Стивенсон остров сокровищ доклад

Обновлено: 18.05.2024

История создания романа, его влияние на культуру, а также сиквелы, приквелы и экранизации.

Мы расскажем о детстве и юности Стивенсона, об истории создания романа и о том, как придуманный фантазией шотландского писателя сюжет дописывали, интерпретировали и экранизировали десятки других людей.

Роберт Льюис Бэлфур Стивенсон родился 13 ноября 1850 года в Эдинбурге в весьма уважаемой семье. Его отец Томас, дядя Алан и дед Роберт были известными инженерами-проектировщиками, построившими на скалистых берегах Шотландии несколько десятков маяков, многие из которых действуют по сей день.

Поскольку Томас частенько отсутствовал по делам, Роберт рос под присмотром любящей матери — Изабель. Изабель Стивенсон души не чаяла в сыне. До самой смерти она вела дневник, на страницах которого жизнь её единственного сына расписана буквально по дням. Она записывала его поступки, цитировала высказывания, собирала все попавшиеся ей в руки страницы рукописей, а затем, когда Роберт стал знаменитым, коллекционировала все посвящённые ему газетные вырезки.

Отец редко бывал дома, но по вечерам старался развлекать сына приключенческими историями собственного сочинения. Томас рассказывал Роберту о пиратах, старых моряках, разбойниках, придорожных трактирах и пограничных стычках.

Однако юный Стивенсон не просто запоем поглощал понравившихся ему авторов: он старался анализировать и разбирать прочитанное. Выученные уроки он тут же применял на практике.

Несмотря на то, что Томас Стивенсон был прирождённым рассказчиком, он искренне ненавидел писателей и презирал всех, кто пытался зарабатывать на жизнь писательским ремеслом. Томас не верил в литературные таланты отпрыска и надеялся, что Роберт пойдёт по его стопам и станет инженером. Все попытки сына доказать, что он сам хочет творить свою судьбу, становились причинами скандалов. Добавляли масла в огонь и религиозные противоречия — Роберт вырос в глубоко верующей семье, его же собственная вера была, мягко говоря, недостаточной.

Устав спорить с отцом, Стивенсон в 1867 году поступил в Эдинбургский университет, чтобы выучиться на адвоката. Впрочем, Роберт и не думал отказываться от своей мечты и к учёбе относился спустя рукава — истинное призвание ждало его по вечерам, когда он откладывал в сторону учебники и брался за перо.

В конечном итоге, Роберт всё-таки выучился на юриста, но на этом его отношения с правом и закончились. А вот отношения с отцом достигли точки кипения. Постоянные ссоры и споры истощили и без того неважное здоровье юноши, и доктора посоветовали ему отдохнуть на Ривьере. Несколько следующих лет Стивенсон буквально не вылезал из Франции.

Первые публикации Стивенсона были довольно слабы и многословны, но он начинает регулярно публиковаться на страницах литературных журналов. Роберт писал очерки, путевые заметки, статьи, рецензии, этюды и эссе, а вот беллетристика давалась ему с трудом. Все попытки написать что-то длиннее повести оканчивались неудачно — в какой-то момент воображение иссякало, и очередной роман оставался незаконченным.

Написать рассказ, пусть даже плохой, может каждый, у кого достаточно бумаги и времени. Но далеко не каждому удастся написать даже плохой роман — размер убивает всё.

Зарабатывал Стивенсон немного, а вот жить, в отличие от большинства шотландцев, предпочитал на широкую ногу, поэтому всегда был в долгах и продолжал зависеть от родительских денег.

В 1876 году во Франции Стивенсон познакомился с Фэнни Осборн, замужней американкой с двумя детьми. Брак Фэнни зашёл в тупик, и чтобы быть подальше от мужа, она переехала аж на другой континент. Фэнни была на десять лет старше, однако Роберта это не остановило, и между ними возник страстный роман.

Вскоре Стивенсон твёрдо решил жениться на Фэнни. Его не останавливала ни разница в возрасте, ни двое детей, ни собственное плачевное материальное положение, ни возражения друзей и родителей, которые угрожали лишить его денежного довольствия.

Стивенсон обожал Шотландию, но родной климат был губителен для ослабленного туберкулёзом организма. Писатель не вылезал с лечебных курортов, а семья составляла ему компанию.

Ллойд обожал рисовать и однажды, понаблюдав за его трудами, Роберт и сам почувствовал прилив вдохновения и нарисовал крайне точную и аккуратную карту клочка суши, который он назвал Остров Сокровищ.

Карта буквально притягивала воображение писателя. Глядя на бухты и проливы невесть где лежащего клочка земли, Стивенсон живо представлял себе суровых мужчин с остро заточенным оружием, которые искали спрятанные среди скал и пальм сокровища.

Вскоре Роберт уже сидел за столом, перед ним валялась стопка исписанных листов, а его воображение и не думало иссякать.

Предводителя пиратов Джона Сильвера Стивенсон списал со своего хорошего знакомого Уильяма Хенли, высокого, энергичного и очаровательного человека, который ещё в детстве лишился ноги из-за осложнений после туберкулёза. Хенли был успешным поэтом и редактором и обожал весёлые гулянки. Чтобы превратить такого человека в пирата, писателю пришлось лишить образ Хенли всех качеств, присущих добропорядочному джентльмену.

А ещё Томас Стивенсон виртуозно подделал подпись капитана Флинта на карте Острова сокровищ, напечатанной в одном из первых изданий романа.

Британия, середина XVIII века.

Историческая справка:

В обычной армии квартирмейстеры по сути являются завхозами, заведующими рационами и другими припасами. Но на флоте их обязанности совершенно другие, а уж на пиратских кораблях квартирмейстеры и вовсе занимали уникальное положение и были вторыми по авторитету после капитана. Квартирмейстеры распределяли награбленную добычу, поддерживали на корабле дисциплину, разрешали возникающие между членами экипажей споры и ссоры, наказывали провинившихся, могли накладывать вето на приказы капитана, возглавляли абордажную команду и чаще всего заменяли капитана в случае его гибели. То есть, после смерти Флинта именно Сильвер стал законным лидером в глазах оставшихся пиратов. Неудивительно, что такого человека боялся сам Флинт.

Спустя множество схваток, засад, перестрелок и прочих лихих приключений Джим и его друзья при помощи брошенного на острове отшельника Бена Ганна одерживают верх, находят часть сокровищ и возвращаются домой. Трое уцелевших пиратов оказываются брошены на острове, а вовремя сменивший сторону Сильвер к вящей радости остальных сбегает в первом же порту, прихватив с собой долю сокровищ.

Ради этого он откровенно и открыто заимствовал понравившиеся ему эпизоды у других авторов и упрощал роман в угоду самым юным читателем.

Стивенсон не зря полировал свой стиль и долго учился писать хорошо: роман с первых слов увлекает приключенческой атмосферой и не отпускает до самых последних страниц. Читатель вместе с Джимом пугается от звуков стучащей по камням клюки Слепого Пью, с замиранием сердца крадётся по тёмным комнатам опустевшего трактира в ожидании возвращения пиратов и прячется от погони под мостом. Роман полон ярких красок, головокружительных приключений и колоритных персонажей, хотя всю авторскую и читательскую любовь наверняка крадёт Джон Сильвер.

В процессе герои сталкиваются с Флинтом, ещё не слепым Пью, Чёрным псом, Беном Ганном и Джоном Сильвером, и добрая доля сокровищ оказывается закопана на знаменитом острове.

В 1958 году по мотивам романа был снят шестисерийный телесериал.

Поначалу я отговаривал себя от этой затеи. Дорога в ад усеяна плохими сиквелами, которые слишком сильно стараются походить на оригинал и проигрывают ему в каждом сравнении.

Повествование в романе ведётся от лица сына Хокинса, которого также зовут Джим. Джим знакомится с Натти, семнадцатилетней дочкой Сильвера, влюбляется в неё и увязывается следом за девушкой навстречу опасностям и приключениям.

Джим крадёт у своего отца карту Острова сокровищ и вместе с Натти отправляется туда, чтобы выкопать оставшееся на острове серебро. Однако вернувшись на Карибы, герои узнают, что на острове поселились рабы с невольничьего корабля, разбившегося о прибрежные скалы. Уцелевшие рабы живут на острове, претерпевая жестокие унижения со стороны экипажа корабля и трёх оставшихся на острове пиратов, которые ведут себя как местные царьки. Джим и Натти освобождают рабов, находят серебро и сбегают с острова, но на обратном пути их клипер терпит крушение у побережья Техаса.

"Остров сокровищ" (1883) роман Роберта Льюиса Стивенсона история создания и жанровая особенность

Писатель хотел назвать роман "Морской кок, или Остров сокровищ: история для ребят" впоследствии его название изменилось. Роберт Стивенсон вспоминал: "Я нарисовал карту необитаемого острова; она была очень старательно и (так мне казалось) превосходно раскрашена. Форма того острова несказанно меня очаровала, там были залива, которые радовали меня и подсознательно я написал название: "Остров сокровищ". Образы моих будущих персонажей приключенческого романа начали, проявляется сквозь воображаемый лес, и когда я всматривался в свою карту острова сокровищ. То их загорелые лица с блестящим оружием в руках выглядывали на меня с неожиданных тайников, они бегали туда и сюда, пытаясь все найти сокровища, сражались за него всего на нескольких дюймах изображения. Это должна быть книга для мальчиков-подростков. Я не умел водить бригом (а именно бригом должна была быть "Эспаньола"), но надеялся, что как-то смогу повести корабль, как шхуну, не опозорившись на весь мир".

Каждый день Роберт Стивенсон читал своим родным надписанные истории с острова. Слушатели не только оценивали произведение, но и с интересом участвовали в процессе творчества. Так, благодаря Томасу Стивенсону в романе появился сундук Билли Бонса и бочка с яблоками - вещи, которые существенно повлияли на ход сюжета произведения.

В Англии пиратство было известно уже с XVI ст. Британская империя была сильной морской державой, имела государственный флот, поэтому появлялись желающие к легкой наживе - "джентльмены фортуны", как они себя называли. Пираты грабили торговые корабли, убивая моряков и пассажиров. Власть использовала пиратов, потому что они помогали охранять колонии. Так было во время войны Англии с Голландией, Испанией и Францией. Королева Англии поддерживала и отмечала некоторых из них за помощь в борьбе с морскими конкурентами. Пираты в большинстве случаев базировались у берегов Африки, Азии, Северной Америки - на островах Карибского моря. Постепенно большая армия пиратов начала грозить почти всем мировым государствам. Сформировался особый пиратский мир с жестокими законами и кровавой символикой, которая противоречила нормам морали и цивилизованной общественной жизни. В конце XVII ст. результатом борьбы было принятия суровых законов относительно пиратства и пиратов, в частности смертная казнь. Действие романа происходит в середине XVIII ст., когда общество дало оценку пиратским разбоям.

Жанровая особенность

Писатель избрал для своего романа традиционную приключенческую тему – поиски пиратских сокровищ. В произведении действуют загадочные персонажа (Билли Бонс, одноглазый Пью, Сильвер), происходят необычные события - кровавые стычки, мятежи, далекие морские путешествия. Сюжет развивается стремительно, повороты и действия в романе неожиданные. В каждой части романа изменяется место событий и соотношения сил, которые противостоят в борьбе за корабль и сокровища. Персонажи произведения разделены на два непримиримых лагеря, между ними постоянно идет жестокая борьба. Однако секрет успеха романа Стивенсона не только в выбранной теме и приключенческом сюжете. Автор сумел передать чувства живого развития событий и непосредственного присутствия читателя при этом. Не случайно он избрал рассказчиком мальчишку-участника, который постоянно пытается разобраться в событиях и загадках, и его переживания - страх, удивления, подозрение, радость - полной силой передаются читателю. В рассказе Джима немного описаний. Писатель отмечал, что объявил "войну прилагательным зрительным картинкам". Герой в основном рассказывает о событиях, разговорах героев и их поступках. А читатель самостоятельно должен представить портрет, характеры, обстоятельства.

Характеристика главных героев остров сокровищ

Сочинения

Главные герои

 остров сокровищ мультфильм персонажи

 остров сокровищ персонажи

Это все герои романа. Каждый сыграл свою роль в истории, без них сюжет не был бы таким интересным.

Второстепенные персонажи

Автор дал жизнь в своем знаменитом романе и героям второго плана. Эти персонажи не менее яркие, вот их краткая характеристика:

 кто написал остров сокровищ

Также на страницах упоминаются и другие персонажи: это пираты, которые участвуют в плавании, а также родители Джима, в чьем трактире и начинается история.

Основная мысль и анализ

Что касается художественных особенностей текста, то можно выделить следующее:

  • наличие рассказчика, история повествуется от первого лица;
  • стремительное развитие сюжетной линии;
  • поддержание интриги, чем закончится противостояние двух противоположных лагерей непонятно до конца рассказа.

Остров сокровищ

o-o.jpg

Автор: Джефф Уэллс (Jeff Wells)
На фото: Чарлтон Хестон в роли Долговязого Джона Сильвера

1. Идея романа возникла благодаря карте, нарисованной Стивенсоном.

2. В то время Стивенсон был 31-летним безработным мужчиной, финансово зависимым от своего отца.

3. Поначалу автор писал по главе в день.

Увлеченный своей идеей, Стивенсон писал по главе каждое утро, а после обеда показывал готовый материал своей жене Фанни и маленькому Ллойду. По словам писателя, восторг мальчика побуждал его писать дальше.

4. А потом его ждал продолжительный творческий кризис.

Приступив к 15 главе, Стивенсон понял, что у него закончились идеи. Он не мог понять, как должна развиваться история Джима после высадки на остров. После нескольких недель поисков новых идей Стивенсон перебрался из Шотландии в маленький домик в Швейцарских Альпах. Перемена места благоприятно сказалась на здоровье писателя и вернула ему вдохновение.

6. Автор издал свой роман под псевдонимом.

7. А вот читателей начало не впечатлило.

8. Прототипом Долговязого Джона Сильвера стал друг Стивенсона.

9. В книге упоминаются настоящие пираты и военные моряки.

10. Это произведение было невероятно жестоким для своего времени.

Представьте себе сцену, в которой Джим видит, как Сильвер метнул свой костыль в спину предателя:

Трудно сказать, насколько серьезно он был ранен. Судя по силе удара, можно было предположить, что у него сломан позвоночник. Но Сильвер не дал ему возможности даже пошевелиться. В одно мгновение он с обезьяньей быстротой подскочил к Тому на одной ноге и дважды по самую рукоятку всадил нож в его беззащитно распростертое тело. Я отчетливо слышал из кустов, как он тяжело сопел, нанося удары.


11. Многие советы отца писателя нашли свое место в книге.

12. Долговязый Джон – один из наиболее ярких персонажей классической литературы.

13. Ученые и поклонники романа долго ломали голову над местоположением острова.

Упоминания о мексиканских индейцах и о пиратах, пьющих ром, наводят на мысль, что события романа развиваются в регионе Испанского Мэна. Но как же тогда быть с гремучей змеей, которую Джим повстречал на острове, с растущими там вечнозелеными дубами, с морскими львами, ведь ни один из этих видов не встречается в регионе? На остров Стивенсона, напоминающий винегрет из географических деталей, можно попасть только в воображении.

14. Существует более 50 полнометражных и телевизионных экранизаций романа.

От немого кино и до Маппет-шоу, классическое произведение Роберта Льюиса Стивенсона очень популярно в мире кинематографа. Роль Джона Сильвера исполняли такие актеры, как Орсон Уэллс, Чарлтон Хестон, Тим Карри и Энтони Куинн. Кстати, в телевизионной экранизации романа 1990 г. с Чарлтоном Хестоном в главной роли можно увидеть молодого Кристиана Бейла в роли Джима Хокинса.

Перевод: VikiLeeks
Использованы цитаты из романа "Остров сокровищ" Р.Л. Стивенсона в переводе Михаила Зенкевича.
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Читайте также: