Телевидение в россии состояние тенденции и перспективы развития отраслевой доклад

Обновлено: 28.06.2024

кандидат психологических наук О. Я. Ермолаева; кандидат филологических наук А. В. Вырковский; кандидат филологических наук М. И. Макеенко; кандидат филологических наук С. С. Смирнов; кандидат экономических наук Б. Н. Теребиленко; кандидат филологических наук А. В. Толоконникова; кандидат социологических наук Т. В. Коломиец; кандидат филологических наук С. П. Суворова; О. В. Лазарева; Д. В. Дунас.

Авторы доклада выражают искреннюю признательность за предоставленную информацию и помощь в его подготовке:

Группе исследовательских компаний TNS;

• Ассоциации коммуникационных агентств России;

• Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ);

• Телеканалам – участникам исследовательского опроса.

В настоящем докладе анализируется состояние и подводятся итоги развития российского телевидения в 2011 году. Систематизированы и обобщены последние данные о текущем состоянии и перспективах развития телеиндустрии в России. В докладе уделяется отдельное внимание национальному рынку эфирного и неэфирного телевидения, рассматриваются экономические модели телевизионных предприятий, дается оценка техническому состоянию системы доставки телесигнала, анализируются основные модели программирования телевизионных каналов и рынок производства телеконтента, дается характеристика поведения телевизионной аудитории.

Впервые за последние годы сделана попытка проанализировать кадровый потенциал отрасли.

Материалы доклада могут быть использованы органами власти при формировании государственной политики в области телевидения, профессиональными организациями отрасли, телевизионными предприятиями, профессиональным сообществом для изучения современного состояния телевидения и медиасистемы РФ.

Раздел 1 Телевизионная отрасль в 2011 году: векторы изменений

1.1 Реализация Федеральной целевой программы: итоги года. 8

1.2 Телевизионный эфир: события и тенденции

1.3 Законодательные новации

1.4 Государственная поддержка телевидения. Конкурсы, фестивали и премии

Раздел 2 Экономика отрасли в 2011 году

2.1 Структура собственности

2.2 Финансовые показатели ключевых предприятий

2.3 Телерекламный рынок

2.4 Кадровый потенциал

Раздел 3 Аудитория российского телевидения

3.1 Долгосрочные тенденции телепотребления

3.2 Медийная оснащенность домохозяйств

3.3 Объем телепотребления и структура аудитории

3.4 Аудитория телеканалов

3.5 Контентные предпочтения массовой аудитории:

популярные жанры и форматы

Раздел 4 Контент и программирование телеканалов

4.1 Программирование на эфирных каналах

4.2 Премьерный показ

4.3 Рынок контента неэфирного телевидения

4.4 Структура и динамика рынка телевизионного контента

Состояние отечественного телевидения в 2011 году вновь подтвердило его ключевое положение в медиасистеме страны, его особую роль в политической коммуникации и системе культурных институтов России. При этом, несмотря на сохранение в значительной степени национальной специфики, развитие российского телевидения в целом соответствовало таким глобальным тенденциям, как усиление влияния современных технологий на структуры индустрии, растущая фрагментация аудитории, все явственнее обнажающая поколенческие различия в отношении аудитории к СМИ, поиск современным телевидением своей идентичности как общественного института.

Анализ универсальных трендов развития телевидения в российском контексте дает несколько иную картину, однако их воздействие на российский телеландшафт уже очевидно.

Конечно, важнейшая черта отечественного медиапространства – это сохраняющееся цифровое неравенство, которое сокращает возможности равного доступа к Интернету на территории всей страны. Проблема особенно заметна при сравнении небольших городов, деревень со столицами и городами-миллионниками, где современная инфокоммуникационная инфраструктура обеспечивает зрителей большим числом цифровых программ, доступных посредством как платных каналов, так и широкополосных подключений к Сети. В результате внутри российской телеаудитории намечаются все более глубокие разломы, отражающие уже не только разные уровни технологической оснащенности домохозяйств, но и сформированные новыми медиа различные типы медийного потребления и – более широко – типы коммуникационной культуры. Неслучайно сегодня встает вопрос о существовании в российской телеаудитории уже нескольких кластеров:

• все еще наиболее массового, включающего в себя людей среднего и старшего возраста, которые имеют достаточно свободного времени и привержены традиционным формам телепотребления;

• наиболее привлекательного для современного рекламодателя, сформированного высокообразованными и хорошо оплачиваемыми специалистами, имеющими четкие информационные и художественные требования к телепрограммам;

Задорожная К. Е. Делегирование функций телеканала его аудитории в условиях постсетевого ТВ // Экономика и менеджмент СМИ. Ежегодник 2011 / Под ред. Е. Л. Вартановой. – М., 2012. – С. 82-83.

Это заставляет многие страны по-новому взглянуть на положение общественного вещания.

Под влиянием цифровой революции и требований рынка многие общественные вещатели стран Западной Европы сокращают инвестиции в производство программ, сужают тематику и жанровые особенности телеконтента, уступая в посткризисных условиях позиции коммерческим вещателям. Общественное телевидение, по мнению исследователей и законодателей, теряет целостность программных стратегий и привлекательность для аудитории3. И именно это заставляет пересматривать медиаполитику как отдельных стран, так и Европейского Союза в целом – и по отношению к самим вещательным компаниям, и по отношению к идее общественного вещания как важнейшей социальной службе демократического общества. Последнее формулирует свой запрос на социально значимый и адекватный времени телевизионный контент применительно не к отдельным вещателям, а ко всему спектру производимых в обществе телепрограмм, выдвигая на первый план задачи достижения разнообразия и плюрализма.

Дискуссии об общественном телевидении, с новой силой разгоревшиеся в России после выборов в Государственную Думу в декабре 2011 года, вместе с общими для глобальной медиасферы проблемами, поставили и актуальные именно для нашей страны вопросы. В их числе – понимание телевидения как общественного блага, необходимость расширения дискуссионного пространства в телеэфире, и – более широко – необходимость развития принципов подотчетности телевидения обществу, ведь именно общедоступный телеэфир, в силу технологических и культурных причин, остается сердцевиной системы массовых коммуникаций России и важнейшим инструментом сохранения национальной идентичности.

Можно заключить, что в 2011 году отечественное телевидение – наряду с традиционными для отрасли событиями – столкнулось и с новыми вызовами. Как в экономике страны, так и в телевизионной индустрии, этот год может быть охарактеризован как год неустойчивого развития. С одной стороны, хотя и с большими трудностями и проблемами, в России продолжилась реализация государственной программы перехода отечественного телевидения на цифровой формат вещания. Достаточно успешно развивался сегмент платного телевидения, отмечалась большая активность игроков в сделках по слиянию и поглощению, что свидетельствовало о сохранении привлекательности телевидения как бизнеса.

С другой стороны, у российского телевидения выявились и новые проблемы. Так, в содержании телевизионного эфира в 2011 году вряд ли можно найти яркие творческие находки.

Regaining the Initiative for Public Service Media. Ed. вy G. Lowe and J. Steemeers. – NORDICOM, 2012.

6 За год на экране не появилось ни одной телепередачи, которая вызвала бы широкий общественный интерес; рост аудитории отдельных телевизионных каналов происходил в основном за счет новых версий старых программ, сериалов и советского кино. Постоянная необходимость думать о прибыли, привлечении зрителей – и, как следствие, рекламодателей – заставляла телевизионных менеджеров отказываться от экспериментов, поиска новых выразительных форм и языка, что выражалось в низкой динамике количественного и качественного прироста аудитории. В конечном счете, в долгосрочной перспективе это может привести как к социальным, так и к финансовым потерям.

С другой стороны, строительство ФГУП РТРС наземных объектов сети цифрового телерадиовещания РФ велось в полном масштабе и в заданных Федеральной целевой программой темпах. Всего на конец 2011 года в рамках Федеральной целевой программы было построено более 1100 объектов цифрового вещания, с которых велось вещание программ первого цифрового мультиплекса в 41 субъекте Российской Федерации на территории Сибири, Дальнего Востока и европейской части страны. Причем в 24 регионах охват населения цифровым вещанием составил более 50 %, а в 14 субъектах – более 90 %. Это такие регионы, как Москва, Санкт-Петербург, Курская область, Республика Алтай, Алтайский край, Еврейская АО и т. д.

В итоге к концу 2011 года вещанием сетей цифрового телевидения была охвачена почти треть населения России.

Для подготовки распространения регионального контента в сетях цифрового вещания в 2011 году ФГУП РТРС было завершено создание центров формирования мультиплексов в 17 субъектах РФ. Таким образом, инфраструктура для организации регионального вещания на сегодня полностью подготовлена уже в 39 регионах страны.

Рисунок 1. Состав каналов первого цифрового мультиплекса

Рисунок 2. Присутствие цифрового эфирного вещания по регионам на конец 2011 г.

1.2 Телевизионный эфир: события и тенденции

Следует признать, что 2011 год был не слишком богат на масштабные эфирные события.

В итоге больший интерес для индустриального сообщества представляли события, связанные не с программами или проектами, а со стратегией и судьбой отдельных телеканалов.

Такая норма была впервые введена перед этими выборами. С точки зрения рейтингов, дебаты в 2011 году прошли достаточно ровно, причем как в Москве, так и в других городах страны.

31 октября партии разыграли бесплатный эфир и определились с участием в дебатах.

В 2011 году партии также имели возможность купить под дебаты и рекламные ролики дополнительное время, которое зарезервировали телеканалы.

12 1.3 Законодательные новации

Положения о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемые Правительством РФ, должны содержать исчерпывающий перечень лицензионных требований.

Законом устанавливается единый порядок лицензирования на территории страны, включая порядок предоставления заявления и прилагаемых к нему документов соискателем лицензии, порядок принятия решения о предоставлении лицензий, а также порядок организации лицензионного контроля. Лицензионный орган принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении в течение 45 дней со дня приема заявления. Условием для предоставления лицензии определяется соответствие соискателя лицензии требованиям, которые установлены данным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соблюдение этих требований лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Законом допускается передача осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования отдельных видов деятельности органам государственной власти субъектов РФ. Законом устанавливается обязанность лицензирующих органов сформировать открытый и общедоступный государственный информационный ресурс, содержащий сведения из реестра лицензий, из положений о лицензировании конкретных видов деятельности и технических регламентов.

Под вещателем понимается российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание.

В-третьих, поправками радикально изменяются правила лицензирования телерадиовещания – вещатель, являющийся редакцией телеканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала на всей территории Российской Федерации в любых средах вещания, в том числе осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание (универсальная лицензия). Вещание телеканала должно сопровождаться объявлением (не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании) наименования (названия) телеканала. Каждый выход в эфир телепрограммы должен сопровождаться объявлением наименования (названия) телепрограммы. При этом лицензии на телевещание все же не сделали бессрочными – они выдаются на десять лет. Ранее выданные лицензии сохранят силу до истечения срока их действия.

Поправками также закреплено, что выделение конкретных радиочастот для вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса (наземного эфирного вещания, спутникового вещания) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и предусматривающем в том числе проведение торгов (конкурса, аукциона). Форма, порядок и условия проведения торгов (конкурса, аукциона), порядок взимания единовременной платы за право осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание с использованием конкретных радиочастот устанавливаются Правительством РФ. Правда, в поправках не сказано, какой именно орган будет отвечать за распределение частот, и как он будет функционировать (на момент вступления Закона в силу этим занималась Федеральная конкурсная комиссия).

Также законодательно установлены правила лицензионного контроля, порядок приостановления, возобновления, прекращения действия и аннулирования лицензии. Прописаны основания для отказа в предоставлении и переоформлении лицензии. Важно отметить, что при наличии нарушений лицензирующий орган вправе только временно (на три месяца) приостановить действие лицензии, но аннулирование лицензии осуществляется только по решению суда. В лицензию теперь вносятся сведения об используемых радиочастотах, позиции телеканалов в мультиплексе, параметрах спутникового вещания и программная концепция вещания.

Отдельно поправками закрепляется положение общероссийских обязательных общедоступных телеканалов. Утверждает перечень общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, распространяемых для неопределенного круга лиц без взимания платы с потребителей (телезрителей) за право просмотра, Президент РФ. Также указано, что вещатель общероссийского обязательного общедоступного телеканала вправе осуществлять на территории Российской Федерации наземное эфирное вещание с использованием радиочастот без проведения торгов (конкурса, аукциона). Покрытие расходов, понесенных вещателями и связанных с наземным эфирным вещанием общероссийских обязательных общедоступных телеканалов на территориях малочисленных населенных пунктов, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ.

В документе также говорится, что ФГУП РТРС осуществляет объединение (формирование) цифровых сигналов вещателей в единый цифровой телевизионный сигнал для эфирной цифровой наземной трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, их трансляция осуществляется с использованием в каждой конкретной зоне вещания одного радиочастотного канала, и ФГУП РТРС может использовать данный радиочастотный канал для эфирной цифровой наземной трансляции региональных телеканалов. Указ также оговаривает вопрос субсидий – вещателям общероссийских обязательных общедоступных телеканалов будут возмещаться затраты на оплату услуг связи, оказываемых ФГУП РТРС и иными операторами, для целей эфирной аналоговой наземной трансляции в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек, – начиная с 2011 года и до прекращения аналоговой трансляции, а для целей эфирной цифровой наземной трансляции в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек – начиная с 2012 года. В 2011 году, согласно Указу, субсидии получало и ФГУП РТРС – на возмещение затрат на осуществление эфирной цифровой наземной трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек. Порядок предоставления всех субсидий определяет Правительство РФ. Регулирования тарифов на оказываемые ФГУП РТРС услуги также возложено на Правительство.

Наконец, Указом уточнен официальный перечень общероссийских обязательных общедоступных телеканалов (эта необходимость была вызвана рядом переименований). Теперь перечень выглядит так:

1.4 Государственная поддержка телевидения. Конкурсы, фестивали и премии

Финансирование социально значимых телепрограмм. Для формирования и развития единого информационного пространства России и дальнейшей интеграции в европейское и мировое сообщество в период перехода на цифровой формат вещания особую важность приобретают вопросы производства и объемов вещания культурно-просветительских и социально значимых программ.

Решению задач по распространению программ социальной направленности для разных групп телезрителей способствуют государственные программы по финансированию социально значимых телерадиопрограмм. Государство оказывает поддержку производству детских, исторических, патриотических, культурно-просветительских и других социально значимых телепрограмм.

В 2011 году Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям продолжило работу по оказанию на конкурсной основе государственной поддержки за счет средств федерального бюджета на производство и (или) распространение и тиражирование социально значимой продукции электронных средств массовой информации, на создание и поддержание в сети Интернет сайтов, имеющих социальное или образовательное значение.

Профинансировано 262 проекта. Телевизионных проектов – 143 (1525 часов 33 минуты вещания), из них 39 проектов реализуются в регионах Российской Федерации.

Конкурсы, фестивали и премии. Для решения проблем тематического разнообразия телевизионных программ и привлечения внимания аудитории к современным социально значимым проблемам большое значение имеет профессиональный уровень создаваемых передач. Этому традиционно способствуют творческие конкурсы, фестивали, конгрессы, форумы, которые становятся площадками для профессионального творческого соревнования, обмена опытом, повышения профессионального уровня и, по сути, являются способом сплочения медиаотрасли.

Поддержка оказывалась фестивалям, конкурсам и другим мероприятиям, получившим признание медиасообщества и общественности и широко представляющим региональные СМИ.

В соответствии с Планом работы Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям на 2011 год, утвержденным руководителем Роспечати М. В. Сеславинским 17.12.2010 г. и министром связи и массовых коммуникаций И. О. Щеголевым 27.01.2011 г.

Источник: По данным ФАПМК.

став жюри вошли известные телевизионщики: Виктор Гусев, Этери Левиева, Илья Колосов, Ирина Филина, Павел Шеремет, Оксана Барковская, Сергей Майоров, Сергей Петров и другие (31 человек). В течение четырех дней конкурса в рамках учебной программы были организованы и проведены 14 мастер-классов и презентаций для участников конкурса.

В 2011 году государственную поддержку получили также:

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Доклад Роспечати: телевидение остается главным средством массовой информации в РФ

Оснащенность домохозяйств

Важнейшей характеристикой медийной среды домохозяйств является технология приема телеканалов. По оценке аналитического центра НСК, почти половина домохозяйств в городах РФ используют цифровые способы приема телевидения хотя бы на одном телевизоре.

Struk.jpg

Наиболее ощутимым результатом цифровизации телевизионной доставки является рост числа телеканалов в семьях россиян, говорится в докладе. Так, в 2017 году в городских домохозяйствах было доступно в среднем 64 телеканала. Количество телеканалов в домах городских жителей России за последние четыре года увеличилось в среднем на 20 телеканалов.

chislo_telekanalov.jpg

Технология доставки и приема телеканалов оказывает влияние на объемы телепросмотра и выбор телеканалов. Так, в наиболее современной технологической среде – IPTV и цифровой кабель, где зрителям доступно большее число разнообразных телеканалов, — объемы телепросмотра в среднем выше, но аудитория более фрагментирована, рассеяна по большему числу телеканалов.

doli_audit.jpg

На объемы телесмотрения и выбор каналов также оказывает влияние число телевизионных приемников и их функциональные характеристики: чем больше в домохозяйстве телевизоров, тем больше там смотрят телевизор. В 2017 году чуть более половины (53%) городских домохозяйств имели один телевизор, примерно треть семей (31 %) — два, и 16 % — три телевизора и более. В целом это распределение, как и численность домашнего парка телевизоров, на протяжении последних восьми лет практически не меняется. Однако постоянно идет процесс обновления парка: старые телевизоры постепенно заменяются более современными моделями.

Высокое проникновение Интернета также влияет на показатели популярности телевидения. В российских городах на протяжении последних трех лет количество домохозяйств с доступом к фиксированному Интернету остается на одном уровне (74%). Практически все городские семьи, которые хотели и могли подключить Интернет, уже сделали это. В домохозяйствах без доступа (26%) чаще всего проживают одинокие пенсионеры или пожилые семейные пары (54% таких домохозяйств), люди, имеющие доход ниже прожиточного минимума, или же семьи, проживающие в частных и малоквартирных домах, где подключение к Сети реже проводится централизованно.

В 2017 году 75% домохозяйств были оснащены компьютерными устройствами, а в 12% семей в наличии имелись все три вида компьютерных устройств – стационарный компьютер, ноутбук, планшет. Самым распространенным компьютерным устройством в городских домохозяйствах в 2017 году, как и три года назад, был ноутбук, причем по сравнению с 2014 годом доля домохозяйств, оснащенных ноутбуками, выросла на 5%. Доля семей, имеющих стационарный компьютер, наоборот, чуть снизилась (с 44 % до 42%). Наиболее существенно по сравнению с 2014 годом увеличилась доля домохозяйств с планшетами (с 26 % до 32 %).

Телепотребление

Несмотря на массовое распространение Интернета и растущую популярность новых медиа, средние показатели телепотребления среди населения России остаются довольно высокими по сравнению с общемировыми, говорится в исследовании Роспечати. По среднему показателю телепотребления Россия обходит другие страны. Если в Европе один человек в среднем тратит на просмотр телевизора 3 ч. 54 мин., то в России — 4 ч. 02 мин.

Высокие показатели телепотребления обеспечивается представители старших поколений, которые смотрят телевизор с каждым годом все больше, компенсируя снижение популярности ТВ среди молодежи. Телепотребление россиян стабильно росло с 2014 года и в 2016 достигло рекордно высокого показателя – 4 ч. 8 мин. Однако в 2017 году, впервые за последние три года, телезрители стали меньше смотреть телевизор: среднесуточный объем телепотребления снизился на 6 мин. в сутки (до 4 ч. 2 мин.).

Dinamika_potrebl.jpg

Наиболее заметно снилась телевизионная активность зрителей среднего возраста, они смотрели телевизор в 2017 году на 15 мин. меньше, чем год назад. Заметно уменьшилось телесмотрение и среди детей от 4 до 10 лет. Среди мужчин телесмотрение сократилось чуть больше, чем среди женщин.

По мнению авторов доклада, прежнее определение телевидения и телевизионной аудитории не отражает реалии современных телезрительских и индустриальных практик, что актуализирует запрос на переопределение телевидения как медиа и его границ как бизнес-сегмента.

Согласно оценкам аналитического центра НСК, основной объем аудитории приходится на традиционное линейное телепотребление. Недельная аудитория традиционного телевидения составляет 96% городского населения, и эта аудитория создает основной объем телепотребления — 84 %. Еще 2 % телепотребления генерируется просмотром телевизора вне дома.

Таким образом, интерес к телевидению среди молодежи сохраняется, но реализуется иначе — в новых, современных формах просмотра, говорится в отчете. Вместе с этой неучтенной аудиторией телеканалы теряют рекламный инвентарь и деньги рекламодателей, которые уходят в Интернет.

Создание адекватной меняющимся привычкам телепотребления системы измерений и технологий монетизации телеконтента во всех средах и на всех экранах — ключевая задача телевизионной индустрии, решить которую можно лишь на основе консолидации, договоренностей и согласованных действий всех заинтересованных участников рынка, заключают эксперты.

Полная версия доклада доступна здесь .

Читайте также: