Советская культура и идеология в годы войны доклад

Обновлено: 19.05.2024

Во время Великой Отечественной войны советские граждане совершили так много подвигов, что перечислять пришлось бы не один день. Победу в войне обеспечил героизм простых людей, защищавших Родину.

Героизм советских людей в годы войны

Советские граждане проявляли мужество с первых дней Великой Отечественной войны. Героизм городских жителей:

  1. С 22 июня по 30 июля 1941 года защитники Брестской крепости держали оборону.
  2. С 5 августа по 16 октября 1941 года длилась оборона Одессы.
  3. С 12 сентября 1941 года по 10 июля 1942 года держали оборону защитники Севастополя.
  4. Блокада Ленинграда длилась несколько лет – с 8 сентября 1941 года по 29 января 1944 года.
  5. С 12 сентября 1941 года по март 1943 года длилась блокада Ленинграда.

Герои Великой Отечественной войны:

  • разведчица Зоя Космодемьянская;
  • летчик Гастелло;
  • лётчик Покрышкин;
  • летчик Кожедуб;
  • солдат Матросов;
  • снайпер Зайцев;
  • пограничник Лопатин.

Это лишь несколько имён среди многих людей, отдавших свои жизни за освобождение страны.

Награды

В годы войны героизм стал нормой поведения людей. Наградами были удостоены:

  • звание Героя Советского Союза – высшую степень боевого отличия, получили более 11000 человек;
  • дважды это звание получили более 100 из этих людей;
  • Жуков, Кожедуб, Покрышкин получили это звание три раза.

Всего орденами и медалями за мужество и героизм в годы войны были награждены более 7 млн. человек.

Героизм проявляли представители всех родов войск:

  • 8447 человек из сухопутных войск были удостоены звания героя Советского Союза;
  • cреди воинов-авиаторов это звание получили 2332 человека;
  • среди моряков – 513 человек.

Также было совершено много коллективных подвигов. В самый первый день войны против немецких самолетов 20 советских летчиков совершили воздушные тараны. Всего в годы войны было произведено:

  • более 600 воздушных таранов;
  • более 500 наземных таранов;
  • более 60 танковых таранов;
  • 4 таранов подводных лодок.

Партизанское движение

С началом реализации этих планов стало возрастать сопротивление, которое со временем сформировалось в партизанское движение. Оно представляло собой отряды и подпольные группы во вражеском тылу. Их задача заключалась в нанесении ущерба врагам. Общая цель – создать как можно больше препятствий для осуществления их планов.

Впервые идея о создании сопротивления прозвучала через несколько дней после начала Великой Отечественной войны – 29 июня 1941 года.

После этого начало развиваться партизанское движение. Его развитие происходило в 2 этапа:

В основном, методы борьбы партизанских отрядов заключались в рейдах по тылам противника.

Больше всего движение было распространено в следующих областях:

  • Смоленская;
  • Орловская;
  • Ленинградская;
  • Крым;
  • северные области Украины;
  • практически вся Белоруссия.

На оккупированных территориях существовали районы, которые полностью контролировались партизанами. Их называли партизанскими краями.

Самые крупные партизанские соединения возглавляли:

  • Федоров;
  • Вершигора;
  • Ковпак;
  • Сабуров.

Командование ставило перед ними важные стратегические задачи.

Тыл в годы войны

После введения военного положения все функции государственной власти, касающиеся вопросов обороны и обеспечения безопасности, перешли к военным властям. 30 июня 1941 года образовался ответственный за это орган – Государственный комитет обороны (ГКО). Его председателем стал Иосиф Сталин. Также в комитет обороны вошли:

  • Маленков;
  • Ворошилов;
  • Каганович;
  • Молотов;
  • Берия.

Труженики тыла тоже проявляли героизм в годы войны. В связи с военным положением условия труда для рабочих изменились:

  • длительность рабочего дня увеличивалась до 11 часов;
  • отпуска отменялись;
  • рабочая неделя становилась шестидневной для всех;
  • вводились обязательные сверхурочные работы.

С декабря 1941 года все работники военных производств закреплялись за предприятиями. Самовольный уход с рабочего места запрещался. За нарушение грозило 8 лет тюрьмы.

К сельскохозяйственным учреждениям тоже предъявлялось много требований. В годы войны наблюдалось сокращение скота и значительные потери посевных площадей. Несмотря на это, перед колхозами ставилась задача обеспечить армию и работников военных производств продовольствием. Обязательный минимум трудодней вырос в 1,5 раза.

На сельскохозяйственных и промышленных предприятиях трудилось много женщин и подростков. Мужчины, которые по каким-либо причинам не призывались в армию, входили в состав народных ополченцев.

К середине 1942 года экономика была почти переведена на военные рельсы. Крупные предприятия были эвакуированы в Сибирь, Урал, Казахстан. Параллельно строились новые промышленные объекты. Благодаря самоотверженности рабочих, трудящихся под государственным контролем, за короткие сроки были установлены высокие показатели во многих отраслях производства. Германия больше не превосходила СССР по военно-техническим показателям.

Научные и военно-технические достижения

Труды научных деятелей сыграли важную роль в Победе.

Достижения военной авиации:

  • были созданы истребители Як-3, Як-9, Ла-5, Ла-7, штурмовик Ил-10 и бомбардировщик Ту-2;
  • Болховитинов сконструировал первый советский реактивный самолёт, который был испытан в 1942 году.
  • академик Патон разработал новый метод сварки танковых корпусов;
  • с 1943 года стали поступать самые мощные танки Второй мировой войны ИС, ИС-2, ИС-3;
  • в 1944 году Т-34 был заменён Т-34-85, имевшим усиленную броневую защиту.

Физиками Вавиловым, Мандельштамом, Иоффе были созданы:

  • магнитные мины;
  • радиолокационные приборы ;
  • радиопеленгаторы.

Также были усовершенствованы зажигательные смеси.

В годы войны достижения были и в области медицины. Хирург Вишневский разработал новые методы обезболивания, микробиолог Ермольева разработала препарат на основе пенициллина.

Идеология и культура в годы войны

Культура во время Великой Отечественной войны играла роль идейного оружия. Многие творческие люди становились партизанами или народными ополченцами. Контроль правительства в годы войны был смягчен.

Литература

Многие писатели стали военными корреспондентами. Примеры произведений:

Живопись

В военные годы в живописи получили развитие портретный, бытовой и пейзажный жанры. Последние всегда были связаны с войной, а в портретном жанре выражалось мужество и благородство борцов с фашизмом.

Музыка

Самые знаменитые песни Великой Отечественной войны:

Особую популярность приобрела Седьмая симфония Шостаковича, написанная в блокадном Ленинграде.

Театр

Театральные труппы проводили гастроли на фронте. Самые знаменитые спектакли того времени:

Всего было дано 1350000 представлений.

Кино

Естественно, основным направлением в кино была героическая борьба советских граждан с фашистами. Главное место занимала хроника, которая впоследствии стала основой для документальных фильмов. Также существовали художественные фильмы. Самые популярные из них:

Также создавались фильмы, посвященные выдающимся полководцам, военачальникам, деятелям культуры.

Во второй мировой наиболее тяжкие испытания выпали на долю нашей страны. Советско-германский фронт отвлекал на себя более 2/3 вооруженных сил Германии. Экономические потери составили около 30% всего достояния страны. Война унесла 26,5 млн. жизней советских людей. Резко снижается численность рабочих, трудоспособное население деревни.

Война потребовала от людей максимального напряжения сил. На предприятия, в колхозы были мобилизованы не только взрослые, но и дети, работавшие без выходных и о т пусков. На оккупированной территории были организованы массовые подпольное и партизанское движения. Война как никогда сплотила народы всех национальностей СССР.

В экстремальных условиях проявлялись лучшие человеческие качества советских людей: самопожертвование, героизм, взаимопомощь. Доктор военных наук генерал-лейтенант инженерных войск проф. Д. М. Карбышев отказался работать на врага. Ученого замучили в лагере смерти Маутхаузен , на морозе его обливали ледяной водой. В блокадном Ленинграде умирающие от голода сотрудники не съели госфонд образцов зерна. Не смотря на трудности военного времени, ни одна семья не отказалась принять беженцев. Многочисленные подвиги советских людей на фронтах и в тылу золотыми буквами вписаны в историю нашей многонациональной страны.

В военные годы как нельзя лучше подошли уже апробированные методы управления, построенные на страхе и лжи. Продолжились репрессии. Чтобы отвести вину от себя за неудачи на первом этапе, когда враг оккупировал значительную часть территории Советского Союза, войска противника подошли к Москве на расстоянии 25–30 км., правительство организовало суд над большой группой генералов, во главе с командующим войсками Западного фронта генерал-полковником Д.Т. Павловым. Их обвинили в измене и казнили.

С начала войны еще более лояльной становится государственная политика по отношению к церкви, которая активно включилась в па т риотическое движение. В сентябре 1943 г. состоялась встреча Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем. Вскоре после нее была восстановлена патриархия. Власти разрешили со з вать Архиерейский собор для выбора патри а рха , со з дать Священный синод, открыть бого с ловские академии и семинарии, и з давать религиозную литературу, органи з овать работу свечных з аводов .

По всей стране в централизованном порядке открываются тысячи православных храмов. Священнослужителей выпускают из заключений и ссылок, при их согласии демобилизуют из армии. В правительстве для свя з и с церковью создается Совет по делам Русско й православной церкви. Впоследс т вии были урегулированы отношения государства и с дру г ими религиозными конфессиями.

В дни блокады в городе Ленинграде работали старейшая русская актриса В. Мичурина-Самойлова, певица С. Преображенская, композитор Б. Асафьев, писатели В. Инбер, В. Шишков, поэты Н. Тихонов, О. Бергольц.

Сотни писателей всех республик СССР стали военными корреспондентами, бойцами, командирами и политработниками (М. Шолохов, А. Фадеев, К. Симонов, А. Твардовский, Б. Горбатов, А. Сурков, Б. Полевой, В. Василевская, А. Гайдар). Не раз на передовую линию фронта выезжал 80-летний А. Серафимович. Многие не вернулись с поля боя, погибли от голода, артиллерийского обстрела, бомбежек.

Правительство всемерно старалось сохранить отечественные культурные ценности и, прежде всего, самих деятелей культуры. Уже в августе 1941 г. из Москвы и Ленинграда в глубь страны были эвакуированы ученые, писатели, актеры. На периферии образовалось несколько культурных центров. Так например, в Нальчик приехали композиторы и профессора Московской консерватории (С.С. Прокофьев, Ю.А. Шапорин, В.В. Нечаев), артисты Московского Художественного театра во главе с В.И. Немировичем-Данченко, коллектив Малого театра, литераторы, художник И.Э. Грабарь, архитекторы братья Веснины.

В сложных условиях они продолжали работать. Все усилия были направлены на пропаганду патриотизма, в ерности долгу, прис я ге, н енависти к врагу. В военные годы несколько ослабло идеологическое давление. Хотя в каждом подразделении в армии и в тылу ситуацию отслеживали партийные контролирующие структуры, работала цензура. Марксистско-ленинскую идеологию временно затмила тема защиты Отечества.

Образование . В военные годы, система образования переживает очень трудные времена. Многие вузы и школы ока­зались на оккупированной территории. Сотни учебных заведений эвакуировали на восток. В 2,5 раза сокращается число студентов, уменьшается общее количество вузов. В 1942 г. университеты были временно переведены на сокращенный, 3–4-летний срок обучения.

Был свернут взятый перед войной курс на всеобщее среднее образование. В тоже время, война заставила задуматься о качестве образования. В 1943 г., начиная с 5-го класса, с целью улучшения воен­но-физкультурной подготовки вводится раздельное обучение мальчиков и девочек. В 1944 г. были введены экзамены в 4-х и 7-х классах, а также экзамены на аттестат зрелости, зо­лотые и серебряные медали. В вузах наряду с госэкзаменами стала обязательной защита дипломной работы. В последние годы войны было открыто 56 новых высших учебных заведений, в т.ч. Институт международных отношений.

В связи с тем, что на предприятия пришло много подростков, заменивших своих отцов и старших братьев, государство уделяло особое внимание расширению сети вечерних семилетних и средних школ для обучения молодежи без отрыва от производства. В фабрично-заводских школах и ремесленных училищах с 1941 по 1945 г. было подготовлено более 2250 тыс. молодых рабочих. За эти же годы вузы и техникумы дали стране 842 тыс. молодых специалистов. В дни войны школьники и студенты оказали большую помощь Красной Армии своим трудом в госпиталях, на за­водах и колхозных полях.

Наука . Работа Академии наук СССР, исследовательских институтов и вузов была полностью перестроена применительно к требова­ниям военного времени. В сентябре 1941 г. ученые СССР создали комиссию под председательством президента АН СССР академика В.Л. Комарова, в которую вошло свыше 800 специалистов. Научные работники сосредоточились в основном на трех задачах: разработке военно-технических проблем; научной помощи промышленности в улучшении и освоении но­вого военного производства; мобилизации сырьевых ресурсов страны на нужды обороны, замене дефицитных материалов мест­ным сырьем.

Основные силы советской науки были переведены в глубокий тыл – за Волгу, на Урал, в Сибирь. Невзирая на трудности и лишения, которые принесла война, в целях развертывания научной деятельности были созданы академии медицинских и педагогических наук, академии Узбекской, Азербайджанской и Армянской ССР, филиал АН СССР в Западной Сибири.

Восемь самолетов Туполева участвовало в Великой Отечеств е нной войне. Ни у кого из конструкторов не было такого количества боеспособных машин. Т У –2 был признан лучшим фронтовым бомбардировщи к ом второй м и ровой войны. Созданию самолетов А.Н. Туполев посвятил всю жизнь. Под его руководством создано более 50 оригинальных машин различных модификаций. На них установлено 78 мировых рекордов грузоподъемности, дальности и скорости полета.

В 1943 г. начались работы по созданию советской атомной бомбы, которыми занималась специальная лаборатория по рас­щеплению ядра урана во главе с академиком И.В. Курчатовым. Под его руководством работало около двух десятков ученых. Институт под наименованием лаборатории №2 построили на окраине Москвы у бывшего Ходынского поля, служившего много десятилетий артиллерийским и пулеметным полигоном. Здесь в начале 1945 г. заработал циклотрон, построенный всего за один год.

В тоже время, над литераторами продолжала довлеть административно-командная система, недремлющее око цензуры. Особенно приветствовались произведения, где преувеличивалась роль Сталина. Нужно сказать, что их немало было создано. Одни писались совершенно искренне, другие – а угоду конъюнктуре. В 1945 г. началась травля И. Эренбурга за то, что он посмел критиковать поведение советских солдат в Германии, где насилие и грабеж по отношению к немецкому населению были далеко не единичными случаями.

В целом, литература военных лет стала огромной духовной силой в жизни народа, помогла выстоять в войне, сберечь людям истинно человеческое – доброту, любовь, сострадание, благодаря умению воздействовать на умы, волю и сердца читателей.

Киноискусство . Работники советского кино сражались за победу своим оружием. Операторы были откомандированы в распоряжение фронтовых штабов. Они участвовали в опаснейших боевых операциях, снимали в самолетах и танках, действия партизанских соединений, героическую оборону Ленинграда. Молодой кинооператор, Мария Сухова, смертельно раненная, вертела ручку аппарата до тех пор, пока не потеряла сознание. В боях погибли операторы В. Сущинский, В. Муромцев, Н. Быков и многие другие. Все сюжеты стекались на Центральную и Ленинградскую студии документальных фильмов. Из этих лент составляли очередные выпуски хроникальных журналов.

Художественная кинематография так же была призвана работать только на нужды фронта и тыла. Был пересмотрен план производства художественных фильмов. Из него изъяли все произведения, которые не имели прямого отношения к теме за­щиты Родины.

Симфония впервые была исполнена оркестром Радиокомитета 9 августа 1942 г. в Ленинграде. Репетиции проходили в холодных, нетопленых залах. Музыканты исполняли сложнейшие партии в верхней одежде. Во время концерта летчики были в небе, чтобы не допустить фашистского налета.

Бригады крупнейших театров СССР выезжали на передовую. Артисты московского Центрального театра Советской Армии дали на фронтах свыше тысячи концертов. Перед бойцами и моряками Балтийского флота более 2500 раз со спектаклями высту­пали актеры Ленинградского театра имени А.С. Пушкина. Специальные концертные группы обслуживали госпитали, военные корабли, призывные пункты, оборонные предприятия. В 1941–1945 гг. из 1300 тыс. концертов и спектаклей для воинов армии и флота 450 тыс. было дано непосредственно на фронте.

Исключительным успехом пользовались в военные годы концерты симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского, ансамбля песни и пляски Советской Армии под руководством А. Александрова, русского народного хора им. М. Пятницкого, солистов К. Шульженко, Л. Руслановой, А. Райкина, Л. Утесова И. Козловского, С. Лемешева и многих других.

Великая Отечественная война оказалась самым страшным испытанием за всю историю существования России. Были разрушены 84 тыс. школ, вузов, более 600 научно-исследовательских институтов, сотни лабораторий; сожжены и разграблены 430 музеев, 44 тыс. дворцов культуры, библиотек, клубов, сотни хранилищ исторических сокровищ русского, украинского, белорусского, литовского, латвийского, эстонского и других народов Советского Союза. Пострадали дома – музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, П.И. Чайковского в Клину, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, Т.Г. Шевченко в Каневе, А.П. Чехова в Ялте. В руинах лежали многие города страны. Весьма внушительный, хотя и далеко не полный перечень. Культурному богатству СССР был нанесен громадный ущерб.

Во второй мировой наиболее тяжкие испытания выпали на долю нашей страны. Советско-германский фронт отвлекал на себя более 2/3 вооруженных сил Германии. Экономические потери составили около 30% всего достояния страны. Война унесла 26,5 млн. жизней советских людей. Резко снижается численность рабочих, трудоспособное население деревни.

Война потребовала от людей максимального напряжения сил. На предприятия, в колхозы были мобилизованы не только взрослые, но и дети, работавшие без выходных и отпусков. На оккупированной территории были организованы массовые подпольное и партизанское движения. Война как никогда сплотила народы всех национальностей СССР.

В экстремальных условиях проявлялись лучшие человеческие качества советских людей: самопожертвование, героизм, взаимопомощь.

С начала войны еще более лояльной становится государственная политика по отношению к церкви, которая активно включилась в патриотическое движение.

По всей стране в централизованном порядке открываются тысячи православных храмов. Священнослужителей выпускают из заключений и ссылок, при их согласии демобилизуют из армии. В правительстве для связи с церковью создается Совет по делам Русской православной церкви. Впоследствии были урегулированы отношения государства и с другими религиозными конфессиями.

Разумеется, с первых дней войны все достижения культуры, науки и техники были поставлены на службу победе, защите Отечества. Добровольцами на фронт уходили музыканты и художники, профессора и студенты. Свыше 2 тыс. работников Академии наук СССР сражались с оружием в руках на фронтах, в партизанских соединениях, отрядах народного ополчения.

Был свернут взятый перед войной курс на всеобщее среднее образование. В тоже время, война заставила задуматься о качестве образования. В 1943 г., начиная с 5-го класса, с целью улучшения военно-физкультурной подготовки вводится раздельное обучение мальчиков и девочек. В 1944 г. были введены экзамены в 4-х и 7-х классах, а также экзамены на аттестат зрелости, золотые и серебряные медали. В вузах наряду с госэкзаменами стала обязательной защита дипломной работы. В последние годы войны было открыто 56 новых высших учебных заведений, в т.ч. Институт международных отношений.

Наука. Научные работники сосредоточились в основном на трех задачах: разработке военно-технических проблем; научной помощи промышленности в улучшении и освоении нового военного производства; мобилизации сырьевых ресурсов страны на нужды обороны, замене дефицитных материалов местным сырьем. Основной акцент в научных исследованиях делался, на разработку новых видов вооружения. Создавались все более совершенные образцы орудий, танков, стрелкового автоматического оружия, бронебойных снарядов, бомб, средств связи, кораблей, самолетов.

Под руководством П.Л. Капицы велась напряженная работа по монтажу оборудования для получения жидкого воздуха и кислорода для госпиталей и военных заводов.

Мощь советских вооруженных сил во многом определила новая авиация. Прославились конструкторы А. Микулин, А. Яковлев, С. Ильюшин, В. Петляков, С. Лавочкин. Особое место в отечественном авиастроении занимает А.Н. Туполев. ТУ–2 был признан лучшим фронтовым бомбардировщиком второй мировой войны.

В 1943 г. начались работы по созданию советской атомной бомбы, которыми занималась специальная лаборатория по рас­щеплению ядра урана во главе с академиком И.В. Курчатовым.

Литература. Ведущая тема литературы военных лет – защита Отечества.

Литература времен войны приобретает яркий публицистический характер.

В самые тяжелые дни, когда страна оказалась в опасности, были созданы лучшие лирические произведения о Родине.

В целом, литература военных лет стала огромной духовной силой в жизни народа, помогла выстоять в войне, сберечь людям истинно человеческое – доброту, любовь, сострадание, благодаря умению воздействовать на умы, волю и сердца читателей.

Киноискусство. Работники советского кино сражались за победу своим оружием. Операторы были откомандированы в распоряжение фронтовых штабов. Они участвовали в опаснейших боевых операциях, снимали в самолетах и танках, действия партизанских соединений, героическую оборону Ленинграда.

С самого начала войны кинематографисты стали работать над созданием короткометражных художественных кинокартин, объединенных в киносборник.

Не прекращалась работа над полнометражными художественными фильмами с реалистическими и героическими сюжетами.

Любимыми лентами оставались кинокомедии и лирика.

Театр. На театральных сценах в годы войны зрители познакомились с рядом новых драматических работ соответствующих действительности. Бригады крупнейших театров СССР выезжали на передовую.

Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с.

Ущерб, нанесенный советской культуре в 1945—1953 годах, коснулся всех слоев населения. Были уничтожены культурные ценности в виде памятников, исторических музеев, театров и концертных залов. В период ВОВ на оккупированных территориях перестали работать школы. В результате дети не могли продолжать получение образования. Перед правительством СССР встала задача возрождения культурной жизни общества.

  • Культурные запреты
  • В области литературы
  • Театр и кино
  • Музыкальная деятельность
  • Сфера образования
  • Научные разработки

Ссср в 1945 1953 гг

Культурные запреты

С окончанием Великой Отечественной войны для возрождения культуры создались благоприятные условия. Трудности заключались только в том, что этот процесс начинался практически с нуля.

В этот период времени резко усилилась роль партийно-бюрократического аппарата. Проявилось это в виде борьбы против западного влияния. Контроль со стороны партийных органов подавлял творческую инициативу интеллигенции. Деятельность политических органов власти СССР в 1945—1953 гг. наглядно показывает таблица:

Целью такого диктата являлось подавление развития свободомыслия. Это исключало возможное проведение дискуссий по множеству культурных вопросов.

В области литературы

Не все работы получили одобрение партийного аппарата. Некоторые из них были объявлены как вредные произведения, чуждые духу советского человека. Стали закрываться журналы или в них менялось руководство.

Советская культура в 1945 1953

Наблюдались случаи, когда резкая критика перерастала в репрессии. После задержания были расстреляны Маркиш и Квитко, по делу Маршака, Эренбурга и Гросмана долгое время велось следствие.

Театр и кино

Такому же партийному контролю подверглись театр и кино. По мнению руководства, среди репертуара классические произведения должны были присутствовать только в небольшом количестве. Внимание следовало уделять особенности духа времени, усилению борьбы за коммунизм. Не следовало делать упор на постановку зарубежных произведений, не идеализировать прежнюю историю. Не выставлять жизнь царей, ханов и вельмож в красочном стиле.

Музыкальная деятельность

Буквально за непродолжительный период времени удалось не только восстановить, но и расширить количество музыкальных концертных учреждений. Уже к 1950 году появился ряд молодых талантливых актеров, певцов и пианистов. К ним относились:

1945 1953

  • Рождественский,
  • Рихтер,
  • Коган;
  • Архипова;
  • Светланов.

Был создан ряд знаменитых произведений. Среди них:

Однако чистка со стороны партийных органов не миновала и представителей музыкальных профессий. Это коснулось в первую очередь Мурадели и Прокофьева. Идеология направляла авторов на создание работ, где прославлялась идея счастливой советской жизни. В итоге их произведения перестали звучать на эстраде. Все эти тенденции значительно обедняли культуру СССР, изолировали ее от прогресса мирового развития.

Сфера образования

Если кратко охарактеризовать степень образованности населения в послевоенный период, оно было на очень низком уровне. В свое время сильный удар по квалифицированным работникам нанесли репрессии 30-х годов. Дополнила недостаток специалистов и прошедшая война. Это сказалось на понижении уровня обучающего персонала. Среди учителей были люди, не имеющие высшего образования, а только окончившие подготовительные курсы.

С целью решения кадрового вопроса правительством было выделено в 2,5 раза больше денег на образование, чем в довоенный период. И это дало свои результаты. Уже к 1948−1950 годам значительно возросло количество учебных заведений. После окончания войны молодое поколение хотело учиться и с удовольствием это делало, часто без отрыва от производства. В это же время государством было введено обязательное семилетнее образование.

Ссср 1945 1953

Научные разработки

В возрождении нуждалась и научная деятельность. С этой целью многие ученые были возвращены из мест заключения. Однако вся их работа контролировалась партийной верхушкой. Те, кто не подчинялся этим веяниям, подвергались гонениям. Если для точных наук партийный аппарат был тормозом, то гуманитарные дисциплины вошли в состояние полного упадка.

Классическая дискуссия развернулась в биологии. В результате ряд ученых лишились возможности заниматься исследовательской деятельностью, а некоторые были арестованы. Например, академик Вавилов, который окончил жизнь в саратовской тюрьме.

Если сопоставить этот период времени с последующей эпохой, в будущем наступило некоторое послабление, но цензура не была полностью отменена. Свобода слова контролировалась буквально до прихода к власти Горбачева, который стал проводить политику гласности. Благодаря этому, стали издаваться работы Солженицына и других ранее запрещенных авторов. Такой период продолжался вплоть до 1991 года, пока Советский Союз не прекратил своего существования.

Читайте также: