Образование в московской области доклад

Обновлено: 15.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Современное образование Москвы.

Подготовила педагог-психолог Юдина Ю.Л.

Тот, кто воображает, что может обойтись без других людей — очень ошибается, а тот, кто воображает, что другие не могут обойтись без него — ошибается ещё больше.

Нет ни одного человека в стране, да и в мире в целом, которого не касались бы проблемы образования. Все мы учились в школе, потом получали профессиональное образование. Теперь уже в школе учатся наши дети и по прежнему нас волнует вопрос о современном Российском образовании. Образование – это та сфера, где тесно переплетены интересы личности, общества и государства. Сегодня как никогда ясно, что это не только дело каждого человека, но и большой команды всего образовательного комплекса. Дело команды: администрации, педагогов, логопедов, дефектологов , психологов, учеников и воспитанников и конечно родителей. Образование в современной России один их приоритетных государственных вопросов. И на это неоднократно обращалось внимание на съездах Российского союза ректоров, которые проходят с обязательным участием Президента нашей страны.

При этом в современном мире все более актуальным становится вопрос о новых возможностях обучения. Связано это, прежде всего, со стремительным развитием информационных технологий. Конечно, наиболее перспективной и широко используемой является Интернет – технология. Сегодня новые технологии распространилась по всему миру, соединяя даже самые отдаленные части света и предоставляя людям возможность не только общения на расстоянии, но и получения необходимой информации.

Изначально интернет-система строилась далеко не в целях образования, но сегодня для преподавателей и обучающихся Интернет с его дидактическими свойствами стал залогом успеха, особенно в дистанционном, а затем и электронном обучении. При этом важно, что внедрение Интернет-технологий происходит не насильственно, а постепенно. По мнению специалистов, это естественный процесс, обусловленный требованиями времени 1 .

Начало использования технологий дистанционного обучения в странах Западной Европы и США относят к 60-м годам XX века. В 1969 году в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования, который носил название Открытый Университет. Сегодня Великобритания – европейская страна, где развитие образования считается приоритетной задачей государства. Поэтому неудивительно, что британское образование характеризуется как одно из лучших на планете, специалисты с британскими дипломами востребованы практически во всех областях, а опыт британской образовательной сферы достоин внимательного изучения с целью его применения, в том числе, и в системе образования России.

В Российской Федерации образование, как самостоятельная отрасль социальной и экономической жизни, неоднократно подвергалось изменениям. В современной истории РФ реформа образования началась в 2010 году с подписания законопроекта о комплексе мероприятий по модернизации системы образования. Официально эти реформы начались с 1 января 2011 года.

Большие образовательные комплексы-большие задачи, большие команды. Реформирование является долгим процессом. Итоги его будут подведены нескоро, однако, уже сегодня можно говорить о его некоторых достижениях. Примером тому опыт работы московских школ.

С 2017 года активно развивается платформа МЭШ, отечественные онлайн платформы uchi . ru , yaklass .

Уникальность московского рейтинга состоит еще и в том, что его показатели подобраны таким образом, что каждый ученик может своими успехами повысить Рейтинг школы, но никто из учащихся не может его понизить. А сама школа мотивирована на развитие самых разных детей, потому что показатели Рейтинга очень разнообразны, что дает школе возможность учесть интересы каждого ребенка.

В целом можно говорить о том, что образовательная система Москвы соответствует общему принципу формирования единого образовательного пространства, которое выводит образование на новый уровень и является обязательным условием его дальнейшего развития.

Нормативные правовые акты

Монографическая и учебная литература

Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства. – М.: Воронеж, 2003. – С. 35

Периодическая литература

Выступление Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко на съезде учителей и работников образования государств СНГ // Российская газета. Столичный выпуск № 7091 (223) от 03.10. 2016

Иные источники

3 3 Основные вопросы доклада 1. В чем мы видим значение этого проекта для Московской области? 2. Каковы наши ключевые заделы и обязательства в проекте? В чем мы видим риски проекта и как предполагаем работать по их минимизации и компенсации? 3. На каких основаниях базируется наш общий, стратегический подход к реализации проекта в Московской области? 4. Каковы проблемные точки проекта? По каким направлениям проекта особенно важна экспертная поддержка и выверенность моделей, принимаемых за основу? 5. Как мы подходим к управлению реализацией проекта? 6. На что важно обратить особое внимание проектным группам?

4 4 Значение РКПМО для Московской области Комплексный проект модернизации образования Московской области разрабатывался и будет реализо- вываться как необходимый элемент стратегии социально- экономического развития Моско- вской области.

9 9 Наши заделы серьезные наработки в области к аттестации кадров, а также аккредитации образовательных учреждений заделы для расширения масштабов проведения ЕГЭ и основы региональной системы оценки качества образования разработаны основы программы развития сети образовательных учреждений и ясны основные модели их практической реализации. есть хорошие заделы по развитию общественного участия в управлении: отработана нормативная база, методические основы, созданы школьные советы, начато обучение общественных управляющих, подготовлены региональный, три муниципальных и несколько школьных публичных докладов.

11 11 Средняя заработная плата в Центральном федеральном округе в 1 квартале 2007 года Российская Федерация 11876,0 г. Москва Московская область 14068,8 Ярославская область 9847,3 Липецкая область 9660,6 Белгородская область 9137 Калужская область 9388,5 Тверская область 8810,7 Смоленская область 8532,3 Рязанская область 8718,5 Тульская область 8659,8 Костромская область 8130,8 Владимирская область 8170,5 Воронежская область 7739,1 Курская область 7644,9 Орловская область 7629,2 Ивановская область 7335 Брянская область 7200,6 Тамбовская область 6894,4

12 12 Средняя заработная плата работников образования Московской области 2000 г руб г. (март) руб. По отношению к средней зарплате в целом по отраслям экономики Московской области средняя зарплата в образовании составляет: 2000 г. - 54,4% 2007 г. - 79%

13 13 Задачи новой системы оплаты труда Повышение стимулирующей роли заработной платы Повышение требований к уровню квалификации работника и результатам его деятельности Учет отраслевых и внутриотраслевых особенностей труда Дифференциация заработной платы

14 14 Усиление стимулирующей роли оплаты труда за результаты работы достигается путем: выделения стимулирующей части в ФОТ и постепенного увеличения доли стимулирующих выплат в ФОТ; участия общественных структур (обще- ственных советов школ) в распределении стимулирующей части оплаты труда; установления критериев и показателей качества и результативности труда педагогических работников

15 15 На введение новой системы оплаты труда в 2007 г. из областного бюджета выделяется 1100 млн.рублей, в том числе на увеличение стимулирующей части оплаты труда в пилотных школах 113 млн.рублей

16 16 Структура фонда оплаты труда ФОТ Базовая часть Стимулирующая часть Должностной оклад Выплаты за результативность Должностной оклад Выплаты за результативность Компенсационные выплаты и качество труда Компенсационные выплаты и качество труда Учет всех видов деятельности Разработка критериев и учителя и условий труда показателей оценки труда учителя и условий труда показателей оценки труда учителя учителяАттестация Стимулирование нормативной Установление регламента Стимулирование нормативной Установление регламента наполняемости классов участия общественных наполняемости классов участия общественных советов школ в советов школ в р а с п р е д е л е н и и р а с п р е д е л е н и и стимулирующей части стимулирующей части оплаты труда оплаты труда 2007 год 85% 15% 85% 15% 2009 год 70% 30% 70% 30%

17 17 Ключевые обязательства Московской области в проекте По направлению 1. Введение новой системы оплаты труда (НСОТ) работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей нам предстоит выйти на следующие показатели: Рост абсолютного значения средней заработной платы учителей за счет введения новой системы оплаты труда (далее – НСОТ) по отношению к уровню 2006 года должен составить к 2009 году 60 %. Доля фонда оплаты труда учителей в общем фонде оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, должна вырасти за три года с 63 до 70 %. Доля муниципальных образований, общеобразовательные учреждения которых перешли на НСОТ должна составить 20% в текущем году и 100% в 2009 г., а доля государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, которые перешли на НСОТ, от общего числа государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений – возрасти за тот же период с 15 до 100 %.

18 18 Ключевые обязательства Московской области в проекте По направлению 2. Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений (НПФ) наши обязательства таковы: Доля муниципальных образований, общеобразовательные учреждения которых получают бюджетные средства на основе принципов НПФ, от общего числа муниципальных образований в Московской области, должна к завершению проекта достигнуть 100 % (на данный момент такой переход готовится, и уже в текущем году нужно выйти на рубеж 20% охвата НПФ). Доля государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, получающих бюджетные средства на основе принципов НПФ, от общего числа общеобразовательных учреждений, должна вырасти с 15 % в текущем году до 100 % в 2009 г. Доля общеобразовательных учреждений, ведущих бухгалтерский и налоговый учет самостоятельно, от общего числа общеобразовательных учреждений, должна достичь 100 процентов уже в 2008 г.

19 19 Ключевые обязательства Московской области в проекте Величина нормативов в городской местности: 2007 до руб. на ребенка в год, 2008 до руб. на ребенка в год, 2009 до руб. на ребенка в год. В сельской местности: до руб. на ребенка в год, 2008 – до руб. на ребенка в год, 2009 – до руб. на ребенка в год. Доля учебных расходов в нормативе бюджетного финансирования общеобразовательных учреж- дений должна возрасти с менее 6 % в 2006 г. до 10% в 2009 г.

20 20 Ключевые обязательства Московской области в проекте По направлению 3. Развитие региональной системы оценки качества образования (СОКО) : Увеличить количество учебных предметов, по которым выпускникам общеобразовательных учреждений предоставляется возможность сдачи ЕГЭ с 9 до 12. Увеличить долю выпускников (общеобразовательных учреждений), проходящих государственную (итоговую) аттестацию по русскому языку и математике в форме ЕГЭ с менее 2 % в 2006 г. до 100% в 2008 г., а долю выпускников общеобразовательных учреждений, сдающих ЕГЭ по трем и более учебным предметам – с менее 1 % до 50% в 2008 г. т 100% в 2009 г. Повысить долю выпускников 9-х классов, проходящих внешнюю независимую итоговую аттестацию, осуществляемую муниципальными, межшкольными экзаменационными комиссиями, с 4,9% в 2006 г. – до соответственно – 47 и 75 % в два последние года выполнения проекта. Ввести в полном масштабе областную систему оценки качества образования.

21 21 Ключевые обязательства Московской области в проекте По направлению 4. Развитие сети общеобразовательных учреждений региона: обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства, кроме показателя 4.1., о котором было сказано выше, предстоит: Обеспечить рост средней наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской местности, в сравнении с 2006 годом на 8%, то есть вплотную подойти к показателю 25 человек в классе, а в сельской местности на 6,6%, с выходом на показатель 16 человек в классе. Создать для учащихся старшей ступени возможности выбора профиля обучения, обеспеченного необходимым оборудованием и высококвалифицированными кадрами по каждому предмету и эффективного использования образовательных ресурсов (на уровне 62,4 % с учетом динамики демографических показателей). Реализовать Проект программы развития сети общеобра- зовательных учреждений.

23 23 Ключевые обязательства Московской области в проекте 80% общеобразовательных учреждений в этом году будут иметь опубликованный (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности и 75 % – свои сайты. Отношение числа общественных наблюдателей при проведении ЕГЭ к числу пунктов, в которых проводится ЕГЭ возрастет до 3, а доля общеобразовательных учреждений, лицензирование и аттестация которых проводятся комиссиями с привлечением представителей общественности из числа лиц, не являющихся работниками учреждений, подведомственных органам управления образованием достигнет 100 %.

24 24 Ключевые обязательства Московской области в проекте По направлению 6. Организационное обеспечение реализации регионального комплексного проекта мы обязались развернуть и уже разворачиваем с помощью Регионального оператора: Широкую систему специальной подготовки управленческих кадров к реализации проекта (она уже начала свою работу). Систему работ по электронному мониторингу реализации проекта (в данное время осуществлен ввод первичного материала). Систему общественного продвижения проекта, его информационного и PR-сопровождения, работы со СМИ. Системное привлечение к реализации проекта школ и учителей-победителей ПНПО.

25 25 Существенные особенности и трудности этого проекта Масштабность проекта и работ по его реализации и сопровождению даже по сравнению с другими направлениями реализации ПНПО. Комплексный характер проекта: надо увязать и синхронизировать множество действий на всех уровнях. Сжатые сроки проекта по сравнению с масштабностью его задач – три года не такой большой срок для системных преобразований. Высочайший уровень ответственности и спроса: от директора школы до Министра образования и Губернатора Московской области. Проект – не ведомственный, а общерегиональный. Руководить проектом доверено мне, но заявка подписана Губернатором Московской области Б.В.Громовым.

26 26 Существенные особенности и трудности этого проекта проект общерегиональный, но ыв идеале он должен стать и общенародным за счет вовлечения в него общественности, гражданских институтов, населения области. Введение жесткой федеральной системы электронного мониторинга проекта на всех уровнях. При этом по итогам мониторинга участие региона в проекте и дополнительное финансирование может быть прекращено, что, конечно, не должно быть нами допущено. Необходимость не только четкого выполнения всех обязательств, зафиксированных в заявке региона, но и осуществления запланированных системных изменений в образовании и его качестве. Невозможность выполнить проект малыми силами и в локальных масштабах – отдельными территориями, отдельными лучшими школами; пилотаж возможен только на старте проекта: суть обязательств в очень широком, массовом охвате основными направлениями модернизации всех муниципальных образований, практически всех школ, во многих случаях речь идет о выходе к 2009 г. на полный охват изменениями.

27 27 Существенные особенности и трудности этого проекта Необходимость мобилизации всех региональных и местных средств, так как в этом проекте федеральные субсидии являются только софинансированием и не могут решить всего объема задач – 405 млн. руб. в год – сумма немалая, но несопоставимая с масштабами нашего консолидированного бюджета на образование (свыше 40 млрд. руб.). Средства федеральной субсидии могут расходоваться строго целевым образом на три направления: повышение квалификации и переподготовка педагогических и руководящих кадров общеобразовательных учреждений, специалистов органов управления образованием; приобретение оборудования и мебели (за исключением предметных кабинетов, закупаемых в рамках ПНПО); текущий ремонт общеобразовательных учреждений. Контроль за выполнением проекта будет двойным – с одной стороны – за точным, полным и своевременным выполнением обязательств по проекту, с другой стороны – за целевым использованием средств.

29 29 Введение НСОТ Почему возникла необходимость менять систему оплаты труда в общем образовании? Что не удовлетворяет в действующей системе? В чем отличия НСОТ в рамках РКПМО от традиционной СОТ, которая действует сейчас? В чем отличия НСОТ в рамках РКПМО от СОТ, вводимой в рамках планового введения отраслевых СОТ в Московской области? Что такое качество образования, и за какое качество образования стоит доплачивать учителю? Что будет входить в базовую часть ФОТ в условиях НСОТ? Войдет ли в оклад проверка тетрадей, подготовка к урокам, внеклассная работа? Какова будет обычная нагрузка учителя (сейчас ставка 18 часов в неделю)? За что предполагается давать стимулирующую часть ФОТ в условиях НСОТ? Какие достижения учащихся должны стать основанием для установления стимулирующей части ФОТ? Каков будет объем стимулирующей части ФОТ в условиях НСОТ?

30 30 Введение НСОТ Через какие механизмы НСОТ будет стимулировать высокое качество образования? Как НСОТ опирается на новую аттестацию кадров? За счет чего новая аттестация сработает на дифференциацию и рост доходов учителей? Какова (в сравнении с нынешним уровнем) дифференциация в доходах учителей при нынешнем варианте СОТ и при НСОТ? Каковы наиболее серьезные риски, негативные последствия введения НСОТ на стадии запуска проекта и на стадии массового внедрения? Что делать для их профилактики, уменьшения, компенсации? Как общественность будет участвовать в распределении стимулирующей части ФОТ в условиях НСОТ? Как строить эксперимент в пилотных МО при комплексном введении в них всех направлений РКПМО, начиная с НСОТ?

31 31 Риски проекта По введению НСОТ – риски, связанные с самой идеей дифференциации доходов учителей после многих десятилетий уравниловки, риски ошибок в процессе реализации проекта: неполном учете всех видов работ учителя в базовой части ФОТ, перекосов в распределении стимулирующей части ФОТ и др. По введению НБФ – риски недостаточного учета особенностей разных видов школ при нежелательности слишком большого количества поправочных коэффициентов к нормативам, которые убивают саму идею нормативного финансирования. По системе оценки качества – риски свед`ения качества образования и его оценки только и исключительно к ЕГЭ, замедления включения общественности в процедуры оценки школ.

32 32 Риски проекта По развитию сети – весь букет социальных рисков и угроз, связанных с непродуманным и несогласованным с населением подходом к изменению сети, а с другой стороны – риски консервации существующего положения дел, которое не ведет к созданию условий для качества образования. По общественному участию – риски создания карманных или безответственных школьных советов, неготовности общественности к активному и при этом компетентному участию в соуправлении школой. По управлению проектом – риски потери темпа, несвоевременной подготовки и сдачи информации, нескоординированности действий на разных уровнях управления, недостаточной мотивированности отдельных групп участников.

33 33 Как мы подходим к проекту? Серьезно и вдумчиво, на научной основе, в тесной связи с экспертным сообществом области. Конкретизируя положения и обязательства нашей проектной заявки, превращая их в конкретные планы на уровне каждого муниципального образования, каждой школы. Не торопясь, проводя сначала пилотные эксперименты и апробацию новых моделей, а уже потом – массовое внедрение их в практику. Обеспечивая муниципальным образованиям и школам постоянную научно-методическую и экспертно-консультационную поддержку, организуя обучение кадров (для этого мы и определили регионального Оператора по сопровождению реализации проекта). Внимательно отслеживая каждый шаг и получаемые результаты (мониторинг проекта).

35 35 Призываю всех участников обсуждения к предельно собранной, внимательной и конструктивной работе (время сомнений в полезности модернизации прошло, пришло время поиска лучших путей ее комплексного осуществления), к подробной фиксации основных идей лекций, задаванию вопросов на понимание, к полному использованию сил и времени федеральных экспертов, к уточнению в группах проблемных зон работы, стратегии и тактики решения проблем, планов и графиков нашей предстоящей работы.

Россия. Звенигород. 1 сентября. В Суппоневской школе День знаний прошел впервые.

Россия. Звенигород. 1 сентября. В Суппоневской школе День знаний прошел впервые.

Основания программы

Регламентирующие документы

Результаты и текущая деятельность


Источник: ©, Пресс-служба Одинцовского городского округа

2014 год

  • Введено в эксплуатацию: 111 садов на 16 562 места (с уплотнением, 19 874 места).
  • Разработаны модели нормативно правового и научно-методического обеспечения введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
  • Разработана модель формирования муниципальных заданий для дошкольных образовательных организаций и их финансового обеспечения, модель повышения квалификации управленческих кадров дошкольных образовательных организаций Московской области, модели системы просвещения и консультационной поддержки родителей в развитии и воспитании детей.
  • Закуплено оборудование для дошкольных образовательных организаций муниципальных образований Московской области – победителей областного конкурса на присвоение статуса Региональной инновационной площадки Московской области (35 муниципальных образований).
  • Разработано нормативное правовое, финансово-экономическое и научно-методическое сопровождение модели стажировочной площадки, внедряющей федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, системы поддержки развития детей раннего возраста (от нуля до трех лет);
  • Разработаны методическое обеспечение современных программ, методические рекомендации и пособия по вопросам духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных организациях и использованию информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании;
  • 100% – удельный вес числа образовательных организаций, обеспечивающих предоставление нормативно закрепленного перечня сведений о своей деятельности на официальных сайтах, в общем числе образовательных организаций.
  • Общий плановый объем финансирования – 125,3 млрд рублей, в том числе за счет бюджета Московской области – 106,46 млрд руб.
  • Фактический объем финансирования за счет средств бюджета Московской области – 100,7 млрд руб. (94,6 % от объема финансирования, предусмотренного за счет средств бюджета Московской области).
  • Фактически выполнены мероприятия за счет средств бюджета Московской области на сумму – 100,27 млрд руб. (94,2 %).
  • 7923 – Количество врачей, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования в государственных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования.

Новая школа на 1,1 тысячи мест открылась в Ленинском районе

Новая школа на 1,1 тысячи мест открылась в Ленинском районе

Источник: ©, пресс-служба первого заместителя председателя правительства Московской области – министра образования Московской области Ольги Забраловой

2015 год

  • Заключены соглашения о предоставлении в 2015 году субсидий из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на капитальные вложения в объекты дошкольного образования. Построено 102 детских сада на 16303 места, в том числе 55 детских садов на 8896 мест за счет внебюджетных средств.
  • В результате реализации мероприятий программы по ликвидации очередности в детские сады очередь в дошкольные организации ликвидирована.
  • Количество воспитанников дошкольных образовательных организаций, обучающихся по программам ФГОС ДО достигло 332 064 ребенка (92,3%).
  • 33 130 педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций (100%) прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку.
  • Общее число участников творческих конкурсов (включая муниципальные) составляет 340305 человек.
  • За 2015 год 2 249 детей устроены на семейные формы устройства: 1 033 – переданы под опеку, 846 – в приемную семью, 359 – усыновлены, переданы на патронатное воспитание – 11. За счет этого реорганизовано 13 организаций для детей сирот:

– ГБОУ Серпуховская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– МБОУ Софьинский детский дом (Наро-Фоминский р-н);

– МКОУ Детский дом (г. Подольск);

– МКОУ Коломенский детский дом;

– МОУ Колычевская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (Коломенский р-н);

– МБОУ Детский дом Щелковского муниципального района;

– ГБОУ Ново-Петровский детский дом Московской области (Истринский р-н);

– МОУ Талдомский детский дом;

– МОУ Удельнинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Раменский р-н);

  • Общий плановый объем финансирования – 149,35 млрд рублей, в том числе за счет бюджета Московской области – 116,7 млрд рублей.
  • Фактический объем финансирования за счет средств бюджета Московской области – 111,7 млрд рублей (95,7%).
  • Дефицит врачей в медицинских организациях по сравнению с 2014 годом уменьшился и составил 15915 человек.
  • Дефицит врачей в медицинских организациях по сравнению с 2014 годом уменьшился на 335 единиц.
  • Дефицит средних медработников уменьшился на 4 777 единиц.

Ученики за партами в начальной школе

Ученики за партами в начальной школе

Источник: ©, Балашихинское информационное агентство

2016 год

  • Введено в эксплуатацию 35 детских садов.
  • 33130 педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку;
  • 79 частных дошкольных организаций получили субсидии из бюджета Московской области (100% из числа обратившихся).

Введено в эксплуатацию 24 школы.

14 993 школьникам оказана поддержка в рамках программ поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;

730 школ из 1403 включены в региональную инфраструктуру инновационной деятельности.

454 750 детей приняло участие в творческих конкурсах, количество победителей и призеров – 7 779 человек;

5 000 договоров заключено в рамках контрактно-целевой подготовки кадров;

21 082 человек зачислено в высшие профессиональные организации, зачисленных по контрактно-целевой подготовке – 5 270 человек;

Создано 8 многофункциональных центров прикладных квалификаций;

276 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в специализированных образовательных организациях оказаны меры социальной поддержки;

100 человек – учащихся муниципальных учреждений дополнительного образования детей – удостоены стипендии губернатора Московской области;

  • Общий плановый объем финансирования – 142 712,8 млн рублей, в том числе за счет бюджета Московской области – 121 894,2 млн рублей.
  • Фактический объем финансирования за счет средств бюджета Московской области – 116 431,1 млн рублей (95,5%).

Сократился дефицит средних медицинских работников в медицинских организациях (26836 чел. при плановом значении 30600 человек).

3845 врачей прошли обучение по программам дополнительного профессионального образования в государственных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования.


Ежегодно на работу в муниципальные и государственные образовательные организации Московской области поступает в среднем более 1 тысячи молодых специалистов – выпускников организаций высшего и среднего профессионального образования. В 2014 году было принято на работу 906 молодых специалистов, в 2015 году – 1243, в 2016 году – 1048. В 2017–2018 учебном году в подмосковных школах планируют приступить к работе более 500 выпускников вузов Московской области.

Марина Захарова, министр образования Московской области


В дошкольных образовательных организациях осваивают дошкольные образовательные программы 400 896 детей, в том числе в возрасте от 1,5 до 3 лет – 43 211 детей.

По итогам строительства и реконструкции в 2017 году введено в эксплуатацию 25 дошкольных образовательных организаций на 3 892 места, в том числе за счет средств бюджета Московской области – 9 детских садов:
- в г. Балашиха,
- г. Люберцы,
- г. Орехово-Зуево,
- г. Электросталь,
- г. Дубна,
- г. Видное,
- п. Горки Ленинские,
- п. Володарского,
- с.п. Развилковское Ленинского района.

В 20 дошкольных образовательных организациях выполнены работы по капитальному ремонту.

Выполнены работы по капитальному ремонту в 10 общеобразовательных организациях.

Количество обучающихся в общеобразовательных организациях по федеральным государственным образовательным стандартам доведено до 652 543 человек, или 81,2 % от общего количества обучающихся.

  • В 2017 году введено в эксплуатацию 3 учреждения дополнительного образования (музыкальная школа в г.о. Шаховская, хореографическая школа в городе Наро-Фоминск, детская школа искусств в с.п. Развилковское Ленинского района) и проведен ремонт в 5 организациях дополнительного образования.
  • 800 детей прошли обучение по программам дополнительного образования по приоритетным направлениям технологического развития РФ на базе детского технопарка.
  • 731 527 человек приняли участие в творческих конкурсах.
  • 18 054 обучающимся общеобразовательных организаций оказана поддержка в рамках программ поддержки одаренных детей и талантливой молодежи (поддержка талантливой молодежи на муниципальном и региональном уровне).

26 359 студентов среднего профессионального образования обучаются по 50 наиболее востребованным на рынке труда специальностям и перспективным профессиям (топ-50).

9 325 выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования трудоустроены по специальности в течение 1 года после выпуска.

7 529 человек зачислено на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования Московской области по контрактно-целевой подготовке и на целевое обучение.

40 объектов организаций среднего профессионального и высшего образования приспособлены для получения инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья среднего профессионального и высшего образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Количество выпускников, принявших участие в ЕГЭ и имеющих результат 220 баллов и более по 3 предметам, составляет 6 310 чел.

В 22 муниципальных образованиях разработаны и реализуются мероприятия по повышению качества образования в общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных условиях.

23 школы Московской области, участвующие в проекте, улучшили показатели по качеству образования.

Общий плановый объем финансирования – 155 157 млн рублей, в том числе за счет бюджета Московской области 132 367,7 млн рублей.

Фактический объем финансирования за счет средств бюджета Московской области – 128 225,6 млн рублей (96,9%).

Заключено Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Московской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Московской области на софинансирование расходов на реализацию мероприятий по созданию новых мест в общеобразовательных организациях.

В 2017 году общее количество новых мест составило 14 188.

Создание новых мест было обеспечено за счет рационального использования уже имеющихся помещений на 1 935 мест, а также ввода в эксплуатацию по итогам строительства и реконструкции 21 объекта общего образования на 12 253 места, из которых за счет средств бюджета Московской области были выполнены 7 объектов: СОШ № 26 пос. Ильинский, Раменский район, МБОУ Видновский художественно-технический лицей и МБОУ Видновская СОШ № 2 Ленинского района; пристройка к зданию лицея г. Химки, школа с пристройкой для дополнительного образования и спортивным ядром в г.о. Подольск (мкр. Кузнечики), школа в п. Любучаны Чеховского района и школа в п.Володарского Ленинского района.


Бассейн в детском саду в Отрадном Одинцово

Бассейн в детском саду в Отрадном Одинцово

2018 год

  • 100 % воспитанников дошкольных образовательных учреждений обучались по программам, соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
  • 47358 воспитанников в возрасте от 2 мес. до 3 лет получают дошкольное образование. В актуальной очереди – 949 чел.
  • Введено в эксплуатацию 21 дошкольное образовательное учреждение на 3985 мест, из них: бюджетные – 4 ДОУ на 790 мест; внебюджетные – 17 ДОУ на 3195 мест.
  • Отремонтировано 12 дошкольных образовательных организаций.
  • В 2018 году за счет строительства объектов дошкольного образования, открытия частных ДОО, ГКП, семейных групп и альтернативных мероприятий создано 9956 дополнительных ясельных мест.
  • Количество обучающихся в общеобразовательных организациях по ФГОС доведено до 760 445 человек, общее количество обучающихся – 843 035 человек.
  • Доля обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время (основное общее образование), в общем количестве обучающихся, за исключением дошкольного образования, увеличилась на 0,06 %; число занимающихся физической культурой и спортом в 2018 году - 794 чел. (исходное - 567 чел.)
  • Открыт 1 спортивный клуб в Манушкинской СОШ г.о. Чехов.
  • Оснащены спортивным инвентарем и оборудованием открытые плоскостные спортивные сооружения в 6 школах, расположенных в сельской местности, в 5 муниципальных образованиях (Лотошинский район, Чехов, Шатура, Подольск, Шаховская).
  • Доля детей-сирот, воспитывающихся в замещающих семьях и в семьях усыновителей, от общего числа детей-сирот в регионе - 95,7 %;
  • Доля обучающихся общеобразовательных организаций, которым оказана поддержка в рамках программ поддержки одаренных детей и талантливой молодежи на муниципальном уровне, – 17 630 человека (по данным РСЭМ).
  • Региональный уровень: 2 300 чел. получили именные стипендии Губернатора Московской области, 75 чел. – выплаты победителям и призерам ВсОШ и международных олимпиад. Всего – 20005 чел.
  • Общая численность организаций дополнительного образования и организаций, осуществляющих спортивную подготовку – 553 (186 сфер образования, 203 сферы культуры, 164 сферы спорта); число организаций дополнительного образования и организаций, осуществляющих спортивную подготовку, принимающих заявления на обучение через РПГУ – 553.
  • 551 354 детей в возрасте от 5 до 18 лет охвачены дополнительными общеразвивающими программами технической и естественнонаучной направленности.
  • 20 специализированных центров компетенций, аккредитованных по стандартам Ворлдскиллс Россия;
  • 49 профессиональных образовательных организаций, в которых осуществляется подготовка кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям и специальностям.
  • 23,20 % занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет прошли повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы.
  • 9 тыс. педагогов освоили дополнительные профессиональные программы в форме электронного обучения, от общего числа педагогических работников – 25 тыс. человек.
  • Во Всероссийской олимпиаде профмастерства приняло участие 3049 студентов, в конкурсах по стандартам WS – 2965 студентов. Общая численность студентов – 58581 человек.
  • 84,60 % обучающихся охвачены региональными процедурами оценки качества.
  • В 22 муниципальных образованиях разработаны и реализуются мероприятия по повышению качества образования в общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных условиях.
  • 27,80 % выпускников текущего года, набрали 220 баллов и более по 3 предметам, к общему количеству выпускников текущего года, сдававших ЕГЭ по 3 и более предметам.
  • 62,30 % обучающихся охвачены региональными диагностическими работами в Единой информационной системе мониторинга и оценки качества образования в общеобразовательных организациях Московской области.
  • Общий плановый объем финансирования – 171 589 млн рублей, в том числе за счет бюджета Московской области 148 432 млн рублей.
  • Укомплектовано 73 % штатных врачебных должностей физическими лицами.
  • Дефицит врачей в медицинских организациях составляет 15662 человек.
  • 556 человек направлены на целевую подготовку.
  • 8176 врачей прошли обучение по программам дополнительного профессионального образования в государственных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования.
  • 100 % муниципалитетов оказывают меры социальной поддержки медицинским работникам, от общего числа муниципальных образований.
  • 36 % врачей, из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий, получили жильё.
  • 24 % привлечённых в Московскую область врачей обеспечены жильём.
  • Обеспеченность сельского населения средним медицинским персоналом составляет 43,60 %.
  • Создано 5320 бюджетных мест в средних медицинских образовательных учреждениях Московской области.

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Основные вопросы доклада В чем мы видим значение этого проекта для Московской области? Каковы наши ключевые заделы и обязательства в проекте? В чем мы видим риски проекта и как предполагаем работать по их минимизации и компенсации? На каких основаниях базируется наш общий, стратегический подход к реализации проекта в Московской области? Каковы проблемные точки проекта? По каким направлениям проекта особенно важна экспертная поддержка и выверенность моделей, принимаемых за основу? Как мы подходим к управлению реализацией проекта? На что важно обратить особое внимание проектным группам?

Значение РКПМО для Московской области Комплексный проект модернизации образования Московской области разрабатывался и будет реализо-вываться как необходимый элемент стратегии социально-экономического развития Моско-вской области.

Наши заделы серьезные наработки в области к аттестации кадров, а также аккредитации образовательных учреждений заделы для расширения масштабов проведения ЕГЭ и основы региональной системы оценки качества образования разработаны основы программы развития сети образовательных учреждений и ясны основные модели их практической реализации. есть хорошие заделы по развитию общественного участия в управлении: отработана нормативная база, методические основы, созданы школьные советы, начато обучение общественных управляющих, подготовлены региональный, три муниципальных и несколько школьных публичных докладов.

Средняя заработная плата работников образования Московской области Средняя заработная плата работников образования Московской области 2000 г. - 1234 руб. 2007 г. (март) - 11621 руб. По отношению к средней зарплате в целом по отраслям экономики Московской области средняя зарплата в образовании составляет: 2000 г. - 54,4% 2007 г. - 79%

Задачи новой системы оплаты труда Повышение стимулирующей роли заработной платы Повышение требований к уровню квалификации работника и результатам его деятельности Учет отраслевых и внутриотраслевых особенностей труда Дифференциация заработной платы

Усиление стимулирующей роли оплаты труда за результаты работы достигается путем: выделения стимулирующей части в ФОТ и постепенного увеличения доли стимулирующих выплат в ФОТ; участия общественных структур (обще-ственных советов школ) в распределении стимулирующей части оплаты труда; установления критериев и показателей качества и результативности труда педагогических работников

На введение новой системы оплаты труда в 2007 г. из областного бюджета выделяется 1100 млн.рублей, в том числе на увеличение стимулирующей части оплаты труда в пилотных школах 113 млн.рублей

Структура фонда оплаты труда ФОТ Базовая часть Стимулирующая часть Должностной оклад Выплаты за результативность Компенсационные выплаты и качество труда Учет всех видов деятельности Разработка критериев и учителя и условий труда показателей оценки труда учителя Аттестация Стимулирование нормативной Установление регламента наполняемости классов участия общественных советов школ в р а с п р е д е л е н и и стимулирующей части оплаты труда 2007 год 85% 15% 2009 год 70% 30%

Ключевые обязательства Московской области в проекте По направлению 1. Введение новой системы оплаты труда (НСОТ) работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей нам предстоит выйти на следующие показатели: Рост абсолютного значения средней заработной платы учителей за счет введения новой системы оплаты труда (далее – НСОТ) по отношению к уровню 2006 года должен составить к 2009 году 60 %. Доля фонда оплаты труда учителей в общем фонде оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, должна вырасти за три года с 63 до 70 %. Доля муниципальных образований, общеобразовательные учреждения которых перешли на НСОТ должна составить 20% в текущем году и 100% в 2009 г., а доля государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, которые перешли на НСОТ, от общего числа государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений – возрасти за тот же период с 15 до 100 %.

Ключевые обязательства Московской области в проекте По направлению 2. Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений (НПФ) наши обязательства таковы: Доля муниципальных образований, общеобразовательные учреждения которых получают бюджетные средства на основе принципов НПФ, от общего числа муниципальных образований в Московской области, должна к завершению проекта достигнуть 100 % (на данный момент такой переход готовится, и уже в текущем году нужно выйти на рубеж 20% охвата НПФ). Доля государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, получающих бюджетные средства на основе принципов НПФ, от общего числа общеобразовательных учреждений, должна вырасти с 15 % в текущем году до 100 % в 2009 г. Доля общеобразовательных учреждений, ведущих бухгалтерский и налоговый учет самостоятельно, от общего числа общеобразовательных учреждений, должна достичь 100 процентов уже в 2008 г.

Ключевые обязательства Московской области в проекте Величина нормативов в городской местности: 2007 до 17 953 руб. на ребенка в год, 2008 до 21 693 руб. на ребенка в год, 2009 до 24 686 руб. на ребенка в год. В сельской местности: 2007 - до 31 175 руб. на ребенка в год, 2008 – до 37 670 руб. на ребенка в год, 2009 – до 42 865 руб. на ребенка в год. Доля учебных расходов в нормативе бюджетного финансирования общеобразовательных учреж-дений должна возрасти с менее 6 % в 2006 г. до 10% в 2009 г.

Ключевые обязательства Московской области в проекте По направлению 3. Развитие региональной системы оценки качества образования (СОКО) : Увеличить количество учебных предметов, по которым выпускникам общеобразовательных учреждений предоставляется возможность сдачи ЕГЭ с 9 до 12. Увеличить долю выпускников (общеобразовательных учреждений), проходящих государственную (итоговую) аттестацию по русскому языку и математике в форме ЕГЭ с менее 2 % в 2006 г. до 100% в 2008 г., а долю выпускников общеобразовательных учреждений, сдающих ЕГЭ по трем и более учебным предметам – с менее 1 % до 50% в 2008 г. т 100% в 2009 г. Повысить долю выпускников 9-х классов, проходящих внешнюю независимую итоговую аттестацию, осуществляемую муниципальными, межшкольными экзаменационными комиссиями, с 4,9% в 2006 г. – до соответственно – 47 и 75 % в два последние года выполнения проекта. Ввести в полном масштабе областную систему оценки качества образования.

Ключевые обязательства Московской области в проекте По направлению 4. Развитие сети общеобразовательных учреждений региона: обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства, кроме показателя 4.1., о котором было сказано выше, предстоит: Обеспечить рост средней наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской местности, в сравнении с 2006 годом на 8%, то есть вплотную подойти к показателю 25 человек в классе, а в сельской местности на 6,6%, с выходом на показатель 16 человек в классе. Создать для учащихся старшей ступени возможности выбора профиля обучения, обеспеченного необходимым оборудованием и высококвалифицированными кадрами по каждому предмету и эффективного использования образовательных ресурсов (на уровне 62,4 % с учетом динамики демографических показателей). Реализовать Проект программы развития сети общеобра-зовательных учреждений.

Ключевые обязательства Московской области в проекте 80% общеобразовательных учреждений в этом году будут иметь опубликованный (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности и 75 % – свои сайты. Отношение числа общественных наблюдателей при проведении ЕГЭ к числу пунктов, в которых проводится ЕГЭ возрастет до 3, а доля общеобразовательных учреждений, лицензирование и аттестация которых проводятся комиссиями с привлечением представителей общественности из числа лиц, не являющихся работниками учреждений, подведомственных органам управления образованием достигнет 100 %.

Ключевые обязательства Московской области в проекте По направлению 6. Организационное обеспечение реализации регионального комплексного проекта мы обязались развернуть и уже разворачиваем с помощью Регионального оператора: Широкую систему специальной подготовки управленческих кадров к реализации проекта (она уже начала свою работу). Систему работ по электронному мониторингу реализации проекта (в данное время осуществлен ввод первичного материала). Систему общественного продвижения проекта, его информационного и PR-сопровождения, работы со СМИ. Системное привлечение к реализации проекта школ и учителей-победителей ПНПО.

Существенные особенности и трудности этого проекта Масштабность проекта и работ по его реализации и сопровождению даже по сравнению с другими направлениями реализации ПНПО. Комплексный характер проекта: надо увязать и синхронизировать множество действий на всех уровнях. Сжатые сроки проекта по сравнению с масштабностью его задач – три года не такой большой срок для системных преобразований. Высочайший уровень ответственности и спроса: от директора школы до Министра образования и Губернатора Московской области. Проект – не ведомственный, а общерегиональный. Руководить проектом доверено мне, но заявка подписана Губернатором Московской области Б.В.Громовым.

Существенные особенности и трудности этого проекта проект общерегиональный, но ыв идеале он должен стать и общенародным за счет вовлечения в него общественности, гражданских институтов, населения области. Введение жесткой федеральной системы электронного мониторинга проекта на всех уровнях. При этом по итогам мониторинга участие региона в проекте и дополнительное финансирование может быть прекращено, что, конечно, не должно быть нами допущено. Необходимость не только четкого выполнения всех обязательств, зафиксированных в заявке региона, но и осуществления запланированных системных изменений в образовании и его качестве. Невозможность выполнить проект малыми силами и в локальных масштабах – отдельными территориями, отдельными лучшими школами; пилотаж возможен только на старте проекта: суть обязательств в очень широком, массовом охвате основными направлениями модернизации всех муниципальных образований, практически всех школ, во многих случаях речь идет о выходе к 2009 г. на полный охват изменениями.

Существенные особенности и трудности этого проекта Необходимость мобилизации всех региональных и местных средств, так как в этом проекте федеральные субсидии являются только софинансированием и не могут решить всего объема задач – 405 млн. руб. в год – сумма немалая, но несопоставимая с масштабами нашего консолидированного бюджета на образование (свыше 40 млрд. руб.). Средства федеральной субсидии могут расходоваться строго целевым образом на три направления: повышение квалификации и переподготовка педагогических и руководящих кадров общеобразовательных учреждений, специалистов органов управления образованием; приобретение оборудования и мебели (за исключением предметных кабинетов, закупаемых в рамках ПНПО); текущий ремонт общеобразовательных учреждений. Контроль за выполнением проекта будет двойным – с одной стороны – за точным, полным и своевременным выполнением обязательств по проекту, с другой стороны – за целевым использованием средств.

Введение НСОТ Почему возникла необходимость менять систему оплаты труда в общем образовании? Что не удовлетворяет в действующей системе? В чем отличия НСОТ в рамках РКПМО от традиционной СОТ, которая действует сейчас? В чем отличия НСОТ в рамках РКПМО от СОТ, вводимой в рамках планового введения отраслевых СОТ в Московской области? Что такое качество образования, и за какое качество образования стоит доплачивать учителю? Что будет входить в базовую часть ФОТ в условиях НСОТ? Войдет ли в оклад проверка тетрадей, подготовка к урокам, внеклассная работа? Какова будет обычная нагрузка учителя (сейчас ставка 18 часов в неделю)? За что предполагается давать стимулирующую часть ФОТ в условиях НСОТ? Какие достижения учащихся должны стать основанием для установления стимулирующей части ФОТ? Каков будет объем стимулирующей части ФОТ в условиях НСОТ?

Введение НСОТ Через какие механизмы НСОТ будет стимулировать высокое качество образования? Как НСОТ опирается на новую аттестацию кадров? За счет чего новая аттестация сработает на дифференциацию и рост доходов учителей? Какова (в сравнении с нынешним уровнем) дифференциация в доходах учителей при нынешнем варианте СОТ и при НСОТ? Каковы наиболее серьезные риски, негативные последствия введения НСОТ на стадии запуска проекта и на стадии массового внедрения? Что делать для их профилактики, уменьшения, компенсации? Как общественность будет участвовать в распределении стимулирующей части ФОТ в условиях НСОТ? Как строить эксперимент в пилотных МО при комплексном введении в них всех направлений РКПМО, начиная с НСОТ?

Риски проекта По введению НСОТ – риски, связанные с самой идеей дифференциации доходов учителей после многих десятилетий уравниловки, риски ошибок в процессе реализации проекта: неполном учете всех видов работ учителя в базовой части ФОТ, перекосов в распределении стимулирующей части ФОТ и др. По введению НБФ – риски недостаточного учета особенностей разных видов школ при нежелательности слишком большого количества поправочных коэффициентов к нормативам, которые убивают саму идею нормативного финансирования. По системе оценки качества – риски свед`ения качества образования и его оценки только и исключительно к ЕГЭ, замедления включения общественности в процедуры оценки школ.

Риски проекта По развитию сети – весь букет социальных рисков и угроз, связанных с непродуманным и несогласованным с населением подходом к изменению сети, а с другой стороны – риски консервации существующего положения дел, которое не ведет к созданию условий для качества образования. По общественному участию – риски создания карманных или безответственных школьных советов, неготовности общественности к активному и при этом компетентному участию в соуправлении школой. По управлению проектом – риски потери темпа, несвоевременной подготовки и сдачи информации, нескоординированности действий на разных уровнях управления, недостаточной мотивированности отдельных групп участников.

Как мы подходим к проекту? Серьезно и вдумчиво, на научной основе, в тесной связи с экспертным сообществом области. Конкретизируя положения и обязательства нашей проектной заявки, превращая их в конкретные планы на уровне каждого муниципального образования, каждой школы. Не торопясь, проводя сначала пилотные эксперименты и апробацию новых моделей, а уже потом – массовое внедрение их в практику. Обеспечивая муниципальным образованиям и школам постоянную научно-методическую и экспертно-консультационную поддержку, организуя обучение кадров (для этого мы и определили регионального Оператора по сопровождению реализации проекта). Внимательно отслеживая каждый шаг и получаемые результаты (мониторинг проекта).

Призываю всех участников обсуждения к предельно собранной, внимательной и конструктивной работе (время сомнений в полезности модернизации прошло, пришло время поиска лучших путей ее комплексного осуществления), к подробной фиксации основных идей лекций, задаванию вопросов на понимание, к полному использованию сил и времени федеральных экспертов, к уточнению в группах проблемных зон работы, стратегии и тактики решения проблем, планов и графиков нашей предстоящей работы.

Читайте также: