Статья доклад и ее виды

Обновлено: 02.07.2024

В военном деле короткий доклад называется рапортом (от польск. raport ) — официальным устным или письменным докладом от нижестоящего к вышестоящему. Рапорт может содержать отчёт о проделанной работе или обращение к начальству, по какому либо вопросу.

Содержание

Основные сведения

  • Цель доклада — информирование кого-либо о чём-либо. Тем не менее доклады могут включать в себя такие элементы как рекомендации, предложения или другие мотивационные предложения.
  • Отчёт часто имеет структуру научного исследования: введение, методы, результаты и обсуждение.

Типы и форматы

Доклады и отчёты могут быть устными или письменными. Формат доклада может быть как простым, с заголовками по темам, так и более сложным — в него могут включаться: диаграммы, таблицы, рисунки, фотографии, рефераты, резюме, приложения, сноски, ссылки, гиперссылки.

Виды отчётов: научные отчёты, рекомендационные отчёты, годовые отчёты, аудиторские отчёты, рабочие отчёты, отчёты о поездках, отчёты о расследовании, бюджетные отчёты, полицейские отчёты, демографические отчёты, кредитные отчёты, оценочные отчёты, проверочные отчёты, военные отчёты и т. д..

В юриспруденции

Доклад — юридический термин, в гражданском суде означающий изложение существа дела одним из судей (докладчиком), а в уголовном суде (именно в апелляционной и кассационной инстанции) — изложение дела одним из членов суда [источник не указан 1311 дней] .

См. также

Литература

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

  • Документы
  • Речевая коммуникация
  • Юридические документы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Доклад" в других словарях:

ДОКЛАД — это кратчайшее расстояние между двумя цитатами. Эмиль Кроткий Докладчик: человек, разговаривающий в чужих снах. Уистен Хью Оден в версии Янины Ипохорской От недомолвок докладчик перешел прямо к намекам. Александр Коротко Дуракам нельзя давать… … Сводная энциклопедия афоризмов

доклад — ДОКЛАД, донесение, рапорт, разг. рапортичка ДОКЛАДЫВАТЬ/ДОЛОЖИТЬ, доносить/ донести, рапортовать/отрапортовать … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Доклад — документ, содержащий изложение определенных вопросов, выводов, предложений и иногда предназначенный для прочтения перед аудиторией. Источник: ПРИКАЗ Ростехнадзора от 23.10.2006 N 928 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ ПО… … Официальная терминология

докладёт — [докласть] … Словарь употребления буквы Ё

доклад — выслушать доклад • восприятие делать доклад • действие доклад принять • действие, получатель доклад сделать • действие заслушать доклад • восприятие одобрить доклад • реализация, согласие подготовить доклад • существование / создание посвятить… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

доклад — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? доклада, чему? докладу, (вижу) что? доклад, чем? докладом, о чём? о докладе; мн. что? доклады, (нет) чего? докладов, чему? докладам, (вижу) что? доклады, чем? докладами, о чём? о докладах 1.… … Толковый словарь Дмитриева

Чем отличаются тезисы доклада от текста доклада и статьи? Какой объем должен быть у научной статьи и текста доклада соискателя ученой степени? В каких изданиях нужно публиковаться аспиранту и соискателю для допуска к защите кандидатской диссертации? Какая публикация считается научной? Ответы на все эти вопросы Вы узнаете, прочитав эту статью…

Publicationes

Уже неоднократно я обращал внимание на то, что не только аспиранты и соискатели ученой степени кандидата ХХХ наук, но даже некоторые маститые академики, а также прочие корифеи и деятели науки этой страны путаются и не могут различить между тезисами доклада, текстом доклада и статьей. И вопрос этот далеко не пустяковый, ибо имеет весьма важное и существенное практическое значение для аспирантов и докторантов…

Итак, если серьезно подойти к рассматриваемому вопросу, следует указать на два основных заблуждения в околонаучной среде относительно публикаций тезисов, докладов и статей:

1-е весьма распространенное заблуждение: « публикация в материалах конференции является тезисами, а публикация в журнале однозначно является статьей «

2-е весьма распространенное заблуждение: « публикация в материалах конференции является статьей «.

Классическая структура тезисов доклада состоит из краткого введения в проблему, пронумерованного изложения тезисов 1., 2., 3., N+1, либо отдельных абзацев и заключения, в котором кратко резюмированы основные результаты исследования и указаны исследовательские планы на будущее. В тезисах докладов, как правило, отсутствуют ссылки на источники и литературу, однако авторы регулярно ссылаются, с целью саморекламы, на собственные научно-исследовательские работы, монографии или статьи. Кроме того, большинство оргкомитетов и учредителей конференций, публикующих именно тезисы докладов, просят авторов присылать тезисы без списка литературы и графиков. Поэтому частенько в изданных тезисах докладов отсутствуют рисунки, схемы, таблицы и прочая графика.

Что такое доклад и что он дает ученикам и студентам?

Что собой представляет доклад, что должно быть в нем, как его оформить и презентовать — это самые популярные вопросы среди учащихся. Докладом является научно-исследовательская работа, внутри которой автор излагает суть проблемы, может использовать разные мнения и примеры, а уже после делится своей точкой зрения.

Если вы раздумываете над тем, как на компьютере создать такую работу, а также в какой программе его можно печатать, никаких ухищрений ждать не приходится. Электронный вариант создается при помощи офисной программы Ворд на персональном компьютере, также преподаватель может принято рукописный вариант.

Теперь поговорим о том, зачем нужен такой вид самостоятельной работы для студента. Проект на любую тему учит работать с разной литературой и источниками, грамотно анализировать информацию, выявлять актуальные проблемы и выражать собственное мнение на этот счет. Также ученик получает навыки построения плана, из чего состоит проект и презентации его перед публикой.

Требования к докладу

Подготовка доклада всегда требует от исполнителя максимальной самостоятельности и интеллектуального труда. Для начала продумывается вопрос, на какую тему можно написать научно-исследовательскую работу, после подбирается литература и информация, на основе этого составляется структура. Не менее важно знать основные требования к оформлению текста, чтобы по окончанию труда не пришлось редактировать все с самого начала.

Структура

План и структура – это схожие термины, но смысл немного иной. В первом случае речь идет о всех параграфах и подпунктах доклада, во втором – ключевые части, из которых собственно и состоит работа учащегося. Обязательными составляющими структуры будут:

  1. Вступление – приветствие слушателей и аудитории.
  2. Введение – краткий экскурс по предстоящему выступлению, стремление заинтересовать слушателей, формулировка актуальности темы, важности, цели и задач работы.
  3. Основная часть – студент рассказывает каждую часть проекта согласно плану, а именно, методики исследования, теорию, гипотезы, действия, благодаря которым были получены результаты. Возможно, у студента, есть новая информация, которую можно упомянуть на этом этапе.
  4. Заключение – автор коротко проходит по ключевым проблемам темы, задействованным методикам, демонстрирует результаты и итоги. После этого выступление считается оконченным.

Требования к оформлению по ГОСТу

Мало подготовит доклад, интересно преподнеси его в отношении к аудитории, передать содержание и итоге, преподаватель будет также оценивать правильность оформления и соответствие стандартам ГОСТ. А именно:

  • печатный или рукописный вид на листах формата А4;
  • печатная версия создается на компьютере при помощи программы Microsoft Word;
  • допустимый объем 5-10 страниц;
  • шрифт Times New Roman 12-14 кегля с выравниванием по ширине;
  • полуторный интервал;
  • нумерация страниц внизу с выравниванием по центру везде, кроме титульного листа и плана;
  • абзацный отступ от левого поля 2,25 см;
  • не менее 5-8 источников информации;
  • обязательны ссылки на первоисточники;
  • поля – левое 2,5 см, правое 1 см, нижнее и верхнее 2 см.

Несмотря на то, что нумерация страниц начинается с введения, при подсчете титульный лист и содержание обязательно учитываются. То есть, если вводная часть является 3 листом проекта, нужно начинать нумерацию с цифры 3.

Как следует писать доклад?

Как начать работу по докладу? Можете набросать шаблон, из чего должна состоять работа, а именно:

  • подбор темы по дисциплине, будь то по русскому языку, по литературе, по истории и др.;
  • подготовка источников и сбор сведений;
  • составление плана;
  • подведение итогов;
  • подготовка к дополнительным вопросам.

Практика показывает, что незнание, как составить план, становится фатальной ошибкой. Поэтому начните с этого пункта, одобрите примерную структуру проекта с преподавателем, а уже после этого приступайте к написанию основы.

Выбор темы

Чаще всего студентам предлагается несколько тем для проекта на выбор, реже преподаватель с учетом особенностей каждого учащегося индивидуально дает задания. Вот несколько ценных советов по подбору темы:

  1. Получите от преподавателя инструкцию, изучите задание, чтобы вникнуть в суть задания. Чаще всего в наставлениях уже будут указаны вопросы, которые необходимо осветить в докладе. Обязательно оцените то, какая аудитория предполагается для вашего выступления, это задаст правильный стиль изложения.
  2. Выбирайте ту тему для проекта, которая будет интересна и доступна для вас. Если преподаватель сам задал тему, найдите те вопросы для рассмотрения и решения, что были бы интересны аудитории и вам.
  3. Пусть тема будет оригинальной и захватывающей, с первых минут презентации завлекающая внимание аудитории. Важно, чтобы рассматриваемые вопросы не были рассмотрены другими студентами и их проектами.
  4. Если тема слишком сложная, поговорите с преподавателем для смены. Это лучше, нежели вы будете пытаться обуздать то, что вам не под силу.
  5. Используйте разные виды литературы – в интернете, учебники, научные статьи, методички и др. Но прежде всего, убеждайтесь в достоверности информации, прежде чем брать ее за основу.
  6. Делайте записи во время сбора информации, если вы использовали даже малейшую информацию, пометьте издание, год выпуска, автор, город издания, номер страницы. В конце вы с легкостью сможете составить список задействованных источников.

Подготовка к написанию доклада

В любом важном проекте весомым этапом исполнения является подготовка. Как готовить доклад:

  • продумайте стиль донесения информации до аудитории, чтобы привлечь и удержать внимание от начала до конца выступления;
  • заранее обозначьте правила оформления, пользуйтесь методичкой или положениями ГОСТ;
  • набросайте основные мысли на черновик, чтобы визуально оценить качество работы, а далее интересные мысли раскройте, аргументируйте, внесите свои предложения и методики по решению проблем.

По мере создания черновика вам станет гораздо проще составлять структуру своего исследования. Опирайтесь на общие положения и правила, исключая лишнее, но внося при этом важное.

Составление плана доклада

Если вы уже подготовили тезисы, вокруг которых будет крутиться исследование, можно переходить к следующей задаче – построение плана. Он зависит и от выбранной темы, и от выявленных проблем. План можете составлять:

  • линейным – от тезиса будет переход к аргументации и наоборот;
  • разветвленным – будет иметь описательный или аналитический характер.

Доклад структурируется по главам и параграфам (то есть сложный план). В оглавлении оформляются номера страниц, с них должен начинаться каждый пункт (глава, параграф, раздел или подраздел). Согласно ГОСТ глава всегда начинается с нового листа, названия и заголовки располагаются по центру строчки без точки в конце. Неуместными будут переносы слов и кавычки.

Рекомендации к написанию

Перед написанием исследовательского труда еще раз обозначьте для себя, что самые важные составляющие – это введение, тело и заключение, а уже после дополняется список литературы. Чтобы проще было составить первый и последний пункт, начните с основной части. А уже после вы наверняка поймете, как пишется вступление и итог.

Введения

  • тему;
  • цель;
  • предмет и объект;
  • задачи.

Хорошо, если во вступлении вы докажете актуальность рассматриваемого вопроса. Предлагаем для наглядного примера образец введения:


Основной части(тела) доклада

Тело исследовательского труда – это определение основной части, где должна быть представлена теория по заданной тематике, основная идея. Простым языком обозначается главный тезис и вокруг него строится структура. Например:


После теории обязательно приводится практическая составляющая, все зависит от специфики предмета, темы и рассматриваемой проблемы. Обычно это всевозможные формулы, таблицы, схемы, анализ данных или пробный анализ, а уже после итоги применяемых методик и действий.

Заключения

Соблюдая порядок структуры реферата (и любой другой работы студента), далее нужно подвести итоги по теоретической и практической части. Докладчик может уточнить тему, рассматриваемый период или проблему, выявленные особенности и недостатки, мысли и умозаключения, применимые методики и эксперименты.


Список литературы и источников

Не менее важным вопросом будет то, как делать список литературы. Практика показывает, что многие авторы допускают ряд ошибок именно в этом разделе. Сюда обязательно вносятся книги и учебники, электронные ресурсы, журналы, газеты и др., все то, что предоставляло сведения для автора.

Список источников составляется в алфавитном порядке, для этого придерживаются определенных правил оформления ГОСТ. Как это выглядит, можно увидеть на примере:


Наглядные пособия: как их сделать правильно?

Параллельно с готовящимся научно-исследовательским трудом учащегося составляются наглядные иллюстрированные материалы. Внести в него можно тезисно самое главное, например:

  • обобщения и выводы;
  • результаты авторского анализа;
  • вспомогательные иллюстрации;
  • методики и инструкции;
  • таблицы с цифровыми данными и др.

Образец плана доклада


Советы для выступающих перед аудиторией

Несмотря на то, что предполагается небольшой проект на свободную или заданную тему, большой трудностью для многих студентов становится не написание, а задача красиво выступить перед аудиторией. Предлагаем несколько ценных советов для грамотной презентации труда:

  • на выступление отводится 10-20 минут;
  • научные термины лучше знать наизусть, чтобы уметь расшифровать или ответить на вопросы преподавателей;
  • соблюдайте грамотность и последовательность изложения материала;
  • не проявляйте страх перед публикой, настраивайте себя на то, что к вам относятся дружелюбно;
  • преподносите информацию убедительно и уверенно, проявляйте осведомленность темой;
  • не тяните со словами, но и не торопитесь, оптимальная скорость чтения – 120 слов в минуту;
  • адекватно реагируйте на обсуждения, задаваемые присутствующими вопросы, значит, ваша тема жива и интересна.

Можете заранее потренироваться с выступлением перед своими друзьями, однокурсниками или родными.

Типичные ошибки

Чтобы подготовить проект на отлично, предупредите типичные ошибки, которые чаще всего допускает большинство студентов. Например:

  • небрежность в оформлении;
  • неправильный шрифт;
  • несоблюдение структуры, последовательности элементов плана;
  • нарушение норм составления списка литературы, цитирования;
  • несоответствие ссылок к списку литературы;
  • наличие цитат, идей, концепций и схем без ссылок на авторов;
  • отсутствие логики изложения;
  • использование вводных данных, что устарели (более 5 лет после публикации);
  • приведение информации, концепций, сведений, не относящихся к теме;
  • низкая уникальность текста;
  • безапелляционная критика теорий, концепций;
  • свободный неформальный стиль изложения.

Практика показывает, что успешность такого труда студента напрямую зависит от 3 ключевых критериев – грамотность, уникальность и академически стиль написания.

Заключение

В нашей статье вы узнали всю необходимую информацию о том, как правильно писать доклад. Для начала внимание уделяется требованиям к структуре и оформлению, далее можно ознакомиться с ценными советами о том, как выбирать тему и составлять план, из каких частей должна строиться структура. Обязательно прислушайтесь к советам, как выступать перед аудиторией и каких ошибок не стоит допускать. Можете скачать примеры работ по нужной дисциплине, чтобы использовать их в качестве шаблона.

За помощью в написании любых работ, рекомендуем обратиться к профи! Более 50 000 авторов готовы выполнить любую работу профессионально и быстро, некоторые типы работ можно получить уже в день обращения. Рассчитайте стоимость своей работы ->

Доклад является документом, в котором содержится информация о сути вопроса или исследовании, относящемуся к исследуемой проблеме. Доклад является изложением материала, представленном в первоисточнике. Целью доклада является информирование аудитории, в то же время в нем могут содержаться предложения и рекомендации. В структуру документа включается: введение, метод исследования, вывод, обсуждение.



Существует несколько видов докладов: устные, краткие и подробные письменные.

Устный доклад обычно представляет собой результат письменной работы, в нем могут быть представлены выводы о проведенном исследовании, рекомендации. На выступление с устным докладом отводится одна треть времени, остальная часть уходит на проведение презентацию, изучение раздаточного материала и обсуждение доклада. Начать устный отчет следует с общей информации об исследуемой проблеме. Здесь необходимо кратко затронуть цель и задачи исследования, суть работы и продемонстрировать полученные выводы. Выступление должно быть кратким, содержательным и не перегруженным различными тезисами. Доклад должен легко восприниматься на слух и быть интересным слушателям. Лучший вариант – если аудитория найдет в выступлении полезную информацию для себя.

Письменный краткий доклад является документом, в котором представлена краткая информация, полученная в процессе проведения исследования. По объему доклад, чаще всего, не превышает двадцати страниц текста. Структура документа следующая: введение, цель, метод исследования, вывод, рекомендации или шаги разрешения проблемы.

Подробный письменный доклад отличается от краткого более полным изложением информации, на основе которой сделаны выводы. В документе могут содержаться таблицы, графики, анализируемые отчеты, диаграммы, рисунки, ссылки, сноски, фотографии. По объему такой доклад может составлять около шестидесяти страниц. Хороший доклад должен быть четко структурирован и грамотно написан. Последовательность изложения материала является важной составляющей, потому как плохая ориентация в теме сразу же скажется на итоговом выступлении: неуверенная речь, невозможность отвечать на вопросы, вялое участие в обсуждении вряд ли заинтересует аудиторию. В то же время, слишком научная речь, которая не свойственная докладчику, также может вызвать затруднение. Поэтому, важно, чтобы доклад быть написан методологически правильно, информация легко воспринималась или читалась. Не зря же говорят, что качественный доклад является результатом не только научных исследований, но и хорошей журналисткой работой. Поэтому, при составлении текста к выступлению, необходимо учитывать временные рамки, в которых должна прозвучать часть информации, чтобы она легко воспринималась слушателем. Обычно такой период не превышает восьми секунд. То есть каждая фраза доклада должна укладываться в этот временной промежуток. Информация, которая была произнесена докладчиком сверх этого времени, просто не будет восприниматься.

Читайте также: