Святыни дмитровской земли доклад

Обновлено: 03.07.2024

Почти 850 лет прошло с тех пор, как над рекой Яхромой русский князь Юрий, прозванный Долгоруким, заложил "град древян" и нарек ему имя небесного покровителя своего сына - святого великомученика Димитрия Солунского. Немного есть в русской земле городов, которые могли бы похвастаться не только сохранившимися памятниками культуры, но и своим особым духом. Множество древнерусских городов погибло, не возродилось после иноземных набегов, а Дмитров жив и будет в 2004 году отмечать свое 850-летие.

Подмосковный Дмитров - один из древнейших русских городов, и он во многом уникальный город. Уникален он, прежде всего, своей исторической, культурной и духовной средой, которую не смогли полностью уничтожить даже тяжелые годы правления нашей безбожной власти. Что прежде всего уничтожалось в русских городах в 20-60 годы XX века? Прежде всего уничтожали или пытались уничтожить кафедральные соборные храмы в наших городах. Уничтожали их как центры православной духовной культуры, как хранилища исторической памяти горожан. Дмитров же смог сохранить свой собор, и это очень важно для духовной и градостроительной среды города. Но Дмитров сохраняет нечто большее: он сохраняет свои древние духовные святыни. Часть их пребывает в городе и почитается верующими, но наиболее чтимые городские святыни сохраняются в стенах государственных музеев. Об их судьбе и возможном будущем необходимо говорить особо.

Во времена князя Юрия Долгорукого в Дмитрове был заложен деревянный храм в честь святого великомученика Димитрия Солунского. 15 мая 1302 года город Дмитров с уделом перешел во владение московских князей. В правление князя Петра Дмитриевича город начинает превращаться в крупный торговый и культурный центр. В городе чеканят свою монету, и городу становится необходим новый собор. Между 1420 и 1425 годами в Дмитрове строится белокаменный храм, посвященный Успению Пресвятой Богородицы и св. вмч. Димитрию Солунскому. До сих пор идут споры среди наших искусствоведов по вопросу, кому же был посвящен тот белокаменный собор. Храм не дошел до нашего времени, от него сохранились лишь подклеты и фундаменты. По специальному заказу князя Петра Дмитриевича для собора был написан иконостас, и часть его икон, а именно восемь икон Деисусного чина, сохранились до нашего времени и по сей день пребывают в иконостасе современного Успенского собора города Дмитрова. Это не только шедевры иконописного искусства XV столетия, но и чтимые православными дмитровчанами святыни.

В 1503 году Дмитровским князем становится Юрий Иванович - второй сын великого князя Иоанна III и княгини Софьи Палеолог. Значение Дмитрова и вес удельного двора князя Юрия Ивановича резко возрастают. Дмитров пробует соперничать с Москвой, и эпоха князя Юрия Дмитровского - это эпоха взлета духовной и культурной жизни города. По его заказу в 1509-1533 годах в городе строится величественный Успенский собор, который возводят на фундаменте и подклетах более древнего белокаменного собора эпохи князя Петра Дмитриевича.

Планировка этого собора, дошедшего до нашего времени, его центральная часть и архитектурно-строительные приемы говорят нам о том, что, возможно, Дмитровский собор возводил известный ростовский зодчий Григорий Борисов, а итальянские элементы отделки храма - круглые окна-люкарны - сближают собор в Дмитрове с Архангельским собором Московского Кремля. На внешних стенах собора пребывают три интересных керамических иконы. Две иконы представляют из себя композиции из поливных изразцов (керамиды). Они одинаковы по сюжету: это изображения Распятия Господа и Спасителя Иисуса Христа с предстоящими. Обе иконы находятся на северном и южном фасадах собора и вставлены в средние проемы верхних окон храма (в закомарах). И еще одна икона-керамида - "Святой вмч. Георгий Победоносец" ("Чудо святого Георгия о змие") пребывает на бывшей внешней стене собора. В настоящее время правая галерея собора - придельный храм в честь прп. Сергия Радонежского. Этот образ уникален, так как вся керамическая композиция вписана в круг диаметром 280 см и покрыта многоцветной полупрозрачной глазурью. Эти иконы сохранились на стенах собора и очень почитаемы православными жителями Дмитрова, а образ святого Георгия всегда почитался как чудотворный, и не случайно в Успенском соборе Дмитрова есть приставной престол в честь этого святого.

Последними удельными владельцами Дмитрова были князья Старицкие, и многие русские искусствоведы и историки считают, что эти иконы появились в Дмитрове в период правления князя Владимира Андреевича Старицкого, а выполнены были в мастерских его матери, княгини Ефросинии Старицкой. Так или иначе, это сохранившиеся до нашего времени святыни Дмитрова. Не менее интересен в Дмитровском соборе и иконостас с чтимыми иконами XVI-XVIII веков. Он сохранился до настоящего времени.

Справедливости ради надо отметить, что собор и часть его убранства, чтимые святыни сохранялись трудами сотрудников Дмитровского музея. Время было такое, что возможно, Промысел Божий действовал и через этих людей, но сейчас необходимо сказать об ином.

До сих пор значительная часть наших святынь пребывает в государственных музеях. Нет необходимости вспоминать о том, как сотрудники Государственной Третьяковской галереи препятствовали перенесению Владимирской иконы Божией Матери из одного музея в другой, ведь Успенский собор Московского Кремля - это государственный музей. На многие наши русские национальные духовные святыни распространяются в настоящее время положения Закона "О музейном фонде", жаль только, что наши законы не закрепляют такого понятия, как чтимая святыня, и в результате все наши иконы, священные реликвии, пребывающие в музейных стенах, являются подчас лишь предметом искусствоведческого анализа. Такое понятие, как святыня, отсутствует в лексиконе многих известных и уважаемых наших искусствоведов, равно как и понятие православная русская культура. Трудно себе представить, что было бы в Польше, если бы вдруг польское правительство перенесло чудотворный образ Божией Матери Ченстоховской из монастыря на Ясной Горе, например, в Ченстоховский художественный музей! Правительство было бы мгновенно свергнуто восставшим народом. Также невозможно представить себе, что Туринская Плащаница объявлена национальным достоянием Италии и, на этом основании, помещена в художественный музей или в какую-либо картинную галерею. И дело тут вовсе не в цивилизованности Западного сообщества, а, прежде всего, в сохранившемся национальном самосознании конкретных людей и целых народов, например, поляков или итальянцев. Думается, что нам, православным русским людям, необходима более активная и жесткая позиция в деле отношения к своим святыням. В этом смысле судьба святынь города Дмитрова, в настоящее время пребывающих в наших государственных музеях, также весьма красноречива .

До нашего времени дошел ряд уникальных икон Дмитровского кафедрального робора: Спас Вседержитель - аналойная икона первой трети XVI века, Богоматерь "Одигитрия" - первой трети XVI века, уникальный храмовый и чудотворный образ святого Георгия (Святой Георгий Победоносец в житии) начала XVI века, а также храмовый и чудотворный образ св. прп. Сергия Радонежского. Особо интересен тот факт, что известен автор образа преподобного Сергия. Это инок Феодосий, иконописец круга Дионисия. Сама икона выполнена в мастерской Дионисия. Наконец, это величайшая святыня нашего города - чудотворный образ Успения Пресвятой Богородицы конца XV столетия - храмовый образ Дмитровского Успенского собора, выполненный в мастерской Дионисия еще для первого белокаменного Успенского собора, построенного при князе Петре Дмитриевиче. Он стал храмовым образом и в новом Успенском соборе, построенном при князе Юрии Ивановиче в первой трети XVI столетия. До сих пор идет спор среди наших искусствоведов о том, написан ли этот образ самим Дионисием, или нет.

Также интересны другие святыни Дмитрова: образ Богоматери "Одигитрии" - аналойная икона конца XVI века; "Святитель Николай в житии" - начала XVI века из Пятницкого женского монастыря города Дмитрова; образ святого апостола Иоанна Богослова с клеймами 1492 года из Борисоглебского собора Дмитровского мужского Борисоглебского монастыря; знаменитый образ святого Иоанна Предтечи XV столетия из Николо-Пешношского монастыря близ Дмитрова. Менее известны иконы "Рождество Пресвятой Богородицы с житием" середины XVI века и "Святой Иоанн Предтеча" 60-х годов XVI столетия. Все эти святыни сейчас являются музейной собственностью.

Автор статьи далек от мысли немедленно требовать возвращения Дмитрову всех перечисленных икон, но вопрос о четырех иконах должен быть поставлен. Прежде всего речь должна идти об образах святого великомученика Георгия Победоносца и святого преподобного Сергия Радонежского. Безусловно, речь должна также идти о храмовом образе Успения Пресвятой Богородицы и о возвращении в Борисоглебский мужской монастырь Дмитрова образа святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова 1492 года.

Не так давно Дмитровское благочиние обращалось с просьбой возвратить чудотворный, явленный в Дмитрове в 1295 г. (современные искусствоведы датируют его XV в.), Животворящий Крест, до 1933 года пребывавший в Успенском соборе. Сейчас этот Крест пребывает в запасниках Государственной Третьяковской галереи. На эту просьбу из Министерства культуры России был получен отказ. Вместо обсуждения подобных вопросов чиновники наших министерств сами создают проблемы негативного отношения верующего населения России не только к конкретным музеям, но и к светской науке в целом.

В 2004 году у Дмитрова юбилей - 850 лет, и еще есть время, для того, чтобы требования православных граждан Дмитрова о возвращении наиболее чтимых святынь в кафедральный собор осуществились.

Может возникнуть вопрос, почему необходимо вернуть в город Животворящий Крест и хотя бы эти четыре иконы? Во-первых, эти иконы на протяжении почти 500 лет пребывали в городском соборе и в мужском монастыре, и эти здания не разрушены. Во-вторых, эти иконы были написаны для собора и монастыря. В-третьих, для Дмитрова это особая память о взлете его художественной жизни в средние века. В-четвертых, православное и любое нормальное человеческое сознание говорит нам о том, что святой образ, писанный специально для храма и прославленный в нем чудесными явлениями, должен пребывать в соборе, особенно если этот собор стоит на своем месте. Наконец, в-пятых, есть прецеденты возвращения икон в православные храмы. В 1991 году иконы Божией Матери Боголюбской и "Знамение" были возвращены в православные храмы. Музей имени Андрея Рублева (ЦМиАР), в то время, когда его директором была ныне почившая Софья Владимировна Вашлаева, вернул чудотворный образ Божией Матери Моденской (Косинской) в Успенский храм в Косине. В течение 1996-2001 годов происходил процесс возвращения икон в Муромский и Вологодский музеи-заповедники из собрания того же ЦМиАР. Так что вполне реально и возможно, даже необходимо, вернуть древнему русскому городу в год его 850-летия часть его святынь, а также устроить выездную выставку, посвященную художественной жизни древнего Дмитрова. Сама проблема возвращения святынь Православной Церкви вполне разрешима. Именно из-за двойной политики бюрократии очень часто возникают споры между музеями и религиозными организациями по вопросам владения священными реликвиями. Необходима, конечно, серьезная работа по корректировке наших законов и даже по принятию новых законов о правопреемстве, о реституции собственности частных лиц и религиозных организаций, но вполне реально учесть опыт 1991 года, когда Церкви возвратили столь великие святыни, как, например, Новгородскую икону Божией Матери "Знамение". Сейчас проводится серьезная комплексная реставрация Успенского собора города Дмитрова и Дмитровского Борисоглебского монастыря, поэтому можно заранее решить все вопросы сохранности святынь и температурно-влажностного режима их хранения. Дело тут за церковными и светскими властями города Дмитрова, Московской области и, конечно, за священноначалием нашей Русской Православной Церкви. А учитывая ценность и значимость этих святынь не только для одного малого провинциального Дмитрова, дело тут и за верховной властью нашего государства.

И в завершение статьи хотелось бы обратиться к православным людям с просьбой посещать древний и славный город Дмитров, помогать возрождению его храмов и монастырей, молиться о возвращении этих древних икон в родные для них стены Дмитровского кафедрального собора. Это возвращение может стать важной идеологической (в положительном смысле этого слова) вехой в деле возрождения нашего самосознания. Либо мы будем воспитывать наших детей на уважении к нашим духовным святыням и той истории, которая у нас в России была, либо будем и далее бестолково говорить о неких общечеловеческих ценностях, даже не зная о том, что мировая цивилизация, в том числе, стоит на русской исторической и духовной традиции. Русский народ должен стать нацией, помнящей о своих святынях, и лучше, если такое понимание будет идти из провинции. Это и есть наша русская (российская) национальная идея, о которой так много говорят в последнее время и которую так долго и мучительно у нас "создают".

Призываю всех православных христиан сугубо молиться о возвращении древнему Дмитрову его чудотворной святыни - иконы Успения Пресвятой Богородицы.

1. Леонид, архимандрит. Исторический очерк города Дмитрова в связи с историей его соборного храма // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. - 1878. - Кн. 4. - С. 8.

2. Некрасов А.И. Города Московской губернии. - М., 1928. - С. 119-120.

3. Ильин М.А. Успенский собор в Дмитрове // Материалы по истории русского искусства. - Вып. 1. - М., 1928.

4. Милонов Н.П. Дмитровское городище. Кремль города Дмитрова // Советская археология. -1937. - № 4. - С. 152-153.

К северу от Москвы по Дмитровской дороге лежит старинный город Дмитров. Он был основан на месте древних славянских поселений в 1154 году князем Юрием Долгоруким. Город получил свое название в честь князя Всеволода (Большое Гнездо), в крещении Дмитрия, сына Долгорукого.

Краткая история Дмитрова

В XII веке сразу за Дмитровом начинались непроходимые леса и топи, местность, малопригодная для жилья. Город был северо-западным форпостом Владимиро-Суздальского княжества. Дмитров занимал важное стратегическое положение, прикрывая дорогу на Суздаль по рекам Веле и Дубне. Водным путем из Дмитрова, через Яхрому, Сестру и Дубну можно было попасть на Верхнюю Волгу.

После того, как в 1364 году Дмитров отошел к Москве, он принадлежал одному из младших братьев московских князей. Первым князем, который жил и умер здесь, был Петр (1389-1428), один из младших сыновей Дмитрия Донского. В конце XIV – начале XV столетия в период междоусобицы между Дмитрием Шемякой и Василием Косым с московским князем Василием II Темным город неоднократно переходил из рук в руки. Последним дмитровским князем был Юрий, второй сын Ивана III. Иван Грозный в 1556 году обменял Дмитров на Старицу у князя Владимира Андреевича Старицкого. После казни последнего в 1569 году Дмитров окончательно отошел к Москве.

В 2001 году у южного входа в Дмитровский кремль был установлен памятник Юрию Долгорукому (скульптор В. М. Церковников).

Памятник Юрию Долгорукому, Дмитров

Памятник Юрию Долгорукому около Дмитровского кремля

История и структура Дмитровского кремля, его крепостные валы

В отличие от многих других русских кремлей, Дмитровский кремль так и не обзавелся каменными стенами. Он имеет яйцевидную в плане форму и обнесен крепостными валами со рвом. Общая длина крепостных валов, созданных в XII-XIII веках, составляет 990 метров, их высота — 7-9 метров, местами достигая 15 метров.

В прошлом валы были усилены деревянными стенами и 10 башнями, сожженными в 1610 году войсками Сапеги и Лисовского. 23 февраля 1610 года в Дмитровском кремле остановилась Марина Мнишек, которая затем отправилась в Калугу. В связи с утратой оборонного значения стены Дмитровского кремля больше не восстанавливались.

На территорию кремля можно было попасть через двое ворот — Никольские и Егорьевские. В настоящее время реконструированы одни из них — Никольские. В конце XIX века в крепостном валу был прорублен третий проход, рядом с которым сейчас стоит памятник Юрию Долгорукому.

Ров, окружавший валы, был заполнен водой. Через него были перекинуты подъемные мосты. В 1980-х годах был воссоздан участок рва.

План-схема Дмитровского кремля Проход в Дмитровский кремль, устроенный в конце XIX века Ров перед Земляным валом Никольские ворота Крепостной вал и Никольские ворота

Успенский собор Дмитровского кремля

В центре Дмитровского кремля возвышается величественный Успенский собор (Собор Успения Пресвятой Богородицы). Существующее ныне здание было построено в начале XVI века (1509-1523) при князе Юрии Ивановиче, брате Василия III. Однако большинство историков сходятся во мнении, что уже на рубеже XIV-XV веков, в период княжения Петра Дмитриевича здесь должен был стоять каменный собор. Об этом свидетельствуют, в частности, белокаменные подвалы, находящиеся под подклетом существующего ныне собора.

Дмитровский Успенский собор напоминает московские Успенский и Архангельский соборы, построенные в это же время. Иконостас, украшенный ажурной растительной резьбой, относится к концу XVII века.

Успенский собор украшают изразцовые рельефы. В тимпанах средних закомар южного и северного фасадов находятся изображения Распятия. На южной стороне собора, у портала помещен изразцовый рельеф Георгия Победоносца.

В 1841 году к собору пристроили паперти в псевдоготическом стиле. В 2004 году был установлен памятник Кириллу и Мефодию (скульптор А. И. Рукавишников, архитектор Р. В. Нарский).

А далее, можно сказать, редкие фотографии. Войдя в Успенский собор я спросила у служителя, можно ли фотографировать. Он сказал, что пока службы нет, можно. Сам собор тоже оказался открытым. Я сделала несколько кадров, когда служительница, которая убирала там, сказала, что фотографировать без благословения нельзя. Я бы рада попросить благословения, но священника-то нет на месте. Закончив уборку, служительница закрыла храм.

Внутреннее убранство Успенского собора Внутреннее убранство Успенского собора Внутреннее убранство Успенского собора Внутреннее убранство Успенского собора Внутреннее убранство Успенского собора Внутреннее убранство Успенского собора Северный фасад Успенского собора и памятник Кириллу и Мефодию Успенский собор

Елизаветинская церковь

На территории Дмитровского кремля также находится тюремная Елизаветинская церковь, построенная в 1898 г. московским архитектором С.К. Родионовым в псевдорусском стиле на средства вдовы владельца покровской мануфактуры (Яхромской прядильно-ткацкой фабрики) И.А. Лямина Елизаветы Семеновны (урожденной Лепешкиной).

Елизаветинская церковь и здание присутственных мест Елизаветинская церковь и здание Дворянского собрания (слева) Маковка Елизаветинской церкви и шпиль колокольни Успенского собора Елизаветинская церковь, Успенский собор, здание присутственных мест и флигеля Дом настоятеля Успенского собора Аллея к Никольским воротам

Мостик счастья и Камень желаний

Современной достопримечательностью Дмитровского кремля является Мостик счастья. Считается, что если пройти через две большие подковы и по пяти маленьким, поддерживающим мост, улыбнется удача. По нему жених должен на руках пронести невесту во имя Веры, Надежды и Любви. Весь мост увешан замками с именами молодоженов, а ключи от них нужно бросить в воду.

Мостик счастья Мостик счастья Мостик счастья Мостик счастья. Подкова Мостик счастья

Рядом с Мостиком счастья располагается Камень желаний с вмурованной в него сломанной подковой. По преданию, конь Юрия Долгорукого здесь споткнулся о камень и сломал подкову. Об этом рассказывает выбитая на валуне надпись.

Камень желаний Камень желаний. Сломанная подкова

Музейная гостиная

Дмитровский кремль, Музейная гостиная

Музейная гостиная

Музеи Дмитровского кремля

Дмитровский кремль, Музеи

Музеи Дмитровского кремля

Дмитровский кремль на карте

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале "Срединный Путь"

1. Северное Подмосковье. Дмитровский Борисоглебский монастырь. Святые князья Борис и Глеб.

Основные понятия:
историческая память,
святые князья Борис и Глеб,
Борисоглебский монастырь,
христианский подвиг,
кротость,
милосердие,
Великомученик Дмитрий Солунский,
страстотерпцы
Георгий Победоносец.
1. История основания города Дмитров.
Дмитрий Солунский.
2. Святыни Дмитрова. Успенский
собор. Борисоглебский монастырь.
Борис и Глеб.
3. Герб города Дмитров. Георгий
Победоносец.

Успенский собор 16 век
Дмитров
Построен в 16 веке дмитровским князем
Юрием Ивановичем, сыном Великого князя
Ивана 3, на месте разрушенной церкви 15
века
при
участии
итальянского
архитектора Алевиза Фрязина.
Пятиглавый
четырёхстолпный,
трехапсидный храм крестово-купольного
типа на высоком подклете,
окружён
крытой арочной галереей.
Его
стены
украшены
тремя
керамическими иконами – керамидами.
Из старой церкви сохранилась часть
иконостаса - восемь икон деисусного чина.

Борисоглебский монастырь
Дмитров
Собор святых Бориса и Глеба
Точная дата постройки не известна, есть
мнение, что он был заложен Юрием Долгоруким
в 12 веке.
Монастырь построен в лучших традициях
владимирской архитектуры.
Центром монастыря служит собор святых
Бориса и Глеба. Одноглавый, четырехстолпный,
трехапсидный крестово-купольный храм.
В 15 веке монастырь был боевым форпостом
города на востоке.
В 1610 году монастырь сильно пострадал от
польско-литовских захватчиков, через 10 лет
обитель была восстановлена.
В 1652 году по указу Алексея Михайловича
обитель стала резиденцией будущего патриарха
Никона.
Как и все монастыри после революции 1917
года обитель была закрыта.

Герб
Дмитрова
Что изображено на гербе города Дмитров?
В 13 веке Дмитров стал предметом борьбы
между Тверью, Переяславлем и Москвой.
Его герб – четыре короны напоминает о
переговорах
четырёх
князей:
Андрея
Владимирского, Михаила Тверского, Даниила
Московского и Ивана Переяславского.

1. Расскажите об основании города Дмитров.
2. Назовите основные святыни Дмитрова.
3. С именами каких святых связана история города Дмитров?
4. Расскажите о Дмитрии Солунском, князьях Борисе и Глебе, Георгии Победоносце.
Какой духовный подвиг они совершили?
1. Лик святости: страстотерпец и мученик. В чем разница?
2. Почему христиане берут в руки оружее?

Ранним субботним утром наша группа отправились в паломническую поездку по Дмитровскому району.

Николо–Пешношский мужской монастырь.

Exif_JPEG_420

В 1361 г. у р. Яхромы, в месте, где в неё впадает речка Пешношка, в 25 верстах от Дмитрова один из первых учеников прп. Сергия Радонежского Мефодий, искавший пустынно — жительства, поставил келью. Со временем потянулись к нему другие и основался монастырь. Интересно, что прп. Мефодий Пешношский стал игуменом спустя 30 лет после основания им монастыря, всего за год до своей кончины. Это рассказал нам позже монах.

Но здесь есть зоопарк. Кролики и утки, ослик, лисицы, страусы, волк, олень, верблюд.

Мы входим в главный Никольский собор монастыря. В алтаре находится главная святыня храма- икона свт. Николая Чудотворца. Некий человек приобрёл эту икону на аукционе с намерением оставить её в каком-то храме. Попал сюда. И оставил икону. Монастырь в это время начал возрождаться. После того, как икона была принесена, в очень короткое время удалось восстановить собор. А икона эта – шатровая икона нашего святого Государя Николая Второго, подаренная ему, когда он был ещё Великим Князем, о чём и гласит гравировка на обратной её стороне.

2p20140824-vsn_4013-1200

Многие святыни монастыря, конечно, были утрачены. Нахождение одних известно, других – нет.

2 сентября 2007 г. состоялось торжественное открытие Николо – Пешношского монастыря и первое богослужение в нём за последние 80 лет.

Сейчас в монастыре – 6 монахов, 3 послушника и 30 трудников.

Как нужны нашей стране монахи и священники!

Побывали мы в храме прп. Сергия Радонежского, в котором под спудом находятся мощи прп. Мефодия Пешношского и мощи монаха Ионы, мощи которого пока еще не прославлены, но уже ведутся записи чудес, произошедших при его мощах, для прославления еще одного святого. Приложились к раке.

И вот – город Дмитров.

Борисоглебский мужской монастырь.

А пока мы входим в собор.

Икона святых князей Бориса и Глеба. Ковчег с частицами мощей свв. Ап. Андрея Первозванного, Евангелистов Матфея и Луки, свт. Иоанна Златоустого, Григория Богослова, Феофана Затворника, свв. Петра и Февронии Муромских, Георгия Победоносца, частица Креста Господня. Каждый знает, как трудно верующему сердцу выразить заполняющие его чувства! Как описать действие Божией благодати!

(Вся братия, а их 5! человек, на послушаниях). В монастыре есть столярная мастерская, административный и братский корпуса, настоятельский домик, приходская школа. Занятия там проводятся каждый день и для детей, и для взрослых. Люди приходят после учёбы и работы, рисуют, учатся писать иконы, играть на музыкальных инструментах, занимаются декоративно – прикладным творчеством. Святой источник монастыря в ажурной кованной часовенке .

Далее мы поехали в село Деденёво в Спасо – Влахернский женский монастырь. Тишина. Собор Спаса Нерукотворного, где скоро начнется всенощная. История Спасо-Влахернского женского монастыря напрямую связана с родом Головиных. В их имении был возведен большой храм Спаса Нерукотворного, в котором были собраны святыни рода – иконы в серебряных и вызолоченных окладах, украшенные драгоценными камнями, в ковчегах помещены частицы святых мощей. Особыми святынями монастыря были икона Влахернской Божией Матери и барельеф – икона Спасителя в терновом венце. В 1922 году монастырь был объявлен закрытым, практически все иконы были утрачены. Икона Влахернской Божией матери вместе с барельефом – иконой Спасителя в терновом венце были тайно перенесены и положены на ступени храма Вознесения Господня села Перемилово. 1992 году в Деденеве вновь открывается приход. В 2001 году в монастырь вернулся барельеф Спасителя. А икона Влахернской Божией матери была создана заново. В настоящее время монастырь принял свой первозданный вид.

Возвращаемся домой, наполненные самыми тёплыми чувствами, уверенные в том, что получили пользу для души!

Читайте также: