Структурализм в архитектуре доклад

Обновлено: 02.07.2024

В 1950-х гг. группа архитекторов откололась от главной организации модернистов CIAM и взялась за новое направление в зодчестве. Архитекторы-структуралисты обратились за вдохновением к традиционной архитектуре, общественному строительству и энергии места, и у них получились постройки, одновременно и смотревшиеся современно, и созданные с большим вниманием к будущим жильцам, чем оно было присуще высоким модернистам предыдущего поколения.

Структурализм — термин, широко используемый во множестве дисциплин от антропологии до литературной критики, и возникал он в разные периоды второй половины ХХ в. В архитектуре это понятие применяется к направлению, сформировавшемуся в Голландии в конце 1950-х и принесшему плоды в виде работ Якоба Бакемы и Альдо ван Эйка в Европе, Кэндзо Тангэ в Японии и Луиса Кана в США.

Якоба Бакема

Луис Кан

Структуралисты желали создавать здания с учетом общественных структур, в которых участвуют пользователи этих построек. Для этого они рассматривали архетипические особенности поведения людей и пытались отразить их в традиционной или местной архитектурной форме. Но кроме этого они понимали, что архитектура, как бы ни питали ее эти самые извечные поведенческие особенности, должна быть приспособляемой и пластичной, отзывчивой на изменения. К тому же архитектура должна соответствовать месту постройки.

Представление о важности глубинных общественных структур происходит из антропологии, в особенности из работ Клода Леви-Стросса, вдохновлявших структуралистов и в антропологии, и в лингвистике.

Место и символ

Поиски архетипических свойств, соотносимых с особенностями конкретного места, привели Алдо ван Эйка к изучению традиционной африканской архитектуры, особенно сооружений малийской народности догон. Исследования открыли ван Эйку мощь символизма в том, как догоны планировали свои постройки, присваивая каждому пространству определенный статус и придавая особое значение различным деталям здания, например, воротам и дверным проемам.

Так структуралистская архитектура оказалась под влиянием традиционных форм и символов, и отчасти в этом состоял их отказ от модернистской технократической архитектуры Ле Корбюзье и его последователей в Конгрессе. И все же ван Эйк и его коллеги мазанок не строили — они искали способ применения символических форм традиционной архитектуры в сооружениях, выполненных из современных материалов для современных же людей.

Жилье

Эти представления легли в основу многих проектов зданий и городских планировок, предложенных структуралистами с 1960-х по 1980-е гг. В жилом строительстве, например, существовали две выраженные тенденции, и одна из них — возврат к более пластичным пространствам, нежели квартиры, жестко поделенные на комнаты с определенными функциями. Таков был современный ответ жилищам, характерным для доиндустриальной эпохи.

Вторая тенденция в жилом строительстве — привлечение общественности к обсуждению планировки здания. Яркий представитель такого подхода, среди некоторых других, — британский архитектор Ралф Эрскин.

Ралф Эрскин

Город и контора

В городское планирование структуралистов привела и озабоченность вопросом места. Они попытались возродить способность городской улицы давать человеку осмысленный социальный опыт и применить свои навыки работы с местом и к проектам деловых зданий. В таких проектах нужно было заново изобрести маленькие кабинетные пространства, характерные для деловой застройки.

Герман Херцбергер

Современная монументальность

Института Солка в Ла-Джолле

Коммунальная архитектура

Затем архитекторы пошли еще дальше: помогли жильцам построить их квартиры, чтобы возникло полное ощущение ведения процесса — от дизайна до готового жилья. Такую подлинно коммунальную архитектуру практиковали Чарлз Невитт и Ник Уэйтс, применяя низкотехнологичные строительные методы, чтобы и неспециалист мог участвовать в строительстве без подготовки. Так архитекторы помогли оживить малоимущие упадочные районы в нескольких городах.

Поль Рудольф (Paul Rudolph)

Структурализм может быть характеризован как антогонист функционализма и промежитучное звено между конструктивизмом и хай-теком. Сущность структурализма заключается в компоновке образа сооружения на базе эстетизации конструктивно или функционально обусловленной формы.

Структурализм - художественное явление, проявившееся преимущественно в архитектуре, менее строго детерминированное, чем функционализм или экспрессионизм.

В конструктивизме 20-х годов культ конструкции, как основы архитектурной формы и образа, базировался на известной идеализации плохо изученной новой индустриальной строительной формы (преимущественно из железобетона и стекла) и сопровождался пренебрежительным отношением к эстетическим возможностям традиционных материалов - камня, дерева, кирпича.

Структурализм, сформировавшийся в 1950-1960-е гг. и базирующийся на эстетизации конструктивной формы, занимает в зодчестве ХХ в. промежуточное положение между конструктивизмом 20-х и хай-теком 80- 90-х годов.

Структурализм творчески использует выразительные возможности новых, но уже хорошо изученных разнообразных конструкций, и базируется при проектировании на выборе вариантов конструкций не только по техническим показателям, но и по их формообразующему потенциалу. Одновременно структурализм активно работает с традиционными материалами, применяя их как в исторических, так и в новых конструктивных формах (например, в плоскостных и пространственных гнутоклееных конструкциях из древесины). Таким образом, структурализм стал путём подлинно тектонического освоения техники в отличие от романтизированного техницизма в раннем функционализме.

Гармонизируя форму и ритм чередования объёмов групп основных и обслуживающих помещений, Л. Кан нашел исходную структурную основу для индивидуальных композиций таких сложных объектов, как многоэтажные корпуса научно-исследовательских институтов и лабораторий.

Многоэтажные здания лабораторий с относительно небольшими, но разными по размерам ячейками рабочих и вспомогательных помещений основы для конструктивного структурирования формы не давали. Поэтому находкой Кана стало функциональное структурирование, но не эмпирически следующее за функцией, как это встречается у большинства функционалистов, а художественно гармонизированное.

Этому композиционному принципу подчинено, в частности, решение одного из самых известных сооружений Кана - здания медицинских исследовательских лабораторий Пенсильванского университета в Филадельфии (1957-1961 гг.). Здесь в динамичном ритме чередуются объёмы лабораторий, насыщенные светоцроемами и летними помещениями, с глухими высокими кирпичными башнями, в которые заключены лестничные клетки, вентиляционные шахты и другие вертикальные коммуникации.

В зданиях меньшей этажности, запроектированных для строительства в жарком климате, функциональной основой гармонизации внешней формы послужили индивидуально решенные солнцезащитные устройства. Близкий к творческой манере Л. Кана подход к структурированию объёмной формы общественных зданий нашел место в работах Поля Рудольфа(Paul Rudolph). Такова, в частности, композиция его проекта здания факультета искусств и архитектуры Йельского университа в Нью-Хейвене (Yale University, New Haven -1963 г.): тот же композиционный приём, но исполненный в более брутальных формах.

Однако, справедливость требует отметить, что вопреки сложившемуся мнению западных теоретиков, идея структурирования архитектурной композиции путём объёмно-пространственного вычленения групп рабочих и коммуникационных помещений родилась и была реализовано существенно раньше (в 1920-х гг.) в СССР.


школа для сирот в Амстердаме

В тех же полемических баталиях оно поначалу метко не отграничивалось от него, но, в конечном счете, жестко определило свои цели и методы, замыкаясь в сравнительно узком круге сторонников

Исходный принцип связан с направлением структурной лингвистики, основанным швейцарцем Фердинандом де Соссюром (1916). использовавшим структурный метод моделирования Взаимозависимости явлений описывались как единство внутренних зависимостей.

Распространению структурализма на архитектурную мысль дала толчок структурная антропология француза Клода Леви- Стросса (1958). который постулировал существование внеисторических структур. образующих основу всех культурных процессов, и стремился выявить изначальные модели связей.

В центре концепции структуралистической архитектуры — идея неких архетипов формы, -архиформ-, образующих основу объективных формальных структур и определивших всю историю архитектуры.

При этом модель порядка отражает актуальные формы человеческого поведения и конкретность архитектурных задач, в то время как элементы универсальны. Предполагается, что такая архитектура может в дальнейшем развиваться самими пользователями — она сама стимулирует такие инициативы в четко определенных пределах.

Структурализм сохранил и следы эталитаристской социальной утопии двадцатых, отвергая иерархические построения и подчеркивая не только целесообразность, но и символичность обращения к стандартизации и серийности современного производства.

Предвосхищение поисков структурализма

Но и реализация структуралистских идей Якобом Бакема накладывалась на характерные особенности необрутализма, что позволяет рассматривать многие его постройки прежде всего как бруталистские.

Крупные и малые членения этого здания вписаны в равномерную квадратную сетку. Но на ее механистической основе создана деликатная ткань малых павильонов, обращенных к приватным дворикам. Малые, как бы семейные ячейки получают опору в модульной системе членений; основанная на ней же сеть коммуникаций вводит их в коллективную организацию повседневной жизни.

Механистичность стандарта растворена в мелких вариациях — изменениях уровней с перепадами высот и лестницами, различной трактовке коммуникационных пространств. Приемы гуманизации целого напоминают об эгалитаристских социальных утопиях двадцатых.

Павильон скульптуры в Арнеме (Нидерланды, 1966), круглая платформа которого разделена серией параллельных прямых и полуциркульных перегородок, открывает перед посетителем непредсказуемую последовательность событий и впечатлений, включенную в прочный геометрический порядок. В психологической напряженности ощущений, создаваемых организацией пространства, проявился преобразованный в рациональную форму мистицизм архитектора, воспринятая им космическая символика племени догон.


Для структурного экспрессионизма характерны возвращение к национальной специфике и романтизму XIX века, яркость и индивидуальность замысла, прямые отсылки к формам естественной природы при общей функциональности, чистоте линий, тяготении к современным материалам. Крупнейшие представители — финны Эро Сааринен и Алвар Аалто; характерные произведения — Сиднейский оперный театр (арх. Йорн Утзон) и Олимпийский центр в Токио (арх. Кэндзо Тангэ).

Литература

  • Т.Г.Маклакова. Архитектура двадцатого века — М.: Изд-во АСВ, 2001.-200с.

Ссылки

Ар-деко (1925–1939) • Ар-нуво (1890–1905)• Арт-модерн (1926—1950-е) • Баухаус (1919–1933) • Био-тек (1920-е—1960-е) • Блобитектура (1960-е—) • Брутализм (1950-е—1980-е) • Гуги (1940-е—1960-е) • De Stijl (1917—1931) • Деконструктивизм (1980-е—) • Интернациональный стиль (1920-е—1960-е) • Конструктивизм (1920—1932) • Критический регионализм • Метаболизм (1950-е—) • Модерн mid-century (1940-е—1960-е) • Модернизм (1888—1911) • Неомодерн (1990-е—) • Новый объективизм (1922—1933) • Органическая архитектура (1920-е—) • Постконструктивизм (1930-е—) • Постмодернизм (1960-е—) • Сталинская архитектура (1930-е—1950-е) • Структурализм (1959—) • Школа прерий (1890-е—1920-е) • Экспрессионизм (1910—) • Архитектура фашизма (1920-е—1930-е) • Функционализм (1920-е—1970-е) • Футуристическая архитектура (1920—) • Хай-тек (1970-е—)

  • Архитектурный модернизм
  • Архитектурные стили

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Структурализм (архитектура)" в других словарях:

Футуристическая архитектура — Футуристическая архитектура форма архитектуры появившаяся в начале XX века в Италии. Характеризовалась антиисторизмом, сильным хроматизмом, длинными динамическими линиями, предполагающими скорость, движение, срочность и лиризм.… … Википедия

Функционализм (архитектура) — У этого термина существуют и другие значения, см. Функционализм. Башня Олимпийского стадиона в Хельсинки, 1934 38) … Википедия

Деконструктивизм (архитектура) — Современное крыло королевской галереи Онтарио в Торонто (арх. Д. Либескинд) … Википедия

Франция — (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия

Брутализм — Национальный королевский театр в Лондоне. Арх … Википедия

Читайте также: