Народное счастье поиск странничества в литературе доклад

Обновлено: 08.07.2024

Высокие представления Некрасова о совершенной жизни и совершенном человеке заставили его написать великую поэму "Кому на Руси жить хорошо". Над этим произведением Некрасов работал многие годы. Поэт отдал этой поэме часть своей души, вложив в нее свои думы о русской жизни и ее проблемах.

Путешествие семерых странников в поэме — это поиск прекрасного человека, живущего счастливо. По крайней мере, это попытка найти такового на своей многострадальной земле. Мне кажется, трудно понять некрасовскую поэму без уяснения некрасовского идеала, который в чем-то сближается с идеалом мужицким, хотя он намного шире и глубже.

Частица некрасовского идеала проглядывает уже в семерых странниках. Конечно, во многом они темные еще люди, лишенные верных представлений о жизни "верхов" и "низов" общества. Поэтому кому-то из них кажется, что счастливым должен быть чиновник, другим — поп, "купчина толстопузый", помещик, царь. И долго они будут упрямо придерживаться этих взглядов, отстаивая их, пока жизнь не внесет ясность. Но какие это милые, добрые мужики, какие простодушие и юмор светятся на их лицах! Это люди чудаковатые, а точнее — с чудинкой. Позже Влас скажет им так: "Чудим и мы достаточно, а вы и нас чудней!"

Странники надеются найти на своей земле райский уголок — Непоротую губернию, Непотрошенную волость, Избытково село. Наивное, конечно, желание. Но на то они и люди с чудинкой, чтобы хотеть, идти и искать. К тому же они правдоискатели, одни из первых в русской литературе. Им очень важно докопаться до смысла жизни, до сути того, что такое счастье. Некрасов очень ценит это качество у своих крестьян. Семеро мужиков — отчаянные спорщики, они часто "кричат — не образумятся". Но ведь именно спор и толкает их вперед по дороге необъятной России. "Им дело до всего" — все, что видят, они мотают на ус, примечают.

Нежно и любовно относятся странники к окружающей их природе. Они чутки и внимательны к травам, кустам, деревьям, цветам, они умеют понимать животных и птиц и разговаривать с ними. Обращаясь к птичке, Пахом говорит: "Отдай свои нам крылышки. Все царство облетим". Каждый из странников имеет свой характер, свой взгляд на вещи, свое лицо, и в то же время вместе они представляют собой нечто спаянное, единое, неразлучное. Даже говорят они часто хором. Образ этот прекрасен, недаром объединяет мужичков священная цифра семь.

Некрасов в своей поэме рисует настоящее море народной жизни. Тут и нищие, и солдаты, и ремесленники, и ямщики; тут и мужик с ободьями, и крестьянин, опрокинувший воз, и хмельная баба, и охотник на медведей; здесь Вавилушка, Оленушка, Парашенька, Трофим, Федосей, Прошка, Влас, Клим Лавин, Ипат, Терентьева и многие другие. Не закрывая глаза на тяготы народной жизни, Некрасов показывает бедность и нищету крестьян, рекрутчину, изнурительный труд, бесправие и эксплуатацию. Поэт не утаивает темноты крестьян, их пьяного загула.

Но мы ясно видим, что и в рабстве народ сумел спасти свою живую душу, свое золотое сердце. Автор поэмы передает трудолюбие, отзывчивость к чужому страданию, душевное благородство, доброту, чувство собственного достоинства, удаль и веселость, нравственную чистоту, свойственные крестьянину. Некрасов утверждает, что "почва добрая — душа народа русского". Трудно забыть, как вдова Ефросинья во время холеры самоотверженно ухаживает за больными, как "работой, хлебушкой" крестьяне помогают Вавиле и инвалиду-солдату. Разными способами раскрывает автор "золото сердца народного", как сказано в песне "Русь".

Тяга к прекрасному является одним из проявлений душевного богатства русского народа. Глубокий смысл имеет эпизод, когда во время пожара Яким Нагой спасает не деньги, с таким трудом собранные, а картинки, так ему полюбившиеся. Вспоминается и крестьянский певец, обладавший очень красивым голосом, которым он "пленял сердца народные". Вот почему Некрасов так часто, говоря о крестьянах, использует существительные с ласкательными суффиксами: старинушка, солдатики, ребятушки, поляночка, дороженька. Он убежден, что ни тягостной "работою",

Ни вечною заботою,

Ни игом рабства долгого,

Ни кабаком самим

Еще народу русскому

Пределы не поставлены,

Пред ним широкий путь.

Сердечный гнев, который порой у крестьян проявляется в действии, в их решительной борьбе против притеснителей имеет особое значение для Некрасова. Он показывает людей, полных жаждой социальной справедливости. Таковы Ермил Гирин, Влас, Агап Петров, крестьяне, ненавидящие Последыша, участвующие в бунте в Столбняках, Кропильников, Кудеяр.

Среди этих персонажей важное место занимает Савелий. Поэт наделяет его чертами богатыря. Они сказываются уже во внешности старика Корчагина: со своей "большущей сивой гривою. с большущей бородой, дед на медведя смахивал". Стоило ему подтянуться в светелке, как он пробьет в ней дыру. Могучая удаль этого крестьянина сказывается и в том, что в одиночку хаживал он на медведя. Но главное — он презирает рабскую покорность и мужественно стоит за народные интересы. Любопытно, что сам он отмечает богатырские черты в мужике: "Спина. леса дремучие прошли по ней — сломилися. Все терпит богатырь!" Но порой и не терпит. От молчаливого терпения Савелий и его друзья-корежинцы переходят к пассивному, а затем и к открытому, активному протесту. Об этом свидетельствует история с немцем-издевателем Фогелем. История жестокая, но финал ее вызван тем народным гневом, который у мужиков накопился. Итогом стала двадцатилетняя каторга и плети, "лет двадцать поселения". Но и эти мытарства выдерживает и преодолевает Савелий.

Некрасов славит могучие силы, таящиеся в народе, и ту душевную красоту, которую сохранил этот столетний дед. Он может умиляться при виде белочки в лесу, любоваться "каждым цветиком", нежно и трогательно относиться к внученьке — Матрене Тимофеевне. Что-то былинное есть в этом некрасовском герое, недаром называют его, как Святогора, "богатырем святорусским". Я бы поставил эпиграфом к отдельной теме Савелия его слова: "Клейменный, да не раб!"

К словам деда, к его жизнеописанию прислушивается его внучка Матрена Тимофеевна. Мне кажется, что в ее образе Некрасов также воплотил какую-то грань своего эстетического идеала. Здесь запечатлена духовная красота народного характера. Матрена Корчагина заключает в себе лучшие, героические черты, присущие русской женщине, которые пронесла она через страдания, лишения и испытания. Некрасов придал этому образу такое большое значение, так укрупнил его, что ему понадобилось посвятить ему целую третью часть поэмы. Мне кажется, что Матрена Тимофеевна вобрала в себя все лучшее, что порознь было намечено и в "Тройке", и в "Орине" — матери солдатской", и в Дарье из поэмы "Мороз, Красный нос". Та же впечатляющая красота, то же горе, та же несломленность. Трудно забыть внешний облик героини:

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива, волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Сурова и смугла.

Остается в памяти исповедь ее женской души перед странниками, в которой поведала она и о том, как предназначена была для счастья, и о своих счастливых минутах жизни ("Мне счастье в девках выпало"), и о тяжелой женской доле. Повествуя о неустанном труде Корчагиной (пастушество с шести лет, работы в поле, за прялкой, хлопоты по дому, рабский труд в замужестве, воспитание детей), Некрасов раскрывает еще одну важную сторону своего эстетического идеала: как и дед ее Савелий, Матрена Тимофеевна пронесла через все ужасы своей жизни человеческое достоинство, благородство и непокорность.

"Сердце гневное ношу. " — подытоживает героиня свой долгий, выстраданный рассказ о горестной жизни. От ее образа веет какой-то величавостью и богатырской мощью. Недаром она из рода Корчагиных. Но и ее, как и многих других людей, встретившихся странникам в их блужданиях и поисках, нельзя назвать счастливою.

А вот Гриша Добросклонов — совсем иное дело. Это образ, с которым также связано представление Некрасова о совершенном человеке. Но здесь к этому присоединяется и мечта поэта о совершенной жизни. В то же время идеал поэта получает современные бытовые черты. Добросклонов исключительно молод. Правда, и ему, разночинцу по происхождению, сыну "батрачки безответной" пришлось пережить голодное детство и нелегкую юность в пору учебы в семинарии. Но сейчас это уже позади.

Жизнь Гриши связала его с трудом, бытом, нуждами своих земляков, крестьян, родной вахлачиной. Мужики помогают ему в пропитании, а он выручает крестьян своим трудом. Гриша косит, жнет, сеет вместе с мужиками, бродит в лесу с их ребятишками, радуется крестьянским песням, всматривается в труд артельщиков и бурлаков на Волге:

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного

Бывая там, "где трудно дышать, где горе слышится", герой Некрасова становится выразителем чаяний простых людей. Вахлачина, "благословясь, поставила в Григорье Добросклонове такого посланца". И для него доля народа, его счастье становятся выражением собственного счастья.

Своими чертами Добросклонов напоминает Добролюбова; происхождение, перекличка фамилий, семинарское образование, общая болезнь — чахотка, склонность к поэтическому творчеству. Можно даже считать, что образ Добросклонова развивает тот идеал, который нарисован Некрасовым в стихотворении "Памяти Добролюбова", немного "спуская его на землю" и чуть "утепляя" его. Как и Добролюбову, Грише судьба готовила

. Путь славный, имя громкое

Чахотку и Сибирь.

Пока же Гриша бродит в полях, лугах приволжского края, вбирая в себя открывающиеся перед ним природный и крестьянский миры. Он словно слит с "высокими курчавыми березками", такой же юный, такой же светлый. Не случайно он пишет стихи и песни. Эта особенность его делает образ Гриши особенно привлекательным. "Веселой", "Доля народа", "В минуту унынья, о родина-мать", "Бурлак", "Русь", — в этих песнях нетрудно услышать основные темы: народа и страдающей, но поднимающейся к свободе Отчизны. Кроме того, он слышит песню ангела милосердия "средь мира дальнего" — и идет — согласно ее призыву — к "униженным и обиженным". В этом он видит свое счастье и ощущает себя гармоническим человеком, живущим истинной жизнью. Он один из тех сыновей Руси, которых она выслала "на честные пути", так как они отмечены "печатью дара Божьего".

Григория не пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество дела, которому посвятил всю жизнь. Он видит, что сам многомиллионный народ пробуждается к борьбе.

Сила в ней скажется

Мысль эта наполняет его душу радостью и уверенностью в победе. В поэме показано, какое сильное действие производят на крестьян и на семерых странников слова Григория, какой они заражают верой в будущее, в счастье для всей Руси. Григорий Добросклонов — будущий вожак крестьянства, выразитель его гнева и разума.

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

Слышал он в груди своей силы необъятные,

Услаждали слух его звуки благодатные,

Звуки лучезарные гимна благородного —

Пел он воплощение счастия народного.

Некрасов предлагает свое решение вопроса о том, как соединить крестьянство и интеллигенцию русскую. Только совместные усилия революционеров и народа могут вывести русское крестьянство на широкую дорогу свободы и счастья. А пока русский народ еще только на пути к "пиру на весь мир".

Искателями счастливого человека на Руси становятся семеро мужиков, живущих в разных местах, но объединившиеся ради одной цели. В их деревнях после принятия закона об отмене крепостного права народ не видит счастья, и они отправляются в путешествие по стране, чтобы узнать, кому хорошо стало жить на Руси.

С самого начала они выяснили формулу счастливой жизни. Если человек живет в покое, достатке и чести, то он вполне может быть доволен. Они составили список тех, кто может считаться счастливым, и чтобы это выяснить, всех надо было опросить. Но пообщавшись лишь с двумя из своего списка, они разочаровались в своем первоначальном плане.

Пообщавшись с попом и помещиком, они услышали две почти одинаковые истории. Они оба вспоминали то время, когда богатство само шло к ним в руки. При крепостном праве помещикам не приходилось работать лично. Они ходили в церковь, где попы получали от них прибыль. Теперь же у помещиков отобрали все, заставляя всю работу выполнять самостоятельно, а посетителями церкви стали бедные крестьяне, с которых взять было нечего. И счастливые времена для них прошли.

Подумав над этими историями, мужики пришли к выводу, что их первоначальное понимание счастья оказалось не верным, и искать его надо как-то иначе. Попав на обычную деревенскую ярмарку, они начинают искать счастливых людей среди крестьян. Им попадаются многие люди, предлагающие свои рецепты счастья, но все это не кажется убедительным.

Посмотреть на понятие счастья с иной стороны мужикам предлагает обычная женщина, Матрена Тимофеевна. Она рассказывает им историю всей своей жизни, полной бед и лишений. После она называет свободу истинным счастьем, которое было у нее лишь в детстве и закончилось после свадьбы.

Теперь равноправным понятием счастью становится свобода, которая есть у всех крестьян. Но жить самостоятельно и распоряжаться своим временем им еще нужно научиться.

Введение


Составляющие счастья

Литературоведы пытаются объяснить читателю, кого в итоге хотел представить истинно счастливым автор. Их мнения расходятся. Это подтверждает гениальность поэта. Он сумел заставить людей размышлять, искать, думать. Текст не оставляет равнодушных. В поэме нет точного ответа. Читатель имеет право остаться при своем мнении. Он как один из странников ищет ответ, уходя уже далеко за рамки поэмы.

Интересно мнение отдельных исследований.

У каждого сословия свои цели:

  • Мужики – хороший урожай;
  • Священники – богатый и большой приход;
  • Солдат – сохранение здоровья;
  • Женщины – добрая родня и здоровые дети;
  • Помещики – большое количество слуг.

Не смогут быть счастливы одновременно мужик и барин. Отмена рабства привела к потере устоев обоих сословий. Правдоискатели прошли множество дорог, провели опрос населения. От рассказов о счастье некоторых хочется реветь в полный голос. Счастливыми становятся люди от водки. Вот почему столько пьющих на Руси. Залить горе хотят и мужик, и поп, и барин.

Но никакой из предложенных людьми на ярмарке рецептов счастья – ни сказочный урожай репы, ни возможность есть хлеба досыта, ни волшебная сила, ни даже чудесная случайность, позволившая остаться в живых – не убеждает наших странников. У них формируется понимание того, что счастье не может зависеть от материальных вещей и простого сохранения жизни. Подтверждением этого служит история жизни Ермила Гирина, рассказанная там же, на ярмарке. Ермил старался всегда поступать по правде, и на любой должности – бургомистра, писца, а затем мельника – пользовался любовью народа. В какой-то мере он служит предвестником другого героя, Гриши Добросклонова, который также положил всю жизнь на службу народу. Но какой же была благодарность за поступки Ермила? Не стоит считать его счастливым – говорят мужикам, – Ермил сидит в остроге за то, что во время бунта заступился за крестьян…

Сочинение 3

После реформации системы в тысяча восемьсот шестьдесят первом году стал вопрос того, как изменилась жизнь простого народа, и прибавилось ли счастья в его жизнь. Проработав над данной работой в течении четырнадцати лет, автор так и не дописал ее по причине смерти. Главной проблемой произведения можно считать поиск счастья для крестьян. Решением проблемы автор считал непрекращающуюся борьбу простого человека, который сможет повести за собой других, устроить революцию, как в собственном мышлении, так и в умах других людей.

После того, как крепостное право было отменено, последователей идеи автора нашлось большое количество, все они задавались тем же вопросом по поиску смысла и счастливой жизни для простого народа. Говорящие названия деревень, из которых выходят персонажи произведения – крестьяне, повествуют об отношении автора к происходящему. Например, главные герои представляли деревни Неелова, Горелова и многие другие. Каждый из них уверен, что счастья для простого человека не существует.

А для простого народа поиск счастья граничит с возможностью просуществовать и не умереть, счастьем они называют минимальные возможности, которых хватает для жизни, о богатстве они даже не размышляют. Так, для солдата является безграничным счастьем тот факт, что он остался в живых, перенеся несколько десятков сражений с врагом. Для старухи это небольшой урожай, который у нее растет на грядках, и который, безусловно, сможет прокормить ее какое-то время.

Есть среди них и такие герои, как Гирин Ермил, которые думают о ближнем и стараются о нем заботиться. Он ни разу в жизни не обманул простого мужика. За это его чтут и любят. Персонаж считает, что счастьем можно назвать тот момент, когда ты делаешь добро для других, не ожидая ничего взамен. Этим примером автор хотел показать, что проблема может быть решена за счет смены сознания у людей в сторону осознания того, что добро является высшим благом, и мочь его совершать ради других – уже большое счастье.

Образ счастья как свободы в поэме

Посмотреть на проблему счастья с другой стороны предлагает странникам простая крестьянка, Матрена Тимофеевна. Рассказав им историю своей жизни, полной лишений и бед – только тогда и была она счастлива, как ребенком жила у родителей, – она добавляет:

Счастье сравнивается с долгое время недостижимой для крестьян вещью – вольной волюшкой, т.е. свободой. Матрена всю жизнь подчинялась: своему мужу, его недоброй семье, злой воле помещиков, погубивших ее старшего сына и пожелавших выпороть младшего, несправедливости, из-за которой ее мужа забрали в солдаты. Какую-то радость в жизни она получает лишь тогда, когда решается восстать против этой несправедливости и идет просить за мужа. Вот когда Матрена обретает душевный покой:

И это определение счастья как свободы, по всей видимости, приходится мужикам по душе, ведь уже в следующей главе они обозначают цель своего путешествия так:

Вывод

Тест по произведению

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Семь временнообязанных ушли искать правду о счастливом человеке. Поэт провел крестьян за собой по родной земле и показал, что счастливый человек тот, для которого

Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего.

Свободу Некрасов считает первоочередной необходимостью.

В 1861 году власти дали крестьянам волю, но никто от этого счастливее не стал. Вообще, по-настоящему счастливого человека нет.

Сошлись семь мужиков: Семь временнообязанных, Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, Из смежных деревень: Заплатова, Дыряева, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова — Неурожайка тож.

Но в поэме есть крестьяне, которые не утратили способность к самопожертвованию, душевное благородство. К ним можно отнести Матрену Тимофеевну, Савелия, Якима Нагого, Ермилу Перина, Агапа Петрова и, конечно, правдоискателей. У них своя личная цель, поставленная в жизни, которая направляет их на поиски правды. Правдоискатели представляют счастье народное в вольготности и веселости их жизни:

Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай Господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось, вольготно, весело На всей святой Руси.

В понимании Матрены Тимофеевны Корчагиной счастье немыслимо, если нет семьи и детей. Для нее счастье — терпенье, труд. Эта позиция близка и некоторым другим крестьянам.

У каждого крестьянина Душа, что туча черная. Гневна, грозна — и надо бы Громам греметь оттудова Кровавым лить дождем, А все вином кончается.

Даже крестьянское терпение для Савелия — олицетворение их силы:

Цепями руки кручены, Железом ноги кованы, Спина… леса дремучие Прошли по ней — сломалися. А грудь? Илья-пророк По ней гремит-катается На колеснице огненной… Всё терпит богатырь!

Но он не спешит делать преждевременные выводу касательно будущей судьбы крестьян:

Не знаю, не придумаю, Что будет? Богу ведомо.

Одна просторная Дорога — торная, Страстей раба, По ней громадная, К соблазну жадная Идет толпа Другая — тесная Дорога, честная, По ней идут Лишь души сильные, Любвеобильные, На бой, на труд.

Отражение революционно-демократических идей связано в поэме с образом автора и народного заступника — Гриши Добросклонова. Основной мотив его песен — любовь к родине и народу. Он готовит себя к подвигам во имя народа, страны и их свободы. Гриша думал, что добиться отмены крепостного права можно только путем революции. Такого же мнения придерживался и сам Н.А. Некрасов.

Рать поднимается Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая.

Проведенное исследование показывает определенный уровень исследовательских навыков. Работа над докладом требовала от исследователя важного условия: объективности изложения подобранного материала. Ученица справилась с содержанием теоретической части и сумела обобщить собранные сведения в единую линию- духовные искания поэтов этого периода.

Результаты работы сформулированы лаконично и обоснованы. В целом стиль и оформление доклада соответствуют предъявляемым требованиям к данному виду работы.

ВложениеРазмер
doklad.doc 96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Городской отдел образования

Подготовила: Мамедова Лейла,

Научный руководитель: О.Л. Алагуева

I. Введение. Декадентские мотивы.

II. Из истории изображения скитальничества в литературе.

III. Поиск идеального мира в символизме.

IV. Образ дороги в поэзии акмеиста Николая Гумилева.

V. Тема Дома и Бездомья в поэзии В. Маяковского.

I. Введение. Декадентские мотивы.

Цель исследования - анализ мотива скитальничества в творчестве поэтов различных художественных направлений

  1. Представить мотив поиска идеального мира в символизме;
  2. Определить образ дороги в поэзии акмеиста Николая Гумилева;
  3. Представить истоки Бездомья в творчестве В. Маяковского;

Объект исследования. Широкий спектр исследовательских интересов не позволяет указать все векторы мысли, определенных темой доклада, поэтому остановимся на наиболее значимых моментах, посвященных проблемам творчества тех поэтов, которые станут объектом исследования в данной работе, прежде всего символистов, акмеистов (Николай Гумилев), футуристов (Владимир Маяковский)

В работе использовались следующие научные методы: историко-типологический с использованием психологического подхода и элементов сравнительно-сопоставительного анализа.

II. Из истории изображения скитальничества в литературе.

Всё выше сказанное подводит нас к утверждению:

  1. Русскую литературу всегда привлекала тема скитальничества;
  2. В скитальничестве писатели и поэты видели архетипичные черты русского человека, такие, как: сострадание, поиск гармонии, протест;

III. Поиск идеального мира в символизме.

Огромное влияние на символистов оказал В.С. Соловьев, представивший символистам свою веру в Софию, воплощение Мудрости, Добра и Красоты. По его мнению, для символизма характерны поэтика иносказания и намека, эстетизация смерти как бытийного начала, знаковое наполнение обыденных слов, апология мига, мимолетности, в которых отражается Вечность, стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной Красоты.

IV. Образ дороги в поэзии акмеиста Николая Гумилева.

V. Тема Дома и Бездомья в поэзии В. Маяковского.

В футуризме художественные значения и функции Дома определяются в соотношении с мотивом пути. Футуристы были одержимы идеей разрушения старого мира, а всякое разрушение вносит дисгармонию, поэтому можем считать, что поэзия футуристов- поэзия Бездомья, из которого нужно найти выход. Художественное наполнение образа Дома связано и с мировоззрением отдельного художника, с мировоззрением эпохи, с особенностями национальных модификаций, а также с эволюцией миропонимания в контексте творчества одного автора и в контексте эпохи.

Развитие мотива Бездомья приводит Маяковского к разным финалам: с одной стороны, он стремится к успокоению и гармонии с Космосом и в итоге принимает свое одиночество, растворяя его; с другой стороны, вступает на путь непрекращающегося бега, скитальничества, потому что его мир - вечное движение.

Эпохи одна от другой отличаются во времени, и когда говорится о серебряном веке, мы представляем себе, каждый по-своему, какое-то цельное, яркое, динамичное, сравнительно благополучное время со своим особенным ликом, резко отличающееся от того, что было до, и от того, что настало после. Искусство серебряного века может быть уподоблено колоссальной эпопее со своими героями - гениями, полусвятыми, жертвами, жрецами, воинами, провидцами, тружениками и бесами. Здесь и спокойное донкихотство Сологуба, и вдохновенное горение и романтические мимолетности на все откликавшегося Бальмонта, и стихийная "черная музыка" Блока, и надменная холодность Брюсова, и порывистые метания Гумилева, и трагическое одиночество Маяковского.

В чем же по мнению автора заключается народное счастье? На протяжении всего произведения Некрасов пытается дать ответ на этот вопрос.

На протяжении всей поэмы поэт показывает нам несколько судеб крестьян. Одной из бедных крестьянок оказывается Матрена Тимофеевна. Ее судьба печальна, она вызывает сочувствие и сожаление. Выйдя замуж по любви, она попала в дом мужа, где его родные невзлюбили ее. Тяжелые работы в поле, унижения в семье, голод – всем это делало жизнь Матрены Тимофеевны трагичной и несчастной. У нее родился сын, она чувствовала поддержку Савелия, деда мужа. Однако вскоре ее сына загрызли свиньи, а Савелий умер. На долю Матрены Тимофеевны выпало множество испытаний, но они лишь сделали ее сильнее духом. На вопрос, что же такое для нее счастье, Матрена отвечала: ключ от женского счастья давно потерян. Матрена Тимофеевна является собирательным образом крестьянки, так как женщинам после отмены крепостного права жилось все также тяжело, как и при нем.

Особое внимание привлекает один из героев поэмы – Ермила Гирин. По мнению мужиков, он счастлив, однако у него несчастная судьба. Ермила Гирин – простой мужик, уважаемый крестьянами за честность и любовь к правде. Поэтому, когда он просит помощи у бедных крестьян, чтобы выкупить мельницу, все с радостью отзываются на его просьбу. Ермила выкупает мельницу и вскоре раздает деньги, которые ему одолжили крестьяне. Последние копейки он отдает слепым людям, что говорит о его доброте и честности. Главное счастье для Ермила Гирина – это счастье народа, это борьба за честность и справедливость.

Гриша Добросклонов – сын дьячка Трифона. Он учится в духовной семинарии, живет бедно, голодает и мерзнет. Гришу кормят крестьяне, поэтому он взамен помогает им с делами по хозяйству, а также рассказывает им умные вещи. В поэме Гриша Добросклонов является образом человека будущего, а именно – деятельного борца за народную свободу, за счастье простого человека. В жизни Гриша больше всего ценит народное счастье, поэтому он готов отдать жизнь за благополучие крестьян.

В поэме Некрасова народ так и не обретает счастье. Крестьяне еще не свободны, тяжелый труд обременяет их положение, они голодают и мерзнут. Однако такие люди, как Григорий Добросклонов, будут бороться за народное счастье, они освободят простого человека и сделают его свободным и независимым.

Высокие представления Некрасова о совершенной жизни и совершенном человеке заставили его написать великую поэму “Кому на Руси жить хорошо”. Над этим произведением Некрасов работал многие годы. Поэт отдал этой поэме часть своей души, вложив в нее свои думы о русской жизни и ее проблемах.
Путешествие семерых странников в поэме – это поиск прекрасного человека, живущего счастливо. По крайней Мере, это попытка найти такового на своей многострадальной земле. Мне кажется, трудно понять некрасовскую поэму без уяснения некрасовского

идеала, который в чем-то сближается с идеалом мужицким, хотя он намного шире и глубже.
Частица некрасовского идеала проглядывает уже в семерых странниках. Конечно, во многом они темные еще люди, лишенные верных представлений о жизни “верхов” и “низов” общества. Поэтому кому-то из них кажется, что счастливым должен быть чиновник, другим – поп, “купчина толстопузый”, помещик, царь. И долго они будут упрямо придерживаться этих взглядов, отстаивая их, пока жизнь не внесет ясность.

Но какие это милые, добрые мужики, какие простодушие и юмор светятся на их лицах! Это люди чудаковатые, а точнее –

с чудинкой. Позже Влас скажет им так: “Чудим и мы достаточно, а вы и нас чудней!”
Странники надеются найти на своей земле райский уголок – Непоротую губернию, Непотрошенную волость, Избытково село. Наивное, конечно, желание. Но на то они и люди с чудинкой, чтобы хотеть, идти и искать. К тому же они правдоискатели, одни из первых в русской литературе.

Им очень важно докопаться до смысла жизни, до сути того, что такое счастье. Некрасов очень ценит это качество у своих крестьян. Семеро мужиков – отчаянные спорщики, они часто “кричат – не образумятся”.

Но ведь именно споре и толкает их вперед по дороге необъятной России. “Им дело до всего” – все, что видят они, мотают на ус, примечают.
Нежно и любовно относятся странники к окружающей их природе. Они чутки и внимательны к травам, кустам, деревьям, цветам, они умеют понимать животных и птиц и разговаривать с ними. Обращаясь к птичке, Пахом говорит: “Отдай свои нам крылышки. Все царство облетим”.

Каждый из странников имеет свой характер, свой взгляд на вещи,’ свое лицо, и в то же время вместе они представляют собой нечто спаянное, единое, неразлучное. Даже говорят они часто хором. Образ этот прекрасен, недаром объединяет мужичков священная цифра семь.
Некрасов в своей поэме рисует настоящее море народной жизни. Тут и нищие, и солдаты, и ремесленники, и ямщики; тут и мужик с ободьями, и крестьянин, опрокинувший воз, и хмельная баба, и охотник на медведей; здесь Вавилушка, Оленушка, Парашенька, Трофим, Федосей, Прошка, Влас, Клим Лавин, Ипат, Терентьева и многие другие. Не закрывая глаза на тяготы народной жизни, Некрасов показывает бедность и нищету крестьян, рекрутчину, изнурительный труд, бесправие и эксплуатацию.

Поэт не утаивает темноты крестьян, их пьяного загула.
Но мы ясно видим, что и в рабстве народ сумел спасти свою живую душу, свое золотое сердце. Автор поэмы передает трудолюбие, отзывчивость к чужому страданию, душевное благородство, доброту, чувство собственного достоинства, удаль и веселость, нравственную чистоту, свойственные крестьянину. Некрасов утверждает, что “почва добрая – душа народа русского”.

Трудно забыть, как вдова Ефросинья во время холеры самоотверженно ухаживает за больными/как “работой, хлебушкой” крестьяне помогают Вавиле и инвалиду-солдату. Разными способами раскрывает автор “золото сердца народного”, как сказано в песне “Русь”.
Тяга к прекрасному является одним из проявлений душевного богатства русского народа. Глубокий смысл имеет эпизод, когда во время пожара Яким Нагой спасает не деньги, с таким трудом собранные, а картинки, так ему полюбившиеся. Вспоминается и крестьянский певец, обладавший очень красивым голосом, которым он “пленял сердца народные”.

Вот почему Некрасов так часто, говоря о крестьянах, использует существительные с ласкательными суффиксами: старинушка, солдатики, ребятушки, поляночка, дороженька. Он убежден, что ни тягостной “работою”,
Ни вечною заботою,
Ни игом рабства долгого,
Ни кабаком самим
Еще народу русскому
Пределы не поставлены,
Пред ним широкий путь.
Сердечный гнев, который порой у крестьян проявляется в действии, в их решительной борьбе против притеснителей имеет особое значение для Некрасова. Он показывает людей, полных жаждой социальной справедливости. Таковы Ермил Гирин, Влас, Агап Петров, крестьяне, ненавидящие Последыша, участвующие в бунте в Столбняках, Кропильников, Кудеяр.
Среди этих персонажей важное место занимает Савелий. Поэт наделяет его чертами богатыря. Они сказываются уже во внешности старика Корчагина: со своей “большущей сивой гривою. с большущей бородой, дед на медведя смахивал”. Стоило ему подтянуться в светелке, как он пробьет в ней дыру.

Могучая удаль этого крестьянина сказывается и в том, что в одиночку хаживал он на медведя. Но главное – он презирает рабскую покорность и мужественно стоит за народные интересы. Любопытно, что сам он отмечает богатырские черты в мужике: “Спина… леса дремучие прошли по ней – сломилися… Все терпит богатырь!” Но порой и не терпит.

От молчаливого терпения Савелий и его друзья-корежинцы переходят к пассивному, а затем и к открытому, активному протесту. Об этом свидетельствует история с немцем-издевателем Фогелем. История жестокая, но финал ее вызван тем народным гневом, который у мужиков накопился.

Итогом стала двадцатилетняя каторга и плети, “лет двадцать поселения”. Но и эти мытарства выдерживает и преодолевает Савелий.
Некрасов славит могучие силы, таящиеся в народе, и ту душевную красоту, которую сохранил этот столетний дед. Он может умиляться при виде белочки в лесу, любоваться “каждым цветиком”, нежно и трогательно относиться к внученьке – Матрене Тимофеевне. Что-то былинное есть в этом некрасовском герое, недаром называют его, как Святогора, “богатырем святорусским”. Я бы поставил эпиграфом к отдельной теме Савелия его слова: “Клейменный, да не раб!”
К словам деда, к его жизнеописанию прислушивается его внучка Матрена Тимофеевна. Мне кажется, что в ее образе Некрасов также воплотил какую-то грань своего эстетического идеала. Здесь запечатлена духовная красота народного характера. Матрена Корчагина заключает в себе лучшие, героические черты, присущие русской женщине, которые пронесла она через страдания, лишения и испытания.

Некрасов придал этому образу такое большое значение, так укрупнил его, что ему понадобилось посвятить ему целую третью часть поэмы. Мне кажется, что Матрена Тимофеевна вобрала в себя все лучшее, что порознь было намечено и в “Тройке”, и в “Орине” – матери солдатской”, и в Дарье из поэмы “Мороз, Красный нос”. Та же впечатляющая красота, то же горе, та же несломленность. Трудно забыть внешний облик героини:
Матрена Тимофеевна – Осанистая женщина,
Широкая и плотная, Лет тридцати осьми.
Красива, волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
Остается в памяти исповедь ее женской души перед странниками, в которой поведала она и о том, как предназначена была для счастья, и о своих счастливых минутах жизни (“Мне счастье в девках выпало”), и о тяжелой женской доле. Повествуя о неустанном труде Корчагиной (пастушество с шести лет, работы в поле, за прялкой, хлопоты по дому, рабский труд в замужестве, воспитание детей), Некрасов раскрывает еще одну, важную сторону своего эстетического идеала: как и дед ее Савелий, Матрена Тимофеевна пронесла через все ужасы своей жизни человеческое достоинство, благородство и непокорность.
“Сердце гневное ношу…” – подытоживает героиня свой долгий, выстраданный рассказ о горестной жизни. От ее образа веет какой-то величавостью и богатырской мощью. Недаром она из рода Корчагиных.

Но и ее, как и многих других людей, встретившихся странникам в их блужданиях и поисках, нельзя назвать счастливою.
А вот Гриша Добросклонов – совсем иное дело. Это образ, с которым также связано представление Некрасова о совершенном человеке. Но здесь к этому присоединяется и мечта поэта о совершенной жизни. В то же время идеал поэта получает современные бытовые черты.

Добросклонов исключительно молод. Правда, и ему, разночинцу по происхождению, сыну “батрачки безответной” пришлось пережить голодное детство и нелегкую юность в пору учебы в семинарии. Но сейчас это уже позади.
Жизнь Гриши связала его с трудом, бытом, нуждами своих земляков, крестьян, родной вахлачиной. Мужики помогают ему в пропитании, а он выручает крестьян своим трудом. Гриша косит, жнет, сеет вместе с мужиками, бродит в лесу с их ребятишками, радуется крестьянским песням, всматривается в труд артельщиков и бурлаков на Волге:
…лет пятнадцати Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного Родного уголка.
Бывая там, “где трудно дышать, где горе слышится”, герой Некрасова становится выразителем чаяний простых людей. Вахлачина, “благословясь, поставила в Григорье Добросклонове такого посланца”. И для него доля народа, его счастье становятся выражением собственного счастья.
Своими чертами Добросклонов напоминает Добролюбова: происхождение, перекличка фамилий, семинарское образование, общая болезнь – чахотка, склонность к поэтическому творчеству. Можно даже считать, что образ Добросклонова развивает тот идеал, который нарисован Некрасовым в стихотворении “Памяти Добролюбова”, немного “спуская его на землю” и чуть “утепляя” его. Как и Добролюбову. Грише судьба готовила
…Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
Пока же Гриша бродит в полях, лугах приволжского края, вбирая в себя открывающиеся передним природный и крестьянский миры. Он словно слит с “высокими курчавыми березками”, такой же юный, такой же светлый. Не случайно он пишет стихи и песни. Эта особенность его делает образ Гриши особенно привлекательным. “Веселой”, “Доля народа”, “В. минуту унынья, о родина-мать”, “Бурлак”, “Русь”, – в этих песнях нетрудно услышать основные темы: народа и страдающей, но поднимающейся к свободе Отчизны.

Кроме того, он слышит песню ангела милосердия “средь мира дальнего” и идет – согласно ее призыву – к “униженным и обиженным”. В этом он видит свое счастье и ощущает себя гармоническим человеком, живущим истинной жизнью. Он один из тех сыновей Руси, которых она выслала “на честные пути”, так как они отмечены “печатью дара Божьего”.
Григория не пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество дела, которому посвятил всю жизнь. Он видит, что сам многомиллионный народ пробуждается к борьбе.
Рать подымается Неисчислимая,
Сила в ней скажется Несокрушимая!
Мысль эта наполняет его душу радостью и уверенностью в победе. В поэме показано, какое сильное действие производят на крестьян и на семерых странников слова Григория, какой они заражают верой в будущее, в счастье для всей Руси. Григорий Добросклонов – будущий вожак крестьянства, выразитель его гнева и разума.
Выть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного –
Пел он воплощение счастия народного.
Некрасов предлагает свое решение вопроса о том, как соединить крестьянство и интеллигенцию русскую. Только совместные усилия революционеров и народа могут вывести русское крестьянство на широкую дорогу свободы и счастья. А пока русский народ еще только на пути к “пиру на весь мир”.

Читайте также: