Доклад подготовка к огэ по биологии

Обновлено: 07.07.2024

Задача учителя заключается не только в том, чтобы дать ученику прочные хорошие знания, но и помочь ему в будущем стать успешным человеком. Стиль работы педагога должен быть построен таким образом, чтобы вовлекая учеников в активную творческую деятельность, участники процесса обучения взаимодействуя друг с другом, строили диалог и самостоятельно получали знания.

Одним из основных направлений образования, является подготовка учащихся к итоговой аттестации.

Когда необходимо начинать подготовку к ОГЭ? Считаю, что этим нужно заниматься постоянно, из урока в урок, с самых первых уроков биологии в 5 классе. Ведь за один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. А вот с начала девятого класса необходимо переходить к детальному повторению.

Подготовка к ОГЭ – это каждодневная кропотливая, хорошо продуманная система работы учителя на уроках и во внеурочное время.

Не секрет, что часть школьников могут добросовестно заучить материал, но сразу начинаются проблемы, когда требуется не просто пересказ материала, а осмысление, понимание биологических процессов.

Для устранения этого недостатка и следует использовать различные приемы, технологии активизирования мыслительной деятельности учащихся.

Успех выполнения аттестационной работы во многом зависит от знания алгоритма выполнения некоторых заданий, представленных в КИМах ОГЭ. Например, задание, в котором необходимо вставить в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения, начинаю использовать с 5 класса. Но так как у учащихся еще не до конца сформированы общеучебные умения, составляю тексты, используя параграф учебника, в старших классах применяю тексты КИМов. Использую данное задание как на этапе повторения, так и на этапе контроля. Например:

5 класс

Клетки бактерий, грибов и растений, кроме мембраны имеют еще и ___________(А). Полужидкое содержимое клетки_____________(Б). В ней находятся различные ____________(В). Генетический аппарат-важнейшая часть клетки. В клетках растений, животных и грибов генетический аппарат окружен мембраной и называется __________(Г). В нем расположены носители наследственной информации о клетке и организме в целом______(Д).

1) Вакуоли 2)Цитоплазма 3)Клеточная мембрана 4)Ядро 5)Хромосомы 6)Клеточная стенка 7)Органоиды

9 класс

В растительных клетках содержатся овальные тельца зелёного цвета — ___________ (А). Молекулы ___________ (Б) способны поглощать световую энергию. Растения, в отличие от организмов других царств, синтезируют ___________ (В) из неорганических соединений. Клеточная стенка растительной клетки преимущественно состоит из ___________ (Г). Она выполняет важные функции.

1) хромопласт 2) вакуоли 3) хлоропласт 4) хлорофилл 5) митохондрии 6) целлюлоза 7) гликоген 8) глюкоза

Отрабатывая знания терминов и понятий, составляю биологические диктанты, которые использую также на разных этапах урока. Эта форма проверки знаний стимулирует учащихся тщательно усваивать биологичеcкую cимволику, терминологию, устанавливать соответствия, сопоставлять факты и явления, биологические процессы. Причем данный вид работы может быть использован не только на этапе актуализации знаний, но и в виде рефлексии на протяжении урока (приложение).

Эффективна технология проблемного обучения, когда в начале урока озвучивается проблемный вопрос, который необходимо решить. Проблему можно решать по-разному, но особенно ценно, когда учащиеся работают с информацией самостоятельно. Здесь особенно удачно применение кейс-технологии.

Кейс-технология заключается в предоставлении обучающимся описания ситуации, содержащей проблему, способной спровоцировать дискуссию, активное обсуждение. Ученикам предлагается на основе имеющихся знаний и изучения дополнительных источников информации проанализировать ситуацию, разобраться в проблеме, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. Применение кейс-технологии в обучении позволяет преподавателю реализовать проблемное обучение. Два студента оперируют лягушку. Они все время смачивают обнаженные внутренние органы лягушки солевым раствором и, тем не менее, через некоторое время эти органы начинают сморщиваться и лягушка гибнет. Почему гибнет лягушка?

(Заглянув в учебник, студенты обнаруживают, что концентрация солевого раствора взята неверно. 9% раствор вместо нужных 0,9% раствора)

Как элементом проблемного обучения и развития системного мышления с 8 класса пользуюсь техникой составления диаграммы Исикавы.

Сама диаграмма представляет собой график, на основе которого становится возможным исследовать и определить основные причинно-следственные связи факторов и последствий в интересующей проблеме или ситуации. Диаграмма Исикавы считается превосходным средством визуализации и организации знаний, упрощающих понимание и диагностику проблем и процессов.


Уже с 7 класса применяю все формы заданий, которые встречаются в КИМах на ГИА в 9 классе. Тематические контрольные работы разрабатываю с учетом структуры КИМ.

Нет единственного и готового пути в подготовке учащихся к итоговой аттестации. Работа учителя, пытающегося решить эти вопросы, должна быть многогранной. Это и использование различных форм, методов, приемов, и дифференцированный подход в преподавании предмета. Систематическая продуманная работа с подбором эффективных средств обучения дает свои результаты.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ИСМАИЛОВ ШАМИЛЬ МАГОМЕДОВИЧ

ВЕРХНЕЕ ГАКВАРИ – 2016 г.

Биология является одним из востребованных предметов для сдачи экзамена по выбору в формате ОГЭ, наравне с такими предметами, как обществознание , география, физика.

Особое внимание уделяется подготовке учащихся 9 классов.

При подготовке учащихся к итоговой аттестации внимательно знакомлюсь с нормативными документами, определяющими экзамен в новой форме, обращаю внимание не только на демонстрационный вариант, но и на содержание спецификации и кодификатора.

Направления работы при подготовке к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ

1.Первое направление это внеурочная работа с учащимися на консультациях, по заранее составленному графику.

В рамках консультаций весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбиваю на крупные темы на основе кодификатора.

В последнее время учащиеся и их родители понимают ответственность сдачи экзамена и стараются посещать консультации. Хотя некоторые дети не всегда посещают. постановки проблемы, на диагностические функции задания. По этому поводу провожу разъяснительную работу с родителями учащихся.

2. Второе направление это работа на уроках. При организации повторения планирую уроки с обязательным повторением содержания разделов курса, пройденных в предыдущие годы. Так же я провожу различные формы текущего контроля, используя задания, аналогичные заданиям ЕГЭ и ОГЭ. Основной акцент при проверке уделяю направлению на выявление следующих умений: обосновывать биологические процессы и явления, доказывать единство и развитие органического мира; сравнивать наследственность и изменчивость организмов; определять нормы здорового образа жизни, поведения человека в природе; просчитывать последствия глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязи строения и функций на уровне клеток, тканей, систем, целостного организма и экосистемы; находить причинно-следственные связи в природе; формулировать выводы на основе знаний, полученных на уроках биологии.

3.Третье направление в процессе подготовки учащихся является систематическая работа непосредственно с тестовыми заданиями. В первую очередь отрабатываю и закрепляю знания и умения базового уровня. Для этих целей использую тесты, созданные мной и другими учителями-биологами, авторские разработки, а так же материалы, рекомендованные ФИПИ.

Для подготовки к итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов я использую различные учебные пособия, а так же пользуюсь материалами различных сайтов.

Наиболее удобны, на мой взгляд, тесты сайта ФИПИ, решу ЕГЭ И ОГЭ, которые наиболее полно проверяют весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче ОГЭ (уровень обязательной подготовки).

Доклад на тему:

Одной из самых актуальных проблем для современного учителя является подготовка выпускника к Государственной итоговой аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (ОГЭ). Подготовка к итоговой аттестации учащихся – важная, планомерная и согласованная деятельность всех участников образовательного процесса.

Для того, чтобы подготовиться и успешно сдать этот экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную его структуру и особенности тестовых заданий. Варианты заданий по биологии и географии предполагают знания у выпускников базового и повышенного уровня, предусмотренных современным образовательным стандартом и программами по биологии, географии рекомендованными Министерством образования РФ.

Аттестационная работа требует от выпускников умения сравнивать объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировки основополагающих теорий , проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, чётко и ясно формулировать свои выводы и ответы.

Перед учителем стоит вопрос: с чего начинать и когда начинать подготовку к итоговой аттестации. С самых первых уроков биологии в 5 классе в структуру урока необходимо вводить тестовый материал аналогичного содержания, который поможет сформировать у учащихся вышеперечисленные умения.

Подготовкой необходимо заниматься постоянно, то есть из урока в урок. За один год подготовки высоких результатов добиться невозможно.

Также нужно обращать внимание на практическую направленность курса.

Все таблицы, рисунки, схемы должны быть рассмотрены и изучены (целенаправленная работа с учебником), так как многие школьники не могут работать по рисункам.

На уроках, при прохождении любой темы, в любом классе материалы для закрепления беру из сборников и ОГЭ.

При организации и подготовки, обучающихся к ОГЭ выделяю следующие направления деятельности:

1. Ознакомление обучающихся со структурой и содержанием КИМа.

2. Планирование индивидуальной подготовки обучающихся, устранение пробелов в знаниях.

3. Диагностика уровня предметных результатов, готовности к выполнению экзаменационной работы

А также знакомлю с распределением заданий экзаменационной работы по содержательным блокам и заданиями по видам проверяемых умений и способам действий. То есть объясняю, что они должны знать, уметь, понимать, называть, характеризовать, планировать.

Подробно объясняю систему оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом.

Говорю о продолжительности экзамена по биологии, выделяю при этом, что на выполнение каждой части экзаменационной работы обучающийся должен спланировать свое время таким образом, чтобы вовремя закончить свою работу.

Планирование индивидуальной подготовки обучающихся, устранение пробелов в знаниях реализую путем:

- проведения тематических консультаций

- подбора дидактических материалов

Планирование индивидуальной подготовки с обучающимися позволяет продиагностировать знания и навыки через:

1. Использование типовых контрольных работ

2. Использование КИМ

Провожу инструктажи с обучающимися:

-напоминаю о правилах поведения в аудитории;

- объясняю ход работы с КИМ (главное, напоминаю о том, что необходимо внимательно читать задания!);

- знакомлю с основными правилами заполнения бланков ЕГЭ (для тренировки заполнения можно использовать черновики бланков).

Для успешной сдачи ОГЭ учащийся должен освоить определённый алгоритм выполнения заданий ещё в 8 классе, чтобы иметь 2 года на их совершенствование, например, умение по усвоенному алгоритму составлять простой план рассказа;

Свою работу по подготовке учащихся чётко планирую по времени, чтобы успеть выполнить намеченное и уже с апреля месяца выполнять только тренировку тестов;

При организации самостоятельного домашнего повторения при подготовке к ОГЭ предпочитаю составление схемы, таблиц, а не конспекта темы. При составлении схемы и таблицы учащийся не только анализирует содержание темы, но и структурирует, выстраивает взаимосвязи данного материала с остальным, имеющимся в теме.

Усвоение теории и сформированности навыков и умений по выполнению конкретных учебных задач должна быть на строгом постоянном контроле у учителя

Практика показывает, что круг проблем, возникших при подготовке к экзаменам, следующий:

Во-первых, это откровенный саботаж части учащихся – нежелание работать как на уроке, так и дома.

Во-вторых, недопонимание учащимися и их родителями серьёзности проблемы.

В-третьих, лень мыслить, примитивность мышления, узость кругозора большинства учащихся в связи с низким уровнем начитанности.

В-четвёртых, невнимательное чтение тестовых заданий, излишняя спешка при их выполнении.

Я считаю, что решить проблему с подготовкой к ОГЭ можно только всем миром: в союзе с родителями. Кроме того, развивать коммуникативные умения нужно и необходимо всем учителям-предметникам включиться в работу по совершенствованию навыков работы, учащихся с текстом – особенно учебным и справочным.

С учениками постоянно проводятся беседы о необходимости дополнительных занятий, о серьезном отношении к экзаменам, о пропусках уроков, об успеваемости.

Существуют проблемы с некоторыми учащимися, слабо усваивающие материал, недостаточно серьёзно готовящиеся к экзаменам. В 9-х классах опасения вызывают СамадовойИ., Шугаибовой З., Лабазанова П., Джаливова Дж. Возможно, будут трудности на экзамене у Умарова И., Мамаевой К. которые не приходят на консультации и не готовятся к учебным занятиям.

Гарантией успеха для сдачи экзаменов в 2018 году является уверенность в собственных силах. Для этого необходимо чтобы старшее поколение обеспечило своим детям здоровый сон, нормальное питание и достаточное количество свободного времени для изучения необходимого материала

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.

Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к экзамену в новой форме, основной задачей которого является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования.

Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому наша позиция – учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя в системе подготовки к ОГЭ по биологии, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.

Основной государственный экзамен стал частью профессиональной жизни учителя – словесника. Один из существенных факторов успеха Основного государственного экзамена обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче ОГЭ по биологии.

Поэтому учитель обязан учиться:

-посещать курсы по подготовке к ОГЭ, где квалифицированные специалисты рассказывают о предстоящих испытаниях, проводят полезные практикумы;

- перенимать опыт у других учителей

- изучать имеющиеся образовательные стандарты; знать, что такое кодификатор, спецификация;

- знать критерии оценивания.

Отсюда и актуальность подготовки учащихся к экзамену по биологии, ведь на ОГЭ по биологии даже отличники выполняют правильно (в среднем) 80% заданий. Основная проблема кроется в том, что изучение биологии по школьной программе и подготовка к ОГЭ по - это не одно и то же!

Ежегодно во время сдачи ОГЭ по биологии у выпускников в РФ прослеживаются одни и те же проблемы.

Перед учителем стоит вопрос: с чего начинать и когда начинать подготовку к ОГЭ? Считаю, что этим нужно заниматься постоянно, из урока в урок, с самых первых уроков биологии в 5-6 классах. Ведь, за один год подготовки высоких результатов добиться невозможно.

Не секрет, что часть школьников, даже те, кто приходит из начального звена с хорошими оценками, могут добросовестно заучить материал, т. к. память у них хорошая, объем предлагаемого пока невелик, но сразу начинаются проблемы, когда требуется не просто пересказ, а осмысление, понимание биологических процессов.

Результаты экзаменов показывают, что наиболее трудным является задание на соотнесение одного элемента с другим и на установление последовательности процессов или явлений.

Большое внимание уделяю выполнению заданий с рисунками, что заставляет школьников более серьезно относиться к иллюстрациям учебника, использовать их не только для конкретизации учебного материала, но и в качестве дополнительного источника знаний.

Многие утверждают, что задания в форме ОГЭ не способствуют развитию речи учащихся. Я с этим не согласна, ведь задания уровня С и направлены на проверку умения выпускников строить монолог, доказывать своё мнение, рассуждать.

Я практикую зачёты, где от каждого ученика стараюсь добиться осознанного, осмысленного устного изложения зачетных тем; провожу семинары, к которым ребята готовят устные ответы на предложенные заранее вопросы (раздаю листы с вопросами в качестве домашнего задания), и чаще всего семинары проходят в форме дискуссии, а тут и развивается речь детей.

В системе подготовки к ОГЭ большое значение имеет самостоятельная домашняя работа с тестовыми заданиями. Для этого раздаю индивидуальные дидактические карточки, использую рабочие тетради на печатной основе. Ученикам, имеющим дома компьютер и выход в интернет, по электронной почте рассылаю тексты домашней работы. Проверку заданий провожу либо фронтально на уроке, либо собираю тетради для проверки и исправляю ошибочные ответы, а ученики при этом получают возможность провести работу над ошибками.

С целью подготовки учащихся к ОГЭ я более широко стала применять тестовые формы контроля по всем курсам биологии, используя многообразный дидактический материал, который накапливается и обновляется ежегодно.

Все текущие и тематические контрольные работы провожу в тестовой форме, приближенной к ОГЭ, с заданиями трёх уровней (А, В, С). В контрольные работы включаю и задания на ранее пройденный материал, который при изучении предыдущих тем вызвал затруднения.

Успех на ОГЭ во многом зависит и от организационной подготовки, от того насколько выпускники информированы о технологии проведения экзамена.

Недостаточное развитие у учащихся умений строго следовать инструкциям к заданиям. Недостаточная психологическая подготовка учащихся и их родителей к сдаче ОГЭ. (слайд) Поэтому провожу беседы с учениками, родителями о процедуре ОГЭ, знакомлю с нормативно-правовой документацией, регламентирующей проведение экзамена, официальными Интернет-ресурсами информационной поддержки ОГЭ.

Читайте также: