Подвижные игры с элементами единоборств доклад

Обновлено: 26.04.2024

(можно применять на уроках физкультуры и спортивных мероприятиях).

Игра на координационные способности и ловкость, совершенствование метания мяча на дальность.

Участвуют две команды, количество участников не ограничено.

Размечаются два квадрата или прямоугольника, расстояние между ними устанавливаются по способностям метателей. По ходу игры расстояние можно координировать.

Команды размещаются в своих квадратах. В игре используется один теннисный мяч.

Задача команды: метать мяч в квадрат соперника. Другая команда должна поймать мяч с лёта. Если мяч не пойман и попал в квадрат, то ближайший к падению мяча игрок выбывает из игры. Поймав мяч, игрок бросает его в противоположный квадрат. Если мяч не попал в квадрат и его никто не коснулся, его метает любой участник. Побеждает команда, выбившая всех соперников из квадрата.

Игра на ловкость и тактические действия команды.

Играть можно на любой площадке. Состав команды зависит от размера площадки.

Игрокам нужно иметь различительные повязки.

Площадка делится на две части, на каждой части площадки разбросаны по 5 кубиков.

Каждой команде нужно за ограниченное время перенести со стороны соперника как можно больше кубиков и положить их на своей площадке в разных местах.

Каждая команда может осаливать на своей площадке соперника, который затем стоит с поднятой вверх рукой. Командам можно переосаливать своих игроков, включая их в игру.

Вариант А: можно задеть игрока рукой.

Вариант Б: можно взять за руку и вместе выбежать в свой квадрат.

Побеждает команда, на чьей стороне будет больше кубиков.

Игра на развитие выносливости и приобретение навыков ориентирования на местности.

Проводится на лыжной трассе, где все участники знают её ограничения.

Вся местность, ограниченная трассой, делится на несколько частей. Разметки проходят по тропинкам и лесным дорогам. Каждая территория обозначается цифрами.

Одна группа разбегается по территории трассы. Ее задача – не быть пойманными в течение ограниченного времени. Запрещается прятаться от соперника.

Второй группе выдаётся карта территории. Задача участников – корректировать свои действия в группе по карте и сотовому телефону и находить решения по поиску и ловле убегающих.

По окончании времени команды меняются ролями.

Команда, поймавшая больше соперников, считается победителем.

Рекомендуется проводить на снежных площадках. В небольших спортивных залах нужно у стен ставить гимнастические маты для страховки.

Снаряжение участников: шлём хоккейный или мотоциклетный, гимнастический мат, обёрнутый вокруг туловища вместе с руками и связанный верёвками.

Ход поединка: вытолкнуть соперника из круга или сбить с ног. Можно применять командные единоборства.

Ринг из каната 3х3 м. держат помощники судьи. Защищающийся участник имеет снаряжение: шлём или шапку, телогрейку, боксёрские перчатки и привязанные к ноге банки для создания шума и привлечения к себе соперника. Нападающий участник имеет боксёрские перчатки или тряпичные подушки и шарф для завязывания глаз.

Ход поединка : один участник атакует, другой защищается. За определённое время нападающий должен нанести как можно больше ударов по защищающемуся сопернику. Затем участники меняются местами и бой продолжается. Побеждает участник, который нанёс больше ударов.


Приобретённый в школьном возрасте богатый фонд двига­тельных умений и навыков, а также физических, интеллектуальных, воле­вых и других качеств становится базой для быстрого и полноценного овла­дения профессионально-трудовыми и другими специальными двигатель­ными действиями и дальнейшего физического совершенствования в зре­лом возрасте. Огромная роль в физическом развитии и воспитании детей принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством воспитания личности ребенка, его морально-волевых качеств, а также развития физических качеств и формирования двигательных действий. Подвижные игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательной и эмоциональной сфер, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей.

Нами было проведено анкетирование в 18 средних школах г. Ташкента среди 42 учителей физической культуры. Из проведенного анкетирования следует: все респонденты считают, что подвижные игры необходимо применять на уроках физической культуры, а также все респонденты считают, что с помощью подвижных игр можно развивать такие физические качества, как ловкость, гибкость, быстроту и другие качества, но только 10% из них используют подвижные игры во время проведения своих уроков физической культуры.

Результаты наших исследований позволили выявить ряд важных вопросов, связанных с проблемой совершенствования физической подготовленности школьников. Полученные данные подтвердили большое значение уроков физического воспитания для обеспечения гармонического физического развития всесторонней физической подготовленности, создания прочной базы для достижения высоких спортивных результатов.

С помощью педагогического эксперимента проверялась истинность выдвинутой гипотезы работы. Данный эксперимент являлся методом изучения эффективности инно­вационной педагогической технологии процесса интенсификации физического воспитания, организованного в соответствии с нашими разработками в урочное время в средней школе с детьми младшего школьного возраста. Основные особенности данной мето­дики организации физического воспитания заключались в следующем (рис. 1):

Организационная диаграмма

Рис. 1. Особенности мето­дики организации уроков ФК с помощью подвижных игр с элементами единоборств.

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Преимущество подвижных игр перед строго дозированными упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. Подвижные игры, как правило, не требуют от участников специальной подготовленности. Одни и те же подвижные игры могут проводиться в разнообразных условиях, с большим или меньшим числом участников, по различным правилам.

Проведение подвижных игр в нашем эксперименте осуществлялось в несколько этапов: подготовка к игре, сама игра, обсуждение игры и награждение победителей. заинтересовать детей иг­рой, увлечь их. Необходимо добиться сознательной дисциплины, чест­ного выполнения правил и обязанностей, возложенных на игроков. В подвижных играх трудно учесть возможности каждого участника, а также его физическое состояние в данное время. Надо обеспечить оптимальные нагрузки. Интенсивные на­грузки следует чередовать с отдыхом. Регулировать игру можно различными методическими приемами (рис. 2):

Радиальная диаграмма

Рис. 2. Методические приемы способствующие правильной организации и проведению подвижных игр на уроке физического воспитания.

Продолжительность игры зависит от характера игры, условий занятий и состава занимающихся. Руководитель обязан заканчивать игру, когда дети еще не переутомились, проявлять к ней ин­терес, когда их действия активны и эмоциональны. Нами также определено, что в зависимости от сложности игры и задач, решаемых в процессе занятия, руководителю рекомендуется учитывать следующие аспекты (рис. 3).

При организации командных по­движных игр необходимо помнить, что детям интересно играть, когда ко­манды примерно равны по силам. Поэтому, составляя команды, педагог должен достаточно хорошо знать игровые силы участников и – по мере надобности – волевым решением регулировать их.


Рис. 3. Организационно-методические указания по проведению подвижных игр с элементами единоборств.

Необходимо на­учить детей и максимально бесконф­ликтным приемам составления команд в свободной игровой деятель­ности, например:

– расчет в строю (игроки рассчиты­ваются на 1-2-ой или 1-3-й человека в зависи­мости от числа составленных команд);

– создание команд по выбору капи­танов (капитаны по очереди вызывают игроков в свою команду);

– создание постоянных команд, которые выступают в любых играх в одном и том же составе, и др.

В экспериментальной группе занятия проводились по разработанной нами методике, где подвижные игры с элементами единоборств были классифицированы по одиннадцати признакам: игры с предметами, без предметов, по обучению двигательным действиям, по развитию физических качеств, по частям урока, по развитию тактического мышления, подвижные игры для морально-волевой подготовки, подвижные игры для отбора в спорте, для формирования атакующих действий, для формирования защитных действий, для регулирования эмоционального состояния.

Для оценки уровня развития физических качеств в нашем эксперименте использовались следующие контрольные нормативы: бег на 30 м, бег на 60 м, прыжки в высоту (по Абалакову), прыжки в длину с места, прыжки в длину с разбега и метание теннисного мяча на дальность.

В исходных результатах по 6 контрольным нормативам, описанных выше, не обнаружено достоверно статистических различий между группами, как среди мальчиков, так и среди девочек. Это позволяет судить о том, что в исследуемые группы были подобраны занимающиеся, имеющие одинаковый уровень физической подготовленности.

Полученные результаты в показателях норматива бег на 30 м (сек) свидетельствуют о примерно одинаковой быстроте у школьников исследуемых групп. Средние показатели у мальчиков КГ составили 5,9±0,24 сек, группы ЭГ – 5,8±0,20 сек (t=1,3; р>0,05). У девочек средние данные соответственно равны 6,0±0,12 сек и 5,9±0,2 сек (t=1,3; р>0,05). Исходные контрольные испытания в беге на 60 м также показали, что группы не имеют достоверных статистических различий. Результаты в беге на 60 м у мальчиков – 11,1±0,28 сек и 10,9±0,17 сек (t=1,1; р>0,05), у девочек соответственно 11,1±0,16 сек и 11,0±0,21 сек (t=1,1; р>0,05). Первоначальные результаты в прыжках в высоту (по Абалакову) у мальчиков КГ 26,7±1,96 см, ЭГ 27,6±1,76 см (t=1,2; р>0,05), у девочек средние показатели равны: в КГ 24,5±2,45 см в ЭГ 25,7±2,28 см (t=1,2; р>0,05).

В контрольном нормативе прыжки в длину с места исходные данные также показали, что группы не имеют существенных различий (рис. 8). Результаты в КГ среди мальчиков составили 138,1±4,25 см в ЭГ –138,6±8,92 см (t=0,2; р>0,05), у девочек средние показатели в данном нормативе соответственно равны 139,0±3,6 см и 138,9±6,9 см (t=0,04; р>0,05). В контрольном нормативе прыжки в длину с разбега получены следующие данные: у мальчиков исследуемых групп – 239,7±11,6 см и 239,4±11,6 см (t=0,1; р>0,05), у девочек средние показатели соответственно равны: 239,0±3,28 см и 240,6±10,04 см (t=0,5; р>0,05). В последнем контрольном нормативе – метание теннисного мяча на дальность сравнительный анализ средних показателей у мальчиков составил: 21,7±3,36 м и 23,2±2,85 м (t=1,2; р>0,05), у девочек средние данные равны: 20,0±2,29 м и 20,1±2,34 м (t=0,1; р>0,05).

Как видно из представленного выше статистического материала, в начале педагогического эксперимента сравнительный анализ средних арифметических величин полученных у детей исследуемых групп выявил, что различия между группами не достоверны (р>0,05). Это свидетельствует о том, что дети для эксперимента подобраны с одинаковым уровнем физической подготовленности.

По результатам, полученным в конце педагогического эксперимента, была отмечена положительная динамика роста физических показателей. За время проведения установлено, что мальчики из КГ по показателям физической подготовленности улучшили свои результаты в беге на 30 м с 5,9±0,24 сек до 5,7±0,25 сек (t=2,1; р 0,05); в прыжках в высоту (по Абалакову) с 26,7±1,96 см до 28,3±1,72 см (t=1,1; р>0,05); в прыжках в длину с места с 138,1±4,25 см до 139,0±4,3 см (t=0,5; р>0,05); в прыжках в длину с разбега с 239,7±11,6 см до 245,2±12,2 см (t=1,2; р>0,05); в метании теннисного мяча на дальность с 21,7±3,36 м до 23,4±2,98 м (t=1,4; р>0,05). Педагогические наблюдения, проведенные в КГ, выявили, что отдельные показатели, характеризующие уровень физической подготовленности школьников, улучшились, однако достоверно статистических различий не наблюдалось как у девочек, так и у мальчиков.

Среди мальчиков ЭГ по окончанию педагогического эксперимента также был проведен сравнительный анализ полученных данных. Анализ результатов свидетельствует о следующем: в беге на 30 м произошло значительное улучшение результата с 5,8±0,2 сек до 5,4±0,25 сек (t=4,5; р 0,05). Анализ полученных данных представлен на рис. 4.



Рис. 4. Сравнительный анализ показателей в беге на 30 м и 60 м в конце эксперимента у мальчиков исследуемых групп.

Рис. 5. Сравнительный анализ показателей в прыжках в длину с места и с разбега в конце ПЭ у мальчиков исследуемых групп.

Результаты физической подготовленности, представленные на рис. 4 и рис. 5, отчетливо свидетельствуют о том, что в ЭГ результаты мальчиков, занимающихся по предложенной нами методике, значительно выше, чем у мальчиков группы КГ, занимающихся по традиционной системе физического воспитания. За период проведения данного эксперимента в ЭГ, где была внедрена экспериментальная методика, произошли явные достоверные сдвиги в 5 показателях контрольных нормативов. В КГ обнаружены достоверные сдвиги только в одном показателе – бег 30 м (р 0,05).

Анализируя полученные данные, тестирования девочек по окончанию педагогического эксперимента мы выявили, что у девочек КГ произошло улучшение результатов, однако достоверно статистические различия определены только в нормативе бег 30 м с 6,0±0,12 сек до 5,8±0,15 сек (t=3,6; р 0,05); в прыжках в высоту (по Абалакову) – с 24,5±2,45 см до 26,4±2,24 см (t=2,0; р>0,05); в прыжках в длину с места – с 139,0±3,6 см до 140,8±3,65 см (t=1,2; р>0,05); в прыжках в длину с разбега – с 239,0±3,82 см до 242,0±9,15 см (t=1,3; р>0,05); в метании теннисного мяча на дальность – с 20,0±2,29 м до 21,7±2,44 м (t=1,8; р>0,05).

Таким образом, несмотря на улучшение результатов, достоверно статистические различия у девочек КГ за период проведения педагогического эксперимента выявлены только в нормативе бег 30 м (р 0,05).

Рассмотрим полученные данные сравнительного анализа средних показателей контрольных нормативов у девочек ЭГ по окончании педагогического эксперимента. Результаты тестирования девочек ЭГ по окончании педагогического эксперимента свидетельствуют о явных достоверных сдвигах в показателях физической подготовленности. Так, результаты в беге 30 м улучшились с 5,9±0,2 сек до 5,6±0,15 сек (t=4,1; р 0,05). Таким образом, у девочек ЭГ из 6 контрольных нормативов в 5 выявлены достоверно статистические различия. Резюмируя результаты проведенного педагогического эксперимента, можно констатировать, что предложенная методика, позволяет значительно улучшить показатели физической подготовленности школьников. Анализируя полученные данные, можно констатировать, что у девочек исследуемых групп также произошло неравномерное улучшение в результатах контрольных нормативов. Как известно из ранее изложенных статистических материалов, результаты у девочек двух групп в начале педагогического эксперимента исходно не отличались, достоверно статистических различий не было выявлено. Однако по окончанию педагогического эксперимента между результатами КГ и ЭГ девочек наблюдаются достоверно статистические различия в 5 контрольных нормативах. К концу организованного нами педагогического эксперимента мы наблюдали высокие средние арифметические величины по четырем показателям у девочек из ЭГ.

Так, результаты в беге 30 м составляют в КГ 5,8±0,15 сек, в ЭГ – 5,6±0,15 сек (t=3,3; р 0,05).

Таким образом, из 12 изучаемых параметров в КГ произошли значительные изменения только в двух (16,7%) показателях, а в ЭГ достоверные изменения наблюдались в 10 показателях (83,3%). Таким образом, в отличие от традиционных методов проведения уроков физического воспитания эффективность физической подготовленности с применением подвижных игр с элементами единоборств происходит значительно быстрее и при наименьших затратах времени. Благодаря этому создается возможность интенсифицировать процесс развития физических качеств целенаправленным применением специализированных подвижных игр с элементами единоборств, что позволит больше внимания уделять развитию всех физических качеств и повысить общий уровень физической подготовленности детей.Результаты педагогического наблюдения показывают, что применение подвижных игр с элементами единоборств в учебно-воспитательном процессе способствовало повышению общей плотности занятий на 11,4% и моторной плотности на 8,7%.

1. Achilov A.M Akramov J.A. Goncharova O.V. Bolalarning jismoniy sifatlarini tarbiylash. O’quv qo’llanma. ­– Т.: Лидер Пресс, 2008. – 208 bet.

2. Былеева Л.В. Подвижные игры: учебн. пособие для институтов физ. культ. / Л. В. Былеева, И. М. Коротков. - Изд. 5-е перераб. и доп. - М.: ФиС, 1982.- 224 с.

3. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. Старший возраст : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л. Д. Глазырина - М.: Владос, 1999.- 264 с.

4. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. Для студ. Пед. вузов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004. – 160 с.

5. Керимов Ф.А., Юсупов Н. Kurash uchun harakatli o’yinlar. O’quv qo’llanma. ­– Т.: Лидер Пресс, 2003. – 72 b.

6. Яковлев В.Г., Ратников В.П. Подвижные игры: Учеб. Пособие для студ. фак. Физ. восп. Пед. ин-тов. – М., 1997.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогический эксперимент, игра, прыжок, теннисный мяч, физическая подготовленность, физическое воспитание, бег, девочка, длина, элемент единоборств.

В работе показана и обоснована целесообразность использования концепции обучения в виде подвижных игр на основе экспериментальных данных, теоретических обобщений и методологических положений. Реализация подвижных игр в процессе физического воспитания школьников по выявленным критериям и аспектам обеспечит повышение уровня фундаментальной подготовки и качества процесса обучения и воспитания.

Ключевые слова: подвижные игры, школьники младших классов, физическое воспитание, двигательные действия, физические качества.

Abstract

In work is shown and motivated practicability of the use to concepts of the education in the manner of rolling plays on base experimental data, theoretical generalizations and methodological positions. The realization of the rolling games of process of the physical education schoolboy on revealed criteria and aspect will provide increasing fundamental preparation level and quality of the process of the education.

Key words: rolling plays, schoolchildren of the younger classes, physical education, motor actions, physical quality.

Огромная роль в физическом развитии и воспитании детей принадлежит игре как одному из важнейших видов двигательной деятельности [2, 4, 6]. Подвижные игры являются эффективным средством воспитания личности ребенка, его морально-волевых качеств, а также развития физических качеств и формирования двигательных действий [1, 3, 5].

Результаты наших исследований позволили выявить ряд важных вопросов, связанных с проблемой совершенствования физической подготовленности школьников. Полученные данные подтвердили большое значение уроков физического воспитания для обеспечения гармоничного физического развития, всесторонней физической подготовленности, создания прочной базы для достижения высоких спортивных результатов. Из проведенного анкетирования следует: все респонденты считают, что подвижные игры необходимо применять на уроках физической культуры, а также все респонденты считают, что с помощью подвижных игр можно развивать такие физические качества, как ловкость, гибкость, быстроту и другие, но только 10% из них используют подвижные игры во время проведения своих уроков физической культуры.

Проведенный педагогический эксперимент являлся методом изучения эффективности инновационной педагогической технологии процесса интенсификации физического воспитания, организованного в соответствии с разработанной нами методикой использования подвижных игр в урочное время с детьми младшего школьного возраста. Основные особенности данной методики организации физического воспитания заключались в следующем: направленность процесса ФВ на разностороннее развитие личности школьников; реализация механизма преобразования общественных ценностей ФК в достояние каждой личности; содержание представлено различными ПИ, где каждый учащийся мог полностью проявить свои ФС и выбрать любую форму социального участия в них. В основу организации и проведения ПИ были положены основные принципы построения урока с учетом возрастных психофизиологических особенностей учащихся; отсутствие мер наказания и принуждения к занятиям физической культурой в урочное время

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Преимущество подвижных игр перед строго дозированными упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. Подвижные игры, как правило, не требуют от участников специальной подготовленности. Одни и те же подвижные игры могут проводиться в разнообразных условиях, с большим или меньшим числом участников, по различным правилам.

Проведение подвижных игр в нашем эксперименте осуществлялось в несколько этапов: подготовка к игре, сама игра, обсуждение игры и награждение победителей. Необходимо заинтересовать детей игрой, увлечь их, добиться сознательной дисциплины, честного выполнения правил и обязанностей, возложенных на игроков. В подвижных играх трудно учесть возможности каждого участника, а также его физическое состояние в данное время. Надо обеспечить оптимальные нагрузки. Интенсивные нагрузки следует чередовать с отдыхом. Регулировать игру можно различными методическими приемами: упрощение правил проведения игры; сокращение длительности игры; усложнение правил проведения игры; изменение величины площадки; изменение количества играющих; введение перерывов; изменение правил; смена водящих (ролей); увеличение длительности игры.

Продолжительность игры зависит от характера игры, условий занятий и состава занимающихся. Руководитель обязан заканчивать игру, когда дети еще не переутомились, проявлять к ней интерес, когда их действия активны и эмоциональны. Нами также определено, что в зависимости от сложности игры и задач, решаемых в процессе занятия, руководителю рекомендуется учитывать некоторые аспекты (см. рисунок).

При организации командных подвижных игр необходимо помнить, что детям интересно играть, когда команды примерно равны по силам. Поэтому, составляя команды, педагог должен достаточно хорошо знать игровые силы участников и - по мере надобности - волевым решением регулировать их.

Необходимо научить детей максимально бесконфликтным приемам составления команд в свободной игровой деятельности, например:

  • расчет в строю (игроки рассчитываются на 1-2-й или 1-3-й человека в зависимости от числа составленных команд);
  • создание команд по выбору капитанов (капитаны по очереди вызывают игроков в свою команду);
  • создание постоянных команд, которые выступают в любых играх в одном и том же составе, и др.


Организационно-методические указания по проведению подвижных игр с элементами единоборств

В экспериментальной группе занятия проводились по разработанной нами методике, где подвижные игры с элементами единоборств были классифицированы по одиннадцати признакам: игры с предметами, без предметов, по обучению двигательным действиям, по развитию физических качеств, по частям урока, по развитию тактического мышления, подвижные игры для морально-волевой подготовки, подвижные игры для отбора в спорте, для формирования атакующих действий, для формирования защитных действий, для регулирования эмоционального состояния.

Для оценки уровня развития физических качеств в нашем эксперименте использовались следующие контрольные нормативы: бег на 30 и 60 м, прыжки в высоту (по Абалакову), прыжки в длину с места, прыжки в длину с разбега и метание теннисного мяча на дальность.

В исходных результатах по шести контрольным нормативам, описанным выше, не обнаружено достоверно статистических различий между группами, как среди мальчиков, так и среди девочек. Это позволяет судить о том, что в исследуемые группы были подобраны занимающиеся, имеющие одинаковый уровень физической подготовленности.

Как видно из представленного выше статистического материала, в начале педагогического эксперимента сравнительный анализ средних арифметических величин, полученных у детей исследуемых групп, выявил, что различия между группами недостоверны (р > 0,05). Это свидетельствует о том, что дети для эксперимента подобраны с одинаковым уровнем физической подготовленности.

Педагогические наблюдения, проведенные в КГ, выявили, что отдельные показатели, характеризующие уровень физической подготовленности школьников, улучшились, однако достоверно статистических различий не наблюдалось, как у девочек, так и у мальчиков.

Полученные результаты физической подготовленности отчетливо свидетельствуют о том, что в ЭГ результаты мальчиков, занимающихся по предложенной нами методике, значительно выше, чем у мальчиков группы КГ, занимающихся по традиционной системе физического воспитания. За период проведения данного эксперимента в ЭГ, где была внедрена экспериментальная методика, произошли явные достоверные сдвиги в пяти показателях контрольных нормативов. В КГ обнаружены достоверные сдвиги только в одном показателе - бег на 30 м (р 0,05).

Рассмотрим полученные данные сравнительного анализа средних показателей контрольных нормативов у девочек ЭГ по окончании педагогического эксперимента. Результаты тестирования девочек ЭГ по окончании педагогического эксперимента свидетельствуют о явных достоверных сдвигах в показателях физической подготовленности. Таким образом, у девочек ЭГ из шести контрольных нормативов в пяти выявлены достоверно статистические различия. Таким образом, из 12 изучаемых параметров в КГ произошли значительные изменения только в двух (16,7%) показателях, а в ЭГ достоверные изменения наблюдались в 10 показателях (83,3%).

Таким образом, в отличие от традиционных методов проведения уроков физического воспитания эффективность физической подготовленности с применением подвижных игр с элементами единоборств происходит значительно быстрее и при наименьших затратах времени. Благодаря этому создается возможность интенсифицировать процесс развития физических качеств целенаправленным применением специализированных подвижных игр с элементами единоборств, что позволит больше внимания уделять развитию всех физических качеств и повысить общий уровень физической подготовленности детей. Результаты педагогического наблюдения показывают, что применение подвижных игр с элементами единоборств в учебно-воспитательном процессе способствовало повышению общей плотности занятий на 11,4%, моторной плотности - на 8,7%.

Литература

  1. Achilov A.M., Akramov J.A., Goncharova O.V. Bola-larning jismoniy sifatlarini tarbiylash. O'quv qo'llanma. -Ташкент: Лидер Пресс, 2008. - 208 b.
  2. Былеева Л.В. Подвижные игры: учеб. пособие для институтов физ. культ. / Л.В. Былеева, И.М. Коротков. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: ФиС, 1982. - 224 с.
  3. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. Старший возраст: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.Д. Глазырина. - М.: Владос, 1999. - 264 с.
  4. Жуков М.Н. Подвижные игры: учеб. для студ. пед. вузов. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2004. - 160 с.
  5. Керимов Ф.А., Юсупов Н. Kurash uchun harakatli o'yinlar. O'quv qo'llanma. - Ташкент: Лидер Пресс, 2003. - 72 b.
  6. Яковлев В.Г., Ратников В.П. Подвижные игры: учеб. пособие для студ. фак. физ. восп. пед. ин-тов. - М., 1997.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.


Изменение представления о монополии школы на образование привело к переосмыслению места и роли внешкольных учреждений в физкультурном воспитании детей. Решение проблемы повышения роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, укрепления здоровья тесно связано с учреждениями дополнительного образования детей. В то же время, перспективным является широкое использование возможностей массовых форм физической культуры и внедрение современных методик не только оздоровления детей, но и достижения спортивных результатов в избранных видах спорта. Греко-римская борьба является одним из видов спорта, обеспечивающим гармоничное развитие подрастающего поколения. Греко-римской борьбой можно заниматься с раннего детства и до преклонного возраста. Широкая сеть ДЮСШ, СДЮСШОР, спортивных секций в УДО позволяет осуществлять подготовку спортивного резерва и обеспечивает массовость занятий борьбой. Интерес к занятиям греко-римской борьбой обеспечивается не только широкой сетью её распространения, но и разнообразием форм и большим количеством соревнований, проводимых среди различных категорий занимающихся. В связи с этим, изучение содержания и методика обучения упражнениям греко- римской борьбы является актуальным. Позволит значительно расширить возможности досуговой деятельности, как феномена социально-культурной среды человеческой деятельности и будет способствовать физкультурному воспитанию.

Цель: формирование и совершенствование физического развития детей через занятия греко-римской борьбой. Помимо общих задач, решающих на уроках физической культуры в школе, данная программа призвана реализовать частные задачи.

Привитие интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями; воспитание дисциплинированности, аккуратности и старательности.

Укрепление здоровья и гармоническое развитие функций организма занимающихся.

Формирование правильной осанки.

Развитие и совершенствование основных физических качеств: силы, быстроты, гибкости, выносливости, координации движений, равновесия.

Социальная адаптация ребёнка.

Формирование коммуникативных качеств ребёнка.

Адаптация к стрессовым ситуациям. Решение этих задач направлено на воспитание гармонично развитой личности.

Объект исследования - процесс физкультурного воспитания детей средствами общих и специальных физических упражнений греко-римской борьбы.

Предмет исследования - технология применения общих и специальных физических упражнений греко-римской борьбы в учреждениях дополнительного образования детей. Практическая значимость исследования заключается во внедрении методики занятий в учреждения дополнительного образования детей с учётом современных требований к обучению упражнениям греко-римской борьбы. В спортивной подготовке юных борцов сложилась ситуация, когда программный материал, методика тренировки иобучения были перенесены с взрослого контингента занимающихся на юношей и детей. В таких условиях ранняя специализация приобрела ряд недостатков, связанных с недооценкой особенностей детской психики и присущих детям форм жизнедеятельности.

Традиционная практика технико-тактической подготовки ориентирована на изучение приемов с постепенным включением их в борьбу и при этом тренеры упускают из виду имеющее большое значение изучение базовых элементов технико-тактических действий (стойки, дистанции, передвижения, захваты, освобождения от захватов, тиснения, маневрирования и другие элементарные действия). Для эффективного применения приемов в схватках, рекомендуют развивать у борцов навыки ведения борьбы, воспитание которых тренеры стараются обеспечить включением учебных и тренировочных схваток, но в таких условиях навыки у детей формируются медленно и с большим трудом. Традиционные методы не могут успешно решать задачи в свою очередь.

Игровые методы обучения и тренировки в спорте получают все большее распространение в различных видах спорта и в греко-римской борьбе, в частности. Большие возможности игрового метода обучения в спортивной тренировке, в которые входят подвижные игры, тесно связано с ранней специализацией в различных видах спорта. Под специализированными подвижными играми понимаются такие игры, в содержание которых входят специфические элементы спорта и формируются необходимые ему физические качества. Потребность применения специализированных подвижных игр вызвана тем, что, позволяет повышать уровень элементарных технических и тактических действий, т.е. базовым элементам подготовки, обманным действиям. В моей работе специализированные подвижные игры, используются для подготовки юных борцов, которые направлены на обучение основам ведения единоборства. Поэтому они начинают носить черты дидактических игр. Своеобразие дидактической игры как игровой деятельности заключается в том, что взаимоотношения тренера с борцами и спортсменами между собой носят именно игровой характер. Тренер является участником или ее организатором.

Дидактические игры делают процесс обучения более легким и занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для борцов деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения и умственного развития. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет борцам радость. Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая борцами в игровой деятельности. Две задачи - дидактическая и игровая - отражают взаимосвязь обучения и игры. Существенной стороной дидактической игры является игровой замысел. Он вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть. Игровой замысел часто выражен в самом названии игры и составляет ее начало.

Классификация игр-единоборств:

Игры в касания (блокирующие действия);

Игры за овладение предметом;

Игры на внимание;

Игры на опережение;

Игры перетягивания, вытягивания;

Последнее является одним из видов действия, довольно часто встречающихся в борьбе.

Игры теснения.

Задача данного вида игры заключается в вытеснение соперника с определенной территории.

- И.п. лицом друг к другу ноги согнуты в коленных суставах задача: перетолкать соперника;

- И.п. спиной друг к другу ноги согнуты в коленных суставах задача: перетолкать соперника;

- "Петушиный бой" И.п. стоя на одной ноге руки за спиной задача: перетолкать соперника или до касания второй ноги ковра. - тиснение из круга, (в скрестном захвате борец должен вытеснить соперника из круга.);

Игры за овладение предметом.

И.п. лежа на животе мяч прижат к груди задача: за 30сек. забрать мяч у соперника, после чего борцы меняются; - за овладение гимнастической палкой из различных исходных положений (стоя на ногах, на коленях, лежа на спине и животе);

- И.п. упор лежа, задача кто быстрее вытащит платочек из-за пояса соперника;

Игры на внимание. Задачей игр на внимание является приучить детей слышать тренера, а не просто выполнять знакомые упражнения и элементы по привычке.

дети строятся в одну колонну по росту, в центре зала задача: добежать до правой стены зала (а тренер при объяснении показывает влево);

дети стоят в одной шеренге задача: сделать пять кувырков вперед, задание начинается по свистку (либо заранее оговоренному условному сигналу), а подается другой сигнал не тот о котором было сказано;

И.п. лежа на животе руки за головой; руки за спиной в захвате; лежа на спине руки вдоль туловища; руки за головой в захвате задача: по сигналу тренера как можно быстрее встать наноги.

- забегание за спину соперника в партере, (борец по жребию или указанию тренера становится в высокий партер, а соперник захватив голову и руку должен забежать ему за спину т.е. заработать выигрышный балл);

- И.п. стоя на ногах, спиной друг к другу задача: по сигналу, забежать за спину сопернику и взять захват;

- И.п. упор лежа (сгибание-разгибание рук) задача: по сигналу, забежать за спину сопернику;

Игры перетягивания, вытягивания.

Творческое использование игрового материала позволяет охватить процесс начального, постепенного овладения школой борьбы, начиная с ее элементов и кончая поединком со всеми его особенностями, присущими реальной схватке. Образованная на этой основе программа освоения промежуточных операций с помощью игр позволяет быстрее и эффективнее формировать навыки ведения единоборства. Являясь благоприятным фоном освоения приемов, она развивает качества, необходимые борцу, содействует выявлению способных подростков, делает учебный процесс более плодотворным и эмоциональным. Игровые комплексы позволяют обходиться минимальным оборудованием мест занятий и не предъявляют жестких требований к спортивной специализации учителя физкультуры.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Состав группы из 14-16чел.

Гимнастические маты – 6шт.

Волейбольный мяч – 2шт.

Борцовский ковер 12х12 м.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аванесова В.Н. Дидактические игры // Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.П. Сакулиной, Н.Н. Подъякова, - М., 1969.

Миндиашвили Д.Г., Фомин Д.М., Савчук А.Н. Некоторые критерии отбора в вольной борьбе // Спортивная борьба. – М. – 1984.- с.76-79.

Подскоцкий Е.Б. Тесты для отбора в спортивных единоборствах// Спортивная борьба. – М.- 1983. – с. 47-49.

Рыбалко Б.М., Крепчук И. П., Геллер. Классификация специальных игровых средств в спортивной борьбе //' Теория и практика физ.культуры. - 1986.-Х21,- С. 10-11.

Портных Ю.И. Подвижные игры II Спортивные и подвижные игры / Под общей ред. П.А.Чумакова. - М., 1970.- С.46-82.

Коротков И.М., Петухова В.А. Подвижные игры в тренировке юных боксеров // Бокс: Ежегодник,- М., 1978.- С. 43-45.

Тишков Ю.Н. Психологический аспект тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов / Ю.Н. Тишков, Д.Г. Миндиашвили // Физкультурное образование Сибири. – 1997. №1. – с. 61-64.

Чумаков Е.М. Масштабы соревновательной деятельности борца / Е.М. Чумаков // Теория и практика физической культуры, 1999г. - № 2 стр.16-20.

Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях / Е.Н. Сурков, под.общ. ред. В.У. Агеевца // Словарь-справочник, - СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб, 1996. – 451с.


-75%

Читайте также: