Уважение к праву и правовая привычка доклад

Обновлено: 04.07.2024

Презентация на тему: " Тема : Уважение закона – понятие нравственное. Подготовил: Мустафин Эльдар 1 КУРС БЭС" — Транскрипт:

1 Тема : Уважение закона – понятие нравственное. Подготовил: Мустафин Эльдар 1 КУРС БЭС

3 Независимо от личных политических пристрастий каждый, кто носит погоны, должен быть сторонником политики, которую проводит власть через закон. Он служит закону. Закону о безопасности, закону об общественном порядке, закону об обороне, закону о неприкосновенности наших границ, закону о правах личности наших граждан и т.д. Это тоже одна из граней нашего патриотизма служение закону, уважение закона. К сожалению, в обществе наблюдаются и иные настроения. Закон нередко попросту игнорируют на любых уровнях. А вот англичане, к примеру, до сих пор считают своим основным законом Великую хартию вольностей 1215 года. Если это и консерватизм, то не мешало бы нам поучиться подобному консерватизму. Уважение закона основа государственности. В плане развертывания поставленной проблемы следует обратить внимание на взгляды выдающегося русского философа Н С. Соловьева, который, в частности, отмечает: "В самом существе безусловного нравственного начала как заповеди или требования совершенства, еще не достигнутого, уже заключается признание относительного элемента нравственности именно необходимых реальных условий достижения. Сравнительное преобладание этой относительной стороны образует правовую область отношений, а сравнительное преобладание стороны безусловной собственно нравственную область. Различия между нравственностью и правом: 1) неограниченность чисто нравственного и ограниченность правового требования, в этом отношении право есть низший предел, или определенный минимум нравственности; 2) право требует главным образом объективной реализации этого минимального добра, или действительного устранения известной доли зла; 3) в этой реализации право допускает принуждение. Общее определение: право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра или порядка, не допускающего известных проявлений зла. Основание для этого в нравственности. Нравственный интерес требует личной свободы как условия для человеческого достоинства и нравственного совершенствования; но человек не может существовать и, следовательно, иметь возможность свободы и совершенствования иначе, как в обществе; итак, нравственный интерес требует, чтобы внешние проявления личной свободы сообразовались с условиями существования общества, то есть не с идеальным совершенством некоторых, а с реальной безопасностью всех. Эта безопасность, не обеспеченная безусловным законом, нравственным самим по себе, как не существующим для людей безнравственных, ограждается принудительным законом юридическим, имеющим силу и для них".

4 Уважение к праву - явление, формирующееся в процессе развития общественных отношений, правовой культуры общества. Об уважении к праву говорилось с момента его зарождения. И сегодня проблема знания законов и воспитания граждан в духе уважения их остается одной из актуальных. "Почтительное", "уважительное" отношение это связь между людьми. Всякая такая связь проявляется в соответствующем поведении. А поведение, основанное на уважении, обязательно предполагает удовлетворение притязаний уважаемого. Именно такой смысл следует вкладывать в понятие "уважение к закону". Понимая уважение как "почтительное отношение", как "чувство", необходимо заметить, что задача воспитания и уважения к закону состоит не только в том, чтобы воздействовать на чувства человека, но и в том, чтобы влиять на поведение, соответствующее этим чувствам. Термин "уважение" в русском языке не однозначен. Он распространяется как на сферу чувств, так и на сферу поведения, в которой под уважением понимается совершение требуемых кем-либо определенных действий. Обратившись к "Словарю русского языка", читаем: "Уважить 1. Исполнить, признав основательным (разг.). Уважить чью-нибудь просьбу. 2. Оказать кому-нибудь уважение, выполнив его желание" (прост.). Наиболее полная характеристика понятия "уважение" дана в философской литературе. В частности, в "Словаре по этике" говорится: "Уважение одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически (в соответствующих действиях, мотивах, а также в социальных условиях жизни общества) признается достоинство личности. Уважение предполагает: справедливость, равенство прав, возможно более полное удовлетворение интересов людей, предоставление им свободы; доверие к людям, внимательное уважение к их убеждениям, устремлениям; чуткость, вежливость, деликатность, скромность".

5 ВЫВОД Таким образом, уважение к закону предполагает поведение, соответствующее его нормам, и проявляется в готовности сознательного исполнения его требований. Но для того чтобы достичь в этом деле положительных результатов у населения, необходимо комплексно решать задачу, связанную с его правовым воспитанием. И здесь первостепенная роль принадлежит сотрудникам правоохранительных органов. В этих целях они активно используют печатную пропаганду, телевизионные передачи, правовое обучение, художественные средства правового воздействия и т.д. Правовая пропаганда представляет собой определенный вид массовой идеологической работы, в ходе которой сотрудниками правоохранительных органов на основе научной информации о правовой деятельности вырабатывается у людей прежде всего эмоциональное восприятие процесса правового регулирования общественных отношений и формируется готовность беспрекословно выполнять содержащиеся в законе правила поведения. Она понимается в единстве трех основных функций: изучать, пропагандировать, организовывать правовое бытие. Передавать кому-либо любые знания нельзя, не объясняя их. Отсюда выходит, что пропаганда и обучение родственные понятия. Именно здесь заложены известные резервы углубления знаний о государстве, демократии и праве. Не случайно в нашей стране получили широкий размах соответствующие классы в общеобразовательных школах, милицейские колледжи, где учащиеся изучают азы правовых знаний; на курсах повышения квалифика­ции инженерных, хозяйственных специалистов стали правилом выступления сотрудников правоохранительных органов. Вместе с тем ключевая роль в процессе правового и правопослушного воспитания населения принадлежит низовому звену, сотрудникам, непосредственно "стоящим на земле". И одной из центральных фигур этого звена является участковый инспектор милиции человек, в самом прямом смысле этого слова входящий в каждый дом, вступающий в непосредственный контакт с множеством граждан, ближе всех других работников правоохранительных органов стоящий к населению. Его рабочее место конкретный микрорайон, конкретный административный участок. Он всегда на переднем крае. От результатов его работы прежде всего зависят общие конечные результаты борьбы с преступностью.

Нормы права общеобязательное правило установленное или признанное Г, обеспеченное возможностью гос.принуждения и регулирующее общественное отношение. Признаки нормы права:

Шпаргалки для госэкзамена по теории государства и права

Юриспруденция, право, государство

Другие материалы по предмету

Объективная сторона: ?активные действия, бездействие. ?

4 Виды правомерного поведения

По объективной стороне правомерного поведения (по внешней форме проявления правомерного поведения): 1 Действия - активное правомерное поведение. 2 Бездействия - пассивное правомерное поведение. По субъективной стороне правомерного поведения (психическая сторона): 1 Активно-сознательное правомерное поведение (социально-активное) - основано на внутреннем убеждении субъекта поступать правомерно. Свидетельствует о высокой степени ответственности субъекта. При реализации правовых норм действует активно, стремясь осуществить правовое предписание как можно лучше, эффективнее. 2 Положительное (привычное) поведение - осуществляется в рамках сформировавшейся привычной деятельности личности по соблюдению и исполнению правовых норм, т.е. человек поступает так в силу привычки, в силу воспитания. Особенностью данного поведения является то, что человек не фиксирует в сознании ни социальное, ни юридическое его значение, не задумывается над этим, оно становится внутренней потребностью человека. 3 Конформистское правомерное поведение - такое правомерное поведение, которое основано не на глубоком внутреннем убеждении субъекта, а на том, что так поступают все окружающие. Ему присуща низкая степень соц-й активности. Личность пассивно соблюдает правовые предписания, стремиться не выделяться, ''делать как все''. 4 Маргинальное правомерное поведение - когда субъект поступает правомерно из-за боязни неблагоприятных последствий за неправомерное поведение (см. Вопрос 6). 5 Законопослушное поведение это ответственное прав поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требоаниям закона. Правомерные предписания используются добровольно, на основе надлежащего правосознания. По сферам общественной жизни, в которых реализуется правомерное поведение: 1 Правомерное поведение в экономической сфере. 2 Правомерное поведение в политической сфере. 3 Правомерное поведение в культурной сфере и т.д. По субъекту, осуществляющему правомерное поведение: 1 Правомерное поведение личности (индивида). 2 Правомерное поведение организаций. 3 Правомерное поведение государства, его органов, должностных лиц. По отраслевой принадлежности юридических норм, регулирующих правомерное поведение: 1 Конституционное правомерное поведение. 2 Уголовное правомерное поведение. 3 Гражданское правомерное поведение и т.д. С точки зрения форм реализации норм права - это соблюдение, исполнение, использование и применение норм права. С позиции юридических фактов (в зависимости от юридич последствий, которых хочет достигнуть субъект реализации) это могут быть юр-ие поступки и действия, создающие объективированный результат и юр-ие акты. В зависимости от субъектов права, осуществляющих правомерн действия: правомерное индивидуальное и групповое поведение. Групповое объединение действий членов определенной группы, которые характеризуются определенной степенью общности интересов, целей и единством действий.

5 Социально-правовая активность личности

Социально-правовая активность личности определяется развитым правосознанием, правовой убежденностью, сознательно принятой на себя готовностью использовать предоставленные правом возможности, творчески руководствоваться ими в своем повседневном поведении. Активное правомерное поведение личности основывается на признании высокой социальной значимости права, солидарности с законом в оценке регулируемых отношений, желании руководствоваться его положениями в повседневной жизни. Такое признание наиболее эффективно побуждает к активным правомерным действиям.

6 Конформистское и маргинальное поведение

Конформистское правомерное поведение - такое правомерное поведение, которое основано не на глубоком внутреннем убеждении субъекта, а на том, что так поступают все окружающие. Это пассивное соблюдение личностью норм права, приспособлениеб подчинение своего поведение мнению и действиям окружающих (''так поступают другие, значит также должен поступать и я''). Конформизм может быть положительным (социально полезным, когда индивид, подчиняясь мнению окружающей его соц-й общности, соблюдает требования права) и отрицательным (социально вредным, когда речь идет о подчинении антиобщественным взглядам). Мотивы: желание избежать обсуждения в коллективе, группе; боязнь утратить доверие близких; желание заслужить одобрение тех лиц, с которыми связан межличностными отношениями и т.п. Данное поведение не представляет собой образец желаемого правомерного поведения.

Маргинальное правомерное поведение - когда субъект поступает правомерно из-за боязни неблагоприятных последствий за неправомерное поведение. В правовом плане маргинальность характеризуется особым состоянием личности, переходным между правомерным и противоправным деянием. Именно в такой среде чаще всего формируются общественно опасные варианты отклоняющегося от соц-х норм поведения.

7 Законопослушание

Законопослушание это ответственное правомерное поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона. Правомерные предписания в этом случае используют добровольно, на основе надлежащего правосознания. Подобное поведение преобладает в структуре правомерного поведения.

8 Уважение к праву и правовая привычка

Правовая привычка играет существенную роль в процессе становления правомерного поведения, т.к. освобождает личность от многократного обращения к своему сознанию, от построения новой модели своего поведения. Совершается процесс перерастания привычки в реальный акт поведения, порождающий в свою очередь, потребность вести себя соответствующим образом в аналогичной ситуации. Уважение к праву выражается в следовании усвоенным правовым идеям, когда это становится для человека само сабой разумеющимся. При этом личность не подвергает критическому анализу правильность тех требований, которые предъявляет к ней право, а следует им всегда.

9 Стимулирование правомерных деяний

Существует немало средств, стимулирующих правомерные деяния. Напр, действующее трудовое зак-во предусматривает меры поощрения за высокопроизводительную и качественную работу, улучшения качества продукции (выдача разовых и постоянных премий, награждение и т.д.); Среди неправовых стимулов активного прав-го повед могут быть: честолюбие, стремление занять более высокую должность, добиться власти и т.д.

Прав поведение станет нормой жизни для подавляющего большинства людей лишь в обществе с достаточно развитой экономикой, стабильным политич режимом, законопослушным населением.

см. Тема 12: Вопрсы 1, 9, 11, 15, 17:

10 Понятие и признаки правонарушения

Правонарушение - это противоправное, виновное, общественно опасное деяние, влекущее за собой государственное принуждение. Признаки: 1 Общественная опасность (материальный признак) - правонарушение всегда нарушает, дезорганизует общественный порядок, наносит ущерб общественным отношениям, либо создаёт реальные предпосылки для наступления ущерба. 2 Противоправность (формальный признак) - неправомерное поведение нарушает предписания юридических норм, и тем самым ущемляет права и свободы участников общественных отношений, либо влечёт за собой неисполнение юридических обязанностей. 3 Правонарушение - это всегда деяние (действие/бездействие), выраженное в окружающей человека физической среде, а не мысль или намерение. 3 Правонарушение - это виновное деяние, характеризующее отрицательное психическое отношение лица к интересам общества и других индивидов (субъектов). Вина - важнейшая характеристика правонарушения. 4 Правонарушение влечёт за собой государственное принуждение, в том числе и юридическую ответственность. Государственное принуждение - это осуществляемое государством психическое или физическое насилие, имеющее целью подчинение поведения субъекта воле органов государственной власти. 5 Правонарушением признаётся только акт жизнедеятельности человека.

11 Юридический состав правонарушения

Юр-ий состав правонарушений это система элементов правоотношения. В единстве с его объективной и субъективн

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

составил: учитель математики

Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависят от гражданских качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества гражданское образование школьников становится предметом государственной политики и обязательной, неотъемлемой частью образования, начиная с начальной школы. Начало XXI века знаменует переход России в стадию гражданского общества, правового государства, рыночной экономики, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Формирование уважительного отношения к закону есть правовое воспитание, видение закона большой социальной ценностью, относящейся непосредственно к каждому индивиду; развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу.

Правовое воспитание - это организованное, систематическое и целенаправленное влияние школы, семьи и общества на формирование правового сознания, убеждения, отношения к правопорядку и самовоспитанию законопослушных граждан своего государства.

Правовое воспитание в школе

Данные показывают, что не каждый гражданин хорошо знает законы и непременно оценивает свои действия с точки зрения требований общественного правового сознания. Подростки имеют весьма поверхностные представления о правовых явлениях, не задумываются над юридическими последствиями своего поведения, над тем, как оценит это поведение общество. Безразличное, а иногда и неуважительное отношение отдельных людей к общественной оценке своих действий нередко приводит к появлению антиобщественных черт личности, что непосредственно проявляется в противоправных действиях.

Важнейшими задачами школы и каждого классного руководителя, воспитателя являются:

ознакомление учащихся с правовыми актами государства;

воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения;

привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке;

усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.

Успешная реализация образовательных и воспитательных задач, стоящих перед курсом правового обучения в коррекционной школе, во многом зависит от методической организации учебной работы, определяемой как содержанием самого предмета, так и особенностями познавательной деятельности учащихся.
Вся работа по правовому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья должна строиться на следующих принципах:

принцип гуманизации (означает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам других людей, любви к окружающей природе, Родине, семье)

принцип интеграции учебных предметов (материал, предлагаемый учащимся тесно связан с чтением, природоведением, изобразительным искусством и т.д.);

принцип комплексности (обеспечение соблюдения принципа комплексности направлений развития ребенка таких, как познавательное, художественно-эстетическое, ознакомление с окружающим миром, развитием речи и т.д.);

Педагогический коллектив школы, каждый учитель должен готовить подрастающее поколение к выполнению гражданских функций по отношению к государству, семье, труду и личной, частной и общественной собственности.
Каждый выпускник школы должен твёрдо знать нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, законодательство о здравоохранении.
Несовершеннолетние школьники, должны знать следующие документы:
- устав школы,
- правила поведения,
- правила дорожного движения.

В школе применяются единые требования к учащимся. Знакомство с правовыми нормами и правилами поведения начинается от 1 до 3лет.
Ребёнок должен:
- слушаться родителей,
- выполнять их советы и распоряжения,
- соблюдать правила дорожного движения,
- беречь и охранять природу,
- не обижать младших и помогать старшим,
- заботиться о своём здоровье.
Для учителей, родителей и учащихся обязательными документами являются:

Закон РФ об образовании,

Закон о правах детей,

Конвенция о правах ребёнка.

Содержание воспитательного процесса - это процесс сотрудничества детей и взрослых по углублению, закреплению всех установок. А уроки, внеклассные мероприятия, классные часы и т.п. - средство, прежде всего нравственного и правового воспитания гражданина свободного общества.

В нашей школе ежемесячно проводятся заседания Совета Профилактики, где рассматриваются персональные дела учащихся, нарушителей порядка, осуществляется контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся, состоящих на профилактическом учете в школе и в ОДН, рассматриваются конкретные поведенческие ситуации.

В профилактике правонарушений имеет место заседания КДН (комиссии по делам несовершеннолетних).

В плане профилактики правонарушений особое место занимает организация досуговой деятельности, занятость учащихся в секциях и клубах, как в школе, так и вне её. В кружках и секциях занята половина учащихся школы. Учащиеся школы активно вовлекаются во внеклассную досуговую деятельность.

В рамках правового воспитания учащихся проводятся беседы, организуются встречи с работниками правоохранительных органов, а также проводятся индивидуальные беседы о правилах поведения школьников, их соблюдению, режиме обучения.

В настоящее время в школах при острой необходимости в правовом воспитании отсутствует педагогическая основа (исследования, методики) по этому вопросу. Многие учебные заведения ограничиваются лишь поверхностным затрагиванием правового воспитания путем проведения нескольких классных часов на данную тематику, что не отвечает требованиям современных реалий. Проблема заключается в том, что новой системы гражданско-правового образования, в полной мере соответствующей всем требованиям модернизации образования не создано, применение существующих методов не систематизировано, и зачастую встречается исключительно в практике отдельных учителей или учебных заведений.

2. Алексеев Н.С. Совершенствовать подготовку юридических кадров// Правоведение. 1987.- N1.

3. Бойкова А.Д. Правовая культура и вопросы правового воспитания. - М., Знание, 1973.

4. Давыдова Г.П. Формирование правосознания и поведения учащихся. - М., Просвещение, 1981.

5. Карельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М., 1999.

6. Кваша А.А. Правовые установки граждан. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Волгоград – 2002.

7. Левитан К. М. Юридическая педагогика: учебник / К. М. Левитан. - М.: Норма, 2008.

8. Общая теория права. Курс лекций / Под общей редакцией профессора В. К. Бабаева - Нижний Новгород – 1993 г.

9. Певцова Е. А. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры // Современное право. - 2003. - № 8.

10. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права, - № 3 - 2004 г.

11. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Том 1. – С.-Петербург, - 1909г.

Правовая культура общества – разновидность культуры общества, отражающая определённый уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватывающая все правовые ценности социума.

Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т.е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиск компромиссов и т.д., насколько информированно в правовом отношении население, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду и т.д.

Показатели правовой культуры общества:

1. право, отвечающее требованиям справедливости, свободы.

2. уровень правосознания граждан и должностных лиц, их убежденность следовать правовым предписаниям.

3. уровень правотворческой и правореализующей культуры.

4. уровень работы правоприменительных (в том числе правоохранительных) учреждений.

Понятие, причины и формы правового нигилизма.

Одной из форм деформации правосознания является правовой нигилизм.

Правовой нигилизм – пренебрежительное, негативное отношение к праву вплоть до полного неверия в его потенциальные возможности решения социальных проблем.

Причины живучести

(распространенности) правового нигилизма

· Стереотипы прошлого отношения к праву (преемственность в отношении к праву),

· Законодательные иллюзии (необоснованное преувеличение роли новых законов).

· Сложившаяся в России управленческая система, традиционно отводящая праву невысокую роль в иерархии методов осуществления власти,

· Расхождения общегосударственных интересов, выраженных в законах и ведомственных интересов, выраженных в подзаконных актах,

· Юридическая наука, зачастую отводящая праву лишь роль средства осуществления государственного управления (например, юридический позитивизм или нормативная концепция правопонимания),

· Безнаказанность высших должностных лиц государства за их неправомерные решения и поступки.

Виды правового нигилизма:

1) Теоретический (идеологический) - (проявляется в духовной сфере жизни общества: в юридической и политической науке, художественной литературе, в других жанрах искусства; его носители – ученые, политики, представители творческой интеллигенции),

2) Ведомственный - (проявляется в управленческой сфере; его носители – государственные и муниципальные служащие),

Пути преодоления правового нигилизма.

Пути преодоление правового нигилизма:

· Укрепление законности и правопорядка в обществе

· Привитие активной жизненной позиции каждому человеку в сфере реализации своих юридических прав и законных интересов

Правовое воспитание: понятие, формы и методы.

Правовое воспитание - целенаправленное постоянное воздействие на человека по формированию у него правовой культуры и стремления к активному правомерному поведению.

Формы правового воспитания:

· пропаганда и разъяснение законодательства;

· знакомство с деятельностью правоприменительных органов;

Методы правового воспитания - это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего,убеждение ипринуждение, личный пример, поощрение и др.

Средства правового воспитания:

- публицистическая и художественная литература и др.

Понятие законности, гарантии и методы ее обеспечения.

Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законодательстве, в подзаконном нормотворчестве.

Система обеспечения законности, правопорядка представляет собой структуру мер, направленных на гарантирование (создание условий) положительной реализации законов (юридических норм) должностными лицами.

Состоит из трех блоков:

в) профилактика нарушений законности.

Под гарантиями законности, правопорядка понимаются положительно действующие условия, факторы и средства как внутри той или иной госструктуры, так и вне ее.

Гарантии законности могут быть общими: экономические, политические, идеологические и специальными: юридические, организационно-правовые и контрольные.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Читайте также: