Святые земли воронежской доклад

Обновлено: 30.06.2024

Монастыри с глубокой историей, удивительные пещерные храмы, свидетельствующие о подвижничестве монахов, красивые современные соборы, чудотворные иконы и святые источники — к святыням Воронежской земли едут паломники и экскурсанты.

Строительство Благовещенского собора началось в 1998 году. 7 апреля 2004 года, в престольный праздник собора ― Благовещения Пресвятой Богородицы, в нижнем храме была совершена первая Божественная литургия. В 2011 году Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение собора. Здесь пребывают мощи святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, часть мощей святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского, всея России чудотворца, и мощи священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского.

Строительство Покровского храма началось в 1736 году, хотя первые упоминания о нем датируются началом XVII века. Тот облик, который храм имеет сегодня, он получил в 1841 году. Богослужения в храме совершались вплоть до 1932 года. После закрытия в нем был организован Дом обороны, а затем в здании расположился краеведческий антирелигиозный музей. В 1948 году при епископе (впоследствии митрополите) Воронежском и Липецком Иосифе (Орехове) из Никольского храма в Покровский была перенесена архиерейская кафедра. С 1948 по 2011 год Покровский собор был кафедральным собором города Воронежа.


Успенский храм – один из старейших храмов в Воронеже, связанный с именем Петра I. Первое упоминание о церкви, тогда еще деревянной постройки, относится к 1594 году. Около 1600 года вокруг храма возник Успенский мужской монастырь. Через некоторое время мужской монастырь был перенесен с набережной, и здесь осталась только Успенская церковь. В Адмиралтейском храме святитель Митрофаний, первый епископ Воронежский, совершал богослужения и освящал корабли.

В 1941 году храм был закрыт. В 70-е годы были выделены средства на реставрацию храма, 14 сентября 1996 года он был освящен.




Строительство Казанского храма началось в 1903 году на том месте, где некоторым жителям было видение образа Казанской иконы. Освящен храм был в престольный праздник в 1911 году. Во время Великой Отечественной войны храм был полуразрушен. В августе 1943 года верующие обратились к власти с ходатайством вернуть храм Церкви. 5 октября 1946 года в храме было разрешено совершать богослужения.

Казанский храм, построенный в псевдорусском стиле, является памятником архитектуры.

История храма восходит к 1700 году – именно в это время происходило строительство деревянной церкви, которая в 1780 году была заменена каменной. Введенский храм издавна считается одним из красивейших в городе. В его архитектурном облике прослеживаются явные черты школы знаменитого зодчего XVIII века Б. Растрелли.
В середине 1930-х годов Введенский храм был закрыт. На протяжении нескольких десятилетий здание его использовалось различными организациями и постепенно разрушалось.
В 1999 году Введенскую церковь возвратили епархии, и 4 декабря 1999 года, в престольный праздник, восстановленный храм был освящен правящим архиереем и в нем была совершена Божественная литургия. Этот храм знаменит тем, что здесь был крещен писатель Иван Бунин.


Первое упоминание о деревянной Ильинской церкви относится к 1642 г. В 1767 г. здесь началось строительство каменной церкви, и 20 июля 1770 г. епископ Воронежский Тихон II освятил главный престол. Ильинская церковь построена в стиле барокко, почти полностью свободным от перестроек снаружи.

Ильинский храм тесно связан с фамилией Болховитиновых. Отец известного краеведа, археографа, просветителя и деятеля церкви, Алексей Андреевич был священником этого храма в 60—70-е годы ХVII века. Его сын Евфимий, будущий митрополит Киевский и Галицкий Евгений, был крещен в Ильинской церкви.





Акатов во имя святителя Алексия женский монастырь, один из старейших монастырей Воронежской епархии, был основан в 1620 году.

На епархиальном собрании Воронежской епархии, состоявшемся в Воронеже 28 февраля 2002 года по инициативе митрополита Воронежского Мефодия было единодушно установлено празднование дня соборной памяти всех святых Воронежской епархии. Днем нового церковного праздника стало 4 (17) сентября, память второго обретения мощей святителя Митрофана Воронежского, произошедшее в 1989 году. Как сказал митрополит Мефодий: "Это событие - начало нового этапа в жизни нашей епархии, оно стало подлинным знамением возрождения церковной жизни." Праздник был установлен по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II и впервые был отмечен в 2002 году. 15 апреля 2013 года епархиальный совет Воронежской епархии утвердил новую редакцию поименного списка Собора Воронежских святых. По этому решению в Собор были включены:

  • Свт. Алексий Московский, митр. Киевский и всея Руси (+ 1378, память 12 февраля, 20 мая)
  • Свт. Митрофан, в схиме Макарий, первый еп. Воронежский (+ 1703, память 7 августа, 4 сентября, 23 ноября)
  • Свт. Тихон (Соколов), еп. Воронежский, Задонский чудотворец,(+ 1783, 13 августа)
  • Прав. Феодор Ушаков (+ 1817, память 23 июля, 2 октября)
  • Прп. Иоанн Сезеновский (+ 1839, местная память 14 декабря)
  • Свт. Антоний (Смирницкий), архиеп. Воронежский, (+ 1846, память 10 мая [местн.], 20 декабря)
  • Прп. Иларион Троекуровский, затворник (+ 1853, местная память 5 ноября)
  • Свт. Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский (+ 1857, память 25 мая)
  • Прп. Дария Сезеновская (+ 1858, местная память)
  • Прп. Иларион Оптинский (+ 1873, память 18 сентября)
  • Прп. Серафима Сезеновская (+ 1877, местная память 14 сентября)
  • Прп. Иоанникий (Аверкиев) Святогорский, иером., (+ 1882, местная память 10 февраля)
  • Прп. Амвросий Оптинский (+ 1891, память 10 октября, 27 июня)
  • Свт. Феофан Затворник, Вышенский, еп. (+ 1894, память 10 января)
  • Свт. Иустин (Полянский), еп. (+ 1903, память в Соборе Крымских святых)
  • Сщмч. Иоанн Кочуров (+ 1917, память 31 октября)
  • Сщмч. Митрофан (Краснопольский), архиеп. Астраханский (+ 1919, память 23 июня)
  • Сщмч. Тихон (Никаноров), архиеп. Воронежский (+ 1920, память 27 декабря)
  • Прп. Нектарий Оптинский (+ 1928, память 29 апреля)
  • Сщисп. Агафангел (Преображенский), митр. Ярославский (+ 1928, память 3 октября)
  • Прмч. Иннокентий (Беда) (+ 1928, память 24 декабря)
  • Сщмч. Петр (Зверев), архиеп. Воронежский (+ 1929, память 25 января, 4 июня)
  • Сщмч. Василий (Зеленцов), еп. Прилукский (+ 1930, память 25 января)
  • Сщмчч. Александр Вислянский и Даниил Алферов (+ 1930, память 21 февраля)
  • Сщмчч. архим. Тихон (Кречков), иеромм. Георгий (Пожаров) и Кирилл (Вязников), свящщ. Александр Архангельский, Сергий Гортинский, Георгий Никитин, Иоанн Стеблин-Каменский, Феодор Яковлев, мчч. Евфимий Гребенщиков и Петр Вязников (+ 1930, память 21 июля [1])
  • Прписп. Георгий (Лавров) (+ 1932, память 21 июня, 28 сентября)
  • Прмч. Игнатий (Бирюков) (+ 1932, память 15 сентября)
  • Сщмч. Николай Околович (+ 1934, память 17 августа)
  • Прмч. Евтихий (Качур) (+ 1937, память 25 января)
  • Прмч. Иларион (Цуриков) (+ 1937, память 22 августа)
  • Сщмч. Иоанн (Троянский), еп. Великолукский (+ 1937, память 22 августа)
  • Сщмч. Алексий Зиновьев (+ 1937, память 3 сентября)
  • Сщмч. Захария (Лобов), архиеп. Воронежский (+ 1937, память 9 сентября)
  • Сщмч. Василий Максимов (+ 1937, память 10 сентября)
  • Сщмч. Глеб Апухтин (+ 1937, память 10 сентября)
  • Сщмч. Евгений Попов (+ 1937, память 10 сентября)
  • Сщмч. Петр (Полянский), митр. Крутицкий (+ 1937, память 27 сентября)
  • Сщмч. Феодор Богоявленский (+ 1937, память 27 сентября)
  • Сщмч. Тихон Архангельский (+ 1937, память 4 октября)
  • Прмч. Амвросий (Астахов) (+ 1937, память 8 октября)
  • Сщмч. Иона (Лазарев), еп. Невельский (+ 1937, память 8 октября)
  • Сщмч. Александр Орлов (+ 1937, память 20 октября)
  • Cщмч. Александр Лебедев (+ 1937, память 22 октября)
  • Сщмч. Кирилл (Смирнов), митр. Казанский (+ 1937, память 7 ноября)
  • Сщмч. Сергий (Зверев), архиеп. Елецкий (+ 1937, память 7 ноября)
  • Сщмч. Борис (Воскобойников), еп. Ивановский (+ 1937, память 23 ноября)
  • Прмч. Алексий (Гаврин) (+ 1937, память 27 ноября)
  • Сщмч. Феодосий Болдырев (+ 1937, память 16 декабря)
  • Сщмч. Игнатий (Садковский), еп. Скопинский (+ 1938, память 28 января)
  • Сщмч. Иоанн Алешковский свящ. (+ 1938, память 4 февраля)
  • Прмч. Антипа (Кириллов), Татариенцевский, иером. (+ 1938, память 22 февраля)
  • Прмц. Наталия Ульянова (+ 1938, память 9 марта)
  • Сщмч. Онуфрий (Гагалюк), архиеп. Курский (+ 1938, память 19 мая)
  • Сщмчч. свящщ. Павел Попов, Николай Садовский и Георгий (Григорий) Богоявленский (+ 1938, память 19 мая)
  • Сщмч. Сергий Кротков (+ 1938, память 18 июня)
  • Сщмч. Иоанн (Троянский), еп. Великолукский (+ 1938, память 22 августа)
  • Сщмч. Уар (Шмарин), еп. Липецкий (+ 1938, память 10 сентября)
  • Прп. Силуан Афонский (+ 1938, память 11 сентября)
  • Сщмч. Исмаил Базилевский (+ 1941, память 4 ноября)
  • Сщмч. Василий Крымкин, свящ. (+ 1942, память 21 сентября)
  • Мцц. Анна Боровская, Евфросиния Денисова, Наталия Силуянова (+ 1942, память 29 декабря)
  • Мц. Александра Смолякова (+ 1942)
  • Прмч. Феодор (Богоявленский) (+ 1943, память 6 июля)
  • Прмц. Пелагия (Жидко), монахиня (+ 1944, память 13 июня)
  • Сщисп. Василий (Преображенский), еп. Кинешемский (+ 1945, память 31 июля, 5 октября)
  • Исп. Хиония Архангельская (+ 1945, память 4 октября)
  • Прписп. Сергий (Сребрянский) (+ 1948, память 23 марта, 28 ноября)
  • Свт. Серафим (Соболев), архиеп. Богучарский (+ 1950, память 13 февраля)
  • Сщисп. Сергий Правдолюбов (+ 1950, память 21 сентября, 5 декабря)
  • Сщисп. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Крымский (+ 1961, память 29 мая)
  • Присп. Севастиан (Фомин), Карагандинский, архим., (+ 1966, память 6 апреля)

Молитвословия

Тропарь, глас 6

Под Покровом Пресвятыя Богородицы низпосланнии нам духовныя стражи, вси Воронежстии святии, приснии наши со святыми Митрофаном, Тихоном и Антонием заступницы, новомученицы и исповедницы Христовы, преподобнии боголюбцы и блаженнии подвижницы, в подвизех за Христа чудесех и страданиих, землю Русскую от царствующих град до Азова осиявшии, Христа Бога молите о стране нашей Православней, и о всех соборно вас почитающих.

Кондак, глас 4

Во свете богомудрых иерархов, столпов веры Митрофана, Тихона и Антония, днесь красуется преславный град Воронеж, яко освященный собор святых предстоит Владыце Вседержителю: темже Силы Небесныя ликовствуют и Святую Троицу воспевают; с ними же вси благодарственно вопием Богу, о еже даровати нам оставление грехов, и велию милость.

Видео

Документальный фильм "Святые и святыни земли Воронежской"

Использованные материалы

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

В сонме святых появилось новое имя — святителя Серафима (Соболева), имевшего при жизни непосредственное отношение к Воронежской земле. Новый святой, канонизация которого состоялась в феврале, занесён в перечень святых Русской православной церкви, почитаемых 26 февраля.

Святитель Серафим — в миру Николай Борисович Соболев — был последним дореволюционным ректором Воронежской духовной семинарии, возглавлявший учебное заведение с 1912 по 1920 год. После революции святитель эмигрировал в Константинополь, а оттуда в Софию. При жизни этот служитель церкви считался прозорливцем. А после его кончины в 1950 году верующие стали замечать, что по молитвам к нему совершаются чудеса. Икона святителя Серафима выставлена в Благовещенском кафедральном соборе, туда же привезут и частичку его мощей.

Какие ещё святые имели отношение к Воронежской земле?

Как рассказал протоиерей Андрей Изокар, в соборе святых, имеющих отношение к нашему региону, насчитывается более 90 имён.

— Все святые равно почитаются, — рассказал отец Андрей. — Но есть святые более почитаемые и любимые среди православных, а есть и совсем неизвестные. Как звезды на небе: одна звезда всегда ярче сверкает, чем другая.

Среди святых, имеющих отношение к Воронежской земле отец Андрей назвал пятёрку наиболее почитаемых.

1. Святитель Митрофан — небесный покровитель Воронежской земли. Первый епископ Воронежский святитель Митрофан заступался за обиженных, утешал бедных и богатых, покровительствовал вдовам и сиротам. Епископ поддерживал строительство флота в Воронеже, начатое Петром I, жертвовал средства на кораблестроение. Он почитаем во многих уголках России и за рубежом. Мощи святителя Митрофана хранятся даже в православных храмах на Африканском континенте.

2. Святитель Тихон, архиепископ Воронежский — чудотворец, обладающий даром прозрения. После него осталось множество богословских трудов. За дар искусного проповедника его называли русским Иоанном Златоустом. В 1763 году святитель возглавил Воронежскую епархию, но по причине слабого здоровья удалился в Богородицкий монастырь Задонска.

3. Святитель Антоний Смирницкий. Отслужив 30 лет в Киево-Печёрской лавре, святитель Антоний в 1825 году принял пост епископа Воронежского. На его счету — ремонт всех приходских храмов, восстановление Дивногорского монастыря, чудодейственные молебны, спасшие город от засухи и эпидемии холеры.

4. Святитель Пётр Зверев — архиепископ Воронежский, возглавивший епархию в 1926 году, погиб на Соловках, став одной из многочисленных жертв сталинских репрессий. Его останки были найдены и идентифицированы. После похорон, по преданию, над могилой появился столп света, в котором Пётр всех благословлял.

5. Святитель Тихон Никаноров — архиепископ Воронежский и Задонский. По воспоминаниям современников, это был добрый и скромный человек. Тихон Никаноров помогал раненым на фронтах Первой Мировой войны солдатам, устраивал беженцев, появлявшихся в Воронеже. В 1919 году, когда наш город был занят войсками Белой армии, владыка служил панихиды по жертвам большевистского террора. Вместе с отступающей армией он не покинул город, приняв решение остаться со своей паствой. По одной из версий, владыка погиб в 1919 году от рук красноармейцев, которые повесили его на Царских вратах Благовещенского собора. По другой версии, владыка умер собственной смертью в начале 1920 года.

Строительство пограничной крепости Воронеж началось в 1586 году. Это сооружение использовалось казаками и служивыми людьми для оказания надёжного отпора как польско-литовским захватчикам, так и татарским налётчикам. В этот относительно спокойный регион стали собираться люди. В числе объектов инфраструктуры они возводили здесь храмы и обители. Регион процветал, население увеличивалось и всё шло к тому, чтобы южная часть Рязанской епархии (в неё входил Воронеж) через время стала отдельной митрополией.

В начале XVIII века приказом Екатерины II новым воронежским епископом стал Тихон (Соколов), известный сегодня как Задонский чудотворец. Народ очень любил Тихона, выросшего в простой крестьянской семье и ведущего аскетичный образ жизни. К своей пастве он неоднократно обращался с проповедями, обличающими языческие суеверия.

СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ

Православная Духовная семинария была открыта здесь в 1745 году стараниями епископа Феофилакта (Губанова). Деятельность семинарии тесно связана с именем митрополита Киевского и Галицкого Евгения – первого краеведа Воронежа, археографа и церковного историка. Семинарию в разное время закончили будущий местоблюститель Патриарха Тихона Пётр (Полянский), депутат Государственной думы Петровский, архиепископ Дмитрий (доктор церковной истории), поэты Серебрянский, Никитин, врачи Рудинский и Пашутин.

Во время архиепископства Антония Духовная семинария переживала свой золотой век. Именно Антоний подготовил прославление святителя Митрофана, он же начал прославление Тихона Задонского. Через 80 лет Синодальная комиссия изучала останки самого Антония: облачение и тело владыки нашли нетленными. В 1830 году в Воронежской губернии началась эпидемия холеры. Антоний наложил на паству, а также духовенство трёхдневный пост, также он совершал крестные ходы и молебны. Эпидемия отступила. Николай I, почитавший Антония, который молитвами и благословениями исцелял людей, совершил паломничество к канонизированному Митрофану в 1831 году. Через 5 лет при Благовещенском соборе был открыт Благовещенский монастырь, ставший пристанищем для мощей святителя Митрофана. Этому собору суждено было стать одним из центров паломничества православных со всей России.

После октябрьской революции начались притеснения Русской Православной церкви. На базе Митрофановского монастыря и Тихвино-Онуфриевского храма были построены концлагеря. К 1920 году были убиты 160 священнослужителей. Епископом в 1925 году стал священномученик Пётр (Зверев). Даже после того, как он стал жертвой репрессий и попал в лагерь, Пётр внушал почитание не только своей бывшей пастве, но и охранникам концлагеря. При встрече с бывшим архиереем они почтительно приветствовали его, а он осенял их крестным знамением.

Через десятки лет давление на церковь со стороны власти стало ослабевать. В 1988 году, в котором отмечался тысячелетний юбилей крещения Руси, воронежские монастыри и храмы начали возвращаться местной епархии. В 2003 году митрополит Сергий (Фомин) становится новым архиереем. В этом же году Антоний (Смирницкий) был канонизирован. Также прошли празднования по поводу трёхсотлетия преставления Митрофана.

МОНАСТЫРИ, ХРАМЫ И СВЯТЫНИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ.







Благовещенский кафедральный собор Воронежа стал первым каменным храмом Благовещения Пресвятой Богородицы в регионе по благословлению Святителя Митрофана. Основание храма освятил Святейший Патриарх Алексий II в 1998 году, на сегодняшний день собор является кафедрой управляющего Воронежско-Борисоглебской епархией, где верующие могут поклониться святым мощам 12 апостолов, а также святым мощам Киево-Печерских святых, иконе преподобного Силуана Афонского, святым мощам мученицы Наталии и другим святыням.

На правом берегу Воронежского водохранилища расположен еще один древнейший храм региона. Единственный свидетель появления первой военной флотилии на Руси – церковь Успения Пресвятой Богородицы. Изначально сооружение было монастырским и деревянным. Но уже к 1694 году завершено строительство каменного храма, ставшего на долгие годы главным собором Воронежа. Вокруг церкви в это же время тоже велось активное строительство: напротив монастыря заложена военная верфь, рядом строится дворец Петра Великого, дома Головина Ф.А, Меньшикова А.Д., Апраксина Ф.М. и других сподвижников царя. Именно в Успенской церкви происходило богослужение перед спуском первых кораблей 2 апреля 1696 года. А после освящения Андреевского флага в 1699 году, истории военно-морского флота и церкви Успения Пресвятой Богородицы слились воедино на последующие 200 лет.

Советское время оставило жесткий отпечаток на духовном центре: в послевоенное время и до 1967 года здание выполняло функции городского архива, а после – музея военно-морского флота. С 1972 года воды Воронежского водохранилища стали подтоплять фундамент церкви. В 1994 году начались реставрационные работы. Уникальность восстановленной Успенской Адмиралтейской церкви в том, что она первая после Революции отреставрирована на средства не только государства, но и крупных пожертвований жителей всей России. Освящение и передача Воронежской епархии состоялось в 1996 году к трехсотлетию русского военного флота.

Архитектурный ансамбль Воронежа украшает и Спасо-Преображенский Толшевский женский монастырь, расположенный в Графском заповеднике. Основоположником обители стал монах – отшельник в 1646 году. Общежительным монастырь стал только к 1799 году. На его территории расположен святой источник. Закрыт был с 1929 по 1994 год. В настоящее время в монастыре хранятся частицы мощей прп. Серафима Саровского, Ксении Петербургской, Матроны Московской, великомученика и целителя Пантелеимона, Усманская икона Пресвятой Богородицы.


Свято-Успенский мужской монастырь

В с. Дивногорье Лискинского района сохранился Свято-Успенский мужской монастырь, основанный православными греками. Он – частица истории о принятии единоверной Россией греков, подвергшихся гонениям католиков в Сицилии. Основателями монастыря стали Иоасаф и Ксенофонт, согласно преданию, именно они принесли в свою новую обитель чудотворный образ Сицилийской Божьей Матери. В 1640 году храм стал домом для малороссийских иноков, гонимых польскими католиками. Борьба с расколом на Дону в 1682 превратила монастырь в идеологический центр. В 1924 году монастырь закрыт для размещения в нем санатория и дома отдыха, которые проработали до 1989 года и уступили место музею-заповеднику. С 1997 года монастырь вернул себе прежний статус.

На территории обители имеется своя пасека и цветники, пруд с рыбой и огород, а также святой источник.

Читайте также: