Доклад по музыке в коррекционной школе

Обновлено: 02.07.2024

В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.

Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребенка можно рассматривать в трех аспектах.

Первый аспект — физиологический, связан с исследованиями В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова и др., которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.

Второй аспект — психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.

Третий аспект — педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребёнка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности,

В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи — ритм, динамику, темп, высоту. Это дает педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития. Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера.

Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга.

Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания.

Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребенка и сопровождают его в каждой игре.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРЫ

Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку.

В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания: все его движения, и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.

Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребенка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, соображения, мышления.

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:

- развитие слухового, зрительного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма;

- формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения. ,

- укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;

- развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

- развитие быстроты двигательной реакции.

- обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

- развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей.

- воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;

- эстетическое отношение к окружающему;

- развитие чувств, эмоций.

- саморегуляцию и самоконтроль;

- внимание, память, мышление;

- ориентировку в пространстве.

Игры-драматизации, театрализованные игры, народные игры в последние десятилетия чаще стали использоваться в работе коррекционно-образовательных учреждений.

Предлагаю музыкально-развивающие игры с вокальным и инструментальным сопровождением. Можно выделить три группы музыкальных игр.

Первая группа — игры на развитие внимания.

Вторая группа — игры на развитие памяти.

Третья группа — игры на развитие мышления.

Каждая из групп имеет педагогическую направленность. Игры первой группы развивают свойства внимания: наблюдательность, длительность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту двигательной реакции, фонематический и речевой слух.

Игры второй группы осуществляют развитие разных видов памяти: зрительную, двигательную, образно-слуховую, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти.

Игры третьей группы содействуют развитию умственных действий — сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза.

По форме проведения игры подразделяются на:

—игры с движением;

Игры с движением развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.

Подвижные игры развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности.

Игры с речью развивают вокально-слуховую и двигательную слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.

Игры-шутки активизируют слуховое восприятие, формируя фонематический слух, и все стороны музыкально-слуховых представлений.

Игры-песни развивают функции голосообразования, свойства голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания.

Артикуляционные игры укрепляют мышцы языка, зева, губ, щек, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти.

Игры-забавы побуждают к творческой активности; инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы, и зрительного нерва, формируют творческие способности.

Игры-загадки развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребенка к осознанным умственным и практическим действиям.

Ритмические игры направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку.

Обучение в игре и развитие происходит постепенно. Условно можно выделить три этапа.

На первом этапе создается мотивация игры, происходит объяснение ее содержания, детьми осваивается игровое содержание.

На втором идет формирование двигательных, речевых, вокальных навыков.

На третьем — осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, появляется самостоятельность детей.

Каждой игре предшествует подготовительное или вспомогательное упражнение, которое сначала проводится без музыки, затем с музыкальным сопровождением. Цель этих упражнений — подготовить тело ребенка (руки, ноги, голову, кисти, пальцы) к воспроизведению действия. Хочу предложить несколько игр.

1. ПОВТОРИ РИТМ

Цель. Развивать ритмический слух, память, учить точно воспроизводить ритмический рисунок Ход игры. Дети стоят в кругу лицом к педагогу, который с помощью рифмованного текста создает установку на зрительное и слуховое запоминание.

Глазки, глазки, вы смотрите,

Ножки, ножки, все за мною

2. КТО КОГО ПЕРЕПОЕТ?

Цель. Развивать ритмическую память, учить воспринимать и воспроизводить соотношения длительностей: четвертей и восьмых.

Ход игры. Дети прослушивают песню и прохлопывают ритм звукоподражаний по фразам, тактам, по одному и группой. Когда ритмический рисунок будет освоен, исполнять песню по ролям.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на тему:

Учитель музыки и пения Г. Л. Полякова

Игра — оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Это подтверждает

В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.

Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребенка можно рассматривать в трех аспектах.

Первый аспект — физиологический, связан с исследованиями В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова и др., которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.

Второй аспект — психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.

Третий аспект — педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребёнка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности,

В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи — ритм, динамику, темп, высоту. Это дает педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития. Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера.

Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга.

Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания.

Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребенка и сопровождают его в каждой игре.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРЫ

Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку.

В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания: все его движения, и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.

Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребенка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, соображения, мышления.

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:

- развитие слухового, зрительного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма;

- формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения. ,

- укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;

- развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

- развитие быстроты двигательной реакции.

- обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

- развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей.

- воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;

- эстетическое отношение к окружающему;

- развитие чувств, эмоций.

- саморегуляцию и самоконтроль;

- внимание, память, мышление;

- ориентировку в пространстве.

Игры-драматизации, театрализованные игры, народные игры в последние десятилетия чаще стали использоваться в работе коррекционно-образовательных учреждений.

Предлагаю музыкально-развивающие игры с вокальным и инструментальным сопровождением. Можно выделить три группы музыкальных игр.

Первая группа — игры на развитие внимания.

Вторая группа — игры на развитие памяти.

Третья группа — игры на развитие мышления.

Каждая из групп имеет педагогическую направленность. Игры первой группы развивают свойства внимания: наблюдательность, длительность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту двигательной реакции, фонематический и речевой слух.

Игры второй группы осуществляют развитие разных видов памяти: зрительную, двигательную, образно-слуховую, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти.

Игры третьей группы содействуют развитию умственных действий — сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза.

По форме проведения игры подразделяются на:

— игры с движением;

Игры с движением развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.

Подвижные игры развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности.

Игры с речью развивают вокально-слуховую и двигательную слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.

Игры-шутки активизируют слуховое восприятие, формируя фонематический слух, и все стороны музыкально-слуховых представлений.

Игры-песни развивают функции голосообразования, свойства голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания.

Артикуляционные игры укрепляют мышцы языка, зева, губ, щек, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти.

Игры-забавы побуждают к творческой активности; инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы, и зрительного нерва, формируют творческие способности.

Игры-загадки развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребенка к осознанным умственным и практическим действиям.

Ритмические игры направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку.

Обучение в игре и развитие происходит постепенно. Условно можно выделить три этапа.

На первом этапе создается мотивация игры, происходит объяснение ее содержания, детьми осваивается игровое содержание.

На втором идет формирование двигательных, речевых, вокальных навыков.

На третьем — осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, появляется самостоятельность детей.

Каждой игре предшествует подготовительное или вспомогательное упражнение, которое сначала проводится без музыки, затем с музыкальным сопровождением. Цель этих упражнений — подготовить тело ребенка (руки, ноги, голову, кисти, пальцы) к воспроизведению действия. Хочу предложить несколько игр.

1. ПОВТОРИ РИТМ.

Цель. Развивать ритмический слух, память, учить точно воспроизводить ритмический рисунок Ход игры. Дети стоят в кругу лицом к педагогу, который с помощью рифмованного текста создает установку на зрительное и слуховое запоминание.

Глазки, глазки, вы смотрите,

Ножки, ножки, все за мною

2. КТО КОГО ПЕРЕПОЕТ?

Цель. Развивать ритмическую память, учить воспринимать и воспроизводить соотношения длительностей: четвертей и восьмых.

Ход игры. Дети прослушивают песню и прохлопывают ритм звукоподражаний по фразам, тактам, по одному и группой. Когда ритмический рисунок будет освоен, исполнять песню по ролям.

"Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля”.

Здоровье сберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно–воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно – нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья.

Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. Данная задача должна осуществляться не только дома родителями, но и в образовательных учреждениях , начиная с дошкольного возраста.

Может ли учитель музыки с помощью здоровье сберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся?

Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся. Поэтому нужно творчески подходить к планированию урока и его проведению. На уроке необходимо применять и чередовать различные виды учебной деятельности: опрос, чтение, слушание, исполнение, рассматривание пособий, просмотр видео сюжетов, слайдов. Такой подход к ведению урока будет способствовать концентрации внимания, развитию познавательного интереса у учащихся к предмету.

В.А. Сухомлинский утверждал, что "…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”. Продолжая мысль великого педагога, я убеждена, что задача любого учителя, в том числе и учителя музыки состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к "конструированию” собственного здоровья.

Оздоровительные моменты, применяемые мною на уроке музыки – это физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная, логопедическая гимнастика, гимнастика для глаз. Целью оздоровительных моментов является отдых центральной нервной системы, профилактика утомления, нарушения осанки, зрения.

Содержание программы по музыке учитывает психологические особенности детей младшего школьного возраста ( неустойчивость внимания, необходимость в частой смене эмоциональных состояний, быстрая утомляемость, эмоциональная неустойчивость, задержанное восприятие музыки, недостаточная вокально-слуховая координация и др.), которые требуют разнообразия форм и видов музыкальной деятельности, частого переключения внимания детей, быстрой смены заданий, включения заданий, связанных с движением, органичного сочетания различных форм работы на уроке. На некоторых методах и приёмах, применяемых на своих уроках, я остановлюсь более подробно.

Начинать урок в всегда стараюсь с музыкального приветствия, что является своеобразным распеванием с эмоциональным настроем.

Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка

Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей.

Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях:

формировать артикуляцию различных звуков;

закреплять артикуляционные уклады различных звуков в слогах, словах, фразах;

совершенствовать подвижность и точность движений языка и губ (активизация движений кончика языка, выполнение дифференцированных движений кончиком языка, отграничение движений языка и нижней челюсти);

увеличить объем слуховой памяти и внимания;

учить выделять сильные доли в цепочке слогов;

развивать музыкальную память, запоминания текста песен;

развивать чувство ритма;

совершенствовать пространственную ориентировку в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперед-назад.

Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На моих музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет с хлопками под музыку, а так же в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Влияние музыки на организм человека установили физиологи В.М. Бехтерёв, И.П. Павлов . Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции связанные с изменением и улучшением кровообращения (а значит и улучшение обмена веществ), дыхания (значительно сокращается частота заболеваний дыхательной системы, носоглотки).

Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение развивает координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу .

При обучении детей пению развиваю все вокальные навыки: вокальные установки, звукообразование, дикцию, дыхание, чистоту интонации. К тому же пение положительно влияет на здоровье и развитие ребенка: активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление, слух, память, речь, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат.

А - снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь; Э - улучшает работу головного мозга;

О - оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

У - улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин); Ы - лечит уши, улучшает дыхание.

ОМ – снижает кровяное давление;

АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных СОГЛАСНЫХ звуков (лучше их пропевать)

В, Н, М – улучшает работу головного мозга;

С – лечит кишечник, сердце, легкие;

Ш – лечит печень;

Ч – улучшает дыхание;

М – лечит сердечные заболевания.

На своих уроках я знакомлю детей русскими народными песнями.

Фольклорная арттерапия - русский песенный фольклор – это естественная система арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок-обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-путешествие) рассказываю о костюмах, где значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора.

По своему опыту могу сказать, что исполнение народных песен не только доступно детям, но и вызывает у них желание подыграть на музыкальных инструментах, вовлекает всех детей в творческий процесс, высоко активизирует их внимание. Наблюдая за детьми во время урока, я вижу по их лицам, какое чувство удовлетворения они получают от своей работы, как они загораются желанием научиться хорошо спеть .

Доказано, что музыка Моцарта хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять раздражительность и нервное напряжение на уроке поможет "Лунная соната” Л. Бетховена, "Времена года” П.И.Чайковского. Снять головную боль поможет "Полонез” Огинского, а улучшит работу сердца "Элегия” С. Рахманинова:

Давно известно, что игры активизируют процесс обучения.

Применение игровых технологий на уроках музыки в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает мне возможность укрепить мотивацию на изучение моего предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, увидеть индивидуальность детей. Для учащихся игры – это способ самореализации, самовыражения, самооценки. Игровые формы, применяемые мною на уроке разнообразны: подвижные игры, игры-соревнования, диалоги с героями сказок, ролевые игры.

После плодотворной активной деятельности на уроке очень хорошо применить такой метод,

Желтый – стимулирует умственную деятельность;

зеленый – умиротворяет, успокаивает;

голубой – снижает кровяное давление, успокаивает;

синий – располагает к серьезности, строгости в поведении;

фиолетовый – возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;

черный в небольшой дозе – сосредотачивает внимание.

Ритмотерапия - Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец не только снимают нервно-психическое напряжение, но и помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере. Ритм вальса оказывает успокоительное воздействие. Быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе, мягкие ритмы успокаивают.

Физкульминутки, пальчиковая гимнастика.

Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально – ритмические минутки способствуют улучшению здоровья. В конце каждого урока провожу рефлексию . Её можно совместить с пальчиковой гимнастикой: Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в обучении и оздоровлении наших учащихся.

Конечно, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу. Но, если каждый из нас, учителей, задастся этой целью, и будет стремиться к ней; выиграют, в конечном счете, наши учащиеся.

И свою работу мне хотелось бы закончить очень хорошими строчками, которые иногда я читаю детям на уроке:

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Музыкальное образование
в коррекционной школе

Федорова Татьяна Витальевна

Опыт детского музицирования с применением музыкальных инструментов существует в разных странах. Имеются методические разработки, педагогические системы, в которых на основе теоретических предпосылок и практических рекомендаций доказывается целесообразность и необходимость применения музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей.

В моей школе учатся дети с диагнозом ЗПР (задержка психического развития), у которых снижен уровень познавательной активности, проявляющийся в ограниченности запаса знаний и практических навыков.

Главными задачами в своей работе считаю обязательным заметить в каждом ребёнке всё наилучшее, развивать его, не ограничивая рамками программы, поощрять творческое начало, воспитывать чувство коллективизма.

Перечислю некоторые, наиболее важные направления в моей работе:

  • воспитание высоких нравственных качеств личности, трудолюбия и ответственности;
  • воздействие через музыку на духовный мир учеников;
  • осуществление музыкального воспитания детей с опорой на традиции русской народной музыки, а впоследствии других народов мира;
  • формирование доброжелательной атмосферы в творческом коллективе;
  • обучение игре на музыкальных инструментах;
  • развитие интереса детей к инструментальному музицированию;
  • использование в работе различных методов и приёмов, осуществление на занятиях индивидуальных форм работы;
  • воспитание толерантности.

Контингент наших учащихся – в основном дети из неблагополучных семей, некоторые из них не имеют родителей и воспитываются опекунами. Около 15 лет у нас обучались ребята из детского дома № 20, а в настоящее время школа работает с детьми из Центра социальной помощи семье и детям. В классах обучаются ребята разных национальностей. У многих воспитанников имеются недостатки: пониженная дифференцированность движений кистей рук, трудности в формировании сложных серийных движений и действий, которые отрицательно сказываются на продуктивной деятельности. Игра на музыкальных инструментах способствует преодолению этих недостатков, помогает войти в процесс коммуникации с взрослыми и детьми разных возрастных категорий.

На начальном этапе обучения активно использую звуковые (шумовые) инструменты, изготовленные детьми, которые развивают чувство ритма, координацию, интерес к музыкальным занятиям. Постепенно ребёнок становится готов осмысленно воспринимать музыку самых разных направлений и стилей.

Мои артисты ещё маленькие, но живут одной дружной семьёй. Я хочу, чтобы любовь к музыке осталась у них на всю жизнь. Я мечтаю о том, чтобы инструментальное музицирование стало для ребят ярким и сокровенным воспоминанием о детстве, проникновением в чудесный мир музыки. Пусть зёрна доброты и отзывчивости, которые рождает соприкосновение к искусству, попадут на благодатную почву, и дети вырастут чуткими и способными к сопереживанию.

Читайте также: