Международные неполитические организации доклад

Обновлено: 02.07.2024

Самхарадзе Д. Г., младший научный сотрудник Института государства и права РАН, кандидат юридических наук.

Достаточно сложно привести полный перечень глобальных проблем современности, но вместе с тем следует отметить некоторые из них: в первую очередь это задача обеспечения всеобщего мира и безопасности; нераспространение ядерного, биологического и химического оружия; сохранение окружающей среды и др. . ——————————— Подробнее см.: Лукашук И. И. Глобализация, государство, право XXI век. М., 2000.

В докладе были выдвинуты четыре глобальные цели. В первую очередь отмечалась глобальная безопасность — прекращение гонки вооружений, исключение войн и конфликтов, а также отказ от насилия; решение продовольственной проблемы в глобальном масштабе — ликвидация голода, создание мировой системы, позволяющей удовлетворить потребности в продовольствии всех людей на Земле; глобальный контроль за использованием энергетических и сырьевых ресурсов — разработка рационального и экономически безопасного энергопользования, контроль над технологией, экономически эффективное природопользование; глобальное развитие, ориентированное на качественный рост, — это повышение качества жизни, а также социальная справедливость в распределении материальных и духовных благ . ——————————— Там же.

В этом случае было бы неправильным говорить о ликвидации суверенитета государств или о передаче международным организациям суверенных прав. Государства наделяют организации определенными полномочиями. Такими действиями государства расширяют, а не ликвидируют возможности своего суверенитета. Расширение возможностей суверенитета выражается в том, что государства получают возможность принимать участие в решении тех проблем, которые не находятся в сфере действия их суверенитета. Международные организации не носят надгосударственного характера, а являются органами сотрудничества государств . ——————————— См., например: Консультативное заключение о толковании соглашения между ВОЗ и Египтом // ICJ. Reports, 1980. P. 103.

На современном этапе наблюдается увеличение числа проблем, решение которых возможно лишь совместными усилиями государств и на постоянной организационной основе. Глобализация усиливает необходимость решения актуальных проблем совместными усилиями в рамках многосторонних действий и на многосторонней основе. Роль многостороннего сотрудничества государств при решении глобальных проблем отмечается в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН . ——————————— См., например: Глобализация и ее влияние на полное пользование правами человека // Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 2000 г., 55/102.

С каждым днем международные организации расширяют сферы деятельности, при этом охватывая все новые области. Все это происходит в результате требований жизни. Организации не только способствуют развитию отношений между государствами, но также огромна их роль в урегулировании споров и конфликтных ситуаций, которые возникают между государствами. На сегодняшний день международные организации приобретают огромное значение как для обеспечения, так и для реализации интересов государств. Организации создают благоприятные условия для будущих поколений. Функции организаций с каждым днем активно развиваются и охватывают все более обширный спектр жизни международного сообщества.

Глава I Понятие и правосубъектность международных неправительственных организаций

MHПO играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. Более того, в ряде областей они являются лидерами. В частности, Международный институт по гуманитарному праву (создан в 1970 г.) регулярно созывает семинары по обучению офицеров законам и обычаям войны и нормам, направленным на защиту беженцев. Ассоциация международного права (создана в 1873 г.) координирует исследования по актуальным проблемам международного публичного и международного частного права, уделяя внимание исследованиям в области коллизионного права и права договоров. Международная ассоциация по уголовному праву (создана в 1924 г.) разрабатывает принципы применения конвенций по международному уголовному праву. Она разрабатывает рекомендации по коррективам национального законодательства и развитию науки международного уголовного права, созывает конференции и семинары в этой области. Международный комитет Красного Креста (МККК), принципами деятельности которого являются гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность, внес огромный вклад в разработку норм международного гуманитарного права. При его активном участии разработаны Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1906 г., Гаагская конвенция по применению к войне на море принципов Женевской конвенции о защите жертв войны 1949 г., два дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 г. Многие MHПO активно сотрудничают с межправительственными организациями. Основная форма такого сотрудничества - консультативный статус. Каждая межправительственная организация имеет собственные правила предоставления консультативного статуса MHПO. Получение такого статуса означает не только признание полезной деятельности MHПO, но и отражает рост авторитета и влияния MHПO на развитие современных международных отношений.

Международные неправительственные организации – это специальный вид добровольных общественных объединений (организаций). Следовательно, можно утверждать, что на них распространяются те характерные черты, которые присущи только общественным организациям. Специфическим характером общественных объединений является то, что они создаются для выполнения определенной деятельности, в процессе которой реализуются их права. Международные неправительственные организации не являются органами, выражающими волю государства, поэтому их мнения и резолюции не охватываются процессом нормообразования.[2] В тоже время нужно заметить, что общественные объединения в международном движении, хотя и обладают статусом неправительственных организаций, вместе с тем воздействуют на позицию того или иного государства. Так что же представляют из себя международные неправительственные организации? МЕЖДУНАРОДНЫЕ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (MHПO) - согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 23 мая 1968 г. № 1296 (XIV) любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения, и не преследующая своей целью извлечение прибыли. [3] Основными признаками МНПО принято считать:

- отсутствие целей извлечения прибыли;

- признание, по крайней мере, одним государством или наличие консультативного статуса при международных межправительственных организациях;

- получение денежных средств более чем из одной страны;

- осуществление деятельности, по крайней мере, в двух государствах;

- создание на основе учредительного акта.

Международные неправительственные организации обладают своими правами и обязанностями, которые в совокупности своей образуют правосубъектность МНПО, прямо вытекающая из их правовой природы, которую можно охарактеризовать следующим образом: международные неправительственные организации, по своей природе, являются частными организациями, потому что объединяют частных лиц, иногда даже государственных деятелей, но никогда не объединяют государства в лице их политических органов. МНПО носят некоммерческий характер, а их бюджет формируется за счет пожертвований и членских взносов и других источников, деятельность их основана на добровольных началах и опирается на принцип, обязательно закрепленный в уставе любой организации подобного рода, независимости как от правительства, так и иных групп, стремящихся к политической власти (речь идет о политических партиях). Основные права и обязанности организации закреплены в ее уставе, что получило название уставной правосубъектности. На ее основании многие неправительственные организации получили возможность в некоторых ситуациях обязывать своими конкретными действиями (решениями) государства, не заручаясь их согласием. Другими словами, некоторые международные неправительственные организации приобрели в отношении суверенных государств определенный объем самостоятельных распорядительных полномочий, что можно наблюдать в деятельности ряда международных неправительственных организаций регионального (ЕС) и универсального (МВФ) характеров.[4]

Безусловно, международные организации обладают правотворческими полномочиями, но правотворчество этих организаций не является беспредельным, поскольку объем и вид правотворчества организации строго определен в ее учредительном документе. Нормы, создаваемые в ходе такого процесса, носят, конечно, наднациональный, то есть международный характер, и они выходят далеко за пределы национальных интересов отдельного государства или группы государств. В этом смысле такого рода нормы несут в себе зачатки наднационального регулирования. Необходимо добавить, что речь идет не только о зачатках наднационального (международного) регулирования, международные неправительственные организации в ходе своей деятельности формируют международные нормы, имеющие приоритет перед нормами национального законодательства в соответствии с их учредительными документами. Международные неправительственные организации, такие как Всемирная федерация профсоюзов, Международный комитет Красного Креста. Их особенность заключается в том, что, как правило, они учреждаются физическими (группами лиц) или юридическими лицами и являются общественными объединениями, осложненными иностранным элементом. Уставы этих организаций, в отличие от межправительственных организаций, не являются международными договорами, и, следовательно, подобные международные организации не рассматриваются в качестве субъектов международного права, не смотря на, зачастую, серьезное влияние, оказываемое на международный правопорядок. Так, неправительственные организации могут иметь консультативный международно-правовой статус в межправительственных организациях, например, в ООН и ее специализированных учреждениях. Однако не соблюдено основное требование к субъекту международных права – международные неправительственные организации не вправе создавать нормы международного права и, следовательно, не могут, в отличие от межправительственных организаций, обладать всеми элементами международной правосубъектности, то есть иными словами о МНПО можно сказать следующее, что они не являются субъектами международного права, но тем не менее они являются участниками международных правоотношений, поскольку именно их деятельность зачастую оказывает решающее влияние на сложившуюся проблему на международной арене.

Глава II. Правовой статус международных неправительственных организаций в международном и внутригосударственном праве

Вопрос о правовом статусе МНПО в международном праве не решен. По мнению одних авторов, МНПО не являются субъектами международною права, и проблемы их международной правосубъектности не возникает в связи с отсутствием международной правосубъектности у самих учредителей и участников этих организаций - физических лиц и их объединений. Согласно точки зрения других авторов, МНПО не являются субъектами международного права, а выступают субъектами международных отношений. Это мнение было подвергнуто критике на том основании, что нельзя быть субъектом отношений не будучи, одновременно, субъектом права. Существует и иная точка зрения. Она состоит в следующем: учитывая практический вклад МНПО в развитие современных международных отношений и права, целесообразно признать их субъектами международного права со специальной, присущей только им правосубъектностью.[5]

В современных условиях международно-правовое оформление правового статуса и деятельности МНПО производится главным образом путем установления консультативных отношений с межправительственными организациями. В частности, согласно резолюции 1996/31 ЭКОСОС вправе поддерживать отношения с МНПО путем предоставления им консультативного статуса. Это может быть общий или специальный консультативный статус. Неправительственное движение представляет собой огромное число разнообразных, неоднородных и неравнозначных организаций, стремящихся приобрести определенные международные права и обязанности, получив консультативный статус при межправительственной организации. В настоящее время специализированными учреждениями системы ООН, поддерживающими отношения с МНПО, выработаны собственное понятие МНПО, порядок установления консультативных отношений и различные характеристики, которыми должны обладать МНПО для получения консультативного статуса. Уровень требований к неправительственным организациям, стремящимся получить консультативный статус в различных межправительственных организациях, неодинаков. Многие МНПО заключают соглашения о консультативных отношениях и получают консультативный статус одновременно при нескольких специализированных учреждениях системы ООН. Процедура получения МНПО консультативного статуса при межправительственной организации бюрократична и длительна. В целях освобождения межправительственных организаций от дополнительной загруженности, связанной с процедурой рассмотрения документов МНПО о предоставлении консультативного статуса, а также для осуществления единообразного регулирования правового положения и деятельности МНПО, целесообразно принять международный акт в форме резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, содержащей единые для всех учреждений системы ООН понятие МНПО, требования, необходимые им для получения того или иного вида консультативного статуса, а также объем прав и обязанностей, предоставляемых им при получении консультативного статуса и пр. Помимо этого, в резолюции, должно быть предусмотрено положение о том, что МНПО, имеющее консультативный статус при одном из специализированных учреждений ООН, может поддерживать консультативные отношения со всеми остальными учреждениями системы ООН без получения дополнительного консультативного статуса при каждом из них.

Основные права международных неправительственных организаций следующие:

1. право на участие в создании международно-правовых норм;

2. право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обязательных для исполнения;

3. право пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленными как организации, так ее сотрудникам;

4. право рассматривать споры между участниками, а в некоторых случаях и с не участвующими в данной организации государствами.

На основании изложенного можно сделать небольшой вывод, дабы подытожить указанное выше: в настоящее время в международном праве нет норм, которые официально бы признали международную правосубъектность МНПО, с другой стороны, отсутствуют нормы, отрицающие способность МНПО быть субъектом международного права и международных отношений. В научном плане отсутствует единая отработанная терминология, позволяющая выделить из многочисленных категорий общественных организаций международную неправительственную.

Поэтому, на мой взгляд, нецелесообразно утверждать, что международные неправительственные организации не являются субъектами международного права, поскольку они обладают всеми общесубъектными свойствами, которыми обладают остальные субъекты международного права. Иными словами, МНПО обладают способностью участвовать в международных отношениях, регулируемых Международным правом, имеют возможность реализации своих прав и обязанностей. Наделение МНПО консультативным статусом позволяет говорить о включении МНПО в круг субъектов международного права с ограниченным объемом правосубъектности.

международная неправительственная организация

Глава III . Международно-правовые проблемы деятельности международных неправительственных организаций

Рассматривая проблемы деятельности международных неправительственных организаций, трудно определить которые из них заслуживают большего внимания. Безусловно, все они весьма важны для международного права, но я постараюсь осветить наиболее, на мой взгляд, важные из них. К таковым я отнес:

1. Роль МНПО в кодификации норм международного права

2. Международно-правовая защита персонала МНПО

Роль МНПО в кодификации норм международного права:

Кодификация – процесс систематизации действующих норм, устраняющих противоречия, восполняющих пробелы, заменяющим устаревшие нормы новыми.

Международно-правовая защита персонала международных НПО:

Проанализированные международно-правовые акты позволяют сделать следующий вывод: исходной точкой международно-правового регулирования статуса сотрудников МНПО являются конституирующие (учреждающие) международную организацию акты, в которых закладываются правовые основы статуса ее сотрудников. Как правило, основы, заложенные в учредительных документах международной организации, получают свое дальнейшее развитие. Однако практика показывает, что нормативного закрепления стандартов безопасности персонала МНПО недостаточно для их реального соблюдения и выполнения. Поэтому все более и более очевидным становиться необходимость разработки практических рекомендаций по реализации этих положений, их развитие в специальных соглашениях со страной, местом размещения штаб-квартиры или государством, принимающим операцию по поддержанию мира или гуманитарную операцию. Именно к такой группе международно-правовых актов, призванных определить правовое положение сотрудников международных организаций, относятся соглашения, заключенные между НПО и страной пребывания, в частности соглашения, заключенные между Генеральным секретарем ООН с США и Швейцарией. Все они содержат отдельные статьи, посвященные персоналу организаций. Установление межинституциональных связей, координация действий различных организаций, либо участвующих в одной и той же гуманитарной или миротворческой организации, либо осуществляющих различные миссии, но в пределах одной и той же территории, способствует повышению уровня безопасности персонала и, следовательно, эффективности выполнения ими своих функций.

Международные НПО уникальны в своей способности эффективно решать самые разноплановые проблемы, находя соответствующие материальные и человеческие ресурсы. Повышению авторитета и значимости международных НПО будет способствовать тщательно подготовленный международно-правовой инструмент, регламентирующий их правовой статус. Необходимо добиться благополучного разрешения данной проблемы для того, чтобы международные НПО получили универсальную правовую базу для еще более эффективного выполнения поставленных задач и общей готовности к новым мировым проблемам XXI века. И, принимая во внимание имеющийся у международных НПО успешный опыт в сфере кодификации норм международного права, а также осуществления контроля над их исполнением, необходимо расширить возможности международных НПО в участии в международных конференциях, касающихся подготовки соответствующих международных договоров, а также наделить международные НПО более широкими правами в отношении контроля за соблюдением государствами их международных обязательств, вытекающих из международных договоров, участниками, которых они являются. Проблема обеспечения безопасности персонала международных НПО, находящихся при исполнении своих обязанностей, более не может оставаться без внимания, поэтому принятие Дополнительного протокола, касающегося защиты персонала международных НПО, является требованием времени. Важнейшим элементом данного Протокола следует считать его неукоснительное соблюдение, и в этой связи представляется принципиально важным разработать действенный механизм его имплементации.

Назревшая проблема пошатнувшегося имиджа и в принципе недопустимых упреков в неправовом поведении взывает к необходимости четкой правовой регламентации прозрачности и отчетности деятельности, осуществляемой международными НПО, которые тем самым оградят себя от необоснованных нападок. Данную проблему возможно решить путем принятия соответствующего международно-правового документа, представляющего собой универсальный кодекс поведения международной НПО.

Результаты этой деятельности важны как на региональном, так и на международном уровнях.

Список использованной литературы

1. Устав Организации Объединенных Наций от 26.06.1945., Сан-Франциско

2. Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 23.05.1968 №1296 (XIV)

3. Ануфриева Л.П. Соотношение международного публичного и международного частного права: правовые категории. М., 2002.

4. Действующее международное право: В 3 т. Т. 1. М., 1996.

5. Коваленко И.И. Международные неправительственные организации. М.: Международные отношения. 1976.С. 57

6. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Проф. Л.А. Окунькова. М., 1996.

8. Крылов П.Б. Правотворческая деятельность международных организаций. - М: Наука, 1088

9. Курс международного права: В 7 т. Т. 1. М.,1989. С. 218 - 219.

10. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М., 1996.

11. Рабцевич О.И. Право на справедливое судебное разбирательство – норма juscogens общего международного права // Московский журнал международного права. 2004. № 3.

12. Рубанов А.А. Теоретические основы международного взаимодействия национальных правовых систем. М., 1984.

13. Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1970.

14. Хлестов О.Н. Международное право и Российская Федерация // Московский журнал международного права. 1994. № 4.

[1] Коваленко И.И. Международные неправительственные организации. М.: Международные отношения. 1976.С. 57

[2] Курс международного права: В 7 т. Т. 1. М.,1989. С. 218 - 219.

[3] Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 23.05.1968 №1296 (XIV)

[4] Шибаева Е.Л. Право международных организаций: Вопросы теории. - М.: Международные отношения, 1986

[5] Крылов П.Б. Правотворческая деятельность международных организаций. - М: Наука, 1088

[6] Хлестов О.Н. Международное право и Российская Федерация // Московский журнал международного права. 1994. № 4.

Основные понятия и термины по теме: международная организация, ООН, Генеральная Ассамблея ООН, МВФ, Совет Безопасности ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ВОЗ, МОТ.

План изучения темы:

— Организация Объединенных Наций;

Краткое изложение теоретических вопросов.

Понятие и виды международных организаций

Международная организация – это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях.

Современные международные организации делятся на 2 типа:

— неправительственные организации;

— межправительственные организации.

Картинки по запросу красный крест и красный полумесяц

Например, Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца (также известное как Международный Красный Крест или Международный Красный Полумесяц) — международное гуманитарное движение, основанное в 1863 году и объединяющее более 100 миллионов сотрудников и добровольцев (волонтёров) по всему миру.

Картинки по запросу гринпис

Гринпис — экологическая организация, состоящая из Greenpeace International (GPI) с главным офисом в Амстердаме и 30 региональных отделений в 47 странах.

Международные межправительственные (межгосударственные) организации — объединения государств или государственных институтов, созданные на основе международного договора между государствами или их уполномоченными институциями.

По целям создания международные межправительственные организации бывают:

а) общей компетенции (ООН);

б) специальной компетенции:

политической (ОБСЕ),

военной (НАТО),

экономической (ЕС),

валютно-финансовой (МВФ) и в других.

* G8 сегодня G7 (Россию исключили из клуба из-за событий в Украине).


Универсальные международные организации

  1. Организация Объединённых Наций, ООН — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года , и подписан 26 июня 1945 года представителями 51 государств. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций.

Членство: 192 государства-члена.

Штаб-квартира: Нью-Йорк, США.

Дополнительные офисы: Женева, Швейцария, Вена, Австрия, Найроби, Кения.

Картинки по запросу генеральная ассамблея оон

Структура ООН:

— Генеральная Ассамблея – ежегодная очередная сессия Ассамблеи открывается в третий вторник сентября;

— Совет Безопасности ООН несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, его решениям обязаны подчиняться все члены ООН.

Пять постоянных членов Совета Безопасности (Российская Федерация, США, Великобритания, Франция, Китай) обладают правом вето. Россию представляет постоянный представитель России при ООН.

Картинки по запросу Антониу Гуттереш

— Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь , который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.

С 01 января 2017 г. Генеральным секретарем ООН является Антониу Гуттереш (португалец);

— Международный суд ООН;

— Организация по вопросам образования, науки и культуры ( ЮНЕСКО );

-Решению социальных проблем содействует Международная организация труда ( МОТ );

— За обеспечение всемирной безопасности людей на ядерной сфере отвечает Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ);

— Борьбу с распространением эпидемических заболеваний ведет Всемирная организация здравоохранения ( ВОЗ );

— Международный валютный фонд ( МВФ ) — специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США;

— Международный банк реконструкции и развития — основное кредитное учреждение Всемирного банка. Международный банк реконструкции и развития — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учреждённый одновременно с МВФ;

Международная организация, противопоставившая себя ООН

Движение неприсоединения, образовано в 1955 г. по инициативе лидеров Индии (Дж. Неру), Египта (Г.А. Насер) и Югославии (И.Б. Тито).

К августу 2012 года насчитывает 120 государств , в том числе 1 европейское — Беларусь, 37 азиатских, 53 африканских, 26 американских, 3 океанических.

14-я конференция была проведена в 2006 г. в Гаване (Куба).

Аудиторная самостоятельная работа

Работа с текстом

Устав ООН (извлечение).

Глава 1, Статья 1

Организация Объединенных Наций преследует цели:

  1. Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира, и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;
  2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;
  3. Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
  4. Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Вопросы для обсуждения:

Как цели создания ООН согласуются с историческими фактами развития человечества? Какие иные документы согласуются с рассматриваемым текстом статьи 1 Устава ООН? Какие слова отражают интеграционные процессы политического и экономического развития государств и регионов мира?

Форма контроля самостоятельной работы:

Знание материала проверяется при текущем, промежуточном и итоговом контроле качества знаний.

Беспрецедентное развитие общественной дипломатии в мировой политике, деятельность гражданских институтов и расширение инструментального арсенала НПО являются актуальными темами обсуждений в академических и политических кругах России и стран ближнего зарубежья.

На протяжении последних девяти лет в рамках ежегодных встреч Министра Иностранных дел РФ с представителями неправительственных организаций страны обсуждаются вопросы роли НПО в деле развития коммуникационных платформ, способствующих интеграционным процессам как внутри страны, так и на постсоветском и международном уровнях. Неоспоримо, что НПО имеют существенное влияние на формирование Евразийской общественно-гражданской среды. Вместе с тем деятельность многих локальных и международных неправительственных организаций на территории СНГ вызывает глубокую озабоченность и представляет угрозу для национальной и региональной безопасности.

Россия и многие страны СНГ сегодня сталкиваются с развертыванием процессов коммерциализации и политизации неправительственных организаций с целью провоцирования экстремизма, сепаратизма, национализма, а также манипулирования общественным сознанием вплоть до прямого вмешательства во внутренние дела суверенных государств. В данной статье представлен анализ деятельности международных НПО на постсоветском пространстве. Рассматривается также деструктивная деятельность на гражданском уровне, направленная на дестабилизацию социально-политического климата и ослабление безопасности в регионе. В представленных в статье выводах обосновывается необходимость концептуального переосмысления деятельности НПО и создание эффективных механизмов по противостоянию деструктивной деятельности международных НПО.

Роль международных НПО во внешней политике

В настоящее время в современной общественной жизни появи­лось огромное количество частных объединений и групп - так называ­емых неправительственных организации (НПО)[1]. Данный тип объединений (социальных отношений), изначально возникший в областях профессиональной деятельности, част­ных интересов или по конкретным вопросам, получил новый импульс в информационном обществе. По разным оценкам, сегодня в мире насчитывается свыше 60 тыс. международных НПО, которые в качестве основной площадки своей многосторонней деятельности рассматривают Интернет - пространство. Миллионы неправительственных организаций локального уровня также задействованы в онлайн среде.

Современный этап институционального развития НПО как гражданского института берет начало со второй половины 40-х годов 20-го века, когда важность деятельности НПО в качестве функционального института в общественно-социальной жизни, обеспечивающего двустороннюю коммуникацию между государством и гражданами, была признана Организацией Объеденных Наций. Статья 71 Устава ООН устанавливает, что Экономический и Социальный Совет Организации уполномочивается проводить надлежащие мероприятия для консультации с неправительственными организациями, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию[3].

Многие западные эксперты, представляющие интересы транснациональных корпораций, считают НПО основными двигателями глобализации. В зарубежной научной литературе часто отмечается вклад НПО в обеспечение общедоступности Интернета. С 1993 года некоторые НПО получили широкий доступ в Интернет и стали пионерами по разработке веб-сайтов. В новой коммуникационной среде роль гражданских институтов беспрецедентно возросла: в лице международных негосударственных организаций и транснациональных объединений мир заговорил о новых политических акторах. Экстерриториальность коммуникации стала основополагающим фактором и предопределила деятельность негосударственных организаций, якобы действующих независимо[6]. Последние получили широкие функции политического участия, результатом чего и стали многочисленные исследования по проблемам потери суверенности государства и разделения властных ресурсов между гражданскими сообществами и группами.

Таким образом, с точки зрения политической, деятельность современных НПО осуществляется в трех основных направлениях: пропаганда и защита интересов, лоббирование и установление повестки дня.

Основные направления деятельности и механизмы влияния

Описывая историю путча 2004 года в Украине, американский ис­следователь С. Чолиа резюмирует, что никакие из описанных махинаций не имели бы значения без оспоренного результата выборов, без собра­ния людей на улицах и инжиниринга демократии через гражданское неповиновение. Вот здесь-то Национальный демократический фонд и семейство международных неправительственных организаций оказа­лись более всего нужны.

Можно выделить основные направления деятельности НПО:

В результате деятельности международных НПО создается це­лая система приемов и технологий, направленных на оказание выгод­ного влияния на внутриполитическую ситуацию в стране и обеспече­ние смены режима:

Из неформальных лидеров формируются пирамиды сетевого маркетинга. Студент-лидер, создавший свою группу в количестве де­сяти человек и возглавивший ее, получает вознаграждение. Высший доход получает тот, кто становится во главе тысячи человек.

Международные НПО в новой коммуникационной среде

За Интернет пользователями соцсетей в этих странах стояли разные международные НПО. Многие из онлайн активистов этих событий были участниками тренингов и семинаров по пропагандированию в соцсетях (организаторами в большинстве случаев являлись международные НПО).

С тех пор ситуация только усугубилась. Не случайно в 2005 г. на заседании Европейской комиссии по финансированию терроризма прозвучало мнение о том, что террористические группы могут эффективно использовать потенциал НПО в качестве прикрытия для получения доходов. Здесь общественность вплотную сталкивается с диверсифицированными рисками. Во-первых, группы террористов получают хорошо закамуфлированные поступления, при этом получение доказательственной базы и судебная перспектива соответствующих дел затруднены. Во-вторых, и это не менее важно, дискредитируется сама идея работы НПО в рамках гражданского общества.

Основные выводы

В целом, анализируя деятельность международных правитель­ственных и неправительственных организаций в странах СНГ в связи с подготовкой и проведением президентских и парламентских выбо­ров, приходится признать следующее:

  • ограничение расчетов наличностью при уплате исламских налогов,
  • запрет на сбор наличных денег в качестве пожертвований в мечетях, крупных магазинах и культурных центрах,
  • исключение практики выдачи наличности со счетов благотворительных организаций. Теперь за пределы Саудовской Аравии благотворительные средства можно переводить только по специальному разрешению министерства иностранных дел. А все благотворительные организации и фонды Королевства были обязаны пройти аудиторские проверки, которые завершились в основном к маю 2003 года[17].

Другими мерами также могут стать пересмотр государственного финансирования неправительственных организаций, правовое регулирование в свете расширения инструментального арсенала НПО в новой инфокоммуникационной среде, установление тематических платформ для сотрудничества и т.д. Важно отметить, что последние не относятся к установлению ограничений над деятельностью неправительственных организаций, а подразумевают совместную координацию и более четкое очертание сфер деятельности.

ПРИМЕЧАНИЯ

[6] John Gerard Ruggie, “Territoriality and Beyond: Problematizing Modernity in International Relations”//International Organizations, Vol.47, N.1 (1993), P. 139-174.

[7] Margaret E.Keck and Kathryn Sikkink. Activities beyond Border (Ithaca, NY: Cornell Univ. Press, 1998, P.19-25.

[11] Впервые термин Web 2.0 объяснил Тим О'Рейли, представляя некоторые основные принципы платформы. Во-первых, новая парадигма Web2.0 ознаменовала триумф интернет-платформы по отдельным приложениям, увеличение участия пользователей, освоение коллективного разума, использование специализированных баз данных, и, наконец, использование этого программного обеспечения на различных платформах, таких как сотовые телефоны. Эти принципы привели к развитию веб-общин и приложений в виде социальных сетей, видео-сайтов, вики и т.д.

[13] Evgeniy Morozov, “The Net Delusion: The Dark Side of Internet Freedom,”2011, P.16, PublicAffairs, New York.

[15] Новиков А.П., Материалы к участию в ОБСЕ на Семинаре экспертов по предотвращению злоупотреблений в финансировании терроризма некоммерческими организациями, сентябрь 2009 года Вена, Австрия.

IINTERNATIONAL NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS AS A MECHANISM OF INFLUENCE ON THE INTERNAL POLITICS OF CIS COUNTRIES IN MODERN COMMUNICATION ENVIRONMENT

Abstract: The issues of unprecedented development of public diplomacy in the world politics, the operation of civil society institutes and enlargement of instrumental arsenal of NGOs currently are included in the agenda of academic discussions and political environment of Russia and CIS countries. The role of NGOs in development efforts of communication platforms that are to enforce integration processes inside the country, on the post-soviet and international levels are broadly discussed at the annual meetings of the Minister of Foreign Affairs of Russia with NGO representatives of the country in the last nine years. Undoubtedly, NGOs have their significant impact on the establishment of Eurasian civil space. But parallel to this, the activities of many local and international non-governmental organizations on the CIS territory cause deep concerns and present menaces to the national and regional security.

Russia and many CIS countries today are struck by the deployment of the commercialization and politicization of non-governmental organizations to provoke extremism, separatism, nationalism, and to focus on manipulation of public opinion including direct interventions in the internal affairs of sovereign states. In this article we present the analysis of non-governmental organizations’ activities in the post-soviet area. The article also focuses on the destructive activities on the civil society level aimed at destabilization of the socio-political climate and insecurity promotion in the region. In the findings of this paper we justify the importance of rethinking of the NGO concept and underline the need to establish effective mechanisms to counter the destructive activities of international NGOs.

Key word: international NGOs, civil society, informational-communicative environment, post-soviet space, “colour revolution”, mechanisms of confrontation, information warfare

Читайте также: