Месопотамский календарь 5 класс доклад

Обновлено: 17.05.2024

В начале 2-го тыс. до н. э. наиболее популярным календарём в Месопотамии являлся шумерский календарь из города Ниппур. Так, он был признан официальным в государстве Исин (2017—1794 годы до н. э.), образовавшемся на юге региона после гибели III династии Ура [1] [2] .

Однако вторгшиеся в Месопотамию западно-семитские племена амореев создали кратковременную моду на собственные локальные календари. По сведениям В. В. Емельянова, господство аморейских календарей приходится главным образом на XVIII век до н. э. Затем происходит восстановление статуса ниппурского календаря. Согласно одной версии, это сделал известный реформатор, представитель I Вавилонской (аморейской) династии царь Хаммурапи (ок. 1793—1750 годов до н. э.) [3] [4] [5] [6] . Согласно другой — его сын, царь Самсу-илуна (ок. 1750—1712 годов до н. э.). В то же время восстановленный ниппурский календарь уже мог быть смешанным — вероятно, шумерские названия месяцев были заменены в нём на семитские [7] [8] .

Около 1100 года до н. э. Вавилонское царство было завоёвано Ассирией, и вавилонский календарь был принят ассирийцами. В 539 году до н. э. Вавилон вошёл в состав государства Ахеменидов, после чего вавилонский календарь стал использоваться в делопроизводстве государственных канцелярий (до Ксеркса I персидские цари лояльно относились к вавилонским традициям [9] ). Правда, при этом сохранились и другие календари, местные; например, древнеперсидский [10] .

После завоевания Персии македонцами в Месопотамию был перенесён древнемакедонский календарь ( ВД ) . При этом он был полностью синхронизирован с вавилонским: из последнего были заимствованы правила интеркаляции ( ВД ) и, соответственно, даты начала македонских месяцев приведены в соответствие с вавилонскими месяцами. В то же время македонский календарь сохранил собственные названия месяцев (упрощённо говоря, месяц нисану стал называться артемисием) и время Нового года (осеннее равноденствие). Данные изменения произошли ещё до смерти Александра Македонского (323 год до н. э.) и устояли в период Государства Селевкидов. В эту эпоху можно встретить двойные датировки (по македонским и вавилонским месяцам); считается, что македонский календарь применялся в суде и греческих поселениях. После завоевания Месопотамии царём Митридатом I в 141 году до н. э. она вошла в состав Парфянского царства. Парфяне приняли на вооружение македонский календарь, в том числе названия месяцев [10] [11] . Правда, исследователи встречают в записях астрономов случаи употребления вавилонских месяцев и позже, вплоть до 75 года. Это объясняется тем, что астрономы составляли свои планетные таблицы на большой период вперёд [12] .

Структура календаря

Сутки

Неделя

В то же время упоминания семидневного периода часто встречаются в вавилонских и даже шумерских текстах [19] . Сторонники вавилонского происхождения недели объясняют её возникновение особенностями календаря, ориентированного на синодический (лунный) месяц: продолжительность такого месяца составляет 29,5 суток, при этом лунный диск видно на небе только 28 суток. Таким образом, месяц может быть разбит на четыре отрезка длительностью по 7 дней, что соответствует количеству и длительности фаз Луны — новолуния, первой четверти, полнолуния и последней четверти [20] [21] .


Месяцы

Подобно многим древним народам Старого света, вавилоняне отсчитывали месяц с новолуния. Месяцы всегда начинались вечером с первым появлением лунного серпа. Год состоял из 12 месяцев [25] [15] [26] [27] [28] :

Франц Куглер вычислил, что 1-е число месяца нисану (то есть вавилонский Новый год) в среднем соответствует 26 апреля по григорианскому календарю. Его вывод основывался на том, что 26-й день месяца арахсамна 21-го года эры царя Амми-цадуки приходится на 23 января 1971 года до н. э. Однако сейчас считается, что эта дата соответствует 25 декабря 1641 года до н. э. — таким образом, датировка Нового года сдвинулась почти на месяц вперёд [33] . Известно, что при Кире II и после него, в период 538—520 годов до н. э., 1-е число нисану никогда не выпадало ранее 18 марта и позже 12 апреля [34] .

Тринадцатый месяц

Исчисление эпох

Астрономические эпохи

Именно из идей вавилонских астрологов о цикличности истории возникла древнегреческая концепция Великого года ( ВД ) . Интересно также то, что индийские эпохи (юги) кратны периодам Бероса, хотя индусы используют десятичную систему счисления, в отличие от вавилонской шестидесятеричной [46] .

Официальное летосчисление

Начиная с XXIV века до н. э. и до конца I Вавилонской (аморейской) династии (ок. 1595 года до н. э.) в Месопотамии существовал обычай датировать документы по стандартным формулам, отражающим важнейшее событие текущего или предшествующего года. Таким событием могло быть изготовление статуи царя или избрание жреца [47] [6] .

В более поздний период наблюдается счёт от воцарения правителей: седьмой год Камбиса (523 год до н. э.), 26 год Артаксеркса (379 год до н. э.). Впоследствии он был заменён на эру Селевкидов (начиналась 1 октября 312 года до н. э.) [48] [49] [50] .

Эра Набонасара

Влияние

Названия дней недели

Названия месяцев

Во времена Персидской империи вавилонский календарь распространился далеко за пределы Месопотамии. Так, в Леванте (например, в финикийском Гелиополисе) можно встретить арамейские календари, созданные на основе вавилонского. Отсюда же происходит сирийско-арабский календарь ( ВД ) , который в Средние века использовался на Ближнем Востоке наряду с традиционным мусульманским. Наиболее полное заимствование календаря, сохранившееся до наших дней, произошло у евреев. Считается, что оно случилось в период Вавилонского плена (586—539 годы до н. э.) [34] [57] [58] [59] . Также вавилонскую календарную традицию унаследовала небольшая община сабиев, проживающая в Ираке [60] .

На протяжении многих веков до н.э. люди наблюдали за сезонными изменениями природы, старясь установить какие-либо закономерности, которые затем становились основой будущего календаря (от лат. calendarium — долговая книга), т.е. системы счета промежутков времени, основанной на видимых движениях небесных тел. Главными же объектами наблюдений человека стали Луна и Солнце, что и положило начало трем основным видам календаря — лунному, солнечному и смешанному. В лунных календарях согласование годов с движением Земли вокруг Солнца не производится. В солнечном же календаре месяцы никак не согласованы с движениями Луны. А смешанный календарь соединил в себе наблюдения и за Солнцем, и за Луной.

Календарь древней Месопотамии


Наблюдаемый с Земли путь Солнца во время весеннего (21 марта)
и осеннего (23 сентября) равноденствий, летнего (22 июня)
и зимнего (22 декабря) солнцестояний

Именно так шумерские жрецы представляли себе изменение фаз Луны, длившееся всегда одно и то же время. Каждый раз, когда по расчетам жрецов на западе должна была появиться новая Луна, они поднимались на зиккураты — башни храмов и, увидев на небе серп, при помощи труб оповещали народ о начале нового месяца. Со временем жрецы вычислили продолжительность лунного месяца — около 29 суток. Но такое число было очень неудобным для Шумера, в котором была принята шестидесятеричная система счисления. Совсем другое дело, если бы месяц длился тридцать дней — тогда его можно было бы разделить на пять периодов по шесть дней. Но лунное божество было неумолимо, и каждый месяц длился 29 суток, а если быть совсем точными, то 29,5.
Казалось бы, подобное несоответствие желаемого и действительного не могло оказать никакого влияния на повседневную жизнь Месопотамии: ничего страшного, если условный месяц был немного длиннее или короче лунного. В действительности же все было гораздо серьезнее. Дело в том, что шумеры торжественно праздновали начало нового года и первого календарного месяца — нисану, а приблизительно через 14 дней после праздника наступало новолуние, одновременно с которым начинался разлив Евфрата.

В полдень тень гномона
всегда указывала на север

Так вавилонские жрецы представляли себе
движение Солнца вокруг Земли
Так движется Земля вокруг Солнца на самом деле

Поначалу жрецы радовались, что наконец создан верный календарь: казалось, что сами боги устроили так, что год продолжается 360 дней. Но многолетние наблюдения за светилом не могли скрыть ошибки — Солнце замыкает зодиакальный круг не за 360, а за 364 с четвертью дня. В лунном же календаре дней было и того меньше — всего 354. Казалось, жрецы вновь встали в тупик: как же все-таки соединить лунный и солнечный календари? Задача была достаточно сложной: каждый год должен состоять из целого числа месяцев, каждый месяц — из целого числа дней, при этом каждый новый месяц должен начинаться с новолуния и, что самое главное, начало года должно совпадать с весенним равноденствием, за которым следовал разлив Тигра и Евфрата. Жрецы вновь погрузились в расчеты, которые привели к достаточно остроумным выводам: раз в календаре каждый раз не хватает 11 с четвертью дней, то за восемь лет их набегает уже 90 — как раз 3 месяца по 30 дней. Значит, календари можно соединить, если в течение восьми лет три раза добавить по одному лишнему месяцу — тринадцатому. Но добавлять этот месяц следовало так, чтобы начало года четко совпадало с днем весеннего равноденствия. Этого можно было достичь, прибавляя лишний месяц ко второму, пятому и седьмому году восьмилетки.


Эбих-иль, управляющий
храма богини Иштар

Таким образом, в VI в. до н.э. шумеры были первыми, кто смог согласовать лунные месяцы с солнечным годом, допуская при этом минимальные погрешности.
Но кроме деления года на 12 месяцев, а месяца на 30 или 29 дней, шумеры первыми ввели семидневную неделю. Хотя, на первый взгляд, может показаться и странным, что при шестидесятеричной системе счета в неделе вдруг оказалось семь дней, но на самом деле все достаточно просто. По представлениям жрецов-астрономов, каждым днем в неделе управляла одна из планет, а так как в то время было известно семь планет, то и дней в неделе стало тоже семь. Так, воскресеньем управляло Солнце, понедельником — Луна, вторником — Марс, средой — Меркурий, четвергом — Юпитер, пятницей — Венера, а субботой, которая считалась самым неудачным днем, — Сатурн. Эти представления, которые скорее относятся к области астрологии, чем хронологии, в измененном виде дошли до наших дней. И хотя теперь тяжелым и неудачным днем принято считать понедельник, но в названиях дней недели во многих языках отразилась связь с планетами, повелевающими ими.

Календарь Древнего Египта

В Египте, так же как и в Месопотамии, календарь появился благодаря наблюдениям жрецов-астрономов. Основной функцией календаря было предсказание даты разлива Нила, о скором наступлении которого трудно было судить на основе погодных примет. Несколько месяцев до разлива полноводной реки дул сухой жаркий ветер, сменяемый более прохладным и влажным, постепенно начинала прибывать вода в реке, но лишь в один из дней в году ее уровень достигал своего максимума — и река разливалась по равнине, обещая хороший урожай земледельцам. И необходимо было каким-то способом вычислить именно этот день — начала долгожданного разлива главной водной артерии Египта.
Уже в конце IV — начале III тыс. до н.э. жрецы заметили, что среди множества звезд на небе есть одна особенно яркая. Ее назвали Сотис, или Сириус. В зимнее время эта звезда сияла необыкновенным светом в течение все ночи, и ее было невозможно спутать с какой-либо другой, но затем Сотис появлялся лишь вечером на западе, а вскоре и вовсе пропадал за горизонтом. Но примерно через два месяца Сириус вновь появлялся на востоке, и его обычно можно было заметить в ранние утренние часы. А через несколько дней после его восхода разливался Нил, а кроме того, как позже заметят жрецы, день первого появления Сотиса всегда совпадал с днем весеннего равноденствия.


Таблица положений звезд,
высеченная на стене усыпальницы фараона

Клепсидра — водяные часы

Календарь Древнего Китая

Сложным был путь создания календаря. С одной стороны, древним людям казалось, что сами боги — небесные светила — говорят им, как определять время, а с другой — именно Луна и Солнце вводили их в заблуждение. Солнце подсказало деление времени на сутки, состоящие из дневной и ночной половины, Луна определила деление на месяцы; вот только лунный и солнечный года не совпадали по своей протяженности. Трудно было соединить две, на самом деле независимые друг от друга, шкалы измерения времени, но и это удалось древним жрецам-астрономам, учитывавшим в своих календарях расхождения между солнечным и лунным летоисчислениями. Кроме того, одной из важных особенностей календаря на Древнем Востоке было то, что им могли пользоваться и определять время только образованные люди, а зачастую исключительно жрецы-астрономы, располагавшие специальными картами и таблицами. А календарь был нужен и земледельцам, т.е. людям необразованным, для предсказания изменений погоды и разливов рек. Зачастую от правильности этих предсказаний зависела судьба будущего урожая и жизнь целого народа. Часы же, наоборот, были необходимы только жрецам, отправлявшим культы богов.
Именно жрецы-астрономы Древнего Востока, которые изобрели первые календари, заложили основы современной астрономии и нашего календаря. Они разделили год на 12 месяцев по 30 или 31 дню, определили продолжительность недели, нарисовали достаточно подробную для того времени карту звездного неба, попытались определить траектории движения Солнца и Луны и многое другое. Но одновременно с этим, им мы обязаны и зарождением лженауки астрологии и всех связанных с ней суеверий о счастливых и несчастливых днях в гороскопе.

Еще в III тысячелетии до н.э. жрецы Древней Месопотамии путем регулярных научных наблюдений звездного неба накопили немало астрономических сведений. Уже в то время для наблюдений при храмах сооружались многоэтажные башни - зиккураты высотой до 20 метров. К первоначальным обожествленным небесным светилам - Солнцу, Луне и

Такой способ произвольных вставок добавочного месяца держался в Вавилоне от эпохи Хаммурапи до VI в. до н. э., когда перешли к системе периодического или циклического вычисления. При этом с начала VI до конца IV в. до н. э. добавление 13-го месяца проводилось регулярно три раза за восьмилетие, а с конца IV в. до н. э. - 7 раз в 19 лет.

По вавилонскому календарю год состоял из 12 месяцев.

Каждый месяц состоял из 29 или 30 суток. Началом года считался день весеннего равноденствия.

Вавилоняне заимствовали у шумерийцев семидневную неделю.

Счет лет велся от дат начала правления вавилонских (позднее ассирийских) царей. Действие вавилонского календаря с течением времени распространилось на Ассирию, Персидскую державу, а затем на эллинистические государства Восточного Средиземноморья [9, с. 37].

Календарь Древней Греции

Первоначально различные греческие центры имели свои системы счета времени, что приводило к немалой путанице. Это объяснялось самостоятельной регулировкой календаря в каждом полисе. Существовали различия в определении начала календарного года.

Известен афинский календарь, состоявший из двенадцати лунных месяцев, начало каждого из которых приблизительно совпадало с неоменией. Продолжительность месяцев менялась в пределах 29-30 дней, и календарный год состоял из 354 суток.

Названия месяцев в Греции были в большинстве случаев связаны с определенными праздниками и лишь косвенно соотносились с сезонами.

Начало афинского года приходилось на месяц гекатомбеон (июль-август), связанный с летним солнцестоянием. Для выравнивания календарного года с солнечным в специальные годы вставлялся 13-й (эмболисмический) месяц - 2-й посейдеон - продолжительностью в 29-30 суток.

Позднее были разработаны циклы Калиппа и Гиппарха, еще более уточнившие лунно-солнечный календарь. Однако на практике их поправки почти не применялись.

Вплоть до II в. до н. э. 13-й месяц добавлялся по мере того, как возникала такая необходимость, а иногда из политических и других соображений.

Греки не знали семидневной недели и считали дни в пределах месяца по декадам.

Датировка событий в Афинах велась по именам должностных лиц -архонтов. С IV в. до н. э. общепринятым стало летосчисление по олимпиадам, проводившимся 1 раз в четыре года.

Началом эры считалась первая олимпиада, состоявшаяся летом 776 г. до н.э.

В эллинистическую эпоху в Греции применяли различные эры: эра Александра, эра Селевкидов и др.

Официальный календарь из-за отклонений от солнечного года был неудобен для земледелия. Поэтому греки нередко использовали своеобразный сельскохозяйственный календарь, основанный на видимых перемещениях звезд, на смене сезонов. Детальное описание такого календаря в виде советов земледельцу дал еще в VIII в. до н. э. эллинский поэт Гесиод.

Такой народный календарь имел большое практическое значение и сохранялся наряду с официальным счетом времени на протяжении многих веков греческой истории [4, с. 26].

Еврейский календарь

В 568 г. до н. э. после захвата Иерусалима Навуходоносором в Иудее были введены вавилонские календарь и летосчисление. До этого у евреев была распространена сложная система лунного счета времени. Год состоял из 12 лунных месяцев с 29 или 30 днями в каждом. Начало месяца определялось непосредственным наблюдением неомении двумя лицами. Как только появлялся серп Луны, население страны оповещалось звуками труб и разжиганием костров о рождении нового месяца.

Первоначально месяцы обозначались числительными: второй, третий, четвертый и т. д. Только первый месяц, символизировавший начало весны, именовался авивом, что означает месяц колосьев.

В дальнейшем были заимствованы вавилонские названия месяцев и установлена не зависящая от лунных фаз семидневная неделя. Первым днем недели считалось воскресенье, а сутки начинались с 6 часов вечера.

Лунный год состоял из 354 суток, поэтому официальный счет лун расходился с религиозными церемониями, связанными одновременно с новолунием и с созреванием ячменя. Администрация по мере необходимости добавляла к году дополнительный месяц.

Замена лунного календаря лунно-солнечным завершилась лишь в V в. н. э. Дополнительный месяц с 499 г. н. э. стали вставлять в определенные високосные годы 19-летнего цикла, знакомые нам по греческому календарю.

Годы из 12 месяцев принято называть простыми, а високосные, содержащие 13 месяцев, - эмболисмическими.

Религиозные предписания не позволяли совмещать начало еврейского года с воскресеньем, средой или пятницей.

До конца III в. до н. э. год древних евреев начинался весной, а затем новогодие было перенесено на осень [4, с. 25].

Календари , использовавшиеся в древней Месопотамии , были лунно -солнечного типа с годом, состоящим из 12 лунных месяцев, каждый из которых начинался, когда на небе впервые была видна новая луна. При необходимости эти годы были увеличены путем добавления вставочного месяца, чтобы он соответствовал солнечному году, который был на десять дней длиннее 12-месячного лунного года, что вызывало сдвиги между двумя циклами.

Месопотамские города уже давно имеют свои собственные календари, названные в честь определенных месяцев, с началом года часто весной, но иногда осенью, что отражает сильные местные традиции. Так было до второй половины II тысячелетия до н.э. С. _ был введен нормализованный календарь, вавилонский . . Решение изменить календарь, добавить новые месяцы было важной королевской прерогативой. Действительно, он повлиял на многие виды экономической деятельности (распределение вознаграждения, уплата налогов, процентов и т. д.) и особенно на обряды, поскольку литургическая функция календарей имеет первостепенное значение. Названия месяцев, по сути, часто совпадали с названиями основных религиозных праздников, которые там проходили, а календари отмечались многочисленными ритуалами, которые регулярно отмечались (каждый день, каждый месяц или каждый год), которые должны были выполняться. в определенное время, чтобы они имели положительный результат для сообщества. Таким образом, календари имели большое общественное значение, что объясняет, почему их управление находилось в ведении королевской власти и великих храмов.

лунные месяцы

Продолжительность месопотамских месяцев ( ити / варху(м) ) в принципе была зафиксирована в цикле Луны : они должны были начинаться с наступлением ночи, когда на низком горизонте на закате впервые виден новый полумесяц ( нумения ). солнца, и продлится до следующего новолуния (начало дня фиксируется с наступлением темноты). [ 1 ] Следовательно, они имели продолжительность в зависимости от синодического цикла Луны ( луния ), которая составляет 29 или 30 дней (в среднем около 29,5 дней).

солнечный год

вставочные месяцы

Так как год из 12 лунных месяцев был немного меньше солнечного года, по прошествии времени между ними образовался разрыв, и начало года произошло раньше в цикле времен года. Поэтому месопотамцы добавляли вставочные месяцы (шумерская логограмма DIRI, аккадская atru ) для определенных лет, чтобы приспособить свой календарь к солнечному году. Долгое время это делалось бессистемно, по-видимому, без какого-либо заранее определенного принципа (но в текстах никогда не объясняется причина вставочного месяца). В Вавилонском царстве в XVII в. C., во времена правления Амми-дитаны , вставочный месяц добавляется четыре года подряд, что, по-видимому, указывает на то, что он является икативным из-за отсутствия точного правила вставки. Но добавление високосного месяца также может служить другим целям, например, для изменения календаря, который включает изменение порядка месяцев или начала года. [ 13 ]

Подразделы месяца

День и его подразделения

Календари древней Месопотамии

Шумерские календари конца III тыс. до н.э. в.

Календари амореев (первая половина II тыс. до н.э.)

Начало года не всегда приходится на весну: в Царстве Верхней Месопотамии это скорее приходится на время августа, в начале месяца никмум , что соответствует шестому месяцу других календарей. Что касается начала года в календаре Ассура, то оно с уверенностью не установлено: долгое время считалось, что оно должно приходиться на осеннее равноденствие, но могло приходиться и позже, на зимнее солнцестояние. [ 31 ] Кроме того, реорганизация календарей может привести к сдвигу месяцев в календаре; таким образом, месяц Урожая календаря времени Самси-Адду не приходится на время этого.

Стандартный вавилонский календарь

Високосные месяцы добавляются после шестого или двенадцатого месяца и берут свое название: Элулу (II) или Аддару (II).

Этот календарь по-прежнему используется в вавилонских клинописных текстах в течение 1-го тысячелетия до нашей эры. э., и с тех пор еврейское население этого региона переняло его, и с тех пор он остается календарем иудейской традиции, [ 38 ] в то время как в античности он также служил образцом для календарей арамейского населения, пришедшего сюда. чтобы лингвистически доминировать в Месопотамии и на всем Ближнем Востоке, особенно в Пальмиренах. [ 39 ]

Календарь и общественная и религиозная жизнь

Календари, помимо их роли маркеров течения времени, также отмечены различными значимыми событиями для общественной жизни. Поэтому они имели большое значение в административно-хозяйственной жизни страны, но, как и в других древних цивилизациях, проблемы календаря в основном касаются вопросов религии. Кроме того, считалось, что разделение и течение времени были обусловлены решениями создателя и компьютерных богов (в частности, Энки/Эа, Мардука), в то же время они организовали мир и движение космоса. [ 40 ] Правители регулярно предпринимали реформы календаря, чтобы влиять на общественную и религиозную жизнь или символически отмечать свой след в течении времени. Считалось также, что были хорошие или плохие времена для определенных действий, особенно ритуалов, даже откровенно плохих, и это дало начало производству богатой литературы, продолжавшейся в кругах королевских дворцов и храмов. Великие времена года отмечались религиозными праздниками, самые важные из которых обычно использовались для обозначения месопотамских месяцев, и они должны были проводиться в определенное время, чтобы обеспечить стабильность отношений между людьми и богами и, таким образом, гарантировать процветание. из страны. Особенно это коснулось праздников, связанных с сельскохозяйственным циклом, которые имели большое значение.

Регулировать время

Поскольку организация календаря была очень важным решением в общественной и религиозной жизни, им управляла королевская власть при поддержке религиозных элит. [ 41 ] Названия месяцев календаря, очевидно, дело реальных решений, а изменения, влияющие на них, несомненно, обусловлены инициативами власти, которая может захотеть топтаться на месте, вводя новые праздники, или унифицировать календарь . чтобы облегчить управление своим королевством и оставить в нем свой след, чтобы укрепить свою власть. Так, когда в начале XVIII в. CC Mari переходит под контроль Самси -Адду из Экаллатума . , он вводит туда календарь своего королевства, который встречается и в других частях территорий, которыми он управляет. Когда после его смерти его сын Ясмах-Адду свергается Зимри-Лимом , потомком старой царской линии Мари, восстанавливается старый календарь, что также сопровождается сдвигом Нового года (с осени на весну). ) и изменение исчисления лет (от одноименной системы к системе лет царствования, см. ниже). [ 42 ]

Действие силы на календарь особенно известно добавлением дополнительных месяцев, которые являются королевской прерогативой и объясняют, почему периоды нестабильности сопровождаются прерыванием календаря по отношению к циклу солнечного года. Таким образом, переживает письмо Хаммурапи из Вавилона (18 век до н.э.) одному из его офицеров, дислоцированных в Ларсе , с указанием на добавление тринадцатого месяца:

В этом году есть дополнительный месяц. Следующий месяц следует называть месяцем элулу (II), и если годовой налог был доставлен в Вавилон 25-го числа месяца ташриту , то теперь он должен быть доставлен в Вавилон 25-го числа элулу (II) . месяц.

В этом случае решение, доводимое до сведения администратора, принимается с целью регламентации мер, принимаемых по налоговым делам. Во многих других случаях из текста вытекают скорее литургические вопросы, как, например, в этом письме Мари (18 век до н.э.):

Луна пришла на второй день, что больше, чем обычно! День, когда я отправлю этот планшет Мари, - 3-е число месяца. Мой господин должен будет прислать мне счет, который у него есть, чтобы я мог сосчитать дни жертвоприношений Деритума.

В этом случае новолуние наступило раньше, чем ожидалось (в контексте календаря, в котором начало месяца было зримо зафиксировано заранее), и ритуальный календарь пришлось перестраивать, начиная со священного каталога с перечислением праздников месяц, доступный королю. [ 44 ] Подобные проблемы засвидетельствованы в ассирийской и вавилонской документации 1-го тысячелетия до нашей эры. C. в центре королевского двора и храмов. [ 45 ] ​[ 46 ] Фактически, праздники не обязательно имели место в фиксированный день в месяце, но могли варьироваться от одного до двух дней в месяце в зависимости от наблюдаемого лунного цикла, в то время как добавление дополнительного месяца означало изменение календарного месяца. .

Другим великим действием государя в течение времени является наименование лет, что было важным символическим актом. Со времен шумерских городов до аморейского периода названия годам давались в соответствии с событиями, прославлявшими военную или религиозную деятельность царя: восхождение царя на престол, военная победа, дипломатический брак, (ре)строительство храма или грандиозное подношение богу, назначение первосвященника или жрицы и т. д. На самом деле, по практическим соображениям, это часто происходило за год до того, как он назвал свое имя. [ 47 ]

Хорошие и плохие периоды

религиозные праздники

Течение года было отмечено многочисленными праздниками (эзен, исинну ), торжественными обрядами, отличными от повседневных обрядов богослужения, составляющими основные моменты календаря, о чем свидетельствует тот факт, что наиболее важные из них часто давали свои имена в том месяце, в котором они произошли. [ 56 ] ​[ 57 ] На самом деле, если они происходили в определенном порядке, несомненно предусмотренном каким-то ритуальным каталогом, они не обязательно происходили в точный и фиксированный день месяца, но могли происходить с разницей в несколько дней из года в год. . . . Кроме того, все праздники не были регулярными событиями, поскольку некоторые из них были связаны с конкретными событиями, особенно с окончанием строительства храма, а также с приходом царя в храм или с военной победой. Празднества отличаются от обрядов повседневного служения богам, хотя и включают в себя приношения из-за их размаха и торжественности, так как обычно длятся несколько дней и включают в себя определенные ритуалы, чтение гимнов и текстов, связанных со смыслом богов. ритуал, процессии божественных статуй.Они известны, главным образом, по названиям месяцев, административным текстам, в которых зафиксировано выполнение составляющих их ритуалов, но лишь немногие ритуальные тексты в строгом смысле, особенно для эллинистический период . На самом деле их религиозное и социальное значение не всегда понятно, но кажется, что многие из этих праздников связаны с ритмами сельскохозяйственного года (см. ниже), с ритмами Луны, имеют мифологическую подоплеку и приобретают аспектоподобный характер, политический, когда они связаны с сувереном. Очевидно, они часто ограничивались сферой храма и духовенства, и не все они происходили публично, хотя наиболее важные из них выходили за пределы этого круга и касались большей части населения.

Ежегодные фестивали должны были начинаться в определенное время месяца и длиться ограниченное количество дней в соответствии с определенным ритуальным календарем. Наиболее известны те, которые имеют место в начале года, а точнее в два времени, которые могут служить началом года, в марте-апреле ( месяц нисанну стандартного календаря) и в сентябре-октябре ( Ташриту ). [ 60 ] Эти фестивали часто соответствуют тем, которые называются в шумерском á-ki-ti , от которого происходит его аккадское название Akitu , засвидетельствованное с середины 3-го тысячелетия до нашей эры. C. до III века а. C. Кажется, они принадлежат к культовой традиции Ура , где во времена В Уре III было два праздника а-ки-ти, один из которых был связан с весенним равноденствием и сбором урожая, а другой — с осенним равноденствием и посевом. Он встречается в основных религиозных центрах Шумера , а затем в Вавилоне и Ассирии , являясь самым важным праздником года. Ход двух ежегодных акиту хорошо задокументирован табличками из Вавилона и Урука в период Селевкидов , когда празднования длятся 11 дней. Они были посвящены прежде всего главным богам ( Мардук в Вавилоне, Ассур в Ассуре , Ану в Уруке ) и прославляли королевскую власть. Эти празднества неоднократно связаны с божественными брачными ритуалами ( иерогамия , по-аккадски hašādu ) и путешествиями божественных статуй (в священных колесницах или лодках) и процессиями, которые также происходят в другое время в течение года, в зависимости от места и времени. времени и породил особую литературу, особенно во времена Ура III. Другим распространенным праздником в месопотамских городах от шумерских до эллинистических времен является праздник жаровни (KI. NE, kinūnu (m) ), который дал название месяцу в различных календарях, особенно в холодные периоды года. [ 61 ]

Многие ритуалы, связанные с адским миром, расположены скорее в конце месяца (что может иметь связь с исчезновением Луны) и летних месяцах (NE-NE-gar в Ниппуре , Абу (м)/Апу( м ) в классическом календаре), рассматриваемый как способствующий контакту между миром живых и миром мертвых, несколько фестивалей отмечены банкетами, которые должны собрать вместе семьи и их умерших предков, например, ритуал, называемый киспу (м) . Эти виды праздников также были отмечены празднованиями божеств из адского мира ( Ниназу , Гильгамеш , Думузи , Мам(м)иту). [ 62 ]

Другие крупные праздники напрямую связаны с поклонением божеству, особенно божеству-покровителю города (когда оно еще не почитается в акиту ) и другим главным божествам местного пантеона (таким как Нингирсу, Нанше и Баба в Лагаше ). , Шара в Умме/Гише , Нанна/Син в Уре и т. д .). Иные праздники, наконец, часто известны только по названию, и главное божество, чтимое ими, и их развитие ускользают от нас.

Чтобы проиллюстрировать богатство праздников, посвященных богам, вот те, которые засвидетельствованы в Вавилоне в эллинистический период к девятому месяцу Кислиму , лучше всего воссозданному, посвященному, в частности, праздникам сияния ( кину ):

Сельскохозяйственные сезоны и фестивали


Табличка Пузриш-Даган с перечислением животных, доставленных к Празднику подготовки полей (шу-нумун а-ки-ти). Ур III (царствование Амар-Сина ), Метрополитен-музей .

Читайте также: