Доклад индивидуальный подход в обучении

Обновлено: 02.05.2024

Выдающийся советский психолог и педагог П. П. Блонский на вопрос, чем отличается хороший учитель от плохо, если знание предмета и методики его преподавания у обоих примерно одинаково, отвечал, что для хорошего учителя все ученики разные, одинаковых нет, а для плохого учителя все ученики одинаковы. Чтобы воспитать учителя, считал П. П. Блонский, нужно научить его видеть индивидуальные особенности учеников, замечать, чем каждый из них отличается от всех остальных.

Сущность принципа индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей.

Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. В результате этого создаются педагогические характеристики учащихся, отражающие состояние их речи, внимания и памяти, темпа работы и общей работоспособности, уровень развития логического мышления, пространственной ориентировки, двигательной и эмоционально-волевой сферы. Опираясь на эти данные, учитель намечает ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым учеником и разрабатывает для их решения систему педагогических мер для применения в условиях фронтальной работы с классом, а в отдельных случаях — индивидуальной дополнительной работы.

Прочность усвоения учащимися знаний достигается путем систематического выполнение упражнений, во время которых закрепляются и совершенствуются умения и навыки. Существует несколько видов специальных упражнений (установочные, тренировочные, упражнения в умственных и сенсорных действиях, которые подбираются в зависимости от этапов формирования умений и навыков.

Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления связи между пройденным и новым. Самостоятельно установить такие связи учащиеся, как правило, не могут или делают это неправильно.

Наряду с повседневным повторением целесообразно проводить итоговые повторения, имеющие целью систематизировать и обобщать усвоенные знания по теме или разделу. Одним из показателей прочности знания является умение применять их при решении учебных и практических заданий. Поэтому в процесс повторения следует включать также упражнения на применение знаний.

Индивидуальный подход - принцип педагогики; подход к обучаемому с учетом конкретных индивидуальных его особенностей.

Организуя индивидуальный подход на уроках, педагог должен помнить, что таким образом он способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания.

Какова же технология индивидуального подхода? По мнению Я. И. Ковальчук технология индивидуального подхода включает в себя несколько взаимосвязанных этапов:

3. Пролонгировав все условия, педагог намечает задачи, методы и формы работы с каждым учеником в отдельности.

4. После глубокого анализа можно приступать к реализации намеченных целей. Самый важный этап – осуществление запланированной работы на уроках, в общении, в игре, в повседневной жизни.

Необходимо помнить, что такая работа должна вестись постоянно, с течением времени могут меняться факторы, воздействующие на ребенка и развитие личности, поэтому данная технология не догма, а динамичная система.

Характеристика игр с готовым содержанием и правилами. У каждого народа имеются игры, которые в течение веков создавались взрослыми для детей, а некоторые и самими детьми. Те и другие передавались.

Характеристика общего недоразвития речи ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Характеристика ОНР по Левиной: ОНР– это такая форма аномалии, под которой следует понимать нарушение всей речевой.

Характеристика на воспитанника ДОУ (младший возраст) Число, месяц, год рождения: Адрес регистрации ребенка: Адрес проживания ребенка: Забелинский Артем поступил в МДОУ на основании путевки.

Конспект НОД по формированию обобщающего понятия в средней группе 1. Тип: ознакомление с новым материалам. 2. Возрастная группа: средняя. 3. Тема: формирование обобщающего понятия- инструменты. Программное.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Усвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР

Усвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР Усвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР При развитии фонематического восприятия дети с речевыми нарушениями, вслушиваясь в звуки речи,.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Доклад. Индивидуальный подход. doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОСЁЛКА СПУТНИК

МОЖАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Индивидуальный подход к обучению

младших школьников

в личностно-ориентированной

системе образования

(Выступление на районном семинаре)

Гурко Светлана Алексеевна

учитель начальных классов

Цель работы – рассмотреть специфику индивидуального подхода в обучении детей младшего школьного возраста.

Теоретически обосновать значение и роль индивидуального подхода в обучении детей младшего школьного возраста.

Раскрыть роль педагога в осуществлении индивидуального подхода.

Начало теоретическому уровню разработки вопроса индивидуального подхода к обучающимся в обучении положил К.Д. Ушинский. Ему принадлежит идея осуществления индивидуального подхода в условиях коллективной работы, которая и сейчас остается отправной, основополагающей в педагогике, а также идея сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы. Для лучшей организации обучения педагог предлагает объединить детей, отличающихся одними и теми же способностями, в небольшие группы - своеобразный прототип современного дифференцированного обучения.

Принцип индивидуального подхода к обучению

Одним из важнейших принципов организации учебного процесса является использование индивидуального подхода в обучении.

Политика нашего государства в области образования ставит перед школой задачи повысить качество обучения и обеспечить более высокий уровень научного преподавания каждого предмета.

Качество обучения во многом зависит от учителя и от его умения найти подход к учащимся, заинтересовать своим предметом, суметь привлечь всех к активной работе, развить их интересы и творческие способности.

Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями:

свойствами памяти, способностями к размышлению, имеет свой уровень темперамента и усидчивости, свои собственные интересы и приоритеты. Это приводит к тому, что не все учащиеся одинаково успешно усваивают материал, овладевают знаниями и приобретают необходимые навыки. Поэтому, для того, чтобы максимально раскрыть способности каждого ученика, в процессе обучения необходимо применять индивидуальный подход.

Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.

В чем же сущность данного принципа?

При изучении ребенка необходимо понять, что он представляет из себя сегодня, каким был раньше и чего можно ожидать от него завтра. То есть нужно проследить историю развития ученика и увидеть в ней перспективы. Именно в этом кроется секрет успеха индивидуального подхода в обучении учащихся.

Метод индивидуального подхода

Итак, основные мотивы разработки и практического применения методов индивидуального подхода это:

1. Понимание, что для успешного обучения необходимо найти подход к каждому ученику.
2. Осознание, что пришло время заменить неэффективный способ вербальной передачи знаний на системный подход, дающий возможность ребенку принимать деятельное участие в процессе.
3. Возможность разработать учебный процесс, как форму совместной работы учителя и ученика и получить хорошие результаты обучения.

Индивидуальный подход к каждому учащемуся — это один из современных методов повышения качества обучения, при котором учитель контролирует знания каждого ребенка и может, в зависимости от индивидуальных способностей ученика принимать меры по их улучшению.

Метод индивидуального подхода предполагает:

создание доверия и взаимопонимания между учителем и учеником;

использование разнообразных форм общения, особенно диалога;

учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;

обогащение собственного опыта детей;

поощрение и стимулирование учеников к выбору домашних заданий и способов их выполнения;

Технология образования индивидуальной направленности в обучении

Для успешного обучения с индивидуальной направленностью необходимо:

Современный учитель должен не столько учить, сколько пробуждать желание ребенка участвовать в процессе обучения и наблюдать, насколько успешно идет получение новых знаний и навыков. В этом и состоит главная цель индивидуального подхода к обучению.

Организация индивидуальной работы учителя с детьми

Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов. Эта работа делится на несколько этапов :

1.Изучение индивидуальных особенностей учащихся – и физических ( здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье.

Для этого используются личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, а также идёт опора на результаты обследований, проводимых нашими психологами.

2.Выделение отдельных групп учащихся, отличающихся:

- различным уровнем усвоения материала на данный момент;

-уровнем работоспособности и темпом работы;

-особенностями восприятия, памяти, мышления;

-уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.

Они отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитие. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания в ущерб остальным.

Эти дети более всего устраивают учителя, с ними мало хлопот. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.

3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.

Чтобы разнообразить учебные будни, учителя обычно используют различные формы и жанры урока.

2. Наиболее удобное средство работы – это карточки.

Русский язык

1группа. Вставить пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные слова. Запиши.

В…лна, в..сна, д..мишко, Волнистый, волноваться,

л..сной. с..оновый, в..дичка. волны, вёсла, домище,

весенний, домовой, дом,

лесок, лес, сосны, вода,

2 группа. Вставь пропущенные буквы, используя алгоритм. Запиши проверочные слова.

х-дить- 1. Прочитай слово.

сл-ды- 2. Поставь ударение.

в-да - 3. Выдели корень.

б-да - 4. Измени слово или подбери однокоренные, найди

в-лна - проверочные слова.

5. Напиши слово, вставь букву.

6. Обозначь орфограмму.

3 группа. Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова.

2.Использую в работе задания с разной степенью помощи или с разными инструкциями.

Задание. Даны слова:

Леса, круг, гроза, столб, трава, пятно, год, плуг, дуб, стрела.

1группа. Распредели слова по двум группам. В одну выпиши слова с безударной гласной, в другую- слова с проверяемыми согласными.

2 группа. Распредели слова с разными орфограммами на 2 группы.

3 группа. Распредели слова на две группы.

1 группа. Повествовательное.

2 группа. Вопросительное.

3 группа. Побудительное.

1 группа. Соедини текст задачи с нужным выражением.

У Вити 2 кассеты с мультфильмами, а у Кати на 3 кассеты больше, чем у Вити. Сколько кассет у Кати?

2 группа. Составь выражение к задаче.

Ширина ленты 9 см. Это на 7см больше, чем ширина тесьмы. Какова ширина тесьмы?

3 группа. Составь выражение. Придумай свою задачу к выражению.

В среду Митя выучил 2 стихотворения, а в четверг – на 3 больше. Сколько стихотворений Митя выучил в четверг?

3. Для уроков обобщения изученного материала широко использую такую известную форму обучающего контроля, как зачёт. На зачёте можно пользоваться всем: тетрадью, учебником, памятками, советами консультантов. Проводить зачёт можно начинать со 2 класса, причём в каждый из уроков-зачётов добавлять элемент новизны. Проводя зачёт впервые, всю подготовку к зачёту берёт на себя учитель:

- составление вопросов, подбор практического материала, оценивание и организацию работы на уроке.

Постепенно подключаю к работе по подготовке и проведению зачёта учащихся: они готовят вопросы, подбирают материал для практической части, сами выступают в роли консультантов и экспертов, проводят самооценку деятельности на уроке.

К окончанию 3 класса готовят и проводят зачёт сами учащиеся.

Структура уроков с индивидуальным подходом к обучению

2. Обзор нового материала — учащимся предоставляется необходимый минимум основных знаний. Нужно, чтобы дети как можно быстрее могли перейти к самостоятельной работе, поэтому время на эту часть ограничено.

Учитель: вычленяет основную информацию по теме и преподносит ее в максимально понятной и удобной для запоминания форме. Должен быть готов объяснить повторно и оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Ведет информационный монолог, отвечает на возникающие вопросы, дает инструктаж.

3. Практика под руководством учителя или тренинг-минимум — необходим для первичного закрепления материала. На этом этапе нарабатывается навык решения типовых задач и устраняются возникающие ошибки. Учитель ведет эвристический монолог с учащимися, моделирует проблемные ситуации, при необходимости отвечает на вопросы.

4. Изучение нового материала (дополнительный объем) и самостоятельная практика учеников. Этот этап отличается тем, что разным ученикам нужен разный объем дополнительного материала. Учитель должен разбить класс на пары или на группы по изучению вопроса и организовать их работу. В обмене мнениями выступить посредником, проверить насколько дети усвоили новый материал, при необходимости оказать помощь.

Организация класса сильно меняется по мере прохождения учебного материала. Первые уроки обычно усваиваются достаточно легко и класс делится на две группы. В дальнейшем сложность восприятия материала возрастает и почти все ученики оказываются в группах разных типов. Учитель ведет диалог с классом, моделирует различные ситуации, проводит опрос и выставляет оценки. При необходимости повторяет объяснения и дает инструктаж.

5. Ученики проверяют себя и дают самооценку своим успехам. Учитель ориентирует школьников на применение индивидуальных эталонов. Учащие должны сравнивать себя не с другими учениками, а самого себя с самим собой и учитывать насколько они сами продвинулись в понимании материала и усвоили новое.

6. Итог занятия — определение соответствия замысла учителя с полученными результатами (знание и понимание изученного материала, применение его для решения задач, анализ пройденного, оценка).

7. Домашнее задание. Домашние задания также необходимо давать индивидуально, учитывая уровень знаний и способностей каждого ученика. Сильным учащимся нужно предлагать задачи, для решения которых придется творчески осмыслить и применить полученные на уроке знания. Слабые ученики в первую очередь нуждаются в приобретении умений и навыков, необходимых для решения простых задач, и только после этого им можно увеличивать количество творческих заданий.

8. Обобщающее повторение пройденного материала — этот этап помогает учащимся увидеть тему полностью и систематизировать полученные знания.

9. Контроль за усвоением полученных учащимися знаний — проведение тестов, самостоятельных и контрольных работ для всего класса и для отдельных учеников. На этом этапе задания делятся по уровню: базовый (минимальный), общий, продвинутый уровень.

10. Коррекция — поиск допущенных ошибок и их исправление. Ученики, отлично усвоившие тему, могут решать сложные и нестандартные задачи, или помогают другим найти ошибки и понять их причины.

Так как система проведения занятий выстраивается учителем для достижения определенных учебных целей, то при конкретной работе с классом некоторые из приведенных этапов можно объединить в один. Также может меняться время, отведенное на прохождение каждого этапа. Но следует помнить, что исключение любого из этапов занятия может привести к снижению результата обучения.

Очень важно правильно провести процедуру оценивания, которую необходимо четко пояснить ученикам перед началом работы. При этом нужно оговорить возможные уровни выполнения работы и требования, соответствующие каждому уровню, а также определить, какие именно требования будут предъявлены к ученикам при изучении данной темы, выполнении тестов и проверочных работ. Если проходится новая и достаточно сложная тема, оценивать выполнение тренировочных работ следует только в случае их хорошего выполнения.

В том случае, если дети не справились с заданием, необходимо выяснить, что вызвало затруднения и проработать непонятые части темы.

Контроль за процессом обучения

Проведя анализ выполненных работ, учитель делает выводы об успешности усвоения пройденного материала.

На основании этого можно сделать вывод: по-настоящему эффективная система обучения должна не на словах, а на деле исходить из принципа индивидуального подхода к каждому ребенку. Она должна моделировать условия для проявления каждым учеником своей самостоятельности, самобытности, самодеятельности, поскольку только в этом случае обучение имеет реальные шансы опираться на индивидуальные интересы, потребности, возможности и личный опыт каждого ребенка. Индивидуальный подход к каждому ученику это не просто благое пожелание. Это необходимое условие построения новой, действительно современной и эффективной системы образования. Именно поэтому, в личностно-ориентированном образовании индивидуализация рассматривается как стержневой принцип организации учебного процесса, а максимальное раскрытие и развитие индивидуальности каждого ученика является одной из важнейших задач.


Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Ключевые из них, на наш взгляд:

как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося;

как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;

каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учеником социального опыта.

Ответом, направленным на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном (субъектном) уровне.

Такая трактовка дифференцированного подхода на индивидуальном (субъектном) уровне вызвана следующими соображениями.

Во-первых, нет ни одного ребенка, похожего на другого. Каждый неповторим! У каждого свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации, опыта и т.д. Эти особенности не носят фатальной предопределенности. Они развиваются, изменяются, поддаются коррекции. Значит, индивидуальные особенности даже отдельного ученика невозможно в полном объеме учесть при организации учебной деятельности.

Во-вторых, дети являются не только, да и не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности.

Поэтому, говоря о развитии ребенка, мы прежде всего должны иметь в виду его саморазвитие.


Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном (субъектном) уровне, когда сам учащийся, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей (как правило, неосознаваемых или осознаваемых с возрастом), определяет личную траекторию своего развития.

Задачей же педагогов при осуществлении такого подхода в обучении становится создание психолого-педагогических условий, которые бы стимулировали образовательную деятельность учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Разрешить поставленную задачу можно, только проектируя такую технологию обучения, которая предусматривала бы дифференцированный подход на индивидуальном (субъектном) уровне.

Одним из вариантов реализации данного подхода может стать индивидуально-ориентированная система обучения (в дальнейшем – ИОСО). Она призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика и направлена на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков каждым учащимся.

При разработке данной технологии обучения мы не фиксировали свое внимание на критике классно-урочной системы обучения, не покушались на дидактические постулаты, считая, что в них имеются мощные резервы индивидуально-ориентированного обучения.

Смысл названия предлагаемой технологии обучения мы видим в том, что она, во-первых, ориентирована на учет своеобразия психики и личности индивида, ее неповторимости. В ней заложены механизмы, позволяющие учитывать морфофизиологические особенности, темперамент, специфику интересов, качества перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Поэтому наша технология называется индивидуально-ориентированной.

Во-вторых, она названа так потому, что ориентирует учащихся на развитие своей индивидуальности, способности быть личностью посредством активности, направленности, включенности в пространство межиндивидных связей, приобретения социального опыта и т.д.

В-третьих, она ориентирует учителя на работу с каждым учеником (индивидом) в рамках одновременной работы со всем классом.

В-четвертых, она ориентирована на интеграцию индивидуальной работы с формами коллективной учебной деятельности.

В-пятых, она ориентирована на учет и реализацию индивидуальных особенностей учителя.


Когда мы говорим о том, что предлагаемая вашему вниманию новая технология является системой обучения, то имеем в виду, что она содержит в себе множество психологических и педагогических закономерностей, принципов, методов и приемов организации процесса обучения, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство.

При разработке ИОСО мы хорошо понимали, что успешность любой методики обучения зависит от того, насколько ясно и четко в ней прописана технология организации учебного процесса как для учителя, так и для ученика. Чем меньше вопросов возникает у организаторов учебной деятельности, чем конкретнее требования к учащимся, тем эффективнее результаты внедрения любой системы обучения.

Что является основой ИОСО?

Основой разработанной нами технологии обучения является индивидуально-ориентированный учебный план по предмету. Он составляется по следующей форме.

В первой графе указываются номера заданий.

Во второй графе указываются номера параграфов, наименование тем или разделов курса.

В третьей определяются временные рамки изучения параграфов, тем или разделов.

В четвертой обозначаются понятия, термины, правила, которыми ученик должен оперировать.

В шестой определяются по мере необходимости индивидуальные дополнительные задания ученику с учетом зоны его ближайшего развития.

В седьмой и восьмой графах отражается подтверждение учебных результатов, полученных учеником.

План позволяет каждому учащемуся в зависимости от своих способностей, желаний, самочувствия выбрать уровень выполнения заданий, темп усвоения учебного материала по предмету, тем самым создаются условия для движения по коллективному учебному маршруту сообразно своим индивидуальным особенностям.

План задает четкие и ясные правила деятельности как для учителя, так и для каждого ученика, что делает его доступным для реализации в любой школе.

Как организуются занятия

При данной системе обучения значительная доля учебного времени отводится самостоятельной работе учащихся, поэтому весь учебный процесс делится на два блока – лекционный и лабораторный.

На уроках-лекциях ведется объяснение нового материала учителем. На этих занятиях не проводятся опросы, контрольные и проверочные работы, не выставляются оценки. Посещение лекционных занятий является обязательным.

На лабораторных занятиях учащиеся сдают учебные темы учителю, выполняют практические и контрольные работы, получают индивидуальные консультации как у учителя, так и у одноклассников – консультантов по предмету. Допускается свободная форма посещения занятий, выполнение задания по другому, не связанному с расписанием, предмету или чтение непрофильной литературы.

В начале учебного года каждому ученику выдаются учебные планы по предметам. Классные руководители и учителя проводят инструктирование учащихся о том, как организовать работу по их выполнению, знакомят с правилами, обязательными для выполнения каждым.

После первых лекционных занятий по предмету ученик приступает к реализации своего индивидуально-ориентированного учебного плана.

Самостоятельную подготовку выбранного уровня фрагментов-заданий ученик может осуществлять как на лабораторном занятии, так и в свободное от уроков время. Это связано, прежде всего, с тем, что индивидуально-ориентированные учебные планы одновременно содержат в себе домашние задания.

Выполнив задание, ученик сдает его учителю. Учитель имеет право выслушать ответ учащегося как на все, так и на отдельные вопросы, выбранные им непосредственно при приеме задания, а также поручить процедуру контроля за исполнением своим консультантам из числа учащихся.

Ученик может одновременно сдавать не более двух тем или параграфов. При этом не должна нарушаться последовательность в изучении материала, то есть нельзя сдавать, к примеру, третий параграф, если не сданы задания по первому и второму параграфам.

Если при ответе ученик не подтвердил оценку выбранного им уровня заданий, то между ним и учителем могут состояться следующие варианты договоренностей:

о повторной сдаче учебного материала с возможным изменением уровня заданий;

о выставлении оценки, соответствующей фактическому знанию учебного материала, но не выше заявленной.

Если ученик при выполнении учебного плана постоянно занижает уровень заданий, не соответствующих его возможностям, то между учителем и учащимся может быть заключен контракт, в котором определяется конкретный или минимальный уровень выбора оценки.

При выполнении плана ученик имеет возможность опережающего обучения по предмету, вне зависимости от выбранного им уровня заданий. Самостоятельно выполнив определенное количество заданий, установленных планом на месяц, четверть, он может продолжать изучение материала последующих календарных сроков.

Опережающее обучение позволяет ученику использовать сэкономленное при изучении одного предмета время на изучение учебных материалов других предметов.

Каковы обязательные требования?

Работа по ИОСО не предусматривает проведения коллективных контрольных и практических работ, кроме годовых или инспекторских. По мере личного выполнения плана ученику выдается индивидуальная карточка с текстом диктанта или контрольных заданий.

При ИОСО не практикуется проведение экзаменов при переводе учащихся из класса в класс. Оставление учащегося на повторный курс обучения практикуется только в исключительных случаях, так как технология позволяет исправлять пробелы в знаниях по одному или трем предметам за предыдущий курс обучения в последующем классе.

Учащимся, успешно справившимся с учебным планом по всем предметам за четверть или полугодие, предоставляются дополнительные недельные каникулы.

Обязательным условием работы школы по ИОСО является включение в учебное расписание консультационных часов, которые проводятся после основных занятий в строго установленное время. Каждый учитель по утвержденному администрацией графику не менее двух раз в неделю ведет консультации и прием выполненных заданий у учащихся. Так как на этих занятиях могут присутствовать учащиеся из различных классов, учитель может поручить старшим школьникам проверку выполнения заданий младшими школьниками. Оплата учителю консультаций осуществляется за счет предусмотренных базисным учебным планом часов на проведение факультативных, индивидуальных или групповых занятий. Эти часы включаются учителем в тарификацию, а учащимся – в объем их максимальной учебной недельной нагрузки. Тем самым создается возможность перевода школы, занимающейся по ИОСО, на пятидневную учебную неделю. Если в школе не хватает оплачиваемых часов на проведение консультаций, то в качестве выхода из создавшейся ситуации могут использоваться сорокаминутные уроки, а сэкономленное на этом время используется на вышеуказанные цели.

Каждая учебная четверть в школах, занимающихся по ИОСО, может завершаться зачетной неделей, когда все предусмотренное расписанием время используется на приемку у учащихся выполненных заданий.

Как видно из таблицы, доля учебного времени, отводимого на лекционные занятия, от класса к классу уменьшается, а доля на лабораторные занятия, наоборот, увеличивается. Это связано с поэтапным формированием у учащихся умений и навыков самостоятельной работы.

Гост

ГОСТ

Понятие и значение индивидуального подхода обучения

Индивидуальный подход в процессе обучения предусматривает такую организацию педагогического воздействия на учащегося, при которой учитываются его индивидуальные особенности и возможности.

В качестве особенностей рассматриваются возраст и пол ребенка, его уровень умственного и физического развития, условия жизни и воспитания.

Чаще всего индивидуальный подход в обучении предусмотрен для детей с различными аномалиями в развитии. Именно поэтому прежде, чем организовать данную форму обучения педагогу необходимо осуществить диагностику и выявить особенности каждого ребенка. В процессе диагностики выявляют не только фактический уровень развития ребенка, но и условия его развития до школы, особенности психического и физического развития, характер, интересы, наклонности и т.д.

Таким образом, совокупный учет данных факторов и обуславливает необходимость индивидуального обучения ребенка.

Индивидуальный подход в обучении является одним из основных подходов обучения в коррекционных образовательных учреждениях.

Для организации индивидуального подхода в обучении, в первую очередь необходимо определить уровень знаний и возможности усвоения нового учебного материала детьми. В настоящее время принято выделять три уровня, по результатам исследования детей: высокий, средний, низкий. Однако необходимо помнить, что данное выделение условно.

Готовые работы на аналогичную тему

Сложности в обучении, которые испытывают учащиеся всех трех групп, являются типичными. Характер трудностей, причины их возникновения и развитие определяется индивидуально путем подбора соответствующей диагностической методики.

В рамках общеобразовательных школ трудности в обучении чаще всего определяются особенностями развития ребенка, уровнем его усвоении учебного материала. В коррекционных школах трудности в обучении могут быть связаны с проблемами здоровья детей, а именно недостатками слуха, зрения, речи и т.д.

Таким образом, при разработке системы индивидуального подхода в обучении педагог должен опираться на технические и методические возможности учебного заведения, на выявленные особенности развития ребенка и установленные у него трудности в обучении.

Индивидуальный подход при изложении учебного материала

Индивидуальный подход в процессе обучения предполагает не только индивидуальное проведение учебных занятий, но включает в себя организацию перемен. Это связано с тем, что довольно часто сложно отследить некоторые нюансы в поведении ребенка во время урока, так как на уроках дети ведут себя сдержаннее. Во время перемены дети более раскованы и ведут себя максимально естественно. Поэтому очень важно проводить наблюдение за детьми, как во время урока, так и на перемене. В этом случае можно сформировать целостное представление о каждом учащемся, понять, в чем заключается особенность его поведения, в чем кроется неуспеваемость по учебе и посредством своего педагогического мастерства предотвратить возможные негативные факторы в рамках учебного заведения.

Большое значение в организации индивидуального подхода имеет, верно организованный индивидуальный подход при изложении учебного материала. Педагогу в первую очередь необходимо обратить внимание на тех учащихся, которые испытывают сложности в усвоении нового.

Целесообразным является сочетание различных форм работы с детьми: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Эффективными приемами, для индивидуального подхода к учащимся при объяснении нового материала являются:

Применение данных приемов способствует тому, что во фронтальную работу по изучению нового материала вовлечены все учащиеся. Приемы необходимо менять, допустимо их комплексное применение.

Индивидуальный подход при выполнении и проверке домашнего задания

При организации выполнения и проверки домашних заданий можно использовать следующие приемы индивидуального подхода:

  • дополнительное объяснение, фиксация внимания, пробуждение интереса отдельных учеников к фронтальному объяснению домашней работы;
  • разное количество домашних заданий в зависимости от группы и темпа работы учащихся: средние, слабые и сложные задания;
  • самостоятельное выполнение домашних заданий, их выполнение с помощью родителей и сильных учеников;
  • различные виды проверок домашних заданий (фронтальное обследование с учетом индивидуальных вариантов заданий, просмотр выполненных заданий, самоконтроль, включение элементов урока в различные виды работы на уроке, проверка домашних заданий с комментированием самых сложных моментов);

Все эти приемы индивидуального подхода могут применяться при различных сочетаниях фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Такая система индивидуального подхода может использоваться во всех классах и на уроках по всем учебным предметам.

Читайте также: