Субординация в медицине доклад

Обновлено: 05.07.2024

В основе взаимоотношений медицинского персонала лежит принцип профессиональной субординации. Отношения врача, медицинской сестры и младшего медицинского персонала строятся на деловой основе, взаимном уважении. Обращаться друг к другу они должны по имени и отчеству.

Взаимоотношения врача и медицинской сестры. Палатный врач сотрудничает в тесном контакте с медицинской сестрой, которая является его помощником и выполняет его назначения. Поскольку медсестра намного больше времени проводит около кровати больного, чем врач, она может дать врачу полную информацию относительно изменений в состоянии больного (ухудшение аппетита, появление аллергических реакций и т.д.). Если у медицинской сестры при выполнении назначений врача возникают какие-то сомнения или вопросы, она должна обращаться к врачу за разъяснениями и уточнениями, но не в присутствии больного. Заметив ошибку в назначениях врача, медицинская сестра не должна ее обсуждать с больными, а тактично обратиться с этим вопросом к врачу.

Медицинская сестра должна быть честной не только перед больным, но и перед врачом. Если она дала больному не те лекарства или превысила их дозу, она должна немедленно доложить об этом врачу, потому что здесь идет речь не только об этических нормах, но и о жизни и здоровье больного.

Взаимоотношения медицинской сестры и младшего медицинского персонала. Младший медицинский персонал (санитарка) подчиняется палатной медицинской сестре. Распоряжения, которые медицинская сестра дает санитарке, должны быть четкими, непротиворечивыми, последовательными, не резкими, чтобы у санитарки было ощущение, что ей не приказывают, а направляют и контролируют ее действия.

Обязанности медицинской сестры и младшей медицинской сестры в основном различные, но в них есть и общие действия – смена постельного и нательного белья, купания, транспортировка больного. Если санитарка занята, медсестра может сама подать судно, мочеприемник.

Типы лечебно-профилактических учреждений

Существует два типа лечебно-профилактических учреждений: амбулаторные и стационарные.

В учреждениях стационарного типа проводится лечения больные, которых госпитализируют в отделение одно из лечебно-профилактических учреждений: больница, клиника, госпиталь, санаторий. Больница – лечебно-профилактическое учреждение, где оказывается различная диагностическая и лечебная помощь больным, нуждающихся в стационарном режиме, длительном лечении и уходе, необходимости проведения сложных обследований. Клиника – лечебно-профилактическое учреждение, в котором кроме лечебной работы ведется обучение студентов и научно-исследовательская работа; хорошо оснащенное современной диагностической аппаратурой, имеет большой штат опытных специалистов. Госпиталь – лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для лечения военнослужащих и инвалидов войны. Санаторий – лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для реабилитации больных с помощью различных естественных факторов (климат, минеральные воды, грязи) в сочетании с диетотерапией, лечебной физкультурой и физиотерапией.

Субординация – это поведение, которое
демонстрирует уважение подчиненных к коллегам,
старшим по должности, статусу или же званию.
Иметь представление о субординации и следовать
ей так же важно, как знать правила делового
этикета.

-
Необходимость подчинения порождает две
основные проблемы, часто встречающиеся в
медицинских коллективах:
права медсестры на собственное мнение;
взаимоотношений между представителями
разных звеньев медперсонала.

4. Отношения "медсестра - пациент"

5. Отношения "медсестра - родственники (и близкие) пациента

Необходимо сохранять сдержанность, спокойствие и
тактичность;
Лицам, ухаживающим за тяжелобольными разъяснять
правильность выполнения процедур и манипуляций;
Беседовать только в пределах своей компетенции;
Отвечать на вопросы спокойно, неторопливо, обучать
правильному уходу за тяжелобольными.

6. Отношения "медсестрa - врач"

Недопустимы грубость, неуважительное отношение в
общении;
Исполнять врачебные назначения своевременно, четко и
профессионально;
Срочно информировать врача о внезапных изменениях в
состоянии больного;
При возникновении сомнений в процессе выполнения
врачебных назначений в тактичной форме выяснить все
нюансы с врачом в отсутствии больного.

7. Отношения "медсестрa - медсестрa"

Недопустима грубость и неуважительное
отношение к коллегам;
Замечания должны делаться тактично и в
отсутствии больного;
Опытные медсестры должны делиться с
молодыми своим опытом;
В сложных ситуациях должны помогать друг
другу.

8. Отношения "медсестрa - младший медперсонал"

Соблюдать взаимоуважение;
Контролировать тактично, ненавязчиво
деятельность младшего медперсонала;
Недопустимы грубость, фамильярность,
высокомерие;
Недопустимо делать замечания в присутствии
больных и посетителей.

Этикет – общепринятые правила поведения человека в общественных местах, за столом, на светских приемах и т.п. Помимо бытового, существуют еще и профессиональный, в т. ч. очень важный медицинский этикет.

Врач и пациент

Общее понятие медицинского этикета

Этические нормы профессионала означают:

  • вежливость к окружающим;
  • скрупулезное выполнение своих обязанностей;
  • самокритичное отношение к себе, порядочное и непредвзятое – к коллегам и всему коллективу;
  • ответственность за выполнение своей работы, ее честная оценка.

Совокупность моральных норм определяет отношение специалиста к своему профессиональному долгу. Это касается и медицины, правила этикета которой носят название деонтологии, или биоэтики. Их соблюдение необходимо для сохранения здоровья каждого индивидуума и улучшения качества его жизни.

Главные особенности

Врач – это профессия, относящаяся к особо высокоморальным. Человек, посвятивший себя медицине, должен быть добросовестен, трудолюбив и бескорыстен.

Он не имеет права отказать в помощи коллегам и категориям людей, не имеющим возможности ее оплатить, руководствуясь при этом велением совести и принципами гуманизма.

Свод правил о морально-нравственном поведении врача включает в себя вопросы, связанные с ним и:

  • пациентами;
  • коллегами;
  • обществом.

Главным из них является отношение к больным. Медики, как врачи, так и медсестры, при общении с ними обязаны быть сдержанными и корректными.

  • фамильярность;
  • излишняя отстраненность и сухость;
  • грубость, оскорбления;
  • обсуждение при пациенте его диагноза, способов лечения, озвучивание сомнений в их правильности.

Если больному предстоят процедуры, следует объяснить ему, почему те необходимы, кратко описать процесс.

Важно также и профессиональное поведение в обществе и коллективе:

  • уверенность в себе, которая передается пациенту, умение поддержать последнего;
  • применение всех своих знаний для лечения больных, даже если это не несет материальной выгоды;
  • незамедлительная помощь коллегам в постановке диагноза и лечении, если это необходимо;
  • сдержанность в разговорах и обсуждении клинических случаев;
  • отсутствие саморекламы и критики других.

Соблюдающий этические нормы и знающий врач заслужит не только уважение своих пациентов и коллег, но и будет котироваться в обществе как хороший специалист.

Основные принципы

К основным принципам медицинского этикета относятся:

Уважение к коллегам, их моральная и профессиональная поддержка, в т. ч. практическая, тоже относится к основным принципам врачебного этикета.

Клятва Гиппократа

В большей части медицинских вузов медик, закончивший курс обучения, при получении диплома приносит клятву Гиппократа, основные положения которой таковы:

  • недопустимость причинения вреда человеку и его здоровью;
  • уважение к любой жизни и отказ от эвтаназии;
  • обязательная помощь любому больному;
  • забота о нем;
  • совершенствование себя как профессионала и личности;
  • неразглашение врачебной тайны;
  • накопление и распространение опыта врачевания;
  • благодарность учителям;
  • отказ от близких отношений с пациентом;
  • отрицательное отношение к абортам;
  • соблюдение обязательств и корректность к коллегам.

В тексте клятвы Гиппократ не оговаривает оплату за медицинские услуги. Эту тему он развивает в других трудах, и даже там она представляется не самым важным достижением в работе медика. С 2011 г. начал действовать закон, требующий в момент окончания медицинского вуза давать клятву врача.

Клятва Гиппократа

Нормы и правила поведения врачей

Соблюдение норм деонтологии и этики в медицине обусловлено необходимостью доверительного общения врача, его коллег и пациентов, которые добровольно доверяют медперсоналу свои здоровье и жизнь.

Внешний вид

Образ медика во всех своих элементах сложился в представлении людей уже давно.

К нему относятся:

  • белоснежный халат;
  • стетоскоп на шее (не всегда, в зависимости от специализации);
  • чистая рубашка с галстуком под халатом;
  • уверенный и доброжелательный вид;
  • вежливость с больными и коллегами;
  • грамотная речь;
  • собранность в экстренных случаях.

Расхлябанность в движениях, нечистота тела и неопрятная одежда, запах перегара, неуверенность или хамство в общении – все это может подорвать доверие к медику пациентов, коллег и подчиненных.

Доктор

Субординация и деловое общение

В первую очередь соблюдение субординации – это:

  • обращение к сослуживцам и подчиненным без панибратства, тактичность при разговоре;
  • умение вести спор и находить важные решения не единолично, а коллегиально, без ссор и оскорблений.

Недопустимо публично обсуждать и ставить под сомнение профессионализм, навыки и способы лечения, квалификацию другого специалиста, подставлять его под удар и рекламировать себя.

Этичное поведение не только пойдет на пользу самому врачу, коллективу и пациентам, но и обеспечит соблюдение их прав и не затронет чувства собственного достоинства.

Общение

Вопрос о больных, находящихся в терминальном состоянии

Так называется состояние преагонии, агонии и клинической смерти.

И один из наиболее обсуждаемых во все времена вопросов, что делать в этот момент с больным: пытаться его реанимировать, бездействовать или прибегнуть к эвтаназии.

Согласно п. 6 Кодекса врачебной этики от 1997 г., врач должен:

  1. Даже в экстремальных условиях приложить все усилия, чтобы обеспечить помощь больному, находящемуся в преагональном, агональном или состоянии клинической смерти.
  2. Облегчить состояние пациента в терминальном состоянии всеми возможными разрешенными способами, не прибегая к эвтаназии и не привлекая кого-либо к ее совершению.
  3. Принимать решение о прекращении реанимации, когда мозг больного перестает подавать сигналы, коллегиально, если такая возможность есть.
  4. Способствовать обеспечению духовной поддержки пациенту со стороны служителя культа, его причащению и исповеди, независимо от того, какую религию тот исповедует.

Уважение к личности и помощь больному, находящемуся на грани между жизнью и смертью, – обязанность каждого, кто посвятил свою жизнь медицинской науке.

Помощь

Правила поведения медсестры

Медсестры не просто помощники врачей, но и представительницы самостоятельной профессии, для которой необходимы навыки:

  • комплексного ухода и обслуживания больных;
  • облегчения их страданий;
  • психологические и психотерапевтические, в пределах сестринской компетенции;
  • профессиональной наблюдательности, чтобы вовремя оценить улучшение или ухудшение состояния больного.

Медсестра обязана владеть собой и быть эмоционально устойчивой, чтобы успокоить пациентов и не усугубить их тревогу.

Она должна обладать:

  1. Внутренней культурой. То есть уважительно относиться к выбранной ей профессии, видя в ней не источник обогащения, а возможность помочь страдающим людям. Это доброта, сострадание, совестливость, дружелюбие, умение работать коллегиально.
  2. Внешней культурой. То есть выглядеть в соответствии со своим статусом: чисто, опрятно. Иметь доброжелательное выражение лица, сдержанный тон, грамотную речь.

Пациент охотнее доверит уход за собой такому человеку, чем несдержанному, грубому и пересыпающему свою речь жаргонизмами и непечатными словами.

Каждому избравшему профессию медика нужно помнить, что в его руках находятся не только жизни людей, но и психическое и психологическое здоровье как больных, так и коллег, и неукоснительно соблюдать требования профессионального этикета.


Термином субординация называют рабочие отношения, выстроенные по принципу иерархии. Этот подход подразумевает строгое служебное повиновение младших сотрудников коллегам, занимающим должность выше, базирующийся на нормах трудовой дисциплины. Он способствует созданию и сохранению дистанции между подчинёнными и руководителем для продуктивной деятельности всего коллектива. Эта система направлена на поддержание рабочего духа в офисе, на предприятии или производстве. Что такое субординация понятно, а для чего она нужна? Она предотвращает возникновение конфронтаций, формирование и дальнейшее развитие конфликтов в рабочей среде.

Что такое соблюдать субординацию

Итак, что такое субординация определение сегодня ей даётся следующее. Она представляет собой порядок трудовых взаимоотношений, базирующихся на иерархии и поддержании дистанции между руководящим составом и подчинёнными. Из чего следует, что подобный вариант взаимодействия базируется на признании авторитета и послушании. Однако рассматриваемое понятие всё же несколько шире. В трудовой среде оно определяет особую последовательность действий, порядок исполнения приказов и намеченных задач, предоставление отчётности о выполненных заданиях. Также включает и форму обращения к руководящему составу и коллегам, формат взаимодействия, как устного, так и письменного, возможность обжаловать действия непосредственного руководителя.

Субординация предусматривает возможность обращения сотрудников к руководству с предложением или просьбой, например, записавшись при помощи секретаря на приём, либо просто постучавшись в дверь кабинета.


Таким образом, отвечая на вопрос, что такое субординация, можно заключить, что это понятие определяет порядок выполнения задач в трудовой среде, формат взаимодействия между коллегами, начальством, руководителями и подчинёнными, а также сохраняет взаимоотношения в деловых рамках и создаёт доброжелательную обстановку, основанную на взаимоуважении. Главная её цель заключается в организации слаженной деятельности команды, разграничении и распределении обязанностей.

В отношениях

Как правило, субординация в брачных отношениях базируется на нижеприведённых принципах:

– чёткое распределение обязанностей: все бытовые хлопоты, забота об отпрысках и супруге, обеспечение их жизнедеятельности полностью лежат на супруге, финансовая составляющая и принятие решений целиком возлагаются на супруга;

– супруга признаёт главенство мужа, поскольку супруг считается старшим в жилище и является защитником семьи, добытчиком, следовательно, заслуживает почитания и уважения.

Современная ячейка социума сегодня зачастую не имеет чёткого разграничения ролей. Есть семьи, где женщина зарабатывает на порядок больше, нежели её муж. Отсюда и мужчина не может ощущать себя авторитетом, особенно, если этому способствует его супруга, постоянно акцентируя его финансовую несостоятельность. Поэтому и понятие субординации практически утратило свой изначальный смысл.

Однако если подумать, то брачным союзам, где царит взаимоуважение, господствует любовь, властвует поддержка и взаимопонимание, не нужна никакая субординация.

На работе

Описываемое понятие необходимо для достижения более продуктивной деятельности. Все развитые предприятия и успешные производства имеют иерархическую систему выстраивания взаимодействия внутри трудового коллектива. Такая система способствует созданию максимально комфортной рабочей среды для всех участников рабочего процесса.

Итак, что такое субординация простыми словами на работе? Проще говоря, это модель делового этикета в определённой организации, где старшему по должности подчиняется младший. Работники такой организации наделены определёнными обязанностями и правами. При этом подчинённое положение или, наоборот, руководящая позиция, а также круг обязанностей определяется исключительно занимаемой должностью, а не личными предпочтениями или качествами.

Соблюдение субординации приводит к пониманию того, кто в коллективе отвечает за конкретный участок работы. Эта система способствует чёткому размежеванию полномочий и ответственности, а также определяет формат взаимодействия. Собственно конечной целью анализируемого понятия является упорядочение деловой коммуникации.

В любой компании внутригрупповая система взаимодействия регулируется должностными обязанностями и распорядком, который должен соответствовать нормам действующих законодательных актов. Таким образом, следование субординации подразумевает, прежде всего, взаимное уважение коллег и руководства, которое не обусловлено ни должностью сотрудника, ни его статусом в компании.

В общении

Роль межличностных коммуникаций в рабочей среде, бизнесе, равно как и в обычных отношениях сложно переоценить. Знания нюансов делового этикета – значимая составляющая сотрудничества с партнёрами, взаимодействия с подчинёнными и руководством. Дабы исключить промахи в общении и улучшить эффективность коммуникаций необходимо соблюдать субординацию в общении.

Часто в небольших коллективах этика делового взаимодействия, равно как и субординация отсутствуют напрочь. Однако панибратское обращение нередко неуместно в деловой сфере и приводит к размытию границ между руководством и рядовыми членами команды. Вследствие чего младшему персоналу в подобной обстановке сложно в истинном виде воспринимать руководство. Это приводит к снижению у него мотивации к беспрекословному выполнению поставленных заданий.

В медицине

Считается, что одним из отличительных признаков профессиональной компетентности среди медработников является умение придерживаться субординации.


Помимо того, медицинская субординация включает также отношение медперсонала с пациентами и их родственниками. В этом взаимодействии очень важна тактичность и сдержанность. Ведь неверное поведение может спровоцировать у больного ухудшения заболевания, а у его родственника – стать причиной стресса.

Отвечая на вопрос, что такое нарушение субординации, можно заключить, что это грубость, нетерпимость, отсутствие доброжелательности и взаимопомощи. Таким образом, субординация в медицинской сфере базируется на взаимоуважении всего рабочего коллектива, терпимости, взаимовыручке и дружелюбии.

Читайте также: