Старшая и младшая эдда доклад

Обновлено: 02.07.2024

3. “Cтаршая Эдда” и “Младшая Эдда”:

• "Эдда" – в средние века так называлась книга, написанная в 1222-1225
гг. знаменитым исландским историком и поэтом Снорри Стурлусоном.
• Книга эта представляет собой учебник поэтического искусства
(скальдической поэзии) и содержит:
• обзор языческой мифологии
• обзор поэтической фразеологии
• образцы стихотворных размеров

7. Бриньольфур Свейнссон (1605-1675)

Песни о богах:
Прорицание вёльвы
Речи Высокого
Речи Вафтруднира
Речи Гримнира
Поездка Скирнира
Песнь о Харбарде
Песнь о Хюмире
Перебранка Локки
Песнь о Трюме
Речи Альвиса

Песни о героях:
Песнь о Вёлунде
Первая Песнь о Хельги Убийце Хундинга
Песнь о Хельги, сыне Хьёрварда
Вторая Песнь о Хельги Убийце Хундинга
Пророчество Грипира
Речи Регина
Речи Фафнира
Речи Сигрдривы
Отрывок Песни о Сигурде
Первая песнь о Гудрун
Краткая Песнь о Сигурде
Поездка Брюнхильд в Хель
Вторая Песнь о Гудрун
Третья Песнь о Гудрун
Плач Оддрун
Гренландская Песнь об Атли
Гренландские Речи Атли
Подстрекательство Гудрун
Речи Хамдира

О Вёлунде и Нидуде
1 С юга летели
над лесом дремучим
девы-валькирии,
битв искавшие;
остановились
на отдых у озера,
лен драгоценный
начали прясть.
2 Первая дева, —
нет ее краше, —
на плечи Эгилю
руки вскинула;
Сванхвит вторая,
в одежде белой
из перьев лебяжьих;
а третья сестра
Вёлунда шею
рукой обвила.
Плач Оддрун
О Боргню и Оддрун
Одного конунга звали Хейдрек. Его дочь звали Боргню. Вильмундом
звали того, кто был ее любовником. Она не могла разродиться, пока
не подоспела Оддрун, сестра Атли. Оддрун была раньше
возлюбленной Гуннара, сына Гьюки. Об этом здесь рассказывается.
1. Слышал рассказ я
в древних сагах,
как дева явилась
однажды в Морналанд;
никто из людей
на земле не мог ей
дочери Хейдрека,
помощь подать.
2. Услышала Оддрун,
Атли сестра,
что тяжкие боли
деву схватили;
из стойла взяла
удилам покорного,
на вороного
седло возложила.
3 Пустила коня

16. Стиль


лаконизм,
Общие черты:
стремительность.
• кеннинги
• хейти
• разностильность песен
• обилие собственных
• Напряженная риторика и
имен
откровенная
• повторяющиеся
дидактичность
формулы, словесные
клише
• богатая синонимика и
конкретность значений.
• компактность,

18. Стихосложение

• Стих песен "Эдды" - это аллитерационный стих
• "эпический размер"
• называется "диалогическим" или "гномическим".
• В переводах "Старшей Эдды" на современные германские языки
обычно возрождают аллитерационный стих.
• Эддические песни не составляют связного единства
• Напряженная риторика
• откровенная дидактичность многих песен
• стихи нередко перемежаются прозаическими кусками

19. Низшая мифология:

21. Младшая Эдда

Видение Гюльви
У Гюльви светлая Гевьон
злато земель отторгла,
Зеландию. Бегом быков
вспенено было море.
Восемь звезд горели
во лбах четырех быков,
когда по лугам и долам
добычу они влекли.
За спину забросили сыпались капни Свафнира крышу
разумные воины.
Прежде чем в дом
войдешь, все входы
ты осмотри,
ты огляди,ибо как знать,
в этом жилище
недругов нет ли.
И стой, покуда
ты вопрошаешь.
Пусть сидит отвечающий

22. Язык поэзии


Одного человека звали Эгир или Хлер.
Он жил на острове, что теперь называется Лесё.
Он был изрядно сведущ в колдовстве.
Он держал раз путь в Асгард, и, ведая о том, асы радушно его приняли, хотя
не обошлось тут и без обманных чар.
Вечером, как настало время для пира.
Один велел внести в палату мечи.
И они так сверкали, что там стало светло, и, пока все сидели за пиром, не
нужно было другого огня.
Асы пошли на пир, и воссели на троны двенадцать асов, коим надлежало
быть судьями.


Сразу возникает вопрос: почему мы вообще объединяем настолько разные произведения — прозаический учебник и сборник поэтических легенд, созданные разными авторами и в разное время?

Младшая Эдда: учебник для поэтов

 1

Таким представлял себе Снорри Стурлусона художник Христиан Крог. Прижизненных портретов не сохранилось

Скандинавские мифы мы знаем в пересказе христианина, считавшего, что боги из легенд — потомки гомеровских троянцев.

 1

Старшая Эдда: шедевр неизвестного автора

Снорри то и дело цитирует песни какого-то более раннего автора. Напрашивается вывод, что эти тексты должны быть где-то зафиксированы. Однако большую часть скальдической поэзии никто не записывал — её передавали только из уст в уста. Пока эта традиция была сильна, легенды сохранялись (а если часть из них терялась, об этом всё равно никто не мог узнать). Однако с приходом в Скандинавию христианства, а с ним и письменной культуры, песни всё реже передавались от скальда к скальду. И, в общем, напрашивался вывод: записать бы! Но традиции…

 1

Портрет Бриньольфура Свейнссона дорог каждому исландцу — это тысяча крон

Анализируя драгоценную рукопись, Бриньольфур предположил, что она принадлежит перу Сэмунда Мудрого, исландского священника, писателя и учёного, жившего в XII веке. Это убеждение держалось в учёных кругах довольно долго, но на данный момент эту версию ничто не подтверждает. А об авторстве песен у нас просто нет никакой информации. Когда скальды их сочиняли, до времён торжествующего авторского права оставался ещё десяток столетий…

Музыка для настроения: Therion — Schwarzalbenheim

Сотворение вселенной

В начале, как водится, был полный бардак — то есть первичный хаос и по совместительству мировая бездна, называемые также Гиннунгагап. Долго ли, коротко ли, но там зародился мир льдов и туманов Нифльхейм, а также огненный мир Муспельхейм. Заселили эти миры, соответственно, ледяные и огненные великаны.

Скандинавская мифология. Боги, миры и чудовища

Поскольку в ледяном царстве был источник Хвельгемир, чья вода постоянно замерзала, но не переставала течь, то через некоторое время ледяные глыбы приблизились к огню и там начали таять. Так появились инеистый великан Имир и корова Аудумла. Корова лизала покрытые солёным нифльхеймским инеем каменные глыбы и кормила молоком Имира (а потом — и всех порождённых им от самого себя великанов-йотунов). Что содержали в себе замёрзшие воды источника Хвельгемира, точно не известно, но, судя по всему, они были на удивление питательными: из одного такого камушка Аудумла вылизала — ни много ни мало — самого Бури, прародителя асов!

Дальше асы и великаны некоторое время сосуществовали мирно — известно, например, что сын Бури по имени Бёр взял себе в жёны великаншу Бестлу, и у них родились три сына: Один, Вили и Ве. Проблемы начались, когда мальчики подросли, — неясно, за что и почему, но они убили своего прародителя Имира. Более того: в потоках крови раненого гиганта утонули все инеистые великаны (кроме внука Имира, которого звали Бергельмир, и его семьи, — благодаря этому род инеистых великанов полностью не прервался).

Наш мир был создан из трупа великана убившими его детьми

Впрочем, братья, совершившие первое в мире убийство, сумели частично обратить его во благо: трупом Имира асы заполнили мировую бездну, и павший великан в итоге стал Мидгардом (то есть срединным миром). Между делом, кстати, асы и людей сотворили.

Девять миров

Скандинавская мифология. Боги, миры и чудовища 1

Миры на ветвях ясеня Иггдрасиль

В итоге мироздание оказалось довольно сложно устроено. Человеческий мир находится ровно посредине. На одном с Мидгардом уровне — уже упомянутые Нифльхейм и Муспельхейм, а также Йотунхейм (заселённый выжившими и вновь размножившимися инеистыми великанами — йотунами) и Ванахейм — обитель богов-ванов (предполагается, что они древнее богов-асов). Впрочем, некоторые ваны живут у асов, а асы — у ванов: после войны эти две группы божеств заключили между собой мирный договор и обменялись заложниками.

Ниже Мидгарда находится Свартальфахейм — мир тёмных альвов (карликов или, по-современному, гномов), которых асы сотворили из червей, появившихся в трупе Имира. А ещё ниже — холодный, тёмный и туманный мир Хельхейм, обитель мёртвых. Он окружён рекой Гьёлль, которую нельзя ни переплыть, ни перейти вброд, ни перелететь, а единственный мост через неё охраняют огромный четырёхглазый пёс Гарм и великанша Модгуд. В общем, довольно неприятное место, куда суждено попасть почти всем живущим — кроме особо доблестных воинов (их заберут наверх, в Вальгаллу).

Очевидно, описывая Вальхаллу, древние скандинавы воплощали своё представление о рае. В гигантском и прекрасном дворце обитают эйнхерии — воины из Мидгарда, что погибли в битве, но не выпустили из рук оружия. Каждое утро они облачаются в доспехи и идут сражаться друг с другом (тренируются, дабы не потерять квалификации, — эйнхериям ещё придётся воевать во время последней битвы, Рагнарёка).

После чего днём собираются все вместе (кому нужно — тот воскресает, приращивает себе отрубленные конечности и заживляет раны) и садятся за пиршественный стол. Едят они изумительно вкусное мясо вепря Сехримнира (которого забивают каждый день, — но воскреснуть ему не труднее, чем воинам), а пьют хмельной мёд, которым доится коза Хейдрун, щиплющая листья с Иггдрасиля. Кому не по нраву мёд — тех красавицы-валькирии угощают отличным пивом.

 1

Рай в представлении суровых северян: дружеская пирушка вместе с красивыми девушками (художник Эмиль Доплер)

Всё это разнообразие миров несёт на себе исполинский ясень Иггдрасиль. Стоит он на трёх корнях: один тянется к Асгарду (или, по другим данным, к Мидгарду), второй — в мир Йотунов, третий — к Нифльхейму (или Хельхейму), и у каждого корня бьёт волшебный источник. Правда, жизнь гиганта-ясеня нелегка: его корни грызёт один из великих змеев, дракон Нидхёгг, ветви обгладывает олень (или несколько оленей), а ствол гибнет от гнили.

Кроме того, на верхушке Иггдрасиля сидит орёл (или ястреб) Ведрфельнир, враждующий с Нидхёггом. Но поскольку один вверху, а другой внизу, и докричаться — учитывая размеры ясеня — дело бесполезное, то в качестве своеобразного посыльного по стволу Иггдрасиля туда-сюда бегает белка Рататоск, перенося ругательства от пернатого к чешуйчатому и обратно. Интересно, от себя она что-нибудь добавляет?

 1

Один потерял один глаз — что и неудивительно при его склонности к экстриму. Глазом он заплатил за выпивку — однако не простую. Под корнем Иггдрасиля, что протянулся к миру инеистых великанов, находится источник знания и мудрости, охраняет который великан Мимир (точнее, его голова — во время войны асов и ванов она была отделена от тела). И испить мёду из этого источника бесплатно не получится.

Один — покровитель мудрости и поэзии и большой любитель приключений

Впрочем, случались и более весёлые приключения. Убегая от гномов, у которых Один вздумал отнять мёд поэзии, ас превратился в орла (волшебный напиток при этом находился в желудке). Поскольку птичке пришлось улепётывать со всех крыльев, часть жидкости вытекла из… отверстия, противоположного рту. По прибытии в Асгард оставшийся мёд Один перелил в золотой сосуд, который передал богу-скальду Браги. С тех пор истинным поэтам Браги даёт попробовать божественного напитка. Ну а что потерялось по пути — удел графоманов!

 1

Фригг, прядущая облака

Слейпнир и компания

 1

И пытался хозяин удержать своего верного Свадильфари, да не вышло… (художник Дороти Харти)

Ну а Свадильфари, судя по всему, хорошо умел не только камни таскать, — так что через некоторое время Локи родил чудо-жеребёнка.

Тор и Сиф

 1

Битва Тора с великанами-йотунами. Им можно только посочувствовать… (художник Мортен Эскил Винге)

 1

Сиф со своей исходной причёской. Локи приглядывается к прекрасным волосам и замышляет очередную пакость (художник Джон Чарльз Доллман)

Первенцем Одина — от инеистой великанши Йорд, что была также и богиней земли, — стал Тор, бог грома и дождя, бурь и плодородия. Вместе с детьми и женой, прекрасной золотоволосой Сиф, второй красавицей Асгарда после Фрейи, живёт он в самом большом чертоге Асгарда — Бильскирнире, насчитывающем 540 залов. Детей у него трое: дочь Труд от Сиф, сын Магни от любовницы, великанши Янсаксы, и сын Моди… ещё от кого-то. Как видно, супружеская верность не входила в число добродетелей, почитаемых жителями Асгарда.

Восхитительные золотые волосы у Сиф были не всегда. Однажды Локи, завидовавший Тору, прокрался ночью к спящей Сиф и остриг её наголо. Тор и по менее серьёзному поводу мог прийти в ярость, так что очень скоро Локи понял, что его сейчас будут убивать. Чтобы сохранить себе жизнь, Локи поклялся, что всё исправит, — и действительно, отправился к искусным мастерам-гномам, сумевшим выковать чудо-волосы:

Удивительными козлами и молотом, удар которого невозможно отразить (а если его метнуть, он вернётся в руку), список артефактов у Тора не исчерпывается. Владеет он ещё и Поясом Силы (у надевшего его удваивается мощь), а также железными рукавицами, без которых не удержать молота. Этот боекомплект — вкупе со вспыльчивым характером и бесстрашием — делает Тора одним из самых опасных противников во всех мирах.

Локи был братом Одина, а не Тора, как в комиксах Marvel

Смотрите также

Тор

Тор MARVEL в комиксах и фильмах

Как в современном мифе американских комиксов появились скандинавские боги и много ли у них общего с оригиналами из Старшей и Младшей Эдд?

Скандинавская мифология: Боги и миры Иггдрасиля

Одна из частей книги написана в форме диалога между неким легендарным конунгом (королем) и верховным скандинавским богом Одином. Конунг расспрашивает о сотворении мира, об устройстве Вселенной — и Один отвечает. В этом диалоге предстает вся скандинавская мифология, приведенная в строгую, четкую систему.

Примеры кеннингов

Старшая Эдда

История “Старшей Эдды”

Скандинавская мифология: Боги и миры Иггдрасиля

В 1643 году Бриньольв Свейнссон нашел древнюю рукопись, состоящую из сорока пяти пергаментных листов, сшитых в шесть тетрадей. Она содержала в себе двадцать девять поэтических песен, рассказывающих о скандинавских богах и героях.

Язык “Старшей Эдды”

Не случайно языческие сказания германских народов сохранились именно в Исландии.

Исландия была заселена в IX–X веках выходцами из Норвегии. В то время в большинстве европейских стран, в том числе и германоязычных, язычество было вытеснено христианством, и остатки языческих верований жестоко искоренялись.

В Исландии в 1000 году христианство также стало официальной религией. Но христиан там было слишком мало, чтобы они могли занять воинствующую позицию, а язычники не видели принципиальной разницы между своей верой и христианством. Поэтому в Исландии на протяжении нескольких веков христианство и язычество мирно сосуществовали.

Предки Асов

Вначале не было ничего — ни моря, ни песка, ни неба. Не светили солнце и луна — мир был черной, зияющей бездной.

К северу от Мировой бездны лежало царство холода и свирепой непогоды, к югу – бушевал неугасимый огонь.

Однажды в царстве холода забил водяной источник, из него взяли начало двенадцать рек. Воды их низвергались в бездну и превращались в лед. Ледяные глыбы росли, громоздились друг на друга и, заполняя бездну, приближались к царству огня.

От тепла лед начал таять, и из талой воды возник великан Имир — первое живое существо в мире.

В тот же день из его руки родились сын и дочь, а из ног — другой сын. От них пошло многочисленное племя великанов, могучих и беспощадных, как огонь и вода, их породившие.

Лед продолжал таять, и из него возникла гигантская корова Аудумла. Из ее вымени потекли четыре молочные реки, давая пищу великанам.

Мани и Суль

После этого боги начали обустраивать мир. Из тела Имира они создали землю, из костей — горы, из зубов — камни, из волос — траву и деревья, из крови — океан, который кольцом окружил землю. Из черепа Имира боги сделали небосвод и укрепили его над землей.

Затем они срубили два дерева — ясень и иву — и сделали из них первых людей, мужчину и женщину. Боги дали им жизнь и душу, разум и движение, речь, зрение и слух, одежду и имена, назвав их Аск и Эмбла.

В другом сказании небесными конями правит темноликая красавица Ночь и ее сын День. Коня Ночи зовут Льдистая Грива, и каждое утро на землю в виде росы падает пена с его удил. А конь Дня носит имя Ясная Грива. От него исходит сияние, озаряющее все вокруг.

Иггдрасиль

Боги разделили мир между всеми, кто его населял.

Земля и небо соединились при помощи моста-радуги. Там, где радуга красного и оранжевого цветов, полыхало жаркое пламя, поэтому никто, кроме богов, не мог пройти по этому мосту.

В центре мира выросло огромное Мировое дерево — Иггдрасиль. Его крона шумит в небесах, ствол пронизывает земное пространство, а корни уходят в подземный мир.

Скандинавская мифология: Боги и миры Иггдрасиля

Устройство мира в скандинавской мифологии

На вершине Иггдрасиля сидит орел, под корнями живет дракон, по стволу вверх и вниз снует белка. Белка избрана посредницей между верхним и нижним мирами не случайно. В отличие от других животных, лазающих по деревьям (например, кошки) она и поднимается и спускается с дерева вперед головой.

Три корня Иггдрасиля раскинулись в разные стороны. Один протянулся в царство холода, другой — в страну великанов, третий — в Мидгард, страну людей. Из-под всех трех корней бьют источники.

В царстве холода — Кипящий Котел, тот самый, из которого потекли некогда первые реки.

В стране великанов — Источник Мудрости. Однажды Один захотел испить из него. Страж источника великан Мимир потребовал в уплату правый глаз Одина. И Один отдал глаз в обмен на мудрость.

Боги населили также земные недра и воздух. Из червей, что появились в земле, они создали черных и светлых карликов — цвергов и альвов. Цверги добывают подземные руды и драгоценные камни и славятся как искусные мастера; альвы летают по воздуху и даруют цветение травам.

Бог Один

Скандинавская мифология: Боги и миры Иггдрасиля

Один. Художник Игорь Ожиганов

Мудрость в представлении древних скандинавов неразрывно связана с поэзией. Поэтому Один — еще и бог поэтов.

В Вальгаллу попадает лишь тот, кто пал в бою. Все остальные умершие отправляются в подземное царство Хель.

Отец Хель — бог огня Локи, а мать — великанша Ангрбода. Кроме Хели у Локи и Ангрбоды было еще двое детей — змей Ёрмунганд и волк Фенрир.

Фенрир

Норны напророчили, что страшные дети Локи принесут в мир беду и гибель. Тогда Один отправил Хель под землю и сделал владычицей царства мертвых, а змея поселил в Мировом океане. Стал змей расти, опоясал всю землю и положил голову на свой хвост.

А волка Фенрира асы оставили у себя. Пока он был волчонком – жил на свободе, но когда вырос в огромного зверя, асы решили посадить его на цепь. Сковали они цепь, крепче которой до тех пор не бывало, и надели ее на волка. Но волк разорвал ее без труда. Сковали другую цепь, вдвое крепче прежней — волк разорвал и ее.

Порвать эту цепь волку оказалось не под силу, и асы приковали его к скале. С тех пор и сидит Фенрир на цепи.

Бог Тор

Скандинавская мифология: Боги и миры Иггдрасиля

Поездка в Йотунхейм. Художник Игорь Ожиганов

Тора представляли в виде рыжебородого богатыря, разъезжающего на колеснице, запряженной двумя козлами. Козел — один из символов плодородия, так что, вероятно, первоначально Тор был божеством производительных сил природы.

Проделка Локи

Некоторые исследователи считают Тора богом простого народа, в противоположность Одину — богу военной аристократии. Действительно, Тор напоминает героя народных сказок, простодушного богатыря, прямотой и честностью одерживающего победу над хитрым и изворотливым противником.

Жена Тора — богиня плодородия Сиф. Однажды, когда она спала, бог огня Локи, склонный к злым проделкам, остриг ее волосы. Разгневанный Тор хотел убить Локи, но тот пообещал, что добудет для Сиф другие волосы — из чистого золота.

Он отправился под землю к цвергам, и они выковали для Сиф золотые волосы, которые могли расти как настоящие.

Кроме того, цверги сделали в подарок богам еще несколько чудесных вещей. Для Одина – копье Гунгнир, которое пробивает любую броню, и золотое кольцо Драупнир, которое каждый девятый день приносит восемь таких же колец. Для Тора — молот Мьёльнир, для бога Фрейра — корабль Скидбладнир, которому всякий ветер становится попутным. Был этот корабль очень велик, но в случае надобности его можно было свернуть как платок и убрать за пазуху.

Так, благодаря проделке Локи, боги стали обладателями волшебных сокровищ.

Бог Бальдр

Вероятно, Бальдр является одним из олицетворений солнца. Некоторые исследователи считают, что мифы о Бальдре появились достаточно поздно, и в них нашли отражение известные язычникам предания о Христе.

Однажды Бальдру начали сниться зловещие сны, предвещавшие ему скорую гибель. Мать Бальдра богиня Фригг обошла всю землю и взяла клятву с огня и воды, камней и металлов, земли и растений, болезней и ядов, что никто из них не причинит вреда Бальдру. Лишь один молодой побег омелы был так мал, что Фригг не стала брать с него клятвы.

Обрадовались асы, что не грозит больше Бальдру беда, собрались в поле и стали забавляться тем, что стреляли в Бальдра из луков, бросали в него камнями, рубили его мечами, но Бальдр оставался невредим.

Позавидовал Локи Бальдру. Хитростью выведал у Фригт, что не взяла она клятвы с побега омелы, отыскал этот побег, который уже достаточно вырос, вырвал его с корнем и пошел на поле, где забавлялись асы. Локи подсунул омелу слепому богу Хёду, и тот метнул ее в Бальдра. Словно стрела, омела пронзила Бальдра насквозь — и он упал мертвым.

Прощание с Бальдром

Скандинавская мифология: Боги и миры Иггдрасиля

Гибель Бальдра. Художник Игорь Ожиганов

С почестями перенесли тело Бальдра на корабль, сложили там погребальный костер и пустили пылающий корабль в море.

Но все так горевали по Бальдру, что Один решился на небывалое: послал гонца к Хель с предложением выкупа и просьбой отпустить Бальдра из царства мертвых.

Привели посланца к Хель. Выслушала она его и сказала, что согласна отпустить Бальдра, если действительно плачет о нем все живое.

И Бальдр навсегда остался в царстве мертвых.

Война Асов и Ванов

В давние времена ни боги, ни люди не знали алчности, а золото ценили не больше других металлов и делали из него домашнюю утварь.

Чары Гулльвейг пробудили в асах алчность, и они начали войну со своими соседями — ванами, чтобы захватить их богатства.

Ваны — боги плодородия. Откуда они появились — об этом в мифах ничего не говорится.

Война асов и ванов стала первой войной ради богатства. С ее началом окончился золотой век.

Скандинавская мифология: Боги и миры Иггдрасиля

Фрейр и Фрейя. Художник Игорь Ожиганов

Богиня Идунн

Однажды Один, Локи и бог Хёнир странствовали по земле. Они остановились отдохнуть в долине и стали жарить мясо на костре. Но мясо никак не жарилось, поскольку неподалеку оказался великан Тьяцци, повелитель зимних бурь. Он превратился в большого орла и своим ледяным дыханием остужал пламя костра.

Скандинавская мифология: Боги и миры Иггдрасиля

Месть Тьецци. Художник Игорь Ожиганов

Локи взял палку и ударил орла. Но тот ухватил палку когтями и взмыл вверх, увлекая за собой Локи, руки которого примерзли к дереву.

Стал Локи просить орла вернуть его на землю. Тьяцци взамен потребовал, чтобы Локи помог ему похитить Идунн с ее волшебными яблоками. Локи пообещал, и Тьяцци опустился на землю.

Пошел Локи к Идунн и сказал, что видел в дальнем лесу яблоки лучше, чему нее. Идунн захотела пойти посмотреть, взяла свои яблоки для сравнения и попросила Локи проводить ее в дальний лес.

Когда они отошли от Асгарда, Тьяцци в образе орла подхватил Идунн вместе с корзиной яблок и унес в страну великанов.

Узнали об этом асы, стали грозить Локи смертью, если не вернет он богиню и ее чудесные яблоки.

Локи обернулся соколом и полетел в страну великанов.

Тьяцци в то время уплыл на лодке в море, Идунн была дома одна. Локи превратил ее в орех, положил в корзину с яблоками и, подхватив корзину, полетел обратно в Асгард.

Вернулся домой Тьяцци, не нашел Идунн и пустился в погоню. Летит орел за соколом — вот-вот настигнет. Подлетели они к самому Асгарду. Асы разожгли на стене высокий костер. Локи — бог огня — пролетел невредимым, а Тьяцци сгорел.

Стена Асгарда

В другой раз один из великанов захотел взять в жены Фрейю.

Он явился к асам и сказал, что за три полугодия построит вокруг Асгарда такую стену, что ее не одолеют никакие враги. За работу он попросил в жены Фрейю, а в приданое ей — солнце и луну.

Асы хотели прогнать дерзкого великана, но Локи посоветовал согласиться на его условия, поскольку построить стену в оговоренный срок великан наверняка не успеет и можно будет отказать ему в плате, а стену потом достроить самим.

Послушались асы хитрого Локи, и с первым зимним днем великан взялся за строительство. Он работал один, но ему помогал его конь по имени Свадильфари. Конь возил на себе такие огромные глыбы камня, что работа подвигалась быстро. Когда до срока оставалось только три дня, стена была почти готова, оставалось только поставить ворота.

Испугались асы, что придется им отдать Фрейю и снять с неба луну и солнце, стали бранить Локи за плохой совет. Тогда Локи пошел на хитрость: превратился в кобылу и с громким ржанием пробежал мимо коня великана. Конь устремился за кобылой — и они скрылись в лесу. Пошел великан ловить своего коня, да не поймал.

Локи и Слейпнир

Великан увидел, что без коня ему не закончить работу в срок, понял, что его обманули, и впал в великую ярость.

Но тут появился Тор — и сразил великана.

Асы достроили стену и забыли про великана, однако им было пророчество, что когда-нибудь понесут они за нарушенную клятву суровую кару.

Локи — загадочный и противоречивый персонаж скандинавской мифологии. Он — один из асов, но в то же время противостоит им. Иногда его козни напоминают проделки сказочного героя-плута и, в конце концов, оказываются на пользу асам, но часто он выступает как абсолютное воплощение зла. Некоторые исследователи считают его не богом, а демоном и даже сопоставляют с самим Люцифером.

Перебранка Локи

Скандинавская мифология: Боги и миры Иггдрасиля

Перебранка Локи. Художник Игорь Ожиганов

Наказание Локи

Но Локи все же затеял ссору. Он назвал трусом бога поэзии Браги, а когда жена Браги Идунн вступилась за мужа, обвинил ее в распутстве.

В перепалку вступили остальные асы. Локи всех их попрекнул какими-нибудь неблаговидными поступками или напомнил о смешных и нелепых положениях, в которые они когда-то попадали.

Боги и богини также отвечали Локи оскорблениями, потом начали угрожать расправой.

Ссора на пиру у Эгира истощила терпение богов, и они сурово наказали Локи. Его приковали к скале, а над ним подвесили змею, из пасти которой капал яд. Жена Локи, Сигун, не покинула мужа. Она сидит рядом, подставив чашу под ядовитые капли. Когда чаша наполняется и Сигун отходит выплеснуть ее, яд капает на лицо Локи. Он корчится так, что содрогается скала — и тогда на земле происходят землетрясения.

Прорицание вёльвы

Однажды боги решили узнать, что ожидает их в будущем, и призвали к себе прорицательницу – вёльву.

Скорее всего, эта песня возникла уже в христианскую эпоху. Разные исследователи датируют ее кто IX, кто X, или XI веками. Возможно, в ней отразилось ожидание конца света, который предполагался в 1000 году.

Содержание песни чисто языческое. Однако, в ней присутствует христианская идея вины и наказания, осуждение алчности и нарушения клятв.

Рагнарёк

Боги просят ее продолжать: они хотят знать грядущее.

Скандинавская мифология: Боги и миры Иггдрасиля

Прорицание Вёльвы. Художник Игорь Ожиганов

Наступает хаос, подобный первобытному. Вырываются на волю все злые силы: срывается с цепи волк Фенрир, поднимается из океана змей Ёрмунганд, оживают убитые великаны. Из царства Хель на призрачном корабле плывут мертвецы. Злые силы ополчаются против асов, и во главе страшного войска встает разбивший свои оковы Локи.

Один сражается с Фенриром, Тор — с Ёрмунгандом. Но вот Фенрир пожирает Одина, Ёрмунганд убивает своим ядом Тора.

Гибнут и другие асы.

Два свирепых волка проглатывают солнце и луну — и мир погружается во мрак. Все исчезает в темной бездне.

Пог­ру­жать­ся на­до в са­му тра­дицию. На­чинать со Стар­шей Эд­ды, по­тому что она бо­лее или ме­нее а­утен­тична, чис­та. Млад­шую Эд­ду мож­но ос­ва­ивать толь­ко пос­ле это­го, по­тому что она уже хрис­ти­ани­зиро­ван­ный ва­ри­ант древ­них ми­фов. Тем не ме­нее и Млад­шая Эд­да, и Стар­шая Эд­да — это всё ин­форма­ция, ко­торая нам бу­дет с ва­ми нуж­на. Са­ги и Эд­ды, ко­торые мы чи­та­ем в се­вер­ных ми­фах, каж­дый из них опи­сыва­ет для нас ка­кую-то грань об­щей прог­раммы се­вер­ных бо­гов. Вся ис­то­рия раз­ви­тия Скан­ди­нав­ско­го пан­те­она без хвас­товс­тва рас­ска­зыва­ет нам ис­то­рию по­раже­ния.

Они как за­пове­ди нам, по­том­кам жи­вущим пос­ле, тем, кто при­нима­ет сей­час тра­дицию, по­тому что мы яв­ля­ем­ся её пря­мыми пре­ем­ни­ками. Мы при­нима­ем её в том ви­де, в ко­тором на­до при­нимать тем, кто пой­дёт даль­ше раз­ви­вать эту си­лу, эту прог­рамму. А зна­чит в ис­тинном ви­де с учё­том всех оши­бок, ко­торые бы­ли со­вер­ше­ны.

Мы возь­мём в ру­ки эту тра­дицию с по­нима­ни­ем, что­бы, де­лая её сна­чала, по но­вой, этих оши­бок уже не со­вер­шить. Тог­да прог­рамма, ос­тавлен­ная нам в нас­ле­дие ста­рыми бо­гами, бу­дет бо­лее жиз­неспо­соб­на и по­бедо­нос­на.

Ме­тод, ко­торый мы с ва­ми бу­дем пос­ти­гать – это уме­ние под­клю­чать ка­налы и ра­ботать на них с оп­ре­делён­ны­ми фор­му­лами, ко­торые мож­но пос­тичь толь­ко лишь на оп­ре­делён­ном ка­нале.

Первичное создание Вселенной

Все ста­рые ле­ген­ды не толь­ко Скан­ди­нав­ско­го пан­те­она, но и очень мно­гих дру­гих сис­тем и куль­тур, на­чина­ют опи­сание сво­ей прог­раммы с мо­мен­та, как она соз­да­валась.

Пер­вичное соз­да­ние Все­лен­ной, всех ми­ров, всех бо­гов сво­дит­ся к сле­ду­юще­му ал­го­рит­му. Ког­да-то был еди­ный ра­зум. Он ещё не был оп­ре­делён, у не­го не бы­ло са­мо­иден­ти­фика­ции. Это был ра­зум оди­нокий, в без­дне ха­оса. Для то­го, что­бы поз­нать се­бя он раз­ло­жил се­бя на мил­ли­ар­ды от­дель­ных час­тей, поз­во­лив каж­дой час­ти су­щес­тво­вать от­дель­но от дру­гой, но сох­ра­няя связь со сво­ей пер­вичной си­лой, со сво­им пер­вичным ра­зумом. Так об­ра­зова­лись бо­ги.

У каж­до­го бо­га был толь­ко ку­сочек соз­на­ние Еди­ного. И этот ку­сочек не знал, что есть дру­гие ку­соч­ки, по­ка не поз­на­комил­ся с ни­ми. При этом каж­дый от­дель­ный ку­сочек счи­тал се­бя уни­каль­ным и не­пов­то­римым, да­же не по­доз­ре­вал, что он не­сёт в се­бе лишь часть прог­раммы Еди­ного. Но в ка­кой-то мо­мент в нём про­сыпа­ет­ся это по­нима­ние, осо­бен­но ког­да бо­ги на­чали фор­ми­ровать­ся в пан­те­оны, в се­мей­ства. Тог­да бо­ги раз­ло­жили се­бя ещё на мно­жес­тво час­тей. Так по­яви­лись лю­ди, и они об­ла­да­ют той же са­мой ха­рак­те­рис­ти­кой. Они не зна­ют, что они часть це­лого, не зна­ют, что их ра­зум, их ду­ша при­над­ле­жит ка­кому-то оп­ре­делён­но­му бо­гу. Их за­дача вспом­нить об этом, поз­нать са­мого се­бя нас­толь­ко, что­бы соз­на­ние ма­лое приб­ли­зилась к соз­на­нию боль­шо­му и тем са­мым уси­лило его.

При этом кос­мо­гония го­ворит, что раз­де­ление боль­шо­го на час­ти име­ло ещё бо­лее глу­бин­ный смысл. Еди­ный за­хотел, что­бы каж­дый ку­сочек его соз­на­ния, по­лучив сво­боду, в оп­ре­делён­ной сте­пени раз­вил се­бя сам об­ратно до Еди­ного, то есть ма­лое опять ста­ло боль­шим ес­тес­твен­ным пу­тём.

Ког­да бо­ги тво­рили лю­дей, то они вло­жили в них тот же са­мый ал­го­ритм: че­ловек дол­жен раз­вить своё сос­то­яние до та­кого объ­ёма, что­бы опять стать бо­гом. Тог­да твой бог смо­жет вер­нуть­ся к сво­ему Еди­ному. По­тому что за­дача у те­бя ос­та­нет­ся той же са­мой, толь­ко нем­но­го в дру­гом ка­чес­тве, в дру­гой ипос­та­си.



Эдда (древнеисландское Edda, во множественном числе Eddur) — основное произведение германо-скандинавской мифологии.

Содержание

Старшая и Младшая Эдда

Скандинавский эпос состоит из нескольких частей. В него входят Старшая Эдда и Младшая Эдда.

В астрономии

В честь Эдды назван астероид (673) Эдда, открытый в 1908 году.

См. также

Литература

Ссылки

  • Тексты Эдд, саги. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
  • Сайт, посвящённый скандинавской мифологии. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
  • Германо-скандинавская мифология
  • Средневековая литература
  • Эпические произведения

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Эдда" в других словарях:

Эдда — эдда, ы … Русский орфографический словарь

ЭДДА — (исп. прабабушка) два сборника древнескандинавских сказаний о богах и героях: Старшая и Младшая Эдда. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭДДА два произведения древне скандинавской литературы. Старшая Э … Словарь иностранных слов русского языка

эдда — сущ., кол во синонимов: 1 • эпос (13) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

"ЭДДА" — название двух памятников древнесканд. (древнеисл.) лит ры. Первоначально так называлось одно из соч. Снорри Стурлусона. Эта прозаич. Э. своего рода учебник поэтич. искусства скальдов, содержит в качестве примеров поэтич. тексты скальдов, цитаты… … Советская историческая энциклопедия

Эдда — (Edda), название двух памятников исландской литературы. Старшая Эдда, стихотворная (вторая пол. 13 в.) является сборником народных песен 9 12 вв. Ранние созданы ещё в Норвегии, до переселения выходцев в Исландию. По содержанию песни делятся на… … Литературная энциклопедия

Эдда — (Edda) название двух памятников древнесеверной (исландской) литературы. Относительно происхождения и значения слова Э. мнения ученых расходятся, так как слово это не встречается ни в одном из северных наречий. Одни производят его от лат. слова… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Эдда — (Исланд.) Букв., прабабушка скандинавских баллад. Они были собраны и изданы епископом Бриньюлдом Свейнсоном в 1643 г. Существуют два собрания Саг , переведенных северными скальдами, и две Эдды . Автор самой ранней неизвестен и древность ее… … Религиозные термины

Эдда — Ста/ршая Э/дда, Мла/дшая Э/дда (лит. памятники) … Орфографический словарь русского языка

ЭДДА — (Исланд.) Букв., прабабушка скандинавских баллад. Они были собраны и изданы епископом Бриньюлдом Свейнсоном в 1643 г. Существуют два собрания Саг , переведенных северными скальдами, и две Эдды . Автор самой ранней неизвестен и древность ее очень… … Теософский словарь

Читайте также: