Личностно ориентированное взаимодействие ядро гуманизации образования доклад

Обновлено: 17.05.2024

Одной из основных причин неудач и неэффективности труда учителей, а иногда и разочарования в педагогической профессии становится неумение строить педагогически целесообразные отношения с учащимися. Удовлетворение же отношениями с учителями наоборот вызывает бодрое настроение учащихся, жизнерадостность и способствует развитию творческой активности, продуктивности познавательной деятельности. Перевод учебного процесса на уровень личностного взаимодействия означает превращение его в сотрудничество учителя и учащихся.

Отношения сотрудничества наиболее эффективно способствуют развитию учащихся как субъектов деятельности и становлению активной жизненной позиции воспитанников в целом, поскольку категория “сотрудничество” являет собой сложное единство:

а) формы перспективной взаимосвязи, основанной на взаимопонимании, взаимопереживании;

б) способы организации совместной деятельности, то есть “на равных”, предусматривающего проявления самостоятельности, активности и организованности;

в) формы взаимодействия учителя и учащихся, когда труд основывается на взаимоподдержке и взаимопомощи, то есть умении учащихся работать вместе как между собой, так и с учителем при объединении усилий и согласованности действий.

Сотрудничество- наивысший уровень согласованности позиций в деятельности, на языке психологической науки организация субъект- субъектных отношений в совместной деятельности. Основными признаками сотрудничества выделяют:

- целенаправленность (стремление к общей цели);

- мотивированность (активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности);

- целостность (взаимосвязанность участников деятельности);

- структурированность (чёткое распределение функций, прав, обязанностей, ответственности);

- согласованность (согласование действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности);

- организованность (планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению);

- результативность (способность достигать результата).

Сотрудничество не является самоцелью, а налаживается для того, чтобы ученик приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной активности. Оно необходимо для того, чтобы он умел трудиться в большом коллективе, в малой группе и, если необходимо, индивидуально. Его важнейшими признаками являются:

- осознание общей цели, которое мобилизует учителя и учащихся; стремление к её достижению, взаимная заинтересованность в этом, положительная мотивация деятельности;

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

- высокая организация совместного учебного труда участников учебного процесса, их общие усилия; взаимная ответственность за результаты деятельности;

- активно- положительный, гуманистический стиль взаимоотношений учащихся и взрослых (педагогов, работников внешкольных учреждений) при решении учебных задач; взаимное доверие, доброжелательность, взаимопомощь при затруднениях и учебных неудачах. Этот стиль несовместим с авторитарным отчуждением между учащимися и взрослыми, преобладанием прав у взрослых и обязанностей- у детей (школьников);

- методика обучения, стимулирующая интерес учащихся, их самостоятельность, практическую и интеллектуальную инициативу, творчество. Она исключает принуждение, монополию педагогов на интерпретацию знаний, пассивное восприятие учащимися готовой информации;

- взаимодействие учащихся друг с другом, их деловое общение и коллективная ответственность за результат общего труда.

Таким образом, сотрудничество в обучении мыслится не только как помощь ученику при решении сложных учебных задач, не только как объединение усилий педагогов и учащихся, но и как самостоятельный коллективный труд школьников, выполнения заданий, требующих постоянных или временных контактов с внешкольной средой.

В гуманистической педагогике человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития.

Гуманистическая направленность образования меняет привычное представление о его цели как формировании “систематизированных знаний, умений и навыков”. Именно такое понимание цели образования послужило причиной его дегуманизации, которая проявилась в искусственном разделении обучения и воспитания.

Гуманистическая цель образования требует пересмотра его содержания. Оно должно включать не только новейшую научно- техническую информацию, но и гуманитарные личностно- развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально ценностное отношение к миру и человеку в нём, а также систему нравственно- этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.

Смена парадигмы современного образования - гуманизации всех сфер жизнедеятельности человека - делает актуальной проблему развития личности. Эффективное развитие личности возможно только в процессе овладения окружающей действительностью, опытом предшествующих поколений, культурой, собственным положительным опытом общественных отношений. Это возможно только через активную деятельность (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др. ).

Деятельность - это специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира, на основе освоения и развития наличных форм культуры.

в понятии деятельности можно выделить три составляющих элемента- человек (субъект деятельности), действительность (объект деятельности), процесс взаимодействия между ними.

деятельность всегда направлена на преобразование того или иного предмета (части) окружающей действительности.

Взаимодействие человека с предметом деятельности обеспечивает удовлетворение его потребностей. Предмет деятельности – это тот вещественный или идеальный продукт, ради которого осуществляется деятельность, побуждающий субъекта к деятельности. В ходе деятельности, включающей в себя полюс субъекта и полюс объекта, происходят процессы ”опредмечивания” (субъект воплощает свои замыслы) и “распредмечивания” (субъект овладевает качествами объекта деятельности) (28).

Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу- способствовать всеми возможными способами развитию ребёнка

Гуманизация требует изменения отношений в системе “учитель- ученик” – установления связей сотрудничества.

Приоритетными для учителя становятся знания о взаимоотношении учителя и ученика и реализация этих знаний в процессе взаимодействия с учащимися на уроке.

Гуманизация отношений педагогов решают следующие взаимосвязанные задачи:

- создание отношений доверия между учителем и учащимися;

- обеспечение сотрудничества критерии решений между участниками учебно-воспитательного процесса;

- актуализация мотивационных ресурсов учения;

- развитие у учителя личностных установок, наиболее адекватных гуманистическому обучению;

- помощь учителям и учащимся в личностном развитии.

В построении гуманистического обучения важную роль играют личностные установки учителя. В качестве основных выделяются следующие:

- “открытость” учителя своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям, а также способность открыто выражать их в межличностном общении с учащимися;

- выражение внутренней уверенности учителя в возможностях и способностях каждого учащегося;

- видение учителем поведения учащегося, оценка его реакций, действий, поступков с точки зрения самого учащегося;

Таким образом, в ситуациях, при которых учитель понимает и принимает внутренний мир своих учеников, естественно ведет себя, и, в соответствии со своими внутренними переживаниями, доброжелательно относится к учащимся, он создает все необходимые условия для гуманистического общения.

Доклад

с данным докладом я выступала на совещании классных руководителей и мастеров производственного обучения в Уральском колледже информационных технологий. В докладе говорится как необходимо сейчас использовать личностно-ориентированный подход в воспитании детей. Рассказывается об особенностях личностно-ориентированного подхода в воспитании, цели личностного воспитания.

Личностно-ориентированный подход в воспитании

В последнее время широкое распространение в педагогической практике получил личностно ориентированный подход. Большинство педагогических коллективов страны осваивает теоретические основы и технологию использования данного подхода в педагогическом процессе. Многие педагоги и руководители учреждений образования считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.

Личностно-ориентированный подход в воспитании учащихся предполагает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию творческой личности. Если главной целью традиционного воспитания является формирование члена общества, развивающее воспитание способствует выявлению и развитию отдельных способностей, то личностное воспитание направлено, прежде всего, на формирование самостоятельной личности.

Особенности личностно-ориентированного воспитания

Основными предпосылками личностно-ориентированного воспитания являются освоение учащимся человеческих ценностей и норм, а также овладение коммуникативными, интеллектуальными способностями. Именно поэтому личностное развитие предполагает многие компоненты как развивающего, так и личностного воспитания. При этом в качестве объекта всего процесса воспитания выступает личность.

Цели личностного воспитания

Цель данного вида воспитания является сложной и включает в себя несколько аспектов.

  1. Первый из них - приобщение каждого учащегося к общечеловеческим ценностям и развитие способности определить некую свою жизненную позицию по отношению к ним. При этом под ценностями необходимо понимать целый комплекс, состоящий из культурных, нравственных, патриотических, эстетических и других.
  2. Вторым аспектом, входящим в цель личностного воспитания, является способность сохранять одновременно душевное равновесие, не мешая при этом саморазвитию. Говоря иными словами, при личностном подходе к воспитанию необходимо соблюдать устойчивость между душевным равновесием и взрывным творчеством. Данное сочетание позволяет человеку справляться со многими испытаниями, которые устраивает современная жизнь: стрессы, эмоциональные кризисы и т.д.
  3. Третий аспект довольно сложный. Он представляет собой некое соединение осмысленной принадлежности к обществу в сочетании со способностью отстаивать свою позицию в любых ситуациях. Осмысленная принадлежность предполагает наличие способности строить различного рода отношения с другими членами общества, а также осуществлять квалифицированную деятельность.

Таким образом, данный процесс воспитания способствует формированию личности , которая умеет самостоятельно отстаивать свою независимость и защищать себя от различного давления.

Такая популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом объективных обстоятельств, в числе которых следующие:

Ø динамичное развитие общества требует формирования в человеке не столько социально-типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме;

Ø психологи и социологи отмечают, что нынешним детям свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии со своими учащимися.

Современные учреждения образование остро нуждается в гуманизации отношений учащихся и взрослых, в демократизации его жизнедеятельности .

Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли такие ученые, как Е. В. Бондаревская, О.С.Газман, Э. Н. Гусинский, В.В.Сериков, Ю.И.Турчанинова, И. С.Якиманская и др. Опираясь на идеи педагогической и философской антропологии и научные труды отечественных и зарубежных ученых - представителей гуманистического направления в педагогике и психологии, они предприняли усилия для становления в середине 90-х гг. XX в. теории и практики личностно ориентированной педагогической деятельности.

Идея личностно ориентированного подхода заключается в организации такой индивидуально-творческой, ценностно-смысловой деятельности, которая предоставляет свободу выбора способов жизнедеятельности.

Воспитание в концепции Е. В. Бондаревской определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Это предполагает отношение к ребенку как к субъекту, носителю активности, для проявления которой ему необходимо пространство свободы, где он имел бы возможность автономизироваться, выбирать, оценивать, совершать поступки. Такая позиция является основным признаком гуманистического личностно ориентированного воспитания, в котором реализуется гуманизм воспитания как ценностное, бережное отношение к природе учащегося, а также достигается степень свободы как необходимого и исходного условия становления субъектных свойств личности.

Е. В. Бондаревская рассматривает воспитание, с одной стороны, как целенаправленную деятельность всех субъектов образовательновоспитательного процесса (педагогов, родителей, общественности) по созданию условий для саморазвития личности, а с другой - как восхождение личности к ценностям, смыслам, обретение ею ранее отсутствующих свойств, качеств, жизненных позиций. Поэтому главным элементом личностно ориентированного воспитательного процесса является личность ребенка, сам же процесс предстает в форме последовательных позитивных изменений, результатом которых становится личностный рост ребенка.

К базовым воспитательным процессам, происходящим во взаимосвязанной педагогической деятельности всех ее субъектов, способствующим становлению ребенка как субъекта жизни, истории, культуры, относятся:

Ø жизнетворчество - включение учащихся в решение реальных проблем собственной жизни, обучение технологиям изменения собственной жизни, создание среды жизни;

Ø социализация - вхождение ребенка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятельности, развитие его духовных и практических потребностей, осуществление жизненного самоопределения;

Ø культурная идентификация - востребованность культурных способностей и свойств личности, актуализация чувства принадлежности ребенка к определенной культуре и оказание ему помощи в обретении черт человека культуры;

Ø духовно-нравственное развитие личности - овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), формирование способностей делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение;

Ø индивидуализация - поддержка индивидуальности, самобытности личности, развитие ее творческого потенциала, становление личностного образа.

Личностное развитие, становление личностного образа предполагает проектирование образа жизни ребенка в определенной социокультурной среде. Поэтому основная задача педагогов - создание условий для развития ребенка и оказание ему помощи в самоопределении.

Принципы личностно ориентированного подхода в воспитании:

Ø предполагает отношение к учащемуся как к личности, индивидуальности, нуждающейся в педагогической поддержке;

Ø ориентирует на учет незавершенности, открытости личности к постоянным изменениям, неисчерпаемости ее сущностных характеристик;

Ø означает непременную направленность воспитания на выявление, сохранение и развитие индивидуальности, самобытности, на поддержку процессов саморазвития, самовоспитания;

Ø ориентирует на сотрудничество, предусматривающее объединение целей детей и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь, взаимную поддержку и общую устремленность в будущее .

Таким образом, личностно-ориентированный подход - это принцип воспитания, предписывающий в качестве главной цели становление и развитие личности как субъекта собственной жизни, субъекта истории, субъекта культуры. Этот подход опирается на присущее каждому человеку стремление быть личностью, т. е. проявлять активность, отличаться от других людей, влиять на среду, иметь убеждения, личные духовные ценности и смыслы, самореализоваться в социально значимой деятельности, выполнять определенную роль в обществе. Воспитание, основанное на личностном подходе, создает для этого условия путем включения развивающейся личности в ситуации, требующие проявления личностных свойств: нравственного выбора, рефлексии, реальной ответственности и др.

Гост

ГОСТ

Личностно-ориентированный подход

Личностно-ориентированный подход в обучении - это концентрация внимания преподавателя на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с чувственными, эстетическими, креативными задатками и способностями развития.

Основная и самая главная сложность состоит в том, чтоб в новейших условиях не только суметь сохранить, но и даже усовершенствовать личностно-ориентированный подход в обучении. Образование рассматривается как неповторимая и единственная форма обращения гражданского общества к подрастающему человеку как к личности. Таковой взгляд лежит в основе новейшей философии образования.

Цель личностно ориентированного образования - это создание условий для полноценного становления следующих функций индивида:

В личностно-ориентированном образовании обучающийся — это главное действующее лицо всего образовательного процесса.

Личностно-ориентированное образование предполагает ориентацию на воспитание, образование и развитие всех детей с учетом их личных особенностей (возрастных, физических, психологических, интеллектуальных); образовательных потребностей, расположение учащихся по однородным группам: возможностям, профнаправлению, а также отношение к любому ребёнку как к неповторимой индивидуальности.

Личностно-ориентированный подход

Личностный подход базируется на том, что любая личность универсальна и основной задачей воспитательной работы становится формирование индивидуальности и создание условий для становления творческого потенциала.

Потому основное интерес направляется на формирование с раннего юношества таких параметров личности, как: внутренней независимости, самодостаточности, самоконтроля, самоуправления, саморегуляции.

На первых порах принципиально важно оценить удачи малыша не в сопоставлении с другими детьми, а сравнивать его сегодняшние удачи с прошлыми, выделяя при этом его развитие. При этом важно отметить старания и стремления ребенка, прилагаемые для достижения хороших результатов в обучении, труде, творчестве. Для большинства детей успех - стимул к предстоящему совершенствованию. Необходимо в детях совершенствовать творческую активность, любознательность, инициативность, самостоятельность. Нужно побуждать желание знать и верить в собственные возможности. Кроме того, следует применять похвалу как средство одобрения. Она пробуждает веру в личные силы, в том числе и у самых слабых детей.

Личностно-ориентированное воспитание – это такая воспитательная система, где ребенок считается высочайшей ценностью, ставится в центр воспитательного процесса, основанного на принципах гуманистической педагогики (уважение к личности, природосообразность обучения, учет особенностей личного развития, добро и ласка, отношение к ребенку как полноправному соучастнику воспитательного процесса).

Воспитание и образование, направленное на личность ребенка, включает в себя:

  • отказ от ориентировки на среднего ребенка;
  • учет особенностей в учебно-воспитательном процессе;
  • прогнозирование личности и проектирование личных программ развития.

Личностно-ориентированный подход

Следует отметить идею личного подхода, сущность которого, в том, что в детский сад приходят не просто дети, а дети - личности, со своим миром эмоций, а также переживаниями. Наверное, это и следует в первую очередь учесть преподавателю в своей работе. Он обязан применять и знать эти приемы, в которых любой ребенок ощущает себя личностью, чувствует интерес преподавателя лишь к нему. Вместе с тем он уважаем, его никто не может оскорбить или обидеть.

Составляющие личностно-ориентированного подхода

Готовые работы на аналогичную тему

Существуют три аспекта при личностно-ориентированном взаимодействии (методы общения) - это понимание, принятие и признание личности ребенка.

Понимание ребенка – проникновение в его внутренний мир. Понимание ученика связано с умением педагога найти степень внушаемости воспитанника, понять его положение. Так просто внушаемый ученик неуверен, чувственно неустойчив, просто поддается воздействию. В экстремальных ситуациях нередко пропадает. В конфликтах эти ученики своенравны, истеричны, просто впадают в состояние аффекта. Следственно, в работе с таковыми детьми педагог обязан внушить им веру в собственные силы, верность собственных мыслей, возможность решения появляющихся проблем.

Естественно, просто взять ученика, когда его плюсы превосходят недочеты. Однако зачастую приходиться работать с детьми, которых постигли какие-либо неудачи.

Признание ребенка – право быть лично собой, примирение взрослых с его особенностью, взглядами, оценками, убеждением. Мы можем не воспринимать то, что для малыша считается весомым, принципиальным, однако самого его не отвергаем. Ненавидим действия, обожаем ребенка. Означает, верим в его способности, в то, что подрастет – все осознает и станет вести себя лучше. Верим в то, что зерна обучения выдадут когда-нибудь плоды. Признаем – означает, верим в самосовершенствование. Это понимание диалектики и противоречий обучения делает педагога разумным и терпеливым, а его позицию мощной и неуязвимой. Лишь тогда ученик естественно проходит чрез все периоды и проблемы взросления без результатов и комплексов, сформированных неверным обучением.

Признание личности ребенка с самого начала его сознательной жизни имеет важнейшее значение.

Формирование личности осуществляется каждый день будничной жизни, а потому очень важно, чтобы повседневная жизнь и активность стала не только разнообразной, но и содержательной. Радостным должен стать сам процесс приобретения новых знаний мира с проблемами, успехами и неудачами. Ни с чем несравнимую радость доставляет обучение с друзьями, приобретение друзей, коллективные дела, забавы, общие переживания, приобщение к труду, а также социально - полезной деятельности.

Любой ребенок должен быть в чем-то не хуже остальных, а может и превосходить в чем-то: кто-то отлично читает стихи, кто-то играет роли, кто-то танцует, кто-то одарен в арифметике, кто-то в литературе и т.д. Нужно лишь помочь ребенку раскрыться.

Ведущая тенденция развития современной науки – её обращение к своим мировоззренческим истокам, “возвращение” к человеку. Переориентация гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции, - важнейшая задача, поставленная самой жизнью.

Ведущей идеей цивилизованного общества, его высшим гуманистическим смыслом является утверждение отношения к человеку как к высшей ценности бытия, слияние общественных и личных интересов, создание условий для гармоничного развития сущностных сил личности и роста её духовного потенциала.

Отличительная особенность современной России – её устремлённость в будущее, которое невозможно без высокоразвитых её членов, людей. Стало понятно, что необходимо развивать человека как созидателя, готовить к свободному и творческому труду.

На этом этапе образования первостепенное значение приобрели такие качества индивидуальности личности, как: социальная, интеллектуальная, коммуникативная и физическая компетентность, эмоциональность, креативность, произвольность и инициативность, самостоятельность и ответственность, а также самооценка и свобода поведения.

Среди актуальных проблем современности оказались вопросы гармоничного развития человека, его гуманистических ориентацией, психологической защиты и психологического здоровья.

Как правило, под гуманизацией понимается установление гуманных отношений между участниками образовательного процесса. Проблема гуманизации образования, прежде всего, связана с восстановлением его культурообразующей и личностно-развивающей функций. Гуманистическая ориентация изменяет представление о целях образования, которое транслирует ценности общечеловеческой и национальной культуры. Это в свою очередь требует пересмотра содержания и технологий обучения и воспитания, изменения структур различных образовательных институтов, в том числе и дошкольных образовательных учреждений.

Мы рассмотрим личностно-ориентированный подход к образованию как одной из составных частей процесса гуманизации.

Прежде чем подробнее остановиться на личностно-ориентированоых технологиях обучения, попробуем разобраться с понятием технология вообще и технологическими вариантами в образовательном процессе.

“Технология” в широком смысле этого слова - наука о мастерстве.

techno - искусство, мастерство
logos - наука, закон

  • Совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации.
  • Наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических и информационных средств.
  • Совокупность приемов, применяемых в каком-то деле, мастерстве (толковый словарь).
  • Содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
  • Составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
  • Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).
  • Модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса, обеспечивающего комфортность условий для учителя и учащихся (В.М.Монахов).
  • Описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
  • Система, включающая некоторое представление ПРО, средств диагностики состояния обучаемых и прогнозирования их ближайшего развития, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели для конкретных условий (В.В. Гузеев).
  • цели обучения;
  • содержание обучения;
  • средства педагогического воздействия;
  • организация учебного процесса;
  • ребёнок,
  • педагог;
  • результат деятельности.
  • авторитарные технологии;
  • дидактоцентрические технологии;
  • личностно-ориентированные технологии, в рамках которых самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

Рассмотрим подробнее психолого-педагогические особенности личностно-ориентированных технологий и условия их применения в образовательном процессе ДОУ.

Выражение “Личностно-центрированное” (PERSONALITY-CENTERED EDUCATION) взаимодействие идёт от работ выдающегося психолога и педагога гуманистического направления Карла Роджерса. Он совершил своеобразное открытие, что критерии успешной психотерапии и успешной педагогической деятельности – одни и те же. Чтобы достигнуть успеха в видах деятельности, связанных с взаимодействием людей, один из которых помогает другому измениться, усовершенствоваться, необходимо по Роджерсу: эмпатия, т.е. сопереживание, проникновение в мир другого человека; тёплое, человечное отношение к человеку, принимающее его таким, каков он есть без всяких предварительных условий. В русском языке часто вместо термина “личностно - центрированного” образования используется термин “личностно-ориентированное” образование, между которыми могут быть принципиальные различия. Но в педагогическом сообществе, несмотря на принципиальную разницу в понятиях, всё-таки более устоявшимся понятием считают “личностно-ориентированное” и рассматривают его как такое взаимодействие, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Отсюда следует то, что личностно-образовательные технологии ставят в центр образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природного потенциала. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлечённой цели. Такие технологии называют ещё антропоцентрическими. Рассматривая гуманно-личностные технологии, следует отметить, что она, отвергая принуждение, “исповедует” идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку, оптимистическую веру в его творческие силы. Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях педагога и ребёнка. Педагог и воспитанник совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Технология свободного воспитания акцентирует своё внимание на предоставлении ребёнку свободу выбора и самостоятельности. Осуществляя выбор, ребёнок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка как субъекта деятельности.

  • разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление;
  • организуются групповые занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр;
  • учебный материал конструируется для реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими учениками.
  • оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего занятия (эмоциональных – радость, досада, весёлость и др.; интеллектуальных – сомнение, сосредоточенность и др.);
  • поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия с использованием приёма смещения мотива на цель;
  • выявление субъектного опыта детей по предложенной теме; подача нового материала с учётом психолого-педагогической характеристики группы;
  • использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала;
  • построение деятельности каждого ребёнка с учётом данных психолого-педагогических обследований и рекомендаций психолога и общие рекомендации нейропсихофизиологов;
  • отказ от фронтальной работы как основной формы проведения занятия и широкое использование различных вариантов индивидуальной, парной или групповой работы;
  • гендерный аспект в организации различных форм работы на занятии; в подборе методов и приёмов учебно-воспитательного процесса;
  • использование при работе над закреплением темы разнообразного дидактического материала, позволяющего ребёнку развивать различные сенсорные каналы, проявлять избирательность к типу, виду и форме задания, характеру его выполнения;
  • обязательная оценка и коррекция процесса и результата учебной деятельности каждого ребёнка в ходе занятия; широкое применение самооценки и взаимооценки;
  • создание условий для формирования у каждого ребёнка высокой самооценки, уверенности в своих силах;
  • проведение с детьми рефлексии занятия (что узнали, что понравилось, что хотелось бы изменить или, наоборот, повторить).

Исследовательская (проблемно-поисковая)

Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие"

Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения

Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого по выполнению той или иной образовательной деятельности.

Характерной чертой этой технологии является способность ребёнка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

Особенностью этой технологии является осознание ребёнком деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал он при этом.

Если особенности всех технологий объединить в одну, то получится интегральная технология. Ярким представителем интегральной технологии является проектная деятельность, в основе которой лежит проект.

Существует немало определений понятия “проект”.

ПРОЕКТ в педагогике – это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта. (Мацкевич Т.А., Лукоянова Л.Г. )

Сущность технологии - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность предусматривающим решение проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить - основной тезис понимания метода проектов.

Виды проектов:

монопредметный;

межпредметный;

надпредметный (внепредметный).

Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения 1 проблемы и применить их на практике. Дети учатся сначала думать, а потом делать, составлять план действий, соблюдать соглашения и придерживаться достигнутых договорённостей. Деятельность каждого ребёнка должна быть направлена на достижения намеченного результата и каждый проект проходит ряд последующих этапов.

1. Начальная фаза – 1 этап – подготовительный.

Разработка концепции. Ответ на следующие вопросы:

а) Почему выбран именно этот проект?

б) Какова текущая ситуация?

в) Какие проблемы решает данный проект?

г) В чём заключается результат данного проекта?

2. Ключевая фаза – 2 – 3 этап – составление плана проекта.

a) Разработка проекта? (Практический и обобщающий)

б) В ходе проекта могут проходить изменения. Главное – не точное выполнение плана, а эффективность работы (достижение цели проекта)

3. Фаза реализации – 4 этап – внедренческий.

Выполнение основных мероприятий, необходим для достижения цели.

4. Разработка конспектов занятий – структура мероприятий по каждой теме. Контроль и корректировка планов.

5. Фаза завершения – 5 этап – заключительный – подведение итогов, оценка результатов и их корректировка.

    наличие проблемы, требующего поиска решения;
  • проект – это игра “всерьёз”;
  • детская самостоятельность;
  • сотворчество ребят и взрослых;
  • применение знаний на практике.

Тематические проекты, объединяющие все способы познания, дают возможность каждому ребёнку выбрать тот путь познания, который ему органичен. Вместе с тем, действуя каждый в своём направлении (кто-то лепит, рисует, читает, “пишет” книжки, делает опыты) все вместе получают максимум сведений, наглядно представленных результатов, раскрывающих эту тему с разных сторон. Таким образом, проектное обучение хорошо укладывается в парадигму личностно-ориентированной педагогики, так как при работе над проектом каждый ребёнок может найти дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям. Проектное обучение в настоящее время развивается дальше. В частности, ведутся активные работы по методологии “направляемого проекта”, относящейся уже к пятому поколению образовательных технологий. Но совершенно очевидно одно – это обучение, где целевой установкой являются способы деятельности, в которой ребёнок развивается как субъект с правом свободы выбора. Используя личностно-ориентированные технологии, мы способствуем гуманизации образовательного процесса в ДОУ.

Читайте также: