Мировой политический процесс доклад

Обновлено: 05.07.2024

Мировой политический процесс ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • 1. Определение и составляющие мирового политического процесса
  • 2. Внешнеполитическая деятельность, как аспект мирового политического процесса
  • 3. Международные отношения, как аспект мирового политического процесса
  • 4. Россия в мировом политическом процессе
  • Заключение
  • Список литературы

В контексте глобализации мировые сообщества становятся более многочисленными и влиятельными. На современном этапе они представлены такими типами, как мировые империи (множество территорий, политически объединенных в одно государственное образование) и мировые экономические системы (страны, развивающие сходную экономику, но политически в одно государство не объединенные).

Мировые сообщества весьма тесно связаны с понятием цивилизация, которая отражает социокультурный, а не экономический и политический аспект развития человечества.

— глобализм Просвещения, заложенный еще у истоков европейского модерна и ведущий к формированию единого мирового пространства, основанного на универсалиях прогресса;

— эзотерический глобализм правящих элит, образующих консорциум мирового правящего меньшинства и за спиной своих народов сговаривающихся между собой. Формирование мирового порядка происходит по специально разработанному сценарию, далекому от ожиданий народа, не посвященного в планы этого привилегированного клуба глобалистов;

— глобализм, основанный на традиционной процедуре превращения одной державы в монопольного носителя мировой власти, т. е. формирование однополярной глобальной системы.

Каждый из этих типов глобализма, считает А. С. Панарин , был задействован при переходе от биполярного мира к однополярному, но с разной степенью подлинности.

В контексте теорий о развитии мировых политических процессах так же существует подход, который представляет структуру мировой системы в виде ядра, окруженного периферией. По ядром в данной концепции понимаются страны Западной Европы, Северной Америки, Японии — наиболее политически и экономически развитые. Данные страны играют ведущую роль в мировом процессе на политическом и экономическом уровне.

Помимо ядра и периферии существует так же полупериферия, в которую входят достаточно развитые индустриальные страны, которые не достигли политического могущества и влияния стран ядра по разным причинам (Бразилия и др.)

Периферию принято воспринимать, как сырьевой придаток, поскольку экспорт сырья является для этих стран основной статьей дохода. И к этим странам относят самые отсталые и бедные государства Африки и Латинской Америки.

В связи с представленной теорией, политическое пространство структурно подразделяется на:

— постиндустриальный Север, контролирующий торгово-финансовые каналы;

— интенсивно развивающийся новый Восток, строящий хозяйственную жизнь в рамках неоиндустриальной модели;

— сырьевой Юг, живущий преимущественно за счет эксплуатации природных ресурсов;

— государства посткоммунистического мира, находящиеся в переходном состоянии.

Таким образом, мировой политический процесс включает в себя международные политические процессы и внешнеполитическую деятельность государств, которые являются его определяющими. Значимым аспектом так же является региональная политика и процессы ей сопутствующие.

4. Россия в мировом политическом процессе Российская Федерация на современном этапе своего развития является важной составляющей мирового политического процесса, так как обладает значительным политическим весом и экономическими ресурсами.

Фактически, на современном этапе внешняя политика РФ определяется в первую очередь национальным интересом. При этом необходимо отметить, что само понятие национальный интерес при рассмотрении политических процессов может трактоваться весьма неоднозначно. Причиной этого является факт накладывания отпечатка идеологических взглядов людей, его формулирующих. К примеру, сотрудничество России с США одними политическими силами может рассматриваться, как отвечающее национальным интересам России, а другие могут усматривать в нем угрозу данным интересам.

Государство является тем субъектом, которые отстаивает национальные интересы. Однако, общество может представлять национальные интересы несколько иначе, чем государство, что и происходит в России. Государство оценивает национальные интересы глобально, без учета интересов отдельных единиц, тогда как общество подходит к данному вопросу с противоположного конца. Данное обстоятельство вынуждает политологов говорить о национальном и государственном интересе раздельно. Однако поскольку на международной арене нацию представляет прежде всего государство, видимо, можно с некоторой степенью условности отождествлять понятия национального интереса и государственного интереса. Так же нужно учесть, степень имеет больший вес в странах с установившимся демократическим режимом.

Национальный интерес — это концепция (т.е. система идей), обосновывающая приоритеты развития общества, условия его самосохранения, место его в геополитическом пространстве, способы взаимодействия с другими народами и государствами [3, c. 37].

Концепция выражения национальных интересов предполагает определение следующих национальных интересов [8, с. 307]:

— во-первых, базовых интересов общества, государства. К ним относятся территориальная целостность, безопасность, самостоятельность и суверенитет, невмешательство во внутренние дела. Базовые интересы — это выражение воли и права государства занимать определенное место в геополитическом пространстве, это формулирование условий самосохранения государства, условий укрепления его самостоятельности и самобытности;

— во-вторых, основных интересов общества, выражающих потребности в обеспечении процветания страны, в достижении материального благополучия граждан и удовлетворения их духовных запросов. Эта составляющая национального интереса предполагает определение политики экономического, научно-технического развития страны, факторов роста образовательного уровня населения, развития культуры, укрепления обороноспособности. Следует отметить, что если проблема определения национальных базовых интересов обычно не вызывает в обществе дискуссий (все политические силы согласны с необходимостью отстаивать территориальную целостность и суверенитет страны), то по проблеме определения путей развития нередко возникают острые споры. Стоит ли для достижения высоких темпов экономического роста вводить систему государственного регулирования экономикой или, напротив, взять курс на развитие рыночной экономики? Стоит ли поддерживать национального производителя или открыть дорогу иностранному капиталу? Надо поддерживать самобытность культуры российских народов или следовать за мировой массовой культурой? Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с выбором путей развития общества, разные политические силы в стране будут давать неодинаковые, а подчас и противоположные. Различия в ответах неизбежно ведут к различным представлениям о том, как должны быть сформулированы основные национальные интересы России. Ясно, что в рамках либеральной, коммунистической или национал — патриотической идеологии национальные интересы России будут представлены весьма различно;

— в-третьих, конкретных, текущих интересов, т. е. интересов, возникших в связи с необходимостью определения позиции государства по актуальной проблеме межгосударственных отношений.

В частности, данную особенность касательно интересов России возможно пронаблюдать на примере ее взаимоотношений с НАТО. Расширение НАТО, предполагающее вхождение в эту организацию стран центральной Европы, потребовало от России определения своего отношения к этой проблеме. Конкретные интересы всегда подчинены базовым и основным интересам, и их определение вытекает из общей концепции национальной безопасности страны.

На современном этапе развития РФ в контексте мировых политических процессов наиболее важным аспектом является именно защита национальных интересов и национальной безопасности. Под национальной безопасность понимают в первую очередь защиту от внешних угроз, которые могут исходить от других государств. Сюда же возможно отнести проблемы, получившие статус глобальных. Серьезным аспектом в контексте международного обсуждения на данном этапе для Росси являются вопросы экономики, связанные с мировым финансовым кризисом, вхождения в такую международную организацию, как ВТО, а так же общей политической нестабильность, связанную с противоречиями курса правительства.

В контексте мировых политических процессов для РФ в русле концепции национальной безопасности наиболее важно определить приоритетные направления деятельности государства по предотвращению крайних форм внешних и внутренних угроз, разработать комплекс мер, способных минимизировать последствия этих угроз [20, "https://referat.bookap.info"].

Таким образом, в контексте мировых политических процессов для Росси на современном этапе наиболее важными, значимыми и приоритетными направлениями являются:

— поддержание общей стабильности в мире, исключающей региональные и локальные конфликты, предотвращение любых очагов напряженности вблизи территории России;

— обеспечение территориальной целостности и независимости страны;

— создание условий для постоянного экономического роста и стабильного политического развития;

— активное и полноправное участие в строительстве новой системы международных отношений;

— расширение доступа России к мировым экономическим рынкам;

— борьба с международным терроризмом.

Помимо этого приоритетными в международных отношениях и внешнеполитической деятельности остаются дружественные отношения со странами — союзниками, экономические и культурные связи.

Исходя из перечисленных в работе теоретических основ возможно сделать следующие выводы:

— Мировой политический процесс включает в себя системную совокупность политических, экономических, социальных, дипломатических, правовых, военных и гуманитарных связей и их отношений между основными субъектами мирового сообщества. Такими субъектами выступают действующие в нем народы, государства, общественные силы, движения и организации.

— Мировой политический процесс представляет собой способ взаимодействия международного сообщества, его институтов и процессов. Его многомерность и многоаспектность обусловлена спецификой международной политики.

— Основные типы международно-политических процессов — это конфликты, высшая форма которых война; сотрудничество (разновидностями являются переговоры, многосторонняя дипломатия и различные виды интеграции и координации деятельности государств и других участников международных отношений), а также принятие внешнеполитических решений.

Список литературы

Алексеева Т. А. Новый мировой порядок: альтернативы и возможности. [Электрон. ресурс]: Адрес доступа:

Богатуров А. Д. Современная мировая политика. Прикладной анализ. — М.: Аспект-пресс. 2010.

Жирар М. Индивиды в международной политике. — М.: Гардарики, 2006.

Косолапов Н. А. Теоретические исследования международных отношений (Современное состояние науки) // Мировая экономика и международные отношения — 2008. № 2.

Косолапов Н. А. Явление международных отношений: современное состояние объекта исследований (Введение в теорию) // Мировая экономика и международные отношения. — 2008 № 5.

Кулагин В. М. Международная безопасность. — М.: Аспект Пресс, 2006.

Кулагин В. М. Современные теории международных отношений.//Международная жизнь. — 2008, № 1.

Мировая политика: теория, методология, прикладной анализ / Отв. ред. А. А. Кокошин , А. Д. Богатуров . — М.: Ком

Най Дж.С., Кохэн Р. О. Транснациональные отношения и мировая политика // Теория международных отношений: Хрестоматия / Сост., науч. ред. и коммент. П. А. Цыганкова . М., 2002.

Мировой политический процесс – это ход развития политических явлений в общепланетарном масштабе, в котором воплощается динамика развития взаимоотношений народов и стран мира, глобального преобразования политической реальности.
Общемировой политической тенденцией современности является глобализация экономических, политических, социальных и культурных процессов, демократизация политической жизни народов и стран мира.
Однако тенденции современного мирового политического процесса по-разному оцениваются сегодняшними политологами.

Содержание

Раздел I. Режимы протекания и характер политического процесс…………………………. 5
Понятие политического процесса………………………………………………………….5
1.2 Основные стадии и структура политического процесса………………………………..…8

Раздел II. Особенности мирового политического процесса…………………………………11
2.1 Мировой политический процесс…………………………………………………………..11
2.2 Структурные элементы мирового политического процесса…………………………….12

Вложенные файлы: 1 файл

мировой политический процесс.doc

Выполнимость сформулированных принципов и их реальная поддержка европейскими государствами обусловлены их соответствием долгосрочным интересам всех государств, стремящихся к обеспечению собственной безопасности. Прошедшее после подписания Хельсинкского акта время показало, что европейское сообщество в целом поддерживало и практически ориентировалось на данные принципы. Соответственно изменились и этические стандарты в сторону осуждения агрессии, территориальной экспансии, нарушения прав человека.

2.2 Структурные элементы мирового политического процесса

Мировой политический процесс составляют следующие структурные элементы [5, с.31]:

а) политически значимая деятельность Организации Объединенных Наций (ООН) и других легитимных международных органов, организаций и учреждений;

б) политические акции институтов регионального и субрегионального характера, носящих межгосударственный, наднациональный характер, а также соответствующих общественных группировок и организаций;

в) внешнеполитическая деятельность суверенных, независимых государств, располагающих для этого необходимыми атрибутами, материальными и иными средствами.

Последние годы характеризуются тем, что мир и в целом, и во всех своих составных частях непрерывно меняется. С одной стороны, как в мирохозяйственных, так и в мирополитических отношениях и связях сохраняются дезинтеграционные процессы, заметно увеличился разрыв в экономическом развитии многих стран. С другой стороны, на глобальный политический процесс оказывают возрастающее воздействие мощные интеграционные процессы в экономике: динамичное формирование единого мирового рынка, развитие мировых производительных сил, успехи научно-технической революции.

Ведущим критерием в мировом политическом процессе становится движение народов и государств по пути демократии. Всеобщее значение приобрело стремление народов построить современное развитое гражданское общество и правовое государство, где реально существовали бы политический плюрализм, разделение властей, национальная и культурная автономия и местное самоуправление, экономические, политические, социальные и индивидуальные свободы и права, высокий уровень благосостояния населения, его надежная социальная защищенность.

Главной особенностью современного мирового политического процесса является одновременное развитие двух противоположных тенденций: к объединению и разъединению; действие двух сил - центробежной и центростремительной. Первая тенденция выражается в: формировании мировых производительных сил, развитии НТР, интернационализации хозяйственной деятельности в масштабах как регионов, так и всей планеты, интеграции различных факторов производственного и непроизводственного, в том числе информационного, назначения, прогрессе в сфере управления макроэкономическими и производственно- технологическими инновациями. Центробежные тенденции обусловлены одновременным существованием на планете народов, обществ и государств, находящихся на различных стадиях цивилизационного и формационного развития, огромными различиями в уровне благосостояния, в развитии культуры, образования и просвещения, медицинского обеспечения, занятости, обострением проблем, связанных с национально-этническими и религиозными факторами. Все это зачастую препятствует эффективному развитию и мирному сосуществованию народов и государств, носят дезинтеграционный характер, порождают как отчуждение между людьми, так и недоверие между государствами, распри и конфликты, гонку вооружений, войны.

Единство современного мира не является поэтому абсолютным. Оно относительно. Многообразие мира трансформируется в многообразие проблем, с которыми постоянно сталкивается человечество. Для решения существующих и вновь возникших глобальных, региональных и межгосударственных проблем требуются объединенные усилия мирового сообщества. Дезинтеграция преодолевается интеграцией, консолидацией прогрессивных, миролюбивых сил, выражающих своими действиями ведущие тенденции цивилизованного развития. Именно поэтому современному мировому политическому процессу присущи многовариантность и альтернативность развития.

Рубеж 80- 90-х гг. ознаменовался крупными изменениями в развитии мирового сообщества, что было связано в первую очередь с крушением прежних режимов и широкими демократическими преобразованиями в Восточной Европе. Эти изменения получили огромный международный резонанс и имели многочисленные последствия.

Изменилась геополитическая карта мира. В прошлом осталась борьба двух мировых систем, существовавших военно-политических блоков, военно-стратегическое соперничество СССР и США. Начался реальный процесс ядерного и химического разоружения, значительного сокращения обычных вооружений и вооруженных сил в Европе. В Западной Европе успешно проходят интеграционные процессы, в настоящий момент затрагивающие уже политическую сферу.

С другой стороны, это внезапное радикальное изменение баланса сил и интересов на рубеже 80-90-х гг. привело к прямым и косвенным опасным последствиям. Среди них - вооруженные конфликты в Югославии, на территории бывшего СССР, глубокий экономический и социально-политический кризис, поразивший практически все постсоциалистические страны, дезинтеграция в СНГ, отдельных районах РФ. События в Югославии приобрели характер долговременного дестабилизирующего фактора на европейском континенте. До сих пор полностью не урегулирован ближневосточный кризис. С испытанием ядерного оружия Индией и Пакистаном возникла реальная опасность его расползания по планете.

На развитие мирового политического процесса существенное влияние оказывает то обстоятельство, что после распада СССР наметились две альтернативные его тенденции. Первая из них воплощена в намерении определенных политических кругов США добиться установления однополюсного мира, в котором господствовала бы одна мощная в экономическом и военном отношении держава. Весомым подтверждением данного желания является военная операция США и его союзников по НАТО в Югославии. Вступление трех стран бывшего социалистического лагеря (Польши, Венгрии и Чехии) в НАТО, явное стремление других стран Центральной и Восточной Европы присоединиться к Североатлантическому альянсу, так же как и возрастающая роль и значение НАТО (при явном снижении роли ООН) в мировой политике, явно свидетельствуют в пользу этой тенденции. Другая тенденция воплощает движение народов и государств к многополюсному миру, что в большей степени соответствует реальному положению дел и перспективам формирования нового мирового порядка. В 90-е гг. определились, наряду с США, такие мощные полюсы экономической, политической и финансовой мощи, как Япония и Европейский союз. Несомненно будут усиливать свои геополитические позиции Россия, Китай, Индия, Бразилия, Иран, Египет и другие страны [6, с.39].

Но и многополюсный мир сам по себе еще не гарантирует международной безопасности и стабильности: многочисленные войны, в том числе две мировые, обрушились на десятки стран именно в таком мире.

Перспективные тенденции развития мирового политического процесса связаны с расширением функций социальной самоорганизации человечества. Это естественно-исторический процесс, благодаря которому макросистема мира будет развиваться в нарастающей прогрессии за счет своих внутренних свойств и возможностей. Человеческая цивилизация представляет собой единство многообразия. Она обладает колоссальным потенциалом прогрессивного и разновариантного движения к более высоким формам своей организации. Главное, чтобы эти реальные возможности были осуществлены на практике в мировом сообществе в целом, а также в масштабе регионов и каждого отдельно взятого государства.

Гост

ГОСТ

Политический процесс как составная часть общественного процесса

Политический процесс – это все, что происходит в политической системе в ходе ее функционирования: деятельность государств, партий, политических движений, отдельных людей, изменения в политической культуре, политическом сознании и поведении людей.

Политический процесс представляет собой последовательную, внутренне связанную цепь политических событий и явлений, совокупность действий субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе.

Структура политического процесса включает:

  • субъекты,
  • объекты,
  • средства,
  • методы,
  • ресурсы.

В современном мире политические субъекты являются политическими акторами. К ним относятся государства, партии, лидеры, элита, народ, социальные группы. Объектами политического процесса являются: власть, политические отношения, политические институты, социальные группы и личность. Субъекты и объекты политики могут меняться местами. Развитие политических процессов в каждый отдельный момент времени определяется сложным противоборством интересов различных субъектов политики. Взятое в своей совокупности такое противоборство интересов образует сферу политического процесса.

В результате взаимодействия самых разных политических акторов формируются общие тенденции развития политического процесса, которые зависят от организованности, мобилизованности актора, объема его ресурсов: знаний, технических и финансовых средств, идеологии, настроения народа.

Существуют разные типы взаимодействия политических акторов:

  • конфронтация;
  • нейтралитет;
  • компромисс;
  • союз;
  • консенсус.

Примером конфронтации или открытого противоборства из-за несовпадения интересов и позиций является современные отношения между исламом и западным миром. Субъект (актор), который выходит из зоны активного взаимодействия, занимает позицию нейтралитета (например, нейтралитет Бельгии). Некоторые страны идут на уступки и добиваются согласия в том или ином политическом вопросе благодаря компромиссу (компромисс между США и странами G20 по поводу свободной торговли). Когда объективно существуют пересечение и совпадение интересов и позиций, тогда возникает тесная дружеская форма взаимодействия – союз (военно-политический, таможенный, экономический, валютный).

Готовые работы на аналогичную тему

Современные мировые политические процессы конфликтны и противоречивы. Для снятия напряжения в обществе и достижения согласия применяют универсальный принцип демократии - консенсус.

Современные политические процессы подразделяются на:

  • конфликтные (революция);
  • консенсуальные (проведение реформ);
  • внутриполитические (выборы депутатов государственной думы);
  • внешнеполитические (конфликты между государствами и идеологиями);
  • демократические;
  • недемократические.

Сталкивающиеся интересы могут конкурировать открыто или скрыто, не публично. Различие публичной и не публичной политики является структурообразующим для политического процесса. Примером скрытого, не публичного мирового современного политического процесса является лоббизм, то есть попытка отдельных лиц, групп или корпораций оказывать давление на институты государственной власти для того, чтобы они принимали выгодные им лично решения. В условиях демократии основной формой реализации политического процесса является парламентская борьба.

Особенности политического процесса в России являются:

  • всепроникающая способность политики во все сферы жизни общества;
  • конфликтный характер, отсутствие консенсуса между участниками политической жизни;
  • не структурированность и высокая степень совмещения и взаимозаменяемости политических ролей;
  • отсутствие интеграции между участниками политического процесса;
  • навязывание обществу нововведений со стороны правительства;
  • высокая концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты.

Таким образом, эффективные демократические процессы возможны при наличии развитых институтов гражданского общества и зависят от политического участия граждан.

Основной опасностью, блокирующей развитие политического процесса, является его монополизация, то есть присвоение какой-либо группой права единичного или доминирующего направления всех политических взаимодействий. В тех случаях, когда государство тяготеет к применению методов теневой и не публичной политики, можно говорить об авторитарном (тоталитарном) политическом режиме.

Монополизация политического процесса является основным препятствием для развития, усовершенствования и самой возможности его осуществлении. Сейчас, когда противоборство интересов внутри отдельного государства становится все сложнее отделить от глобальных процессов, происходящих на мировом уровне, традиционные различия между внешней и внутренней политикой постепенно утрачивают свой смысл.

Политическая глобализация

Свободное движение капитала, людей, информации, денег, технологий - все это проявлением глобализации, которая влияет на политические процессы и усиливает миграционные потоки. Политическая глобализация стремится к формированию международных политических систем.

Более ранней политической системе, где все решалось насильственным путем, пришла на смену современная мировая система, и важную роль в ее формировании играют национальные и территориальные интересы.

Возник такой феномен, как глобальное правление – развитие специализированных международных организаций (лига наций, ООН, Совет Европы). Неотъемлемой частью глобализации является создание военно-политических союзов. Например, Организация североатлантического договора (НАТО), организация договора коллективной безопасности (ОДКБ), шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

Глобализация способствует усилению взаимозависимости между странами. На данный момент страны не могут существовать изолированно друг от друга. Политические процессы, происходящие в одних странах, могут влиять на развитие политических процессов в других странах. Например, революция в Тунисе всколыхнула Египет. Массовые демонстрации и протесты в Египте спровоцировали волну недовольств на ближневосточном и североафриканском пространстве: Йемене, Сирии, Ливане, Иране, Бахрейне. Экономический кризис, начавшийся в США и Великобритании способствовал развитию социально-политическим процессам в Исландии, Греции, Португалии, где сменилось правительство, где сотни и тысячи людей вышли на улицы.

Читайте также: