Левеллеры и диггеры доклад

Обновлено: 17.06.2024

После неурожаев и разрушительной гражданской войны около сорока мужчин и женщин, оставшихся без хозяев и средств к существованию, решили объединиться, чтобы взять в руки свою судьбу. Первого апреля 1649 г., в День Дураков, они взошли на гору Св. Георгия около г. Кобхэм в графстве Суррей для того, чтобы вскопать и удобрить землю, посадить морковку, пастернак, бобы, пшеницу и рожь в надежде, что смогут таким образом есть хлеб, выращенный своим трудом. Они пришли с любовью в сердце и горячим желанием заменить мечи на лопаты и мотыги. Их намерения были просты и понятны, но в то же время глубоко революционны.

«Мы будем работать с чистым сердцем и заложим основу для того, чтобы Земля стала Общим Достоянием для всех, богатых и бедных; чтобы каждый, родившийся на Земле, кормился бы Землей-Матерью, произведшей его на свет, в согласии с Разумом, который правит в Творении; ни одной руке не дающей предпочтения и питающей всех, как сыновей одного Отца, как членов одной Семьи; не дающей никому права верховодить над другими, но принимающей всех равными в Творении.

Диггеры верили, что земля – общее богатство, которое Бог предоставляет всем на радость; земли Британии они считали свободным хранилищем богатств. По их мнению, именно «проклятая Частная Собственность является причиной всей войн, кровопролития, воровства, а порабощающие Законы держат людей в нищете. Они призвали к отмене торговли, работ по найму, зарплат и ренты, хозяев и домовладельцев. Они хотели отмены духовенства с их церковной десятиной, поборов адвокатов, дерущих втридорога и заодно провоцирующих распри. С праведностью в душе и Разумом – путеводной звездой (в каждом живет Бог !), они не видели никакой необходимости во внешнем правительстве и законах. Для них частная собственность приравнивалась к воровству, а Государство – к тирании. Их целью было превращение не только Англии во всеобщее достояние, но и всего мира. Они пели:

Мир, перевернутый вверх дном

Как бумага в огне

В то время, как диггеры обрабатывали землю на горе Св. Георгия, группа из шести солдат, называющих себя левеллерами, вошли в ближайшую церковь в г. Уолтон-на-Темзе и провозгласили конец воскресным службам, церковным десятинам, министерствам, магистратам и Библии. Некоторые среди левеллеров, например Эбизер Копп, были настроены еще более радикально, чем диггеры, и считали себя такими же чистыми как Адам до падения и неспособными на грех. Бросив вызов протестантской этике работы и единобрачия, они стали проповедовать свободу любви, радость досуга, а также пользование всем, что производит земля.

«A Covenant they did take,

And promises they did make

All burthens to remove,

And to unite in love;

Yet we cannot see that good hour,

В своих памфлетах и воззваниях к генералу Фейрфаксу, армии и парламенту, диггеры напоминали властям об их обещаниях, но их призывы остались неуслышанными.

Движение диггеров во многих отношениях привело к постепенному освоению незаселенных земель и лесов скваттерами, коммонерами и переселенцами. Взяв в руки лопаты и мотыги, диггеры продолжили древнюю традицию. Заявляя публично о притеснении, они напрямую выступили против Государства и Церкви. Призывы объединиться и организовать сопротивление теперь представляли реальную угрозу для Кромвеля и его командиров. Требования диггеров построить в Англии свободное и справедливое общество на основе местного коллективного самоуправления и возделывания земли действительно были глубоко революционны. Государственный Совет справедливо стал опасаться того, что их коллективные и эгалитарные принципы могут подорвать принцип частной собственности и власть государства.

К сожалению, великий эксперимент диггеров в отношении коллективного труда и построения совместной жизни был кратковременным. На них стали нападать свободные частники и городские судьи. В августе 1649 г. группа деморализованных солдат и нанятых бандитов, подстрекаемых местной церковью и помещиками, вторглись в колонию на георгиевском холме. Они затоптали пшеницу и овощи, снесли простые хаты, разрушили их повозки, поломали инструменты и лопаты, увели с собой коров. Несколько диггеров были жестоко избиты.

Удобрение общей земли – ключевая тема во всех писаниях диггеров и почти священный акт. Они хотели преобразовать все пустующие земли в стране. Их идеи и поступки несомненно ценны для современного движения, задача которого превратить нашу драгоценную землю во общее достояние, чтобы все люди (и другие существа) могли свободно радоваться жизни в новом тысячелетии.

С лопатами и мотыгами,
И плугами, вставайте,
Вставайте –
С лопатами, и мотыгами,
И плугами –
Вставайте,
И защищайте свою свободу…
Слава диггерам!

[1] Отбросим приклады и алмазы, пусть победят сердца и лопаты! (Также игра слов: отбросим трефу и бубну, пусть победят черва и пика.)

[2] По Договору все оброки отменялись, в любви жить люди обещались, но сбросив короля и всех его пажей мы так и не дождались светлых дней.

Однако наилучшим государственным строем он считает не демократию, а аристократию или смешанное правление, под которым он понимал конституционную монархию.

В ходе революции индепенденты во главе с О. Кромвелем добились большинства в парламенте, развернули борьбу против роялистов. После реставрации монархии в 1660 г. индепенденты сошли с политической арены.

В 1649 г. после провозглашения Англии республикой вожди левеллеров во главе с Лилберном, были брошены в тюрьму, партия была разгромлена.

Движение диггеров выражало интересы городской и деревенской бедноты, особенно безземельного и малоземельного крестьянства. Они выступали за ликвидацию частной собственности на землю и передачу земли крестьянам в безвозмездное пользование. Но этого они стремились достичь исключительно мирным путем, путем убеждения. Оптимальной формой правления диггеры считали республику, образуемую в результате выборов, но с ограничением избирательных прав для власть имущих и женщин. Власти сурово преследовали диггеров (штрафовали, арестовывали, разрушали постройки, уничтожали посевы и инвентарь). К 1650 г. движение диггеров правительством О. Кромвеля было подавлено.

Политическое и правовое учение Дж. Локка

Джон Локк (1632-1704 гг.) родился в семье судейского чиновника (отец был клерком у мирового судьи и принимал участие в гражданской войне на стороне парламента). В семье придерживались англиканства, однако склонялись к пуританским (индепендентским) взглядам. Локк учился в Оксфордском университете, изучал медицину, естествознание, философию, латынь, греческий, классическую литературу. После окончания обучения, преподавал там же. С 1667 г. был домашним врачом и воспитателем сына лидера вигов лорда Эшли, и его советником. Из-за своих политических убеждений вынужден был в 1683 г. эмигрировать в Голландию. Вернулся на родину только в 1689 г. после свержения короля Якова П. Последний период жизни посвятил научной работе.

Государство.

Государство – это совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. Цель государства – общее благо.

Учение о разделении власти.Дж. Локк разделяет государственную власть на три ветви: законодательную, исполнительную и федеративную.

Законодательная власть – основная (верховная), которая непосредственно вытекает из общественного договора.

Исполнительная власть - реализует на практике решения законодательной власти и осуществляет контроль за их исполнением. Суд – часть исполнительной власти.

Федеративная власть – регулирует отношения с другими государствами. Это, по сути, не что иное, как исполнительная власть в области внешних сношений.

Дж. Локк считается родоначальником идеи прав человека, ярко проявившейся в Декларации независимости США 1776 г. и Декларации прав человека и гражданина времен Великой Французской революции (1789). Дж. Локк считается и основоположником политического либерализма.

3.Немецкая школа естественного праваXVII–XVIIIвв.:

Существенные отличия социально-политических условий в Германии от обстановки в Нидерландах и Англии предопределили не менее существенные отличия в толковании и оценке учения о естественном праве, выводах из него у немецких мыслителей.

Усиление феодальной эксплуатации, политической и идеологической реакции, установление княжеского абсолютизма, окончательно утвердившегося в результате Тридцатилетней войны (1618–1648 гг.) и приведшего к возникновению в некоторых землях Священной Римской империи германской нации полицейского государства, существенно задержали не только социально-экономическое, но и идейное развитие страны. Идеология, получившая теоретическое обоснование в естественно-правовых учениях Голландии и Англии, приобретает в Германии весьма умеренное и во многом не самостоятельное истолкование. Немецким мыслителям были присущи лишь идеи разрыва с религиозным мировоззрением, противопоставления последнему разумного начала. В государственно-правовой науке эта тенденция нашла выражение в учениях С.Пуфендорфа, X. Томазия и X. Вольфа.

Кто такие диггеры, и почему они пытаются возродить свою мечту о свободе, которой уже 350 лет?

После неурожаев и разрушительной гражданской войны около сорока мужчин и женщин, оставшихся без хозяев и средств к существованию, решили объединиться, чтобы взять в руки свою судьбу. Первого апреля 1649 г., в День Дураков, они взошли на гору Св. Георгия около г. Кобхэм в графстве Суррей для того, чтобы вскопать и удобрить землю, посадить морковку, пастернак, бобы, пшеницу и рожь в надежде, что смогут таким образом есть хлеб, выращенный своим трудом. Они пришли с любовью в сердце и горячим желанием заменить мечи на лопаты и мотыги. Их намерения были просты и понятны, но в то же время глубоко революционны.

«Мы будем работать с чистым сердцем и заложим основу для того, чтобы Земля стала Общим Достоянием для всех, богатых и бедных; чтобы каждый, родившийся на Земле, кормился бы Землей-Матерью, произведшей его на свет, в согласии с Разумом, который правит в Творении; ни одной руке не дающей предпочтения и питающей всех, как сыновей одного Отца, как членов одной Семьи; не дающей никому права верховодить над другими, но принимающей всех равными в Творении [1].

Диггеры верили, что земля – общее богатство, которое Бог предоставляет всем на радость; земли Британии они считали свободным хранилищем богатств. По их мнению, именно «проклятая Частная Собственность является причиной всей войн, кровопролития, воровства, а порабощающие Законы держат людей в нищете [3]. Они призвали к отмене торговли, работ по найму, зарплат и ренты, хозяев и домовладельцев. Они хотели отмены духовенства с их церковной десятиной, поборов адвокатов, дерущих втридорога и заодно провоцирующих распри. С праведностью в душе и Разумом – путеводной звездой (в каждом живет Бог !), они не видели никакой необходимости во внешнем правительстве и законах. Для них частная собственность приравнивалась к воровству, а Государство – к тирании. Их целью было превращение не только Англии во всеобщее достояние, но и всего мира. Они пели:

«Ten Clubs and Diamonds cast away,
For Harts and Spades must win the day”* [4]

Мир, перевернутый вверх дном

Как бумага в огне

В то время, как диггеры обрабатывали землю на горе Св. Георгия, группа из шести солдат, называющих себя левеллерами, вошли в ближайшую церковь в г. Уолтон-на-Темзе и провозгласили конец воскресным службам, церковным десятинам, министерствам, магистратам и Библии. Некоторые среди левеллеров, например Эбизер Копп, были настроены еще более радикально, чем диггеры, и считали себя такими же чистыми как Адам до падения и неспособными на грех. Бросив вызов протестантской этике работы и единобрачия, они стали проповедовать свободу любви, радость досуга, а также пользование всем, что производит земля. [15]

«A Covenant they did take,
And promises they did make
All burthens to remove,
And to unite in love;
Yet we cannot see that good hour,
The taking down of Kingly power” ** [16]

В своих памфлетах и воззваниях к генералу Фейрфаксу, армии и парламенту, диггеры напоминали властям об их обещаниях, но их призывы остались неуслышанными.

Движение диггеров во многих отношениях привело к постепенному освоению незаселенных земель и лесов скваттерами, коммонерами и переселенцами. Взяв в руки лопаты и мотыги, диггеры продолжили древнюю традицию. Заявляя публично о притеснении, они напрямую выступили против Государства и Церкви. Призывы объединиться и организовать сопротивление теперь представляли реальную угрозу для Кромвеля и его командиров. Требования диггеров построить в Англии свободное и справедливое общество на основе местного коллективного самоуправления и возделывания земли действительно были глубоко революционны. Государственный Совет справедливо стал опасаться того, что их коллективные и эгалитарные принципы могут подорвать принцип частной собственности и власть государства.

К сожалению, великий эксперимент диггеров в отношении коллективного труда и построения совместной жизни был кратковременным. На них стали нападать свободные частники и городские судьи. В августе 1649 г. группа деморализованных солдат и нанятых бандитов, подстрекаемых местной церковью и помещиками, вторглись в колонию на георгиевском холме. Они затоптали пшеницу и овощи, снесли простые хаты, разрушили их повозки, поломали инструменты и лопаты, увели с собой коров. Несколько диггеров были жестоко избиты.

Удобрение общей земли – ключевая тема во всех писаниях диггеров и почти священный акт. Они хотели преобразовать все пустующие земли в стране. Их идеи и поступки несомненно ценны для современного движения, задача которого превратить нашу драгоценную землю во общее достояние, чтобы все люди (и другие существа) могли свободно радоваться жизни в новом тысячелетии.


«With spades and hoes
and plowes, stand up now,
stand up now
With spades
and hoes and plowes
stand up now,
Your freedom to uphold…
Glory here, Diggers all!


С лопатами и мотыгами,
И плугами, вставайте,
Вставайте –
С лопатами, и мотыгами,
И плугами –
Вставайте,
И защищайте свою свободу…
Слава диггерам!


________
* Отбросим приклады и алмазы, пусть победят сердца и лопаты! (Также игра слов: отбросим трефу и бубну, пусть победят черва и пика).
** По Договору все оброки отменялись,
В любви жить люди обещались,
Но сбросив короля и всех его пажей
Мы так и не дождались светлых дней.


Питер Маршалл – писатель, философ, путешественник и основатель Redfield Community в Букингемшире. Его главные книги Demanding the Impossible: A History of Anarchism (Fontana, 1993), Nature’s Web: Rethinking our Place on Earth (Cassell, 1996) и Riding the Wind: A New Philosophy for a New Era (Cassell, 1998).

Великая английская революция XVII века является уникальным по своей значимости и влиянию на английскую историю событием; событием, всколыхнувшим все слои английского общества и ставшим катализатором для формирования многих замечательных социальных и политических идей и движений.


Начавшись в 1640 году как противостояние монарха Карла I и нижней палаты парламента, английская революция по мере своего развития захватывала все более и более широкие слои населения, пока в итоге в нее не оказалось так или иначе вовлечено все население страны – от знатного лорда до безземельного паупера.

Джордж Фокс

Джордж Фокс

При внимательном изучении произведений Джерарда Уинстенли и Джорджа Фокса, которые стали идейной основой и самих общественных движений диггеров и квакеров, можно выявить множество особенностей, делающих эти движения совершенно непохожими на все прочие общественные и религиозные течения и движения времен Английской революции.

Однако лишь диггеры и квакеры избрали для своего движения такую форму организации как община. Община, в отличие от всех прочих форм организации, предполагала сплочение участников движения не только на уровне идеологического единства, схожести взглядов на общественное и государственное развитие, но и на уровне образа жизни. То есть жизнь в общине подразумевала совместный труд, ведение хозяйства и проживание; безвозмездную взаимопомощь участников общины друг другу; общность большей части имущества, а также равенство членов общины, отсутствие имущественного и социального расслоения внутри нее.

Джерард Уинстенли

Джерард Уинстенли

Появление движений диггеров и квакеров было свидетельством реакции отторжения, непринятия частью населения английской революции, и произошедшего вместе с ней передела власти. Недаром из всех общественных течений, проявивших себя в ходе английской революции, именно движение квакеров во второй половине XVII века (то есть сразу после революции) бурно развивалось, быстро увеличивая количество своих сторонников. Оно вбирало в себя людей отверженных, уставших от войн и ищущих покоя и верных друзей. Неслучайно то, что многие деятели Английской революции, сражавшиеся на фронтах кровопролитных гражданских войн, как, например, знаменитый лидер левеллеров Джон Лильберн, закончили свою жизнь именно членами квакерских общин [2, 13]. В них они, возможно, обрели долгожданную справедливость (пусть и в рамках отдельных общин) и душевный покой.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Барг М. А. Великая английская революция в портретах ее деятелей. – М., Мысль, 1991. – 397 стр.
2. Павлова Т. А. Джордж Фокс и движение квакеров // Хью МакГрегор Росс. Говорит сам Джордж Фокс. – М., ИВИ РАН, 2000. – стр. 7 – 18.
3. Павлова Т. А. Уинстенли. – М., Молодая гвардия, 1988. – 303 стр.
4. Уинстенли Джерард. Избранные памфлеты. – М. – Л., Издательство академии наук СССР, 1950. – 381 стр.
5. Урланис Б. Ц. Рост населения в Европе (опыт исчисления). – М., ОГИЗ – ГОСПОЛИТИЗДАТ, 1941. – 436 стр.
6. Хью МакГрегор Росс. Говорит сам Джордж Фокс. – М., ИВИ РАН, 2000. – 192 стр.

Читайте также: