Доклад воспитательный потенциал средств массовой информации и коммуникации

Обновлено: 17.05.2024

Воспитательная роль средств массовой информации - печати, радио и телевидения. Функции средств массовой коммуникации: информационно-познавательная, нормативная, интегративная, развлекательно-компенсаторная. Проблемы воздействия электронных СМИ на детей.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 07.10.2012
Размер файла 20,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Усвоение личностью образцов культуры во все времена и у всех народов происходило, прежде всего, с помощью семьи. Именно родители, а затем уже и другие социальные институты общества говорили, каким правилам следовать ребенку, подростку, юноше и девушке. В эпоху "экранной культуры" значительное место в процессе социализации личности стали играть средства массовой информации, особенно -- электронные.

Через печать, радио, телевидение и иные средства массовой информации осуществляются весьма широкие и разнообразные воспитательные воздействия, адресованные большой аудитории. Преимущество данных средств воспитательного воздействия состоит в том, что здесь в качестве источника воспитательных влияний можно использовать лучших специалистов, лучшие образцы и достижения педагогики и культуры, "тиражируя" их в нужном количестве через соответствующие технические средства и повторно воспроизводя столько раз, сколько потребуется. Готовя литературу для детей, фильмы, радио- и телепередачи, можно заранее тщательно обдумать их содержание, взвесить и оценить возможное воспитательное воздействие. Соответствующими средствами с должным эффектом может воспользоваться любой педагог, причем относительно независимо от его индивидуальности, жизненного и профессионального опыта. Все это -- достоинства, но есть и заметный недостаток в воспитательных воздействиях средств массовой информации: влияния этого источника воспитательных воздействий рассчитаны в основном на среднюю личность и могут не дойти до каждого ребенка, т. е. они не индивидуализированы и не располагают так называемой "обратной связью".

Литература и искусство в отдельности выступают как источники нравственного и эстетического воспитания, которое рассчитано на более глубокое понимание основных жизненных нравственных категорий добра и зла и на формирование более глубокого понимания различных процессов, происходящих в обществе. Они же являются одним из главных источников формирования общей культуры у человека.

Роль средств массовой информации в воспитании личности огромна, но обычно недооценивается. В воспитательном плане исследователи выделяют как значимые функции СМК, так и негативные. К положительным относятся:

Информационно-познавательная.

Нормативная. С помощью СМК пропагандируются нормы и образцы поведения в обществе, утверждается система социальных ценностей, в связи с этим СМК выступают важным общественным регулятором жизнедеятельности людей.

Интегративная. СМК объединяют массы вокруг идей, способствуют формированию у людей общих взглядов, позиций, оценок тех или иных событий, создают психологический тонус в обществе.

Развлекательно-компенсаторная. Отдых перед телеэкраном, в кино, с журналом в руках позволяет расслабиться после трудового или учебного дня, сменить эмоциональный фон и одновременно получить заряд недостающих в реальной жизни ярких ощущений, впечатлений. (Эта функция СМК особо значима для подросткового и юношеского возрастов, так как позволяет уменьшить свойственную им эмоциональную неудовлетворенность.) Для большой части ребят телесмотрение, прослушивание музыкальных записей, работа с компьютером, а для некоторых и чтение становятся своеобразной компенсацией дефицита межличностных контактов, средством отвлечения при возникновении осложнений в общении со сверстниками. Нередко ребенок, подросток, юноша, находясь один в квартире, включает телевизор, видео, компьютер для того, чтобы снять ощущение одиночества. Впрочем, этим же способом он может отгораживаться от родителей, чтобы не слышать их ссор, разговоров на надоевшие темы и т. д.

Исследователи также выделяют негативные функции СМК в обществе:

Это информационные перегрузки, т. е. большой объем информации, которая приводит к переутомлению и нервным расстройствам (так называемый "информационный невроз").

Криминальные последствия. Это подражание героям, существующим в средствах массовой коммуникации, которое в силу специфики детской и молодежной аудитории, ее морально-нравственной сферы может иметь как положительные, так и негативные последствия.

Компенсаторный эффект возникает при острой эмоциональной недостаточности, которую испытывают дети в современной жизни. Это побуждает их искать недостающие эмоции не в актуальной деятельности, а в красочном и ярком мире массовой коммуникации.

В современном обществе существует ситуация полного рассогласования культурных ценностей и норм, существующих в общественном сознании. В эту ситуацию огромный и негативный вклад вносят средства массовой информации, что имеет особенно большое значение для социализации подрастающего поколения. Так, в целом, семья и школа придерживаются примерно одной системы ценностей, в основе которой -- гуманность, трудолюбие, уважение к личности и пр., тогда как во многих средствах массовой информации как в скрытой, так и в открытой форме проповедуются асоциальные "ценности": стяжательство, алчность, безудержное потребление, демонстрируются модели агрессивного поведения, пренебрежения человеческой личностью, отвергаются нормы морали, выработанные столетиями в разных культурах мира.

В последние десятилетия огромную роль в формировании личности стало играть телевидение. Телевизионные передачи служат важным источником информации, расширяющим знания о мире. Исследование подтвердило тот факт, что телевидение играет важную роль и лидирует в ежедневном потреблении информации с большим отрывом от других СМИ. Образ мира в несколько последних десятилетий формировался в значительной степени именно телевидением.

Главный аспект проблемы воздействия электронных СМИ (особенно телевидения и радио) на детей заключается в том, что дети обладают определенной спецификой в качестве зрителей и слушателей: они слушают и смотрят все. В отличие от большинства взрослых радиослушателей и телезрителей, вкусы и взгляды их еще не сформированы, у них не развиты критерии оценки. Эту специфику детской аудитории неоднократно отмечали разные исследователи. Разумеется, они видят и слышат в соответствии со своим, детским, восприятием и ориентированы на детские передачи, однако никто и ничто, как правило, не мешает ребенку слушать и смотреть любые взрослые радиопередачи и телепрограммы. Главной особенностью, характеризующей телесмотрение детей и подростков является то, что предпочтения типов передач меняются по мере взросления, и эти изменения происходят в среднем каждые три года.

Таким образом, в условиях недостатка передач, предназначенных специально для детей и подростков, происходит их замещение -- "поглощение" юным телезрителем передач и кинопродукции, рассчитанной на взрослую аудиторию, в лучшем случае -- предназначенную для семейного просмотра.

Родители, как правило, не обладают культурой просмотра телепрограмм. Лишь в сравнительно небольшом количестве семей дошкольников телесмотрение планируется, т.е. телевизор включается только тогда, когда идет передача, которую заранее хотели бы посмотреть. Дети воспринимают телевизор как члена семьи, как фон своей жизни. Многие дети едят, играют и даже засыпают под него.

Огромные потенциальные возможности телевидения используются плохо, и его роль в социализации и образовании подрастающего поколения, приобщении его к ценностям культуры, в том числе и книжной, сегодня утрачивается.

Телевидение является лишь яркой иллюстрацией проблемной ситуации. В той или иной мере многие черты ее проявляются и в других средствах массовой коммуникации -- книгоиздании, периодической печати, радиовещании и др. Огромный потенциал воспитательного воздействия на развивающуюся личность, которым могут обладать СМК, остается нереализованным в полной мере.

В качестве критериев позитивного телевидения для детей авторы проекта "Фестиваль творческих идей" (Л. А. Друбецкая) предлагали следующие положения:

-- формы, звуки, цвет -- все должно способствовать формированию в ребенке позитивного мироощущения и здоровой психики;

-- содержание программ должно быть направлено на развитие человеческих ценностей: уважения и самоуважения, сотрудничества и терпения, культуры общения и т. п.;

-- детям нужно видеть такие модели поведения, которые помогут им в жизни разрешить имеющиеся проблемы путем ненасилия;

образы героев фильмов или ведущих в программах, которым дети подражают, должны быть сильными, спокойными, доброжелательными;

-- необходимы программы, которые помогают ребенку увидеть положительные примеры взрослых (людей искусства, науки, образования), а также своих сверстников, которые уже добились в жизни успехов.

Особую роль в стихийной социализации подрастающих поколений играют компьютерные сети. Работа с компьютером, с одной стороны, приводит к расширению контактов, возможностей обмена социокультурными ценностями, развитию процессов воображения, способствует изучению иностранных языков и ряду других позитивных эффектов. Но, с другой стороны, она может привести к "синдрому зависимости" от компьютерной сети, способствуя сужению интересов, уходу от реальности, поглощенности компьютерными играми, социальной изоляции, ослаблению эмоциональных реакций и другим негативным эффектам. воспитательный информация коммуникация дети

Происходящее в настоящий момент соединение средств массовой информации и новейших компьютерных технологий позволяют активизировать воспитательное воздействие на детей и подростков. Конечно, важно отметить, что здесь особое значение приобретает качество материала, предлагаемого подросткам.

Воздействие СМК на развитие личности ребенка и подростка сегодня крайне противоречиво: с одной стороны, происходит расширение кругозора и любознательности, но, с другой стороны, можно отметить растущее влияние компонентов, которые негативно сказываются на социализации личности. Опыт разных стран свидетельствует о том, что различные виды медиа могут быть очень мощными средствами воспитательного воздействия и развития детей и подростков.

2. Немов Р. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. -- 2-е изд. -- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.

3. Мурылев В.А. Влияние массовой коммуникации на формирование мировоззрения личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

4. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 200 с.

Подобные документы

Воспитание как педагогическое явление. Средства массовой информации как фактор социализации подростка. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста. Особенности воспитательного воздействия средств массовой информации на подростков.

курсовая работа [51,7 K], добавлен 01.12.2014

Психолого-педагогическая характеристика старших подростков. Процесс воспитания старших подростков. Понятие, основные виды и характеристика средств массовой коммуникации. Влияние современных средств массовой коммуникации на воспитании старших подростков.

курсовая работа [63,0 K], добавлен 10.06.2014

Психолого-педагогические основы проблемы влияния средств массовой информации (СМИ) на развитие личности подростка. Историографический анализ проблемы. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности влияния СМИ на развитие личности подростка.

курсовая работа [142,0 K], добавлен 22.11.2013

Основы воспитания подрастающего поколения с помощью средств массовой информации в истории педагогической мысли. Анализ влияния средств массовой информации на формирование личности школьника. Работа учителя по использованию средств массовой информации.

дипломная работа [70,6 K], добавлен 29.10.2010

Важнейшие концепции феномена детской агрессивности. Возрастные психологические особенности ребёнка шести-семи лет. Социальные аспекты, классификация средств массовой информации. Психологические аспекты средств массовой информации.

дипломная работа [126,3 K], добавлен 28.06.2006

Сущность и содержание социального воспитания подростков. Психолого-физиологические характеристики подростков. Общая характеристика средств массовой информации. Основные способы влияния средств массовой информации на социальное воспитание подростков.

курсовая работа [52,2 K], добавлен 03.10.2014

Понятие "агрессии", ее основные виды и причины возникновения. Средства массовой информации как один из основных источников воздействия на повышение агрессии среди школьников. Способы предотвращения и предупреждения распространения агрессии среди детей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад по самообразованию на тему: «Воспитательный потенциал средств массовой информации и коммуникации для учащихся 9 класса ГБОУ ЦРО №4

Подготовила:

Кириловская С.Н.

В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в стране мы были вынуждены уйти на дистанционный формат обучения. Образовательный и воспитательный процесс, строился, на основе информационных технологий. Воспитательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать мультимедийную среду воспитания информационных технологий с почти не ограниченными потенциальными возможностями. Информационные технологии позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. В век новых информационных технологий, значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение.

Информационные технологии предоставляют возможность:

  • рационально организовать познавательную деятельность обучающихся в ходе воспитательного процесса;
  • делать воспитательный процесс более эффективным, более современным, разнообразным, насыщенным. Включить в процесс активного воспитания категории детей, отличающихся способностями;
  • использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать воспитательный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
  • интенсифицировать все уровни воспитательного процесса.
  • открывает новые возможности работы с родительским сообществом,

повышает уровень включенности обучающихся в совместную деятельность с социумом.

  • позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.

Перед воспитателем встал вопрос, как эффективнее организовать процесс

дистанционного обучения в классе? Нужно учитывать несколько

первостепенных аспектов: 1. Помощь в организации образовательного процесса в онлайн-пространстве; 2.Помощь в поиске нужной информации; 3. Контроль посещаемости онлайн-уроков; 4.Контроль своевременного выполнения домашних заданий.5.Проведение воспитательских часов в онлайн-режиме. Подбор видеороликов, презентаций, кинофильмов, документальных фильмов, квестов, викторин т.д.

В результате развития современных технологий, учащимся становится проще обучаться, осваивать новые знания. Основными удобствами такого рода обучения являются:1.Возможность обучаться в желаемое учеником время просмотреть нужную информацию при необходимости вернуться к ней; 2.Более индивидуальный подход в уровне и продолжительности обучения.

Повышение эффективности дистанционного обучения зависит от: 1. Наличия техники; 2.Высокого уровня мотивации; 3Систематического подхода в обучении.

Средства массовой информации, интернет, учебные электронные программы, электронные пособия, интерактивные платформы и т. д- инструмент для комфортного образовательного и воспитательного процесса. Использование в организации воспитательного процесса цифровых технологий, стало нашей повседневностью и является важным фактором повышения эффективности процесса исходя из сегодняшней ситуации в мире.

Уроки проходили на платформе zoom и электронно. В приложении WhatsApp в группу класса, поступала информация по учебной и внеурочной деятельности. Ребята могли задать интересующие их вопросы и оперативно получить ответы. Для ребят - это новая система обучения, приходится быстро реагировать и искать нужную информацию.

Были проблемы с организацией уроков. Не все учащиеся включали камеры и микрофоны на уроках. Продолжали уделять большое значение улучшению качества выполнения домашних заданий и дополнительных тестов по ОГЭ. Важными были беседы-профориентации, которые выпускникам 9 класса были необходимы, в связи с выбором дальнейшего

Работа по профориентации также проходила в дистанционном режиме, учащиеся обучались на платформе zoom ,по электронной почте получали

задания и самостоятельно их выполняли. Большое внимание мы уделили духовно-нравственному воспитанию. Дистанционные технологии позволяют учащимся посещать различные виртуальные библиотеки, музеи, архивы, так и трансляционную функцию, направленную на распространение культуры. В этой четверти посетили виртуальный музей М.Ю. Лермонтова Тарханы, музеи А. С. Пушкина, Музей Ф.И. Достоевского.

Находясь на дистанционном обучении, ученики нашего класса не имели возможности живого общения друг с другом, но они общались в группе WhatsApp , делились информацией и отвечали на вопросы, помогали друг другу. Интересы учащихся в классе различны. Ведущий вид деятельности – творческий и спортивный. Принимали участие в различных конкурсах в онлайн формате . Все мероприятия были нацелены на развитие сознательности, инициативы, активности и развитие творческих способностей. Многие ранее намеченные мероприятия пришлось адаптировать, под условия дистанционного обучения. Большинство форм прекрасно подходят для режима удаленной работы за счет применения современных технологий. На период карантина полностью отказаться пришлось от массовых мероприятий, таких как: концерты, спектакли, личные встречи. Учащиеся нашего класса приняли участие в общешкольных мероприятиях, которые проводились онлайн, посвященные Дню матери, Новогодний праздник. Также посещали кружки в онлайн формате: ОФП, Компьютерная графика, хореография. Приняли участие в олимпиадах: Мосин Артемий- русский язык, английский язык, Мосина Даша-обществознание, Каранфил Ксения-химия, биология, Мигунова Ксения - биология, химия, русский язык. В первом полугодии продолжалась работа по формированию

Заключение. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в воспитательном процессе способствует повышению качества образования, более успешному формированию ключевых компетенций у обучающихся, их социализации и профориентации. Использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление обучающихся. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сложившаяся в школе система воспитания охватывает различные стороны жизни и деятельности школьников. В последнее время на жизнь учащихся все большее влияние оказывает телевидение и кино. Перед педагогами встает задача помочь школьникам ориентироваться в море фильмов, идущих на экране кинотеатров и телевизоров, формировать их культуру восприятия. Все дети любят мультфильмы, они готовы смотреть их часами. Но мало кто из взрослых – учителей, воспитателей, родителей – проводит хотя бы регулярное обсуждение увиденных мультфильмов, сказок, детских фильмов. А еще детям интересно и полезно узнать, как снимаются мультфильмы, как вообще возникло кино и многое другое. Очень важен и предварительный настрой на просмотр мультфильма или сказки. Опытный педагог должен просить детей обратить внимание на то или иное событие, поведение героев, музыку, звучащую с экрана. Лучше всего начинать эту работу одновременно с поступлением детей в школу. Просмотр фильмов, сказок, кинофильмов, несущих эстетическую и нравственную воспитательную нагрузку в сочетании с предварительным разговором до их просмотра, обсуждением после демонстрации и другими формами, а так же получение знаний из теории и истории кино в наибольшей степени способствует формированию у учащихся начальных классов культуру восприятия кино. Главная задача киновоспитания и кинообразования заключается в воспитании истинных зрителей. Зрителей активных, творческих, обладающих высоким эстетическим вкусом, разнообразными интересами в области кино, любящих и музыкальную ленту, и историческое полотно, и легкую комедию, и проблемный социальный фильм.

Условия, в которых растут и развиваются современные дети, мало чем походят на те, какие были еще пару десятилетий назад. Научно-технический прогресс неузнаваемо изменил жизнь. Сегодняшние ребята ждут от фильмов, как и вообще от искусства, воплощение ритмов современности, современных форм современного языка. Кроме развлекательного телевидения есть и учебное телевидение. Научно-популярное кино рассказывает в общедоступной форме о развитии науки и техники и их влиянии на жизнь общества. С помощью специальных видов съёмки, замедленной, ускоренной, в рентгеновских лучах, микросъёмках научно-популярное кино показывает в динамике скрытые, малоизвестные стороны жизни растений и животных, процессы, происходящие в микромире живых клеток и в неживой природе. Оно наглядно демонстрирует действие физических законов, принципы работы машин, используя мультипликационное моделирование; даёт возможность наглядно представить явления, которые нельзя непосредственно наблюдать в природе, а также научные абстракции. Научно-популярные фильмы содержат объяснения теоретических и прикладных проблем естественных и гуманитарных наук, дают широкую информацию о научно-техническом прогрессе, рассказывают о творческой деятельности учёных, об истории науки, воспитывает любознательность зрителей. В системе народного образования всё шире используются учебные фильмы, в том числе и по эстетическому воспитанию. Основной принцип учебного кино – педагогическая целесообразность использования в процессе обучения и воспитания. Учебное кино – одно из видов научно-популярного кино.

В воспитании подрастающего поколения важную роль играет не только телевидение, но и периодическая печать. Рассказы по широкому кругу знаний, естественным и гуманитарным наукам, истории, культуре, искусству. Необходимо изучать не только средства массовой информации как особой формы информации, но и предполагать организацию детей по поводу просмотренных передач, прочитанных журналов, газет, выработку навыков суждений и оценок этих передач и периодических изданий, выполнение творческих заданий, направленных на развитие художественно-творческих способностей, любознательности учащихся.

Использование средств массовой информации в школьном воспитании и образовании позволяет выводить подготовку подрастающего поколения на уровень современных общественных требований, привлекать ранее неизвестные резервы повышения эффективности деятельности школы.


Современный век полностью основан на преобладании средств массовой информации и коммуникации, которые можно с лёгкостью назвать “четвертой властью”, но властью своеобразной. СМИ воздействуют на нас самыми разными и непринуждёнными способами, незаметными, но очень эффективными.

Каков воспитательный потенциал средств массовой информации?

1) Новая информация;

Контент обновляется ежедневно, а конкретнее – из часа в час, предлагая огромные объёмы информации для обработки. Эмоции, разум, знания – всё это использует интернет, где сосредоточены все средства массовой коммуникации. Именно благодаря постоянству СМИ образовали целую систем из текста, видео и фото, ежедневно образуя сеть из новых коммуникаций.

2) Социальные сети;

Социальные сети стали главным явлением с каким ассоциируется интернет. Именно в социальных сетях контент распространяется среди большинства людей ими самими – благодаря репостам, одобрениям и комментариям. Можно сказать, что социальные сети являются концентрацией идеи интернета, предлагая одну платформу, где миллионы людей объединяются для общения и обмена информацией.

Контент социальных сетей воздействует на эмоции и впечатления, что особенно хорошо отражается на детях, воспринимающих информацию именно через чувство. Однако за эмоциональной составляющей кроется подача определённой идеи, которая транслируется через впечатляющий контент. Воспитательный потенциал массовой коммуникации проявляется именно через такой подход.

4) Средство трансляции.

Смартфоны и другие новинки техники лежат в основе современных СМИ и коммуникаций, прекрасно сообразуясь с модой нашего времени. Именно функционал телефона часто предопределяет скорость работы со средствами массовой информации. Иными словами, средства массовой информации и коммуникаций непосредственно связаны с технологиями, которые являются основой наших представлений о моде.

Воспитательный потенциал средств массовой информации трудно переоценить, а потому педагогу нужно уметь впечатлять аудиторию максимально интересным представлением своей дисциплины.

Читайте также: