Органы бюджетного контроля доклад

Обновлено: 17.05.2024

Бюджетный контроль – это осуществляемая с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных и муниципальных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций с бюджетными средствами, объективной оценки экономической эффективности использования бюджетных средств, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной и муниципальной собственности. Бюджетный контроль является одной из форм финансового контроля, направленной на выявление случаев нарушений финансовой дисциплины в бюджетной сфере, под которой понимается установленный бюджетным законодательством порядок образования, распределения и использования бюджетных денежных средств РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.

Формы бюджетного контроля:

1) предварительный контроль. Проводится в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно—финансовым вопросам;

2) текущий контроль. Осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов;

3) последующий контроль. Проводится в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Бюджетный контроль как часть государственного финансового контроля осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; на региональном уровне осуществляется контроль за использованием средств бюджетов субъектов РФ и региональных внебюджетных фондов. Органы местного самоуправления осуществляют контроль за использованием средств местных бюджетов.

Правовые основы бюджетного контроля установлены гл. 26 БК РФ. Правовое положение органов, осуществляющих бюджетный контроль, определяется нормативными правовыми актами, определяющими статус и полномочия этих органов: на федеральном уровне – федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ, на региональном уровне – законами субъектов РФ, на местном уровне – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Бюджетный контроль может осуществляться как представительными (законодательными) органами, так и исполнительными органами соответствующего уровня государственной власти или местного самоуправления.

Целями бюджетного контроля являются: укрепление законности в бюджетной сфере; рациональное использование бюджетных средств; устранение препятствий оптимальному функционированию бюджетной системы; совершенствование бюджетной системы.

Органы бюджетного контроля

Система органов бюджетного контроляпредусмотрена положениями ст. ст. 266–270 БК РФ.

Представительные (законодательные) органы всех уровней власти создают свои контрольные органы.

Бюджетный контроль осуществляют органы исполнительной власти и органы местного самоуправления: Федеральная служба финансово—бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств. Формы и порядок осуществления контроля органами исполнительной власти, органами местного самоуправления устанавливаются Бюджетным кодексом РФ, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Федеральная служба финансово—бюджетного надзора и Федеральное казначейство действуют в соответствии с Положением о Федеральной службе финансово—бюджетного надзора (утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278) и Положением о Федеральном казначействе (утв. постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703).

Контрольные органы исполнительной власти субъектов РФ создаются в соответствии с законодательством соответствующего субъекта РФ (законы и кодексы субъекта РФ, нормативные правовые акты высших должностных лиц исполнительных органов власти), а контрольные органы местного самоуправления – в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований.

Главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств являются органы исполнительной власти и иные прямые получатели средств бюджета, которые осуществляют внутриведомственный финансовый контроль. Названный контроль проводится в подведомственных учреждениях и организациях контрольно—ревизионными отделами министерств и ведомств, соответствующими управлениями исполнительных органов власти. Контрольные функции названными органами осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующего уровня, определяющими порядок работы указанных органов.

Полномочия органов бюджетного контроля

Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно представительными (законодательными) органами РФ, представительными (законодательными) органами субъектов РФ, представительными органами местного самоуправления, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления (ст. 265 БК РФ).

Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов соответствующего уровня (ст. 266 БК РФ).

Счетная палата РФ вправе также проводить проверки бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые являются получателями межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Контрольные органы, созданные представительным (законодательным) органом субъекта РФ, а также финансовые органы субъекта РФ либо иные органы, уполномоченные органом исполнительной власти субъекта РФ, вправе проводить проверки местных бюджетов, которые являются получателями межбюджетных трансфертов из бюджета данного субъекта РФ.

В соответствии со ст. 267 БК РФ федеральное казначейство осуществляет контроль за:

1) соблюдением лимитов бюджетных обязательств, распределенных между распорядителями и получателями средств федерального бюджета;

2) соблюдением лимитов кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств;

3) соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации;

4) наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.

Федеральная служба финансово—бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов. Она также вправе осуществлять финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указанных средств

Контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств с бюджетными средствами соответствующих бюджетов (ст. 270 БК РФ).

Выполнил: студент 55 гр. ИЭФ

Проверил: Ремигайло А.В.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ…………………. …………….4-12

1.1 СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ И ЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ..………………………………………………………………………….4-7

1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ. ФОРМЫ

И МЕТОДЫ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ…………………………………………………. 7-12

2. ОРГАНЫ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ………………………………………….15-25

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО…………………………………………. 22-25

Бюджетная система в условиях развития рыночных отношений, многообразия форм собственности, бюджетной самостоятельности регионов играет все более важную роль в реализации единой финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя и не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Задачей особой важности становится при этом обеспечение надлежащего выполнения всеми субъектами бюджетных правоотношений их обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

В настоящее время правовое регулирование государственного финансового контроля приобретает особую актуальность, что обусловлено масштабностью, значительным ростом объема, многообразием и сложностью задач, решаемых в процессе финансовой деятельности государства в период становления и развития рыночных отношений в России.

Контроль как процесс проверки, анализ оценки качества выполнения поставленных задач, эффективности тех или иных методов управления и формирования на этой основе необходимых мер регулирования и координации всей системы управления, является важнейшим звеном функционирующей системы. 1

1.ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ.

1.1 СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ И ЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ.

Обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны выступает финансовый контроль, являющийся составным элементом государственного контроля по управлению социально – экономическим развитием общества.

Контроль, будучи, одной из форм управленческого цикла, представляет собой систему наблюдения, сопоставления, проверки и анализа функционирования управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принимаемых и принятых управленческих решений, выявления степени их реализации, наличия отклонений фактических результатов от заданных параметров и нормативных предписаний, принятия решений по их ликвидации.

Бюджетный контроль – составная часть финансово-экономического контроля, и рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов Российской Федерации, субъектов Федерации и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины. В условиях рыночной экономики, когда усложняются межбюджетные отношения, усиливается роль налогов как основного источника формирования доходной базы бюджета, многократно возрастает значимость бюджетного контроля. Его значение заключается в содействии успешной реализации бюджетной политики государства, в обеспечении процесса формирования и эффективного использования денежных средств.

Итак, задачами бюджетного контроля являются:

обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;

соблюдение налогового и бюджетного законодательства;

контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;

проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;

улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;

выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней;

контроль за реализацией системы межбюджетных отношений;

проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях;

контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов;

пресечение незаконных по предоставлению налоговых льгот, государственных дотаций, субвенций, трансфертов и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;

выявление расточительства и финансовых злоупотреблений, принятие адекватных мер наказания к виновным лицам;

проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения бюджетно-финансовой дисциплины.

Хотя государственный бюджетный контроль охватывает только общественный сектор экономики, он, как видно из перечня задач распространяется и на частнопредпринимательскую деятельность при проверке правильности составления налоговых расчетов и деклараций; при выполнении предприятиями государственных заказов, финансируемых из бюджета; при предоставлении предприятиям различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, а также налоговых льгот (скидок, вычетов, налоговых кредитов и т.д.). Следовательно, объектом бюджетного контроля выступает не только бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, но весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим определяется роль и значение бюджетного контроля как важнейшего элемента государственного контроля и управления.

Иными словами, объект бюджетного контроля – денежные отношения, возникающие между государством и юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации и перераспределения валового внутреннего продукта на территориальном, социальном и отраслевом разрезах с целью выполнения государством своих функций.

Система бюджетного контроля в целом состоит из следующих элементов:

техника и технология контроля;

сбор и обработка исходных данных для проведения контроля;

принятие решения по результатам контроля;

Перечисленные элементы системы контроля составляют в совокупности механизм бюджетного контроля. Наиболее существенными элементами контроля, от которых зависит эффективность проводимых контрольно – ревизионных мероприятий, являются субъекты контроля, объект, процесс и методика контроля. Конечно же, все это должно опираться и регламентироваться нормативными юридическими документами, которые в совокупности образуют Финансовое (бюджетное, налоговое) право. 2

1.2.КЛАССИФИКАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ.

Успешное выполнение сложных задач в различных сферах финансово-экономической жизни общества зависит от соответствующей организации, видов контроля, форм и методов его проведения.

В зависимости от того, кто осуществляет бюджетный контроль, различают:

государственный бюджетный контроль , осуществляемый органами государственной власти. Он обеспечивает интересы государства и общества, проверяет выполнение налогоплательщиками обязательств перед бюджетом и целевое использование бюджетных ассигнований;

ведомственный контроль , проводимый контрольно ревизионными управлениями министерств и ведомств. Ведомственный контроль ограничен кругом юридических лиц, находящихся в административной подчиненности от контролирующего министерства или ведомства. При этом проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование бюджетных ссуд, субсидий, субвенций и другой финансовой помощи из бюджета. Следует отметить, что в пореформенные годы значение данного вида контроля снизилось. Ведомства стали ликвидировать свои ревизионные управления, что позволяет многим из них тратить бюджетные средства практически бесконтрольно (на фоне ослабления государственного контроля). Поэтому представляется целесообразным усилить эффективность и значение ведомственного контроля. Основными задачами ведомственного контроля являются: проверка законности финансово – хозяйственных операций, произведенных предприятиями, соблюдение ими финансовой, бюджетной, сметной и налоговой дисциплины; выявление хищений, злоупотреблений и незаконного расходования материально – денежных средств и ценностей и т. д.;

общественный контроль осуществляется неправительственными организациями и учреждениями;

независимый контроль , проводимый специализированными аудиторскими фирмами и службами;

внутрихозяйственный контроль финансово – экономическими службами предприятий, организаций и учреждений. Объектом контроля выступает финансовая деятельность субъектов хозяйствования, включая уплату налогов в бюджет и налоговое планирование;

правовой контроль осуществляется правоохранительными органами в форме ревизий, судебно – бухгалтерской экспертизы и т. д.;

гражданский контроль осуществляется физическими лицами при их налогообложении налоговыми органами, при составлении и подаче налоговых деклараций, а так же при получении средств из бюджета (зарплата, пенсия, стипендия, пособие, и т. д.).

По времени проведения бюджетный контроль подразделяют на:

предварительный, который осуществляется на стадии составления, рассмотрения, и утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных учреждений, расчетов для получения дотаций, субвенций, субсидий и других средств из бюджета, разработки и принятия законодательных актов по бюджетным и налоговым вопросам. Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению неправильного, неэффективного, расходования бюджетных ресурсов, выявлению резервов роста доходов и соответствия проектируемых показателей бюджета с данными программ социально – экономического развития территорий и страны в целом ;

текущий контроль – основной вид деятельности субъектов бюджетного контроля. Он проводится в ходе исполнения бюджета, смет расходов бюджетных учреждений в течение бюджетного года с целью выявления нарушений бюджетно-налоговой дисциплины, соблюдение финансовых норм и нормативов. Данный контроль опирается на первичные документы оперативного, бюджетного, бухгалтерского учета и отчетности. При этом осуществляется не только контрольная работа. Она невозможна без текущего анализа посредствам которого выявляется уровень собираемости налоговых и неналоговых доходов бюджета, размер бюджетного дефицита и источники его покрытия, исследуются вопросы регулирования и стимулирования социально – экономического развития путем использования бюджетно-налогового механизма;

последующий контроль проводится по окончании финансового года или отчетного периода, при котором проверяется количественное и качественное (по каждому виду доходов и расходов) выполнение намеченных показателей по сбору налогов и других платежей, по расходованию государственных денежных средств, исполнение смет бюджетных учреждений. При этом выявляются: причины отклонения данных от плановых, полнота и своевременность поступления предусмотренных бюджетом средств, правильность, законность и целесообразность произведенных расходов, использование резервов повышенной доходной базы и др. Последующий контроль тесно связан с предварительным контролем, который базируется на результатах контрольно – аналитической работы, проводимой после завершения бюджетного периода.

Похожие страницы:

Бюджетный менеджмент. Краткий конспект лекций

. осуществления бюджетный контроль делится на: - предварительный бюджетный контроль; - текущий бюджетный контроль; - последующий бюджетный контроль (возможность выявления бюджетный правонарушений). Органы бюджетного контроля, их полномочия. Контроль .

Бюджетное право и бюджетный процесс, их сущность в государстве

. ревизором-контролером. Органы бюджетного контроля Состав и структура органов бюджетного контроля определяются государственным устройством страны, функциями и задачами, решаемыми .

Органы финансового контроля, их задачи и функции

. ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ, ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ, ОРГАНЫ КОНТРОЛЯ, КООРДИНАЦИЯ . контроль 2 Комитет государственного контроля - высший орган финансового контроля, его задачи и функции . системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных . по их счетам .

Государственный финансовый контроль основные характеристики

. органы контроля, их конкретные задачи, функции и полномо­чия устанавливаются законодательными и другими нормативными правовыми актами. Нормативную базу, органы контроля с их . финансового контроля и их полномочий соответствует уровням бюджетной системы. .

Финансовый контроль (17)

. органы контроля, их конкретные задачи, функции и полномочия устанавливаются законодательными и другими нормативными правовыми актами. Нормативную базу, органы контроля с их . из которых являются организационный, бюджетного контроля, но взаимодействию с .

Система органов бюджетного контроляпредусмотрена положениями ст. ст. 266–270 БК РФ.

Представительные (законодательные) органы всех уровней власти создают свои контрольные органы.

Бюджетный контроль осуществляют органы исполнительной власти и органы местного самоуправления: Федеральная служба финансово—бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств. Формы и порядок осуществления контроля органами исполнительной власти, органами местного самоуправления устанавливаются Бюджетным кодексом РФ, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Федеральная служба финансово—бюджетного надзора и Федеральное казначейство действуют в соответствии с Положением о Федеральной службе финансово—бюджетного надзора (утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278) и Положением о Федеральном казначействе (утв. постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703).

Контрольные органы исполнительной власти субъектов РФ создаются в соответствии с законодательством соответствующего субъекта РФ (законы и кодексы субъекта РФ, нормативные правовые акты высших должностных лиц исполнительных органов власти), а контрольные органы местного самоуправления – в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований.

Главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств являются органы исполнительной власти и иные прямые получатели средств бюджета, которые осуществляют внутриведомственный финансовый контроль. Названный контроль проводится в подведомственных учреждениях и организациях контрольно—ревизионными отделами министерств и ведомств, соответствующими управлениями исполнительных органов власти. Контрольные функции названными органами осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующего уровня, определяющими порядок работы указанных органов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

58. Сущность финансового контроля. Цель, задачи и роль финансового контроля в рыночной экономике

58. Сущность финансового контроля. Цель, задачи и роль финансового контроля в рыночной экономике Финансовый контроль (ФК) — осуществляемая в особых формах и особыми методами деятельность государственных и негосударственных органов, наделенных полномочиями

59. Органы государственного финансового контроля. Роль ведомственных контрольных органов

59. Органы государственного финансового контроля. Роль ведомственных контрольных органов Финансовый контроль — совокупность действий и операций, связанных с проверкой финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления и

9.1. Сущность, задачи и органы финансового контроля

9.1. Сущность, задачи и органы финансового контроля Финансовый контроль на предприятии представляет собой совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ним вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц Глава 5. Налоговые органы. Таможенные

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц Глава 5. Налоговые органы. Таможенные

52. Специализированные органы государственного финансового контроля

52. Специализированные органы государственного финансового контроля В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к рыночной экономике возникла необходимость выделения налоговых органов в особую централизованную систему – Государственную

7.4. Органы ценообразования и контроля цен, их функции

7.4. Органы ценообразования и контроля цен, их функции В Российской Федерации основы ценовой политики находятся в введении государства, что должно найти отражение в законодательстве. В настоящее время такого Федерального закона нет, поэтому важнейшие направления

УЗАГАЛЬНЕНИЙ КОМЕНТАР ДО РОЗДІЛУ V КОНТРОЛЬ ЗА ДОТРИМАННЯМ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАВСТВА ТА ВІДПОВІДАЛЬНІСТЬ ЗА ПОРУШЕННЯ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАВСТВА

УЗАГАЛЬНЕНИЙ КОМЕНТАР ДО РОЗДІЛУ V КОНТРОЛЬ ЗА ДОТРИМАННЯМ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАВСТВА ТА ВІДПОВІДАЛЬНІСТЬ ЗА ПОРУШЕННЯ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАВСТВА Мета: розкрити зміст відповідальності та особливостей заходів впливу за вчинені порушення бюджетного законодавства; надати

Глава 17. КОНТРОЛЬ ЗА ДОТРИМАННЯМ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАВСТВА Стаття 109. Повноваження Верховної Ради України з контролю за дотриманням бюджетного законодавства

Глава 17. КОНТРОЛЬ ЗА ДОТРИМАННЯМ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАВСТВА Стаття 109. Повноваження Верховної Ради України з контролю за дотриманням бюджетного законодавства 1. Верховна Рада України здійснює контроль за дотриманням бюджетного законодавства у процесі: 1) визначення

1. Понятие бюджетного права. Предмет бюджетного права

1. Понятие бюджетного права. Предмет бюджетного права Бюджетное право России– это подотрасль российского права, часть финансового права, его ведущий институт; совокупность устанавливаемых государством общеобязательных норм, определяющих основы бюджетного устройства

9. Участники бюджетного процесса. Представительные (законодательные) органы власти

9. Участники бюджетного процесса. Представительные (законодательные) органы власти Бюджетные полномочия представительных (законодательных) органов обусловлены правовой формой бюджетов, поскольку в соответствии со ст. 11 БК РФ федеральный бюджет разрабатывается и

10. Участники бюджетного процесса. Исполнительные органы власти

10. Участники бюджетного процесса. Исполнительные органы власти Бюджетные полномочия органов исполнительной власти, закрепленные в ст. 154 БК РФ, реализуются в ходе составления проекта бюджета, исполнения бюджета, а также в ходе контроля за его исполнением.Органы

11. Участники бюджетного процесса. Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, органы Федерального казначейства

11. Участники бюджетного процесса. Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, органы Федерального казначейства Министерство финансов РФ выступает в бюджетном процессе на федеральном уровне в качестве органа, ответственного за составление и исполнение федерального

54. Полномочия органов бюджетного контроля

54. Полномочия органов бюджетного контроля Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно представительными (законодательными) органами РФ, представительными (законодательными) органами субъектов РФ, представительными

5.3. Органы валютного регулирования и валютного контроля


В ведение
В настоящее время мировой опыт свидетельствует об усложнении и расширении такой функции государственного управления как финансово-бюджетный контроль, который можно признать гарантом стабильности бюджетной системы любого государства, в особенности, на этапе преодоления многими государствами последствий мирового финансового кризиса. Российская Федерация не является исключением: для скорейшего перехода на инновационный путь развития, обозначенный руководством страны, необходимо реформировать всю систему государственного управления, уделяя особое внимание предварительному финансово-бюджетному контролю.

Вышесказанное определяет актуальность исследования аспектов бюджетного контроля.

Целью работы является изучение аспектов бюджетного контроля и мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

1. Изучить объект, предмет, значение и направления бюджетного контроля.

2. Исследовать эффективность взаимодействия субъектов бюджетного контроля при выполнении ими своих функций.

3. Рассмотреть нарушения бюджетного законодательства и меры ответственности за их совершение.

Структура работы включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

Теоретическую основу работы составили труды и содержащиеся в них положения теории афинансового, бюджетного и конституционного права, посвященные проблемам государственного управления, финансового контроля, видом которого является финансово-бюджетный контроль, а также материалы докладов, сделанных на научно-практических конференциях, по исследуемым вопросам.
1. Необходимость, объект, предмет и направления бюджетного контроля
Бюджетный контроль является одной из ключевых функций государственного управления.

Бюджетный контроль как функция государственного управления характеризуется собственными содержанием, целью, задачами и принципами осуществления.

Для раскрытия содержания бюджетного контроля выделены такие обязательные его элементы как субъект, объект и предмет. Субъекты бюджетного контроля – это контролирующие уполномоченные органы и должностные лица, а также подконтрольные органы (и (или) организации) и должностные лица; объект – то, в отношении чего осуществляется контроль, в частности, финансовая деятельность подконтрольного субъекта; предмет – показатели финансовой деятельности подконтрольного субъекта с использованием бюджетных средств [14, с.210].

Таким образом, несмотря на наличие в Бюджетном кодексе Российской Федерации главы 26 и представленных в ней положений, Кодекс неоднозначно и не в полном объеме урегулировал вопросы бюджетного контроля, а также не обеспечил комплексное правовое регулирование в данной сфере, а именно: в нем не определены ключевые понятия, методологическая основа контрольной деятельности, принципы ее осуществления и т.д.

Следует отметить, что перечень нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы финансово-бюджетного контроля нельзя сводить лишь к бюджетному и даже финансовому законодательству, поскольку деятельность органов, осуществляющих такой контроль, регламентируется также административно-правовыми и конституционно-правовыми нормами. Следовательно, при разработке и принятии таких актов должен использоваться системный подход с целью обеспечения строгой согласованности их между собой и ориентации на решение общих политических, хозяйственных и социально-культурных задач. К принципам бюджетного контроля отнесены: законность, правовая регламентация и упорядоченность, системность, независимость, объективность, гласность, прозрачность (открытость), демократизм, сбалансированность, научная обоснованность, согласованность, комбинирование действий контролирующих субъектов бюджетного контроля для исключения дублирования и параллелизма в их работе, профессионализм и компетентность лиц, реализующих полномочия контролирующих субъектов, конкретизация управленческой деятельности и ответственность за ее результаты, принцип оптимального сочетания предварительного финансово-бюджетного контроля на федеральном, региональном и местном уровне [10, с.212].

В целом бюджетный контроль – это категория правовая, политическая и экономическая. В связи с чем, ежегодно меняющаяся политическая и экономическая обстановка в стране и в мире расставляет новые акценты в направлениях бюджетного контроля, что обуславливает актуальность вопросов, возникающих в ходе его реализации.

Таким образом, бюджетный контроль позволяет оценить законность, эффективность, целесообразность и результативность управленческих решений.

Известно, что исключительное большинство процессов в государстве обеспечивается за счет бюджета. Данным аспектом продиктована значимость финансового контроля, видом которого является бюджетный контроль. Следовательно, бюджетный контроль занимает особое место в системе государственного управления как одна из важнейших функций государственного управления.

2. Анализ эффективности взаимодействия субъектов бюджетного контроля при выполнении ими своих функций
На сегодняшний день в Российской Федерации сложилась и функционирует не столько система, сколько совокупность органов государственного управления, осуществляющих бюджетный контроль. Такие органы государственного управления имеют различный правовой статус, способы формирования (формируются как государством, так и непосредственно народом), наделены специальными государственно-властными полномочиями, действуют в установленных законодательством рамках, а также должны нести ответственность за результаты принимаемых решений.

Исходя из того, что бюджетный контроль непосредственно связан с бюджетным процессом и осуществляется в рамках его стадий, к органам государственного управления – субъектам бюджетного контроля (с учетом положений главы 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации) относятся: Президент Российской Федерации, Государственная Дума и Совет Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральное казначейство, Счетная палата Российской Федерации, главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета и главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета. Таким образом, бюджетный контроль обеспечивается со стороны: Президента Российской Федерации, что позволяет говорить о выделении института президентского контроля в исследуемой сфере; органов законодательной (представительной) власти, образующих институт парламентского контроля; органов исполнительной власти, образующих институт административного контроля. Данный аспект обусловливает активное сотрудничество и взаимовлияние названных субъектов бюджетного контроля.

Правительство Российской Федерации является одним из ключевых субъектов бюджетного контроля, чем подчеркивается важность дальнейшего совершенствования взаимодействия Правительства Российской Федерации с другими субъектами бюджетного контроля как в рамках бюджетного, так и законотворческого процесса. Цель такого взаимодействия очевидна – обеспечение принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, эффективно решающего проблемы социально-экономического характера.

Бюджетный контроль, осуществляемый палатами Федерального Собрания Российской Федерации, должен не только обеспечивать объективность и достоверность представляемой Правительством Российской Федерации информации – основных характеристик бюджета (общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета), но и повышать качество принятых исполнительной властью решений, непосредственно влияющих на результативность государственного управления в целом.

Координация и контроль деятельности организаций, непосредственно осуществляющих бюджетный контроль - Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства осуществляется Министерством Финансов Российской Федерации. Эти организации находятся в его ведении. В число основных функций Министерства финансов РФ отнесится проведение контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере и установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Кроме того, Министерством Финансов Российской Федерации разрабатывается и утверждается порядок составления и исполнения федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Министерство финансов Российской Федерации обязано также составлять проект федерального бюджета на очередной финансовый год и организовать исполнение федерального бюджета. Контроль осуществляется в процессе разработки проекта федерального бюджета, а также в части поступления и расходования бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов, и контроля направления и использования государственных инвестиций.

В подчинении Министерства финансов Российской Федерации входят органы исполнительной власти, непосредственно осуществляющие бюджетный контроль. Это Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) и Федеральное казначейство.

За прошедшие годы сложилась достаточно эффективная система финансового контроля за использованием бюджетных ассигнований по линии исполнительной власти через органы казначейства, так как они в постоянном режиме контролируют движение средств федерального бюджета.

Однако при этом следует отметить, что полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства в отдельных случаях дублируют друг друга. Такое положение может сказаться на результативности внутреннего контроля, на слаженности и четкости функционирования системы финансового контроля, осуществляемой органами исполнительной власти.

Основополагающим звеном в системе государственного финансового контроля во всех демократических странах принято считать органы контроля по линии законодательной власти.

Всего за 2005 – 2015 годы Счетная палата провела 6029 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе контрольных мероприятий – 5224 (в 2005 году – 390, в 2015 году – 370).

В ходе проведения мероприятий выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 2568,7 млрд. рублей (в 2000 году – 63,2 млрд. рублей, в 2015 году – 718,5 млрд. рублей).

По результатам контрольных мероприятий в 2000 – 2015 годах Счетной палатой было направлено органам государственной власти, предприятиям и организациям более 483 представлений и предписаний. По выявленным фактам нарушения законодательства 1390 материалов были направлены в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и иные правоохранительные органы, возбуждено более 1240 уголовных дел.

В 2000 – 2015 годах было проведено 637 заседаний Коллегии Счетной палаты (в 2000 году – 44, в 2015 году – 66). Рассмотрено 8819 вопросов (в 2000 году – 638, в 2015 году – 893).

Отчеты о результатах всех контрольных мероприятий после утверждения Коллегией Счетной палаты направляются в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания. В обеих палатах Федерального Собрания созданы структуры по взаимодействию со Счетной палатой: комиссия в Совете Федерации, подкомитет в Государственной Думе.

Наряду со Счетной палатой во всех субъектах Российской Федерации созданы и функционируют аналогичные по решаемым задачам и выполняемым функциям контрольно-счетные органы.

Контрольно-счетные органы (КСО) дают оценку, насколько эффективно были использованы финансовые ресурсы страны, конкретного региона, а значит, и оценивают деятельность органов исполнительной власти по их управлению.

В целях комплексного исследования вопроса внешнего ГФК за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации целесообразно провести анализ практики его проведения на основе материалов 83 КСО субъектов Российской Федерации за 2014 – 2016 годы.

Прежде всего, анализ результатов контрольно-счетной деятельности в субъектах Российской Федерации следует начать с показателей динамики осуществленных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСО, которые представлены в таблице 2.1.

Тенденция в росту характерна лишь для экспертно- аналитических мероприятий, так как если посмотреть представленные в таблице 6 показатели

Читайте также: