Доклад легенды связанные с происхождением названия реки самары

Обновлено: 06.07.2024

Что в имени тебе моем? О происхождении названия города и реки.

Чаще всего исконное имя нашего города - Самара - наши земляки в своем обиходе связывают с аналогичным названием впадающего в Волгу одного из ее основных притоков. Такое наглядное и как бы "лежащее на поверхности" толкование во многом верно; однако не все так просто. Действительность происхождения этого имени куда сложнее, а семантическая основа и топологическая история гораздо более интересны и многогранны, чем это может показаться на первый взгляд. В качестве маленького примера можно привести хотя бы тот факт, что известное с 1367 года поселение Самар этимологически и исторически хоть и имеет непосредственное отношение к нашему городу, однако географически не совпадает с местоположением заложенной в 1586 году близ слияния рек Волги и Самары "крепостцы".

Само название реки Самара хоть и очень древнее, но отнюдь не русского, славянского происхождения (впрочем, в российской топонимике такое встречается достаточно часто). Уже в 922 году нашей эры река под именем Самур упоминается в дорожных записках секретаря арабского посольства Ибн-Фадлана, чей караван переправлялся через нее на пути из Багдада к булгарскому царю Алмушу. Неизвестно, так ли реку в то время называли заволжские аборигены-кочевники, но это была именно та река, которая на Средней Волге уже много столетий носит имя Самара. Впервые своим настоящим именем она названа в "Книге, глаголемой Большой чертеж", увидевшей свет в 1627 году. Однако еще в середине XVI века (а именно в 1562 году) на карте англичанина Дженкинсона река обозначена как Самар. Можно предположить, что несколько позже к этому названию как гидрониму женского рода было сделано приращение литеры "а", и река получила свое современное имя.

Специалисты по топонимике утверждают, что каждое название имеет свое место, обусловленное своим топонимическим адресом, содержание которого сложилось в конкретных условиях природы и человеческой деятельности. Например, от реки с современным именем Самара на юго-восток уходят заволжские степи, переходящие далее в безводные закаспийские пустыни и земли Азии. Если обратиться к восточным текстам древних библейских сказаний, то там можно увидеть ясную связь азиатских земель с заволжским регионом, и собственно именем реки Самара. По согласованным суждениям христианских богословов известно, что библейский Ной отдал их одному из своих сыновей - Саму (в старославянской транскрипции - Симове). Кстати, еще в XIX веке известный казахский ученый Ч.Ч. Валиханов писал, что именно на Волге Сам встретил свою смерть. По библейским же сказаниям, обширные владения этого сына Ноя простирались от волжских и самарских берегов на юго-восток, включая и страны Азии. Эта номинативная действительность встречается на этом пространстве весьма нередко - как и топоним "Сам" в составе сложных или самостоятельных собственных имен. Его проявление исторически глубокое, устойчивое и по времени исчисляется десятками веков.

Имя Самара имеет прямое отношение, скажем, к насчитывающему более двух с половиной тысячелетий городу Самарканду, который, по преданию, основал правитель Шамар (Самар).

Несколько раньше в древнем библейском Израиле был город Самария. А еще в IX веке до нашей эры в Аббасидском государстве арабов Самаррой именовали его столицу, у руин которого в Ираке, на берегу Тигра, ныне расположен одноименный город. У современных арабов это наименование выражается в форме "сурра мин раа", что значит "обрадуется тот, кто увидит" (глагол "увидит" относится к существительному "город").

Такой фонетической корреляции обязаны появлением на свет несколько интересных гипотез о происхождении имени реки Самары и названия нашего города. Одна из них объясняет это тем, что в далеком прошлом из Средней Азии через песчаные степи Сама (Шама) к берегам Волги ходили караваны купцов. Их нелегкая дорога к современной реке Самаре тянулась по безводным и знойным степям Заволжья. В конце дороги путников встречали появляющиеся как оазис большая вода двух рек и обильная зелень лесов, что доставляло людям огромную радость - ту самую, что заключена в выражении "сурра мин раа". Отсюда якобы и пошло название реки. В настоящее время большинство ученых считают, что эта версия научно мало обоснована, хотя в ней верно подмечена связь названия реки с природно-климатическими особенностями края. По другой версии, в основе названия Самары лежат имя родоначальника арабов, "свидетеля" Всемирного потопа, сына праведного библейского Ноя - Сама (или Сима) и место его владений (базис такой легенды приведен чуть выше). Однако эта гипотеза также расходится с общепринятым взглядом на происхождение топонимических названий. Наконец, надо упомянуть и очень распространенную теорию о том, что имя реке Самаре дали древние русские купцы, которые, заплывая в этот левый приток Волги (известной у египтян и греков как Ра), замечали, что он в месте впадения так же полноводен, как "сама Ра". Но и тут кроется ошибка: ведь Волга утратила такое свое заимствованное название примерно в IV-V веке нашей эры. Следовательно, оно не могло быть известно русским купцам хотя бы потому, что в указанное время русского народа еще не существовало.

Истинные корни названия реки Самары следует искать в развитии языков как местных народов, издавна населявших Поволжье, так и в языках восточной группы. А основой служит то самое слово-основа "Сам" ("Шам"), которое встречается не только в названиях географических объектов или именах собственных - те же Самарканд, Самар, Самарра и Самария, но и в соответствующих этим местам климатических явлениях. К примеру, у арабов сухой жаркий ветер пустынь - самум, шамсином (хамсином) у египтян также называется жаркий ветер, в Сирии словом "шам" обозначают пустыню, у венгров прилагательные "пустынный", "засушливый" имеют корень "семар", а степные чабаны значатся как "самодо"; и даже в китайском языке пустыни обозначаются двумя иероглифами, произносимыми как "ша-мо". Таким образом, корень "сам", или "шам", является составной частью слов и топонимических названий, смысл которых отражает климатическо-природные явления в жизни и труде людей знойно-ветреных пустынь, засушливых степей и пастбищ. Например, в северо-западной части Казахстана (зоне древних караванных дорог и обширных пастбищ) существует целый ареал географических имен с таким корнем: город Сам, пески Сам, озеро Сам, город Самеке, урочище Сам, поселок Шамак, Камыш-Самарские озера, река Камыш-Самара (правый приток Урала), а также полная наша тезка - казахстанская река Самара. К этому ареалу закономерно тяготеет и Самара, левый приток Волги. Следует упомянуть и аналогичный по природно-климатическим условиям район левого притока Днепра, который также носит имя Самара.

В приведенных примерах нетрудно заметить неизменное наличие корня "сам" в тех географических областях, где мало рек и осадков, но солнечно, знойно и нередки губительные суховеи. Географические объекты и их топонимы как бы связывают заволжские степи с азиатскими пустынями и схожими в климатическом отношении областями. И в русском языке значение топонима "сам" может быть однозначно отражено словами "знойная степь". Но как быть со второй частью такого сложного и интересного топонимического явления, как Самар (Самара), - корнем "ар"? Эта форма также входит в словарь народов Востока, Средней Азии и Европы со значением "река". В частности, у венгров, чьи предки до IX века кочевали за Волгой от рек Большой и Малый Узень до Самарской Луки, слово "ар" и по сию пору означает "поток", "река". Из всего этого следует, что семантика топонима Самар, или в более позднем варианте Самара, означает "река знойных степей" или просто "степная река".

Примерно так из общей исторической картины мифов, преданий, легенд и действительных фактов, законов топонимики вырисовываются основа и путь появления на свет имени Самара - реки, а затем и города. В середине XIV века на берегах близ слияния двух больших рек стояли, видимо, и первые избы первых, ныне безвестных поселенцев Самарского урочища. Разрозненные, вросшие в землю избы и землянки, вбитые близ берегов сваи пристаней и причалов - все это вместе взятое и носило имя Самар.

У с. Кариновка Переволоцкого района Оренбургской области, в балке, заросшей берёзовым лесом находиться Каменный родник. Это исток реки Самара, давшей название нашему городу. Начинаясь небольшим родником, река течёт на юг, затем около п. Переволоцкий поворачивает на запад, принимает в себя множество ручьёв и речек. С покойно и тихо течет река Самара по беспредельным степям луговой стороны Волги.

Родник Каменный ключ - исток реки Самара.

Такой выглядит Самара в самом начале пути.

Река Самара

Стрелка р. Самара у впадения её в Волгу.

Название реки не русское, весьма древнее. В арабских источниках река упоминается в 922 г.

В мае того далекого года в пределы Булгарии вступил большой посольский караван арабов. В Булгары на Волгу караван пришел из Багдада от халифа Муктадира к булгарскому царю Алмушу. Тогда секретарь этого посольства араб Ибн-Фадлан в своих дорожных записках отметил, что их караван переправлялся через реку Самур - южную границу Волжской Булгарии. Так ли ее называли аборигены-кочевники, неизвестно, но это была река, которая на Средней Волге ныне известна как река Самара.

В Самарском крае река Самара наделила своим именем многое: при впадении в Волгу она вместе со своим правым рукавом-пасынком Сын-Самар (Сухая Самарка) образовала урочище под названием Самарское. Напротив него, на правой стороне Волги, лежит живописная Самарская Лука. У крутой вершины ее четыре века назад поставлен город Самара - крупнейший центр промышленности, транспорта, науки и культуры в Среднем Поволжье.

В ряде перечисленных названий особое место занимает Самарская Лука, которая представляет собой не только естественную преграду, делящую Волгу на две почти равные части, но и своеобразный узел далеких по времени геологических явлений природы и больших социальных событий в жизни всех народов Поволжья.

Специалисты по топонимике утверждают, что каждое наименование имеет свое обусловленное место. Поэтому и название реки Самары, как имя географического объекта, таит в себе топонимический адрес, смысловое содержание которого сложилось в конкретных условиях природы и человеческой деятельности. Такой взгляд на имя реки Самары не может не вызвать интереса и любопытства к его семантике и основе происхождения.

Библейская легенда о происхождении названия реки Самара.

По согласованным суждениям христианских богословов известно, что библейский Ной отдал Африку Хаму, Азию - Саму (по-русски - Симове), а Европу - Яфесу (Иафету). Далее Валиханов изложил родословие сыновей Ноя и их потомков до ханов Золотой Орды. Здесь же он написал, что, по древнему восточному сказанию, «Сам также на берегах Волги смерть нашел".

Однако наименование реки Самары по имени библейского персонажа Сама расходится с практикой хозяйственной деятельности человека, его историей познания окружающей природы, климатических явлений и своеобразных особенностей географических объектов, в том числе и реки Самары.

Русские предания о происхождении названия реки Самара.

С происхождением названия реки Самары связаны отдельные русские предания и легенды, дошедшие до нас из далекого прошлого.

Арабская легенда.

Однако легенда не имеет под собой научной основы и, несомненно, является простым домыслом. Но в ней отражена связь названия реки с природно-климатическими особенностями края. Видимо, здесь и лежи ключ к разгадке происхождения и значения названия реки Самары.

Общая историческая картина происхождения названия реки Самара.

За изложенным библейским сказанием, русскими преданиями, легендами следуют и факты исторической действительности Самарского края - его природные и климатические явления.

Истории известно, что в разные времена Среднее Поволжье населяли булгары, мордва, буртасы, угры, венгры, печенеги и другие племена. Эти люди имели экономические и культурные связи с арабами, иранцами, китайцами, монголами и другими народами. восточных государств. Поэтому корни названия реки Самары правомерно искать в языках как местных народов, так и народов Востока.

Названные географические объекты находятся в засушливых степях, где мало рек и атмосферных осадков, солнечно, знойно и нередки губительные ветры - суховеи. Географические объекты и их топонимы как бы связывают обширные заволжские степи с местами азиатских пустынь.

Самарский край климатологи подразделяют рекой Самарой на северную и южную части. Указанные районы различаются климатом, почвами, растительным покровом, количеством атмосферных осадков и т. п. Здесь же проходит полоса высокого атмосферного давления, имеющая направление с юго-запада на северо-восток, через районы левого притока Днепра - реки Самары, верховья Дона, реки Самары в Заволжье и дальше через реку Сакмару. Высокое атмосферное давление вызывает нередкое проявление антициклонов и является причиной засух и суховеев в заволжских степях.

Уместно вспомнить и более раннее время, когда по степям заволжских пастбищ, в долине реки Самары кочевали венгры. Тогда здесь венгерские самодо - чабаны пасли овец и стада другого скота. Те далекие венгры, ныне их потомки в Центральной Европе, в IX веке ушли из Заволжья на запад. По пути своего передвижения венгры кочевали в районе знойных и засушливых степей Украины, где за левым притоком Днепра закрепили навечно принесенное ими название заволжской реки Самары. Так представляется общая историческая картина мифов, легенд, преданий и действительных фактов, возможно лежащих в основе названия реки Самары.

К числу священных рек России без ошибки отнесем и Самару. Более других священной ее считало казачество.

С Волги название Самара, как и другие названия и образы, перемещалось вслед за переселением русского народа. Стремление переносить на новое место жительства или промысла названия своих прежних селений и родных рек есть давняя славянская традиция. Многое забывается, а ностальгия по отеческим могилам и прародине остается. Традиционные русские промыслы гнали россов в необжитые пустыни, а душа и память возвращали на родные места. Это видно повсюду.

Все эти гадательные домыслы – от полузнания, от информации, что жили на Средней Волге до прихода россов якобы булгары, не учитывая того, что до VIII века тут жили славянские племена. А русский рыбный промысел, очевидно, не прерывался надолго даже во время монгольского нашествия. И не только рыбный, но и другие традиционные русские промыслы.

Дополнительно отметим, что на пространстве между Волгой и Уралом очень много рек и урочищ с древними названиями, не имеющими тюркских корней, и немало их с тюркскими названиями, что отражает ход непростой истории этого края.

Можно добавить, что булгары потеснили из Прикамья (в русские пределы, на Оку) не только мордву и марийцев, но и русские поселения на Средней Волге.

С приходом булгар русских селений с семейным укладом на Самарской Луке, на Средней Волге не стало или осталось мало, но русские промыслы не исчезли. Ватаги звероловов, бортников, бродников-рыболовов, без сомнения, промышляли здесь. Не говоря уж о вездесущих ушкуйниках.

Вполне естественно, что эти ватаги промышленников знали реки и урочища, на которых промышляли. Знали и поименовали многие из них.

Жирно выделим, что У ДОЛГОПОЛОЙ ОДЕЖДЫ ДВА ХОДОВЫХ ИМЕНИ-НАЗВАНИЯ: САМАРА И САМАРКА. Очень редкое явление, когда один предмет носит два названия. Хоть родственные, но два!

Отчетливо прослеживается и фамилия Самарин, о чем верно говорил Ю.Федосюк. Она более распространена не в селениях по реке Самара, а в областях русского севера.

Можно сделать вывод: в районе Самарской Луки с древнейших времен жили и промышляли русские люди в долгополой одежде самара. И это реальность.

Видим, что река имеет, хоть и сходные, но два названия. В точности как у русской долгополой одежды самара, самарка. Чего нет ни у одной реки в нашем крае, да и в других регионах России не известно подобного. А это уже не гадательная версия, а явно видимый след, оставленный, сохраненный до наших дней.

В том, что название одежды, в которую были одеты русские промышленники, закрепилось за рекой, нет ничего удивительного. Тут тоже есть традиция. Ведь есть в бассейне Самары приток Бузу лук. А бузлук – это подкова с шипами, которую волжские рыбаки подвязывали к подошве валенок и сапог, когда ходили по гладкому льду, чтобы не угодить в полынью или прорубь, через которую тянули невод или багрили белугу и осетра, зимовавших в ямах в Волге, Яике, Днепре, на Дону и в их притоках. Река Бузулук появляется везде (на Волге, Дону, Днепре), где ведется зимний промысел рыбы. От казачьих, русских промыслов осталось и название Бахи лова поляна на Волге. Бахилы, или, по-другому, бродни, – рыбачьи сапоги с голенищами на помочах.

Как видим, в указанном регионе прослеживается традиция именовать реки и урочища по одежде рыбаков, что также соединяет реку Самара и одежду самара.

Теория становится еще более доказуемой при исследовании того, как русские промышленники и казаки переносили это название с одного места на другое. Где они, там и новая Самара.

Есть река Самара среди лесов русской орловщины, где кочевников не водилось по причине отсутствия пастбищ…

Есть река Камыш-Самара, которая впадает в Яик-Урал (теперь это Оренбургская область). Истоки Самары и Камыш-Самары разделяют всего несколько километров, а соединяет знаменитый волок, по которому бродники и казаки с ладьями переволакивались в Яик в поисках красной рыбы и ценной икры. Кроме них по этим рекам никто не плавал.

Значимость реки Самара для русского человека видна в факте переноса этого имени в места рыбных промыслов. Есть Самара в бассейне Дона, где промышляло казачество. Кстати, тоже левый приток.

Есть своя Самара и у Днепра. И тоже в том месте, где промысел бродников и казаков, где знаменитая Сеча. Самара один из крупнейших левых притоков Днепра. Ниже устья Самары на Днепре начинаются знаменитые пороги, остров Хортица…

Путешествующий в этих местах Боплан писал, что на порогах есть только один участок с пологими берегами, где относительно безопасно можно переправляться татарам, – между десятым порогом Будиловым и одиннадцатым Таволжаном (Таволжанским).

Добавим: не только легче переправляться, но и безопаснее, меньше шансов попасть в засаду во время переправы. Места переправ есть стратегические участки. Именно в таких местах и стремились ставить свои городки бродники и позднее казаки.

То же и на волжской Самаре.

Название Самара на Днепровские берега принесла Волжская вольница, с Волги-родины всего казачества. Подтверждается это и волжской топонимикой на берегах седого Днепра.

После нашествия монголов в первой половине XIII века берега нижнего и среднего течения Днепра опустели, жители этих мест частью погибли или были угнаны в рабство, частью бежали на север, в дремучие пущи. Вот в эти грозовые времена на берега Днепра все чаще ходила Волжская, Жигулевская вольница. Связи эти тысячелетние. Как ни странно, они усиливались в годы лихолетий.

Если вначале славяне шли с Балкан, Дуная на Днепр, на север к Балтийскому морю, Ледовитому океану и на восток к Волге… как охотники и ловцы непуганого зверя, красной рыбы и в поисках воли, то после вторжения монгольских орд и польской оккупации днепровщины сюда, откуда исходила угроза уничтожения россов, шли навстречу неприятелю отряды (ватаги) волжской вольницы.

На Днепр волгари ходили и конные, но чаще на ладьях. Существовало два основных водных пути из Волги в Днепр. Один шел волоком в Дон, далее сплавлялись в Черное (Русское) море и плыли к устью Днепра. Второй путь (особенно если устье Днепра заперто врагами) с Волги в Днепр так же начинался со знаменитой переволоки в Дон, далее – Донской лиман, подъем вверх по реке Миус. Из Миуса ладьи переволакивали в речку Тавчаду, которая впадает в Самару, и далее по Самаре в Днепр.

Река Самара в Поднепровье почиталась особо. Вот что пишет Д.Эварницкий о Самаре:

«…вытекает из Харьковской губернии, Изюмского уезда, близ села Самарский пруд (места эти назывались Самарскими вершинами. – Прим. Бажанова), и впадает в Днепр, с левой стороны, против Самарского острова.

Но не только за сказочные богатства почиталась Самара, не только за вольность духа, что принесла сюда вольница. Как и ряд других рек, Самара еще в языческие времена почиталась рекой святой, о чем говорит и неоднократный повтор имени реки в культовых местах. На Волге это соседство горних… мест. На Днепре соседство с еще одной священной рекой – Сурой и островом-порогом Перун…

Связано ли имя реки с именем русского языческого Божества Самарга (по другим источникам – Симаргл и Семаргл), не станем утверждать определенно. Пока не известно даже правильное произношение божества, в силу того, что интернациональная элита Российской империи не смогла уважительно отнестись к старой вере, хотя бы как к древней культуре, и мало что сохранила.

Славилась река и во времена христианские. Многие древние христианские храмы построены на месте языческих капищ. У Самары же получилось не противостояние, а некая преемственность. Богослужения изменились, а культовость реки осталась. Слава о благочестии Самары бежала далеко. Было известно на реке много святых мест:

«Ой ты, Днепре, ой ты, батьку мой,

Из церкви хотели сделать прислужницу правителей, а из священников прислугу вельмож. В случае несогласия монастыри закрывали, разгоняли; велись казни, даже патриарха, роптавшего против казней монахов, в 765 году обезглавили. Монастыри и церкви обратили в конюшни.

В те годы и появились беглые монахи в дремучих лесах и плавнях на Русской равнине. Тогда впервые встретились беспокойное воинство крамольников, венедов, почитавших родники и реки, и смиренное монашество.

Воинство, кормившееся рыболовством, охотой и войной, с удивлением смотрело на безоружных людей, пытавшихся выжить среди дикой природы. Надо ли говорить, что блаженным странникам на Руси помогали всегда. И, видимо, не случайно на горе Афон (святом месте для христиан) есть утес Самара.

Далее появилась река Самарка в Приморском крае. Какова сила традиции! Спустя столетия после ухода из России не забыли русские люди о двойном названии одежды и реки.

На днепровской Самаре тоже был город Самара, переименованный в давние времена царскими властями в Новомосковск. Еще несколько селений носили имя Самара (Старая Самара, Новая Самара…). Ныне Новомосковск – город в Днепропетровской области Украины, но не забудем, что первородное название города Самара.

Самару волжскую и Самару днепровскую объединяет родство имен, сходность промыслов старинных жителей и воинская слава. В плавнях волжской Самары и на кручах Жигулей зародились многие древнерусские воинские братства. В конце XVI века волжский атаман Богдан Барбоша успешно защищал Россию от азиатских орд. При днепровской Самаре в 1152 году великий князь Мстислав Изяславович разбил половцев. Запорожский атаман Иван Серко в 1660 году в устье Самары разбил вторгшуюся крымскую орду. Многое повидали самарские берега.

Священная река Самара один из самых интересных мосточков, связывающих Великороссию и Новороссию (Украину).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

9. Город Самара и город Самарканд

9. Город Самара и город Самарканд «Против Тохтамыша, ставшего в 1380 году (то есть после Куликовской битвы — Авт.) могущественным ханом, Тимур провел три крупных похода — в 1389, 1391 и 1394–1395 годах… В 1391 г. Тимур выступил из Самарканда, и… огромное войско Тимура встретилось с

Город Самара и город Самарканд

Город Самара и город Самарканд «Против Тохтамыша, ставшего в 1380 году (т. е. после Куликовской битвы — Авт.) могущественным ханом, Тимур провел три крупных похода — в 1389, 1391 и 1394–1395 годах. В 1391 г. Тимур выступил из Самарканда и огромное войско Тимура встретилось с войсками

Глава VI Стартовый выстрел Глава VII Был ли заговор? Глава VIII Удары по площадям

Глава 7 Глава 7 От разрушения Иеруесалима до восстания Бар-Кохбы (70-138 гг.)

Глава 7 Глава 7 От разрушения Иеруесалима до восстания Бар-Кохбы (70-138 гг.) 44. Иоханан бен Закай Когда иудейское государство еще существовало и боролось с Римом за свою независимость, мудрые духовные вожди народа предвидели скорую гибель отечества. И тем не менее они не

САМАРА

Глава 10 Свободное время одного из руководителей разведки — Короткая глава

Глава 10 Свободное время одного из руководителей разведки — Короткая глава Семейство в полном сборе! Какое редкое явление! Впервые за последние 8 лет мы собрались все вместе, включая бабушку моих детей. Это случилось в 1972 году в Москве, после моего возвращения из последней

10. Город Самара и город Самарканд

10. Город Самара и город Самарканд «Против Тохтамыша, ставшего в 1380 году (то есть после Куликовской битвы — Авт.) могущественным ханом, Тимур провел три крупных похода — в 1389, 1391 и 1394–1395 годах… В 1391 г. Тимур выступил из Самарканда… и… огромное войско Тимура встретилось с

Глава 157. [Глава] рассказывает об опустошении города Мендзыжеч

Глава 157. [Глава] рассказывает об опустошении города Мендзыжеч В этом же году перед праздником св. Михаила поль­ский князь Болеслав Благочестивый укрепил свой го­род Мендзыжеч бойницами. Но прежде чем он [город] был окружен рвами, Оттон, сын упомянутого

Глава 21. Князь Павел – возможный глава советского правительства

Глава 21. Князь Павел – возможный глава советского правительства В 1866 году у князя Дмитрия Долгорукого родились близнецы: Петр и Павел. Оба мальчика, бесспорно, заслуживают нашего внимания, но князь Павел Дмитриевич Долгоруков добился известности как русский

Глава II САМАРА, САМАРГА, ОГНЕБОГ

Священное имя Самара

Глава 7 ГЛАВА ЦЕРКВИ, ПОДДАННЫЙ ИМПЕРАТОРА: АРМЯНСКИЙ КАТОЛИКОС НА СТЫКЕ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ИМПЕРИИ. 1828–1914

Глава 7 ГЛАВА ЦЕРКВИ, ПОДДАННЫЙ ИМПЕРАТОРА: АРМЯНСКИЙ КАТОЛИКОС НА СТЫКЕ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ИМПЕРИИ. 1828–1914 © 2006 Paul W. WerthВ истории редко случалось, чтобы географические границы религиозных сообществ совпадали с границами государств. Поэтому для отправления

4. Самара и Омск

Екатерина Шишова

Знает ли кто-нибудь откуда пошло название нашего города?

версия 1: Город был назван по имени реки.
С происхождением названия реки Самары связаны отдельные русские предания и легенды. В начале новой эры Волга носила имя "Ра". Пришло оно, видимо, из древней Греции, так как под таким названием первое описание реки было сделано древнегреческим географом Птолемеем. Здесь также сложилась и бытует легенда, по которой в древности русские купцы, якобы заплывшие в левый приток Ра, заметили, что он, подойдя к большой реке, не сразу впадает в нее, а много верст течет рядом, как "сама Ра". Отсюда якобы и пошло наименование реки Самары.

Марина Добрусина

Юлия Иларионова

На языках тюркских народов "САМАРА" значит степная река. Существует ещё одна. эмм. "сказочка" о том, как река Самара получила своё название. В ней, опять же, упоминается, что Волга носила название "Ра". Так вот якобы разлившаяся в половодье речка однажды стала похваляться: "Что мне Ра! Я сама — Ра!"

Роман Шишов

Имя Самара имеет прямое отношение, скажем, к насчитывающему более двух с половиной тысячелетий городу Самарканду, который, по преданию, основал правитель Шамар (Самар).

Несколько раньше в древнем библейском Израиле был город Самария. А еще в IX веке до нашей эры в Аббасидском государстве арабов Самаррой именовали его столицу, у руин которого в Ираке, на берегу Тигра, ныне расположен одноименный город. У современных арабов это наименование выражается в форме "сурра мин раа", что значит "обрадуется тот, кто увидит" (глагол "увидит" относится к существительному "город").

Такой фонетической корреляции обязаны появлением на свет несколько интересных гипотез о происхождении имени реки Самары и названия нашего города.

Яна Синицина

Здорово, очень интересно. Любопытно сколько же еще может быть версий?? А какая из них более реаьна, теперь вообще соложно сказать.

Читайте также: