Отзыв о посещении музея а н островского доклад

Обновлено: 17.05.2024

Нам очень понравилось! Сотрудники встретили нас, как родных. Домик двухэтажный уютный-преуютный, стены бревенчатые проглядывают за ширмами и мебелью. На втором этаже даже пахнет вишней или вишнёвым вареньем — полное ощущение, что здесь живут люди. Конечно, билеты очень дорогие. Экспозиция хорошая, садик вокруг дома чудесный — цветов много, плодовые деревья и кусты. Невероятно сказочная усадебка в центре Москвы действительно из 19 века. Жаль, что дождь лил, мы бы и садом насладились. Всё равн … – показать

о обошли вокруг дома под зонтом, понюхали красивейшие флоксы, полюбовались розами и кустами смородины и крыжовника. Спасибо сотрудникам музея.

Отец Островскому дал ему прекрасное образование, работал в суде писарем, после чего стал сочинять свои истории. 4 ребёнка от первого брака, которые умерли, во втором браке супруга родила 6 детей.

Режим работы: среда, пятница, суббота, воскресенье 12:00—19:00. Четверг 13:00—21:00. Понедельник, вторник- выходной. Касса закрывается за полчаса до закрытия музея.

Даже не верится, что в центре Москвы на Ордынке есть такие тихие и зеленые дворы с деревянными домами

Замечательный музей! Здесь вам расскажут не только об Островском, его семье и жизни, но и истории Малого театра и истории московского театра вообще. И обязательно берите билет с экскурсией!

Замечательное место, приветливые и интересные экскурсоводы) Цена билета 200 рублей для обычных граждан, студентам бесплатно)

Специалисты дома-музея А.Н. Островского

Работаете здесь или знаете кто здесь работает? Добавьте специалиста, и он появится здесь, а еще в каталоге специалистов. Подробнее о преимуществах размещения

Официальная группа Вконтакте дома-музея А.Н. Островского

Алексей Лебедев (24.02.2022):
Открытое письмо российских ученых и научных журналистов против войны с Украиной
Мы, российские ученые и научные журналисты, заявляем решительный протест против военных действий, начатых вооружёнными силами нашей страны на территории Украины. Этот фатальный шаг ведёт к огромным человеческим жертвам и подрывает основы сложившейся системы международной безопасности. Ответственность за развязывание новой войны в Европе целиком лежит на России.
Для этой войны нет никаких разумных оправданий. Попытки использовать ситуаци … — Читать дальше

Выбирая в этот раз куда бы поехать за новыми впечатлениями мы не стали изобретать велосипед и снова отправились в музей. Выбор музея был, можно сказать, случайный, не хотелось ехать куда-то далеко, поэтому мы выбрали еще один небольшой музей в центре Москвы, расположенный в районе Замоскворечье.
Это Дом-музей великого драматурга А. Н. Островского. В этом самом доме он родился и прожил первые три года своей жизни.
Дом-усадьба Александра Николаевича расположен по адресу улица Малая Ордынка дом 9. И относится к филиалу Государственного Центрального Театрального Музея им. А. А. Бахрушина, расположен вблизи станции метро Третьяковская.
Если идти по улице, то вполне можно промахнуться и пройти мимо т. к. сам дом Островского "утоплен" между домами в глубине сада.

музей

Но таблички, имеющиеся на резных оградах верно укажут вам путь, а так же часы работы музея.

музей

В этом самом доме, в комнате на первом этаже 31 марта 1823 года и родился наш знаменитый соотечественник.
Его родители снимали три нижние комнаты у священника, который жил на втором этаже и служил тут же в церкви, которая раньше была установлена рядом с домом.

музей

Она называлась церковь Покрова Богородицы в Голиках. Она была разрушена в 1931 году, но фото ее сохранилось:

музей

Сейчас рядом с домом на том месте, где ранее стояла церковь (в которой и крестили А. Островского в возрасте 5 дней), установлен его бюст:

музей

Сам музей уже активно просит о ремонте, собственно на момент нашего посещения во дворе уже была установлена бытовка и даже кажется начались какие-то строительно-копательные работы. конечно это надо делать непременно, в некоторых местах облицовка дома отвалилась большими кусками:

музей

Но зато это нерадостное зрелище дало нам возможность посмотреть из чего был построен дом. Первый этаж - кирпичный, а второй-деревянный сруб.
Чтоб попасть в музей нам потребуются билеты. Они продаются в кассе в соседнем доме-музее, стрелка-указатель покажет вам путь. Стоимость взрослого билета 200 рублей, детский 100, а еще в 100 рублей обойдется вам фотосъемка на собственный фотоаппарат.

билеты

музей

Внутри мы попадаем в некое подобие холла, где нас встречают работники музея, они вам расскажут откуда логичнее начать осмотр экспозиции, покажут маленький-премаленький гардероб, ну и вообще ответят на все возникающие вопросы.
Кстати, тут же висит и старинное зеркало, и хотя оно тоже вроде как экспонат, я например, когда одевалась, воспользовалась им по прямому назначению.

зеркало

Осмотр экспозиции начинаем со второго этажа. Там залы, посвященные истории постановок пьес А. Н. Островского. Не всех конечно :)
Поднимаемся по деревянной лестнице вверх.

музей

Экспозиция начинается прямо на лестнице:

музей

Проходим внутрь, первое, что тут сразу бросается в глаза - это макет малого театра в разрезе, то, как он выглядел в то время, когда он еще освещался свечами и в партере не стояли кресла т. к. центральная люстра была свечная и воск со свечей капал вниз. Когда-то там были самые дешевые места.

музей

Всего в музее 9 выставочных залов, 6 из них как раз расположены на втором этаже. Это своего рода анфилада из смежных комнат, я бы даже сказала комнатенок. Первая из них посвящена "Грозе".

музей

В каждой комнате есть вот такие (см. выше) вывески, рассказывающие об истории постановки той или иной пьесы.

музей

музей

Создавалось такое ощущение, что находишься внутри каких-то театральных декораций. Причем тут все предметы доступны для осязания, можно зайти в каждую комнату и прикоснуться к кусочку истории. А на окнах стоят очень простые цветочки в горшках, что дополнительно создает ощущение, словно хозяева на минутку вышли, и ты остался в комнате один.
Переходим в следующую комнату.

музей

Кстати, обратите внимание на то, что стены изнутри дома бревенчатые, это толстый струганый брус. То, что стены имеют такой вид играет на руку сразу по двум направлениям. Во-первых, мы видим то, какими эти стены были в начале 19 века, и какими их видел в детстве Александр Островский. А во-вторых, они так же очень хорошо показывают колорит того времени, тех сцен, которые описывал в своих пьесах драматург.

музей

Напротив стола с самоваром стенка печки.

музей

Переходим в следующую комнату, тут мы видим продолжение, а точнее начало той самой печи:

музей

Эта комната рассказывает о более поздних пьесах автора.

музей

Это напоминает чей-то рабочий кабинет, оплавленные свечи на столе словно говорят нам, что ночью тут кто-то работал, а сейчас на время вышел из комнаты. По стенам развешаны картины со сценами из разных пьес, афиши.

музей

А в углу есть панорама сцены к спектаклю "Доходное место" (на фото справа от двери).

музей

Затем переходим в совсем маленькую комнату с большим зеленым плюшевым диваном и зеркалом с старинной деревянной раме.

музей

музей

В этой комнате под столом видимо в качестве "особого экспоната" стоял старый эмалированный чайник с водой, из которого видимо цветочки поливают. Пришлось передвинуть его в сторону, чтоб фото получилось в духе времени.
В этой же комнате есть фото самого А. Н. Островского, его жены и всех их шести детей, с небольшим рассказом про каждого из них.

музей

Тут же за столом хорошо видны трубы отопления. В музее паровое отопление, и трубы горячие, сама лично проверяла, поэтому холодно там не бывает думаю даже зимой.
Идем в следующий зал.

музей

Лично меня тут больше всего удивил деревянный верстак, на котором писатель, чтоб отвлечься от работы, изготавливал небольшие деревянные поделки, которые потом дарил своим друзьям и знакомым.

музей

К верстаку сверху прикреплен деревянный нож работы Островского, который он когда-то подарил писателю Чаеву. Очень тонкая работа, не даром говорят - талантливый человек талантлив во всем. Тут же в деревянной витрине представлены предметы, которые использовались в спектаклях. Начиная от старинного набора грима для лица (который наносился кроличьей лапкой, которая так же прилагается), заканчивая перчатками и веерами.

музей

Следующий зал самый большой на втором этаже. Лично мне он понравился больше всего. В нем представлены фото известных актеров в ролях тех или иных персонажей, есть рисунки сценических костюмов некоторых персонажей популярных пьес.
А так же есть несколько панорам (что я люблю больше всего) сцен спектаклей. Ну и разумеется афиши.
Не буду показывать все, что там есть, ведь что-то должно остаться и для личного посещения музея, покажу только то, что мне понравилось больше всего.

музей

Это панорама сцены к спектаклю "Гроза", который был поставлен в камерном театре в Москве в 1924 году. Очень символично, надо сказать. причем в то время такое символичное и минималистичное оформление сцены было еще чем-то новым и необычным. Увидев эту сцену я сразу вспомнила постановку "Укрощение строптивой" в театре Сатиры, там присутствовал примерно такой же минимализм декораций, но зато когда смотришь, то уже ни на что не отвлекаешься, и имеешь возможность оценить в полной мере именно игру актеров.
А вот афиша того времени. Ее можно стоять и читать, как газету, не то, что современные, на которых никому не известная "звезда" в полный рост и обилие рекламы.

музей

Под афишей стоит вот такой макет сцены:

музей

Фото известных актеров в ролях известных персонажей пьес Островского, обратите внимание на чрезмерный грим, он сделан таким не случайно, а для того, чтоб еще сильнее подчеркнуть характер того или иного персонажа:

музей

Красивые эскизы костюмов к "Бесприданнице":

музей

Еще один макет сцены. Это к спектаклю "Поздняя любовь", постановки театра русской драмы имени Леси Украинки в Киеве 1983 году.

музей

Ребенок у меня не мог оторваться от этого макета, все хотел заглянуть, что же там "за стеной".

музей

И если говорить о музее в целом, то экспозиция на втором этаже мне понравилась гораздо больше, чем на первом, так сказать в "историческом" месте. Тут, несмотря на то, что все такое старенькое и потертое, есть дух того времени, даже вкус воздуха тут другой, пропитанный деревом тепло-сладкий. Чувствуешь себя словно в доме до сих пор живут люди, так и хочется присесть на стульчик. И хотя мебель тут не огорожена от посетителей, но вот присаживаться на нее очень не рекомендуется ибо это антикварные экспонаты 19 века.
Затем спускаемся вниз, на первый этаж. Тут смотрители бдительно смотрят, чтоб осмотр экспозиции вы начали с того места, с которого нужно, ну и если есть какие-то вопросы, то рассказывают.

музей

И хотя комнаты эти не сохранили свой первоначальный исторический вид, но все равно интересно. Тут представлены некоторые вещи, которыми пользовался отец будущего великого драматурга.
На двери первой комнаты есть небольшой рассказ про семью Александра Островского.

музей

В комнатах стоит старинная мебель и представлены некоторые предметы быта того времени. Тут заходить в комнаты нельзя, но можно протянуть руку и фотографировать.
Кабинет.

музей

музей

Протянув руку и сфотографировав я обнаружила на кровати (справа) какой-то кажется совсем не исторический предмет.

музей

Есть тут еще и общая проходная комната с картинами и фотографиями.
Напротив, как я назвала его для себя "красный зал".

музей

Не вся мебель тут имеет историческое происхождение. На эти пуфики при желании можно присесть. Тут же раньше, впрочем как и сейчас проводились разные интересные мероприятия, встречи.

музей

Стены оформлены фотографиями, про некоторые из них нам рассказали, очень интересно.
А еще меня впечатлил клавикорд, до этого момента я его живьем вообще ни разу не видела.

музей

К сожалению, не так много дошло до нас вещей, которыми пользовалась семья Островского, проживая в этом доме. Сам писатель жил в этом доме только до трех лет, а потом у батюшки его дела по службе пошли лучше и снимать комнаты необходимости уже не было, он начал покупать дома по Москве.
Но все-таки музей очень теплый и приятный, домашний. К сожалению он отчаянно кричит о необходимости ремонта, поскольку некоторые разрушения просто бросаются в глаза. Но как я говорила в самом начале, ремонт этот уже буквально стоит во дворе.
Надеюсь только, что он костется не только фасада, но и дома-музея изнутри, поскольку красный угол в комнате на фото выше буквально провалился.
Так же мне было приятно отношение работников музея. В общем-то мы никаких экскурсий не заказывали, просто пришли посмотреть, но когда сотрудница второго этажа поняла, что мы где-то "сгинули" в недрах музея, то пошла нас искать, а найдя сама начала рассказывать много разных интересных вещей, и про жизнь самого Островского, и про людей из его окружения, и про постановки его пьес - очень интересно. Последний раз похожие эмоции я испытывала после посещения музея В. А. Тропинина. Все-таки музей создают не только экспонаты, но во многом еще и люди, которые в нем работают.
Нам понравилось!


Дом А.Н. Островского, как иллюстрация его пьес

Предыстория

Кто из нас не проходил в школе пьесу "Гроза" или не смотрел фильм "Жестокий романс" по пьесе "Бесприданница", а любители телеспектаклей и классического театра, наверняка, смогут вспомнить еще множество прекрасных творений Александра Николаевича Островского.

Smile

Предлагаю зайти к нему в гости

Расположение

Дом-музей А.Н. Островского расположен по адресу: Москва, ул. Малая Ордынка, д. 9, в районе Замоскворечье, не очень далеко от Третьяковской галереи. Но сразу его не найдешь, он "прячется" во дворе.

На территории небольшой садик и двухэтажный деревянный особнячок, в котором родился выдающийся русский драматург.

Цена

Самостоятельное посещение без экскурсии для взрослого, не имеющего льгот - 300 р. с человека (цена на лето 2017 года).

Внутри

К сожалению, когда мы пришли туда, шел дождь, поэтому экстерьер не успела заснять, поэтому только несколько видов интерьера:


Внутренняя обстановка не сохранилась и то, что мы можем увидеть, это предметы девятнадцатого века, но личных вещей А.Н. Островского и его семьи совсем немного.



Оформление некоторых комнат вызывает прямые ассоциации с наиболее известными пьесами, например, при этом виде как не вспомнить "Бесприданницу":


В доме два этажа, соединенных двухпролетной деревянной лестницей с окошком, которое расположено почти под потолком на пролете, поэтому даже в пасмурный день на лестнице светло.

На втором этаже есть эскизы декораций и фотографии из спектаклей разных лет. Можно даже отследить, как тот или иной образ представляют режиссеры в течение целого столетия.

Впечатления

В этом доме Островский прожил лишь до трех лет, т.е. говорить о том, что именно этот дом был крепостью писателя не приходится. Но в то же время район Замоскворечья, несомненно, наложил отпечаток на творчество драматурга, нескольких героев своих пьес он позже поселит именно сюда.

А в доме-музее любовно создана чудесная атмосфера середины XIX века, посетитель будто попадает в историю. И вполне верится, что если не в этих самых, то в подобных интерьерах и жил Александр Николаевич, и комнаты, и мебель, и дух дома очень схожи с впечатлением от пьес, поэтому считаю, что и любителям старины, и поклонникам творчества А.Н. Островского будет интересно посетить сей дом в центре Москвы.

Кострома и Костромская область узнаваема в России многими, если так можно выразиться, брендами. К ним относятся как известные исторические личности (Иван Сусанин, братья Третьяковы, Иван Сытин), так и судьбоносные вехи в истории нашей страны (прежде всего — это, конечно, избрание здесь на царство Михаила Фёдоровича Романова, родоначальника династии). Есть и другие крепко связанные с этими местами образы, всплывающие у многих в памяти при упоминании костромской земли: ювелирная столица, лён, чёрная соль, сыр.

Сама дорога приятная, холмистая, живописная. Дорожное покрытие какого-то дискомфорта не доставляет вообще (что, в общем-то, непривычно для этой области):

Только едешь и любуешься на пейзажи за окном. Не раз приходилось останавливаться, чтобы снять красивые картинки настоящей русской природы:

Вскоре появляется дорожный указатель с объявлением о том, что конечная точка уже близка:

И буквально через минуту дорога действительно сворачивает направо, проходя между двух бетонных блоков с информационными табличками на них:

Одна из них напоминает, что…:

Ещё полтора километра, и вот мы у главного входа в музей-заповедник. Здесь автопутешествие заканчивается. Ворота на территорию для транспорта закрыты, и дальше уже только пешком:

Сразу нужно сказать, что Щелыково — это не законсервированный музей-заповедник со строгими правилами посещения и будками с охранниками. Это жилое село с тремя сотнями постоянно проживающих здесь жителей. Историческая усадьба Островского отстоит немного в стороне от жилых домов, но на местности рубежей как таковых нет: от жилых корпусов аллеи ведут прямо к усадебному дому, и вы можете гулять возле него хоть ночью. Нет заборов и заграждений, охрана тактично держится в стороне. Пройти можно буквально везде.

Сам план местности и главных точек осмотра выглядит так:

Билеты купили. Идём осматривать владения Александра Николаевича.

Но прежде чем углубиться в собственно исторические места русского драматурга, советую вначале посетить территорию Литературно-театрального музея, возведённого в 1973 году, в год 150-летнего юбилея со дня рождения А. Н. Островского. Он находится сразу у дороги, и потом возвращаться к нему будет уже не с руки. Экспозиция там, скажем так, на любителя (три стационарные выставки по творческому наследию драматурга), но кому-то может быть интересно:

Наконец, осмотрев музей, возвращаемся в мемориальный парк Островского. В те самые места, которые и пленили своей красотой и первозданностью молодого Александра Николаевича. Пришла пора немного углубиться в прошлое:

А начать нужно с того, что усадьба и прилегающие к ней обширные территории не всегда принадлежали Островским. Она имеет довольно длинную историю: первые постройки возвели здесь ещё в конце XVII века. В течение полутора сотен лет Щелыковым владело семейство неких Кутузовых и Сипягиных. При последних, кстати, случались жуткие пожары, неоднократно опустошавшие имение. Хозяйство стало постепенно приходить в упадок, а последний представитель семейства Сипягиных так и вовсе промотал всё свое состояние, в том числе и Щелыково:

Именно в те времена, 28 июля 1847 года, усадьбу на аукционе за 15010 рублей купил успешный московский адвокат Николай Фёдорович Островский. В тот период у него созрело решение оставить адвокатскую практику и заняться сельским хозяйством. И покупка большого, но убыточного (а значит недорогого) поместья была оценена им как подарок свыше:

В Щелыково Островский впервые приехал во второй половине дня 1 мая 1848 года. И все его ожидания оправдались полностью. Александру Николаевичу так понравилась новая усадьба отца, что он вместо положенных там 28 дней отпуска прожил в ней до осени и был навсегда очарован красотой, привольем и великолепием её окрестностей:

Новая усадьба пришлась по душе всей семье Островских:

Весьма довольный купленным имением, Николай Фёдорович сделал его своей временной (летней), а потом, по-видимому с 1851 года, и постоянной резиденцией. Окончательно поселившись в Щелыкове, новоявленный помещик оформляется в качестве костромского дворянина. Вступив во владение усадьбой, он энергично начал превращать имение в доходное коммерческое предприятие.

…Однако, судьба распорядилась иначе.

В декабре 1852 года, чувствуя в связи с недомоганием приближение смерти, Николай Фёдорович написал завещательное распоряжение, по которому Щелыково передавалось его жене Эмилии Андреевне Островской с детьми, рождёнными от брака с нею. Детям от первого брака — Александру, Михаилу и Сергею — отдавалось лишь небольшое имение в 30 душ в Солигаличском уезде Костромской губернии и два маленьких деревянных дома в Москве. В одном из этих домов и проживал драматург:

Как это часто случается, Эмилия Андреевна Островская не смогла содержать хозяйство усадьбы на уровне, достигнутом его мужем. Из доходного, растущего поместья, каким оно было при Николае Фёдоровиче, Щелыково постепенно сокращалось и превращалось в запущенное. В 1858 году дворовых осталось всего 15, а в 1859 году владелица Щелыкова располагала лишь 9 дворовыми. Поместье явно находилось в глубоком упадке:

Александр Николаевич и его брат Михаил Николаевич знали о том, что Эмилия Андреевна тяготилась имением. Вскоре начались переговоры братьев с мачехой, которые завершились её согласием продать им усадьбу за 7357 рублей 50 копеек в рассрочку на три года.

Покупая в 1867 году имение, Александр Николаевич и Михаил Николаевич Островские мечтали о культурном преобразовании его хозяйства и в связи с этим возлагали на него большие надежды экономического характера. Начальный год хозяйствования в Щелыкове не принёс радужных результатов. Но эти итоги не ослабили, а усилили их хозяйственную энергию. В первое время Александр Николаевич вникал во все детали хозяйства. По его инициативе ремонтировались старые и строились новые служебные помещения, удобрялась земля, покупались в Москве лучшие сорта семян пшеницы, а также травяных злаков, улучшалась порода скота, приобретались новые лошади, совершались посадки нового сада, строилась маслобойня и пр. И если полеводческое и животноводческое хозяйства приносили Александру Николаевичу лишь огорчения, то цветочное и огородное хозяйства радовали его, но они никогда не рассматривались как возможные статьи дохода:

Вместе с тем, Островский через всю свою жизнь пронёс восторженную любовь к природе этих мест.

Щелыково оказывало на драматурга действие благотворное и целительное. Чистейший ароматный воздух, тишина, девственная природа успокаивали нервы, оздоровляли тело, рассеивали тревоги и заботы:

Усадьба стала для Александра Николаевича настоящим домом.

До настоящего времени двухэтажное здание, в котором проживал драматург дошло в отличном состоянии. Сегодня сюда водят экскурсии, но осмотреть позволяется почему-то лишь первый этаж:

Вся экспозиция комнат и внутренних помещений воссоздаёт обстановку дома в последние годы жизни Островского.

Так, сразу от входа попадаем в столовую. В былые времена здесь, за большим обеденным столом-сороконожкой у тульского самовара, собиралась семья Александра Николаевича и его многочисленные гости. Многое здесь напоминает о радушии и гостеприимстве хозяев:

Читайте также: