Феномен языка в науке и культуре доклад

Обновлено: 05.07.2024

Рассматривая процессы языковой эволюции Вайсгербер ориентируется на учение Фиркандта об эволюции культуры, которая включает следующие этапы: 1)

'предысторию культурной эволюции, которая происходит отчасти в ведущих личностях (обнаруживающих отдельные стимулы в сторону новаций), отчасти же во всей группе людей (с которой стимулы ведущих личностей связаны каузальными взаимосвязями); формирующаяся постепенно в группе потребность новаций достигает необходимой силы (Schwellenwert); 2)

собственно созидание новации, исходящее, как правило, от нескольких ведущих личностей;

3) осуществление новации, проходящее опять же посредством ведущих личностей, сообщающих эту новацию небольшим группам, которые становятся уже мостом к большим сообществам; новация внедряется зачастую в течение жизни одного поколения; особые условия Фиркандт связывает с аккультурацией (заимствованием культурных феноменов); наконец, для распространения новаций характерны тенденции и ряды развития, когда одна новация вызывает другую, превосходящую и затмевающую первую [Vierkandt 1908, 162-185]. Взаимодействие этих факторов исключает, по мнению Фиркандта, случайность в смысле действия иррациональных и непостижимых сил в ходе возникновения новаций культуры.

Пожалуй, наиболее явной ролью языка как феномена культуры является его взаимосвязь с мифологией в самом широком смысле.

С другой стороны, еще Маутнер отмечал значение выдающихся личностей для культурной эволюции: «Духовную историю делают исключительные люди, которые не к месту в этом мире, которые рассматривают мир вне игры иначе, чем массы предшественников рассматривали его и чем требует унаследованный язык, люди, которые, не имея наследия и будучи самонадеянными, полагают, что заново познали мир и вряд ли могут признаться себе самим в том, что они, жертвуя своей жизнью, не придумали ничего иного, кроме маленьких изменений правил игры, принятых в человеческом обществе.

Помимо описанных выше феноменов влияния языка Eta обыденное сознание, к примерам взаимосвязи языка и мифологии мсжно отнести также обожествление языка и имени — наиболее распространенное явление среди примитивных народов, но и присутствующее в обыденном сознании европейцев, примитивную веру во взаимосвязь имени и его носителя, проявляющуюся в используемом некоторыми деноминациями ритуале повторного крещения, бытовавшем в Древнем Риме запрете: на произнесение имени богов-покровителей. Сюда же следует отнести и совершенно особое учение — признание за языком божественной силы, религиозное учение о логосе. Однако здесь мы уже переходим в иную сферу взаимосвязей языка — в область его связи с религией.

Вайсгербер полагает, что и догматические разногласия между основными ветвями христианской церкви (католической, греко-православной и русской православной) могут быть в значительной степени обьяснеггы, исходя из различия в языках используемого ими канонического варианта Святого Писания [SW56, 166]. Это соблюдение буквы Святого Писания,, основанное на верности одному определенному языку церкви (например, латыни или старославянскому) действительно определяло весь средневековый период развития церкви, сменившийся стремлением соблюдать дух Святого Писания при многообразии языковых его воплощений (в рамках протестантизма).

Помимо этого, влияние языка на религию и наоборот затрагивает область религиозной герменевтики, проблемы переводимости религиозных текстов, аспекты теологии, культа, запреты на богослужение на родном языке для угнетаемых языковых меньшинств [SW105, 157-170].

Достойна упоминания и вражда с языком, присущая разным направлениям мистики.

Язык оказывается необходимым элементом вокального искусства, но особенно — изобразительного искусства. Это касается в первую очередь изображений человека, анализ которых со времен древнего Египта до наших дней обнаруживает совершенно отчетливую зависимость выделения анатомических деталей человеческого организма от состояния языкового промежуточного мира в данный момент, т. е. с использованием актуального языкового видения человека [SW105, 210]. О взаимосвязи языка и поэтического искусства и говорить не стоит, она слишком очевидна.

Прежде всего, исследование влияния языка на материальную культуру касается взаимоотношений языка и техники. Эти взаимоотношения в первую очередь подразумевают исследование истории эволюции означающего и денотативной семантики языковых единиц в связи с материальной историей языкового сообщества. Результатом подобного исследования сл ала возможность затянуть вглубь древних технологических процессов, классическим примером чего являются штудии Р. Мерингера, посвященные взаимосвязям между строительным делом и хлебопечением в связи с этимологией нем. та- chen 1SW105, 99]. Продолжением этих штудий является практически все этимологическое творчество И. Трира, в частности его исследования по эрго- логической этимологии слов First (конек на крыше), Lehm (глина), Zaun (забор) и пр. Подобная лингвистическая палеонтология обращается с целью раскрытия возраста и процесса распространения конкретных терминов древних технологических процессов к истории самих этих процессов (земледелия, мореплавания, охоты, кузнечного дела и других ремесел).

Наконец, язык и право связывает необходимость установить, сформулировать и истолковать правовое положение [SW105, 179]. Сложности, связанные с этими процессами, и драматические последствия неверного истолкования юридических актов Вайсгербер демонстрирует в рамках своих опытов по герменевтике и сравнительному анализу переводов соглашений по проблемам языковых меньшинств. Тем самым он одновременно демонстрирует язык как объект права, разрабатывая целую теорию языкового империализма и определяя методы борьбы с ним.

Изучая вопросы трансформации языка как социокультурного феномена, как средства выражения духа и мировидения говорящего, важно учитывать не только лингвистические закономерности его развития, но и те, которые выходят за рамки исключительно лингвистики, в том числе вопросы взаимоотношения языка и общества, а также человека и общества сквозь призму языка.

Взаимоотношения человека и языка - это двуединый разнонаправленный процесс. Речь идет о том, что, с одной стороны, язык ограничивает человека своими средствами, вынуждая пользоваться лишь определенным набором элементов. С другой стороны, человек, постоянно постигая окружающий мир, движется вперед сам и развивает язык (прежде всего, это отражается на уровне лексики введением новых номинаций), иногда ломая существующие правила. Подобные языковые процессы, обусловленные особенностями трансформирующегося и глобализирующегося общества, особенно интенсивно протекают в настоящее время, и далеко не все можно охарактеризовать положительно.

При рассмотрении подобных вопросов нельзя обойти вниманием изучение эмоций как одной из важнейших областей человеческой жизни, как сферы психической деятельности и эмотивных оценок. Поскольку эмоции охватывают всю сферу языковой личности, их изучение является особенно значимым при изучении человеческого фактора в языке. Актуальным в связи с этим становится рассмотрение фольклорного наследия народа, поскольку именно в фольклоре отражены все стороны народной жизни, как счастливые, так и несчастливые моменты жизни человека, его чувства и мысли. В данном контексте особый интерес представляют эротические песни, частушки и др., отражающие и метафорически, и прямо интимную сторону жизни народа. Оправдание подобного интереса связано, на наш взгляд, с тем, что, в одном случае, используя определенную лексику, человек переживает особую сторону существования, связанную с продолжением рода; в другом - именно в этой области существует наибольшее количество негативных номинаций, способных выразить всю глубину и все возможные оттенки чувств. Важно заметить, что в современном мире первоначальное значение ценной лексики выхолащивается, остается лишь эмоциональная форма выражения определенных состояний.

Точно также большие изменения претерпевает язык молодежи. Он становится более демократичным, менее нормированным, менее кодифицированным. Показательны, в этом отношении, различные интернет-форумы.

Наблюдается духовное обнищание населения, читать книги больше не модно, соответственно, теряется и чувство языка, снижается уровень общей грамотности.

Также СМИ (средство массовой информации) влияет на изменение и поддержание языка.

Поскольку СМИ - мощный социальный институт, оказывающий влияние на общественное сознание, в том числе на сознание детей, на них ложится ответственность воспитания молодого поколения, поэтому чистоте языка в СМИ следует уделить наибольшее влияние, чего, к сожалению, в современности пока не наблюдается.

Таким образом, в свете изложенного достаточно актуальным видится рассмотрение и изучение следующих проблем:

закономерностей развития языка, которые выходят за рамки исключительно лингвистики;

прагматической стороны языка, то есть значения, которое имеет язык в современности;

роли СМИ в трансформации российской культуры и языка в частности.

Вигман С.Л.Педагогика.В вопросах и ответах М.: Проспект,2005. 207с.

Степанова С.С. Век психологии: имена и судьбы. М.: Изд-во Эксмо, 2002. -592 с.

Наука и власть. Проблема коммуникаций. Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 26 сентября 2008 г.): Санкт-Петербург: Научный эксперт, 2009. 456 с.

Управление образовательными системами: Учеб. пособие. / Под ред. Т.И.Шамовой. М., 2001.

Феномен советской культуры: Людмила Булавка — Санкт-Петербург, Культурная Революция, 2008. 288 с.

Изучая вопросы трансформации языка как социокультурного феномена, как средства выражения духа и мировидения говорящего, важно учитывать не только лингвистические закономерности его развития, но и те, которые выходят за рамки исключительно лингвистики, в том числе вопросы взаимоотношения языка и общества, а также человека и общества сквозь призму языка.

Взаимоотношения человека и языка - это двуединый разнонаправленный процесс. Речь идет о том, что, с одной стороны, язык ограничивает человека своими средствами, вынуждая пользоваться лишь определенным набором элементов. С другой стороны, человек, постоянно постигая окружающий мир, движется вперед сам и развивает язык (прежде всего, это отражается на уровне лексики введением новых номинаций), иногда ломая существующие правила. Подобные языковые процессы, обусловленные особенностями трансформирующегося и глобализирующегося общества, особенно интенсивно протекают в настоящее время, и далеко не все можно охарактеризовать положительно.

При рассмотрении подобных вопросов нельзя обойти вниманием изучение эмоций как одной из важнейших областей человеческой жизни, как сферы психической деятельности и эмотивных оценок. Поскольку эмоции охватывают всю сферу языковой личности, их изучение является особенно значимым при изучении человеческого фактора в языке. Актуальным в связи с этим становится рассмотрение фольклорного наследия народа, поскольку именно в фольклоре отражены все стороны народной жизни, как счастливые, так и несчастливые моменты жизни человека, его чувства и мысли. В данном контексте особый интерес представляют эротические песни, частушки и др., отражающие и метафорически, и прямо интимную сторону жизни народа. Оправдание подобного интереса связано, на наш взгляд, с тем, что, в одном случае, используя определенную лексику, человек переживает особую сторону существования, связанную с продолжением рода; в другом - именно в этой области существует наибольшее количество негативных номинаций, способных выразить всю глубину и все возможные оттенки чувств. Важно заметить, что в современном мире первоначальное значение ценной лексики выхолащивается, остается лишь эмоциональная форма выражения определенных состояний.

Точно также большие изменения претерпевает язык молодежи. Он становится более демократичным, менее нормированным, менее кодифицированным. Показательны, в этом отношении, различные интернет-форумы.

Наблюдается духовное обнищание населения, читать книги больше не модно, соответственно, теряется и чувство языка, снижается уровень общей грамотности.

Также СМИ (средство массовой информации) влияет на изменение и поддержание языка.

Поскольку СМИ - мощный социальный институт, оказывающий влияние на общественное сознание, в том числе на сознание детей, на них ложится ответственность воспитания молодого поколения, поэтому чистоте языка в СМИ следует уделить наибольшее влияние, чего, к сожалению, в современности пока не наблюдается.

Таким образом, в свете изложенного достаточно актуальным видится рассмотрение и изучение следующих проблем:

закономерностей развития языка, которые выходят за рамки исключительно лингвистики;

прагматической стороны языка, то есть значения, которое имеет язык в современности;

роли СМИ в трансформации российской культуры и языка в частности.

Список литературы

Вигман С.Л.Педагогика.В вопросах и ответах М.: Проспект,2005. 207с.

Степанова С.С. Век психологии: имена и судьбы. М.: Изд-во Эксмо, 2002. -592 с.

Наука и власть. Проблема коммуникаций. Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 26 сентября 2008 г.): Санкт-Петербург: Научный эксперт, 2009. 456 с.

Управление образовательными системами: Учеб. пособие. / Под ред. Т.И.Шамовой. М., 2001.

Феномен советской культуры: Людмила Булавка — Санкт-Петербург, Культурная Революция, 2008. 288 с.

В то время как любая другая наука (литературоведение, история, биология и т.п.) в качестве языка описания имеет естественный язык ( с элементами разработанного на его основе формализованного языка) как нечто внешнее по отношению к данной науке, система и сущности языка описываются преимущественно на нем же, так что метаязык, и объект описания как бы сливаются. Это создает фундаментальные сложности в языкознании, с чем связаны попытки формализации языковых описаний.

Специфика языка как феномена человеческой культуры выявляется прежде всего по линиям сопоставления язык- внеязыковая действительность, язык- мышление, язык-сознание. Признавая важность им необходимость такого сопоставления. Считаем необходимым подчеркнуть, что язык здесь выступает как нечто недостаточно определенное, если не опираться на внешние проявления сущности языка: его функционирование. Многообразие структуры разных языков, языковые универсалии, антиномии языка и т.д. Определенную роль в этом плане играет и рассмотрение основных гипотез происхождения языка.

Некоторые языковеды считают проблему происхождения языка не лингвистической, а относящейся к ведению антропологии, этнографии, психологии, так как ни один из этнических языков мы не застаем в зачаточном состоянии, а только полностью сформированы.

В философии акцентируется внимание на соотношении появления языка и становлении человека, общества, общественной мысли, причем привлекается вся совокупность знаний по естественной истории, антропологии, семиотике, технике, социологии.

Наиболее распространенными являются следующие типы гипотез о происхождении языка:

1.Логосические, существующие в виде библейской, ведической, конфуцианской разновидностей. Кроме того, мифы о происхождении языка существуют в мифологии практически любого народа.

Несмотря на преимущественно теистический и идеалистический характер, эти гипотезы интересны утверждением действенной, образующей и преобразующей силы слова. Слово- орудие и энергия- рассматривается как единая мера единства и закономерностей мира. Это определенным образом соотносится с энергетической концепцией В.фон Гумбольдта.

Все разновидности этой теории предполагают обязательность одной и той же звуковой формы для всех людей, входящих в один коллектив. Общественный договор строится на понимании условности и немотивированности языкового знака: человек принимает имя вещи добровольно, с пониманием условности звуков для обозначения вещи.

Роль данной доктрины в языкознании огромна, в частности, были заложены основы межъязыковых сравнений, что послужило впоследствии базой сравнительного языкознания.

Однако происхождение языка в этой доктрине все же не объясняется, так как для принятия условного знака для именования вещи человек заранее должен обладать языковыми навыками.

Многократное повторение сигнала создает ассоциативную связь между образом действительности, существующей в представлении индивида, и самим сигналом, в результате чего возникают две стороны знака - внутренняя, то есть представление о вещах, и внешняя- представление о звуках сигнала. Эта ассоциативная связь отличается автоматизмом в использовании, экспрессивностью и эстетической направленностью.

Механизм образования членораздельной речи состоит в совмещении в одном высказывании - выкрике двух и более сигналов, что дает сочетание представлений в душах говорящего и слушающего; это сочетание представлений в душах говорящего и слушающего; это сочетание образует новое качество мысли - предикацию, в результате чего делается шаг к абстрактному мышлении.

А.А.Потебня (1835-1891) сделал следующий шаг в развитии данной теории. Основным источником движения в языке он предложил считать поэтическое творчество. Он считал, что изначальный тип языкового творчества и созданный им тип языка предопределяют дальнейшее языковое творчество. Мировоззрение народа объясняется качествами его языка, а следовательно, тип и навыки мышления предопределены языком.

В этой концепции, как и в рассмотренных выше, много спорного, однако важно, что в процессе разработки всех типов гипотез о происхождении языка выявлены такие важные и существенные его свойства, как общественный характер, роль социальных и индивидуальных факторов в языкотворчестве, ассоциативно-знаковый характер языка, его творческий дух и постоянное развитие живых национальных языков, связь с эстетическими потребностями человека, с разумом и эмоциями.

Развитие языка неразрывно связано с его функционированием; изучение внешних проявлений языка в процессе его функционирования выявляет важнейшее имманентное свойство языка.

Главной, ведущей функцией языка справедливо считается коммуникативная. Язык предназначен для целей коммуникации, однако коммуникация осуществляется только тогда, когда приводится в действие языковой механизм для создания конкретных высказываний.

Многие языковеды вслед за К.Бюлером выделяют репрезентативную функцию языка- функцию обозначения объектов действительности, их свойств и существующих между ними отношений, экспрессивную функцию- функцию выражения мыслей и чувств говорящего, апеллятивную- функцию воздействия на адресата речи (её называют также прагматической).

Важнейший языковой функцией является кумулятивная- функция накопления знаний в течение веков, духовного богатства народа.

Следует отметить неупорядоченность терминологии в обозначении некоторых языковых функций. Так, репрезентативную функцию при другом подходе называют номинативной (референтной, денотативной, когнитивной).

Все указанные выше языковые функции тесно связаны друг с другом, активно взаимодействуют в актах мышления, общения, текстообразования.

Выделенные функции неоднородны по обязательности, охвату материала и распределению между языковыми ярусами, причем внутри ярусов можно выделить и другие, более частные, например. связующую функцию синтаксиса, различительную- фонологии и т.д.

Особняком стоит метаязыковая (металингвистичская) функция - функция истолкования языковых фактов, которая осуществляется, как уже говорилось, за счет естественного языка.

Сопоставление и изучение языковых функций - внешних проявлений языкового механизма - отражает такие свойства языка, как наличие парадигматики и синтагматики, синхронии и диахронии, ярусное строение языка, сложное соотношение языка и мышления.

Взаимодействие языка и мышления - одна из центральных проблем языкознания. Логики, философии, психологии. Установить место языка по отношению к упомянутым наукам значит точно определить самостоятельную сущность языка ,несмотря на тесные и неразрывные связи всех упомянутых научных дисциплин.

Решение этого вопроса связано также с установлением соотношения язык- сознание, мышление -сознание.

Выделение словесно-логического мышления как вербального мышления вновь возвращает нас к вопросу о существовании дословесных (невербальных) понятий. Представление о том, что результаты мышления фиксируются в языке по сути отвечает на этот вопрос положительно.

Само собой разумеется. Что уподобление, отождествление, идентификация, любая форма объединения различных явлений в один ряд - мыслительные операции, только в подсознании они неразрывно связаны с эмоциями и не выступают как предмет рефлексии.

Объективной представляется точка зрения тех исследователей, которые отстаивают идею комплексности и полиморфности человеческого мышления (см. Серебренников 1988. С.162-213).

Б.А. Серебренников выделяет следующие типы мышления:

1.Словесное мышление. «Словесное мышление, или мышление при помощи языка, присуще любому народу. Хронологически это, несомненно, более поздний тип мышления, которому предшествовали различные авербальные типы мышления . Развитие мышления не сводится к тому, что над генетически более ранними примитивными видами мышления надстраиваются другие, генетически более поздние и сложные . генетически более ранние виды в процессе развития сами поднимаются на высшую ступень. Поэтому такие типы мышления, как образное, предметное и техническое, проявляются также и в процессе мышления современного человека.

Появление словесного мышления было вызвано необходимостью общения, поскольку авербальные типы мышления не коммуникативны.

Неотъемлемым признаком вербального мышления является знаковый характер, то есть опора на звуковую, чувственно воспринимаемую форму.

5.Авербально-понятийное мышление. Далеко не каждое понятие может быть выражено на каждом языке отдельным словом или грамматической формой, например, законченность / незаконченность действия. Однако это не означает, что в сознании говорящего на любом языке отсутствуют соответствующие понятия. Однако это не означает, что в сознании говорящего на любом языке отсутствуют соответствующие понятия. Поэтому понятийные категории представляют собой феномен, тесно связанный с семантическими полями, но все же отдельный, самостоятельный.

Другие типы мышления, выделенные Б.А. Серебренниковым - редуцированное, мышление, основанное на конечных результатах действий- очевидно, представляют собой видоизменения или комбинации уже описанных типов мышления.

В реальном воплощении очень важно подчеркнуть смешанный характер человеческого мышления, с преимущественным использованием одного из типов в зависимости от ситуации (теоретическая деятельность, беседа, письменная или устная форма общения и т.д.). Все типы мышления не исключают, а дополняют другу друга.

Итак, общий обзор типов мышления наглядно свидетельствует, что мышление и язык - безусловно разные, хотя генетически, теоретически и практически связанные феномены. Словесное и лингвокреативное мышление- лишь важнейшие, но далеко не единственные типы человеческого мышления. Генетически и онтологически мышление предшествует языку, но и язык через вербальное и лингвокреативное мышление оказывает огромное влияние на мышление, способствует становлению человека как вида и развитию человеческого общества.

Возможно, что неотделимость языка от человеческого сознания обусловило сравнительно позднее становление языкознания как науки с четким выделением предмета методов исследования, представлением о структуре и единицах языка, разграничении с другими гуманитарными и естественными дисциплинами. В то же время следует отметить, что язык- древнейший предмет изучения только в рамках философии (античное языкознание), религиозной теории (Древняя Индия), филологии (александрийская школа).

Функции языка разнообразны. Он служит средством общения, способом передачи информации и эмоций. В отличие от простейших сигнальных систем, которые используют животные, человеческий язык представляет собой социальный и культурный феномен. Развитие языка шло вместе со становлением культуры человеческого общества.

Язык как культурный феномен

  • Язык как культурный феномен
  • Язык как первоэлемент культуры народа
  • Методы и принципы культурологических исследований

Мысль выражается и совершается в словах, указывал известный советский психолог Л.С. Выготский. Выступая средством становления мыслительных форм, язык превратился для человечества в орудие познания действительности. Через усвоение и использование речевых конструкций человек стал способен осознавать и выражать свое миросозерцание. В этом смысле язык является отражением образа жизни человека и достигнутого человечеством уровня культуры.

Множественные функции языка и непрерывный характер его существования сделали язык инструментом для хранения и передачи последующим поколениям исторического и культурного опыта. Язык – неотъемлемая составная часть культуры цивилизации и сокровищница опыта человечества. Культура каждого народа находит свое отражение в языке, создающем субъективный образ объективного мира.

Вопросы развития языка как культурного феномена выходят за рамки лингвистики. Он становится объектом рассмотрения социальной философии, культурологии и истории. Определить влияние языка на культуру позволяет междисциплинарный подход к исследованию языковых процессов. Системный метод дает возможность вывить тенденции взаимодействия языка, общества и его культуры.

Одной из форм, посредством которых языковые средства находят отражение в культуре, является народное творчество. Фольклорное наследие содержит в себе все основные проявления мыслей и чувств человека. Народный язык отличают своеобразие лексики, глубина и яркость образов, используемых в сказаниях, песнях и частушках. Культура народа неотделима от языковых средств.

В современном обществе очень высока роль средств массовой информации. Новые системы коммуникаций обладают высокой скоростью распространения информации, но в определенной мере обедняют язык и культуру аудитории. Утрачивается интерес к чтению художественной литературы, притупляется чувство языка, общение становится более примитивным. Снижается общий уровень грамотности населения. Решение этой проблемы входит в круг задач, стоящих перед обществом, которое хочет сохранить и упрочить свою культуру.

Читайте также: