Зарубежный опыт налогообложения доклад

Обновлено: 05.07.2024

Одним из принципиально важных направлений совершенствования любой системы вообще и системы налогообложения в частности является ее содержательный анализ, который направлен на выявление сильных и слабых сторон системы во всех аспектах ее изучения: функциональном, элементном и организационном. При проведении такого анализа целесообразно использовать метод сравнения данной системы с ее аналогом для сопоставления отдельных системных характеристик и определения их соответствия целям и задачам анализируемого объекта.

Важным положением предлагаемого подхода к сравнительному анализу систем налогообложения федеративных (по существу) государств является то, что возможность применения в российской налоговой практике тех или иных элементов, методов, структурных решений в обязательном порядке должна оцениваться с учетом реально сложившегося уровня социально-экономического развития конкретных стран, особенностей протекания социально-экономических процессов, а также целей и задач (причем не только экономических, но и политических), которые стоят перед данным государством.

В соответствии с вышесказанным цель курсовой работы – сравнительный анализ систем налогообложения экономически развитых стран с налоговой системой России, на основе которого предлагаются пути совершенствования данной налоговой системы.

Структура курсовой работы соответсвует ее цели и включает два основных раздела:

  1. Налоги как важнейший составной элемент налоговой системы, где рассматриваются теоретические аспекты налогообожения;
  2. Налоговые системы зарубежных стран. Здесь проводится сравнительная характеристика налоговых систем США, Канады, Германии, Франции, Испании.

В заключении кратко приводятся пути совершенствования налоговой системы России на примере зарубжных стран.

  1. Налоги как важнейший составной элемент налоговой системы

1.1 Понятие и определение налога. Налоги и другие государственные изъятия и платежи

1.1.1 Понятие налога

В понимании налогов важное значение имеют два аспекта. Во-первых, налог – это объективная экономическая категория, ее внутренняя сущность (с объективной стороны); во-вторых, существует конкретная видимая правовая форма проявления внутренней сущности налогов в процессе их использования в реальной экономической жизни (с субъективной стороны). Оба эти аспекта тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, представляя на практике органичное единство, тем не менее их следует различать между собой.

Налоги как объективная категория являются исходным и основным понятием, определяющим главные, сущностные черты налогов. Исходная, основная категория – это обобщенное абстрактное понятие объективно существующих экономических отношений. Объективная сущность (объективная сторона) налогов не зависит от конкретной экономической действительности, она определяется лишь факторами, вызвавшими появление этой категории.

Возникновение налогов обычно связывается с возникновением государства: становление его институтов, возложение на государственный аппарат общественно-политических функций неизбежно потребовало формирования фондов финансовых ресурсов и соответственно инструментов, посредством которых такие фонды могли бы быть сформированы. Таким инструментом и стали налоги, главное предназначение которых изначально заключалось в формировании материальной базы (фондов финансовых ресурсов) для обеспечения функций государства в интересах всего общества. С развитием государства, расширением его функций роль налогов повышалась, однако суть их осталась неизменной. Таким образом, налог как экономическая категория выражает денежные отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе вторичного распределения (перераспределения) вновь созданной стоимости валового национального продукта и отчуждения части ее стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке. Объективная сторона налогов проявляется на практике в течение всего периода существования налогов, при каждом единичном акте их уплаты и не зависит ни от того, на каком историческом и экономическом этапе развития находится государство, ни от того, какое конкретное государство взимает налоги, ни от каких-либо других факторов.

1.1.2 Определение налога

А. Смит определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрены его размер и порядок уплаты.

На рис. 1.1 представлены основные отличительные признаки налога в трактовке Налогового кодекса.


В статье рассмотрено налогообложение образовательных учреждений зарубежными странами. Проанализирован механизм предоставления налоговых скидок в сфере образования в Великобритании. Рассмотрен специальный налог на профессиональное образование во Франции.

Ключевые слова: налог, образование, льгота

Усиливающееся взаимодействие национальных экономик является ярко проявляющейся тенденцией мирового развития. При этом налоги стали одним из средств создания единого экономического пространства для государств, связанных едиными экономическими и политическими интересами. Проблемы налогообложения отдельного государства нужно рассматривать во взаимосвязи с тенденциями мирового сообщества. При разработке национальной налоговой политики необходимо учитывать опыт и перспективы налоговых реформ в иностранных государствах.

Изучение особенностей налогообложения образовательных учреждений в зарубежных странах и выявление тенденций его развития необходимы для создания и развития механизма налогового регулирования и стимулирования развития в рассматриваемой сфере.

Особого внимания требует налогообложение в сфере образования в Великобритании. Налогоплательщикам предоставляют различные налоговые льготы, как образовательным учреждениям, так и участникам образовательных учреждений:

‒ пониженная процентная ставка налога на недвижимое имущество образовательных учреждений;

‒ освобождение образовательной услуги от обложения НДС. (данная льгота предоставляется для уполномоченного учреждение, понятие которого устанавливается законодательством. Указанное понятие применяется только в целях льготирования налогообложения НДС.)

‒ родителям (в форме определенных налоговых вычетов и налоговых скидок по налогу на доходы как работникам и как организациям);

‒ фондам и иным юридическим лицам, связанным с сектором образования (в форме освобождений и вычетов по налогу на доходы корпораций, НДС, налогам на недвижимость и некоторым другим налогам);

‒ студентам (в форме налоговых скидок в размере процентных ставок по образовательным кредитам, вычетов по налогу на доходы, освобождений от налогообложения подоходным налогом стипендий и выплат по грантам, выделенным на научные исследования) [4].

В отдельных, довольно редких случаях специфика налогообложения обусловлена применением пониженных процентных ставок по налогу, например, на недвижимое имущество частных образовательных учреждений (в отдельных местных системах налогообложения).

Налоговая скидка на ребенка представлена в Великобритании несколькими вариантами. Один из них это установления пособия в твердой сумме для отдельных категорий лиц и семей, например, в отношении многодетных семей. Так же существует вариант установления пособия по размеру валового годового дохода семьи.

Налоговая скидка является независимой величиной, не привязанной к каким-либо показателям, поэтому она предоставляется независимо от объема перечисленных в бюджет сумм подоходного налога. Размер скидки зависит от суммы, подлежащей выплате многодетным семьям по пособиям. Отдельное место занимают налоговые скидки в форме субсидий, предусмотренные, например, для детей-инвалидов, значение величины преференции для которых выше.

Налоговым законодательством Великобритании установлена ответственность за недостоверное декларирование и мошенничество в целях получения налоговых скидок. Штраф может быть возложен не только на налогоплательщика, но и на организацию, которая выступала налоговым агентом, обязанным исчислять налоговые скидки.

Организации-работодатели являются плательщиками государственного страхового сбор за своих работников [4]. Так же работодатель может быть обязан удерживать с работника сумму льготного кредита на образование, выдаваемого специально уполномоченными государством финансово-кредитными институтами студентам. Существуют специально утвержденные таблицы, в которых отражается полный перечень обязанностей по удержаниям в погашение кредитов на образование. Работодателя прекращает удержание с момента поступления из налоговой или таможенной службы уведомления о погашении образовательного кредита. Данная обязанность работодателей не является налоговой,однако администрированием таких платежей занимаются налоговая и таможенная служба. За неисполнение обязанности по своевременному удержанию и перечислению указанных сумм в отношении работодателя применяются штрафные санкции.

Таким образом, специфика налогообложения в Великобритании обусловлена применением пониженных процентных ставок и предоставление различных налоговых льгот не только для образовательных учреждений, но и для участников образовательных учреждений. Установление разных налоговых вычетов и льгот позволяет гражданам реализовать свои права на получение образования, а образовательным учреждениям создает финансовые и экономические гарантии эффективного осуществления своей деятельности [1].

Во Франции существует специальный налог на профессиональное образование, основная цель которого — нахождение средств на финансирование профессионально-технического образования в стране является государственным налогом. Он взимается с фонда оплаты труда по ставке 0,5 % годового фонда оплаты труда предприятия в целом плюс 0,1 %. Если предприятие использует временную рабочую силу, ставка повышается до 2 %. На профессиональную подготовку молодёжи взимается дополнительно ещё 0,3 %. Кроме того, предприятие, на котором работает более 10 сотрудников, обязательно участвует в финансировании жилищного строительства, для чего отсчитывается 0,65 % годового фонда оплатытруда (при этом форма участия может быть любой: от прямого инвестирования до предоставления займа)

Главным элементом французской налоговой системы является налог на добавленную стоимость. Учреждения образования полностью освобождаются от уплаты этого налога.

Схемы предоставления налоговых льгот в сфере образования отличается в разных странах. Но при этом разнообразии можно выявить закономерность, заключающаяся в том, что за рубежом существует механизм налогового регулирования сферы образования, который позволяет обеспечить эффективное налоговое стимулирование научно-технического развития страны [3].

Таким образом, исследование налоговых систем иностранных государств важно для развития национальной системы налогообложения. Образованию в западных странах уделяют особое внимание. Предоставляются различные льготы для образовательных учреждений и обучающихся. Организуется подготовка профессиональных кадров, для чего создается дополнительное финансирование с собранных налогов.

Но для успешного внедрение зарубежных моделей налогообложения образования необходимо достижении достаточного уровня экономического развития, наличие эффективной системы налогового администрирования, а также наличие роста налоговой ответственности у налогоплательщиков.

  1. Евлоева М. М. Зарубежный опыт налогового контроля образовательных учреждений // Современные научные исследования и инновации. — 2011.– № 6. — С.32
  2. Дорофеева, Н. А. Налоговое администрирование: Учебное пособие/ Н. А. Дорофеева. — М.: Российский университет кооперации, 2010. — 235 с.
  3. Зарипова, Н. Д. Анализ практики налогового регулирования в зарубежных странах / Н. Д. Зарипова // Международный бухгалтерский учет. — 2011. — № 19.– С. 44–50.
  4. Корф Д. В. Налогообложение в сфере образования в Великобритании // Финансовое право. — 2007. — № 10. — С. 56.

Основные термины (генерируются автоматически): Великобритания, налоговая скидка, налог, учреждение, сфера образования, государство, особое внимание, профессиональное образование, специальный налог, специфика налогообложения.

Читайте также: