Доклад на тему понятие о хоре типы виды составы хоров

Обновлено: 04.07.2024

Хоровое пение играет важную роль в музыкальной культуре. Это одна из древнейших традиций, которая не только не угасла за прошедшие тысячелетия, но и в своём развитии достигла новых вершин. По-настоящему высокий уровень этого вида искусства достигается в рамках музыкальных ансамблей, одной из разновидностей которых является хор. Рассмотрим специфику подобных объединений.

Что называют хором

Существует несколько разновидностей вокальных ансамблей – трио, квартеты и т.д. Хор отличается от них тем, что одну партию в нём исполняют не менее двух участников с однородными голосами, родственными по тембру. В целом, это группа певцов, которая может насчитывать десятки (а иногда и сотни в сводных хорах) участником в своём составе, и которая исполняет вокально-хоровые произведения. Подобный коллектив, по сути, представляет собой вокальный оркестр. Такая форма певческого коллектива весьма распространена, т.к. в процессе хорового пения объединяются люди с разным уровнем вокальных данных и одарённости. Помимо профессиональных, во множестве существуют самодеятельные, церковные, школьные коллективы. Вообще, данный вид искусства вовлекает большое количество людей.

Классификация

Мужской


Базовая структура мужского хора следующая: партию верхних голосов исполняют тенора, а партию нижних – обладатели баса. Кроме того, каждая партия может дополнительно разделяться на первые и вторые голоса (соответственно тенора и басы). В этих рамках первые тенора или басы относятся к высоким (в границах своего диапазона), а вторые – к низким. Кроме того, хоровой коллектив данного типа может быть дополнен певцами, поющими фальцетом. В коллективе необязательно должен быть полный набор типовых голосов.

Примером состава такого хора может быть следующее сочетание: тенора, а также первые и вторые басы.

Женский


В женском хоре партия нижних голосов исполняется альтами, верхних – сопрано. Альты и сопрано также подразделяются на первые и вторые. Исполнение определённых произведений может потребовать, чтобы хор звучал на один голос (все диапазоны в унисон), на два, три, четыре голоса (в этом случае самостоятельные партии у первых и вторых альтов и сопрано). В некоторых ситуациях применяется разделение на большее количество голосов.

Детский


Детских хор в целом повторяет структуру, присущую взрослым коллективам. В нём звучат высокие детские голоса, называемые дискантами, а также более низкие голоса – альты. Такой хоровой коллектив может быть разделён и на большее количество голосов, например, состоять из дискантов, а также первых и вторых альтов. Это не предел, голосов может быть и больше. Кроме того, все голосовые диапазоны могут звучать в унисон, на один голос.

Смешанный

Все вышеописанные типы хоровых коллективов относятся к однородным. Но существуют и коллективы смешанного типа. В них используются мужские (нижние), а также женские (верхние) голоса. Иногда мужские голоса комбинируются с детскими. Этот тип хора может быть и неполного состава, к примеру, состоять из альтов, теноров и басов. В некоторых случаях смешанный коллектив может петь в унисон, но это случается довольно редко. Кроме того, в зависимости от исполняемого произведения его могут разделить более чем на четыре голоса.

Что такое хоровая партия

Кроме того, нередко случается, что голос певца нельзя чётко отнести к какой-либо одной партии. Например, его можно классифицировать и как тенор, и как баритон. В конечном итоге, тип голоса певца, а также его возможности и место в хоре определяет хормейстер.

Дирижирование в хоре

Руководителем хора является хоровой дирижёр, он же хормейстер. Дирижёр хора управляет подопечным коллективом на всех этапах творческого процесса:

  • при разучивании новых музыкальных произведений;
  • на репетициях;
  • наконец, при концертном исполнении произведений, входящих в репертуар коллектива.


Кроме того, хормейстер подбирает новых участников коллектива, прослушивает их, определяет их место в хоровом коллективе в зависимости от вокальных данных. В целом, хоровой дирижёр должен сочетать функции музыканта, организатора и педагога.

У главного хормейстера круг обязанностей шире. В частности, он работает с композиторами и драматургами в рамках создания новых произведений, принимает участие в разработке репертуарных планов учреждений культуры, контролирует работу хормейстеров и при необходимости оказывает им профессиональную помощь.

Как подобрать репертуар

Подбор репертуара для хорового коллектива является важной задачей, решением которой обычно занимается руководитель хора. При подборе композиций хормейстер, как правило, руководствуется не только своими предпочтениями, но и принимает во внимание ожидания слушателей, учитывает их вкусы. Кроме того, на репертуар накладывает отпечаток тематика концерта и место исполнения произведений. В самом деле, совершенно неуместным покажется исполнение каких-либо нескромных песен в православном храме или исполнение произведения современного автора на фестивале, посвящённом итальянской музыке эпохи барокко.


Когда ограничения по репертуару отсутствуют, можно подобрать произведения для хора, относящиеся к различным жанрам. Это может быть хоровая классика, оперные сцены, народные песни, саундтреки кинофильмов и т.д. Следует отметить, что при исполнении современной музыки возникает проблема соблюдения авторских прав. В целом же, грамотно подобранный разнообразный репертуар при соответствующем уровне исполнения практически гарантирует успех концерта.

Песни для хора

Подбор песен для хора определяется вкусами хормейстера, популярностью тех или иных песен среди слушателей, направленностью хорового исполнительства. Под направленностью подразумеваются направления, в которых работают хоровые коллективы. В настоящее время различают два направления – академическое и народное. Академическое направление не является чем-то узкоспециализированным, догматичным и застывшим. В этом направлении имеется множество школ, стилей исполнения. При этом в академическом направлении присутствует и определённая нормативность, что не мешает исполнять как классические, так и совершенно новые произведения, включая современные популярные песни.


Большей специализацией отличаются народные хоры. Их деятельность базируется на местных певческих традициях. Местные традиции накладывают отпечаток и на манеру исполнения. В соответствии с направленностью, подбирается репертуар такого коллектива. Это могут быть исконные народные песни, или песни, написанные профессиональными композиторами специально для народно хора.

Подведем итоги

Хоровое пение по сей день не утратило своей популярности несмотря на всю мощь современной развлекательной индустрии. Этот вид искусства справедливо можно назвать массовым, так как участником самодеятельного хорового коллектива может стать человек даже с довольно скромными музыкальными данными. Репертуар хора может быть весьма разнообразным – от сложных произведений, рассчитанных на высокопрофессиональных исполнителей, до незатейливых народных или популярных песен. В любом случае, хоровое исполнение музыкальных произведений неизменно привлекает внимание слушателей, зачастую значительно расширяет их представления о музыкальной культуре.

«Хор — это большой вокально-исполнительский коллек-тив, который средствами своего искусства правдиво, художе­ственно полноценно раскрывает содержание и форму испол­няемых произведений и своей творческой деятельностью способствует идейно-художественному воспитанию народных масс. Как музыкально-исполнительский "инструмент" хор

1 Чесноков П.Г. Хор и управление им. — М., 1961. — С. 25—26. 2 Егоров А.С. Теория и практика управления хором. — Л.; М., 1951. — С. 13.

3 Дмитревский ГЛ. Хороведение и управление хором. — М., 1957. — С. 3.

4 Пигров К.К. Руководство хором. — М., 1964. — С.21.

6 Соколов Вл. Работа с хором. — 2-е изд.—М., 1983. — С. 5.

6 Романовский Н.В. Хоровой словарь. — М., 1980. — С. 124.

Понятие о хоре




По составу голосов хор бывает однородным (мужским, жен­ским, детским) и смешанным (т.е. состоящим из мужских и женских или из мужских и детских голосов). Еще одна кате­гория — хоры мальчиков — требует уточнения, поскольку ее может представлять и однородный хор (если в нем поют толь­ко мальчики) и смешанный (если вместе с мальчиками в нем поют юноши, исполняющие мужские партии).

Нормальный полный смешанный хор состоит из четырех партий: сопрановой, альтовой, теноровой и басовой. Но иног­да в смешанном хоре отсутствует одна или даже две хоровые партии из разнородных групп голосов (например, партия аль-тов или теноров). Такой состав обычно именуют неполным сме­шанным хором. В профессиональном хоровом исполнитель­стве этот тип хора, как правило, не встречается. Среди любительских же хоров он достаточно распространен. Особен­но часто неполный смешанный состав встречается в заводской и клубной самодеятельности, в школах, училищах и вузах. Так, например, достаточно типичной является ситуация, ког­да в хоре, насчитывающем 40 участников, поют лишь 5—6 мужчин. В этом случае чаще всего тенора и басы объединяют­ся в одну хоровую партию.

1 Краснощеков В.И. Вопросы хороведения. — М., 1969. — С. 81—82.

«Хор — это большой вокально-исполнительский коллек-тив, который средствами своего искусства правдиво, художе­ственно полноценно раскрывает содержание и форму испол­няемых произведений и своей творческой деятельностью способствует идейно-художественному воспитанию народных масс. Как музыкально-исполнительский "инструмент" хор

1 Чесноков П.Г. Хор и управление им. — М., 1961. — С. 25—26. 2 Егоров А.С. Теория и практика управления хором. — Л.; М., 1951. — С. 13.

3 Дмитревский ГЛ. Хороведение и управление хором. — М., 1957. — С. 3.

4 Пигров К.К. Руководство хором. — М., 1964. — С.21.

6 Соколов Вл. Работа с хором. — 2-е изд.—М., 1983. — С. 5.

6 Романовский Н.В. Хоровой словарь. — М., 1980. — С. 124.

Понятие о хоре

По составу голосов хор бывает однородным (мужским, жен­ским, детским) и смешанным (т.е. состоящим из мужских и женских или из мужских и детских голосов). Еще одна кате­гория — хоры мальчиков — требует уточнения, поскольку ее может представлять и однородный хор (если в нем поют толь­ко мальчики) и смешанный (если вместе с мальчиками в нем поют юноши, исполняющие мужские партии).

Нормальный полный смешанный хор состоит из четырех партий: сопрановой, альтовой, теноровой и басовой. Но иног­да в смешанном хоре отсутствует одна или даже две хоровые партии из разнородных групп голосов (например, партия аль-тов или теноров). Такой состав обычно именуют неполным сме­шанным хором. В профессиональном хоровом исполнитель­стве этот тип хора, как правило, не встречается. Среди любительских же хоров он достаточно распространен. Особен­но часто неполный смешанный состав встречается в заводской и клубной самодеятельности, в школах, училищах и вузах. Так, например, достаточно типичной является ситуация, ког­да в хоре, насчитывающем 40 участников, поют лишь 5—6 мужчин. В этом случае чаще всего тенора и басы объединяют­ся в одну хоровую партию.

Хор(с др. – толпа) – это певческий коллектив, состоящий из хоровых партий, в которых объединяются голоса, родственные по тембру и диапазону.
Каждая партия представляет собой унисон. Деление внутри партии на два или более голосов называется divisi.

Минимальный состав смешанного хора (по Чеснокову) – 12 человек, по 3 на партию: тогда можно пользоваться цепным дыханием. При таком количестве легче добиться унисонного строя партии, чем меньшем.

Хором руководит дирижер или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.

Хор может петь в сопровождении или без него (a capella). Как правило, на репетициях хора, в процессе разучивания произведения написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано. Также, фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a capella.

Пение в хоре – это самый массовый и доступный вид совместного музицирования.

Тип хора

Тип хора – это характеристика состава исполнительского коллектива по группам певческих голосов.

Певческие голоса делятся на 3 группы:
1) мужские
2) женские
3) детские

Хор, состоящий из голосов одной группы называется однородным
Хор, состоящий из мужских и женских голосов называется смешанным

В настоящее время в хоровой практике укрепилась классификация хоров, которая делится на 4 типа:
1) мужские
2) женские
3) детские
4) смешанные

Объединение женских и детских голосов в один тип неправомерно, т.к. каждая из этих типов имеет свой специфический репертуар.

Смешанный хор

Смешанный хор позволяет применять разнообразные
приёмы изложения. Чаще всего применяется тесное расположение голосов. Голоса смешанного хора могут охватывать почти весь диапазон, создавая объёмное звучание. Смешанному хору можно поручать многоголосные гармонические и полифонические произведения.

Такой хор может включать в себя певческие голоса всех групп:
1) мужские
2) женские
3) детские

Он обладает очень большой динамической силой звука, а также богаты технические возможности смешанного хора. Самые большие возможности даёт исполнение широких распевных произведений, т.к. в профессиональные хоры женщины долгое время не допускались, для дисконтовых партий в хор вводились мальчики

Мужской хор

При наличие в хоре хороших октавистов, им часто поручают дополнительные, не обозначенные в партитуре удвоения басового звука в контроктаве.

Наиболее характерно для мужского хора тесное расположение голосов, как и для смешанного.
Не редко применятся и широкое расположение аккордов, охватывающее значительную часть.

Мужские хора разнообразны по своему исполнительскому профилю. Существуют академические мужские капеллы (a capella), народные мужские хоры, ансамбли песни и пляски и т.д.

Из русских композиторов XIX века для мужских хоров писали Чайковский, Римский-Корсаков, Танеев, Рубенштейн, Аренский.
Особенно широко такие хоры используются в операх.

Женский хор

В женском хоре используется тесное и широкое расположение голосов. Широкое расположение голосов встречается довольно редко.
В полифонических произведениях нередко возникает перекрещивание голосов. Встречается шести, семи, восьми–голосные произведения для женского хора. Встречается много оригинальных сочинений и обработок народных песен.

Для женского хора создали русские и народные композиторы такие как Кюи, Лядов, Чесноков, Мендельсон, Абд, Раве и многие другие..

Детские хора

Все детские хоры по возрастному признаку можно разделить на:
1. Младшего школьного возраста 1-3 класс
2. Среднего школьного возраста 4-6 класс
3. Старшего школьного возраста 9-11 класс

Хор, состоящий из детей 7-10 лет, характеризуется лёгким и фальцетным. Голоса ещё не имеют ярко выраженного индивидуального тембра.
Нет существенного различия голосов мальчиков и девочек.

Хоры младших школьников (1-3 класс) совершенствуются в одноголосном и двухголосном пении.
Хор, состоящий из детей среднего школьного (4-6 класс) возраста характеризуются большой насыщенностью и динамичностью звука.
У мальчиков в этом возрасте появляется грудное звучание, а у девочек ближе к 6 классу появляется тембр женского голоса.

Состав хора по количеству в нём исполнителей

По количеству певцов, составляющих хор, различают большие, средние и малые хоры. Наименьшим составом хоровой партии принято считать 3-4 партии. Это объясняется цепным дыханием.

Минимальный состав смешанного хора 12-16 человек.
Меньший коллектив – ансамбль.

Максимальный состав смешанного хора 120-130 человек.

Вид хора

Вид хора – это характеристика исполнительского коллектива или произведения по количеству самостоятельных партий.

По количеству самостоятельных хоровых партий хоры бывают:
1. Одноголосные
2. Двухголосные
3. Трёхголосные

Образцы одноголосных хоров весьма многочисленны, унисонное пение является сложнейшей формой одноголосного хорового исполнительства.
В хоровой литературе образцы унисонного изложения партитуры довольно многочисленны.
Для смешанного хора встречаются значительно реже. Возможности всех голосов смешанного хора в унисон ограничены, т.к. в диапазоне сопрано и басов всего лишь несколько общих звуков. Чаще всего в хоровой партитуре встречается октавно-унисонное изложение партитуры смешного хора.
Унисон даёт возможность получить наибольшую силу звучности и принимать её в момент кульминации произведения. Также, к унисону нередко прибегают в окончаниях произведений, когда требуется постепенное замирание звучности ( - это одна из особенностей русской народной песни).

Двухголосное, трёхголосное изложение является классической формой фактуры в смешанном хоре. Пятиголосное, восьмиголосное изложение встречается в основном в хоровых сочинениях крупной формы, а также в полифонических произведениях.

Произведения, рассчитанные на исполнение двумя, тремя и более самостоятельными группами называется двуххорными, трёххорными и т.д.
Древнейшей формой двуххорной композиции является антифон.

Антифон (греч. – звучащий в ответ) – песнопение, исполняемое поочередно двумя хорами.
Широко применялось в античных театрах.

Двуххорные произведения имеются у Баха, Танеева, Рубенштейна, Прокофьева, Шостаковича, Шабалина.

Хоры могут иметь разный статус:
1. Профессиональные хоры
Могут быть как независимыми, так и поддерживаться государством. Ведут регулярную концертную деятельность. Состоят из профессиональных певцов.

2. Любительские хоры
Объединяют людей, для которых пение в хоре – это хобби. Могут существовать при дворцах культуры, при организациях и учреждениях, при немузыкальных заведениях. Например: хор студентов, хор сотрудников, хор ветеранов.

3. Церковные хоры
Участвуют в церковных службах.

4. Учебные хоры
Существуют в учебных заведениях (музыкальных, музыкально-педагогических, училищах, колледжах, консерваториях, музыкальных академиях, институтах искусства и культуры), готовящих профессиональные кадры в области хорового искусства и музыкального воспитания.
5. Оперные хоры

Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с.

История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является.

Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано.

Основной целью хороведения является подготовка дирижеров к практической работе с хором. Содержание хороведения как учебного предмета составляют:

  1. Методические принципы организации хорового коллектива.
  2. Классификация певческих голосов.
  3. Методика работы дирижера над партитурой.
  4. Методика работы с хором.

Изначально хоровое исполнительство было любительским и лишь благодаря особым историческим условиям обрело формы профессионального искусства. Таким образом, существуют два вида хоровой деятельности – профессиональный и любительский.

Хоровая деятельность профессионального коллектива осуществляется на постоянной основе (ежедневно), с привлечением специально обученных певцов. В деятельности профессиональных хоровых коллективов на особом месте стоят задачи музыкального просвещения и исполнительства. В конце XX века в России успешно функционировали многие профессиональные хоровые коллективы: Государственный академический хор имени А.В.Свешникова (рук. И.И. Раевский), Государственная академическая капелла России имени А.А.Юрлова (рук. С.Д. Гусев), Государственная академическая певческая капелла С.-Петербурга (рук. В.А. Чернушенко), Государственная академическая симфоническая капелла России (рук. В.К. Полянский) и др.

Любительские хоры состоят из певцов-непрофессионалов. Вся история хоровой культуры основана на деятельности таких самодеятельных хоров. Обычно качественный уровень этих хоров несколько ниже, чем хоров профессиональных.

В хоровом исполнительстве принято различать два основных направления – академическое и народное. Существует несколько форм хорового исполнительства: камерный хор, ансамбль песни и пляски, хоровая студия, учебный хор, самодеятельный хор.

Тип хора определяется по составляющим группам певческих голосов. Певческие голоса делятся на три группы – женские, мужские и детские. Хор, состоящий из голосов одной группы, называется однородным. Хор, объединяющий голоса разных групп, называется смешанным. Таким образом, в исполнительской практике распространены четыре типа хоров: женские, мужские, детские, смешанные.

В нотной записи хоровые партии объединяются общей скобкой – прямой акколадой. Акколада и количество строк в нотной системе определяют вид хора. Таким образом, под термином вид хора подразумевается характеристика коллектива или произведения по количеству самостоятельных хоровых партий. Существуют произведения для хора самых разных составов – одноголосные, двухголосные, трехголосные и более.

Иногда хор может быть разделен на две или три части, каждая из которых исполняет относительно самостоятельную партию. Такие хоры называются соответственно двойные и тройные (И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, Д.С. Бортнянский). Чаще всего такие хоры встречаются в операх.

По количеству певцов, составляющих хор, различают малые (камерные), средние и большие хоры. Количественный состав хора в значительной степени ориентирован репертуаром. При определенных условиях могут быть созданы массовые хоры в несколько сотен и даже тысяч человек. Как правило, такие огромные хоровые массивы образуются для разового выступления по случаю какого-либо праздника или события.

Певческие голоса различаются, прежде всего, по тембру звучания и высоте исполнения звуков. Условно они делятся на высокие, средние и низкие.

Каждый певческий голос делится на лирический, драматический, лирико-драматический (драматическое сопрано, лирический бас, лирико-драматический тенор и др.).

Основной и минимальной в количественном отношении структурной единицей хора является хоровая партия. Хоровая партия представляет собой согласованный ансамбль певцов, голоса которых в своих общих параметрах относительно одинаковы по диапазону и тембру. Минимальное количество певцов в хоровой партии – 3 человека. Это связано с применением цепного дыхания: когда один из певцов берет дыхание – поют двое (два певца об-разуют ансамбль, один выступает как солист).

Каждая хоровая партия имеет определенный диапазон или звуковой объем. Различают общий диапазон и рабочий диапазон. В рабочий диапазон, составляющий часть общего, входят звуки, наиболее удобные для голосов данной хоровой партии и поэтому наиболее употребительные.

Группа детских голосов (дисканты, альты)

Дискант нотируется в скрипичном ключе. Общий диапазон – до первой – соль(ля) второй октавы. Рабочий диапазон – фа первой – фа второй октавы. Альт нотируется в скрипичном ключе. Общий диапазон: соль(ля) малой – фа второй октавы. Рабочий диапазон: до первой – до второй октавы.

Группа женских голосов (сопрано, альты)

Сопрано нотируется в скрипичном ключе. Общий диапазон: ля малой (до) первой – до третьей октавы. Рабочий диапазон: фа (соль) первой – фа (соль) второй октавы. Альт нотируется в скрипичном ключе. Общий диапазон: фа(соль) малой – фа(соль) второй октавы. Рабочий диапазон: до первой – до второй октавы.

Группа мужских голосов (тенора, басы)

Тенор нотируется в скрипичном ключе октавой выше фактического звучания в четырёхстрочной хоровой партитуре. Тенор нотируется в басовом ключе в соответствии с реальным звучанием в двухстрочной хоровой партитуре.

Общий диапазон тенора ля (си-бемоль) большой октавы – си первой октавы (до второй октавы). Рабочий диапазон: фа малой октавы – фа (соль) первой октавы.

Бас нотируется в басовом ключе.

Общий диапазон: ля (ля-бемоль) контроктавы – ми (фа) первой октавы. Рабочий диапазон: соль (ля) большой октавы – до (ре) первой октавы.

Тесситурой называется часть звукоряда общего диапазона хоровой партии, наиболее использованная в данном произведении или на отдельном его отрезке. При пении в рабочем диапазоне достижение ансамбля не является сложным. Пение в регистрах, выходящих за пределы рабочего диапазона, даётся более трудно. Ансамбль достигается легче, если все хоровые партии поставлены примерно в одинаковые тесситурные условия. Со стороны использования тесситурных условий ансамбль хора может иметь два вида.

  1. Ансамбль, при котором все хоровые голоса находятся в равных тесситурных условиях, называется естественным.
  2. Ансамбль, при котором хоровые голоса находятся в разных тесситурных условиях, называется искусственным.

Ансамбль хора – это понятие более объемное, нежели просто тембровое и динамическое равновесие в звучности отдельных голосов в партии и партий в хоре. Ансамбль хора является совокупностью частных ансамблей:

  • ансамбль интонационный;
  • ансамбль строя;
  • ансамбль тембровый;
  • ансамбль динамический;
  • ансамбль метро-ритмический;
  • ансамбль агогический;
  • ансамбль дикционно-орфоэпический;
  • ансамбль тесситурный;
  • ансамбль фактур изложения.

С нарушением одного их частных ансамблей разрушается ансамбль хоровой звучности в целом.

В заключение необходимо отметить, что вся эта технологическая сторона ансамбля есть лишь его внешнее проявление, и без передачи художественной, внутренней стороны исполнение произведения будет просто формальным. В творческо-исполнительском процессе важно раскрыть внутреннюю сущность произведения, найти и передать заложенные в нём музыкально-звуковые образы. Исполнение произведения – это творческая интерпретация замысла композитора.

Строй хора – это чистота интонирования в пении. Строй хора делится на строй мелодический – горизонтальный, то есть строй хоровой партии, и строй гармонический – вертикальный, т.е. общехоровой.

При пении a cappella, которое является высшей формой хорового исполнительства, выработался ряд практических указаний на способы интонирования отдельных интервалов, а также звукорядов мажора и минора.

  1. Чистые интервалы интонируются устойчиво.
  2. Большие интервалы интонируются по способу одностороннего расширения.
  3. Малые интервалы интонируются по способу одностороннего сжатия.
  4. Увеличенные интервалы интонируются очень широко.
  5. Уменьшенные интервалы интонируются очень тесно.

Чистота интонирования в пении зависит еще от целого ряда причин, в ряду которых:

  1. Метроритмическая структура и степень ее сложности. Чем сложнее ритмическое движение, тем сложнее интонирование.
  2. Голосоведение. Чем плавнее голосоведение, тем легче интонировать.
  3. Темп. Спокойный темп удобнее, нежели быстрый.
  4. Гармоническая структура изложения. Чем проще гармонический язык, тем легче интонировать.
  5. Тесситурные условия.

На степень трудности хорового строя может влиять дикция, дыхание (короткое или длинное, быстрота перемены дыхания), вид хорового ансамбля (естественный или искусственный), даже выбор тональности.

Для пения в хоре нужен не только голос и слух. Певец должен владеть так называемой вокальной исполнительской техникой, то есть вокальной культурой. Под вокальной культурой следует понимать следующее: умение свободно распоряжаться своими голосовыми данными, умение прикрывать звук, иметь хорошую дикцию, а главное – быть музыкально грамотным, то есть уметь свободно и чисто петь интервалы, иметь развитое гармоническое чувство, неразрывно связанное с чувством ансамбля, обладать чувством ритма, уметь слышать музыку всего исполняемого произведения.

Диапазон профессионального голоса приблизительно равен двум октавам. Певец, хорошо владеющий своим голосом, поет ровно во всем диапазоне. Женский голос имеет три регистра: нижний (грудной), средний (медиум) и верхний (головной). Мужской голос имеет два регистра: грудной и головной (фальцет). При переходе из одного регистра в другой есть так называемые переходные ноты, особенно трудные для исполнения.

Важнейшее значение в пении имеет дыхание. Певческое дыхание регулируется сознанием поющего. Существуют различные типы дыхания: ключичное, грудное, брюшное и смешанное. Основными типами певческого дыхания является грудное и грудобрюшное. Основным требованием получения добротного певческого звука является равномерный выдох воздуха и экономное расходование его.

Существенным элементом исполнительской техники певца является чистота интонации, которую регулирует и контролирует слух. Развитие и воспитание слуха – одна из существенных предпосылок в достижении вокально-ансамблевой техники. Слух бывает внешний и внутренний. Внешний слух – это способность различать и воспроизводить голосом слышимые тоны. Внутренний слух заключается в способности слышать всю музыкальную ткань данного произведения. Хорошо развитый внутренний слух обеспечивает беглость чтения нот. А это – показатель грамотности певца.

Может вызвать определенную трудность достижение метроритмического ансамбля в хоре. Неверно взятый темп отрицательно отражается на всех элементах исполнения. Иногда певцы хора недостаточно внимательно относятся к необходимости выдерживания единого темпа от начала до конца произведения. Это проявляется в тенденции связывать crescеndo c accelerando, diminuendo c rallentando.

При произнесении гласных воздух свободно проходит через полость рта. При пении гласных на длительных звуках нужно следить, чтобы форма построения рта не менялась на протяжении звучания и один гласный не переходил в какой-нибудь другой. Единообразие в произношении гласных у певцов хора – первое и важнейшее условие достижения звукового ансамбля.

Нужно обратить внимание на соотношение музыкальных и поэтических фраз. В хоровых произведениях встречаются случаи, когда поэтическая фраза может состоять из нескольких музыкальных, то есть разделена паузами, или две поэтические фразы соединены в одну музыкальную.

Хор, как певческий коллектив, имеет свою специфику организации труда певцов. Правильная организация учебно-воспитательного процесса обеспечивается рядом условий: соответствующим помещением, определенным расписанием занятий (дни, часы), правильным размещением певцов во время репетиций и концертов. Необходимо с первых занятий наладить посещаемость, определить порядок пользования нотным материалом и установить способы его хранения, следует оказывать помощь в овладении репертуаром новым членам коллектива, решить вопрос о внешнем виде и форме одежды певцов хора при проведении концертов.

При зачислении в коллектив каждый кандидат должен пройти прослушивание для того, чтобы определить качество голоса и, соответственно, принадлежность к той или иной хоровой партии.

Для успешной работы хора немаловажное значение имеет определенная расстановка исполнителей определенных партий во время репетиций и концертов, привычная как для руководителя, так и для певцов. Существуют различные способы расстановки. Целесообразнее расположить хор в виде полукруга, так как при этом достигается наиболее концентрированное звучание:

Справа от дирижера размещаются альты и басы, слева – сопрано и тенора. (Справа – низкие голоса, слева – высокие). Каждый последующий ряд певцов должен стоять выше впереди стоящего или в шахматном порядке. В противном случае певцы второго ряда будут петь в затылки впереди стоящих, что ухудшает звучание. У каждого певца должна быть своя папка с партиями. На каждое занятие певец хора обязан приносить все партии. Перед концертом дирижер заранее объявляет какие произведения и в каком порядке будут исполняться.

Читайте также: