил Ильич Кошкин — советский конструктор, начальник КБ танкостроения Харьковского завода, создавший знаменитый танк Т-34. Он родился 3 декабря 1898 года в деревне Брынчаги Ярославской губернии в многодетной крестьянской семье.

3.2. Технические особенности танка Т-34

Боевая масса 28,12 т.

Экипаж 4 чел. (механик-водитель, радист, заряжающий, командир)

Вооружение Пушка 76-мм, два пулемёта

Мощность 400 л.с.

Скорость 55 км/ч

Изучая технические особенности конструкции танка Т-34 можно заключить, что это было гармоничное сочетание боевых свойств: огневой мощи, броневой защиты и высокой подвижности (рис. 7). Длинноствольная 76 мм пушка могла поразить танки противника на расстоянии 1,5 км. А танки противника не могли пробить броню Т-34 даже с 500 м. Броневые листы корпуса и башни были расположены под такими углами наклона, что снаряды противника рикошетировали от нашего танка. Двигатель Т-34 при одной заправке мог пройти до 300 км.

Другим преимуществом танка была простота конструкции. Это позволило выпускать их в большом количестве. Кроме того танк можно было легко отремонтировать. Простота конструкции позволяла в быстрые сроки обучать экипажи для танков. Среди танкистов было много женщин.

В ходе боевых действий с обеих сторон захватывались трофейные танки, которые потом могли использоваться в бою. Но и здесь Т-34 был в выигрышном положении. Двигатель у танка дизельный, то есть для его заправки нужна была солярка. Её у противника не было. Двигатель немецких танков работал на бензине.

В битве под Курском участвовало так много техники, что она превзошла Московскую и Сталинградскую битвы. Для реализации своих планов противник сосредоточил мощные ударные группировки, которые насчитывали свыше 900 тыс. человек, около 10 тыс. орудий и минометов, до 2700 танков и штурмовых орудий, около 2050 самолетов.

Т-34 участвовал во всех крупных сражения Великой Отечественной войны и первым вошёл в Берлин (рис. 9).

А за всеми этими победами стояли люди. Конструкторы, которые создали это чудо 20 века; командиры, бесстрашно ведущие солдат в бой; генералы, проявлявшие высокое военное искусство; солдаты, геройски сражавшиеся за свою родину.

4. Чем же был хорош Т-34? Почему его так боялись немецкие солдаты?

Главное в конструкции танка было гармоничное сочетание его боевых свойств: огневой мощи, броневой защиты и высокой подвижности. Длинноствольная 76 мм пушка могла поразить танки противника на расстоянии 1,5 км. Броневые листы корпуса и башни были расположены под таким углами наклона, что снаряды противника рикошетировали от нашего танка.

К началу войны в Западных военных округах было сосредоточенно 13 тыс.танков. Из них около 900 - Т-34. Достаточно грозная сила. Но решающую роль в начале войны сыграли не число или технические особенности боевых машин. Красная армия была не готова к войне. Действия частей были разрознены, отсутствовала связь между войсковыми частями, не была организованна разведка, не было информации о частях противника, не хватало горючего, боеприпасов. Противник испытывал ожесточенное сопротивление советских войск, но этого было недостаточно. Действия советских танковых войск носили маневренный характер. Наши танки неожиданно атаковывали, в основном из засады, пользуясь внезапностью и отходили. Так в период с 4-11 октября бригада М.Катукова (рис. 10, 11) уничтожила 113 немецких танков, 49 орудий.

Но танков не хватало, их надо было изготавливать больше. И тут проявилось еще одно качество Т-34. Он был прост в изготовлении. В начале 1942 года изменили конструкцию башни, она стала просторнее и напоминала форму гайки (шестигранника).

До 1943 года танк Т-34 превосходил любой танк противника. Появление его на поле боя, как правило, решало исход его в пользу войск Красной армии. Немцы даже выпустили инструкцию для истребителей танков.

1. Просмотр художественных фильмов по теме исследования

Фильм рассказывает о событиях происходивших на пороге войны с фашистской Германией. Инженер Михаил Кошкин разрабатывает прототип нового инновационного танка Т-34 (рис. 12). Чтобы доказать уникальность боевой машины, Кошкин и его команда отправляются в Москву на танках своим ходом. Но вскоре пробег превращается в непредсказуемую гонку, где бездорожье лишь меньшее из зол… Пройдя череду опасных приключений и благодаря безупречным техническим и боевым качествам новых танков, героям удается одержать верх над преследователями и доказать превосходство Т-34.

Прекрасный фильм о советских людях, их стремлению к победе, о любви к Родине, о верности и предательстве, чувстве долга. Все эти понятия объяснены на простых примерах, понятных подростку (на которых фильм и рассчитан).

1. Т-34 - самый массовый средний танк Великой Отечественной войны, а проведенные в 1942 - 1944 годах мероприятия по изменению танка Т-34 позволили существенно повысить его боевые возможности.

2. В конструкции танка было всё. Простота, удобство в эксплуатации и техническом обслуживании, высокая ремонтопригодность, хорошая бронезащита, маневренность. Именно эти машины первыми ворвались в Берлин, сделав последние выстрелы по врагу в Великой Отечественной войне.

3. Именно они, застыли на постаментах, как символ нашей Победы (рис. 14). За четыре года боев танки Т-34 завоевали себе славу лучших танков Второй мировой войны.

4. Они по праву приняли участие в параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года (рис. 15). Значимость этих танков не забыта и сейчас. Как и много лет назад Т-34 занимают почётное место в парадах Победы на Красной площади.

5. Танк Т-34 является самым известным советским танком. Последняя модификация (Т-34/85) состоит на вооружении некоторых стран и по сей день.

6. Танк Т-34 вызывает гордость и уважение, как к конструкторам, так и ко всем танкистам, что сгорали вместе с машинами, но стреляли из них до последнего.

7. Я уверен, что Т-34 стал легендой в первую очередь потому, что в него верили те люди, которые садились за рычаги и к его пушкам и пулеметам.

Почему я считаю, что эта работа была нужной для меня?

Во-первых, я узнал много нового, интересного и полезного для себя. Для ответа на возникающие вопросы, мне пришлось обратиться к разным источникам информации: книги, энциклопедии, интернет, фильмы.

Во-вторых, я узнал, как появился первый танк, когда изобрели первый Т-34, кто был конструктором, чем был хорош Т-34.

Теперь я знаю, почему наш танк Т-34 боялись немецкие солдаты, знаю технические особенности танка Т-34, и теперь могу сказать, что наш танк Т-34, превосходит все остальные танки мира.

Список использованной литературы

Модификация танка Т-34 под номером 85 закончила Великую Отечественную войну

Танк в анфас

Место стрелка-радиста

Место наводчика

Прицел

Переднее колесо

Комбинация приборов боевой машины

Командирская рация Т-34

Механизм поворота башни

Включатель переговорного устройства

место механика-водителя

удостоверение водителя

История создания "тридцатьчетверки", казалось бы, общеизвестна. Принято считать, что началась она 13 октября 1939 года, когда Харьковскому паровозостроительному заводу им. Коминтерна были выданы тактико-технические требования на новый колесно-гусеничный танк БТ-20, а завершилась созданием двух прототипов танка Т-34 (в январе и феврале 1940 г.) и принятием машины на вооружение. На самом же деле всё было гораздо сложнее.

Уже к концу 1942 г. немцам удалось ликвидировать отставание в качественном уровне своей техники, но в 1943-м был принят на вооружение Т-43. Унифицированный с танком Т-34 на 75%, он имел увеличенную толщину брони и нес 76-миллиметровое орудие в новой башне; однако броневой прокат шел на производство тяжелых танков, а начинать выпуск нового среднего танка без усиления его вооружения сочли нецелесообразным.

Так как подходящей пушки более крупного калибра тогда еще не было, продолжили выпускать всё тот же Т-34, получивший, правда, командирскую башенку. История повторилась и в 1944 г., но уже с танком Т-44, который хотя и был выпущен небольшой серией, но на фронт не поступал. Так и получилось, что улучшение боевых характеристик танка Т-34 постоянно откладывалось в ожидании начала производства более совершенного образца, которое по разным причинам не осуществлялось.

Смена поколений

Однако к 1944 г. стало совершенно ясно, что продолжать выпуск танка Т-34 в первоначальном виде не имеет смысла. Главной же проблемой было то, что жизнь практически не оставила конструкторам выбора: повысить боевую живучесть Т-34 в этот период войны можно было только за счет увеличения эффективности вооружения. Решено было снять с командира обязанности наводчика, освободив его для наблюдения за полем боя. Одновременно улучшили противотанковые качества машины, установив 85-миллиметровое орудие в трехместной башне с увеличенным до 90 мм бронированием.

Толщину брони корпуса танка оставили неизменной: весовые резервы модернизации машины были исчерпаны, а 60-миллиметровый лобовой лист пробивался основным немецким ПТ орудием того периода Pak 40 с такой же легкостью, что и 45-миллиметровым. Решено было заканчивать войну с имеющимся танком, ведь к марту 1945-го должен был закончить войсковые испытания Т-54, который был уже машиной следующего поколения.

В таком виде танк Т-34 и закончил Великую Отечественную войну, в таком виде он выпускался по лицензии в Польше и ЧССР, состоял на вооружении полусотни стран и участвовал в бессчетном множестве конфликтов по всему земному шару вплоть до нашего времени.

Кроме того, полторы тысячи танков Т-34 было выпущено в огнеметном варианте. Превосходя по боевым качествам все немецкие танки начального периода войны, он тем не менее вначале показал себя далеко не блестяще. Танк Т-34 на равных соперничал с немецкими машинами в середине войны (за исключением, может быть, второй половины 1943 г.) и, наконец, нанес бронетанковым войскам вермахта сокрушительное поражение в 1945 г.

Несмотря на то что основная машина бронетанковых войск СССР задумывалась другой, Т-34 с честью справился с возложенной на него труднейшей задачей, войдя в историю как танк-освободитель.

Редакция благодарит начальника ГАБТУ МО РФгенерал-полковника В. Полонского
и начальника Военно-исторического музея БТВТподполковника В. Рыжова за помощь в подготовке материала.

До осени 1942 г. танк Т-34 превосходил немецкие танки по защищенности и огневой мощи, однако его реальная боевая ценность снижалась из-за плохой обзорности, малого ресурса дизеля и неудачного функционального распределения обязанностей экипажа (командир был одновременно и наводчиком орудия). Положение постепенно исправляли, но полностью преодолеть эти недостатки удалось лишь к 1944 г. на модификации Т-34-85.

Принято различать только две модификации серийного танка Т-34: с пушками калибра 76 мм и 85 мм, но на самом деле конструкция танка существенно изменялась не только от года к году, но и от завода к заводу. В 1941 и 1943 годах серией около 150 шт. выпускался Т-34И (истребитель) с 57-миллиметровой пушкой ЗИС-4. Существовали огнеметные танки ОТ-34. В ходе производства в конструкции Т-34 появлялись тысячи изменений, и одно время заводам даже было разрешено вносить их без согласования с ОКБ. Насчитывалось по крайней мере семь типов башен – литых, сварных и даже штампованных из 45-миллиметрового листа (производства ЧКЗ), четыре типа катков, три типа траков. Менялось расположение и форма наружных топливных баков, лючков, антенн.

Pz. Kpfw. T-34 747 (r)

Принято считать, что танк Т-34 был оснащен дизельным двигателем для снижения опасности возгорания в бою, но это не совсем так. Пожаробезопасность танковых дизелей несколько преувеличивают. Дизельный двигатель безопаснее бензинового в повседневной эксплуатации, так как не вспыхнет от случайно оброненного окурка или попадания дизтоплива на раскаленные части мотора. Однако в случае поражения в бою всё решает общая защищенность танка и расположение топливных баков.

Существовало несколько вариантов дополнительного бронирования танка Т-34. Башня и верхняя лобовая деталь корпуса усиливались броневыми листами довольно сложной конфигурации с толщиной от 20 до 45 мм, однако такая технология оказалась слишком дорогой для массового производства при относительно низкой боевой эффективности.

В боевых условиях танкисты использовали в качестве дополнительной защиты ящики ЗИП, бревна, тросы, гусеничные траки, укрепленные за поручнями на корпусе и башне. Эта практика появилась в конце 1942 г., когда немцы стали использовать кумулятивный 75-миллиметровый снаряд. Впрочем, единой точки зрения по этому вопросу не существовало: другие танкисты, наоборот, старались перед боем максимально облегчить танк.

Танк Т-34: лучший советский танк, история создания, характеристики

Танк Т-34 признан военными историками лучшим танком периода Второй мировой войны. Его технические характеристики и особенности конструкции давали огромное преимущество в бою. Можно сказать, что наличие на вооружении этого танка, во многом определило исход многих битв Великой Отечественной и результат войны в целом.

История появления Т-34

Рено FT-17

В 1919 году в СССР вновь взялись за создание боевых машин, но теперь за основу брались разработки западных, в частности, французских и английских конструкторов.

Танк Т-24 и БТ

В 20-е и 30-е годы танкостроение, как передовая отрасль, была переполнена идеями и новыми конструкторскими решениями. Это период создания Т-24 с 45-мм. орудием, серии легких танков БТ, обладающих хорошей проходимостью и быстроходностью. Однако, все они имели ряд существенных недостатков. В их числе бензиновый двигатель, влекущий за собой высокий риск возгорания при попадании снаряда, а также высокая стоимость производства.

танк Т-24

Средний советский танк Т-24

Гражданская война в Испании (1936-1939 гг.) стала для молодого СССР своеобразным полигоном для испытания нового вида оружия, в том числе и танков.

Конструктор М. И. Кошкин создатель танка Т-34

Однако, без непосредственного контроля верховного главнокомандующего, еще в октябре 1937 года, на территории Харьковского паровозостроительного завода, глава конструкторского бюро Михаил Ильич Кошкин совместно с А. А. Морозовым и Н. А. Кучеренко, начал создание нового танка, не опираясь на аналоги западных конструкторов. В основе боевой машины лежал дизельный двигатель. Толстые листы брони толщиной 4-7 см. располагались под крутым углом в 60⁰, чтобы снаряды противника, в случае лобовой атаки, рикошетили от корпуса. 76 мм-вая пушка имела дальность стрельбы до 1 км.

Михаил Ильич Кошкин

Михаил Ильич Кошкин главный конструктор танка Т-34

В марте 1940 года 2 опытных образца нового танка совершили пробег от г. Харькова до г. Москвы. Дорога вела в обход городов проселочными дорогами. Целью было не только привезти образцы танков к начальству, но и испытать боевые машины. Задача была первостепенной важности, глава конструкторского бюро М. И. Кошкин вызвался сам вести один из танков.

Машины были доставлены в Москву в установленный срок, танки были удостоены всестороннего изучения и в начале 1941 года начался массовый выпуск новой боевой машины Т-34. К сожалению, перегон танка по маршруту Харьков – Москва негативно отразился на здоровье его изобретателя и в сентябре 1940-го года М. И. Кошкин скончался от пневмонии.

Немаловажной причиной перехода на новые танки стали результаты войны с Финляндией (1939-1940 гг.). Именно она показала недостатки уже имеющихся машин. Легкие танки БТ-5 и БТ-7, а также танки Т-26 с бензиновым двигателем, успешно выиграли оба танковых сражения, развернувшиеся в период этой войны. Однако сотни танков просто замерзли, так и не вступив в бой.

легкий танк БТ-5

Легкий танк БТ-5

Нападение фашистской Германии 22 июня 1941 года застало врасплох танковые подразделения. Многие машины были сожжены прямо на платформах. Те, что остались, не могли дать достойный отпор: не хватало снарядов, новые машины некому было вести в бой, танкисты не были обучены управлению новыми машинами. Так, из примерно тысячи танков, оборонявших западные границы страны, почти все были потеряны в первые две недели боев. А осенью 1941 года был разрушен Харьковский паровозостроительный завод, на котором выпускалась основная масса Т-34.

Т-34 в Великой Отечественной войне

Оправившись от первого потрясения, армия Советского Союза начинает ответные боевые действия. Сформированные танковые дивизии вступают в бой. И тут преимущества нового Т-34 становятся большой проблемой для неприятеля. Пушки Т-34 пробивают броню любого танка Германии на километровой дистанции – ни одна из имеющихся в арсенале фашистов машин не может этому противостоять. Ввиду этого, запланированное на осень немцами наступление на г. Тула решено отложить.

подбитые танки Т-34 во время Отечественной войны

Потери боевых машин СССР с начала войны огромны. Так, за 1941 год Советский Союз потерял порядка 20,5 тысяч танков всех типов. Чтобы восполнить недостаток в боевых машинах, заводы, перенесенные на Урал и в Сибирь, в срочном порядке выпускают новые танки, основная масса которых именно Т-34. В процессе производства проявился и еще один плюс 34-го – простота конструкции новой техники. Выполнять многие операции по производству могли низкоквалифицированные рабочие без специальных знаний. Это было очень важно, ведь основную рабочую силу после ухода работников на фронт, составляли женщины и дети.

КВ-2 оставленый из-за поломки

1942 год ознаменовался восстановлением мощи танковых войск. Заводы наращивают объемы, впервые налажено поточное производство Т-34. Большим достижением стала разработка метода автоматической электросварки, благодаря чему выпуск танков увеличивается в 5 раз без угрозы качеству. Полевые испытания показали – сваренные новым электросварочным оборудованием швы крепче, чем даже броня танка.

Т-34 в Великой Отечественной войне

королевский тигр брошенный

Битва на Курской дуге

Самым масштабным танковым сражением за всю историю Второй мировой является Курская битва. В бою участвовали порядка 8 000 танков, территория битвы составляла 150х200 км., большую часть которой ранее занимали плодородные поля. Окружение и захват полумиллиона советских солдат в районе города Курск, было последним шансом переломить ход войны для немецкого командования. Обширная операция готовилась три месяца, под Курск стекались крупные силы фашистской армии: 780 тыс. человек, 10 000 орудий, 2 500 танков.

Курская битва 1943 год

Однако Советская армия не могла не заметить таких перегруппировок и тоже стягивала силы, причем куда большие. Со стороны Советского Союза было собрано около 2 млн. человек, 25 000 орудий и больше 5 000 танков. Вдоль Курской дуги рылись окопы, было выкопано более 400 км. противотанковых траншей, подготовлены минные поля.

подбитый и брошенный Ягдтигр

5 июля 1943 года артиллерия СССР открыла огонь по немецким позициям. Причем сделано это было ровно за час до начала запланированной крупномасштабной операции Германии. Только через час от запланированного времени, оправившись от неожиданной атаки, немецкие танковые силы пошли вперед.

Вопреки ожиданиям немцев прорыв не удался, наступление встретило отчаянное сопротивление. К концу дня в южной части фронта 4-я танковая дивизия немцев продвинулась лишь на 15 км., 9-я дивизия на севере – только на 10 км., неся при этом большие потери. За два дня поле битвы было усеяно десятками тысяч погибших, сотнями сожженных, догорающих танков.

С 13 июля, когда командование немецкими войсками приняло решение об отступлении, Советская армия перешла в контрнаступление, и фактически взяла инициативу ведения войны до самого 9 мая 1945 года. Стоит отметить, что победа в битве на Курской дуге была скорее не следствием успеха в боях, а наличием значительных больших резервных сил. Если сравнить потери с обеих сторон, легко заметить, что немецкие войсковые части пострадали меньше советских. Так, потери со стороны СССР составили:

убитые, взятые в плен, пропавшие без вести – более 250 тыс. человек;

раненые – более 600 тыс. солдат и офицеров;

потери танков и САУ – 6 064 шт.

Со стороны Германии эти цифры выглядят так:

убитые, пропавшие без вести – более 100 тыс. человек;

раненые – 433 933 солдат и офицеров,

потери танков и САУ – 2 900 шт.

САУ Фердинанд немцев подбитые на Курской дуге

Уничтоженные самоходные артиллерийские установки "Фердинанд" на Курской дуге

Задачей советских конструкторов стало усиление брони и бронебойной силы Т-34 с максимальным сохранением его скоростных качеств. В условиях войны было важно, чтобы производство нового танка не требовало значительной переделки техники производства, так как это требовало больших затрат времени и ресурсов.

Дора и Толстый Густав

Танк Т-34-85: модифицированный Т-34

Т-34-85 в Великую Отечественную войну

После окончания Великой Отечественной войны, танк Т-34 новой модификации участвовал в Советско-Японской войне и фактически был основной боевой машиной армии до середины 50-х годов. Он стоял на вооружении вплоть до 1993 года, постепенно его место стали заменять более современные машины.

Что касается других стран, то Т-34 в течение XX века стояли на вооружении более 40 стран. Танки участвовали в Корейской и Вьетнамской войне, в многочисленных вооруженных столкновениях на Ближнем Востоке.

Особенности конструкции Т-34

В конструкции Т-34 использовался дизельный двигатель В-2, способный работать как на солярке, так и на керосине. Снаряды Т-34 были оснащены:

Что касается координации танковых подразделений, то стоит заметить, что не во всех танках ранних версий Т-34 была предусмотрена радиосвязь, а в тех, что была, она часто давала сбои. Командирам танковых подразделений приходилось вылезать из танка и координировать действия с помощью сигнальных флажков. Это было недостаточно эффективным и довольно опасным способом коммуникации в условиях боя. Важным достижением стала установка в 1943 году в транспорте качественных переговорных устройств и радиосвязи.

танкисты Т-34 в Великую Отечественную войну

Экипаж машины состоял из четырех человек: механик-водитель, пулеметчик, наводчик и командир танка. Позже, в модификации Т-34-85, членов экипажа стало 5 – появилось место для заряжающего.

Танк Т-34 называют легендарным. Созданный накануне Великой Отечественной, он во многом определил ход войны, принеся победу стране, его создавшей. И хотя со стороны Советской России после 1945 года он не участвовал в военных конфликтах, его вклад в мировую историю сложно переоценить. А конструкторские идеи танка были использованы для дальнейшего развития военной и гражданской техники.

Читайте также: