Коми край в составе русского государства 15 в доклад

Обновлено: 04.07.2024

В XIV в. (а, возможно, и раньше) началась русская земледельческая колонизация низовьев Лузы, появились русские переселенцы в низовьях Вычегды. Многие крестьяне селились и в Вятском крае (их первые селения появились там в конце XII- начале XIII вв.), и с течением времени память о древних коми, возможно, когда-то живших на верхней Вятке, осталась лишь в названии одного из местных административно-территориальных округов - Сырьянского стана (вряд ли случайно его созвучие с названиями территориальных групп коми-зырян, живших в XIV-XV вв. на Сысоле - “сырьяне” и “сиряне”). В более отдаленных от русских княжеств землях пермян - на Выми, Вашке, Сысоле, средней Вычегде - переселенцев с Руси было очень мало или не было вовсе. А Печорский край являлся вотчиной кочевавших там вогулов (манси) и самояди (ненцев). Ни Новгород, ни суздальцы, соперничавшие за обладание Коми краем, не могли прочно закрепиться в столь удаленных местах, хотя местное население и было обложено данью.

В XIV в. быстро выросло и окрепло Московское княжество. В 1333 г. московский князь Иван Калита взял в свои руки сбор дани для Золотой Орды (так называемый “черный бор” или “черный выход”) с населения Европейского Северо-Востока: “Князь великий Иван Данилович взверже гнев свой на устюжцов и на ноугородцев, - сообщает Вычегодско-Вымская летопись, - почти устюжци и ноугородцы от Вычегды и от Печоры не дают черный выход Ордынскому царю, и дали князю Ивану на черный бор Вычегду и Печору и с тех времен князь московский почал взимати дани с пермские люди”. Устюг и контролировавшиеся из него близлежавшие земли пермян находились еще некоторое время в руках ростовских князей, которые, однако, все более утрачивали свою власть, переходя в зависимость от великих князей Московских. В 1363-1364 гг. внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович (будущий Донской) “взверже гнев на князя на ростовского Костентина и взял от тово. Устюг и пермские месты Устюгские”. Московские князья стали постепенно вытеснять новгородцев с северо-востока. Но Новгород продолжал предъявлять свои права на населенные древними коми земли.

Стефан Пермский и начало христианизации коми

Чрезвычайно важным этапом в истории коми народа стала его христианизация, т.е. распространение среди жителей Коми края христианской, православной веры. Очень важную роль сыграла христианизация и в укреплении влияния московских князей в Коми крае, в процессе вхождения Коми края в состав Русского государства.

Древние коми были язычниками. Они поклонялись деревянным идолам (кумирам), которые, как считали пермяне, обладали чудесной силой. Пермяне приносили идолам жертвы (обычно шкуры животных) и просили сделать удачной их охоту и рыбную ловлю. Кроме того, древние коми верили в лесных, водяных и других духов, почитали животных (особенно медведя), деревья и некоторые другие предметы, которые, по их представлениям, имели душу и находились в родстве с людьми.

Русские являлись христианами. По мере усиления русского влияния на Севере здесь появились православные миссионеры, которые занимались крещением местного населения - сначала в ближайших к русским опорным пунктам районах (в частности, на Лузе), а затем и в более отдаленных. Одному из таких миссионеров суждено было стать наиболее выдающимся в истории Коми края просветителем и политическим деятелем, первым епископом Пермским. Звали его Стефан.

Будущий глава Пермской епархии родился в первой половине 40-х годов XIV столетия в Устюге, в семье русского причетника церкви Святой Богородицы Симеона, уроженца г.Ростова, “отменного родителя, христолюбца, вернаго христианина”, и его супруги Марии, “также христианки”, отмечается в “Житии Стефана Пермского”. Согласно легенде, Мария была дочерью крещеного коми-зырянского торговца Дзебаса, и ей еще в трехлетнем возрасте было предсказано родить “епискупа земли Пермской. ”.

Еще ребенком Стефан был отдан учиться грамоте. “Грамоту всю освоил он менее чем за год и стал чтецом канонов в. церкви”, помогал отцу-священнику. “Превзошел он многих сверстников своих, хорошею памятию, скорым учением преуспевая и остротою ума, быстротою мысли превосходя”, - повествует биограф Стефана Пермского. “И был отрок благоразумный весьма. Пустословам, занятым делами суетными и тщеславными, не внимал, с ними общался и от всех детских повадок и игр отвращался; упражнялся только в славословии Божиим и предавался учению, изучением книг занимаясь”. “Еще в младые годы” Стефан решил посвятить свою жизнь служению Богу. Научившись в Устюге “всей грамматической премудрости и книжной силе”, он покинул отчий дом и направился в Ростов. Там в середине 60-х годов Стефан постригся в монахи в монастыре Святого Григория Богослова. Выбор его пал на этот монастырь, “называемый Затвор”, потому, что он являлся своего рода духовной школой с богатой библиотекой.

Там Стефан провел несколько лет. Он “изрядно потрудился в иноческом житии, . более же всего внимая Божественному писанию, много и часто читая святые книги и оттуда всяческую добродетель приобретая”. Стефан учился упорно, вдумчиво, неспешно, ибо “стремился до конца постичь то, о чем говорят каждый стих словес, и правильно его истолковать”. Он изучил греческий язык и много времени уделял трудам греческих авторов.

Стефановская азбука состояла из 24 букв. В качестве образца Стефан использовал буквы греческого и славянского алфавита, а также древнекоми “пасы” - знаки, изображавшиеся на различных предметах. (Некоторые ученые предполагают, что коми имели свою письменность на основе “пасов” еще до Стефана, и тот использовал ее при создании своей азбуки). Не все поддерживали Стефана в его многотрудном деле. Раздавались голоса и о неуместности составления грамоты для язычников-пермян. Но Стефан упорно трудился, и в 1372 г. работа над созданием письменности была завершена. В том же году “за многую добродетель” ростовский архиепископ Арсений рукоположил его в иеродиаконы. Стефан стал пользоваться в Ростове немалым уважением: ”Достойному его. житию удивлялись многие не только иноки, но и люди простые”. Пользуясь своей азбукой, Стефан перевел на коми язык несколько книг. В 1378 г. он “поставлен был в священники” епископом коломенским Герасимом.

В 1379 г. Стефан направился в Москву к Герасиму, являвшемуся тогда наместником митрополита (главы церкви), “дабы получить от него благословение на . доброе проповедничество” в Коми крае: “И я либо научу и обращу в христианство”пермян”, либо сложу голову свою за Христа, и за веру, и за доброе проповедывание”. Герасим благословил Стефана и устроил ему встречу с великим князем Дмитрием (Донским), который также поддержал замысел Стефана, выдал ему охранную грамоту, что придало миссии Стефана особый авторитет.

В том же 1379 г. Стефан в сопровождении охраны и обоза с книгами, церковной утварью, иконами и другими вещами прибыл к устью р.Вычегды. Вначале он крестил пермян на Пыросе (в районе современного г.Котласа), построил там небольшую церковь, а затем направился вверх по Вычегде, побывал у коми, живших на р.Вилядь и крестил их. На пути своем Стефан встретил немало сложностей. Часть пермян, “слыша проповедь веры христианской, . пожелали веровать и креститься”. Но многие коми “пожелали воспротивиться сему”, и Стефан поначалу “много зла претерпел от неверных пермян: озлобление, ропот, брань, хулу, укоры”. Проповеднику угрожали смертью, “обступали его с двух сторон и кругом с дубинами и длинными палками, желая нанести. смертельные удары”, а однажды попытались сжечь на костре. Не будь у Стефана предоставленной великим князем охраны, миссия его могла бы закончиться довольно быстро и без большого успеха.

Трудности не отвратили Стефана от намеченной цели. В 1380 г. он и сопровождавшие его люди поднялись до устья Выми. Здесь, в самом центре Коми края, на пересечении водных путей и невдалеке от древней кумирницы, были построены церковь Благовещения Богородицы и кельи. Так было положено начало современному селу Усть-Вымь. Поселившись там, Стефан стал проповедовать православие среди часто посещавших кумирницу пермян. Церковь, которую он украсил “яко невесту добру”, привлекала взоры странствующих и путешествующих. Язычники приходили сюда подивиться “красоте и доброте здания церковного”, вступали со Стефаном в беседы. Мало-помалу его терпение и красноречие стали давать свои плоды. Пермяне стали принимать правословие, а вести о деятельности Стефана разнеслись по всему Коми краю.

Узнав о происходящем, один из пермянских старейшин “сотник” Пам (Пан) собрал отряд и явился с Вишеры к устью Выми, чтобы изгнать Стефана и сжечь церковь, дабы ничто не могло соперничать с древней кумирницей коми. Но поход Пама потерпел полную неудачу; нападавшие вынуждены были сложить оружие и даже по распоряжению Стефана выкопали вокруг возвышенности, на которой стояли строения, ров, насыпали вал и построили стены Усть-Вымского городка. Многие пермяне были тогда крещены.

Вхождение Коми края в состав Русского государства (XI-XIV вв.)

Письменные источники о перми вычегодской

Одним из важнейших событий в этнокультурной, социально-экономической и политической истории коми-зырян в эпоху средневековья является их включение в социально-политическую структуру Древнерусского, а позднее - Русского централизованного государства. Основываясь на данных "Степенной книги" и "Повести временных лет", можно полагать, что уже с X-XI вв. пермь была открыта, вероятно, в н.ладожскими, а затем и новгородскими купцами-дружинниками. Судя по "Повести временных лет", в к.XI-н.XII вв. Новгород взимал дань с печоры.

Плавание по сибирским рекам

Плавание по сибирским рекам

Новгородская дань шла с севера - с низовий Северной Двины и с запада - из Заволочья, где к к.1170-х были распространены новгородские становища. Однако с возвышением в XII в. Владимиро-Суздальского княжества начинаются столкновениями м.владимиро-суздальцами и новгородцами. Позиции владимиро-суздальских князей укрепляются в связи с основанием в 1178 в устье р.Юга г.Гледена, а в 1212 г. - Устюга. К к.XII в. ряд исследователей относит начало столкновений новгородцев и ростово-суздальцев. Новгородская I летопись под 1187 сообщает об избиении печерских и югорских данников в Печере, а др.за волоком. В Софийском временнике слово "печерские" было заменено на "пермские".

Начальный этап древнерусской колонизации

Особый интерес для исследования рассматриваемой проблемы представляет Пожегское городище, расположенное на левом берегу Выми, в 2 км выше д.Жигановки Княжпогостского района Республики Коми. Оно представляет собой типичное древнерусское мысовое городище, укреплённое с трёх сторон валами и рвами, действовавшее со второй пол.XII в. до XIV в. Его площадь 1800 кв.м.

На площадке городища выявлены остатки жилых и хозяйственных построек. Среди них выделяются жилые и хозяйственные клети, дома, погреба, производственные мастерские. Наземные постройки жилой части городища - срубные, из сосновых брёвен, рубленых на углах, как правило, в однокамерные и многокамерные. В качестве подпорок-фундаментов под срубами использовались камни и плахи. Сохранились остатки наземных построек с примыкающими к ним большими ямами хозяйственного назначения.

Основным хозяйственным занятием населения городища было сельское хозяйство, пр.всего животноводство. Об этом свидетельствуют многочисленные кости домашних животных, среди которых преобладают кости крупного рогатого скота и свиньи, а вместе с ними сохранились кости лошади, овцы или козы, а также собаки. Как свидетельствуют остеологические материалы (определения Косинцева П.А.), домашние животные были мелких размеров, характерные для лесной полосы Восточной Европы. Прямые свидетельства занятий земледелием не обнаружены, но косвенным доказательством его развития является обилие костей свиньи. Важное место в хозяйстве занимали промыслы, пр.всего охота и рыбная ловля. На это указывают предметы охотничьего вооружения (наконечники стрел, копий и дротиков), кости диких животных (лося, северного оленя, зайца, бобра, белки, рыси, лисицы, песца, птицы), рыб, рыболовные крючки, грузила для сетей, крупная двузубая острога.

Пожегское городище было важным центром ремесла. На нём найдены многочисленные железные изделия, остатки кузнечного горна, шлаки. Данные металлографического анализа кузнечных изделий также свидетельствуют о развитом ремесле. Железоделательное производство базировалось на местном сырьё - болотных рудах. Варили железо в сыродутных печах. Металлографические анализы кузнечных изделий позволили выявить применение семи технологических схем, среди которых преобладают сварные, хотя встречаются изделия, изготовленные целиком из железа или стали. Преобладали технологии трехслойного пакета, косой и торцовой наварки. Использовалось железо двух сортов: мягкое и твердое, не уступавшее по твердости высокоуглеродистой стали. Сталь качественная, чистая. Широкое применение сложных сварных технологий городища является свидетельством высокого профессионального мастерства кузнецов50. Наряду с кузнечным было развито бронзолитейное, в т.ч. ювелирное ремесло. Выявлены целые производственные комплексы, отходы производства в виде сплесков меди, обрезков медных пластинок, шлаков, бракованных отливок, а также литейные формы, тигли, льячки, ювелирные инструменты, в частности, зубило, пинцет, наковальня.

Важное место в хозяйстве занимала обработка дерева и кости. При раскопках найдены топоры, тёсла, долота, сверла, скобели, ножи. Для обработки кости использовались ножи, перьевидные и лучковидные сверла. Из костяных изделий сохранились ложки, вертлюг, гребни, копоушки, пряслица, защитное кольцо для стрельбы из лука, застежки, накладки, игла, амулеты, детали упряжи, наконечники стрел и др.

Пожегское городище, занимающее важное стратегическое положение в центре Вымской земли, а также на магистральном пути продвижения русских дружинников в Зауралье, вероятно, первоначально было пр.всего опорным пунктом сборщиков дани, которые свозили её на городище, а затем вывозили в центры метрополии. Находки боевого оружия, в частности, бронебойных наконечников стрел и копий, обломков железной обкладки кинжала, фрагмента кольчуги свидетельствуют о том, что среди обитателей городища были воины-дружинники. Не исключено, что на раннем этапе городища население его было смешанным, на что указывают находки местных лепных сосудов в его ниж.строительном горизонте.

В 1230-1240-х городище расширилось, были возведены новые оборонительные сооружения. Оно постепенно превратилось в важный торгово-ремесленный и военно-административный центр, контролирующий один из участков водно-волокового пути русских дружинников в Зауралье. Кузнецы, вероятно, обеспечивали железными изделиями население не только городища, но и округи, что проявляется, в частности, в материалах соседнего Жигановского поселения. Не случайно на городище найдены предметы, связанные с торговлей,- бронзовая гирька и фрагмент весов.

На территории Прилузского района Республики Коми исследованы Лоемский могильник и поселение, которые датируются XIII-XIV вв. и также относятся к кругу памятников, связанных с русской колонизацией региона, однако принципиально отличаются от вымских и средневычегодских памятников. Могильник и поселение оставлены небольшой смешанной финно-славянской крестьянской общиной, исходной территорией обитания которой была северо-западная Русь. Вероятно, она мирно сосуществовала с местными аборигенами, известными в поздних письменных источниках как "лузская пермца".

Т.о., начальный этап древнерусской колонизации региона (XI-первая пол.XII вв.) характеризуется преимущественно торгово-промысловой деятельностью новгородских дружинников. Во второй пол.XII в. на Вычегде и Выми появляются древнерусские городища, которые первоначально являлись становищами (погостами) сборщиков дани, постепенно превратившись в ремесленно-торговые и военно-административные центры русских колонистов. Наиболее сильное древнерусское влияние в этот период прослеживается в долине Выми, что обусловлено её расположением на одном из основных путей проникновения русских дружинников в Зауралье. Появление древнерусских городищ свидетельствует о н.государственного этапа древнерусской колонизации, проводимой с целью расширения территории, получения новых источников доходов в форме дани, а также создания плацдарма для дальнейшего продвижения на север и восток - в земли, занятые воинственными уграми. Колонизация не сопровождалась переселением русских крестьянских общин в земли по Выми и ср.Вычегде, неблагоприятные для развития сельского хозяйства,.

Стихийная крестьянская колонизация

На основе имеющихся археологических источников можно предполагать, что в XIII-XIV вв. началась стихийная крестьянская колонизация земель по ниж.Лузе и, вероятно, ниж.Вычегде. Судя по материалам Лоемского поселения и могильника, в XIII-XIV вв. на территории Прилузья появляются смешанные финно-русские общины, вовлеченные в процесс крестьянской колонизации (хозяйственного освоения) районов, благоприятных для развития сельского хозяйства. Это привело к постепенной ассимиляции местного населения Ниж.Прилузья. Вероятно, к этому времени относится сложение той этнической границы м.коми и русскими населёнными пунктами по Лузе, которая сохраняется до настоящего времени. Аналогичные процессы, вероятно, происходили на ниж.Вычегде. Согласно Вымско-Вычегодской летописи, Стефан Пермский начал свою миссионерскую деятельность среди пермян на Пыросе, расположенном возле современного Котласа, и Виледи. Это позволяет предполагать, что ещё в XIV в. и по ниж.Вычегде и Виледи жили древние коми-зыряне. Памятники перми вычегодской за пределами этнической территории коми-зырян на ниж.Вычегде известны возле с.Лена Ленского района Архангельской области. В процессе древнерусской крестьянской колонизации этих районов коми население было постепенно ассимилировано.

В XIV в. (а, возможно, и раньше) началась русская земледельческая колонизация низовьев Лузы, появились русские переселенцы в низовьях Вычегды. Многие крестьяне селились и в Вятском крае (их первые селения появились там в конце XII- начале XIII вв.), и с течением времени память о древних коми, возможно, когда-то живших на верхней Вятке, осталась лишь в названии одного из местных административно-территориальных округов - Сырьянского стана (вряд ли случайно его созвучие с названиями территориальных групп коми-зырян, живших в XIV-XV вв. на Сысоле - “сырьяне” и “сиряне”). В более отдаленных от русских княжеств землях пермян - на Выми, Вашке, Сысоле, средней Вычегде - переселенцев с Руси было очень мало или не было вовсе. А Печорский край являлся вотчиной кочевавших там вогулов (манси) и самояди (ненцев). Ни Новгород, ни суздальцы, соперничавшие за обладание Коми краем, не могли прочно закрепиться в столь удаленных местах, хотя местное население и было обложено данью.

В XIV в. быстро выросло и окрепло Московское княжество. В 1333 г. московский князь Иван Калита взял в свои руки сбор дани для Золотой Орды (так называемый “черный бор” или “черный выход”) с населения Европейского Северо-Востока: “Князь великий Иван Данилович взверже гнев свой на устюжцов и на ноугородцев, - сообщает Вычегодско-Вымская летопись, - почти устюжци и ноугородцы от Вычегды и от Печоры не дают черный выход Ордынскому царю, и дали князю Ивану на черный бор Вычегду и Печору и с тех времен князь московский почал взимати дани с пермские люди”. Устюг и контролировавшиеся из него близлежавшие земли пермян находились еще некоторое время в руках ростовских князей, которые, однако, все более утрачивали свою власть, переходя в зависимость от великих князей Московских. В 1363-1364 гг. внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович (будущий Донской) “взверже гнев на князя на ростовского Костентина и взял от тово. Устюг и пермские месты Устюгские”. Московские князья стали постепенно вытеснять новгородцев с северо-востока. Но Новгород продолжал предъявлять свои права на населенные древними коми земли.

В XIV в. (а, возможно, и раньше) началась русская земледельческая колонизация низовьев Лузы, появились русские переселенцы в низовьях Вычегды. Многие крестьяне селились и в Вятском крае (их первые селения появились там в конце XII- начале XIII вв.), и с течением времени память о древних коми, возможно, когда-то живших на верхней Вятке, осталась лишь в названии одного из местных административно-территориальных округов - Сырьянского стана (вряд ли случайно его созвучие с названиями территориальных групп коми-зырян, живших в XIV-XV вв. на Сысоле - “сырьяне” и “сиряне”). В более отдаленных от русских княжеств землях пермян - на Выми, Вашке, Сысоле, средней Вычегде - переселенцев с Руси было очень мало или не было вовсе. А Печорский край являлся вотчиной кочевавших там вогулов (манси) и самояди (ненцев). Ни Новгород, ни суздальцы, соперничавшие за обладание Коми краем, не могли прочно закрепиться в столь удаленных местах, хотя местное население и было обложено данью.

В XIV в. быстро выросло и окрепло Московское княжество. В 1333 г. московский князь Иван Калита взял в свои руки сбор дани для Золотой Орды (так называемый “черный бор” или “черный выход”) с населения Европейского Северо-Востока: “Князь великий Иван Данилович взверже гнев свой на устюжцов и на ноугородцев, - сообщает Вычегодско-Вымская летопись, - почти устюжци и ноугородцы от Вычегды и от Печоры не дают черный выход Ордынскому царю, и дали князю Ивану на черный бор Вычегду и Печору и с тех времен князь московский почал взимати дани с пермские люди”. Устюг и контролировавшиеся из него близлежавшие земли пермян находились еще некоторое время в руках ростовских князей, которые, однако, все более утрачивали свою власть, переходя в зависимость от великих князей Московских. В 1363-1364 гг. внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович (будущий Донской) “взверже гнев на князя на ростовского Костентина и взял от тово. Устюг и пермские месты Устюгские”. Московские князья стали постепенно вытеснять новгородцев с северо-востока. Но Новгород продолжал предъявлять свои права на населенные древними коми земли.

Вы находитесь на старой версии сайта! Информация здесь не обновляется. Перейдите пожалуйста на новый, удобный сайт!


Коми край в XIV-XV веках

Спорная территория

Вхождение Коми в состав России было длительным и сложным процессом, состоявшим из нескольких этапов. В течение нескольких веков на территорию Коми края претендовали различные соперничавшие между собой силы: Новгородская земля, Ростово-Суздальское княжество и вогульские княжества. Ни одна из этих сил не смогла установить свою власть над всей территорией Коми. Ростово-Суздальское княжество пыталось контролировать юго-западную часть Коми края (Луза, низовья Вычегды, Малая Северная Двина), Новгородская земля – северную (Удора, Вымь и прилегающую к ее устью часть среднего течения Вычегды), вогулы – восточную (верхняя Вычегда и низовья Сысолы). А юго-восточная часть Коми края (верхняя Сысола) была довольно тесно связана с Прикамьем, Пермью Великой, откуда в Присысолье и некоторые другие районы длительное время шел приток переселенцев, близких по языку местному населению.

В сущности, упомянутые попытки контроля за территорией сводились к эпизодическим появлениям (набегам) вооруженных отрядов, собиравших дань (а фактически грабивших) в отдельных местностях Коми, причем нередко эти походы кончались неудачей. Реальной постоянной власти ни Новгорода, ни Ростова (не говоря уже о вогулах) ни во всем Коми крае, ни в отдельных его районах не существовало. Несколько более преуспело в укреплении своей власти Ростово-Суздальское княжество, но и то лишь на территории, находившейся поблизости от г. Устюг, тем более что в определенное соперничество с ростово-суздальцами за влияние на Прилузье со временем вступили вятичи, также совершавшие набеги в эту местность (а также на Сысолу, т.е. на южную часть Коми). Ни одна из противоборствовавших сил не смогла объединить под своим, даже номинальным, контролем весь Коми край. Он не был единым, его составные части (районы расселения различных территориально-племенных групп коми) управлялись местной племенной знатью.

Для всех трех основных сил (Новгородская земли, Ростово-Суздальское княжество, вогулы), имевших намерение подчинить себе Европейский Северо-Восток и, в частности, местности, населенные коми народом, эта территория была весьма отдаленной, располагавшейся на самой окраине их владений. В условиях постоянно шедшей острой борьбы за первенство между различными региональными центрами власти и на Руси, и в Зауралье, опасности нападений внешних врагов ни Новгород, ни Ростов, ни разрозненные вогульские княжества не имели возможностей осуществить свои намерения по контролю за Коми краем в той мере, в какой они (особенно новгородцы) это декларировали.

Слово князя Калиты

Здесь Москва обосновалась

Русский и коми – братья навек

Вхождение Коми края в Московское государство не встретило сопротивления среди коми, поскольку, во-первых, коми имели давний опыт проживания по соседству с русским крестьянством, и между ними издавна происходил взаимообмен методами ведения хозяйства, а с вхождением в Московское государство еще более культурно-хозяйственные связи между коми и русскими усилились. Не случайно исторические источники не сохранили никаких сведений о конфликтах между коми и русским населением региона на национальной почве. Во-вторых, Москва предприняла меры для того, чтобы территория расселения коми народа перестала быть ареной разорительной для местных жителей борьбы между княжествами, оказалась более надежно защищена от нападений соседних кочевых племен.

Таким образом, в 2013 г. исполняется 650 лет со времени вхождения Коми в состав России. Участники круглого стола считают целесообразным торжественно отметить эту важную историческую дату и поручают оргкомитету симпозиума обратиться с соответствующим предложением к органам государственной власти Республики Коми.

Пермь Великая (Пермское княжество) — это историческая область и средневековое коми-пермяцкое княжество на Верхней Каме, в междуречье Камы, Колвы, Вишеры и Язьвы. Его межплеменным центром была Чердынь, резиденцией верховного князя — Покча, духовный центром – Искор. Археологически княжество располагалось на территории родановской культуры. Оно находилось в зависимости от Московского княжества и формально до 1472 года подчинялось Новгородской республике.

Предыстория

Главным первоисточником по истории включения Коми в состав русского государства является Вычегодско-Вымская летопись.

Вычегодско-Вымская летопись – это единственный сохранившийся до нашего времени летописный свод, созданный на территории Коми. Ее авторами были усть-вымские церковнослужители.

Прикамье лежало на пересечении торговых путей. По мнению А. С. Лобановой и П. А. Корчагина Чердынь, располагалась на перекрёстке водно-волоковых путей.

Большинство историков считают, что первоначальным идентифицированным населением западного Урала следует считать разные финно-угорские народы, относящиеся к уральской языковой семье. Во время Великого переселения народов на территории Приуралья появляются тюркские племена.

Готовые работы на аналогичную тему

Археологически Пермь Великая относилась к Родановской культуре (IX—XV вв.). Ее металлургическим центром было расположенное вблизи современных Березников поселение, археологам известное как Чашкинское. Оно существовало в IX—XIII веках. В послемонгольский период металлургическими центрами в Прикамье были расположенные в бассейне Зырянки селища Пермяково, Абрамово и городище Семино.

Пермская земля в составе Новгородской республики (XII — начало XV веков)

В XIII веке нашествие монголов разгромило Волжскую Булгарию и большинство русских княжеств. Множество беженцев разных народностей нашли приют в спокойной и малозаселённой Пермской земле, защищённой лесами и болотами.

Проникновение русских в Прикамье (XIII—XIV века)

В XIII—XIV веках Прикамье использовали владимиро-суздальские (а позднее и произошедшие от них московские) князья как транзитную территорию. В среднем Поволжье и низовьях Камы с X века располагалось мусульманское тюркоязычное государство Волжская Булгария. Существует версия, что в Верхнем Прикамье в XI веке существовали булгарские фактории, но она не принята всеми историками. При раскопках археологических памятников родановской культуры найдено мало предметов булгарского происхождения. Булгарская керамика составляет менее 1 % от массы керамических изделий в родановских поселениях Северного Прикамья.

Несмотря на то, что большая часть археологических памятников верхнего Прикамья (поселений и могильников) была обнаужена в дореволюционный период, ученый Л.Д. Макаров сделал вывод, что в XI веке в регион шёл активный поток предметов. Например, около Чермоза найдены обломок каролингского меча и фрагмент рукояти древнерусского меча.

Читайте также: