Доклад здоровьесберегающие технологии их применение в работе классного руководителя

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Сивакова Марина Валерьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №29"
Населённый пункт: город Нижнекамск Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в работе классного руководителя в начальной школе
Раздел: начальное образование

Использование здоровьесберегающих технологий в работе классного

руководителя в начальной школе

Сивакова Марина Валерьевна

Когда нет здоровья, молчит мудрость,

не может расцвести искусство, не играют силы,

бесполезно богатство и бессилен разум

Не подлежит сомнению тот факт, что здоровье человека – одна из

актуальнейших на сегодняшний день тем для разговора. Особенно это касается

подрастающего поколения, ведь воспитание здорового образа жизни и ответственного

отношения к своему организму начинается с самого детства. Некоторые исследования

утверждают, что около семидесяти пяти процентов заболеваний закладывается уже в

детском возрасте. О том, как сегодня применяются здоровьесберегающие технологии

в начальной школе, мы расскажем в нашем выступлении. На сегодняшний день

медицинскими статистическими данными отмечается резкое ухудшение состояния

здоровья детей. У каждого третьего первоклассника имеется какое-либо заболевание

или отклонение. Школьное обучение должно способствовать сохранению здоровья,

однако вместо этого количество здоровых детей становится меньше в четыре раза.

Академик Владимир Филиппович Базарный говорит, что «…здоровье- это

категория резерва жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в

единстве его телесных и психических характеристик. Это жизнеспособность

формируется в процессе воспитания. Следовательно, здоровье- это категория

Всё чаще и громче звучат слова о том, что школьное образование опасно для

Проблема здоровья сегодня как никогда актуальна, можно с уверенностью

утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного

ученика больше чем врач. Поэтому педагог должен строить свою работу так, чтобы

процесс обучения не только не наносил ущерба здоровью детей, но и учил детей с

раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье.

Актуальность рассматриваемой темы отмечена и в государственных законах,

которые регламентируют сегодня образовательную деятельность. В первую очередь

охрана здоровья обучающихся, какие условия должна создать образовательная

организация в своей деятельности, а также условия для образования детей-инвалидов

и обучающихся, которым необходимо длительное лечение.

Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе

определяются как система мер по укреплению и сохранению здоровья детей, в

которой учтены главнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни

ребенка, влияющие на состояние здоровья. Отмечена важность их применения и во

втором документе, на который опирается современная система образования – в

федеральном государственном образовательном стандарте. Для учителя является

в котором среди прочих личностных характеристик отмечено, что это человек,

«выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа

здоровьесберегающие технологии в начальной школе. По ФГОС осознание здоровья

как ценности и привитие навыков бережного к нему отношения является одной из

Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и

целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что

связано с изменениями в жизни ребенка, освоение им новой социальной роли

Наиболее распространённая проблема – нарушения зрения. Статистика

показывает, что количество детей, имеющих близорукость, возрастает от

первоклассников до выпускников с 3,9% до 12,3%. Такая тенденция просто обязывает

учителя к применению здоровьесберегающих технологий в начальной школе,

направленных на предупреждение нарушений зрения и сохранения имеющихся

показателей. Имеются и множество других показателей здоровья, значения которых

снижаются в школьные годы. На диаграмме статистика нашей начальной школы.

Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок,

ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья,

заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов

Современные технологии воспитания ориентированные на укрепление здоровья

должны строиться на стимулировании положительных чувств успеха, оптимизма и

веры в свои силы и способности.

Основные вопросы по здоровьесберегающим направлениям:

-организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии;

-выполнение требований СанПиН;

-игровые оздоровительные технологии;

-веселые физминутки на уроках в начальной школе;

-работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках;

-формирование навыков здорового образа жизни;

-роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни;

Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный

для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды

деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и

Стиль общения учителя с обучающимися также влияет на состояние здоровья.

Учителям должен быть свойственен демократичекий стиль общения, который создает

условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной

деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи.

Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта и защищенности, с

удовольствием работает на уроке.

Работа по укреплению и сохранению здоровья обучающихся невозможна без

привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является

фундаментальным условием в личностно-ориентированном образовании. Родители

становятся участниками классных часов, проводят тематические беседы по здоровому

Одна из важнейших задач, возложенная на родителей, — контроль за

соблюдением режима дня школьника и сбалансированного питания. Там, где эти

задачи решаются успешно, в семье растет здоровый, физически крепкий ребенок с

хорошей эмоционально-волевой сферой, социально защищенный.

Здоровый ученик – успешный ученик. Овладевать знаниями и усваивать новый

материал способен только здоровый человек. Учителю необходимо научить ребёнка

сохранять и укреплять своё здоровье, привить навыки безопасного поведения,

предотвратить излишние психологические и физические нагрузки на детский

организм. Рассмотрим, что необходимо для реализации здоровьесберегающих

технологий в начальной школе.

отнесено к любой из применяемых учителем образовательных технологий, если в

процессе решается задача сохранения и укрепления здоровья учителя и обучающихся.

При этом должны соблюдаться следующие принципы, выделенные Николаем

не должно наносить вред здоровью детей, поэтому стоит использовать только

обоснованные, проверенные на практике элементы работы..

Непрерывность и преемственность — этот показатель говорит о том, что

здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе применяются в

работе регулярно, ежедневно и на каждом уроке. Ребёнок – субъект применяемых

технологий и их непосредственный участник.

Учёт возрастных особенностей при подборе содержания обучения. Все материалы и

их объём должны быть посильны и доступны для ребёнка.

Создание ситуации успеха очень важно для развития психологического здоровья

ребёнка. Любой результат, полученный ребёнком, оценивается сначала с акцентом на

положительное, после чего отмечаются ошибки или проблемы.

Формирование ответственности за свое здоровье у каждого ребенка - важнейшая

Разнообразные виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе можно

объединить в три блока:

направленные на соблюдение гигиенических требований;

организующие рациональную физическую активность;

другие психолого-педагогические технологии.

Первый блок: обеспечиваем гигиенически оптимальные условия Требования

содержатся в нормах СанПиН. Дети должны удобно сидеть, сохраняя правильную

осанку, и периодически менять позу, снимая статическое напряжение. Для этого

педагоги обычно используют физминутки, пальчиковую, дыхательную, суставную и

глазную гимнастику, а также элементы самомассажа. Такие оздоровительные

моменты, регулярно включаемые в урок, дают хороший эффект.

Второй блок: организуем обучение и физическую активность Современные

исследования в области педагогики и психологии отмечают четыре важных момента в

построении урока, включающего здоровьесберегающие технологии в начальной

школе. Момент первый: интересно - значит неутомительно! Формируя у школьников

коммуникативные навыки, заинтересованность в новых знаниях, познавательную

мотивацию и умение не только отвечать на вопросы, но и задавать их, педагог

предотвращает у детей усталость от образовательного процесса.

Момент второй: вижу, слышу, пробую! У каждого человека имеются

индивидуальные особенности восприятия. Учитель должен знать особенности

обучающихся и использовать в работе разные варианты подачи материала, чтобы

облегчить обучение для всех детей.

Момент третий: учет зоны работоспособности. В активности человека

наблюдаются регулярные пики и спады, образующие особый ритм. Такое чередование

имеет свои особенности и в течение одного дня, и в разные дни учебной недели.

Момент четвёртый: распределение интенсивности умственной нагрузки.

Педагог в процессе обучения старается снизить утомление, поддерживает

оптимальную работоспособность учащихся, следит за её изменением в ходе урока и

тем самым способствовует здоровьесбережению.

Третий блок: психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.

Создание благоприятного психологического климата на уроке: доброжелательный

стиль общения; увлекательная беседа; интерес к каждому мнению; тактичное

замечание и спокойная реакция на ошибки; стимулирование к самостоятельной

деятельности; тонкий юмор. Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый

технологии в начальной школе - мощная система, которая поможет сохранить детское

Классификация здоровьесберегающих технологий

Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают

несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные

аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:

Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для

Технологии обучения здоровому образу жизни.

Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и

Ведущий по сигналу (удар в бубен, свисток, хлопок в ладоши) предлагает

детям пошалить: каждый делает, что ему хочется – прыгает, бегает и т. п. повторный

сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям

Интереснейшее и перспективное направление, которое используется в лечебных и

оздоровительных целях, — музыкотерапия.

Целесообразно использование на уроках упражнения-звукоподражание. Психологи

рекомендуют пропевать гласные звуки, и оказывается, что

произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма,

повышает настроение, чувства благополучия

Помогают сохранить здоровье ребёнка в школе цветовые круги, выставленные на

классной доске (диаметром – 30 см). Каково же их значение?

Жёлтый круг уменьшает чувство страха у детей во время проведения диктантов по

Синий круг тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ

Красный круг активизирует умственные способности детей, для всех видов контроля.

Зелёный круг – для успокоения, если дети расшумелись.

Оранжевый круг - цвет творчества, будит фантазию.

Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности – путь к реализации

ФГОС в начальной школе. - включение в учебные планы школы всех классов занятий,

позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению

и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать

стремление к ведению здорового образа.

Заключение Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни —

одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о

здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии

здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое,

психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя —

не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить

физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную

атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на ШМО классных руководителей

Докладчик: Андреева Тамара Валентиновна

2011-2012 учебный год

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни.

Если перенести данную метафору в область здоровья, то река - это образ жизни, и наша общая задача - научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.

Кто должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего - семья, родители, затем - школа, учителя. А из учителей в первую очередь тот, кто больше всего общается с детьми, причем не формально, но близко на протяжении многих лет, проходя с ними по непростому пути школьного бытия со всеми его радостями и тревогами. Речь идет, конечно же, о классном руководителе.

Любой ли классный руководитель способен заинтересовать своих подопечных в выборе поведения, поступков, приносящих пользу здоровью? Да, любой, если эта роль не будет противоречить его собственным установкам и потребностям. Формальное, по обязанности, выполнение этой функции не просто бесполезно - оно может принести вред, особенно если навязываемые педагогом истины не совпадают с его внутренними убеждениями, если дети увидят фальшь и неискренность. Недоверие к такому учителю неизбежно будет распространяться на все правильное и нужное, что он будет стараться передать детям.

Вряд ли среди классных руководителей найдутся такие, кто не понимает необходимости помогать здоровью детей, осознанному выбору ими здорового образа жизни.

Актуальность данного опыта обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям. Смертность превышает рождаемость.

Состояние здоровья детей и подростков по оценкам отечественных и зарубежных специалистов зависит на 20-40% от состояния окружающей среды, на 15-20% генетических факторов, на 10% от деятельности служб здравоохранения и на 25-50% от образа жизни.

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае всё сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнажила: судя по статистике, лишь малую часть выпускников школы можно отнести к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребёнок, как правило, не здоров.

Следует признать, что современная общеобразовательная школа не улучшает здоровья детей. Результаты научных исследований состояния здоровья школьников свидетельствуют о значительном росте большинства заболеваний и функциональных расстройств именно в период обучения детей в школе. За это время 70 % детей переходит из категории здоровых в группу детей, страдающих различного рода функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями.

Ситуация усугубляется тем, что в школу из дошкольного учреждения и семьи приходит не менее 80 % детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных нарушений до хронических заболеваний.

Важным направлением здоровьесберегающей деятельности учителя я считаю работу по формированию здорового образа жизни учащихся, как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитательной работе. Семья может и должна стать объектом влияния школы, реализующей здоровьесберегающее образование, основанном на взаимодействии, использовании воспитательного потенциала самой семьи. При этом посредником между семьей и школой становится ребенок.

Работа с семьей ведется по следующим направлениям:

1. Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни (проведение тематических родительских собраний и конференций, в том числе и с приглашением специалистов; индивидуальные беседы, приглашения на открытые уроки и классные часы, инструктажи по организации закаливания в семье и т.д.).

2. Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей.

3. Приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем – самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.

5. Организация досуга учащихся и собственного (дни здоровья, соревнования, помощь в проведении мероприятий летнего оздоровительного лагеря).

Главное в формировании здорового образа жизни, это не слова, а практический результат. Поэтому повышение уровня культуры здоровья учащихся и их родителей я вижу в том, чтобы развить у них такие практические умения, как:

1)пользование измерительными приборами (ростомер, весы, тонометр и т.д.);

2)сравнение полученных показаний с нормативными показателями;

3)составление рационального режима дня;

4)организация правильного питания;

5)выполнение в семье утренней зарядки и комплексов упражнений для коррекции осанки, зрения и т.д.;

6)проведение профилактических мероприятий в осеннее - зимний период (витаминизация пищи, закаливание).

Я считаю, что в условиях образовательного учреждения неоправданно формализуется процесс оздоровления детей (взрослый является активным по отношению к здоровью ребёнка), а активность, инициатива ребёнка по отношению к своему собственному здоровью практически остаётся невостребованной, хотя знания о ЗОЖ формируются. Поэтому очень важно предоставить ребёнку возможность широкого практикования самостоятельных действий, в том числе и для сохранения своего собственного здоровья.

Но основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии, – это регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.

Любой выбор, любой труд классного руководителя, который будет способствовать улучшению здоровья детей, бесценен. Это необычайно благодарная роль.

Я считаю, что формирование здорового образа жизни должно проходить в единстве с окружающей средой. Поэтому в центр работы по этому направлению я ставлю семью и образовательное учреждение, а учитель же должен быть активным организатором и советчиком. Я выделила несколько самых важных компонентов здорового образа жизни. Ими являются:

Ежедневная двигательная активность учащихся

Соблюдение правил личной гигиены

Соблюдение рационального режима суток

Отказ от вредных привычек

Безопасное поведение на улице

Беседы, которые я провожу, включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека. Занятия строятся так, что дети не только получают знания о том, от чего зависит наше здоровье, но и приобретают навыки самосовершенствования.

Отдельное внимание в классе отводится гигиене – все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки. Классы, в которых занимаются учащиеся, имеют оптимальную температуру.

Один раз в неделю проводятся классные часы, на которых рассматриваются темы здоровьесбережения, эстетического и нравственного воспитания, вопросы пропаганды здорового образа жизни.

В начале учебного года перед собой я поставила цель: сохранение и укрепление здоровья, поэтому я провожу целенаправленную работу с учащимися по формированию здорового образа жизни и повторение правил безопасного поведения на улице, в школе и дома. С детьми провожу инструктажи по технике безопасности, профилактики гриппа и простудных заболеваний. Каждый месяц проводим генеральную уборку класса. Все учащиеся моего класса обеспечены в период их пребывания в школе горячим питанием. Также мы поддерживаем санитарное состояние кабинета. Учащиеся выполняют правила ТБ на уроке и вне его.

Работа по формированию ЗОЖ в классе всегда проводится в тесном сотрудничестве с родителями, так как основа воспитания культуры здорового образа жизни закладывается в семье. Для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у школьников необходима совместная работа педагогов и родителей. Работа с родителями строится по двум направлениям: просвещение самих родителей и активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми.

Основная воспитательно-разъяснительная работа ведется в первую очередь с родителями учащихся – от них зависит, при каком состоянии здоровья ребенок начнет обучение в школе.

Очень важен режим дня детей не только в школе, но и дома. Формирование правильных представлений о здоровом образе жизни должно начинаться именно с режима дня, который наиболее благоприятствует сохранению здоровья с раннего возраста и культуре самоорганизации. Были посещены все семьи и выявлены условия, в которых воспитываются дети.

Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.

Формирование здорового образа жизни – проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо понимание роли личностных качеств школьника в сознательном и волевом стремлении к сохранению и укреплению здоровья.

В школе ежегодно проводится месячник здорового образа жизни, я запланировала следующие мероприятия. Мои ученики активные участники этих мероприятий.

Одним из направлений внеклассной работы по охране здоровья является организация школьного оздоровительного лагеря во время каникул. 3 учащихся после 5 класса посещали лагерь. Многие проводимые мероприятия направлены на здоровьесбережение.

Своеобразие этого направления заключается в том, что кроме задачи гармоничного развития личности оно несёт в себе обязательный оздоровительный компонент и является частью оздоровительной программы.

Сохранение и укрепление здоровья – это важнейшие составляющие работы учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Таким образом, успешная работы по сохранению и укреплению здоровья, по формированию здорового образа жизни даёт положительный результат – учащиеся реже болеют, меньше пропускают занятия, хорошо работают на уроках. Поэтому в дальнейшем необходимо продолжать работу с обучающимися и родителями по формированию ЗОЖ.

Следует помнить, что планирование работы классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников, в воспитание у них потребности в здоровом образе жизни - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель.

Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.

Внедрение здоровьесберегающих во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях.

Классный руководитель начальных классов играет важную роль в становлении школьной жизни своего класса, от него зависит школьная мотивация обучающихся, создание благоприятной среды для всестороннего развития личности ребенка. Мы, классные руководители обучающихся с ОВЗ, зная все психофизиологические особенности понимаем, как важно в погоне за формированием БУД, не нанести вреда здоровью детей.

Поэтому сегодня вашему вниманию я хочу представить здоровьесберегающие технологии, которыми я пользуюсь на уроках, в организации перемен и во внеурочное время.

В современном образовательном процессе все более актуальной становится проблема сохранения здоровья ребенка. Не секрет, что особенно важен вопрос использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми.

Контингент коррекционных школ составляют дети с различными психофизиологическими особенностями, и для них просто необходимо применение технологий здоровьесбережения не только на уроках, но и во внеурочное время.

Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения:

“Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”

Нарушения эмоционально-волевой сферы, раздражительность, агрессивность, негативизм, недоразвитие высших психических функций, отставание в развитии двигательной сферы, недостаточно развитая моторика пальцев рук, недоразвитие речи - всё это свойственно детям с интеллектуальными нарушениями. У многих детей повышенная утомляемость, нарушения основных понятий и представлений. Следовательно, в коррекции психического и физического состояния ребенка поможет использование здоровьесберегающих технологий.

  1. Обеспечение обучающимся возможности сохранения здоровья;
  2. Формирование у обучающихся основ здорового образа жизни.
  3. Привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения к собственному здоровью.
  4. Формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствоваании.

Перечень вопросов по самообразованию:

3. Методы и приёмы здоровьесберагающих технологий;

4. Комплексный подход к внедрению здоровьесберегающих технологий.

Овладение здоровьесберегающими технологиями.

Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей учащемуся самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Работа педагога сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка с ОВЗ, на повышение здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образования. Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников, педагоги нашей группы целенаправленно работают над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищут методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с задержкой психического развития. Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому дефектологу, логопеду, воспитателю коррекционной группы, музыкальному руководителю и другим педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.

Их можно выделить в три подгруппы: организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

Вот некоторые современные здоровьесберегающие технологии, которые использую в своей работе:

Арттерапия. Лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Сюда входит работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками.

Арттерапевтические техники , помогающие снять нервное напряжение иподключить внутренние резервы организма ребенка такие как: красочная живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т.д.)

Психогимнастика - снятие эмоционального напряжения. Упражнение детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения. Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью; вспыльчивым, замкнутым детям, с неврозами, нарушениями характера, с легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Используется в непосредственно-образовательной деятельности. Мимика тесно связана с артикуляцией. Изображение на лице различных эмоций способствует развитию у ребенка не только мимической, но и артикуляционной моторики.

СУ-ДЖОК терапия , обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления. Сочетание су-джок терапии и таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционных занятий.

Особое внимание в нашей работе мы уделяем развитию мелкой моторики, задачами которого являются повышение работоспособности коры головного мозга и развитие активной речи ребенка.

Для развития мелкой моторики нами используется пальчиковая гимнастика, игры с природным, бросовым материалом (бассейны из гороха, фасоли и т.п.), а также игры с различными пособиями (шнуровки, мозаики, пазлы и т.д.).

Развитие мелкой моторики проводится ежедневно, в любое удобное время, а также в непосредственно образовательной деятельности.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

Оценить 981 0

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни.

Если перенести данную метафору в область здоровья, то река - это образ жизни, и наша общая задача - научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.

Кто должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего - семья, родители, затем - школа, учителя. А из учителей в первую очередь тот, кто больше всего общается с детьми, причем не формально, но близко на протяжении многих лет, проходя с ними по непростому пути школьного бытия со всеми его радостями и тревогами. Речь идет, конечно же, о классном руководителе.

Любой ли классный руководитель способен заинтересовать своих подопечных в выборе поведения, поступков, приносящих пользу здоровью? Да, любой, если эта роль не будет противоречить его собственным установкам и потребностям. Формальное, по обязанности, выполнение этой функции не просто бесполезно - оно может принести вред, особенно если навязываемые педагогом истины не совпадают с его внутренними убеждениями, если дети увидят фальшь и неискренность. Недоверие к такому учителю неизбежно будет распространяться на все правильное и нужное, что он будет стараться передать детям.

Вряд ли среди классных руководителей найдутся такие, кто не понимает необходимости помогать здоровью детей, осознанному выбору ими здорового образа жизни.

Актуальность данного опыта обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей.Смертность превышает рождаемость.

Состояние здоровья детей и подростков по оценкам отечественных и зарубежных специалистов зависит на 20-40% от состояния окружающей среды, на 15-20% генетических факторов, на 10% от деятельности служб здравоохранения и на 25-50% от образа жизни.

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае всё сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнажила: судя по статистике, лишь малую часть выпускников школы можно отнести к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребёнок, как правило, не здоров.

Следует признать, что современная общеобразовательная школа не улучшает здоровья детей. Результаты научных исследований состояния здоровья школьников свидетельствуют о значительном росте большинства заболеваний и функциональных расстройств именно в период обучения детей в школе. За это время 70 % детей переходит из категории здоровых в группу детей, страдающих различного рода функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями.

Ситуация усугубляется тем, что в школу из дошкольного учреждения и семьи приходит не менее 80 % детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных нарушений до хронических заболеваний.

Важным направлением здоровьесберегающей деятельности учителя я считаю работу по формированию здорового образа жизни обучающихся, как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитательной работе. Семья может и должна стать объектом влияния школы, реализующей здоровьесберегающее образование, основанном на взаимодействии, использовании воспитательного потенциала самой семьи. При этом посредником между семьей и школой становится ребенок.

Работа с семьей ведется по следующим направлениям:

1. Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни (проведение тематических родительских собраний и конференций, в том числе и с приглашением специалистов; индивидуальные беседы, приглашения на открытые уроки и классные часы, инструктажи по организации закаливания в семье и т.д.).

2. Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей.

3. Приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем – самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.

5. Организация досуга учащихся и собственного (дни здоровья, соревнования).

Главное в формировании здорового образа жизни, это не слова, а практический результат. Поэтому повышение уровня культуры здоровья учащихся и их родителей я вижу в том, чтобы развить у них такие практические умения, как:

1)пользование измерительными приборами (ростомер, весы, тонометр и т.д.);

2)сравнение полученных показаний с нормативными показателями;

3)составление рационального режима дня;

4)организация правильного питания;

5)выполнение в семье утренней зарядки и комплексов упражнений для коррекции осанки, зрения и т.д.;

6)проведение профилактических мероприятий в осеннее - зимний период (витаминизация пищи, закаливание).

Я считаю, что в условиях образовательного учреждения неоправданно формализуется процесс оздоровления детей (взрослый является активным по отношению к здоровью ребёнка), а активность, инициатива ребёнка по отношению к своему собственному здоровью практически остаётся невостребованной, хотя знания о ЗОЖ формируются. Поэтому очень важно предоставить ребёнку возможность широкого практикования самостоятельных действий, в том числе и для сохранения своего собственного здоровья.

Но основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии, – это регулярная экспресс-диагностика состояния обучающихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья обучающихся.

Любой выбор, любой труд классного руководителя, который будет способствовать улучшению здоровья детей, бесценен. Это необычайно благодарная роль.

Я считаю, что формирование здорового образа жизни должно проходить в единстве с окружающей средой. Поэтому в центр работы по этому направлению я ставлю семью и образовательное учреждение, а учитель же должен быть активным организатором и советчиком. Я выделила несколько самых важных компонентов здорового образа жизни. Ими являются:

Ежедневная двигательная активность учащихся

Соблюдение правил личной гигиены

Соблюдение рационального режима суток

Отказ от вредных привычек

Безопасное поведение на улице

Беседы, которые я провожу, включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека. Занятия строятся так, что дети не только получают знания о том, от чего зависит наше здоровье, но и приобретают навыки самосовершенствования.

Отдельное внимание в классе отводится гигиене – все обучающиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки. Классы, в которых занимаются обучающиеся, имеют оптимальную температуру.

Один раз в месяц проводятся классные часы, на которых рассматриваются темы здоровьесбережения, эстетического и нравственного воспитания, вопросы пропаганды здорового образа жизни.

В начале учебного года перед собой я поставила цель: сохранение и укрепление здоровья, поэтому я провожу целенаправленную работу с обучающимися по формированию здорового образа жизни и повторение правил безопасного поведения на улице, в школе и дома. С детьми провожу инструктажи по технике безопасности, профилактики гриппа и простудных заболеваний. Каждый месяц проводим генеральную уборку класса. Все обучающиеся моего класса обеспечены в период их пребывания в школе горячим питанием. Также мы поддерживаем санитарное состояние кабинета. Обучающиеся выполняют правила ТБ на уроке и вне его.

Работа по формированию ЗОЖ в классе всегда проводится в тесном сотрудничестве с родителями, так как основа воспитания культуры здорового образа жизни закладывается в семье. Для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у школьников необходима совместная работа педагогов и родителей. Работа с родителями строится по двум направлениям: просвещение самих родителей и активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми.

Основная воспитательно-разъяснительная работа ведется в первую очередь с родителями обучающихся – от них зависит, при каком состоянии здоровья ребенок начнет обучение в школе.

Очень важен режим дня детей не только в школе, но и дома. Формирование правильных представлений о здоровом образе жизни должно начинаться именно с режима дня, который наиболее благоприятствует сохранению здоровья с раннего возраста и культуре самоорганизации. Были посещены все семьи и выявлены условия, в которых воспитываются дети.

Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении обучающийся должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия обучающихся.

Формирование здорового образа жизни – проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо понимание роли личностных качеств школьника в сознательном и волевом стремлении к сохранению и укреплению здоровья.

В школе ежегодно проводится месячник здорового образа жизни. Мои обучающиеся активные участники этих мероприятий.

Сохранение и укрепление здоровья – это важнейшие составляющие работы учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Таким образом, успешная работы по сохранению и укреплению здоровья, по формированию здорового образа жизни даёт положительный результат –обучающиеся реже болеют, меньше пропускают занятия, хорошо работают на уроках. Поэтому в дальнейшем необходимо продолжать работу с обучающимися и родителями по формированию ЗОЖ.

Следует помнить, что планирование работы классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников, в воспитание у них потребности в здоровом образе жизни - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель.

Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия обучающихся.

Внедрение здоровьесберегающих во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях.

3.Полат Е.С.,Моисеева М.В.,Петрова А.Е.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.М., 2004.

Читайте также: