Гармонь черепашка доклад 3 класс

Обновлено: 19.05.2024

Знакомимся с судьбой русского музыканта-самоучки, которому рукоплескала вся Европа, и рассматриваем крошечные гармоники, на которых он играл.

В конце XIX — начале XX века одним из самых популярных гармонистов в России был Петр Невский. За всю жизнь он так и не выучил нот, но это не помешало ему учить играть других и даже изобрести собственную гармонику. Больше всего Невский любил играть на крошечных гармониках — так называемых черепашках. Миниатюрные инструменты сегодня хранятся в Музее гармоники Альфреда Мирека.

Первые гармоники

Первую гармонику создал чешский мастер Франтишек Киршник, живший в России в XVIII веке. Инструмент был настольным, и сыграть на нем можно было, как на фортепиано, только сидя. Изобретение сразу вызвало большой интерес среди музыкантов, особенно в Европе, где оно вскоре было усовершенствовано. Первую ручную гармонику выпустили в Германии в 1822 году, а спустя восемь лет с ней познакомились в России.

Производство гармоник отечественного образца началось в том же 1830 году в Туле. Создавали музыкальный инструмент местные оружейники. Сначала они копировали импортные изделия из интереса, но с ростом популярности гармошек в народе стали мастерить их на продажу.

Петр Невский. Музей русской гармоники Альфреда Мирека

Из сапожников в музыканты

Петр Елисеевич Емельянов (Невский — это его псевдоним) родился в 1849 году в Санкт-Петербурге в семье сапожника. Как и отец, поначалу он был сапожником, однако к 20 годам решил оставить ремесло и заняться музыкой. В свободное от работы время он без посторонней помощи освоил игру на тульской семиклапанке, копируя на слух понравившиеся мелодии.

Невский выступал везде, где представлялась возможность. Судьбоносной для него стала встреча с очень популярной в то время цирковой труппой Юровых. Основатель коллектива Дмитрий Юров, в совершенстве владевший тульской семиклапанной гармоникой, помог талантливому самоучке стать большим артистом.

Репертуар гармониста Невского был обширен: он исполнял русские народные песни, выступал с юмористическими музыкальными номерами, попурри, позже добавились некоторые классические произведения и композиции собственного сочинения. Через несколько лет совместных выступлений с цирковой труппой Петр Невский стал выступать самостоятельно.

Невский был очень артистичен. Исполняя серьезный русский репертуар, он надевал барский вышитый кафтан и шикарную меховую шапку или яркую русскую рубаху, а для шуточных и злободневных частушек у Невского был припасен босяцкий наряд.

Петр Невский. Музей русской гармоники Альфреда Мирека

Гармониста любили не только в народе. В мае 1896 года Невский был приглашен на коронацию Николая II в качестве почетного гостя. В декабре того же года по случаю 25-летия творческой деятельности император подарил ему золотые часы с изображением государственного герба.

Артист много гастролировал, и не только по России. Невский стал первым гармонистом, отправившимся в сольное заграничное турне. Аншлаги сопровождали везде, но самое большое впечатление на публику он произвел во Франции. Там он был удостоен звания почетного члена Парижского лирического музыкального общества.

Узнав об изобретении граммофона, Невский сразу поехал в Германию и первым из гармонистов записал пластинку. Также он был первым гармонистом, выступившим с симфоническим оркестром: осенью 1909 года — в Кисловодске, а 1912 году — в Ессентуках (зарубежные гармонисты стали выступать с оркестрами значительно позднее).

Музей русской гармоники Альфреда Мирека

Самоучитель Невского

Самоучитель Петра Невского. Музей русской гармоники Альфреда Мирека

Запись мелодии в самоучителе выглядела так: нотных линеек не было, лишь прямоугольники, в которых автор размещал цифры, обозначающие клавиши. Тонкая черта под цифрой обозначала растяжение мехов, а толстая — его сжатие. Однако, чтобы разучить мелодию по самоучителю Невского, нужно было обладать очень хорошим музыкальным слухом, так как в учебнике не было ни обозначения ритма, ни длительности нот. Позже артист немного усовершенствовал методику — ввел обозначение ритма и пауз.

Самоучитель Петра Невского. Музей русской гармоники Альфреда Мирека

Несмотря на некоторые очевидные минусы, самоучитель Невского пользовался большим спросом. Позже, с появлением двухрядной гармоники, систему артиста усовершенствовали. Однако из-за нагромождения цифр стало очевидным, что проще пользоваться нотами. Тем не менее долгое время цифры печатали в учебниках параллельно с нотами, а некоторые отголоски системы Невского встречаются и сейчас, например в самоучителе по игре на саратовской гармони сжатие меха обозначают чертой, а в пособии по гармонике-хромке можно встретить цифры под нотами.

"Черепашка" - язычковый клавишный музыкальный инструмент, разновидность русской гармони. Отличается небольшим размером (некоторые величиной со спичечный коробок; высота корпуса 50-100 мм). Название инструменту дал гармонист-виртуоз П. Е. Невский в 1870-х гг. (первые маленькие гармони назывались "лилипут", "колибри"). Другая версия - она названа по месту первоначального производства - г. Череповец.


Строй " Черепашки " с четырьмя клавишами.

Имела 3-7 клавиш. В процессе усовершенствования диапазон расширялся (до 10 клавиш). Строй диатонический, звуки разные при сжатии и разжиме мехов. Играли на "Черепашке " в ансамбле с фортепьяно или с другими видами гармоней (2-3-рядной "венкой", "хромкой", баяном). Наибольшее распространение получила в начале 20 века.


Строй "Черепашки Невского".

В это время по инициативе Невского "Черепашка" была переделана в хроматический инструмент " Черепашка системы Невского", или "невская Черепашка "; имела в левой клавиатуре мелодич. язычки, издававшие дополнительные полутоны, однако у неё по-прежнему отсутствовал басово-аккордовый аккомпанемент. С набором " Черепашка " различного размера Невский выступал в конце 19 - начале 20 вв. в России и за рубежом; исполнял, кроме рус. нар. мелодий и фантазий на рус. темы, переложения для " Черепашка " классических пьес, в том числе М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Г. Венявского, Дж. Верди и др.


Строй "черепашки Варшавского".

Он впервые играл на " Черепашка " в сопровождении симф. оркестра (1909). Позднее гармонист В. С. Варшавский усовершенствовал " Черепашка ", перенеся мелодич. язычки и соответствующие им клавиши с левой клавиатуры на правую, благодаря чему образовался 2-й ряд; на левой стороне появились 3 пары басовых клавиш, расположенных в 1 ряд. Эта 2-рядная хроматическая гармонь с басово-аккордовым аккомпанементом (в пределах 2-3 тональностей) получила название хроматической " Черепашка Варшавского". Своей виртуозной игрой на " Черепашке " прославились, кроме Невского и Варшавского, москвич И. М. Соловьёв, ленинградцы В. В. Андреев, А. И. Гурьевский, И. Г. Чалов, П. Ф. Панов и др. " Черепашка " популярна также в Татарстане; среди татарских мастеров игры на " Черепашку " - Ф. К. Туишев, Г. В. Джемниханов, А. Ж. Жалялетдинов. Существуют ансамбли исполнителей на " Черепашке " разных размеров, диапазонов и систем.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Русская гармонь. Презентация на заданную тему содержит 19 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века Кристианом Бушманом. Также некоторые считают гармонь русским изобретением.Согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера

Уже в 1830 году было организовано массовое изготовление гармоней. Изготавливал их тульский мастер Иван Сизов. Буквально за одно десятилетие инструмент получил распространение по всем российским губерниям. Гармонь стала национальным инструментом для всех сословий. Широкий диапазон, громкое выразительное звучание гармони как нельзя лучше вписались в русский колорит.

Название гармонь присуще инструменту именно в России. В других странах используется более обобщенное название – гармоника. По сравнению с аккордеоном и баяном, гармонь имеет меньшие размеры, меньшее количество октав, в гармонях может быть только одна тональность – мажорная или минорная гаммы.

Гармонику можно вправе назвать международным инструментом. Во многих странах есть свой национальный инструмент из ряда гармоник. Друг от друга они отличаются размерами, клавиатурами, звучанием, но принцип работы у всех одинаков.

В годы Великой Отечественной войны гармонь отправляли на фронт для поднятия боевого духа русских солдат, так в конце лета 1941 года было оправлено около 12 000 гармоней, а осенью 1941 года — уже более 60 000.

Конструкция гармони Гармонь состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками или клавишами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента — при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд; на правой играется мелодия. Между полукорпусами находится меховая камера для возможности накачивания воздуха к звуковым планкам инструмента.

Гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: во-первых, гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и, во-вторых, гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов.

Тульская гармонь Во второй половине ХХ века тульские мастера усовершенствовали имеющиеся тогда типы гармоник. Изменения коснулись голосовых планок, благодаря чему инструмент при сжатии и растягивание мехов стал издавать одинаковый звук. Несмотря на то, что гармонь по-прежнему осталась диатонической, наличие дополнительных хроматических звуков позволило расширить круг тональности. Основные клавиши, которые выводят мелодию, расположились на правом полукорпусе в два ряда. Тульская гармонь стала двухрядной, почти хроматической и вытеснила все другие виды.

Гармонь Беларусь Большая популярность гармони среди населения, а также эпоха тотального дефицита в середине прошлого века послужила началом зарождения кустарного промысла музыкальных инструментов, часть из которых перерастала в фабрики. Так, с 50-х годов стала производиться гармонь Беларусь

Шуйская гармонь Шуйская гармонь может успешно претендовать на звание визитной карточки российской музыкальной индустрии. Инструменты, производимые на Шуйской гармонной фабрике, отличает особый строй голосов – их мягкое и мелодичное звучание всегда узнаваемо, а изысканная палехская роспись корпуса ничем не уступает лучшим образцам произведений народного творчества

Хромки бывают нескольких видов. В зависимости от места изготовления, они немного различаются по конструкции корпуса, используемой механикой и конечно, звуком .

Тульская однорядка Если брать все виды гармошек, существующие на сегодняшний день, то тульская однорядная явно выделяется из общего ряда, это всеми любимый, народный инструмент Тульская однорядка имеет немало разновидностей, главное отличие каждой из них – количество кнопок на клавиатуре правой и левой руки. Самым популярным вариантом считается гармонь с 7-ю кнопками на клавиатуре правой руки и 2-мя кнопками на клавиатуре левой руки.

Черепашка Главная особенность инструмента – компактные размеры. Первые разновидности Черепашки имели не более 7 клавиш, диапазон более современных вариантов увеличился благодаря расширению клавиатуры до 10 клавиш. Строй гармони – диатонический, при сжатии и разжатии мехов издаются разные звуки.

Эти и другие разновидности гармоней есть и остаются любимейшими инструментами русских жителей, не смотря на то, что с момента появления гармоней прошло более 150 лет!

язычковый клавишный муз. инструмент, разновидность рус. гармони. Отличается небольшим размером (нек-рые величиной со спичечный коробок; высота корпуса 50-100 мм). Назв. инструменту дал гармонист-виртуоз П. Е. Невский в 1870-х гг. (первые маленькие гармони назывались "лилипут", "колибри").


Строй "черепашки" с четырьмя клавишами.
Имела 3-7 клавиш. В процессе усовершенствования диапазон расширялся (до 10 клавиш). Строй диатонический, звуки разные при сжатии и разжиме мехов. Играли на "Ч." в ансамбле с фп. или с др. видами гармоней (2-3-рядной "венкой", "хромкой", баяном). Наибольшее распространение получила в нач. 20 в.


Строй "черепашки Невского".
В это время по инициативе Невского "Ч." была переделана в хроматич. инструмент "Ч. системы Невского", или "невская Ч."; имела в левой клавиатуре мелодич. язычки, издававшие дополнит. полутоны, однако у неё по-прежнему отсутствовал басово-аккордовый аккомпанемент. С набором "Ч." разл. размера Невский выступал в кон. 19 - нач. 20 вв. в России и за рубежом; исполнял, кроме рус. нар. мелодий и фантазий на рус. темы, переложения для "Ч." классич. пьес, в т. ч. М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Г. Венявского, Дж. Верди и др.


Строй "черепашки Варшавского".
Он впервые играл на "Ч." в сопровождении симф. оркестра (1909). Позднее гармонист В. С. Варшавский усовершенствовал "Ч.", перенеся мелодич. язычки и соответствующие им клавиши с левой клавиатуры на правую, благодаря чему образовался 2-й ряд; на левой стороне появились 3 пары басовых клавиш, расположенных в 1 ряд. Эта 2-рядная хроматич. гармонь с басово-аккордовым аккомпанементом (в пределах 2-3 тональностей) получила назв. хроматич. "Ч. Варшавского". Своей виртуозной игрой на "Ч." прославились, кроме Невского и Варшавского, москвич И. М. Соловьёв, ленинградцы В. В. Андреев, А. И. Гурьевский, И. Г. Чалов, П. Ф. Панов и др. "Ч." популярна также в Тат. АССР; среди тат. мастеров игры на "Ч." - Ф. К. Туишев, Г. В. Джемниханов, А. Ж. Жалялетдинов. Существуют ансамбли исполнителей на "Ч." разных размеров, диапазонов и систем.

Литература : Благодатов Г., Русская гармоника, Л., 1960; Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, 1963, с. 33, 1975, с. 31; Мирек A., Из истории аккордеона и баяна, М., 1967; его же, Справочник по гармоникам, М., 1968; его же, И звучит гармоника, М., 1977.

А. М. Мирек.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .

Полезное

Смотреть что такое ""Черепашка"" в других словарях:

черепашка — см. голова Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. черепашка сущ., кол во синонимов: 3 • … Словарь синонимов

ЧЕРЕПАШКА — небольшая однорядная гармонь (названа по месту первоначального производства г. Череповец) … Большой Энциклопедический словарь

ЧЕРЕПАШКА — ЧЕРЕПАШКА, черепашки, жен. (зоол.). Клоп серовато желтого или черного цвета, опасный вредитель злаков. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ЧЕРЕПАШКА — ЧЕРЕПАШКА, и, жен. 1. см. черепаха. 2. Род клопа опасный вредитель злаков. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

черепашка — и; мн. род. шек, дат. шкам; ж. 1. Уменьш. ласк. к Черепаха (1 зн.). 2. Насекомое отряда клопов, являющееся опасным вредителем злаков. * * * черепашка небольшая однорядная гармонь (названа по месту первоначального производства г. Череповец). * *… … Энциклопедический словарь

Черепашка — (Eurygaster maura) насекомое из отряда хоботных (Rhynchota), принадлежащее к семейству Pentatomidae в отряде Heteroptera или клопов. Ч. или маврский клоп (неправильно называемый иногда готтентотским клопом) имеет продолговатую форму тела (длина… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Черепашка — I ж. Насекомое отряда клопов серовато жёлтого или чёрного цвета, являющееся опасным вредителем злаков. II ж. разг. 1. уменьш. к сущ. черепаха 1. 2. ласк. к сущ. черепаха 1. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Черепашка — I ж. Насекомое отряда клопов серовато жёлтого или чёрного цвета, являющееся опасным вредителем злаков. II ж. разг. 1. уменьш. к сущ. черепаха 1. 2. ласк. к сущ. черепаха 1. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Как гармонь из древнего китайского стала едва ли не самым народным инструментом в России?

Музей русской гармоники Альфреда Мирека

В мире существуют всего четыре музея, посвященных исключительно гармонике — в Германии, США, Италии и России. По составу и разнообразию фонда московский музей можно назвать крупнейшим. Об истории развития гармоники и нескольких музыкальных инструментах, представленных в постоянной экспозиции музея — в материале Мосгортура. Музей русской гармоники Альфреда Мирека
Фото: Александр Огородников, личный архив

Альфред Мартинович Мирек

Альфред Мартинович Мирек
Фото: Источник

Доподлинно неизвестно, как о шэне узнали европейцы. По одной из версий, первым из них этот инструмент увидел Марко Поло, путешествовавший по Поднебесной в XIII веке. В Российскую империю шэн попал в XVIII столетии — петербургскому двору его представил немецкий музыкант Иоганн Вильде.

Гармоника Франтишека Киршника

Изобретение Киршника больше напоминает маленькое переносное фортепиано, но принцип звукоизвлечения у него такой же, как и у современной гармошки. Экземпляр, представленный в экспозиции Музея русской гармоники, по сохранившимся чертежам воссоздал сам Альфред Мирек.

Саратовские гармоники

Родиной русской гармошки специалисты называют Тулу. В 1830-х тульский оружейник Иван Евстратьевич Сизов привез с Нижегородской ярмарки иностранную гармонь. Помимо яркого звучания, его заинтересовало внутреннее устройство этого музыкального инструмента. Без каких-либо инструкций и чертежей Сизов сам разобрал гармонь и собрал ее точную копию, ничем не уступавшую иностранному оригиналу.

Его работой заинтересовался другой тульский промышленник Тимофей Пименович Воронцов, который основал первую в Российской империи гармонную фабрику.

Гармоника-кларнет

После салонов, базаров и улиц гармоники стали приходить в классические концертные залы. Впервые инструмент, сделанный для игры в составе оркестра, появился в 80-х годах XIX века, когда его создал тульский изобретатель Николай Иванович Белобородов. В ансамбле, который он собрал, играли несколько музыкантов с гармонями, звучавшими в разных диапазонах — от пикколо до контрабаса.

Гармоника-кларнет

К сожалению, этот оркестр долго не просуществовал — мастера не передали секреты создания уникальных гармоник будущим поколениям музыкантов. Гармоника-кларнет
Фото: Александр Огородников, личный архив

Одним из таких инструментов была гармоника-кларнет, представленная в музее Альфреда Мирека.

Гармошка-тюбетейка

Развитие гармоники позволяло изобретателям экспериментировать как со звучанием, так и с размером инструмента. До наших дней дошли даже экземпляры высотой в человеческий рост. Такие инструменты предназначались только для совместной игры двух музыкантов — один человек просто физически не мог исполнить какое-либо произведение.

  • первая — небольшие корпусы этих музыкальных инструментов напоминали музыкантам панцири черепах;
  • вторая заключается в том, что первые миниатюрные гармошки начали делать в Череповце.

Гармонист, одновременно играющий на двух гармошках

На первый взгляд, эти небольшие представители семейства гармоник напоминают детские игрушки. Конечно, о богатстве звучания таких инструментов не может быть и речи, но этого от них не требуется. Гармошка-черепашка — одна из представительниц музыкальной эксцентрики, с ней до сих пор любят выступать артисты, клоуны и скоморохи.
Гармонист, одновременно играющий на двух гармошках
Фото: Александр Огородников, личный архив

Миниатюрная гармоника в форме сапога

Уменьшением размеров дело не ограничивалось — мастера создавали гармошки самых причудливых форм: существуют, например, музыкальные инструменты в виде сапожка и тюбетейки. Миниатюрная гармоника в форме сапога
Фото: Александр Огородников, личный архив

Ножные басы

Зрители привыкли видеть гармонь в руках музыканта, но существуют виды этого музыкального инструмента, созданные для игры ногами.

Ножные басы

Ножные басы
Фото: Александр Огородников, личный архив

Такая гармоника использовалась для аккомпанирования инструменту, который был у музыканта в руках, и обогащала его звучание. Причем это могла быть как гармонь, так и любой другой музыкальный инструмент.

Читайте также: