Свобода мысли и слова доклад

Обновлено: 02.07.2024

Свобода мысли и слова закреплена в статье 29 Конституции России и является важнейшим признаком демократического и правового государства. Свобода мысли и слова предполагает право индивида беспрепятственно формировать свои убеждения и мнения, придерживаться их, право на свободный отказ от них, а также право на свободное выражение своих мнений и убеждений, право на общение в устной и письменной форме, включая право воздержаться от общения, право на свободный выбор языка общения. Принуждение к выражению своих мнений и убеждений не допускается. Важность свободы мысли и слова предопределена тем, что данная свобода является необходимым условием реализации иных конституционных прав личности, прежде всего, в политической сфере.

В то же время свобода слова не носит абсолютного характера. В РФ не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Также запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Нарушение данного запрета влечет привлечение к уголовной ответственности (ст. 282 Уголовного кодекса РФ). Помимо этого, в России запрещается злоупотребление свободой массовой информации - не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Свобода слова тесно связана с функционированием средств массовой информации, а также создает необходимую основу для реализации права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников.

Не может быть ограничен доступ к:

1) Нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим полномочия государственных органов и органов местного самоуправления;

2) Информации о состоянии окружающей среды;

3) Информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств;

4) Информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) Иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Неправомерный отказ в доступе к информации может быть обжалован в вышестоящие органы (должностным лицам) либо в суд.

Особо необходимо подчеркнуть принятие в последнее время ряда законодательных актов, направленных на обеспечение доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Граждане и организации вправе получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. При этом граждане и организации имеют право не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен.

Основные законодательные акты:

Уголовный кодекс РФ;

Гражданский кодекс РФ;

Слово является способом закрепления и выражения мысли. Мысль — проявление внутреннего духовного мира человека, продукт его интеллектуальной работы. Слово предназначено и для внешнего общения. Поэтому в свободе мысли и слова выделяются два акцента: внутренний и внешний. Свобода мысли — это свобода внутренней духовной, интеллектуальной деятельности человека, которая в значительной мере находится вне правового регулирования.

Регулировать ведь можно только внешнее поведение. В таком случае свобода мысли выступает в качестве обязанности государства по всестороннему обеспечению полноценного внутреннего духовного мира человека. Свобода слова — возможность выражения внутреннего духовного мира человека вовне, прежде всего в общении.

Поэтому допустимо даже говорить о свободе мысли и свободе слова по отдельности. Свобода мысли и слова осуществляется людьми в сфере как личной (частной), так и общественной (публичной) жизни. Она вбирает в себя как индивидуальные, так и групповые (коллективные) права, обязанности.

Конституционная свобода мысли и слова сопоставима с правом на выражение мнений, установленным ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Под этим правом ст. 10 Конвенции понимает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны публичной власти и независимо от государственных границ. Российское законодательство также включает в свободу мысли и слова право индивидов и их объединений на получение и распространение информации.

Часть 4 ст. 29 Конституции РФ указывает, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Согласно иной точке зрения право на информацию, пересекаясь содержательно со свободой мысли и слова, представляет собой самостоятельное конституционное право.

Одним из объектов свободы мысли и слова является массовая и регулярно производимая информация. Ее потребителями и производителями выступают, в частности, средства массовой информации.

Свобода мысли и слова не. является абсолютной. Часть 3 ст. 29 Конституции РФ содержит прямой запрет в пользовании данной свободой. Эта свобода не может использоваться для пропаганды или агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается также пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Свобода мысли и слова может ограничиваться нормами Конституции и федеральных законов, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, нрав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Свобода мысли и слова может быть ограниченна в условиях чрезвычайного положения (ст. 56 Конституции РФ).

О возможности ограничений применительно к свободе мысли, праву выражения своего мнения говорит и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Государства вправе в сфере регулирования названных прав, свобод вводить лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий (п. 1 ст. 10).

Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с формальностями, условиями, ограничениями, штрафными санкциями, предусмотренными законом и необходимыми в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, порученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия (п. 2 ст. 10).

Свобода мысли и слова является основой гласности. Но и гласность общественной и государственной жизни — это залог полного и действительного осуществления людьми свободы мысли и слова.

Свобода мысли и слова

Свобода мысли и слова — это фундаментальная свобода человека, которая предполагает право беспрепятственно формировать, придерживаться или менять свои взгляды и убеждения, право публично выражать свои мысли и мнения, а также право искать, получать и распространять информацию и идеи в любой форме и с помощью любых средств. Без свободы мысли и слова невозможна нормальная жизнь общества, ибо она лежит в основе других важнейших свобод, таких как свобода печати, свобода творчества, свобода выбирать и быть избранным.

Свобода мысли и слова признана во всех универсальных и региональных документах по правам человека как фундаментальное право человеческой личности. Ст. 19 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст. 13 Конвенции о правах ребенка 1989 г., ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. — все они защищают право человека придерживаться своих убеждений и свободно распространять информацию и идеи.

Свобода слова является не только индивидуальным правом, но также представляет ценность для всего общества. В частности, это право считается основополагающим для обеспечения функционирования демократии в целом. Право на свободу слова обеспечивает свободное распространение идей и помогает призвать органы власти к ответу. Об этом неоднократно заявлял Европейский суд по правам человека:

Философские основы свободы мысли и слова.

Если мнение правильно, то запрещать выражать его значит запрещать людям знать истину и препятствовать им выйти из заблуждения; если же мнение неправильно, то препятствовать свободному его выражению — значит препятствовать достижению людьми не меньшего блага, чем и в первом случае, а именно: более ясного уразумения истины и более глубокого в ней убеждения, как это обыкновенно имеет своим последствием всякое столкновение истины с заблуждением.

Еще один подход к свободе слова сосредотачивает внимание на ее связи с демократией. Сторонники этого подхода рассматривают свободу слова как необходимое условие для функционирования демократии и самоуправления. Чтобы иметь возможность осуществлять свои права на участие и контролировать осуществление государственной власти, граждане должны иметь доступ ко всем видам информации и идей. Это позволяет им формировать собственные суждения по общественно значимым вопросам, основанные на полном понимании проблем, имеющих отношение к жизни сообщества.

Свободу мысли и слова также можно рассматривать как средство усиления индивидуальной автономии. Возможность выражения своих мыслей и идей позволяет человеку проявить свою личность. В то же время свобода выражения способствует автономии получателя, поскольку для развития собственной идентичности человеку необходимо ознакомится со всеми взглядами, суждениями, точками зрений.

Международные организации склонны подчеркивать взаимосвязь между свободой слова и демократией. Межамериканский суд по правам человека резюмирует эту связь следующим образом:

Свобода выражения является краеугольным камнем, на котором построено демократическое общество. Она крайне необходима для формирования общественного мнения. Она также conditio sine qua non (непременное условие) для развития политических партий, профсоюзов, научных и культурных обществ и, в целом, для тех, кто хочет влиять на общественность. Она представляет собой средство для осуществления возможности общественности при принятии решений быть в достаточной мере информированной. Следовательно, можно утверждать, что общество надлежащим образом неинформированное, не может считаться действительно свободным.

Содержание права на свободу мысли и слова в международном праве.

Право на свободу мысли и слова включает в том числе:

  • право каждого человека придерживаться своего мнения;
  • право публично выражать свои мыли, идеи и убеждения, а также распространять их любыми законными способами без вмешательства со стороны государства;
  • право на доступ к информации, имеющей общественное значение или затрагивающей личные интересы граждан;
  • право на создание и использование органов массовой информации, обеспечивающее реализацию свободы выражения мнений.

Свобода мысли (свобода придерживаться своего мнения).

Свобода мысли — это свобода человека формировать и иметь собственное мнение, свою точку зрения, развивать свой внутренний духовный мир независимо от мнения других. Свобода мысли включает в себя гарантии невмешательства в процесс формирования собственных мнений и убеждений человека, недопущение идеологического и политического диктата, насилия и контроля над личностью.

Свобода мысли суть абсолютная свобода, которая никоим образом не должна ограничиваться внешними силами. Каждый имеет право придерживаться или менять свое мнение по любым вопросам, в том числе по политическим, научным, историческим, моральным или религиозным вопросам.

Государство обязано сохранять нейтралитет и беспристрастность в отношении убеждений лиц, находящихся в его юрисдикции, и обеспечивать равное правовое положение для носителей любых убеждений.

Свобода слова (свобода выражения мнения).

Свобода слова — свобода каждого человека публично излагать свои взгляды по любым вопросам государственной, общественной и личной жизни. Право на свободу слова включает право искать, получать и распространять всякого рода информацию, суждения и идеи, в том числе политические выступления, комментарии на личные или политические темы, сбор сведений, обсуждение вопросов прав человека, журналистская деятельность, культурное и художественное выражение, преподавание, а также религиозные выступления.

Защите подлежит не только содержание информации или идей, но и форма их выражения (устная и письменная речь, язык жестов, средства невербальной коммуникации, такие как изображения и предметы искусства), и способы их выражения (печатные, аудиовизуальные, электронные, основанные на Интернет-технологиях).

Обязанностью государств является охрана от вмешательств в свободу выражения мнения и информации и принятие мер, направленных на развитие многообразия средств массовой информации и источников информации для обеспечения плюрализма идей и мнений.

Право на доступ к информации (право искать и получать информацию).

Право на доступ к информации — это право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

Информационная открытость власти позволяет получать адекватное представление о функционировании органов публичной власти, принимаемых ими решениях. Атмосфера открытости и гласности дисциплинирует субъектов власти, в значительной степени способствуя предотвращению коррупции и других злоупотреблений, повышая эффективность управленческой деятельности. Таким образом, можно утверждать, что право на доступ к информации обеспечивает механизм народовластия и функционирование демократии.

Для реализации права на доступ к информации государства должны размещать в открытом доступе правительственную информацию, представляющую общественный интерес, и вводить в действие необходимые процедуры, посредством которых можно получить к ней доступ, например, посредством законодательства о свободе информации.

Свобода средств массовой информации (СМИ).

Хотя пресса прямо не упоминается ни в одной из международных конвенций по правам человека, свобода печати и других средств массовой информации, таких как радиовещание и телевидение, является важным аспектом международной защиты свободы слова.

Поскольку СМИ имеют возможность обращаться к большому количеству людей, вмешательство государства оказывает значительное влияние на процесс коммуникации внутри гражданского общества. СМИ, являющиеся средством реализации права всех граждан на получение информации и идей всех видов, жизненно важны для функционирования представительной демократии, поскольку они могут собирать и публиковать самую разнообразную информацию и мнения.

Свобода средств массовой информации требует независимости СМИ от контроля государства. Однако свободному выражению мнения еще больше угрожает концентрация собственности на СМИ в частных медиа-холдингах. Таким образом, государство имеет позитивное обязательство не допускать чрезмерной монополизации СМИ.

Допустимые ограничения свободы слова.

Свобода слова, безусловно, не является абсолютной и может быть ограничена при определенных обстоятельствах. Согласно общему принципу международного права прав человека, закреплённому в документах ООН и Европейской конвенции по правам человека, права человека не могут осуществляться, если это нарушает права других людей.

Согласно ст. 10 Европейской конвенции по правам человека свобода выражения мнений может быть ограничена по одной из следующих причин:

  • в интересах национальной безопасности и территориальной целостности;
  • в целях охраны общественного порядка и общественного благосостояния;
  • в целях охраны здоровья или нравственности населения;
  • для защиты репутации или прав других лиц;
  • для предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально;
  • для обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Практика Европейского суда по правам человека выводит следующий тройственный критерий допустимости ограничения свободы выражения мнения:

  1. ограничение предписано законом – закон должен быть четко сформулирован и не иметь обратной силы;
  2. ограничение преследует законную цель, указанную в международных документах по правам человека;
  3. ведение ограничения должно быть обязательным для достижения означенной цели – недостаточно, чтобы ограничение служило достижению одной из указанных законных целей, оно должно быть необходимыми для ее достижения.

Современное положение дел со свободой мысли и слова.

Международное право содержит комплекс норм, гарантирующих свободу мнений и их свободного выражения, и предоставляет различные механизмы для обеспечения соблюдения этого права. Однако реальность далека от совершенства. Журналистов продолжают преследовать, бросают в тюрьмы и даже убивают в разных частях мира. Правительства как в развитых, так и в развивающихся странах находят способы для подавления критики. Монополизация СМИ становится все более значительным явлением. Расширение законодательства о борьбе с терроризмом все сильнее посягает на свободу слова.

Похожие записи

Коллективные права или права солидарности — совокупность прав и свобод человека, особенность которых заключается

Рабство — это система общественных отношений, в которой принципы права собственности применяются к человеческим

Целью - является рассмотрение вопроса использования свободы мысли и слова в рамках конституционного права.

Объектом - является право на свободу мысли и слова, закрепленное в Конституции РФ.

Предметом - является возможность использования права на свободу мысли и слова, защита этих прав и свобод, а также правовые акты, закрепляющие эти права и свободы.

Содержание

1. Теоретические аспекты свободы мысли и слова:

1.1. Cвобода мысли и слова………………………………………………. 7.

1.2. Ограничение свободы мысли и слова…………………………………. 9.

2. Реализация и защита свободы мысли и слова:

2.1. Гарантии конституционных прав на свободу мысли и слова………. 14.

2.2. Система процессов обеспечения и защиты прав и свобод…………. 16.

2.3. Основные правовые акты, затрагивающие свободу мысли и слова… 19.

2.4. Защита конституционного права на свободу мысли и слова……….. 21.

Работа содержит 1 файл

Курсовик Конституционное Право.doc

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра Государственного и муниципального управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

По предмету Конституционное право

Выполнил студент группы:

2010
Оглавление:

1. Теоретические аспекты свободы мысли и слова:

1.1. Cвобода мысли и слова………………………………………………. 7.

1.2. Ограничение свободы мысли и слова……………………… …………. 9.

2. Реализация и защита свободы мысли и слова:

2.1. Гарантии конституционных прав на свободу мысли и слова………. 14.

2.2. Система процессов обеспечения и защиты прав и свобод…………. 16.

2.3. Основные правовые акты, затрагивающие свободу мысли и слова… 19.

2.4. Защита конституционного права на свободу мысли и слова……….. 21.

Права человека – это определённые нормативно структурированные свойства и особенности существования личности, которые выражают её свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями её жизни, её взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами. 2

Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:

1) эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;

2) эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

3) это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

Права человека дают обществу возможность управлять государством или дистанцироваться от него, самоопределяться в сфере частной жизни, выборе убеждений, отношении к религии, собственности. Поглощение гражданского общества государством, огосударствление всех сфер жизни происходят там, где права человека либо отсутствуют, либо носят декоративный характер.

Теория прав человека как наука призвана изучать природу и сущность этого явления, его генезис, социальные, философские, политические, этические, религиозные предпосылки. Важнейшее место в науке о правах человека занимает исследование взаимодействия прав человека и государства. Так же оно рассматривает их не только как явление юридическое; она раскрывает связь этих прав с политикой, нравственностью, философией, религией, поскольку права человека – это сложное многомерное образование. 3

Способность мыслить - необходимое условие нашей жизни. Кроме того мышление ещё и одна из наших основных духовных потребностей. Казалось бы, раз это так, то человек эту потребность может свободно реализовывать каждый день, каждую минуту, не спрашивая ни у кого на то согласия. Однако, имея способность к мышлению и потребность мыслить, человек ещё нуждается в возможности поделиться своими мыслями с родными, друзьями, знакомыми, да и незнакомыми тоже. При этом делиться плодами своих раздумий он может по-разному: просто в разговоре, в письме, в статье в журнале или газете. Мысли иных людей находят воплощение в романе, повести, стихах, поэмах, живописных полотнах и т.д. Каким бы способом мы не делились своими мыслями, любой из них есть возможность раскрыть наш внутренний мир, реализовать творческий потенциал, нашу человеческую сущность. Если запретить человеку претворять мысли в словах, в каких-то конкретных делах, то само мышление потеряет всякий смысл. Но если мыслить никто не может запретить, то делиться, мыслями запретить можно. Это случалось в истории не раз. 4

В современных демократических государствах признаётся и законодательно закрепляется право человека на свободное выражение своего мнения. Поскольку свобода имеет границы, то можно предположить, что и свобода выражать свои мысли не является абсолютной. Если это так, то встаёт ряд других чрезвычайно важных вопросов:

- во имя, каких целей могут вводиться ограничения?

- каковы должны быть пределы ограничения?

- кто должен определять и вводить эти пределы?

Среди политических прав и свобод граждан свобода слова занимает особое место, являясь одним из важнейших конституционных прав человека. Отстаивая идею этой фундаментальной свободы, французский просветитель Вольтер писал: "…нет у людей никакой свободы без свободы высказывать свои мысли". Сейчас свобода слова, долгое время находящаяся в забытьи, стремится вновь подняться до уровня, определенного для нее Вольтером. О ней вновь говорят после длительного затишья. 5

Без свободы мысли и слова невозможна нормальная жизнь общества, так как она лежит в основе других важнейших свобод, таких, как свобода печати, свобода творчества, свобода выбирать и быть избранным и др. Однако свобода слова не может быть абсолютной. В Международном пакте о гражданских и политических правах говорится, что пользование свободой мнений налагает особые обязанности и особую ответственность, поэтому сопряжено с некоторыми ограничениями. Они касаются прав других лиц, а также охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.

Все это сохраняет проблему свободы мысли и слова актуальной и в современном мире.

Новизна моей курсовой работы состоит в изучении права на свободу мысли и слова в современном обществе.

Целью - является рассмотрение вопроса использования свободы мысли и слова в рамках конституционного права.

Объектом - является право на свободу мысли и слова, закрепленное в Конституции РФ.

Предметом - является возможность использования права на свободу мысли и слова, защита этих прав и свобод, а также правовые акты, закрепляющие эти права и свободы.

Цель курсовой работы определила постановку следующих задач:

  1. Рассмотреть процесс обеспечения и защиты прав человека;
  2. Изучить основные документы, подтверждающие право человека на свободу мысли и слова;
  3. Рассмотреть способы защиты конституционного права свободы мысли и слова.

1. Теоретические аспекты права свободы мысли и слова

1.1. Право свободы мысли и слова

Конституция провозглашает Российскую Федерацию - демократическим и правовым государством. Что подразумевает под собой наличие в таком государстве гарантируемых и реально существующих прав и свобод человека и гражданина. Их признание, защита и гарантии считаются основным и определяющим критерием правового характера законодательства и практики его применения. 6

Другое дело – свобода слова. Свобода слова - это гарантированная государством возможность беспрепятственно выражать свое мнение и убеждения по самым различным вопросам общественного, государственного, иного характера. У свободы слова общая судьба с демократией: когда уничтожают одну, то кончается и другая. Все демократические конституции мира закрепляют эту свободу, видя в ней основу для свободы печати, оппозиции, критики, инакомыслия и прав меньшинства. Эта свобода, как никакая другая, опасна в руках людей безответственных, разного рода карьеристов, демагогов и излишне амбициозных политиков. 8

Содержание свободы слова весьма широкое. Это не только право говорить все что угодно, но и сумма убеждений, мнений, идей, выраженных как устно, так и печатно, в произведениях изобразительного искусства, научных исследованиях, художественной литературе и музыке. Другими словами, это все то, что выражает мысль человека, его устремления и надежды.

1.2. Ограничение свободы мысли и слова

Положения Конституции о свободе мысли и слова соответствуют международным стандартам в этой сфере, установленным Всеобщей декларацией прав человека (ст. 18, 19), Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 18, 19), Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ст. 9, 10).

Свобода мысли и слова, выражения своего мнения чрезвычайно важна для реального проявления свободы человека. Но эта свобода не может быть абсолютной и безграничной. Слово как главное средство человеческого общения оказывает сильнейшее воздействие на сознание и поведение людей. Оно может созидать и разрушать, звать к социальному прогрессу и призывать к насилию, обогащать внутренний мир человека и унижать личное достоинство. Этим объективно обусловлена необходимость определенных нравственных и правовых ограничений, связанных с осуществлением свободы слова. 9

Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова, но она сразу же устанавливает, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Так же запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Это целая программа негативного отношения к идеям, способным подорвать общественное согласие.

Конституция РФ устанавливает главные правовые барьеры против злоупотребления свободой слова, выражения мнения. Хотя эти конституционные запреты и сформулированы в достаточно общем виде, но дают вполне определенный ориентир поведения при осуществлении рассматриваемой свободы. Их нарушение влечет за собой предусмотренную законом ответственность. 10

Так, статья 282 УК 11 устанавливает уголовную ответственность за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно за пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Мысль как результат, продукт мышления отражает познание окружающего мира и самого себя в этом мире и воплощается в представлениях, взглядах, мнениях, убеждениях. Свобода мысли характеризует духовную свободу человека, его внутренний мир, поэтому сама по себе она не может быть предметом регулирования законом. Вместе с тем мышление, мысль лежат в основе любой деятельности человека, обусловливают его социальную активность, взаимоотношения с другими людьми, обществом, государством, т.е. выражаются вовне. Мысль не может быть несвободной. Конституционное же закрепление свободы мысли гарантирует каждому свободу формирования собственных мнений и убеждений без вмешательства государства, исключение любого идеологического насилия над личностью.

Если мысль может быть скрыта от других, не выражена устным или печатным способом и остаться лишь достоянием самого человека, то свобода слова, гарантированная Конституцией, дает возможность беспрепятственно выражать свои мысли, передавать их другим людям. Свобода слова может быть реализована только в условиях демократического режима.

Право свободно выражать свое мнение включает свободу придерживаться своего мнения и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Свобода выражения мнения лежит в основе многих других прав и свобод, прежде всего таких, как, например, право на участие в выборах, право петиции, свобода совести, право на образование, свобода творчества и др.

В то же время свобода слова не носит абсолютного характера. Слово как главное средство человеческого общения оказывает сильнейшее воздействие на сознание и поведение людей. Оно может созидать и разрушать, звать к социальному прогрессу и призывать к насилию, обогащать внутренний мир человека и унижать личное достоинство. В Российской Федерации не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Также запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Нарушение данного запрета влечет привлечение к уголовной ответственности (ст. 282 Уголовного кодекса РФ). Помимо этого, в России запрещается злоупотребление свободой массовой информации - не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Информация представляет собой любые сведения независимо от формы их представления. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников.

Не может быть ограничен доступ граждан к:

- нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим полномочия государственных органов и органов местного самоуправления;

- информации о состоянии окружающей среды;

- информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств;

- информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

- иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Неправомерный отказ в доступе к информации может быть обжалован в вышестоящие органы (должностным лицам) либо в суд.


Дата публикации: 21.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Читайте также: