Прыжок жете в классическом танце доклад

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Основы техники исполнения прыжков

в классическом танце.

Ольга Николаевна Сафронова

МКОУ ДО Доволенская детская школа искусств

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления методики исполнения прыжков в классическом танце, соблюдение которых обеспечивает исполнителю предельно лёгкое, устойчивое и музыкальное исполнение прыжка, способствующего созданию художественного образа и передачи эмоционального состояния героя на сцене.

Ключевые слова: allegro , экзерсис, demi plie , элевация, баллон.

Современная хореография постоянно усложняется новой виртуозной техникой, как на п олу, так и в воздухе, обогащается сильными волевыми вращениями и полетами. Но какие бы новшества ни привносило в хореографию время, какие бы современные направления ни появлялись в танце, классический экзерсис является стержнем и давно доказал своё право на первое место в освоении танцевального искусства.

Система классического танца является наиболее разработанной, стройной и продуманной. Упражнения экзерсиса классического танца очень последовательны, каждое из них имеет свою определённую задачу.

Любой урок классического танца состоит из четырёх частей: экзерсис у палки, экзерсис на середине зала, allegro и port de bras .

Аllegro - самая трудная часть классического экзерсиса, в котором заложена танцевальная наука, вся её сложность и залог будущего совершенства. Вся предыдущая работа, до введения allegro, является подготовительной. Все, что вырабатывается экзерсисом и adagio, непосредственно связано с прыжками и во многом способствует их развитию, но я считаю, что особое внимание следует уделять самим прыжкам.

Прыжок – это природная способность силой мышц ног вытолкнуть тело над опорой. Прыжки многочисленны и разнообразны по виду, высоте взлета, траектории, широте (амплитуде) исполнения, темпу и характеру.

Прыжки делятся на следующие группы:

- С двух ног на две (temps leve sauté, changement de pieds, pas echappe, pas assemble, sissonne fermee…);

- C двух ног на одну (sissonne simple, sissonne ouverte…);

- C одной ноги на одну ( pas jetes , pas emboite …) …

Разнообразие прыжков в хореографии практически неограничено. Это объясняется и различием сценических образов, характеров, их национальным своеобразием, индивидуальностью испол нителя. Прыжки в балете это образно-эмоциональное состояние взлета, возвышения человека, п отому-то по форме внешне один и тот же прыжок в разных балетах, в разных танцах будет выглядеть по-разному.

Одним из наиболее трудных и сложных элементов прыжка является demi plie, при помощи которого осуществляется толчок, взлет и его завершение. При выполнении прыжков необходимо, чтобы вся ступня и особенно пятки плотно, с упором примыкали к полу, чтобы ступня отделялась от пола с силой, последовательно от пятки до кончика пальцев. Голеностоп и бедро активно участвовали в толчковом посыле и вся нога, отделяясь от пола, вытягивалась бы упруго в колене, подъеме и пальцах, иначе взлет окажется слабым, недостаточно устойчивым, эластичным и высоким.

Заканчивать прыжок следует в мягкое, легкое и эластичное demi plie, принимая тяжесть тела на собранные, а не на расслабленные мышцы ног и с кончика пальцев на пятки, которые должны плотно, но бесшумно примкнуть к полу. Голеностоп и бедро также должны активно участвовать в эластичном и мягком завершении прыжка, разумеется, по всем существующим правилам demi plie.

Если нет последовательного примыкания ступни к полу и непрерывно сливающего с ним demi plie, то прыжок будет завершаться тяжело и жестко. Поэтому в учебной работе развитию и укреплению прыжкового demi plie следует уделять самое пристальное внимание.

Осваивая технику прыжков, необходимо, чтобы завершающее demi plie и дальнейший толчок выполнялись слитно, с ходу используя силу инерции собственного тела как дополнительный "трамплин" для взлета.

Как корпус, работающая нога и руки участвуют в маховых дви жениях, способствующих толчку при отрыве от опоры, так и голова своими поворотами, переводами активно помогает общему движению или, наоборот, сбивает его с устойчивого положения при неверном, неточно направленном движении.

В момент прыжка следует держать ноги напряженными вытянутыми в колене, подъеме и пальцах, если прыжок делается двумя ногами. Если же он делается на одну ногу, другая принимается требуемое позой положение, причем надо строго соблюдать выворотность верхней части ноги и стройной спины.

Таким образом, прыжок зависит от силы мускулатуры ног, эластичности и крепости связок ступни и коленей, развитого ахиллова сухожилия, крепости пальцев ног и в особенности от силы бедра; необходимо уметь в момент отталкивания от пола с plie сохранить одновременность броска работающей ноги и толчка опорной, подтянуть корпус (что способствует увеличению прыжка), оказать помощь руками и ощутить собранность всего тела перед прыжком, в момент прыжка и в его заключении на demi plie.

Согласованная, скоординированная, целенаправленная работа ног, корпуса, рук и головы обеспечивают устойчивое и художественное исполнение прыжка.

Вместе с тем, техника прыжков имеет и свои особые исполнительские приемы. Один из таких приемов носит название элевации.

Элевация позволяет танцовщику прыгать эластично, мягко, высоко, легко и точно; прогнозировать должную степень высоты полета и продвижения своего тела в соответствующем направлении, темпе, ритме.

Заключается баллон в том, что танцовщику следует делать толчок и посыл ногами сильнее, чтобы получился эффект парения в воздухе, иначе прыжок лишится своей виртуозности.

Хорошая элевация и баллон зависят от выносливости танцовщика, поэтому, отрабатывая все качества прыжка, необходимо тщательно готовить мышцы ног и дыхание исполнителя. Иными словами, исполнение прыжков с элевацией и баллоном требует координации поставленного, сильного корпуса, развитой силы ног, точно направленной в движении силы рук и переводов головы.

Согласованная, скоординированная, целенаправленная работа ног, корпуса, рук и головы обеспечивают устойчивое и художественное исполнение прыжка.

Все движения в классическом танце, и прыжки в том числе, исполняются в определённом темпе. Темп движения – это мера временная, связанная с частотой движения, обусловленной природой, структурой самого движения и характером музыки. Чем шире, протяжённее движение, тем меньше темп, и наоборот.

Темп прыжковых упражнений должен сохраняться до конца музыкальной фразы и устанавливается преподавателем в соответствии с требованиями программы данного класса и, естественно, должен быть различным в младших, средних и старших классах. Все новые прыжки разучиваются в медленном темпе, который ускоряется по мере усвоения движения. Музыкальное оформление играет значительную роль, так как музыкальный рисунок должен подчёркивать характер каждого прыжка.

В заключении хочется сказать, что прыжок - это сложный и последовательный процесс. В связи с этим необходимо тщательно соблюдать методику исполнения. Прыжок ради прыжка - акробатика. Задача состоит не в том, чтобы танцовщик как можно выше прыгнул, а в том, чтобы он с предельной легкостью, эластичностью и музыкальностью отобразил эмоциональное состояние своего героя. А если исполнитель не может воспроизвести это, то его нельзя считать виртуозом.

Список литературы:

pas jete Sur le cou-de-pied условное

Pas jeté — это прыжок с двух ног на одну ногу.

Его разучивание начинается уже в первый год обучения классическому танцу.

Разучив работу ног в прыжке у палочки, его переносят на середину.

Да и в училище именно так и разучивали любое движение лицом к палочке.
В первую очередь ноги и голова! а руки потом, на середине или одной рукой за палочку.

Но мне казалось, что люди, написавшие эти методики, слишком многого хотят с первого раза.
Я действительно считала, что любое движение надо учить по частям: Сначала ноги, потом руки и потом голова.

Самое интересное, что я голову оставляла на потом. Когда движение было разучено и оставалось добавить только голову, я начинала думать, что самое сложное в прыжке — это голова. Так как повернув голову в другую, непривычную для меня на тот момент, сторону, я теряла ощущение ног. Это было так, как переучивать движение в целом заново.

1. Положение корпуса у палочки лицом к палочке двумя руками за палочку. Пятая позиция ног. Поворот головы в сторону впереди стоящей ноги.

2. Demi-plié

4. В воздухе, в максимальной точке прыжка, носок опорной ноги смотрит в пол, рабочая нога открыта на 45°. Обе ноги максимально натянуты и выворотны. Корпус ровный и спокойный .

5. Во время возвращения на пол, рабочая нога становится опорной, приземляясь на пол всей стопой. Опорная нога становится рабочей, принимая положение условного Sur le cou-de-pied . Голова поворачивается в сторону , соответствующую ноге находящейся на условном Sur le cou-de-pied.

6. Колени вытягиваются и одновременно из положения условного Sur le cou-de-pied, нога опускается стопой на пол в пятую позицию.

pas jete

1. Положение корпуса у палочки лицом к палочке двумя руками за палочку. Пятая позиция ног. Поворот головы в сторону впереди стоящей ноги.

2. Demi-plié

3. Сзади стоящая нога (рабочая) скользящим движением выносится в сторону второй позиции. Одновременно впереди стоящая (опорная) нога отталкивается от пола. Голова поворачивается прямо.

4. В воздухе, в максимальной точке прыжка, носок опорной ноги смотрит в пол, рабочая нога открыта на 45°. Обе ноги максимально натянуты и выворотны.

5. Во время возвращения на пол, рабочая нога становится опорной, приземляясь на пол всей стопой. Опорная нога становится рабочей, принимая положение Sur le cou-de-pied сзади. Голова поворачивается в сторону впереди стоящей опорной ноги.

6. Колени вытягиваются и одновременно из положения Sur le cou-de-pied сзади, нога опускается стопой на пол в пятую позицию.

préparation
Pas jeté на середине.

Как и при разучивании других прыжков, так и в разучивании Pas jeté не стоит задерживаться по долгу у палочки. Как только разучили ноги, стоит перейти на середину.

Первое время руки при прыжке останутся в подготовительной позиции.

После приземления (на plié) руки приоткрываются в сторону второй позиции. С вытягиванием коленей закрываются в подготовительную позицию.

Правила при разучивании.

При разучивании прыжка надо помнить, что прыжок выполнятся на одном и том же месте, без смещения вправо, влево вперёд или назад.

Помните, что прыжок — это не только то, что в воздухе, но и то, что на полу. Без нижней части прыжка не было бы и верхней. Красиво должно быть и там и там.

Выворотность ног от паха поможет Вам сохранить правильный направленный вверх перпендикулярно полу корпус. При этом не надо думать, что Ваши ноги будут держать Вашу спину. СПину Вы должны держать сами.

Учитесь контролировать все Ваши мышцы в отдельности и в целом.

основные правила:
  • выворотные и натянутые в воздухе ноги (стопы и колени)
  • собранные ягодицы (как в полёте, так и в приземлении)
  • подтянутые мышцы спины
  • расправленные и опущенные плечи
  • темечко головы при прыжке тянется вверх
  • руки спокойные в позиции (не трясутся и не дёргаются)
  • работают ноги, а тело располагается сверху
  • между двумя прыжками одно plié
  • ягодицы при приземлении направлены в пятки
  • корпус придерживаем в перпендикулярном полу положении.


Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Прыжки — наиболее трудный раздел урока классического танца. В первом классе прыжки изучают после того, как уже выработаны сила, эластичность и выворотность ног в dcmi pile, а также правильно поставлен корпус.

TEMPS LEVE SAUTE

Temps leve saute — прыжок с места.

Исходное положение — первая позиция, корпус подтянут, колени сильно вытянуты, руки в подготовительном положении, голова en face.

На раз и два ноги, усиливая выворотность, достигают в demi plie максимального сгиба голеностопного сустава, пятки плотно прижаты к полу, корпус прямой и подтянутый (во всех прыжках классического танца demi plie как перед прыжком, так и после выполняют строго по указанным правилам).

На и ноги сильно отталкиваются от пола, тотчас же вытягивают в прыжке колени, подъем и пальцы и, сдерживая инерцию падения, фиксируют в воздухе первую позицию. На три и прыжок заканчивается в demi plie; ноги переходят с носка на всю стопу. На четыре колени, сохраняя выворотность, медленно вытягиваются, и ноги возвращаются в исходное положение (рис. 31).


Рис 31. Temps leve saute

Temps leve saute изучают в первой, второй и пятой позициях.

Примечание. В demi plie перед прыжком пятки должны быть особенно плотно прижаты к полу при полной выворотности ног. Это исключает совершенно недопустимое двойное plie и сообщает ногам силу в прыжке. Ноги в воздухе должны быть предельно натянуты, фиксируя позиции. Корпус в момент отрыва от пола подтянут и спокоен. Руки свободно и спокойно сохраняют правильное подготовительное положение.

Тщательное выполнение правил при temps leve saute в позициях — основа для всех прыжков классического танца.

Сначала temps leve saute изучают лицом к палке в первой позиции. Однако, исполняя прыжок, следует сохранять его самостоятельность, не упираясь руками в палку. Усвоив натянутость ног в воздухе и эластичность demi plie в конце прыжка, упражнение переносят на середину зала.

Музыкальный размер 4/4. В музыке сочетаются два темпа: плавный — сопровождает demi plie, отрывистый, энергичный — подчеркивает прыжок.

Вначале temps leve saute исполняют на один такт. Впоследствии на один такт приходится два прыжка: на раз— demi plie, на и — прыжок, на два— demi plie, на и— прыжок, на три и — demi plie, на четыре — вытянуться в исходное положение.

CHANGEMENT DE PIEDS

Усвоив temps leve saute в позициях, следует перейти к изучению changement de pieds, то есть к прыжку в пятой позиции с переменой ног в воздухе.

Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении, поворот головы направо.

На раз — demi plie. На и йоги сильно отталкиваются от пола и тотчас же вытягивают в прыжке колени, подъем и пальцы. Голова поворачивается en face. Натянутые ноги, сдерживая инерцию падения и усиливая выворотность, меняются раскрываясь настолько, чтобы одна не задевала другую. На два и changement de pieds заканчивается в demi plie пятой позиции, левая нога впереди, голова поворачивается налево. На три и ноги вытягиваются, возвращаясь в исходное положение. На четыре исходное положение сохраняется, и changement de pieds повторяется с левой ноги.

Сначала changement de pieds изучают лицом к палке.

Усвоив перемену ног в воздухе и эластичность demi plie в конце прыжка, движение переносят на середину зала.

В demi plie перед changement de pieds пятки плотно прижаты к полу, корпус и руки в прыжке спокойны.

Музыкальный размер 4/4. Changement de pieds исполняют, как и temps leve saute: сначала — один прыжок на такт, затем — два прыжка на один такт.

PAS ЁСНАРРЁ НА ВТОРУЮ ПОЗИЦИЮ

Прыжок echappe — прыжок с просветом. Его изучают на вторую позицию, усвоив temps leve saute на второй и пятой позициях. Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении, поворот головы направо.

На раз— demi plie, голова поворачивается en face. На и йоги сильно отталкиваются от пола, фиксируя в высоком прыжке пятую позицию в воздухе. На два предельно вытянутые ноги, сдерживая инерцию падения и усиливая выворотность, раскрываются, опускаясь в demi plie на вторую позицию. На и ноги, не расслабляя мышц, сильно отталкиваются от пола, фиксируя в высоком прыжке вторую позицию в воздухе. На три предельно натянутые ноги, сдерживая инерцию падения и усиливая выворотность, соединяются, заканчивая прыжок в demi plie пятой позиции — левая нога впереди, поворот головы налево. На четыре ноги вытягиваются, и ёспаррё исполняется с левой ноги (рис. 32).


Рис. 32. Pas echappe

Примечание. Demi plie пятой и особенно второй позиции должно быть эластичным и непрерывным, пятки плотно прижаты к полу, при полной выворотности ног. Это исключает возможность двойного plie перед прыжком и сохраняет силу ног для прыжка. Корпус подтянут и спокоен, особенно в прыжке со второй позиции в пятую. Руки сохраняют спокойное подготовительное положение.

Сначала ёспаррё изучают лицом к палке. Усвоив правильность и точность перехода из позиции в позицию во время прыжка, движение переносят на середину зала.

Музыкальный размер 4/4. В музыке, как и для предыдущих прыжков, сочетаются плавный и четкий темпы Echappe исполняется на один такт. В дальнейшем возможно исполнение - echappe также на такт 4/4, но начиная demi plie за тактом. Затакт — две восьмых. На первую восьмую — demi plie. На вторую восьмую — прыжок в пятой позиции. На раз demi plie на второй позиции, на и прыжок на второй позиции, на два demi plie в пятой позиции. На три и колени вытягиваются. Четыре и — затакт к началу следующего echappe.

Pas assemble — собранный прыжок — более сложен, чем предыдущие прыжки. Поэтому его проходят, уже усвоив положение вытянутых в воздухе ног.

Исходное положение — пятая позиция, правая нога сзади, руки в подготовительном положении, поворот головы налево.

На раз demi plie в пятой позиции, голова поворачивается en face. На и правая нога, скользя всей стопой по полу, броском открывается в сторону второй позиции, тотчас же левая нога, отталкиваясь от пола, сильно вытягивает в прыжке колено, подъем и пальцы. На два и обе ноги, сдерживая инерцию падения и усиливая выворотность, соединяются в воздухе в пятую позицию, правая нога впереди. Assemble заканчивается в demi plie пятой позиции, поворот головы направо. На три и колени медленно вытягиваются, и ноги возвращаются в исходное положение. На четыре положение сохраняется, после чего assemble исполняют с другой ноги (рис. 33).




Рис. 33. Pas assemble

Pas assemble в обратном направлении исполняют из пятой позиции, начиная движение ногой, стоящей впереди, и заканчивая его в пятую позицию назад.

Примечание. Обе ноги фиксируют пятую позицию в воздухе в момент прыжка, так как основа assemble — прыжок с двух ног на две. Нога, скользящая в сторону второй позиции, должна направляться точно по прямой. Прыжок заканчивается на месте, без продвижения вперед или назад. Пятки при исполнении assemble, как перед прыжком, так и после прыжка, плотно прижаты к полу. Корпус подтянут и спокоен, руки сохраняют подготовительное положение, особенно избегая напряжения в момент прыжка.

Pas assemble начинают изучать лицом к палке, вскоре перенося его на середину зала. Длительное изучение assemble у палки лишает его самостоятельности.

Характер музыкального сопровождения тот же, что и в предыдущих прыжках. Музыкальный размер 4/4. Assemble исполняется на один такт. По. мере усвоения — на такт 2/4. На раз demi plie, на и — прыжок, на два— demi plie, на а — вытянуться и т. д.

Pas balance — раскачивающееся движение; развивает свободу и непринужденность координации всего тела.

Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении, поворот головы направо.


За тактом на три demi plie в пятой позиции. На и левая нога, скользнув стопой по полу, открывается в сторону второй позиции, правая нога при этом вытягивается, руки, слегка приподнимаясь, раскрываются на вторую позицию, голова поворачивается налево. На раз левая нога, удлиняя движение в сторону, переходит в demi plie, правая нога поднимается на cou-de-pied сзади, корпус, сохраняя ровность плеч и бедер, наклоняется налево, правая рука .закрывается в первую позицию, голова сохраняет поворот налево. На два правая нога, подменяя левую, переходит на полупальцы, левая слегка отделяется от пола, положение рук, корпуса и головы сохраняется. На три demi plie на левую ногу. На и правая нога через cou-de-pied сзади, скользнув по полу, открывается в сторону, левая нога вытягивается, правая рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо, и pas balance исполняется с другой ноги.

Усвоив основные правила pas balance, его исполняют с руками в третьей позиции.

За тактом левая нога открывается в сторону второй позиции, руки раскрываются на вторую позицию. На раз demi plie на левой ноге, правая рука закрывается в третью позицию, левая — остается на второй позиции, голова сохраняет поворот налево. На три, в то время как правая нога вытягивается в сторону, правая рука открывается на вторую позицию. На раз demi plie на правой ноге, левая рука закрывается со второй позиции в третью, правая рука остается на второй позиции, голова сохраняет поворот направо и т. д.

Примечание. Pas balance требует плавности исполнения, выворотности ног, правильных позиций рук и точных поворотов головы.

Pas balance сразу изучают на середине зала, но сначала девочки держатся пальцами за платье, сохраняя округлую форму рук, мальчики держат руки на талии.

Музыкальный размер 4/4. Характер музыкального сопровождения — вальс. Pas balance исполняют на один такт.

Sissonne simple — простой прыжок с двух ног на одну.

Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении, поворот головы направо.

На раз demi plie, на и высокий прыжок по правилам temps leve saute, голова поворачивается en face: предельно натянутые ноги фиксируют в воздухе пятую позицию. На два и, сдерживая инерцию падения, demi plie на левую ногу, правая принимает положение условного cou-de-pied. На три и левая нога вытягивается, правая — открывается на вторую позицию носком в пол и на четыре закрывается по правилам battement tendu в пятую позицию назад, голова поворачивается налево. Затем sissonne simple исполняют с левой ноги (рис. 34). Sissonne simple исполняют с положением ноги на cou-de-pied сзади в конце прыжка.


Рис. 34. Sissonne simple

Вначале sissonne simple изучают лицом к палке, перенося его на середину зала, как только учащиеся усвоят эластичность demi plie и выворотность обеих ног в момент окончания прыжка (принцип battement fondu). Корпус и руки спокойны, как и в других прыжках.

Впоследствии sissonne simple исполняют с прыжком assemble: сначала лицом к палке, потом на середине зала. После sissonne simple нога, находящаяся на условном cou-de-pied, опускается в demi plie пятой позиции и, скользнув стопой, посылается в сторону в прыжке assemble назад. После sissonne simple в обратном направлении следует прыжок assemble вперед.

Музыкальный размер 4/4. Аккомпанемент подчеркивает плавность plie и четкость прыжка. Sissonne simple исполняют на один такт.

Sissonne simple с assemble исполняют также на один такт. На раз — demi plie, на и — прыжок, на два — demi plie, на и три — assemble, на и четыре — вытянуться.

Исходное положение — пятая позиция, правая нога сзади, руки в подготовительном положении, поворот головы налево.

На раз demi plie в пятой позиции, голова поворачивае en face. На и правая нога, скользя стопой по полу, броском открывается в сторону второй позиции, тотчас же левая отталкивается от пола, при этом сильно вытягиваются в прыжке колено, подъем и пальцы: в воздухе фиксируется натянутость и выворотность обеих ног. На два и правая нога опускается в demi plie на место левой ноги, которая сгибается на cou-de-pied сзади, голова поворачивается направо. На три и правая нога вытягивается, левая, соединяясь с нею, опускается в пятую позицию назад. На четыре положение сохраняется, после чего pas jete в обратном направлении начинают ногой, стоящей впереди, сгибая другую ногу на условное cou-de-pied.

Примечание. В pas jete нога скользит в сторону второй позиции точно по прямой (принцип battement tendu jete). Прыжок исполняют без продвижения вперед или назад.

Пятки в demi plie, как перед прыжком, так и после него, плотно прижаты к полу. Ноги в прыжке, особенно в момент его окончания, выворотны, корпус подтянут и спокоен, руки сохраняют спокойное подготовительное положение.

Сначала jete изучают лицом к палке, перенося его на середину зала, как только учащиеся усвоят эластичность demi plie и выворотность ног в окончании прыжка.

Музыкальный размер 4/4. Pas jete исполняется на один такт. Аккомпанемент подчеркивает плавность plie и отрывистый бросок прыжка.

Allegro Moderato — Библиотека как метатекст

Allegro Moderato — Библиотека как метатекст Это некая поразительная эстафета, которая как бы предваряется универсальным опытом Баха (у которого взято всё основное): Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Брамс, Вагнер, Малер, Шенберг, Берг, Веберн. Её можно представить себе как некоего

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прыжковая техника является наиболее сложной в искусстве балета. Разнообразие движений allegro настолько велико, что может помочь исполнителю или балетмейстеру решить любые художественные задачи - был бы талант, призвание и любовь к своему делу.

Работа над прыжком на уроке классического танца

Работа над прыжком на уроке классического танца
Методическая работа преподавателя Шпигарь Т.В.

План работы

I. Вступление. Прыжки как важнейшее выразительное средство в классическом танце

II. Вырабатывание качественного прыжка на уроках классического танца

1. Роль экзерсиса у станка и на середине в подготовке к движениям allegro

а) работа над plié и battements fondus

б) упражнения, вырабатывающие силу и эластичность стопы

в) роль экзерсиса у станка в преодолении координационных сложностей при изучении различных прыжков

2. Работа над allegro

а) качество прыжка: баллон и элевация

б) проблемы координации рук, корпуса и головы

в) особенности построения прыжковых комбинаций

3. Роль правильного распределения нагрузки на уроках

классического танца в успешном освоении

Прыжки как важнейшее выразительное средство в классическом танце

Но, как известно, ни одну художественную задачу нельзя решить без школы и выучки. Поэтому огромна ответственность педагога, берущегося за обучение такому сложному разделу классического танца как allegro.

Вырабатывание качественного прыжка на уроках классического танца

Роль экзерсиса у станка и на середине в подготовке к движениям allegro

Работа над allegro

Роль правильного распределения нагрузки на уроках классического танца в успешном освоении прыжковой техники

В своей методической работе я постаралась затронуть все аспекты работы над прыжком – технологические, координационные, эмоциональные. Используя многолетний опыт работы с детьми, я постаралась описать возможные ошибки, неизбежно встречающиеся при работе над allegroи способы их предупреждения. Как любой другой преподаватель, я использую в своей работе методическую литературу, написанную великими педагогами прошлого – А.Я. Вагановой, Н.И. Тарасовым, В.С. Костровицкой, А.И. Пушкиным, В.А. Мей, Н. П. Базаровой, А. М. Мессерера.

Я очень надеюсь, что мой педагогический опыт, которым я постаралась здесь поделиться, будет полезен моим коллегам – и тем, кто давно работает с детьми, и тем, кто только начинает свой путь на преподавательском поприще.

Примеры прыжковых комбинаций

1. Комбинация assemblé для 3 или 4 года обучения классическому танцу в детской школе искусств

8 тактов по 2/4

2. Комбинация средних прыжков для 5 года обучения классическому танцу в детской школе искусств.

16 тактов по¾, на ¼

Vпозиция, épaulementcroisé, правая нога впереди. На музыкальное вступление (2 такта) руки раскрываются в положение IIIarabesque. Два sissonnesferméesв IIIarabesque на 1 такт каждый. На 2 такта поворот endehorsна 270 градусов в Vпозиции на полупальцах с переменой ног, закончить в épaulementcroisé, левая нога впереди, demi-plié (руки в это время через подготовительное положение поднимаются в IIIпозицию, через IIпозицию вновь опускаются в подготовительное положениеи оттуда через Iпозицию открываются в положение IIIarabesque) . Два sissonnesferméesв IIIarabesque на 1 такт каждый. На 2 такта – pasdebasqueлевой ноги. На 1 такт sissonneferméeв сторону с переменой ног, на 1 такт – вытянуть колени и сделать demi-plié для следующего прыжка, на 1 такт sissonneferméeв сторону с переменой ног, на 1 такт – вытянуть колени и сделать demi-plié для следующего прыжка. На следующие 2 такта pasballotté в épaulementeffacéeи на 1 такт с правой ноги pasdepoissonс окончанием в позу efacéeлевая нога сзади носком в пол, правая рука в IIIпозиции allong

Список использованной литературы

1. Port de bras(пор де бра) – упражнения для рук, корпуса, головы, наклоны корпуса, головы. Port de bras воспитывает руки в движении, прививает танцевальность, координацию. В классическом экзерсисе 6 рort de bras. правила положения рук в позициях сохраняются во всех формах рort de bras.

1 рort de bras. Исполняется en face по 1 позиции ног.

- руки из подготовительного положения поднимаются в 1 позицию;

- затем в 3 позицию;

- расскрываются на 2 позицию;

- закрываются в подготоительное положение.



2 рort de bras. Исполняется в epaulement croisse по 5 позиции.

Preparations – руки раскрываются через 1 позицию, правая во 2 позицию, левая в 3.

- левая рука раскрывается во 2 позицию;

- левая рука переходит в подготовительное положение, одновременно правая в 3 позицию;

- руки соединяются в 1 позиции;

- раскрываются в исходное положение.



3 port de bras. Исполняется в epaulement croisse по 5 позиции.

Preparations – руки раскрываются через 1 позицию во 2 позицию.



Исполняется III рort de bras с наклонами корпуса вперед, руки в 1 позиции и назад, руки в 3 позиции.

4 рort de bras . Исполняется в epaulement croisse по 5 позиции.

Preparations – руки раскрываются через 1 позицию, правая во 2 позицию, левая в 3.

- левая рука раскрывается во 2 позицию;

- вверх корпуса вместе с руками, которые находятся в положении аllonje,разворачивается спиной к зрителю и чуть откланяется назад, так чтобы находящаяся впереди рука была немного выше. Бедра при этом остаются неподвижны. Следить, чтобы плечи и руки находились в одной плоскости.

- левая рука проходя через подготовительное положение поднимается в первую позицию, правая одновременно с левой приходит в туже позицию.

- руки раскрываются в исходное положение.



5 рort de bras. Исполняется в epaulement croisse по 5 позиции.

Preparations – руки раскрываются через 1 позицию, правая во 2 позицию, левая в 3.

- наклон корпуса вперед, руки по принципу 3 рort de bras собираются в первую позицию.

- корпус возвращается в прямое положение, руки сохраняют первую позицию.

- одновременный перегиб корпуса влево и назад, левая рука отводится во 2 позицию, а правая- в 3 позицию. Голова поворачивается налево.

- усиливая перегиб назад, руки меняют положение: левая - в 3 позицию, правая - во 2 поз. Голова поворачивается к правому плечу, корпус возвращается в исходное положение.



6 рort de bras. Исполняется в epaulement croisse по 5 позиции.

Preparations – руки раскрываются через 1 позицию, правая во 2 позицию, левая в 3, левая нога через battement tendu открывается назад. Этот вид рort de bras сочетает в себе принципы исполнения 5 рort de bras, а так же растяжки назад с наклоном корпуса вперед и перегибом назад с вытянутой ногой впереди. Сначала исполняется растяжка назад с 5 рort de bras, затем из положения demi plie центр тяжести переносится на вытянутую ногу сзади и исполняется перегиб корпуса назад по правилам 5 рort de bras



2. Temps lie(тан лие) – взаимосвязанное упражнение. Это маленькая танцевальная композиция, объединяющая ряд движений и носящая уже некоторую артистическую окраску, так называемое epaиlement , т. е. поворотом корпуса, головы, сопровождаемые взглядом. Оно воспитывает координацию движений, помогая развитию танцевальности. Исполняется на середине класса в позе сroisse вперед или назад с передвижением вперед или назад.

Temps lie вперед. Исходное положение epaulement croisse в 5 позиции, руки в подготовительном положении.

- demi plie

- из положения demi plie battement tendu правой ногой вперед, руки поднимаются в 1 позицию.

- тяжесть корпуса переносится на правую ногу, руки раскрываются: левая в 3 поз., правая во 2 поз. Левая нога остается вытянутой сзади.

- левая нога закрывается в 5 позицию.

- подъем на полупальцы с разворотом корпуса в положение еn face.

- demi plie, правая рука опускается в 1 позицию.

- battement tendu правой ногой в сторону на demi plie правая рука открывается во 2 позицию.

- тяжесть корпуса переносится на правую ногу, руки сохраняют свое положение.

- левая нога закрывается в 5 позицию в epaulement croisse в точку №2.

По такому же принципу исполняется temps lie вперед с левой ноги и назад с двух ног.

3.



Pas de bourre (па де бурэ) – чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением. Pas de bourre вырабатывает упругость стопы, устойчивость, навык быстро вытягивать подъём и пальцы, умение перемещать центр тяжести с одной ноги на другую, координацию, укрепляет свод стопы на полупальцах. Pas de bourre делятся на движения с переменой и без перемены ног, а также с поворотом en tournant. Переступание сопровождается положением стопы sur lecou- de- pied спереди и сзади. Выполняется движение выворотно и четко.

4. Pas ballanse (па балансе) – раскачивающееся движение; развивает свободу и непринуждённость координации всего тела. Исполняется через demi plie и чередованием cou- de- pied спереди и сзади, из стороны в сторону.

5. Pas de basque(па де баск) – шаг басков (народность в Испании). Для этого движения характерен трехдольный размер. Исполняется вперед и назад. Являясь танцевальным по форме, он в тоже время воспитывает координацию движений. Pas de basque, как и glissade, имеет скользящий, стелющийся характер исполнения и поэтому исключает высокий прыжок.

Раздел.

Раздел прыжков.

Allegro (аллегро) – прыжковая часть урока, характеризующуюся более подвижным музыкальным оформлением. Прыжки делятся на следующие группы:

- с двух ног на две: changement, echappe, assemble, glissade, sissоnne ferme и др.

- с двух ног на одну: sissonne simple,sissonne ouvert, sissonne tombe и др.

- с одной ноги на другую:pas jete и др.

Прыжки различаются на маленькие, средние и большие. В этом случае высоту прыжков определяет музыкальный темп.


1. Temps leve soute(тан леве соте) – прыжок с двух ног на две по 1,2,4,5 позициям.

2. Changement de pieds(шажман де пье) –прыжок в5 позиции с переменой ног в воздухе.



3. Pas echappe ( ра эшапэ) – вырываться. Прыжок из 5 позиции с раскрыванием ног во 2 позицию и собиранием из 2 в 5 позицию, с переменой ног.


4. Sissonne simple (сисон семпль) – простой прыжок сдвух ног на одну. В момент приземления в demi plie в 5 позицию одна нога приходит положение стопы sur lecou- de- pied спереди или сзади. Прыжок исполняется на месте.



5. Pas jete(па жете) – бросок ноги в прыжке. Прыжок с двух ног на одну. Из 5 позиции правая нога скользя стопой по полу, броском открывается в сторону 2 позиции, тотчас же левая отталкивается от пола, при этом в воздухе фиксируется натянутость и выворотность обеих ног. затем 2 ноги собираются в 5 позиции в demi plie.

6.



Pas assemble( па асамбле) – соединять, собирать. Прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе. Прыжок с двух ног на две, обе ноги фиксируют 5 позицию в воздухе в момент прыжка.



7. Pas glissade(па глисад) – скольжение по своему характеру исключает высокий прыжок. исполняется в сторону через 2 позицию, вперед и назад через 4 позицию на сroisse. Прыжок с двух ног на две, в момент прыжка две ноги вытягиваются фиксируя позицию в воздухе.



8. Sissonne ferme( сисон ферме) – закрытый прыжок. Прыжок с двух ног на две с одновременным раскрытием ног на 45 градусов и продвижением вперед, в сторону, назад.



9. Sissonne uoverte(сисон уверт) – прыжок с открыванием ноги. Прыжок с двух ног на одну, в момент приземления одна нога открывается через cou- de- pied на 45 градусов, опорная в demi plie, закрывается рабочая нога через assembleв 5 позицию.

Читайте также: