Загрязнение финского залива доклад

Обновлено: 28.06.2024

Экологическое состояние реки Невы, Невской губы и Финского залива является неудовлетворительным. Велико аномальное развитие патогенных бактерий, загрязнение ионами ртути и меди, хлорорганическими пестицидами, фенолами, нефтепродуктами, полиароматическими углеводородами. В связи с постройкой сооружений по защите Ленинграда — Санкт-Петербурга от наводнений произошло уменьшение водообмена Невской губы с восточной частью Финского залива на 10—20 %, что дало дополнительный вклад в увеличение концентрации биогенов в Невской губе. Наибольшие изменения происходят в придамбовой зоне на расстоянии менее 5 км от неё. Свой вклад дают неудачный выбор мест выброса северных и юго-западных очистных сооружений Санкт-Петербурга, высокая загрязнённость грунтов в некоторых районах Невской губы. Беспокойство вызывает начавшееся постепенное заболачивание мелководных частей Финского залива между Санкт-Петербургом и дамбой, поскольку ослабленные дамбой осенние штормы не способны уже в достаточной степени очищать дно Невской губы от поселяющихся там высших растений. Заболачивание и связанное с этим гниение остатков растений со временем может привести к дополнительной эвтрофикации водоёма и исключению из акватории обширных участков Невской губы (на которых, к тому же, в грунтах будет захоронено значительное количество вредных соединений)[17].

Экологическое состояние Финского залива является одной из главных тем международных симпозиумов по экологии Балтики в связи с ключевой ролью Финского залива в экологическом состоянии восточной части бассейна Балтийского моря. Большое беспокойство у учёных Финляндии, Швеции, Эстонии и других стран в связи с этим вызывают проекты строительства нефтеналивных портов в Финском заливе[17].

С 1989 по 2005 год объём улова рыбы в Финском заливе сократился в 10 раз. На снижение вылова влияют естественные климатические изменения (в 2003 году в восточной части Финского залива произошло изменение гидрологической системы, при котором возникли зоны с дефицитом кислорода) и антропогенное воздействие (большой вред биосистеме Финского залива наносят гидротехнические и строительные работы). Проекты по строительству портов в Усть-Луге, Высоцке отрицательно влияют на процесс нереста рыбы. А ущерб от строительства Морского пассажирского порта на Васильевском острове может составить более 500 тонн рыбы в год. В процессе добычи песчано-гравийной смеси в Невской губе для намыва территории будет уничтожено нерестилище корюшки. При реализации проекта разработки железо-марганцевого месторождения в Финском заливе будет уничтожено нерестилище салаки[18].

В 2008 году Роспотребнадзор Петербурга не признал пригодным для купания ни один пляж в Санкт-Петербурге[19].

Порт Усть-Луга в Финском заливе станет обслуживать импорт в Россию радиоактивных и ядерных отходов через Балтийское море. Политическое решение об этом было принято Правительством России в 2003 году (Распоряжение № 1491-р от 14 октября 2003 года). Если проект в Лужской губе будет реализован, то поток тысяч тонн ядерных отходов (обеднённого гексафторида урана), который сейчас идёт из Германии и Франции через Кронштадтский порт Санкт-Петербурга, будет перенаправлен через эту закрытую приграничную зону. Далее этот опасный груз будет следовать через Санкт-Петербург в Новоуральск, Ангарск и другие города на востоке России[20].

С 1979 года в Петербурге началась очистка сточных вод. Крупнейшими канализационными очистными сооружениями Петербурга являются: Центральная станция аэрации, Северная станция аэрации, Юго-Западные очистные сооружения. В 1997 году очищалось около 74 % сточных вод, а в 2005 — уже 85 %. К концу 2008 года Петербург очищает 91,7 % сточных вод, а до 2011 года, с завершением строительства продолжения северной части главного канализационного коллектора будет очищать почти все 100 %[21].

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Экология Финского залива.. Презентация на заданную тему содержит 18 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Топить их собирались не в мелководной Балтике, а в глубоководном Атлантическом океане. Большая часть химоружия была погружена американцами на 42 корабля вермахта, и караван пошел в Северное море. Но помешал суровый шторм. И почти все суда пришлось затопить в проливе Скагеррак, соединяющем Балтику с Атлантикой, – недалеко от норвежского берега. Приложили руку к балтийским захоронениям и англичане, затопив часть отравы в районе датского острова Борнхольм.

ДАВАЙТЕ ЛЮБИТЬ РОДНУЮ ПРИРОДУ! СБЕРЕЖЕМ И ЗАЩИТИМ НАШЕ МОРЕ! БУДУЩЕЕ НАШЕГО ЗАЛИВА СЕГОДНЯ В НАШИХ РУКАХ!

Рабочая группа: Сереженкова Дарья Ооль Елизавета Гусева Ирэна Куропаткина Алена Руководитель группы: Ермолова Галина Артуровна TPK 6 мая 2014 г

В статье представлена сводная информация о загрязнении Балтийского моря и Финского залива, полученная на основе долгосрочных спутниковых наблюдений. На основе проанализированных данных, доказано, что, основными источниками загрязнения Балтийского моря нефтью являются суда различных типов и назначения. Выделены районы Балтийского моря, наиболее сильно подверженные загрязнению нефтью, как правило они связаны с судоходными трассами и подходами к портам стран Балтики.

The article presents a summary of the pollution of the Baltic sea and the Gulf of Finland derived from long-term satellite observations. On the basis of the analyzed data, it is proved that the main sources of pollution of the Baltic sea are oil vessels of various types and purposes. The highlighted areas of the Baltic sea, the most highly susceptible to oil pollution, as a rule they are associated with shipping lanes and approaches to ports of the Baltic countries.

Балтийское море; Финский залив; нефтяное загрязнение; нефтяная пленка; спутниковый мониторинг; HELCOM; техногенная нагрузка; загрязнение; судоходные трассы.

Baltic sea; Fins Alive; pollution of Nafta; nafta film; satellite monitoring; HELCOM; then the load; pollution; shipping routes.

УДК 504.4.054

Основными причинами загрязнения Финского залива являются как сброс неочищенных промышленных сточных вод, так и загрязнение морской воды в процессе курсирования судов различного назначения: грузовых, пассажирский, торговых, служебных и прочих. Задача выявления зон нефтяного загрязнения Балтийского моря, является непростой, поскольку требует многочисленных, продолжительных наблюдений. В Балтийском море такие наблюдения проводятся более 30 лет, однако нерегулярно и неравномерно по площади моря. Актуальность темы обусловлена критическим положением юго-восточной части Балтийского моря, которая нуждается в оперативном вмешательстве служб санитарной защиты для сохранения акватории Финского залива в состоянии, пригодном для жизни живых организмов.

Загрязнение Финского залива нефтепродуктами.

Финский залив, располагающийся в восточной части Балтийского моря, является одним из наиболее загруженных нефтяными перевозками его частью. В год по Балтийскому морю перевозится до 180 млн тонн нефти и нефтепродуктов, при этом в день по морю курсирует более 2000 судов [1].

Чтобы получить наиболее полное представление о нефтяном загрязнении Балтийского моря, карта нефтяного загрязнения представлена на рис. 1. На карте продемонстрированы нефтяные загрязнения, которые были обнаружены в Балтийском море в период с 1990 по 2016 год по данным наблюдений HELCOM. На карте прослеживаются основные судоходные трассы и подходы к портам и нефтяным терминалам стран Балтики [1].

Акватория Балтийского моя с нефтяными загрязненями

Рисунок 1. Карта нефтяных пятен в Балтийском море в период с 1990 по 2016 гг. по данным наблюдений HELCOM [1].

Таким образом судоходство является основным источником нефтяного загрязнения Балтийского моря. Причем виновниками нефтяного загрязнения являются как танкеры, а также и пассажирские, рыболовные и военные суда.

По данным пресс-службы инженерно-технологического центра "СканЭкс", которая осуществляет спутниковую съемку акваторий морей вокруг России, Финский залив является самой загрязненной нефтепродуктами частью среди Балтийского, Черного, Белого, Каспийского и Охотского морей [2].

Основная доля выявленных загрязнений вызвана судовыми разливами нефтепродуктов. Один из разливов был подтвержден 2 июня 2009 года с судна MCS Malin результатами наблюдений. "На снимке, принятом со спутника RADARSAT-1 в 08:34 мск 2 июня был обнаружен нефтеразлив в районе острова Сескар в 100 км к западу от Санкт-Петербурга, состоящий из нескольких пятен, самое крупное из них имеет длину около пяти километров и ширину до 400 метров", - сообщает "СканЭкс" [2].

Начиная с 2001 года в Финском заливе произошла 171 авария, в которой пострадали как танкера, так и торговые суда. Аварии происходят в основном по двум причинам: первая- судно садилось на мель; вторая- происходило столкновение с кораблем. Такие аварии неизбежно влекут за собой разлив нефти в море.

Считается, что наиболее опасны крупные аварийные разливы нефти, аналогичные Керченской катастрофе 2007 года. Однако, по данным ООН, совокупный вклад аварийных разливов составляет лишь 10-15%, а судовые сбросы нефтепродуктов и неочищенных вод являются основными источниками загрязнений [3].

В Финском заливе можно выделить три района, наиболее подверженных загрязнению [4]:

  1. Участок акватории Балтийского моря вблизи входа в Финский залив;
  2. Центральная часть Финского залива;
  3. Невская губа.

Район 1. Высокий уровень загрязнённости выявила спутниковая съёмка вдоль судоходных трасс вблизи входа в Финский залив. Главными источниками загрязнений на данном участке являются суда, сбрасывающие воды, содержащие нефтепродукты, это может происходить на протяжении десятков километров пути. Чаще всего неправомерные сбросы нефтепродуктов замечаются на участке судоходной трассы севернее острова Хийумаа [5].

Район 2. В центральной части Финского залива проявляются плёночные загрязнения огромной площади. Это характерно либо для сбросов с неподвижных судов, когда распространение нефтесодержащих пленок происходит равномерно во все стороны, либо для прежних разливов, которые успели подвергнуться частичной деградации из-за воздействия течений и ветра. Самое большое загрязнение, по наблюдениям за 2010–2016 гг., было выявлено от 9 октября 2011 г., над центральной частью Финского залива. Однако выявить судно, с которого произошёл сброс, не возможно, поскольку загрязнение произошло в районе судоходного пути с интенсивным движением [6].

Район 3. Восточная часть Финского залива между Кронштадтом и Санкт-Петербургом - Невская губа, в которую впадает река Нева. Здесь также, достаточно крупные разливы выявлены вдоль судоходной трассы, ведущей к устью Невы. Кроме того плёночные загрязнения, детектируются на радиолокационных изображениях, и обусловлены нефтесодержащими сбросами бытового и промышленного характера [6].

Загрязнение Невской губы оказывает негативное влияние на окружающую морскую среду и береговую линию из-за ослабленного водообмена, обусловленного наличием дамбы. Кроме того, в данном районе постоянно усиливается судоходство. Например, в 2016 г. через данный участок Финского залива в Санкт-Петербург проследовало около 5150 судов, 1169 из которых перевозили нефтепродукты. Ситуация усугубляется наличием потенциального источника загрязнения - Санкт-Петербургского нефтяного терминала, на котором в год обращается около 10 млн. тонн (2016 г.), а также и сам Большой порт Санкт- Петербурга, на котором грузооборот составляет около 50 млн. тонн в год (2016 г.) [6].

В период проведения спутниковых наблюдений в акватории Финского залива с 1990 по 2016 гг. зафиксировано 45 случаев существенных плёночных загрязнений акватории. Площадь пятен изменялась в пределах от 100 м 2 до 30 км 2 . Площадь нефтесодержащих загрязнений морской поверхности в совокупности составила 28,57 и 116 км 2 в 2014, 2015 и 2016 г. соответственно [7].

В скором времени в Финском заливе ожидается увеличение трафика судов, сооружение новых и расширение уже имеющихся портов. Растет количество кабелей и трубопроводов на дне залива, а также туризм на море побережье [8]. Необходимо картографировать влияние данных факторов и планировать деятельность человека так, чтобы не наносить вред морю и не уничтожать морскую флору и фауну.

Начальник отдела координации аварийных работ Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга - Игорь Березин, рассказал, что за последние годы количество нефтеразливов увеличивается — за прошлый период навигации было 192 случая выхода судов на их ликвидацию[9]. А собрано было лишь 28,5 тонн нефтепродуктов. Это говорит прежде всего о том, что стало много мелких несанкционированных сбросов, которые идут с судов, бороздящих акваторию Финского залива[10].

Заключение.

На акватории Финского залива выделяются три района, подверженных наибольшему загрязнению: 1- Участок акватории Балтийского моря вблизи входа в Финский залив; 2 -Центральная часть Финского залива; 3- Невская губа. Наиболее часто загрязнения акватории нефтепродуктами фиксируются на протяжении основных судоходных трасс Балтийского моря, а также на подходах к портам и нефтяным терминалам.

Большое количество пятен протяженной формы свидетельствует о том, что основными источниками загрязнения акватории нефтепродуктами являются суда, сброс с которых регулируется конвенцией HELCOM.


1. HELCOM (2016), HELCOM Annual report on discharges observed during aerial surveillance in the Baltic Sea, 2015, 18 p.
2. Костяной А.Г., Лаврова О.Ю., Митягина М.И. (2009) Комплексный спутниковый мониторинг нефтяного загрязнения морей России. – В кн.: “Проблемы экологического мониторинга и моделирования экосистем”, Ю.А. Израэль (ред.), 2009, Т. 22, С. 235–266.
3. Kostianoy A.G., Lebedev S.A., Litovchenko K.Ts., Stanichny S.V., Pichuzhkina O.E. (2004) Satellite remote sensing of oil spill pollution in the southeastern Baltic Sea // Gayana. 2004. Vol. 68. No. Part 2. P. 327–332.
4. Kostianoy A.G., Bulycheva E.V., Semenov A.V., Krainyukov A.V. (2015) Satellite monitoring systems for shipping, and offshore oil and gas industry in the Baltic Sea // Transport and Telecommunication, 2015. Vol.16 (2), P. 117–126.
5. Лаврова О. Ю., Костяной А. Г., Лебедев С. А., Митягина М. И., Гинз- бург А. И., Шеремет Н. А. (2011) Комплексный спутниковый мониторинг морей России. М.: ИКИ РАН, 2011. 472 с.
6. Булычева Е.В., Костяной А.Г. (2011) Результаты спутникового мониторинга нефтяного загрязнения юго- восточной части Балтийского моря в 2006–2009 гг. // Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса. 2011. Т. 8. № 2. С. 74–83.
7. Немировская И.А., Сивков В.В., Булычева Е.В. Содержание и состав углеводородов в районе месторождения Кравцовское Балтийского моря // Доклады РАН. 2011. С. 520–525.
8. Булычева Е.В., Костяной А.Г. Итоги спутникового мониторинга нефтяного загрязнения морской поверхности Юго-Восточной Балтики за 2004–2013 гг. // Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса. 2014. Т. 11. № 4. С. 111–126.
9. Костяной А.Г., Булычева Е.В. Численное моделирование рисков нефтяного загрязнения Юго-Восточной Балтики и Финского залива // Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса. 2014. Т. 11. № 4. С. 56–75.
10. Гинзбург А.И., Булычева Е.В., Костяной А.Г., Соловьев Д.М. О роли вихрей в распространении нефтяных загрязнений по акватории Юго-Восточной Балтики (по данным спутникового мониторинга) // Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса. 2015. Т. 12. № 3. С. 149–157.

30.11.2017, 20:27 Мирмович Эдуард Григорьевич
Рецензия: Несмотря на не очень высокую научную ценность и научную значимость статьи, все остальные аспекты (актуальность, практическая направленность, чёткость результата и выводов, литературные источники и ссылки, оформление) в статье продемонстрированы. Неплохо было бы увидеть анализ по государствам Балтийского бассейна вклада в загрязнение уникального моря углеводородами, добавить бы что-то о донных отложениях в результате таких загрязнений вдоль трасс и миграции этих отложений к шельфам. Описки типа "через Данный участок" убрать. Но рецензент рекомендует к публикации в данном журнале настоящей статьи как с какими-то добавками в угоду рецензенту, так и в представленном "первозданном" виде.


Мусорная проблема Финского залива и пути ее решения


Гайдаш А.А., Цветков В.Ю.
Санкт-Петербургский институт природопользования, промышленной безопасности и охраны окружающей среды

Garbage problem in the Gulf and ways of its solution
Gaidash A., Tsvetkov V.

St. Petersburg Institute of environmental management, industrial safety and environmental protection

The Gulf is a unique natural complex: Habitat of many animals, birds and other living organisms. The Gulf Coast is home to some 15 million people. All countries have a highly developed industry and agriculture, all types of transport.
Of great concern to scientists in Finland, Sweden, Estonia and other countries causes a garbage problem. Debris falls into the Bay with a commercial and fishing vessels, warships, numerous tourist boats, washed out of the coastal zone is imposed on the flow of the rivers.
The collection is very diverse: the plastic and two glass bottles, one Board, four branches, eight cans of beer along the parapet found a large number of fin.
At the bottom of the Gulf are computer parts, batteries, fluorescent light bulbs and other household items. In the summer visitors leave on the Gulf up to 100 cubic meters of garbage daily. For four hours on the river Neva in the Palace bridge, on average, didn't get into the six plastic bottles, and two glass bottles, one Board, four branches, eight cans of beer along the parapet found a large number of fin. The bottom of the Gulf Research Institute showed that in some areas the number of garbage is 30-40 units per hectare.
For the prevention of pollution of the Gulf of debris to a number of institutional, legal and technical measures.

Fin-zaliv-musor3


Волонтеры осуществляют сбор мусора на одном из пляжей Финского залива

В период наблюдений, проведенных сотрудниками Санкт-Петербургского института природопользования, промышленной безопасности и охраны окружающей среды на реке Нева в районе Дворцового моста, за 4 часа, в среднем проплывало шесть пластмассовых и две стеклянные бутылки, одна доска, четыре ветки, восемь банок из-под пива, вдоль парапета обнаружено большое количество плавника.
Исследования дна Финского залива, проведенные Институтом, показали, что в отдельных районах количество мусора составляет 30 – 40 единиц на гектар.
Мусор представляет опасность для морских обитателей и людей. Шнуры, мешки, веревки могут обматываться вокруг рыб, птиц, наматываться на гребные винты катеров.
Морские птицы и млекопитающие являются жертвами, когда проглатывают блестящие кусочки фольги, принимая их за рыбу. Небольшие куски пластика обнаруживается в желудках многих морских животных.
Для предупреждения загрязнения Финского залива мусором необходимо выполнять ряд организационных, нормативно-правовых и технических мероприятий.
К организационным мероприятиям относятся:
- полный запрет сбрасывания мусора в воды Финского залива;
- регистрация свалок на прибрежной территории;
- совершенствование системы сбора и утилизации отходов в портах, на пляжах и в
береговой зоне;
- разработка производственного контроля в портах, на стоянках маломерных судов, на
пляжах и др.;
- рациональное размещение предприятий обеспечивающих сбор и утилизацию отходов;
- организация мониторинга отходов в прибрежной зоне;
- привлечение волонтеров и общественности;
- организация обучения работников, ответственных за деятельность в области обращения
с отходами;
- организация патрулирования в прибрежной зоне;
- размещение экологической информации по правилам обращения с отходами в СМИ и
Интернете;
- районирование прибрежной территории с разработкой паспортов на каждый вид
территории и др.
Нормативно-правовое обеспечение включает:
- разработку правовых норм обращения с отходами в прибрежной зоне и на акватории;
- усиление ответственности за нарушение правил обращения с отходами в прибрежной
Зоне и на акватории;
- создание фондов, поддерживающих деятельность волонтеров, экологических патрулей;
- разработка регламентов, регулирующих деятельность по обращению с отходами на
судах маломерного флота;
- анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля за
деятельность в области обращения с отходами;
- проведение экологического аудита деятельности предприятий, ответственных за
безопасное обращение с отходами в прибрежной зоне и др.
Технические мероприятия:
- развитие инфраструктуры по безопасному обращению с отходами в прибрежной зоне;
- оснащение всех судов специальным оборудованием для сбора, накопления мусора;
- систематическая промывка и дезинфекция контейнеров для мусора;
- обустройство пунктов приема мусора от судов маломерного флота;
- оборудование пляжей и других зон отдыха оборудованием для сбора мусора;
- размещение информационных стендов с правилами обращения с отходами и др.

Читайте также: