Связь литературного процесса с национальными традициями русского народа доклад

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Наш родной край – Казахстан. Мы здесь родились и

живем. Любовь к родному краю неразрывно связано

с любовью к Родине. Наша почетная обязанность -

больше узнать о прошлом и настоящем своего края.

В этом и заключается залог нашей любви к родному

краю, к Родине.

Стараюсь это делать так, как мне удавалось, что-то вспоминала, где-то помогали ребята. Мы должны быть благодарны художественной литературе, печати, которые бережно хранят и доносят нам традиции того или иного народа. Основным помощником в этом является литература – предмет, таящий в себе неисчерпаемые богатства народных традиций.

Остановлюсь на некоторых программных произведениях, в которых видна связь народных традиций с творчеством того или иного писателя.

Знакомясь с УНТ, со сказками зарубежных писателей, литературой родного края в V классе мы узнаем традиции того или иного народа. Ведь сказки УНТ – это уже традиция, т.к. передаются из поколения в поколение, сохраняя народные обычаи, приметы, обряды. На уроках русского языка даю задания:

найти пословицы и поговорки по определенной теме и соответствующие им на русском языке. Например:

Чужбинка не по шерсти гладит.

(каз)Лучше быть на Родине подметкой, чем на чужбине султаном.

(рус)Красна птица пером, а человек ученьем.

(каз)Землю украшают нивы, человека – знания.

(рус)Своя земля и в гости мила.

(каз)На Родине и воздух – лекарство.

(каз)История земли – история народа.

Не будь сыном отца, будь сыном народа.

Поговорки (каз)

Отец – учитель своим детям.

Мелкая речка шумлива.

И на луне есть пятна.

Загадки. У казахов был обычай – выдавали невесту замуж, только после отгадывания загадок женихом. И вообще загадки загадывались на вечеринках, пиршествах.

Вот я загадываю детям :

Над домом мелкие камни (звезды на небе.)

Белый сундук открывается, из него шелк рассыпается

Души и языка нет, а говорит разумное (книга.)

При изучении биографии Маяковского и Есенина(11 класс)мы узнаем, что этих поэтов интересовало все национальное. Маяковский рос в Грузии, знал грузинский и армянский, татарский языки. Он сравнивал родную и чужую речь, изучал традиции этих народов. Интернационализм в творчестве Маяковского стал основной чертой его поэзии.

Знакомясь с творчеством Есенина, мы отмечаем что его поэзия имеет национальное начало, автор беспокоится за судьбу не только своих соотечественников, но и людей других национальностей. Ему приходилось бывать в Грузии, Азербайджане, увлекался Восточной поэзией и сожалел о том , что мало знает о мусульманстве и вообще историю этих народностей.

Из творчества Ивана Сергеевича Шмелева(5 класс) ,мы узнаем, как он вспоминает о традиционном русском празднике – Масленица, с национальными играми, развлечениями: лазание по столбу за призом, игра в снежки, катание на санях и т.д. Театрализованное представление с участием сказочных персонажей. Кульминационным моментом праздника является передача эстафеты Зимы Весне.

Интересно было ребятам узнать традиционные праздники других народов. Например: Наурыз – Новый год у казахов и народов Средней Азии. Это праздник пробуждения и воскресения природы, знаменовавший начало с/х работ. В эти дни казахи одевали праздничную одежду, обменивались поздравлениями и пожеланиями благополучия в новом году. Готовили ритуальное блюдо – наурыз коже (новогодняя похлебка), которое готовили в больших котлах и следили ,чтобы котел был полным. В состав новогоднего коже добавлялось 7 пищевых элементов: мясо, рис, пшено, мука, молоко, масло, кукуруза и т.д. Празднование сопровождалось массовыми играми, сказками.

Связь с народными традициями осуществляется и на уроках русского языка.

Определить вид придаточного в следующем предложении:

Гостеприимство является одной из замечательных традиций прошлого, которая поддерживается и развивается в современной нашей жизни.

При повторении однородных и обособленных членов дается задание: найти водные слова и однородные члены предложения, объяснить постановку значков препинания в следующем предложении:

На уроках казахского языка есть уроки развития речи, которые освещают традиции и обычаи казахского народа. На этих уроках даются задания прочитать, перевести и пересказать текст.

Я предложу вам тест. Знаете ли вы этот простой обычай.

Надо ли, идя в гости, взять с собой напитки?

Принято ли, получив приглашение , спросить, что нести с собой?

Если вас пригласили, знаете ли вы что это будет. Обед, ужин, чай?

Важна ли форма одежды, если вас пригласили в гости домой?

Следует ли принести хозяйке дома цветы?

Принято ли произносить тосты?

Можно ли прийти к своим знакомым вечером без приглашения?

Устраивают ли казахи пикники на воздухе?

Существует много различных традиций ,рождение ребенка, совершеннолетие , свадебные обряды, праздники (наурыз) и др.

Обычаям и традициям нельзя научить с ними нужно знакомить с раннего возраста. Каждый Американец с детства знает свою историю и культуру. Так надо и нам поступать , и т.к. человек не знающий своих истоков , не может испытывать чувства гордости за землю, на которой живет.

В нашем обществе должна утвердиться идея – что Казахстан – наша общая родина. И наш долг, какой бы национальности мы не были способствовать этому.

Ведь многие страны именно с воспитания чувства любви к Родине начала свой путь к нынешнему процветанию. Такие традиции следует перенять и нам, начиная с детства воспитывать в наших детях чувство патриотизма.

Отношенин народа к Наурызу и ко всему, что в этот праздник происходило, было особенным . Если к примеру, в этот день рождался ребенок, его было принято принимать за годовалого. Таких детей нарекали именами Наурызбек, Наурызбай, Мейрамгуль, этот обычай сохранился и по сей день.

В ночь перед праздником вся посуда заполняется молоком, айраном, шубатом и другими молочными продуктами, а также пшеном, просом, пшеницей и чистой ключевой водой. Смысл этих приготовлений – обилие молока, урожая, дождя. В великий день каждый старался одеться во все новое, если же не было обновки, то ходили в чистой и опрятной одежде.

Женщины, поклонившись восходящему солнцу кропили молоком очищенные родники и на саженные деревья, что символизировалось пожеланием благословения земли – воде (жер-су).

В этот день люди приветствовали друг друга по особому. Например: выражали взаимные пожелания при встрече.

При встречи мужчины здоровались обеими руками, прижимая друг друга к груди. Женщина с мужчиной встречались в этот день, также заключали друг друга в абъятия.

В этот день снимались все возростные барьеры при общении, даже невестка могла запроста подшучивать над свекром, молодые женщины старались почаще приветствовать почетных старцев. Эти обряды имели глубокий смысл. В приветствиях молодых женщин со старцами отразилось поверие о том, что добродатель пожилых людей перейдет через женщин к их потомству.

Мир шагнул в XXI век, расширились возможности человеческого общения, в процессе жизни стало понятным, что общезначимые художественные явления сближают народы, сближают процессы, протекающие в разных литературах. Опираясь на эти процессы, мы можем прочесть карту культуры XX века по-новому, отвлекаясь от массы вторичных признаков. Процесс интеграции, который, несомненно, имеет место в советской прозе, на самом деле имеет более глубокий смысл, ибо охватывает художественные процессы, происходящие в мировом литературном процессе.

Содержимое работы - 1 файл

ЛЛИТЕР. ВЗАИМОСВЯЗИ Ж.Б.doc

1.2. Литературные связи и взаимодействие национальных литератур

Мир шагнул в XXI век, расширились возможности человеческого общения, в процессе жизни стало понятным, что общезначимые художественные явления сближают народы, сближают процессы, протекающие в разных литературах. Опираясь на эти процессы, мы можем прочесть карту культуры XX века по-новому, отвлекаясь от массы вторичных признаков. Процесс интеграции, который, несомненно, имеет место в советской прозе, на самом деле имеет более глубокий смысл, ибо охватывает художественные процессы, происходящие в мировом литературном процессе.

Общение между литературами – факт, влияющий на жизнедеятельность всей литературы. Только подобный угол зрения может помочь увидеть в ней то, что останется на века. Связи между разными по национальному генезису художественными явлениями свидетельствуют, что объектом исследования, внутри которого ищутся схождения и различия, сегодня стало искусство (и литература в том числе), включенное в историю человечества. Именно этот отсчет от человечества и созданной им культуры позволяет заметить связи между явлениями, прежде казавшимися изолированными.

При взаимосвязанном изучении национальных литератур, необходимость которого диктуется социально- политическими, историко-культурными и национально-литературными реалиями современной жизни, неизбежно встает проблема межлитературного синтеза, типа литературных отношений, ее истории, ее роли, ее места и значения в мировом литературном процессе.

Переосмысление и переоценка истории национальных литератур, происходящая в последнее время на всем постсоветском пространстве, совершенно невозможна в отрыве от мирового литературного процесса, в изолированном виде, без учета достижений современной науки, ее прогностических моделей в русле сравнительного литературоведения.

Сравнительное литературоведение как относительно новая отрасль в филологии исходит из концепции единства всемирного художественного процесса. Современная тенденция нарастания интереса к вопросам эстетики и теории литературы в рамках сравнительного изучения литератур наблюдается повсеместно.

Если обращаться к истории вопроса, то в первую очередь следует назвать имя А.Н.Веселовского – теоретика данного направления в литературоведении, ученого, возглавившего в России сравнительно-историческую школу. Под воздействием западной науки были сформированы основные идеи и научные постулаты ученого, которые оказали большое влияние на становление компаративизма в советское время. Неоценимый вклад в данное научное направление внесли также В.М.Жирмунский, Н.И.Конрад, М.М.Бахтин и другие.

К месту, на наш взгляд, будет приведение цитаты из другого труда М.М.Бахтина. Он считает представление о том, что для лучшего понимания чужой культуры надо как бы переселиться в нее и, забыв свою, глядеть на мир глазами этой чуждой культуры односторонним и потому неверным. Это представление односторонне, так как понимание иной культуры не должно быть ее простым копированием, оно должно нести нечто новое, обогащающее. Творческое понимание не отказывается от себя, от своего места во времени, от своей культуры и ничего не забывает. «В области культуры вненаходимость – самый мощный рычаг понимания.

Литературные школы постсоветского пространства, обращаясь к опыту мировой науки, преодолевают негативные факторы советской школы сравнительно- исторического литературоведения, когда советская идеологизированная наука принималась как единственно возможная и правильная.

Следует отметить, что обращение к опыту других стран дает возможность не только активизировать развитие сравнительного литературоведения с учетом мировых достижений в науке, но и правильно осмыслить и оценить современное состояние этой отрасли литературоведения в Казахстане без ущерба национальных традиций.

Творчество русского писателя Казахстана как раз-таки позволяет проследить взаимоотношения между национальными литературами в рамках одной историко-культурной общности – Советский Союз.

М.Х.Мадановой рассмотрены традиции отечественного сравнительного литературоведения в свете достижений мировой компаративистики, поведены итоги пути, пройденного отечественной компаративистикой, отмечены негативные стороны. Наряду с этим определены общие и особенные характеристики развития сравнительного литературоведения в Казахстане, актуальные и перспективные проблемы его дальнейшего развития. Она представила репрезентативную модель развития казахско-международных литературных взаимодействий. Если остановиться на принципиально новых положениях сравнительного литературоведения, трактующихся в русле современных тенденций мировой компаративистики, то следует отметить, что данное определение – компаративистика, соответствующее мировой литературной терминологии, мы будем считать более приемлемым, чтобы не вносить путаницы и терминологической разноголосицы [85].

Творческое преображение действительности характерно для литературного процесса начала ХХ века, зримо проступает оно в поэзии.

Массив произведений этих лет не только продолжает идеи литературы ХIХ века, но и существенно отличается и в содержательном, и в художественном плане.

Литература усиленно стремилась дойти до самых глубин человеческой души, понять не только социальную, но и психологическую сущность личности.

Литература рубежа ХIХ—XX веков представляет собой непростую и неоднозначную совокупность художественных проблем и творческих исканий. Основные литературные направления этого периода — реализм и модернизм — являли разные концепции видения мира и человека.

Начало ХХ столетия характерно тем, что произведения писателей этого периода сохраняют стабильные традиции критического реализма, присущие середине ХIХ века. Самые главные позиции принадлежат А. П. Чехову, Л.Н.Толстому, В. Г. Короленко.

Нельзя забывать о том, что на рубеже веков продолжалась творческая деятельность писателей-реалистов старшего поколения, таких, как В.Г.Короленко, Д. Н. Мамин-Сибиряк и др. В конце 1880-х—начале 1890-х годов реалистическая литература пополнилась новым поколением художников слова — В. В. Вересаевым, А. С. Серафимовичем, М. Горьким, Н. Г. Гариным-Михайловским, А. И. Куприным, И. А. Буниным, Л.Н.Андреевым.

Были и поэты, которые не отходили от традиций русской поэзии, и в привычной форме воспевали русский дух и свою любовь к Родине.

Новаторство литературы начала XX века.

В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития. Результатом кризиса общественного сознания, ощущения переломности исторического момента и является переосмысление духовных ценностей. Формируется декаданс как тип трагического художественного мироощущения рубежа веков.

Выступив с ревизией реализма, декаденты провозгласили, что реализм изжил себя, и демонстративно заявили об отходе от общественной тематики.

Отказ искусства от политических и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам. В произведениях декадентов отражаются упадочничество, формализм, индивидуализм, одиночество, тоска, пессимизм.

Русское декадентство с его эстетским аморализмом, индивидуализмом, погружением в мистические сны оказало значительное влияние на новые, модернистские направления этого времени.

Жизнь, стремительно менявшаяся, требовала новых форм искусства. Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Параллельное возникновение все новых и новых поэтических школ — одна из интереснейших тенденций эпохи. Происходило нарастание личностного начала, повышение статуса творческой индивидуальности в искусстве.

Одним из способов преодоления кризиса реализма стало приобщение к поэтике модернизма.

Философско-мировоззренческой основой модернизма стали идеи Ф.Ницше, З. Фрейда, А. Шопенгауэра и других философов.

В русской поэзии появились такие направления модернизма, как символизм, акмеизм, футуризм. Импрессионизм и экспрессионизм оказали влияние на развитие русской прозы.

Сторонники модернизма отрицали существующие формы традиционной эстетики, предлагали условность стиля, противопоставляли свое творчество реализму, отрицали социальные ценности. Ими была избрана другая цель — создание поэтической культуры, содействующей духовному совершенствованию человечества.

Модернисты были убеждены, что художник обладает даром преображать мир средствами искусства, способствовать духовному возрождению человечества. Представители разных направлений интерпретировали эту идею по-разному.

Символисты считали, что искусство способно пробудить в душе человека божественное начало.

Можно выделить следующие характеристики модернизма:

– активность, динамизм, энтузиазм, страсть к движению, непримиримость;

– настоятельную потребность действовать против чего или кого-либо;

– способность преодолевать традиционные преграды, презирать общепринятые ценности;

– культ молодости и новизны, устремленность в будущее;

– склонность к эпатажу и революционному радикализму в искусстве.

Значение модернизма состоит в том, что он стал особой формой самопознания культуры, предопределил пути развития искусства, раскрепостив художественное сознание, изменил отношение общества к искусству и пробудил глубокий интерес к бессознательному в языке и сознании.

Цель творчества представителей искусства рубежа веков не была достигнута. Мир не удалось преобразить под влиянием искусства. Однако попытки реализовать эту цель привели к высоким достижениям в области жизни духа, особенно в области поэзии.

5. Роль искусства в жизни общества. Полемика по вопросам литературы.

В конце XIX — начале XX века в обществе шла полемика о роли искусства в жизни общества, в первую очередь при участии писателей, поэтов, партийных деятелей. Споры о литературе и искусстве велись резко, подчас воинственно.

Писательская публицистика является неотъемлемой частью литературы. Это жанр литературных произведений, стоящий на стыке художественной литературы и научной (социально-политической) прозы. Главное назначение публицистики – поднимать общественно-значимые и актуальные проблемы современной жизни, она берт на вооружение ораторское слово, её стилю свойственна повышенная и открытая эмоциональность.

Со второй половины XIX века в русском искусстве был провозглашен утилитаризм, главным постулатом которого был принцип — искусство должно отражать реальную жизнь и быть полезным обществу. Только когда искусство приносит пользу, оно является искусством.

Главным образом можно выделить две проблемы, которые волновали оба лагеря интеллигенции в отношении социальной роли искусства:

- уместен ли утилитаризм в искусстве;

- необходима ли связь искусства с народом.

Новые веяния в современной литературе Мережковский связывал с постепенным одухотворением искусства, проникновением в него элементов идеализма, каковыми он считал красоту, бескорыстную любовь, религиозное одушевление, вопросы о бесконечном, о смерти, о Боге.

По мнению Мережковского, все великие писатели одиноки и не поняты, и литература переживает сейчас, в 90-е годы, период упадка. Быть ей или не быть русской литературой, выразительницей народного религиозного сознания, зависит от того, поймут ли писатели и критики существо литературы как поэзию. А подлинная поэзия – это символизм, искусство художественных символов, и в этом спасение литературы.

Все это вызывающее выступление, направленное против материалистической философии, заканчивалось прославлением мистика Вл.Соловьева и вполне определенным политическим утверждением: «Никакие позитивные выгоды, никакой утилитарный расчет, а только творческая вера во что-нибудь бесконечное и бессмертное может зажечь душу человеческую.

ü Основные выводы

Русская культура конца XIX — начала XX вв. поражает своей яркостью, богатством, обилием талантов в самых разных сферах. И в то же время это была культура общества, обречённого на гибель, предчувствие которой прослеживалось во многих её произведениях.

Модернистскими в литературоведении принято называть, прежде всего, три литературных течения, заявивших о себе в период 1890–1917 гг. Это символизм, акмеизм и футуризм, составившие основу модернизма как литературного направления.

До встречи на занятиях.

Нигматуллина (Габдуллина) Альбина Сабаховна

В исследовательской работе показаны народные традиции, использованные в произведениях русских писателей. Подробно расмотрены рпоизведения, в которых имеется образ бала.

ВложениеРазмер
ispolzovanie_narodnyh_tradiciy_v_proizvedeniyah_russkih_pisateley._bal_v_russkoy_literature.docx 34.34 КБ

Предварительный просмотр:

Научный руководитель: Нигматуллина Альбина Сабаховна

Цель работы - проникновение в роль и историю бала в русской литературе.

1. Рассказать об истории возникновения и развития бала.

2. Выявить различие отношений русских писателей к

3. Показать, для чего автор вводит бал в произведении.

Объект исследования - произведения А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, Л.Андреева и М.Ю.Лермонтова,

Предмет исследования: образ бала в произведениях русских писателей.

Сравнительный анализ : чем заменялся бал в светском обществе татарского народа в произведениях татарских писателей

Метод исследования: метод сплошной выборки, сравнительный метод.

Я взяла эту тему для исследования, потому что сама с раннего детства люблю литературу, поэтому описание бала интересно с художественной и культурной точки зрения. На наш взгляд, это фееричное, грациозное и красивое зрелище, на котором молодёжь проводит своё свободное время.

Ба (ball) из французского языка - собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев .

Отрадно отметить, что в наше время русские балы в центральных городах России возрождаются, и этикет стал входить в образовательную программу некоторых школ и гимназий. Давайте попробуем подробнее узнать про это волшебное завораживающее, а иногда трагическое действие!

II. История бала.

Слово пришло в русский язык из немецкого; в переводе означает мяч. В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов.

Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Бал всегда заканчивался ужином. (Слайд 6)

Бальный этикет. (Слайд 6)

Основными развлечениями в ХIХ веке были бал и ужин. Между тем они были существенными, но вовсе не обязательными составляющими званого вечера. Русская дворянская культура ХIХ века на этот счет - выработала гибкую систему элементов, которая могла варьироваться в зависимости от повода, количества и возраста гостей и многих других обстоятельств.

Бальные костюмы (Слайд 8)

Одежда для бала подчинялась определенным правилам. Если для ХVII века требования к бальному туалету усложнялись, вплоть до 60 – х годов мужчинам считалось неприличным приезжать на бал в брюках. Для этого существовали специальные короткие, до колен, светлые штаны. К ним надевались белые чулки и открытые башмаки с пряжками. Для бала был обязателен темный фрак, который надевали со светлым жилетом и белым галстуком (бабочкой).

Дамское бальное платье ХIХ века обычно шилось с короткими рукавами, открытым, из тонких и легких материй - шелка, газа, кисеи, кружев. Платье для танцев было чуть-чуть короче, чем это было принято для повседневной одежды: приоткрывало ступни до щиколоток.

В произведениях русских писателей встречаются такие описания нарядов:

(М. Ю. Лермонтов "Княгиня Лиговская ").

III. Тема бала в русской классической литературе:

1). Петербургский бал (описанный в 1 главе) и светский раут, на котором Онегин снова встречает Татьяну (гл,8);

2). Московский бал в Благородном собрании (гл.7);

3). Бал на именинах Татьяны в деревне (гл.5).

Описание бала, на который приезжает молодой Онегин, завершает картину петербургской жизни героя: быт, одежда, время проведения которого раскрывают читателю его интеллектуальный облик.

Так, на паркете бальной залы происходят важнейшие события в жизни героев романа. Не случайно у Пушкина появляется сравнение танец жизни:

«Однообразный и безумный

Как вихорь жизни молодой,

Перед тем, как ехать с визитом к губернатору, Чичиков тщательно умылся, оделся "во фрак брусничного цвета с искрой". И в собственном экипаже "покатился" на бал.

Весь дом губернатора был так освещен, что Павел Иванович, входя в зал, "должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный". Эта картина поразила Чичикова своей пышностью и красочностью. Губернатор, увидев нового гостя, подхватив Чичикова под руку, "представил его тут же губернаторше". Потом начались танцы. Стоя в сторонке, Павел Иванович наблюдал за кружащимися парами. Дамы были одеты по-разному: кто по моде, а кто " во что бог послал в губернский город". А Чичиков все стоял и разглядывал гостей. Мужчин он делил на два рода: "одни тонкие, которые все увивались около дам…"; другой род мужчин составляли толстые…" Чичиков не относился ни к толстым, ни к тонким, среднего телосложения был. Но, присмотревшись к чиновникам, он решил примкнуть к толстым. Они и удачливее, и места занимают в городе высокие, не то что тонкие: бегают, бегают, а толку от этого никакого. И Павел Иванович Чичиков, приняв такое решение примкнуть к толстым, начал осведомляться о некоторых чиновниках у председателя и почтмейстера.

На балу Чичиков занят размышлениями о мужчинах, знакомится с "весьма обходительным и учтивым помещиком Маниловым и несколько неуклюжим на взгляд Собакевичем", от которых узнает, в каком состоянии находятся их имения и сколько у кого крестьян. Манилов, "имевший глаза сладкие, как сахар, и щуривший их всякий раз, когда смеялся", приглашает Чичикова к себе в усадьбу, так как находится от гостя "без памяти". Такое же приглашение Павел Иванович получает от Собакевича.

При встрече с Платоном Михайловичем Чацкий не узнает старого друга, после помолвки с Натальей Дмитриевной он стал совсем не таким, каким был. За него на все вопросы Александра Андреевича отвечает жена, будто Платон Михайлович сам не может ответить, а она хочет казаться заботливой, но получается так, что муж у нее под каблуком:

Мой милый, застегнись скорей.

А совет Чацкого вовсе для нее бессмыслен, и она опять отвечает за мужа:

Платон Михайлыч город любит,

Москву; за что в глуши он дни свои погубит!

Если в вышеперечисленных произведениях бал - был приемом для раскрытия характеров, отношений или для совершения сделок, то у Достоевского бал для бедного мальчика был у Господа Бога и стал спасением. На балу он встречается с мамой, которая накануне умерла. Его впустили туда, обогрели и ему стало хорошо, а балы, мимо которых он прошел по улицам Петербурга, его не радовали приемом.. Автор показывает бал в двух измерениях: в реальности- отрицательные, в той жизни- прекрасный.

Тема бала в литературе являлась ключевой. Кто-то принимал важное решение, решалась чья -то судьба, кто-то находил свою первую и на всю жизнь единственную любовь, а кто-то расставался навсегда. Проливались слезы счастья и радости, горя и печали.

Для меня бал является самым ярким, красочным эпизодом в художественных произведениях. Бал - кульминационный момент. Съезжаются гости, дамы в шикарных платьях, дорогих украшениях, все блестит, сверкает. Прекрасная музыка. Все танцуют вальс. Плетутся интриги, И происходит такое событие, которое может изменить, жизнь гостя, приглашенного на бал.

Всё кружится; в бурном вихре танца.

Закончить свое выступление мне хочется светской хроникой:

Читайте также: