Государственное управление испания доклад

Обновлено: 02.07.2024

Испания – по-своему уникальное государство. Именно в этой стране дольше всего держался фашистский режим – с 1939 по 1975 гг.. Но это не помешало Испании спустя всего 20 лет после смерти генерала Франко стать полноценным членом ЕС, благодаря королю Хуану Карлосу I – официальному преемнику Франко, – провозгласившему новый курс государственного строительства в исторической тронной речи 22 ноября 1975 г. Хуан Карлос I занимает трон по сей день.

Работа состоит из 1 файл

Государственное устройство Испании.doc

Испания – по-своему уникальное государство. Именно в этой стране дольше всего держался фашистский режим – с 1939 по 1975 гг.. Но это не помешало Испании спустя всего 20 лет после смерти генерала Франко стать полноценным членом ЕС, благодаря королю Хуану Карлосу I – официальному преемнику Франко, – провозгласившему новый курс государственного строительства в исторической тронной речи 22 ноября 1975 г. Хуан Карлос I занимает трон по сей день.

По форме государственного устройства Испания классифицируется как конституционная парламентская монархия. Король Испании, в отличие от своих Европейских коллег, не ограничивает свои функции чисто номинальным политическим существованием в качестве государственного символа. У него есть некоторые полномочия – в частности, именно он утверждает кандидатуры на министерские посты, выдвигаемые правительством. И все же основная власть, согласно конституции, сосредоточена в руках парламента и действующего правительства. Король не имеет права снимать государственных деятелей с занимаемой должности, имеет чисто совещательный голос в парламенте , осуществляет право помилования, представляет страну в международных отношениях.

Законодательная власть

Конституция наделяет законодательной властью двухпалатный парламент, Генеральные кортесы. Большая часть полномочий принадлежит нижней палате, Конгрессу депутатов. Принятые им законопроекты должны представляться на рассмотрение верхней палаты – Сената, но Конгресс большинством голосов может преодолеть вето Сената. Депутаты парламента и сенаторы избираются сроком на 4 года – по мажоритарной системе, а Конгресс – по пропорциональной системе. Избирательным правом обладают все граждане страны, достигшие 18 лет.

Сессии парламента созываются 2 раза в год и длятся по 4—5 месяцев. По требованию Правительства, постоянной комиссии парламента или абсолютного большинства членов палат могут проводиться чрезвычайные сессии, которые созываются по определенной повестке дня. Депутаты работают на пленарных заседаниях и в комиссиях. Пленарные заседания палат являются открытыми. Решения принимаются большинством присутствующих депутатов обеих палат. К компетенции парламента Испании относится выработка законов, принятие бюджета, контроль за деятельностью Правительства, установление регентства, опекунства. Право законодательной инициативы принадлежит Правительству, Конгрессу, Сенату. Председатель сената - Ф. X. Рохо Гарсия, председатель конгресса депутатов М. Марин Гоаеадес.

Исполнительная власть

Правительство — Совет министров осуществляет исполнительную власть. Оно состоит из председателя, его заместителей, министров и других членов. Кандидатуру председателя предлагает Король и одобряют Кортесы. Председатель правительства - Хосе Луис Родрнгес Сапатеро, приведен к присяге 17.04.2004 г. Остальные члены Правительства назначаются и увольняются Королем по предложению Председателя Правительства. Председатель руководит деятельностью Правительства и несет за нее ответственность. Согласно Конституции Правительство осуществляет руководство "внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной страны". Правительство ответственно перед Кортесами за свою деятельность. Оно выполняет функции исполнительной власти и имеет право создавать урегулирования, соответствующие конституции и соответствующим законам .

Премьер-министр выдвигается главой государства – королем и утверждается большинством депутатов парламента. Обычно премьер-министр является лидером партии, располагающей большинством мест в Конгрессе депутатов. Чтобы сформировать правительство, эта партия может вступать в коалицию с другими партиями.

Конгресс депутатов может выразить недоверие правительству и заставить его уйти в отставку, однако депутаты должны заранее наметить кандидатуру следующего премьер-министра. Такая процедура исключает частую смену правительства.

Высшим консультативным органом Правительства, согласно ст. 107 Конституции, является Государственный совет, статус которого регулируется Органическим законом о Государственном совете.

Судебная власть

Систему судов Испании возглавляет Верховный суд. Это высшая судебная инстанция в стране, в том числе и для судов региональных автономных объединений. Руководит им назначаемый Королем председатель. Верховный суд состоит из 5 палат: 1) по гражданским делам; 2) по уголовным делам; 3) по административным спорам; 4) по социальным делам; 5) военной. Имеются также Особая палата и Палата по вопросам управления. В составе каждой из палат - 10-12 членов и председатель. Ниже Верховного суда находится Национальный суд в составе пленума и 3 палат (по уголовным делам, административным спорам и социальным вопросам). Провинциальные суды созданы во всех 50 провинциях страны (15 из них считаются палатами соответствующих высших территориальных судов).

Конституция 1978 г. учредила Конституционный суд, который, согласно доктрине, не входит в систему органов судебной власти Испании и призван контролировать деятельность всех 3 ветвей государственной власти. Он решает вопрос о конституционности законов и актов правительства, имеющих силу закона, разбирает конфликты по вопросам компетенции между государством и региональными автономными объединениями, а также жалобы отдельных лиц (физических и юридических) на нарушение их конституционных прав и свобод. Обратиться в Конституционный суд может и судебный орган, если он в ходе процесса сочтет противоречащим Конституции подлежащий применению закон. Решения Конституционного суда, в том числе и признающие неконституционными законы или отдельные правовые нормы, имеют обязательную силу и обжалованию не подлежат. Конституционный суд состоит из 12 членов. Они назначаются Королем по предложению каждой из обеих палат (по 4), Правительства (2) и Генерального совета судебной власти (2) из числа опытных судей и прокуроров, юристов - профессоров университетов, государственных служащих и адвокатов. Члены суда назначаются на 9 лет (предусмотрена процедура обновления состава Суда каждые 3 года на 1/3).

Автономные сообщества

Испания делится на 52 провинции, которые объединены в 17 областей(например, Балеарские Острова в Средиземном море, Канарские Острова в Атлантическом океане и даже города Сеута и Мелилья на северном побережье Африки – остатки богатого колониального прошлого Испании ). Они имеют достаточно широкий спектр полномочий. Так, в каждом регионе есть свое правительство и парламент. Они пользуются широкими полномочиями в области культуры, здравоохранения, образования, экономики. Каждое автономное сообщество имеет свой устав, принимаемый в качестве органического закона государства. Деятельность органов автономных областей контролируется Правительством, Конституционным судом, Счетным судом. Тем не менее, несмотря на значительную автономию, некоторые малые народности (в первую очередь Баски) настаивают на еще большей независимости от центральной власти и зачастую даже выступают за создание полностью суверенного государства. Из-за этого ситуация в Испании зачастую становится напряженной: случаются террористические акты, столкновения с полицией и демонстрации. Впрочем, правительство Испании твердо настроено на мирные переговоры и старается держать ситуацию под контролем.
В число 17 автономных сообществ входят также удаленные регионы, например, Балеарские Острова в Средиземном море, Канарские Острова в Атлантическом океане и даже города Сеута и Мелилья на северном побережье Африки – остатки богатого колониального прошлого Испании.

Конституция Испании и испанское государство

Основополагающие законы Королевства Испании собраны в Конституции Испании, одобренной на референдуме 6 декабря 1978 года и вступившей в силу 29 декабря того же года.

Принципы, на которых основывается Конституция Испании:

  • уважение прав человека и законов справедливого порядка;
  • защита особенностей всех народов Испании;
  • развитие социально-экономической системы для обеспечения достойного качества жизни для всех;
  • сотрудничество для укрепления мира и взаимных отношений между всеми народами Земли.

Политическая организация Испании согласно Конституции Испании

Национальный суверенитет принадлежит испанскому народу. Конституция Королевства Испании основана на неразрывном единстве Испании, общей и неделимой родины всех испанцев. Признается и гарантируется также право на автономию национальностей и регионов и солидарность среди всех.

Гарантом Конституции Испании является Конституционный суд, он независим от всех ветвей власти и только связан с Конституцией и фундаментальным законом Конституционного суда.

Конституцией Испании определен государственный флаг Королевства, а также признается право автономий Испании иметь свои собственные флаги, которые могут использоваться вместе с государственным испанским флагом.

Согласно Конституции Испании официальным государственным языком устанавливается испанский (кастильский), который обязаны знать все граждане Королевства. Также наряду с кастильским признаются официальными другие испанские языки в каждой автономии: в Каталонии (аранский и каталонский), в Галисии (галисийский), на Балеарских островах (каталонский), в области Валенсия (валенсийский), в Наварре и Стране Басков (баскский). В этих областях местный национальный язык вместе с кастильским присутствует в образовательной системе и официальных государственных документах.

Столица Испании – Мадрид, является столицей со второй половины XVI века, ранее столичными городами были Толедо и Вальядолид.

Король Испании – глава государства и символ единства Испании. В Конституции Испании признаются две основные функции короля: он является высшим представителем государства на национальном и международном уровнях, а также следит за функционированием всех институтов. Кроме того, король провозглашает законы, провозглашает членов правительства по предложению Президента Правительства и является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил Испании.

В Испании могут быть коронованы и мужчины, и женщины. Официальная резиденция королей – Паласио Реал (Мадрид), но королевская семья проживает во Дворце Сарсуэла.

Хуан Карлос I Бурбон был королем Испании с 22 декабря 1975 года до 19 июня 2014 года. Во время его правления Испания была провозглашена демократическим государством, вступила в Европейский союз и достигла высокого политического и социально-экономического развития. После отречения от престола Хуана Карлоса королем стал его прямой наследник Филипп VI.

В тексте Конституции Испании провозглашается разделение трех ветвей власти: законодательной, судебной и исполнительной

  • Исполнительная власть представлена правительством Испании, которое занимается внутренней и внешней политикой, гражданским и военным управлением государства. Правительство состоит из президента и министров.
  • Законодательная власть представлена парламентом Испании (Las Cortes Generales), который представляет народ и состоит из двух палат: Конгресс депутатов и Сенат. Согласно Конституции Испании сновные функция парламента – это создавать и принимать государственные законы, утверждать госбюджет и контролировать деятельность правительства, выбирать Президента правительства. В Конгрессе депутатов обычно от 300 до 400 человек (сейчас их 350), в Сенате количество участников также может меняться, на сегодняшний день их 266.
  • Судебная власть представлена судами и магистратами, основная функция которых – провозглашение правосудия, исходящего из народа. Основой организации судов является принцип юрисдикционного единства. Генеральный совет судебной власти (CGPJ) является автономным органом (состоящим из судей и других юристов), осуществляющим государственные функции судебной власти в целях обеспечения независимости судей.

Вооруженные силы Испании и Силы безопасности находятся под контролем правительства, и основной функцией их является защита свободного осуществления прав и свобод и гарантия общественной безопасности. Основные органы безопасности:

  • Вооруженные силы, состоящие из ВВС, ВМФ и Сухопутных войск. Они подчиняются приказам короля, но за их деятельностью следит Министерство обороны.
  • Силы гражданской безопасности:

– на национальном уровне: Национальная полиция и Гражданская гвардия, находятся под руководством Министерства внутренних дел;

– на уровне автономий: независимые автономные полицейские силы, которые подчиняются соответствующим органам внутренних дел автономий (к примеру, в Каталонии это Mossos d´Esquadra);

– на местном уровне – Муниципальная полиция.

Государственные органы Испании

  • Консультативные органы правительства – Государственный Совет и Совет по социально-экономическим делам.
  • Некоторые органы относятся к соответствующим министерствам Испании: Испанское метеорологическое агентство, Налоговая служба, Департамент транспорта, Институт внешней торговли Испании, Институт Сервантеса, Институт по делам женщин и равных возможностей для всех, Национальный институт статистики и т.д.
  • Государственные органы и должностные лица от испанского парламента – Омбудсмен и Счетная палата.

Способы общения с гражданами правительства и органов автономий

  • Официальный государственный бюллетень (BOE), различные бюллетени-отчеты автономий, где публикуется информация о законах, указах, назначениях и т.д.
  • С другой стороны, государственные административные органы оснащены различными системами для общения с гражданами: личный прием, электронная почта и телефон (по таким номерам, как, например, 060).

Территориально-административная организация Испании

В тексте Конституции Испании 1978 года было утверждено, что Королевство Испании по административной структуре делится на автономные сообщества, провинции и муниципалитеты. На каждом уровне государственные учреждения имеют автономию в управлении на местах.

В Испании насчитывается 17 автономных сообществ и 2 автономных города (Сеута и Мелилья).

Согласно Конституции Испании институтами управления автономных сообществ являются: законодательное собрание (избирается всеобщим голосованием среди жителей), руководящий совет, обладающий исполнительными функциями, и президент, который в дополнение к своей функции исполнительной власти представляет автономное сообщество.

В Испании – 50 провинций, сюда можно добавить два города – Сеута и Мелилья. Насчитывается 8122 муниципалитета.

Конституция Испании и население

Испания – пятое по численности населения государство Европейского союза, по данным на 2014 год здесь проживает 46 512 199 человек. Также это вторая по площади страна ЕС после Франции – 505 944 кв. км.

Конституция Испании устанавливает право создания и существования различных ассоциаций населения, таких как политические партии, профсоюзы, религиозные конфессии, ассоциации потребителей и пользователей, профессиональные организации. Что касается участия в политической жизни, то основной способ участия населения – это право избирательного голоса для всех испанцев. Согласно Конституции Испании выборы провозглашаются всеобщие, свободные, равные, прямые и тайные.

Выборы могут быть европейские (для выбора представителей Испании в Европейском парламенте), общие, автономные и локальные. В Испании признана многопартийная система как на национальном, так и на автономном уровне.

В Конституции Испании также признается право на объединение и существование профсоюзов как организаций по защите прав трудящихся. Профсоюзные организации имеют большой вес, представители самых многочисленных синдикатов и профсоюзов участвуют в консультативном органе по экономическим вопросам государства, которым является Совет по социально-экономическим делам.

Центр услуг в Испании


Метки: испания, правительство, язык, суд, автономии, население, министерство, король, конституция, государство, вооруженные силы, королевство, исполнительная власть, органы, устройство, организация, избирательное право, законодательная власть, судебная власть

Испания (Королевство Испания) - государство на юго-западе Европы, занимающее 85% территории Пиренейского полуострова. В XIII веке нашей эры бóльшая часть Пиренейского полуострова была захвачена арабами. В ходе Реконкисты, продолжавшейся восемь веков, христианские королевства Северной Испании отвоевали весь полуостров. В 1492 году испанская корона овладела последним оплотом мусульман – Гранадой. После открытия Америки Христофором Колумбом благодаря потоку золота из Нового Света Испания превратилась в мощную державу, а испанская культура и язык получили широкое распространение. В XVII веке экономика Испании находилась в упадке. В XIX веке испанские колонии в Америке восстали и добились независимости. В XX веке Испания была разорена гражданской войной 1936–1939 годов. В стране установился тоталитарный режим, просуществовавший до 1975 года.

Содержимое работы - 1 файл

Испания1.docx

Наиболее значительное полномочие Короля — предложение Конгрессу депутатов кандидата на пост председателя правительства. Для этого Король проводит консультации с представителями парламентских фракций и через посредство председателя Конгресса предлагает кандидатуру на пост главы правительства. При вступлении на престол Король приносит присягу перед Генеральными кортесами.

Палаты Генеральных кортесов автономны: они принимают свой внутренний регламент и работают в соответствии с ним, принимают свой бюджет, а на совместном заседании — статут персонала Кортесов. Для обеспечения своей работы палаты организуют весьма внушительный вспомогательный аппарат.

Внутренняя организация Кортесов в целом традиционна для западноевропейских парламентов. Каждая палата на срок своих полномочий избирает председателя, по четыре вице-председателя и по четыре секретаря. Депутаты организуются в парламентские группы (фракции); для образования фракции в Сенате требуется минимум 10 членов и 15 — в Конгрессе депутатов, но в нижней палате фракции могут также образовывать 5 членов, получивших по 15% голосов в своем избирательном округе или партии, набравшие 5% голосов в общенациональном масштабе.

Обе палаты Генеральных кортесов могут собираться на совместные заседания. Такие заседания ведет председатель Конгресса депутатов. на совместном заседании палат Кортесы дают разрешение ратифицировать международные договоры по политическим вопросам, военного характера, затрагивающие территориальную целостность государства или основные права и обязанности, указанные в части I конституции, договоры и соглашения, содержащие обязательства для государственных финансов, а также договоры или соглашения, влияющие на изменение или отмену какого-либо закона или принятия мер законодательного характера для исполнения этих договоров и соглашений (п. 1 ст. 94).

Генеральные кортесы принимают законы нескольких категорий и прежде всего изменяющие конституцию. Право законодательной инициативы принадлежит правительству, 25 членам Сената или Конгрессу депутатов; ассамблеи автономных сообществ большинством в 2/3 голосов могут требовать у правительства внесения проекта закона в бюро Конгресса депутатов.

Большая часть полномочий принадлежит нижней палате, Конгрессу депутатов (350 членов). Принятые им законопроекты должны представляться на рассмотрение верхней палаты – Сената (256 членов), но Конгресс большинством голосов может преодолеть вето Сената. Депутаты парламента и сенаторы избираются сроком на 4 года – по мажоритарной системе, а Конгресс – по пропорциональной системе.

Генеральные кортесы обладают традиционными для парламентарной монархии правами по контролю за деятельностью правительства. Наиболее важные полномочия в этой сфере принадлежат Конгрессу депутатов, а глава государства имеет на судьбу правительства очень ограниченное влияние. Конгресс депутатов формирует правительство, в этом процессе также участвует и монарх страны. Обе палаты Кортесов и их комиссии могут требовать от правительства любую информацию, требовать присутствия членов правительства на их заседаниях. Члены палат могут задавать вопросы правительству и вносить интерпелляции. Однако только Конгресс депутатов может заставить правительство уйти в отставку. Процедура внесения резолюции порицания весьма похожа на аналогичную во французском Национальном собрании и предназначена для обеспечения стабильности правительства. Резолюция должна быть предложена одной десятой частью депутатов и одновременно указывать кандидатуру на пост главы правительства; последнее требование, известное под названием "конструктивного вотума недоверия", заимствовано из конституции ФРГ 1949 г. (ст. 87).

Генеральные кортесы участвуют в международно-правовых актах государства. Они дают разрешение в предварительном порядке на заключение международных договоров политического, военного характера, договоров, затрагивающих территориальную целостность государства или основные права и обязанности испанских граждан, а также договоров, создающих для государства финансовые обязательства, влияющих на изменение или отмену какого-либо закона или влекущих принятие мер законодательного характера для исполнения международных договоров. Кроме того, путем издания органического закона Кортесы могут разрешать заключение международного договора, которым передается компетенция в пользу надгосударственных организаций (ст. 93 конституции).

Судебные полномочия Генеральных кортесов состоят в принятии решения о привлечении председателя правительства и других его членов к ответственности за измену или иные преступления, совершенные ими при исполнении своих функций, против безопасности государства.

Правительство — высший орган исполнительной власти, в ведении которого находится руководство внутренней и внешней политикой страны, гражданской и военной администрацией и обороной. Во времена франкизма, до издания органического закона 1967 г., ни один акт не регламентировал правовое положение исполнительной власти. Конституция 1978 г. посвящает этой "ветви" власти целый раздел.

Испанское правительство включает председателя, его заместителей и министров, а также других лиц, которые установлены законом. В Испании, как и в ФРГ, вопрос о формировании правительства — это вопрос о назначении его главы. Остальные члены правительства назначаются и отстраняются от должности Королем по представлению его председателя.

Испанское правительство— собрание министров, "солидарных" друг с другом, поскольку оно несет солидарную политическую ответственность перед Конгрессом депутатов. Правительство — вершина исполнительной власти, в которую входят государственная администрация, армия, полиция, корпус безопасности. Функции испанского правительства в целом не выходят за рамки традиционных в государстве, имеющем форму парламентарной монархии. Оно руководит внутренней и внешней политикой страны, исполняет законы, издает в этих целях различные административные акты, назначает гражданских и военных чиновников. Правительство обладает законодательной инициативой (ст. 87 конституции); проекты законов должны быть одобрены Советом министров (ст. 88). Он может получать от Генеральных кортесов право издавать законодательные декреты в порядке делегирования законодательной власти в течение определенного отрезка времени по указанному кругу вопросов. В равной мере правительство может принимать декреты-законы без предварительной делегации парламента.

Государственный совет является консультативным органом правительства и административных органов по юридическим вопросам.

Счетная палата — высший контрольный орган в финансовой области и экономической деятельности государства и государственного сектора экономики. На членов палаты распространяются положения о независимости и несменяемости судей. В своей деятельности палата подчиняется Генеральным кортесам.

Совет экономического планирования занимается разработкой проектов планов экономического развития с учетом предложений автономных сообществ, профсоюзов, патрональных и других организаций экономического характера.

Судебная система. В своей деятельности судьи и магистраты подчиняются следующим принципам: независимость от других органов власти, несменяемость, ответственность и подчинение только закону. Эти принципы реализованы в органическом законе о судебной власти от 1 июля 1985 г., в котором установлены судебные округа, компетенция соответствующих судебных органов и прокуратуры, статус судей и адвокатов.

Управление судебной системой возложено на Генеральный совет судебной власти во главе с председателем Верховного суда, включающий еще и 20 членов. Члены Совета назначаются Королем на пять лет; по 10 членов предлагаются Конгрессом депутатов и Сенатом. Каждая палата парламента избирает по 6 судей среди судей и магистратов всех категорий, а по четыре — среди прокуроров и других юристов, работающих по юридической специальности более 15 лет. В обязанности Генерального совета входит назначение, перемещение по должности судей и магистратов, регулирование их административного статуса и дисциплинарных отношений. Совет также предлагает Королю для назначения кандидатуру председателя Верховного суда. Судебные округа распределяются в соответствии с политико-административным делением территории; каждый округ включает один или несколько муниципалитетов, входящих в одну провинцию.

На вершине судебной иерархии находится Верховный суд, обладающий всей полнотой судебной власти, за исключением той, которая отнесена к ведению Конституционного суда. Суд включает шесть палат, рассматривающих соответственно гражданские, уголовные, административные, социальные и трудовые дела, а также дела о военных преступлениях. Палаты включают от 7 (военная) до 12 (гражданско-правовая) — судей. Например, палата по гражданским делам рассматривает дела Высокого суда на сумму свыше 3 млн. испанских пессет. Судами более низкого уровня являются — Национальный высокий суд, состоящий из шести палат. Его уголовная палата рассматривает по первой инстанции дела высших должностных лиц государства. Высокие суды автономных сообществ обладают компетенцией в гражданско-правовой, уголовной, административно-правовой и социальной сфере. Они включают по несколько палат. Ниже следуют провинциальные суды, учреждаемые в каждой из 50 провинций и разбирающие гражданские и уголовные дела. Еще ниже идут суды первой инстанции, муниципальные суды и мировые суды. В каждой провинции учреждены: административный суд, суд по контролю за местами лишения свободы и суд по делам несовершеннолетних.

4.1 Форма государственно- территориального устройства.

Испания является унитарным децентрализованным государством, административно – территориальные единицы, которого не обладают признаками государственности, суверенитета. На сегодняшний день можно сказать, что Испания стоит на границе между унитарным устройством и федерацией.

Задолго до установления режима Франко Испания уже имела опыт местного и регионального самоуправления. При Франко эти права были ликвидированы, и центральное правительство осуществляло власть на всех уровнях. После восстановления демократии органам власти на местах были предоставлены значительные полномочия.

Конституция Испании исходит из неделимости государства, но вместе с тем гарантирует право на самоуправление административным подразделениям, сложившимся на основе национальных, региональных и исторических критериев.

Про территориальное устройство государства говорится в Разделе VIII Конституции Испании. “Государство в своей территориальной организации включает муниципалитеты, провинции и автономные сообщества. Все эти единицы пользуются автономией при ведении своих дел. Государство гарантирует эффективное осуществление принципа солидарности и установления экономического равновесия между различными частями испанской территории. Все испанцы имеют одни и те же права и обязанности на всей территории государства. Конституция гарантирует автономию муниципалитетов. Руководство и управление ими осуществляется соответствующими муниципальными советами, которые состоят из алькальдов и советников. Привинция – является местным образованием, объединяющим группу муниципалитетов и образующим единицу территориального управления для выполнения деятельности государства. Всякое изменение границ провинций должно быть одобрено Генеральными кортесами”.

Испания делится на 17 автономных сообществ, которые имеют свои парламенты и правительства и пользуются широкими полномочиями в области культуры, здравоохранения, образования, экономики. В нескольких автономных сообществах (Каталония, Страна Басков, Галисия) узаконено использование местных языков, в частности, на них ведется телевещание. Однако баски настаивают на предоставлении более полной автономии, причем эти требования в ряде случаев сопровождаются вооруженными столкновениями с полицией и террористическими актами. В число 17 автономных сообществ входят Балеарские Острова в Средиземном море и Канарские Острова в Атлантическом океане. Кроме того, статус автономии имеют остатки испанских колониальных владений – города Сеута и Мелилья на северном берегу Африки. Автономные сообщества делятся на 50 провинций, каждая из которых управляется своим советом. С 1997 советы подчинены правительствам автономных сообществ. Высшие муниципальные чиновники и депутаты местных советов избираются прямым голосованием. Члены местного совета избирают мэра из своих рядов; обычно на этот пост назначается глава партии большинства. Муниципальные органы власти не имеют полномочий собирать налоги и финансируются центральным правительством.

Гост

ГОСТ

Органы центрального управления Испанией

В средние века формируется сословно представительная монархия во многих европейских государствах. В 1137 году в Кастилии созываются первые кортесы.

Кортесы – сословно-представительный орган, выполняющий функции парламента. В Испании первоначально в кортесы входили лишь представители от дворянства и духовенства.

При нахождении на троне Карла V и Филиппа II в Испании происходит усиление центральной власти.

Карл V – испанский король под именем Карлос I и император Священной Римской империи. Годы жизни 1500 -1558. Последний император, получившим корону от папы римского.

Филипп II – испанский король с 1556 по 1598 годы из династии Габсбургов. Сын Карла V. В 1580 году присоединил Португалию. Король Неаполя, Сицилии, Нидерландов и всех морских колоний Испании.

В $XVI$ веке Испания представляла из себя соединение разобщённых территорий. Управление отдельными частями государства происходило по нормам Арагоно-Кастильского королевства. Государство возглавлял король. Он являлся лидером советов, правивших на отдельных территориях:

  • Кастильский совет управлял Кастилией;
  • Арагонский совет решал вопросы в Арагоне, Каталонии и Валенсии;
  • Фландрский совет руководил в Нидерландах;
  • Итальянский совет управлял в землях Апеннинского полуострова;
  • Совет Индий ведал делами в колониях.

Для непосредственного управления отдалёнными территориями король назначал вице-королей из представителей элиты кастильской знати.

Установление абсолютизма

В $XVI$ - первой половине $XVII$ века происходит стремление к установлению абсолютистских порядков. Кортесы постепенно теряют свою роль в решении государственных вопросов. Уж к концу $XVI$ века в ведомстве кортесов оставался один вопрос: вотирование новых налогов и предоставление займов по требованию короля.

Готовые работы на аналогичную тему

Вместо дворян и духовенства большую часть занимали представители городов. С1538 года два первых сословия не были официально представлены в испанском парламенте. Дворяне перемещались на постоянное жительство в города и стремились занять места в органах местного самоуправления. Им удалось добиться от бюргерства уступок: дворянам предоставили половину мест в муниципальных органах.

К середине $XVII$ век кортесы потеряли право вотировать налоговое сборы. Этот вопрос был передан городским советам. Сословно-представительный орган в Испании перестал созываться и прекратил своё существование.

Органы управление на местах

Несмотря на успехи централизации настоящего объединения страны не произошло. Провинции, бывшие некогда суверенными государствами, сохраняли автономное управление. В их ведомстве оставался установление и сбор налогов, соблюдались территориальные особенности в административном и судебном устройстве.

В некоторых областях продолжали созываться кортесы:

  • в Кастилии;
  • в Арагоне;
  • в Каталонии;
  • в Валенсии.

Кортесы состояли из представителей духовенства, дворянства и бюргерства. В их ведомстве оставались следующие функции:

  1. решение важнейших вопросов на территории;
  2. вотирование налоговых сборов.

Читайте также: