Доклад уполномоченного по правам человека в московской области

Обновлено: 18.05.2024

2020 год навсегда войдет в историю событиями непреходящего значения как для России, так и для всего мирового сообщества: коренные изменения Конституции Российской Федерации, направленные на укрепление гарантий социальных прав граждан, суверенитета и основных ценностей нашего государства и общества, 75-летие окончания Второй мировой войны и Великой Отечественной войны - самой разрушительной и жестокой за все время существования человечества, наиболее масштабной по нарушению прав человека, когда само понятие "права человека" было растоптано и уничтожено (превращено в пыль), 75-летие образования ООН и 70-летие принятия Конвенции о защите прав человека и основных свобод. И, конечно же, этот год останется в памяти миллиардов людей нашей планеты как год пандемии COVID-19, борьбы за спасение людей от заражения коронавирусом, изменения привычного образа жизни, переформатирования сознания и всех систем общественного бытия, а также механизмов и инструментариев соблюдения и защиты прав человека и гражданина.

Эти события в значительной степени детерминировали перезагрузку и всей деятельности института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный) и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации (далее - региональные уполномоченные или уполномоченные в субъектах Российской Федерации), включая формы и контент работы.

В представляемом докладе изложены взгляды Уполномоченного на ситуацию с правами человека в России и в мире в системе координат современных реалий, в концентрированном виде показаны проблемы на правочеловеческом треке и представлены возможные пути их решения, подводятся итоги работы за нелегкий и во многом судьбоносный 2020 год.

Общее падение уровня жизни, увеличение безработицы, сложности передвижения и публичного выражения своих прав, цифровое неравенство и сужение личного пространства - все это стало реалиями сегодняшнего дня. Особенно тяжело эти обстоятельства отразились на наиболее уязвимых слоях населения: людях старшего поколения, многодетных семьях, инвалидах и других.

В условиях борьбы с новой коронавирусной инфекцией в нашей стране была по сути создана принципиально новая система прав на социально- экономическую поддержку, которую установило государство для широких слоев населения на время пандемии и в посткарантинный период: отсрочки по налогам, кредитам и страховым взносам, льготные кредиты, арендные каникулы, мораторий на банкротство, социальная поддержка семей с детьми и тех, кто потерял работу, субъектов малого и среднего предпринимательства, застройщиков и туроператоров, смягчение требований в лицензировании и в иных разрешительных процедурах, освобождение от штрафов за просрочку оплаты услуг ЖКХ, страховые и стимулирующие выплаты медицинским работникам и гражданам, принявшим на патронаж инвалидов и престарелых людей, отмена оформления специального продления патентов, разрешений на временное проживание и других документов, легализующих нахождение иностранных граждан на территории России, и многие другие.

Острая востребованность в помощи института государственной правозащиты человека стала ощущаться с первых дней пандемии. На специально организованную горячую линию и по электронной почте в этот период к нам поступило около трех тысяч обращений. Они были крайне эмоциональными, наполненными тревогой, а порой и отчаяньем. Особенно когда дело касалось потери работы, невозможности вернуться на Родину из других стран из- за закрытых границ или, напротив, выехать с территории России к месту постоянного проживания и воссоединиться с семьей, сложностей в обеспечении для детей- школьников дистанционного обучения ввиду отсутствия в доме компьютеров для каждого ребенка, оказания срочной медицинской помощи, недопусков адвокатов к лицам, находившимся под стражей, и т.д.

Несмотря на то что сотрудники Аппарата Уполномоченного также перешли на дистанционную форму работы, выполняя предписания о самоизоляции, рассмотрение и принятие мер по обращениям граждан не останавливались ни на один день. По видео- конференц- связи велся личный прием, большая доля переписки стала осуществляться по электронной почте. В результате удалось добиться восстановления прав свыше 5 тыс. человек только по обращениям, поступившим на горячую линию.


В таком же режиме трудились и региональные уполномоченные. Они проводили масштабную работу по соблюдению и защите прав человека в условиях стремительного распространения COVID-инфекции. Укрепление взаимодействия между уполномоченными позволило не только не снизить результативность в решении вопросов по оказанию помощи людям в защите прав, но и, напротив, улучшить эти результаты.

Всего в 2020 году удалось оказать содействие в защите прав по 1701 обращению 6492 гражданам. А вместе с неопределенным кругом лиц, т.е. когда, например, по одному обращению оказывалась помощь всем жильцам аварийного дома или целой группе лиц, содержащихся в лечебном учреждении, доме ветеранов, психоневрологическом интернате и т.д. - около 500 тыс. гражданам.

На этом фоне проявились морально устаревшие, не отвечающие современным потребностям законодательные акты, как, например, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а также отсутствие в законах и подзаконных актах норм, регулирующих правоотношения в условиях ограничительных мер, вводимых в связи с пандемией или другой чрезвычайной ситуацией. В настоящем докладе содержатся предложения и рекомендации государственным органам по этому поводу, сформулированные на основе примеров конкретных жизненных ситуаций, которые нам пришлось разрешать в наиболее острые фазы действия режимов ограничительных мер.

Кроме того, нам удалось, как представляется, не снизить темпы в работе и по другим направлениям: в области международного сотрудничества, правового просвещения, законотворчества и координации деятельности региональных уполномоченных.

В непростых условиях, под натиском угроз современности обязанностью всех демократических сил является укрепление правозащитного инструментария как на международном, так и на национальном уровнях. Этим целям была подчинена и деятельность Уполномоченного, направленная на развитие форм правозащитной дипломатии, консолидацию национальных институтов защиты прав человека на двусторонней и многосторонней основах. Нами была организована и проведена IV Международная научно- практическая конференция "Проблемы защиты прав человека на евразийском пространстве: обмен лучшими практиками омбудсменов", в работе которой приняли участие более 80 человек, среди которых зарубежные омбудсмены из 18 государств, представители 6 международных организаций, 2 заседания Евразийского Альянса Омбудсменов (в апреле 2020 года, посвященное 75-летию победы в Великой Отечественной войне, и в ноябре 2020 года - по вопросам защиты прав человека в условиях COVID-19), подписан меморандум о сотрудничестве с омбудсменом Катара, проведены встречи с Генеральным секретарем Совета Европы М. Пейчинович-Бурич, Комиссаром Совета Европы по правам человека Д. Миятович.

На правопросветительском направлении были проведены все без исключения традиционные мероприятия. Реализовано 12 масштабных правопросветительских проектов. Среди них: Всероссийский единый урок по правам человека, охвативший впервые студентов вузов; интерактивный просветительский проект "Школа правозащитников: учиться и действовать"; Всероссийский социально-ориентированный проект "Правовой марафон для пенсионеров"; Всероссийский конкурс "Инновационные технологии в правовом просвещении по вопросам прав и свобод граждан, форм и методов их защиты"; в интернет- формате впервые был запущен "Правозащитный диктант" для студентов вузов и другие. В дека бре 2020 года состоялась очередная церемония награждения медалью Уполномоченного "Спешите делать добро".

Законотворческая активность в 2020 году была ознаменована не только изменениями в Конституцию Российской Федерации, о которых говорилось в первых строках вступительного слова, но и принятием многочисленных законов, направленных на укрепление гарантий прав граждан буквально во всех сегментах общественной жизни.


Продолжала развиваться и укрепляться правоприменительная практика института региональных уполномоченных, осуществлялись ротации омбудсменов в субъектах Российской Федерации, которым предшествовала процедура согласования соответствующих кандидатов на эту должность. Был проведен Всероссийский координационный совет по вопросам защиты прав граждан в условиях пандемии.

2020 год позволяет подвести и итоги моей пятилетней работы в должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Еще придет время более объемному и глубокому по содержанию описанию этого непростого, но, как представляется, вполне результативного периода в истории института Уполномоченного и, конечно же, моей жизни.

Если же говорить о прошедшей пятилетке прав человека в самом сжатом виде, языком цифр и юридических фактов, то следует отметить, что за это время к нам поступило свыше 200 тыс. обращений, более 20 тыс. граждан пришли на личный прием.

Пройден огромный путь по укреплению системы реальной защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе с помощью использования новых механизмов. Мы всегда помним, что за каждым обращением стоят судьбы людей, горе и страдания, годы мытарств по разным инстанциям в поисках истины и справедливости.

Вместе с сотрудниками рабочего аппарата - командой профессионалов и сподвижников благодаря достаточно обширному инструментарию, предоставленному Уполномоченному Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", по каждому обращению проводилась большая кропотливая работа. В случае установления нарушений прав человека использовались все возможности, чтобы их устранить и восстановить справедливость.

В общей сложности за прошедшие 5 лет Аппарат Уполномоченного оказал содействие более чем миллиону граждан, в том числе по резонансным делам. В частности, речь идет об освобождении К. Вышинского, М. Бутиной, И. Голунова и других.

Высшей наградой за эту работу являются благодарности людей, которым удалось помочь на основе конструктивного взаимодействия с компетентными органами. Например, от российских моряков, освобожденных из пиратского плена в Нигерии, от эвенков, проживающих на Байкале, в связи с отменой им запрета на вылов омуля, от 6 тыс. строителей космодрома "Восточный", которым была погашена задолженность по заработной плате, от членов экипажа судна "Норд", более полугода удерживаемых на Украине без малейших на то оснований, от жителя села Ворга в Смоленской области (в отношении него отменили незаконный отказ в регистрации кандидатом в районные депутаты), от чернобыльца, наконец получившего квартиру, и многих других.

Наряду с рассмотрением обращений граждан непрерывно осуществлялась работа по совершенствованию законодательства, итогом которой становились решение системных правовых проблем и закрепление механизмов упреждения нарушений и защиты прав неограниченного круга лиц. Установление права осужденных на перевод в исправительное учреждение вблизи места жительства или места жительства их родственников; введение зачета времени содержания под стражей до вступления в силу приговора суда при определении срока отбывания наказания в виде лишения свободы; установление гарантий защиты прав добросовестных приобретателей недвижимости; определение порядка учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, - вот лишь некоторые результаты законопроектной работы, в которой институт Уполномоченного принял непосредственное участие. Нередко такая деятельность требовала многолетних совместных усилий с органами государственной власти, научным и правозащитным сообществами.

Удалось решить одну из главных задач, которая стояла передо мной как перед федеральным омбудсменом несколько лет, - подвести деятельность региональных уполномоченных под прочную, единую законодательную основу.

За эти годы выстроена разветвленная система правопросветительской работы, ориентированной на различные категории граждан и возрастные группы населения. Аппаратом Уполномоченного за 2016-2020 годы организовано порядка 500 мероприятий по правовому просвещению. Одним из наиболее масштабных стал Единый урок по правам человека, проводимый ежегодно с 2017 года. За это время в нем приняли участие более 27 млн школьников и студентов.

С 1 февраля 2019 г. на базе Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) действует созданный при поддержке Президента Российской Федерации Научно- образовательный центр по правам человека, который не только содействует научному и методическому обеспечению деятельности омбудсмена, но также организует обучение уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, государственных служащих их аппаратов, членов общественных наблюдательных комиссий.

Одним из результатов пятилетней работы стало укрепление международных связей, что особенно важно в условиях геополитических противоречий и конфликтов, характерных для современного мира. Выстроены каналы взаимодействия Уполномоченного со структурами в рамках ООН и Совета Европы, осуществлялось тесное сотрудничество с омбудсменами зарубежных государств. С 2017 года дан старт работе Евразийского Альянса Омбудсменов, учредителями которого выступили омбудсмены трех государств: России, Армении и Киргизии. На сегодняшний день он насчитывает 8 участников. Альянс позволяет объединить усилия государственных правозащитников в деле обмена опытом и, что особенно важно, защиты прав конкретных граждан, попавших в беду.

Многосторонняя и двусторонняя правозащитная дипломатия стала действенным инструментом для отстаивания нарушенных за рубежом прав россиян и соотечественников. Ярким примером может служить участие Уполномоченного в российско- украинском обмене заключенными, в результате которого в Россию в 2019 году вернулись 35 граждан, а также состоявшийся в 2018 году обмен российскими и украинскими рыбаками рыболовецкого судна "Норд" с российской стороны и судна "ЯМК-0041" - с украинской.


Работа уполномоченных по правам человека сегодня как никогда востребована и получила признание среди граждан, о чем свидетельствуют и опросы общественного мнения. Всякий раз, когда удается помочь людям и изменить правила жизни в их пользу, я чувствую за этим не просто перемену к лучшему, но ощущаю институт омбудсмена частью будущего. Того, в котором человек - нет, не застрахован от нарушения своих прав, так не бывает в жизни, мы живем и будем жить в условиях конфликта интересов, - но в котором он может рассчитывать на объективное и беспристрастное установление истины по своему делу, на уважение его прав и реальную возможность восстановления их в случае нарушения.

Прошедшие пять лет и особенно 2020-й год показали, что права человека наиболее эффективно защищены там, где общество и государство не только умеют слушать и слышать друг друга, но и объединяют свои усилия ради достижения высокой цели. Возможно, для меня как Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в этом и заключается главный вывод доклада, который предлагается вашему вниманию.

В представленном докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации сохраняется преемственность с докладами прошлых лет.

Как и прежде, в нем приведены: тематическая статистика, инфографика о динамике состояния дел в сфере прав человека, актуальная информация о системных проблемах защиты прав и свобод человека и гражданина в России, о мерах, которые были приняты в целях обеспечения их гарантий, соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Доклад состоит из вступительного слова, 10 глав, объединяющих 32 параграфа.

Традиционно он завершается рекомендациями и предложениями, адресованными государственным органам власти в целях принятия мер, направленных на совершенствование законодательства и правоприменительной практики для повышения эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина.

По аналогии с прошлым годом во избежание значительного увеличения объема доклада в качестве самостоятельного издания выпущен сборник лучших практик Уполномоченного и Аппарата по оказанию содействия в защите прав человека 1 .

В заключение хотела бы поблагодарить служащих Аппарата Уполномоченного за многолетнюю добросовестную работу, неравнодушное отношение к делу и проблемам, с которыми к нам обращаются люди, слаженность коллектива и профессионализм.

Выражаю также свою искреннюю благодарность членам Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, моим коллегам - региональным омбудсменам, представителям правозащитного сообщества, государственным учреждениям и общественным объединениям, оказавшим содействие в подготовке настоящего доклада.

Аппарат уполномоченного по правам человека в Московской области работает уже 20 лет. За это время удалось решить тысячи проблем и создать множество законодательных инициатив. Люди получили помощь в восстановлении своих прав на жилье, медицинское обслуживание, свободный труд и социальное обеспечение.

Часто в восстановлении прав человека нужна помощь третьей стороны — проконсультировать, найти компромисс, вмешаться, если права будут нарушены. Это и есть работа уполномоченного — не в кабинете, а с людьми. Там, где нужно восстановить справедливость: в колонии, в больнице — в любой точке Подмосковья.

Труд свободен

Наталья Маджидова отбывает наказание в женской колонии. Она работает швеей, отправляет сыну обувь собственного производства и деньги. Их разлука длится уже шесть лет. Наталья отбывает срок за незаконное производство или сбыт наркотиков.

Женщина встретилась с уполномоченным по правам человека в Московской области. Заключенная Маджидова может освободиться досрочно. Она, как и многие из швейного цеха, хочет и дальше работать швеей. Вот только не каждый работодатель готов взять ответственность за такого сотрудника. С трудоустройством старается помочь омбудсмен.

Каждый вправе иметь имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им

Семья Мироновых окончательно освоилась в новой квартире. Более восьми лет Татьяна боролась за то, чтобы администрация Хотькова выдала ей жилье. На это она имела полное право: у старшей дочери инвалидность. Чиновники отделывались пустыми обещаниями.

Семья обратилась к местному представителю аппарата по правам человека — их в Московской области 37. Началась настоящая борьба: суды, комиссии, попытки со стороны чиновников поселить семью в квартиры с грибком. Спустя годы удалось восстановить справедливость.

Каждый имеет право на социальное обеспечение

Дети войны, некоторые из которых сироты, благодаря поддержке подмосковного уполномоченного получили уникальную возможность учиться в кадетском корпусе в Химках.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Еще одна проблема — уже мировая, с ней столкнулся так или иначе каждый из нас. Коронавирус ударил по здоровью, по экономике. Он вскрыл много проблем. Оказалось, реабилитироваться после выматывающей болезни негде.

А ведь COVID-19 окончательно еще не отступил. Задача омбудсмена — не только разбираться в проблемах, но и предупреждать их. Так появился дискуссионный клуб при уполномоченном Подмосковья. Его площадка объединяет различных экспертов и представителей органов государственной власти. Именно так, при обсуждении темы реабилитации после COVID-19, было рекомендовано восстановить систему санаторно-курортного лечения. Уже создан единый регистр переболевших граждан, обсуждается возможность применения телемедицины, для властей подготовлены краткие выводы и изложены рекомендации экспертов.

За 20 лет работы аппарата омбудсмена Подмосковья историй успеха накопилось немало, но это не повод останавливаться. Команде уполномоченного предстоит решить еще много вопросов, которые волнуют жителей региона.

В центре внимания руководства области по-прежнему находятся социально-экономическое развитие и повышение уровня жизни населения.

В декабре состоялись два знаковых события: встреча Президента Российской Федерации В.В. Путина с уполномоченными по правам человека в субъектах РФ и встреча Губернатора Московской области А.Ю. Воробьева с представителями государственных органов и правозащитных организаций. Это свидетельствует о повышенном внимании высшей государственной власти к проблемам соблюдения прав человека, является стимулом для дальнейшей работы по развитию правозащитной системы региона.

Развивается конструктивное сотрудничество с Председателем Московской областной Думы И.Ю. Брынцаловым, членами Правительства области, депутатами Московской областной Думы, руководителями центральных исполнительных органов государственной власти, муниципальных образований, правоохранительных и судебных структур, общественными организациями.

При подготовке Доклада использованы: информация из письменных и устных обращений граждан; документы, представленные государственными и муниципальными органами, общественными объединениями; публикации в средствах массовой информации и сети Интернет; а также сведения, полученные в ходе посещений организаций и учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, правоохранительных органов, системы исполнения наказаний и других.

Изучение и анализ этих сведений позволяют дать общую положительную оценку состояния дел с соблюдением прав жителей Подмосковья.

Вместе с тем еще существует немало нерешенных проблемных вопросов, на которые Уполномоченный полагает необходимым обратить внимание властных структур и гражданского общества.

Они изложены в представляемом Докладе, и в этом его основное предназначение.

Глава 1. Цифры и факты об основных направлениях деятельности

- совершенствование законодательства Московской области о защите прав и свобод человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

- развитие межрегионального и международного сотрудничества в области защиты прав и свобод человека и гражданина;

- содействие правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты.

В 2014 году рассмотрено 14889 обращений, в том числе:

- письменных – 1783 (476 поступили по электронной почте), из них более 100 - коллективных;

- устных по телефону – 2056;

- устных на личных приемах - 539;

- представителями Уполномоченного по правам человека в Московской области в муниципальных образованиях – 10511.

В основу изложенных в Докладе официальной статистики и анализа ситуации с соблюдением прав граждан положены обобщенные итоги работы по письменным обращениям. При их рассмотрении Уполномоченный руководствуется требованиями законодательства и внутренним убеждением – человек всегда прав, ни одна жалоба не должна остаться без внимания. Обращения рассматриваются во взаимодействии с региональными министерствами и ведомствами, структурными подразделениями федеральных органов власти, руководителями муниципальных образований.

В течение года по письменным жалобам проведены 751 проверка с выездом на место, в том числе совместно с компетентными государственными органами – 277. Направлены: 4588 письменных документов, в том числе 1542 запроса в органы государственной власти и местного самоуправления, 91 заключение, отзыв и возражение на иски в суды. Оказана помощь в составлении 29 исковых заявлений. Сотрудники аппарата участвовали в 77 судебных заседаниях, выиграно 35 процессов. Дано более 1700 письменных разъяснений.

По всем устным обращениям гражданам даны разъяснения законодательства и рекомендации о способах защиты прав.

В результате принятых мер восстановлены нарушенные права в 17 процентах случаев.

География адресантов обширна: 85 процентов писем получено из Московской области, около 9 процентов - из Москвы, более 5 процентов - из других субъектов Российской Федерации и чуть менее процента – из иностранных государств.

В большинстве обращений жителей Подмосковья поднимались вопросы, находящиеся в компетенции федеральных органов власти – 50,2 процента; органов местного самоуправления – 33,2 процента, в том числе муниципального района, городского округа – 28 процентов, городского и сельского поселения – 5,2 процента; региональных органов власти – 16,5 процента.

Наибольшее число обращений на 10 тысяч населения (без учета обращений лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях) поступило из муниципальных районов: Одинцовский, Можайский, Ногинский, Щелковский, Люберецкий, Мытищинский, Пушкинский и городских округов Балашиха, Химки. Наименьшее - из городских округов Электрогорск, Красноармейск, Звенигород и Сергиево-Посадского, Лотошинского, Талдомского, Шаховского и Шатурского муниципальных районов.

Распределение жалоб по муниципальным образованиям приведено в Приложении 1.

По тематике письменных обращений: 44,7 процента посвящено соблюдению гражданских (личных) прав, 44,4 процента - социальных; 9,1 процента - экономических; 1,4 процента – экологических и менее 1 процента - культурных.

Динамика поступления жалоб на нарушение конституционных прав в 2012-2014 годах

Как прежде, наибольшее количество устных обращений посвящено нарушению социальных прав - 59,9 процента (жилищные вопросы; социальная поддержка детей, многодетных семей, инвалидов, ветеранов, пенсионеров, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, малоимущих; пенсионное обеспечение; здравоохранение; образование и другие), далее следуют: гражданские (личные) – 23,9 процента (судопроизводство, реализация права на обращение в органы власти, безопасность, неприкосновенность личности, вопросы уголовного преследования, свобода передвижения и выбор места жительства и другие), экономические – 13,1 процента (трудовые правоотношения, имущественные споры, кредитование), экологические – 3,1 процента (загрязнение окружающей среды, вырубка зеленых насаждений, качество воды, утилизация отходов).

Социально-экономическая тематика в письменных обращениях граждан преобладает над другими проблемами. За последние пять лет наблюдается рост числа жалоб по социальным вопросам с 41,2 до 44,4 процента.

В отчетном году по сравнению с 2013 на 5 процентов (с 62 до 57) уменьшилось количество обращений по жилищным вопросам, на 2 процента (с 14 до 12) - по получению мер государственной социальной помощи отдельным категориям граждан. Практически на прежнем уровне (16 процентов) количество обращений по вопросам здравоохранения и экономическим правоотношениям (9 процентов).

Основное взаимодействие при рассмотрении этих обращений осуществлялось с Министерством социальной защиты населения Московской области, Министерством здравоохранения Московской области, Государственной жилищной инспекцией Московской области, главами муниципальных образований. Проведены рабочие встречи с руководителями и сотрудниками Министерства здравоохранения Московской области - 15, Министерства строительного комплекса Московской области - 11, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области - 17, администраций муниципальных образований – 60, территориальных подразделений Министерства социальной защиты населения Московской области – 45, Министерства обороны России – 7.

В судебных процессах по гражданским делам оказана помощь в составлении 4 исковых заявлений, подготовлено 5 заключений, принято участие в качестве наблюдателя, третьего лица, представителя истца (ответчика) в 23 судебных заседаниях. По 6 гражданским делам судами вынесены положительные решения.

Основными причинами нарушения социально-экономических прав являются: несовершенство нормативных правовых актов; недостаточность бюджетных средств для обеспечения государственных гарантий отдельным категориям граждан; бюрократические препоны и волокита чиновников при принятии юридически значимых решений.

Наибольшее количество писем поступило из Одинцовского, Ногинского, Пушкинского, Щелковского, Красногорского, Люберецкого, Мытищинского, Орехово-Зуевского, Сергиево-Посадского муниципальных районов, городских округов Химки, Королев.

Доля письменных обращений ветеранов войны и труда, инвалидов и пенсионеров, военнослужащих и членов их семей, других лиц, имеющих право на получение мер государственной социальной помощи, составила 13 процентов (в 2013 году – 12 процентов).

Похожие документы:

Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №38 (889) от 13 октября 2014 г

Прогноз социально-экономического развития российской федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов

. по видам деятельности, (%) 2014 год 2015 год 2016 год Всего по . будет определен орган, уполномоченный за координацию стратегического . году на 365 тыс. человек, Московская область (на 279,3 тыс. человек), г. Санкт-Петербург (236,6 тыс. человек .

Мониторинг сми РФ по пенсионной тематике 10 сентября 2014 года

. по городу Москве и Московской области Светлана Аверичева: — Все страховые взносы в 2014 году направляются и в 2015 году . Но у нас в стране существуют и уполномоченный по правам детей и уполномоченный по правам человека. Все эти должностные лица имеют .

Расшифровка подписи (25)

. Томской области, Лянторского . Патриарха Московского и Всея . Телефонным аппаратом с . году (в сравнении с показателями 2014 года) 11.1. Описание деятельности по . Уполномоченного по правам . доклады . интеллектуальной деятельности человека, его фантазии .

Семёнова Екатерина Юрьевна

Назначена на должность: 11 июня 2015 года.

Дата и место рождения: 12 июля 1972 в городе Урай Тюменской области

Образование: Тюменский государственный колледж профессионально-педагогических технологий, Тюменский государственный нефтегазовый университет, Открытый университет Великобритании по линии Международного института менеджмента ЛИНК.

Профессиональная деятельность

С 2012 по 2014 год Министр потребительского рынка и услуг Правительства Московской области.

в 2014 году назначен заместителем главы администрации Ленинского района Московской области. В 2015 году — советником губернатора.

Жаров Александр Евгеньевич


Назначен на должность:18 января 2006 года. Переназначен на второй срок 20 января 2011 года.

Освобождение от должности: 16 апреля 2015 года в связи с назначением заместителем председателя КСП Московской области.

Дата и место рождения: 14 июня 1952 года в д. Тимонино Клинского района Московской области.

Образование: Калининский государственный университет (юридический факультет) — юрист.

Профессиональное деятельность: Занимался партицной деятельностью в структурах КПСС и ВЛКСМ. С 1985 года по 1995 год работал заместителем, первым заместителем, Председателем исполкома Солнечногорского городского Совета народных депутатов, Главой администрации Солнечногорского района.

С 1990 года по 1993 год избирался депутатом Московского областного Совета народных депутатов, членом малого Совета.

В 1995 году был избран Председателем Избирательной комиссии Московской области.

В 1997 — 2001 гг. — Председатель Московской областной Думы.

В 2001 — 2006 гг. — депутат Московской областной Думы. Заместитель председателя Комитета по законности, вопросам власти и общественных связей, член Комиссии по вопросам помилования на территории Московской области.

Заслуженный юрист Российской Федерации.

Первый Уполномоченный по правам человека в Московской области

с 04.2001 г. по 2006 г.

Крыжов Сергей Борисович


Назначен на должность: 26 апреля 2001 года.

Дата и место рождения: Родился в 1954 году в семье военнослужащего.

Профессиональная деятельность: В 1976-1994 г.г. проходил военную службу в НИИ Министерства обороны в г. Сергиев Посад на научных должностях. Кандидат технических наук. Член-корреспондент Российской народной академии наук. Ветеран подразделений особого риска и военной службы. Полковник запаса.

С 1990 по 2000 год, был депутатом Сергиево-Посадского районного Совета, где работал в комиссиях по самоуправлению, гласности и законности.

В 2005-2007 гг. — депутат Мособлдумы от города Сергиев Посад. С марта 2007 года – депутат Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад.

С 1999 по 2001 год руководил юридической службой благотворительного гуманитарного фонда имени А. Меня и преподавал право в Сергиево-Посадском филиале Московской государственной Академии приборостроения и информатики.

В настоящее время является депутатом Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад (Московская область).

Читайте также: