Как проводить опыты доклад

Обновлено: 05.07.2024

Цель мастер -класса : повысить профессиональное мастерство педагогов-участников мастер -класса в процессе активного педагогического общения по проблеме экспериментирования .

Задачи :

• познакомить слушателей, как можно использовать опыт в экспериментальной деятельности детей;

• вовлечь педагогов в совместное проведение опытов , знакомящих обучающихся с разными свойствами предметов;

• развивать у педагогов умение видеть проблему , решать её и делать выводы;

• воспитывать у педагогов интерес к экспериментально -исследовательской деятельности.

• развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми .

Раздаточный материал : к каждому опыту

Ход мастера - класса :

I . Приветствие. Введение в тему.

Сейчас мы с вами будем работать в кабинете, для проведения опытов .

- Кто мне скажет, что такое лаборатория? ( оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований (химических, физических, технических, механических, физиологических, психологических и т. д)

В лаборатории у нас есть лабораторный стол и стул, шкафы для посуды, раковина. На столе обязательно должны быть оборудование и вещества для исследования.

- А кто в лаборатории работает? ( Лаборанты)

Наша лаборатория готова Вас принять. Предлагаю Вам побыть сегодня лаборантами.


Предлагаю вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений :

2. О свойствах веществ.

3. О взаимодействии веществ.

II . Совместное проведение экспериментирования.

- Итак начнем наши эксперименты.

Проще простого заставить двигаться предмет, толкнув его рукой. А можно ли заставить двигаться зёрнышки риса, не дотрагиваясь до них? Проделайте этот опыт и вы узнаете по крайней мере один способ.

Охлаждённая банка с минеральной водой

6 зёрнышек риса

Разложи нужные предметы на столе.

Открой бутылку с минеральной водой и вылей воду в стакан.

Начинаем научное волшебство!

Высыпь зёрнышки в стакан с минералкой.

Подожди несколько секунд и понаблюдай, что будет происходить.

Что ещё можно сделать

Вместо рисинок можно взять мелко наломанные спагетти, маленькие кусочки пластилина.

Через некоторое время зёрнышки риса в стакане начнут плавать вверх-вниз.





Это происходит из-за того, что в банке с минеральной водой содержится газ, который называется углекислым. Углекислый газ в банке растворён в жидкости и находится под давлением. Открыв банку и налив воду в стакан, вы освобождаете этот газ. Плотность у углекислого газа ниже, чем у находящейся в банке жидкости, поэтому его пузырьки поднимаются на поверхность.

Проводить опыты и эксперименты — это не только занимательно, познавательно, увлекательно. но и стрессоснимающе и невероятно-расслабляюще! Не верите? Значит вы еще не делали лавовую лампу. Я очень давно хотела провести опыт с лава-лампой, и вот затея приобрела реализацию.

Реквизит : Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.

1.Разложи нужные предметы на столе.

2. Наполни стакан на 2/3 водой, вылей в воду 1/3 растительного масла.

Масло будет плавать по поверхности.

Начнем волшебство:

Добавьте пищевой краситель из пакетика к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.

Через некоторое время соль с красителем отпускает вниз на дно, а частицы масла поднимаются на поверхность.





Объяснение : Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.

А сейчас я предлагаю почувствовать себя волшебниками и погасить свечу, даже не прикасаясь к ней.

Как погасить свечу одним легким движением руки? Легко!

Реквизит : уксус 9%, пищевая сода, два стакана, свечи, спички.

1.Разложи нужные предметы на столе.

2. Насыпаем 2 чайные ложки соды в первый стакан и в него же добавляем 10 мл уксуса 9%.

3. Поджигаем свечи.

Начнем волшебство:

1 . Аккуратно "переливаем" из первого стакана полученный газ во второй стакан.

2. " Выливаем" газ из второго стакана на горящие свечи.

Результат . Свечи тухнут.





При гашении соды уксусом выделяется углекислый газ СО 2 , который не поддерживает горение. Этот газ тяжелее воздуха в 1, 5 раза и в итоге он заполняет весь стакан, вытесняя оттуда воздух. Свечи горят, благодаря доступу кислорода. Но когда мы "льем" углекислый газ на свечи, они тухнут.

Со стороны опыт выглядит настоящим волшебством и на неподготовленного зрителя, особенно на детей и тех взрослых, у которых плохо с фантазией и со знанием элементарной химии, производит потрясающее впечатление.

То, о чём вы сейчас узнаете, — не просто развлечение: это может оказаться полезным, если вы вдруг случайно окажетесь в пустыне. Ингредиенты для эксперимента часто входят в комплекты для выжиания и помогают людям в пустыне разводить огонь.

Если у вас не оказалось ни спичек, ни зажигалки, то добыть огонь возможно несколькими довольно трудными способами. Добыча огня с их помощью требует определенных навыков и предварительной тренировки.

Вообще то, таким способом можно спалить всю пустыню, несмотря на то, что растительности там нет.

обычная аптечная марганцовка

обычный аптечный глицерин

кафельная плитка или любая другая термостойкая подставка

1.Разложи нужные предметы на столе.

2.Насыпаем на термостойкую подставку немного марганцовки. Осторожно, не рассыпьте, ее потом очень сложно убрать и избавиться от малиновых разводов!

3.Кончиком ложки делаем небольшое углубление в горке марганцовки.

Начнем волшебство: Пипеткой аккуратно капаем в нее 2-3 капли глицерина. Ждем секунд 20-30.

Результат . Через 10-15 секунд появляется небольшой дымок, который постепенно увеличивается, затем происходит резкое самовозгорание.
Затем происходит бурная реакция марганцовки с глицерином — быстрая яркая вспышка. Настолько быстрая, что даже не успеваешь ее сфотографировать.





Химическая реакция марганцовка с глицерином помогает зажечь огонь без спичек. Вот, в общем-то, и все. Теперь вы знаете, как зажечь огонь без спичек. Если хотите сделать этот опыт эффектнее, можно предварительно положить на кафельную плитку кусочек тонкой бумаги, например, салфетки или туалетной бумаги. А уже поверх нее сыпать марганцовку. Тогда получится небольшой костер.

Только не забывайте о правилах техники безопасности и будьте осторожны с огнем!

Через 1–2 мин происходит вспышка фиолетового цвета из-за разбрызгивания небольшой части KMnO 4 ; глицерин при этом воспламеняется.

Реакция, вызвавшая вспышку, соответствует уравнению:

14KMnO 4 + 3C 3 H 5 (OH) 3 = 7K 2 CO 3 + 14MnO 2 + 12H 2 O­ + 2CO 2 ­,

и сопровождается большим выделением энергии в виде теплоты и газообразных продуктов (CO 2 , пары воды), которые увлекают за собой раскаленные твердые частицы диоксида марганца MnO 2 и карбоната калия K 2 CO 3 .

Полная иллюзия извержения вулкана!

В этом замечательном опыте мы расскажем, как надуть шарик содой и кислотой. На первый взгляд звучит странно и необычно, но на самом деле все довольно просто.

Этот опыт наглядно показывает, к чему может привести простая химическая реакция. После опыта мы узнаем, почему же надувается шарик и что происходит, когда мы смешиваем соду с уксусом.

Реквизит : уксус, пищевая сода, пустая бутылка небольшая, воздушный шарик.

1.Разложи нужные предметы на столе.

2. Сначала насыпаем около трех четырех чайных чайных ложечек соды внутрь шарика. Для удобства используем воронку.

3. В бутылку наливаем немного уксуса.

4.Далее возьмите шарик и наденьте его на горлышко бутылки. Наденьте шарик так, чтобы сода пока осталась внутри шарика и не падала в бутылку.

Начнем волшебство:

1. Потом резко выпрямите шарик, чтобы сода высыпалась внутрь бутылки. Как только это произойдет, внутри бутылки начнется химическая реакция.

Результат: Вы должны увидеть, как уксус начнет булькать и пениться, при этом шарик начнет надуваться.









Хотите, чтобы шарик надувался быстрее и лучше? Перед опытом один раз надуйте его самостоятельно ртом, а затем сдуйте, чтобы растянуть материал.

Все, что нас окружает состоит из молекул или из различных типов веществ. Очень частно два вида молекул взаимодействуют друг с другом, формируя новые молекулы. В нашем опыте происходит взаимодействие соды и уксуса.

Пищевая сода является молекулами бикарбоната натрия. Пищевая сода это один из видов вещества, называемого базовым . Уксус это смесь уксусной кислоты и воды. Уксусная кислота это вид вещества, называемого кислотой .

Именно уксусная кислота и вступает в реакцию с содой. В результате химической реакции мы получаем углекислый газ, который покидает жидкую смесь, расширяется внутри бутылки и шарика и надувает шарик.

Многие думают, что воздушный шарик, надуваемый в опыте, должен взлететь, как если бы его надували гелием. Гелий легче воздуха и шарики, надутые им, взлетают. Однако, углекислый газ тяжелее воздуха и шарик, надутый им, не взлетит!

Если вы знакомы с химией, то вам может быть интересно, как описать реакцию, используя химическую формулу. Формула ниже описывает реакцию между бикарбонатом натрия и уксусной кислотой.

NaHCO 3 + CH 3 COOH → NaCH 3 COO + H 2 O + CO 2

III. Выводы

- Эксперименты довольно простые, но доставляют массу положительных эмоций. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется , проясняется.

VI . Рефлексия

-В заключении прошу Вас оценить наш мастер-класс.

Опыты как один из видов исследовательских работ. Ряд методических рекомендаций, которые необходимо учитывать при постановке учащимися опытов. Основные требования безопасности при постановке опытов. Примеры опытов: образование волны и образование радуги.

Рубрика Биология и естествознание
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 14.01.2017
Размер файла 21,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Ростовской области

Домашняя контрольная работа

Опыты: методика их организации и проведения

Выполнила: Левкович Ольга Михайловна

Студентка группы НЗ-1(НЗБ-1),

Проверил: преподаватель Арутюнова В.П.

Сколько удивительного содержится вокруг нас! Мимо скольких интересных событий и явлений мы проходим ежедневно, не заметив, не поняв их? Мир полон чудес, надо только уметь их открывать. Главным инструментом в этом деле является способность исследовать окружающий нас мир.

Всем известно, что знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причём знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путём выучивания.

Систематическая научно-исследовательская деятельность учащихся - одна из прогрессивных форм обучения в современной школе.

* Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей.

* Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей.

* Исследовательская работа может проводиться как индивидуально, так и коллективно.

И прежде чем говорить об исследовательской деятельности, мне хотелось бы немножко остановиться на том, какие именно это могут быть исследовательские работы.

1. Методика организации опытов

Исследовательские работы - это тип работ, в которых содержатся обязательные элементы научного исследования:

? анализ и синтез;

? определение и объяснение понятия;

? обобщение и систематизация;

? объяснение результатов исследования.

Исследовательские работы подразумевают большую самостоятельность учащихся, как при выборе методик, так и при обработке собранного материала. Они выполняются школьниками, уже имеющими некоторый опыт исследований, а учителя выступают при этом как консультанты и при необходимости помогают учащимся на разных этапах их выполнения.

Одним из видов таких работ являются опыты (или эксперименты) - основной метод исследования, научный процесс, целенаправленное действие, при успешной реализации которого подтверждается или опровергается гипотеза. Для реализации задач может использоваться специальное оборудование, при этом опытное пространство всегда ограничено.

* по специфике проведения:

- демонстрационные, лабораторные: (работа детей);

* по поисковой направленности:

- традиционные (цель ставитcя учителем);

- проблемные (эксперименты, в ходе которых детьми выдвигается гипотеза, намечаются пути выполнения, подбираютсяматериалы).

2. Проведение опытов

Есть ряд методических рекомендаций, которые необходимо учитывать при постановке учащимися опытов:

? Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель.

? Важно, чтобы в постановке и проведении опыта дети были активными участниками (подбирают вазы для веток, наливают воду, определяют, куда лучше поставить вазу, и т. д.).

? В проведении экспериментов роль педагога остается ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности. Но педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.

? Во время опыта необходимо уравнять все условия, кроме одного, значение которого следует выяснить. Например, проводя опыт на выявление необходимости света для роста растений, учитель выбирает два одинаковых растения, осуществляет за ними одинаковый уход, но одно растение помещает в темное место, а другое -- в светлое. При обсуждении результатов опыта он подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям.

При подготовке опытов учителю необходимо учитывать следующее:

? соблюдать меру вещества;

? вещества должны быть доброкачественные;

? прибор не должен иметь дефектов;

? всё оборудование готовится заблаговременно;

? необходим комплект нужного оборудования.

? категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям и животным (нельзя собирать коллекции насекомых, нельзя проводить опыты по поеданию одних животных другими и.т.д.) Например, желая разъяснить значение воды для растений, предлагают иногда детям в жаркий день оставлять без полива одну из клумб с цветами. На другой день растения увядают. Подобную ошибку некоторые учителя допускают и в опытах с удобрениями.

? Особое внимание необходимо уделять вопросам безопасности и правилам гигиены.

Основные требования к постановке опытов:

? ясная постановка цели;

? чёткая инструкция по технике выполнения с показом технических приемов выполнения и с указаниями на те моменты, за которыми надо наблюдать;

? проверка усвоения детьми хода предстоящей работы путем пересказа ими данной инструкции;

? своевременная раздача на столы принадлежностей для опыта;

? контроль со стороны учителя за самостоятельной работой учащихся;

? уборка рабочего места;

? отчет в форме связного рассказа о том, как собирали прибор, какие наблюдали по ходу опыта явления, установления причинно-следственных связей, выводы и обобщения;

? повторение и закрепление выполненных опытов в тетради. Опыты позволяют реализовать принцип наглядности обучения.

? Фиксация полученных результатов может быть в виде схемы, таблицы, зарисовки результатов опыта. Процесс зарисовки - это одновременно и повторение содержания опыта, воспроизведение картины наблюдения. Главное состоит в том, что рисунок подчеркивает сущность явления. Правда, не всякий опыт подлежит зарисовке.

Методические требования к фронтальной демонстрации наглядных пособий:

Опыты относятся к наглядным методам обучения. При использовании наглядных методов обучения требуется соблюдение определенных методических условий.

* демонстрируемый объект должен быть виден всему классу. Таблицы и картины вывешиваются на доску, предметные пособия размещают на демонстрационном столике. При необходимости создают специальный фон освещения. Небольшие объекты проносятся по классу, чтобы все ученики имели возможность их рассмотреть. Недопустимо во время демонстрации пускать объект по рядам, одновременно проводя беседу с детьми. Мелкие объекты и рисунки могут быть показаны с помощью проекционных приборов.

* пособие должно находиться перед глазами детей только во время демонстрации. В противном случае внимание учеников будет рассеяно. Удобно пользоваться шторками на доске, откидными и магнитными досками.

* не следует показывать много пособий одновременно.

Объем внимания младших школьников - 3 - 4 объекта.* в элементарном курсе лучше избегать микроскопа и слишком сложных препаратов и рисунков. Ученик обращает внимание прежде всего на то, что ему бросается в глаза. В микроскоп он главным образом видит светлый кружок и воздушные пузырьки.

* с помощью вопросов внимание детей направляется на главные, существенные признаки демонстрируемого пособия.

Подготовка вопросов для учеников:

Вопросы и задания составляются учителем заранее. Их можно задавать устно или записать на доске. Часто детям дается план описания природного объекта. Например, при демонстрации чучела или изображения животного учитель просит описать его по плану:

? К какой группе относится это животное (насекомое, пресмыкающиеся, птица, млекопитающее)?

? Размеры и окраска тела.

? Особенности внешнего строения.

? Образ жизни: чем питается животное, где селится, как спасается от врагов, как приспособилось к жизни зимой?

Ответы на два последних вопроса дети находят в учебнике.

Во время беседы выделяются черты приспособленности животного к условиям существования.

3. Примеры опытов

Образование волны. Налить воду в таз, предложить детям опустить в него руку и начать двигать ею в разные стороны. Обратить их внимание на то, как начнут разбегаться волны. Если двигать рукой сильнее, волны станут больше. Пояснить, что толчок в воде рукой вызывает движение воды, волны. То же явление можно наблюдать в природе: высота волны в реке (море, озере) зависит от силы ветра.

Образование радуги. Стать спиной к солнцу и разбрызгивать воду из пульверизатора, шланга или ртом; веер мелких брызг, на которые разбивается струя, образует радугу.

Завершая свой реферат, мне хотелось бы упомянуть ещё один аспект, касающийся исследовательских работ.

Организованная исследовательская деятельность, как я уже говорила, способствует развитию личности учащихся, формирует их творческие способности, интерес к естествознанию как к предмету, даёт толчок к изучению научных основ проводимых исследований.

опыты исследовательский безопасность

Список используемой литературы

Подобные документы

Определение терминов "опыт" и "эксперимент", их основные различия. Особенности проведения эксперимента в разделе "Растения". Планирование работы по подготовке опытов к урокам биологии. Опыты по изучению прорастания семян. Опыты по изучению дыхания семян.

дипломная работа [478,7 K], добавлен 23.01.2018

Опыты Грегора Менделя над растительными гибридами в 1865 году. Преимущества гороха огородного как объекта для опытов. Определение понятия моногибридного скрещивания как гибридизации организмов, отличающихся по одной паре альтернативных признаков.

презентация [1,4 M], добавлен 30.03.2012

Изучение особенностей микроорганизмов. Микроэкологический риск при использовании высоких технологий. Характеристика технологии приготовления препаратов и опытов. Правила микроскопирования. Влияние гигиенических навыков на распространение микроорганизмов.

научная работа [23,6 K], добавлен 06.09.2010

История развития генетики как науки. Ее основные положения. В основе генетики лежат закономерности наследственности, обнаруженные австрийским биологом Г. Менделем при проведении им серии опытов по скрещиванию различных сортов гороха. Генная инженерия.

контрольная работа [32,1 K], добавлен 16.06.2010

Приспособленность организмов и ее относительность, примеры приспособленности у растений и животных. Движущая сила эволюции — естественный отбор. Образование новых видов, дивергенция в естественных условиях. Приобретение видами наследственных признаков.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема доклада:

Долженкова Елена Ивановна,

учитель начальных классов

МКОУ «Троицкая средняя

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.

Адольф Фридрих Дистервег, немецкий педагог

I. Теоретические основы использования практических методов в

А успех появится только в том случае, если уже с 1 класса ученики начнут заниматься исследовательской, практической деятельностью.

Согласно новому стандарту дети должны овладеть различными видами исследовательской работы. Безусловно, в этом им помогает учитель. Моя задача, как учителя научить детей с 1 класса исследовать мир с помощью собственных наблюдений и экспериментов, задавая вопросы и добывая на них ответы, научить нестандартно мыслить, творчески подходить к любому вопросу, сделать всё, чтобы дети получали удовольствие от происходящего на уроках.

Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.

Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).

Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока:

3) коммуникативные действия;

Условия развития УУД:

Необходимо исключить

Нужно стремиться

Цель обучения

Передача готовых знаний.

Развитие умений добывать знания и применять их.

Объяснить всё так, чтобы ученик запомнил и пересказал знания.

Учитель – режиссёр. Ученик сам открывает знания через содержание УМК.

Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей.

Продуктивные задания. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний.

В настоящее время опыт как исследовательский, практический метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых педагогом.

Использование опытов, экспериментов формирует систему основных приемов мыслительной деятельности. Это:

ü выделение главного;

ü анализ и синтез;

ü определение и объяснение понятия;

ü обобщение и систематизация;

ü объяснение результатов опыта .

Различают опыты по специфике проведения: демонстрационные, лабораторные (работа детей); по поисковой направленности: традиционные (цель ставит c я учителем) и проблемные (эксперименты, в ходе которых детьми выдвигается гипотеза, намечаются пути выполнения, подбираются материалы).

II. Сoдержание и методика работы по использованию опытов.

Методические рекомендации при постановке опытов.

ü задача исследования должна предусматривать конкретные выводы, которые должны быть подтверждены опытами;

ü необходимо параллельно ставить два похожих опыта, различающихся лишь одной задачей, которую необходимо решить;

ü приёмы проведения опытов должны соответствовать запасу знаний учащихся.

Эксперимент наряду с другими практическими методами в процессе обучения обеспечивает эмпирический уровень познания и вызывает более активную мыслительную деятельность учащихся.

Опыт является более сложной формой изучения природы, так как он предполагает:

ü активное воздействие на изучаемое явление или предмет;

ü умение соотнести наблюдаемые в опыте явления и процессы с тем, что происходит в природе и сделать выводы;

ü специально подготовленные условия проведения.

Опыт достигает эффективности при соблюдении определенных условий:

ü тщательный анализ экспериментируемого факта;

ü правильная постановка вопросов для исследования;

ü опыт применяется только в тех случаях, когда экспериментатор в состоянии подчинить себе явление;

ü наличие предварительного наблюдения.

Опыт может быть использован на различных этапах урока:

- при изучении нового материала он выступает как основной источник знаний;

- при закреплении показывает связь теории и практики;

- при опросе позволяет определить осознанность усвоенного материала.

В некоторых случаях опыт можно использовать для перехода от опроса к теме урока, для того, чтобы выявить представления учащихся по изучаемому вопросу. Опыт ставится тогда, когда в результате беседы о фактах окружающей действительности, известных детям, возникает потребность осознать скрытые причины интересующего явления. По ходу опыта внимание учащихся сосредотачивается на главных моментах явлений с помощью постановки вопросов в определенной последовательности.

При подготовке опытов учителю необходимо учитывать следующее:

ü соблюдать меру вещества;

ü вещества должны быть доброкачественные;

ü прибор не должен иметь дефектов;

ü всё оборудование готовится заблаговременно;

ü необходим комплект нужного оборудования.

Основные требования к постановке опытов:

ü ясная постановка цели;

ü чёткая инструкция по технике выполнения с показом технических приемов выполнения и с указаниями на те моменты, за которыми надо наблюдать;

ü проверка усвоения детьми хода предстоящей работы путем пересказа ими данной инструкции;

ü своевременная раздача на столы принадлежностей для опыта;

ü контроль со стороны учителя за самостоятельной работой учащихся;

ü уборка рабочего места;

ü отчет в форме связного рассказа о том, как собирали прибор, какие наблюдали по ходу опыта явления, установления причинно-следственных связей, выводы и обобщения;

ü повторение и закрепление выполненных опытов в тетради. Опыты позволяют реализовать принцип наглядности обучения.

Особенно большое образовательное и воспитательное значение имеют опыты при изучении неживой природы. Они являются фундаментом всех последующих знаний о явлениях природы и технике, а также логического мышления учащихся.

Опыты активизируют познавательную деятельность учащихся, если они:

ü сочетаются с проблемными ситуациями и вопросами, подводящим детей к мысли об опыте;

ü отражают жизненные ситуации;

ü включаются в изложение нового материала;

ü проводятся детьми по творческим заданиям.

Таким образом, опыты помогают лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинную связь этих явлений. Опыты дают возможность познакомить детей в доступной форме с законами природы.

Таким образом, познавательный процесс проходит несколько стадий:

ü наблюдения явления;

ü предположение о причине явления;

ü проверка предположения при помощи опыта;

ü анализ результатов, выводы.

Опыт, как средство обучения, чаще всего осуществляется на лабораторных занятиях. Учащиеся не только смотрят и слушают, но и работают руками с конкретными объектами, то есть создают условия для совместной деятельности различных анализаторов.

Классификация опытов

В методике окружающего мира можно встретить различные подходы к классификации опытов как метода обучения.

Иллюстративные опыты используются для подтверждения учебного материала или для проверки усвоения знаний, например, расширение тел при нагревании, водопроницаемость горных пород. При проведении исследовательских опытов учащиеся получают тему и цель, после наблюдения результатов делают выводы и устанавливают причинно-следственные связи, например, опыты по изучению состава почвы, свойств воды и т.д.

Если нет возможности обеспечить всех учащихся оборудованием или если учащиеся по технике безопасности не имеют права выполнять опыты сами, учитель показывает демонстрационные опыты.

Проведение демонстрационных опытов предполагает следующие действия:

1. Учитель готовит все необходимое для проведения опыта
оборудование, проверяет его.

2. Учитель до урока проделывает опыт, каким он простым бы ни
казался. Многие опыты имеют определенные тонкости, без знания
которых он просто не получится. Например, простой опыт, который
должен доказать, что песок и глина пропускают воду по-разному,
может не получиться, если глина будет сухой.

3. Опыт проделывается на демонстрационном столике, чтобы все действия учителя учащиеся с любого места могли одинаково хорошо наблюдать и иметь результаты опытов. В некоторых случаях, если прибор мал, учитель может показать его учащимся, проходя между партами (исключение зажженная спиртовка). Следует так же использовать и классную доску, изображая на ней схему демонстрируемого прибора.

4. При демонстрации опыта все свои действия учитель сопровождает объяснением, так как очень часто учащиеся в процессе опыта замечают не самое существенное. С этой целью учащимся дается задание перед началом демонстрации опыта (повторной) провести дополнительные наблюдения.

5. После проведенных наблюдений идет беседа, после чего делаются выводы.

Опыты, проводимые учителем и учащимися на уроках по изучению природы, воспроизводят природные явления. Наблюдения, проводимые во время демонстрации опытов, сложнее, чем наблюдения над отдельными предметами. При изучении предмета наблюдают форму, окраску, величину и его свойства. При изучении же явлений наблюдают не только предмет, но и его изменение под влиянием разных условий (например, температуры воды, воздуха). При постановке опытов создаются условия, заранее подготовленные для изучения, поэтому выводы из опытов сделать легче, чем из наблюдения явлений в природных условиях. На опытах дети учатся понимать явления, которые протекают в природе.

Школьники должны научиться делать выводы на основании своих наблюдений и, проверяя опыты в природных условиях, делать обобщения. В этом сопоставлении опытов с действительностью (природными явлениями и трудовой деятельностью населения) осуществлять связь обучения с жизнью.

Учителю надо помнить, что дети, часто наблюдая опыты, приходят к неправильным выводам и обобщениям. Основной причиной ошибочных выводов является отсутствие во время демонстрации опытов и после них беседы, направляющей мыслительную деятельность ребенка. Учитель должен продумать вопросы, которые будет давать ученикам.

Можно использовать опыты для создания проблемных ситуаций на уроке. Реже на уроках приходится наблюдать проведение простых опытов самими учащимися при проверке домашнего задания. На мой взгляд, необходимо этому учащихся учить, это даст возможность избежать формализма в знаниях, повысить интерес к изучаемому материалу

Фиксация полученных результатов может быть в виде схемы, таблицы, зарисовки результатов опыта. Процесс зарисовки - это одновременно и повторение содержания опыта, воспроизведение картины наблюдения. Главное состоит в том, что рисунок подчеркивает сущность явления. Правда, не всякий опыт подлежит зарисовке.

Важной задачей обучения является представление в сознании учащихся опыта как модели природных явлений. Кроме того, моделирование явлений природы обеспечивает широкие межпредметные связи и пропедевтическую направленность начального обучения.

Тема урока

Тема опыта

Какое свойство или явление по­казывает опыт.

Моделью какого явления в природе или жизни человека выступает опыт.

Состав тел и веществ.

Тела и вещества состоят из частиц.

Переход вещества из одного состояния в другое(из жидкого в газообразное, из жидкого в твердое, из газообразного в твердое); растворение веществ.

Темпера­тура и термо­метр.

Как работает термометр.

Колебание температуры в зависимости от времени года и времени суток, повышение температуры при попадании в организм микробов и вирусов, понижение температуры при сильном утомлении. Изменение состояния вещества при нагревании и охлаждении.

Воздух в природе.

Обнаружение воздуха с помощью органов чувств.

Бесцветность, прозрачность, отсутствие запаха.

Воздух занимает место.

Воздух имеет вес.

Воздух сжимаем и упруг.

Изменение воздуха при нагревании и охлаждении. Влажность воздуха.

Воздух плохо проводит тепло.

Воздух окружает планету, необходим для дыхания живых организмов.

Ветер. Цвет неба. Возможность видеть окружающие предметы, чувствовать запахи.

В природе нет пустоты. Дыхание в воде паука-серебрянки. Давление воздуха.

Фонтан. Пневматическая почта. Ползание животных (улитка, гусеница, черви). Присоски осьминогов и другие.

Вдох и выдох. Игра в мяч, движение велосипеда. Погодные явления. Воздухоплавание. Характер осадков (роса, снег, дождь, иней).

Использование теплой одежды. Зимовка животных и растений под снегом. Появление подшерстка у зверей.

3 состояния воды.

Прозрачность и бесцветность.

Чистая вода не имеет запаха и вкуса. Форма воды текучесть.

Дождь и роса. Жидкая вода в водоемах. Твердая вода – град, снег, лед, иней. Гололедица. Газообразная вода – пар в воздухе. Испарение, туман. Влажность воздуха. Кипение воды в чайнике. Морозные узоры на окнах.

Условия жизни водных растений и животных. Исследование морских и океанских глубин. Показатель чистоты водоема. Дождевая вода.

Использование чистой воды в технике, медицине. Вода принимает форму такого объекта, в котором находится. Фонтан, водопровод. Водопады. Острова и мели. Реки, морское и океаническое движение воды (волны и течения). Родники.

III . Методические рекомендации по проведению опытов.

Особенностью этой темы является использование демонстрационных опытов в сочетании с самостоятельными опытами, проводимыми самими учащимися.

Для получения более полных и отчетливых представлений о воздухе и его свойствах целесообразно использовать методические приемы, позволяющие задействовать различные органы чувств ребенка для обнаружения воздуха, а также проблемные вопросы, познавательные задачи.

Одним из доказательств материальности воздуха является то, что он, как и всякое иное тело (жидкое и твердое), занимает место. Для того, чтобы это увидеть, детям предлагается провести самостоятельные опыты по вытеснению воздуха с помощью воды из полых сосудов и пористых тел. Оборудование к опытам достаточно простое: чашки с водой, воронки, стаканчики; стаканы с водой, кусочки угля, комочки почвы, кусочки шерсти. Результаты опытов зарисовываются в тетради и записываются в выводах. Сообщаем учащимся о том, что пространство, занятое воздухом, не может быть одновременно заполнено водой или каким — либо другим веществом. Для доказательства этого факта служит демонстрационный опыт: опустить в сосуд с водой бутылку с отрезанным дном. Горлышко бутылки, предварительно закупорить пробкой. В пробку вставлена стеклянная трубка. Отверстие трубки закрыть пальцем - вода в бутылку не заходит. Когда палец отнимается от отверстия стеклянной трубки, учащиеся видят, как выходит из бутылки воздух (над отверстием трубки помешается флажок, горящая спичка и т.д.). Данный опыт позволяет объяснить, что свойство воздуха занимать место используется при постройке водолазного колокола (кессона). Рассказ о водолазном колоколе можно проиллюстрировать повторным погружением в воду бутылки, предварительно поместив в нее картонного человечка, прикрепленного проволокой к пробке.

При изучении свойств воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении ставятся демонстрационные опыты, к их постановке привлекаются и учащиеся. Интересны и занимательны опыты с надетым на колбу резиновым шариком или с бегающей каплей. Кроме того, что эти опыты дополняют описанные в учебники, они приводят детей к выводу, что воздух при нагревании расширяется и делается более упругим. Опыты, показывающие, что воздух сжимаем и упруг, проводится демонстрационно. Это помогает понять, почему в опыте, установившем, что воздух занимает место, в бутылку все же вошло немного воды.

Учащиеся с большим интересом ищут ответ. Предлагаем опытным путём проверить выводы. После демонстрации опыта дети с удовлетворением отмечают правильность своих суждений.

Дата публикации: 13.04.2020

Должность: воспитатель

Учебное заведение:

Населенный пункт: Республика Саха Якутия Томпонский район п.Хандыга

Подготовила: Сивак Юлия Юрьевна

Экспериментирование – это один из видов познавательной деятельности, любой опыт , попытка осуществить что-либо

margin-bottom: 0;"> Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Ребенок познает обьект в результате практической деятельности с ним.

Опяты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка

Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.

Основной целью опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка.

Экспериментальной деятельности направлена на реализацию следующих задач

Формировать способность видеть многообразие мира

-Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования

_Расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности, поддерживать у детей инициативу, самостоятельность

Если для развития познавательно исследовательских способностей детей дошкольников использовать опыт-экперимент, то формирование этих способностей произойдет быстрее и эффективнее.

В детском саду экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельность детей

Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка

Ребенок должен сам мыслить и учиться делать выводы. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года практически единственным способом познания мира. Вся работа проводиться под наблюдением взрослого! На первое место всегда ставим здоровье и безопасность ребенка

В уголке должны быть разнообразные материалы и инструменты для опытов- природный материал: камни, срезы и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и тому подобное

-бросовый материал: провод, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и тому подобное;

-разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и тому подобное

-красители: пищевые и непищевые(гуашь, акварельные краски и тому подобное

-медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

-другие материалы: зеркала, воздушные пули, масло, мука, соль, сахар и тому подобное ; сито, воронки, половинки мыльниц, увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы клееночные передники, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

Все должно быть доступно и безопасно для детей, чем старше дети становятся, тем самостоятельнее их подготовка к экспериментированию. Важно запомнить что ребенок слышит, видит и делает все сам – он это лучше усваивает и запоминает.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал Главное его достоинство заключается в том что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого обьекта о его взаимоотношениях с другими обьектами и средой обитания Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности - наблюдением , развитие речи (уметь четко выразить свою мысль в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Наиболее подходящим возрастом для начала осуществления такого рода познавательной деятельности является период 5-6 лет. Поэтому максимально эффективно в старшем дошкольном возрасте. Он изучает все что происходит вокруг но чаще всего это происходит бессистемно Специально подготовленные занятия по экспериментированию в детском саду смогут расширять представление ребенка об окружающем мире, заинтересовать его чем то таким , с чем бы он возможно не столкнулся в быту.

Опытно-экспериментированная деятельность рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

Сохранить, поддержать, развить любознательность, склонность к экспериментированию – и есть наиважнейшая задача.

Работа детей направлена на развитие исследовательской деятельности . Основная задача, в поисково-исследовательской деятельности дошкольника, возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Моя задача помочь детям в проведении этих исследований, сделать их показными.

Дети с огромным удовольствием проводят опыты с бумагой, тканью, резиной, пластмассой, песком, глиной. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов, песчинок, этим объясняется свойство сухого песка сыпучесть.

Опустив, бумагу в таз с водой узнаём, что бумага размокла и порвалась, из бумаги нельзя шить одежду. Проделав опыты, с деревом и металлом узнаём, что дерево легче, чем метал, потому что не тонет в воде. Проводя, опыты с воздушным шариком убедились, что резина растягивается при надувании, опустив его в таз с водой, наблюдаем, что он не тонет, не пропускает воду, не размокает.

Так же дети с удовольствием проводят опыты с обьектами неживой природы: песком глиной, магнитом, тканями, снегом, водой, воздухом. Например для того чтобы узнать есть ли воздух вокруг нас предлагаю детям поймать его с помощью пакетов, а затем определить какого он цвета? Набрав воздух в пакет дети рассуждают что его можно поймать значит он находиться вокруг нас и что не имеет цвета. Так знакомлю детей со свойствами воздуха.

В своей работе по исследовательской деятельности отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу что данный вид деятельности вызывает у детей восторг .Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, так и в свободной самостоятельносной и совместной деятельности.

Такие опыты чем то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное ребята все проделывают сами. Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства Дети учатся ставить цель, решать проблему, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий которые вызывают у них чувство удовлетворение от проделанной работы.

Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой ведущей деятельностью ребенка дошкольника. Главное чтобы интерес ребенка к исследованию открытиям со временем не угас.

В процессе проведения опытов стараюсь задействовать каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокус, они необычны, а главное ребята всё стараются проделывать сами.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к предметам, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.

Одним из важных моментов является то, что бы при проведении опытов дети становятся активными участниками. Дети очень любят эксперименты и активно исследуют предметы, но для этого необходимо время и последовательность подачи материала. При обсуждении результатов опытов подвожу детей к самостоятельным выводам и суждениям.

В результате всей проделанной работы с детьми, я поняла, что дети лучше учатся чему-либо, если сами включаются в работу. Практическое соприкосновение с жизнью и есть тот метод, благодаря которому дети познают мир, явления природы. Они становятся раскованнее, могут отстаивать свою точку зрения. Эта работа помогает развить у детей мелкую моторику рук, некоторым перешагнуть через робость, неуверенность в своих силах.

Мы вместе с ребятами обсуждаем тот результат, который получился в реальной жизни, и я не пытаюсь подогнать его под представления, которые кажутся правильными. В процессе экспериментов отмечаю: идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации, обобщения. В ходе экспериментально - познавательной деятельности создающие такие ситуации которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта, и анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно.

Это способствует обогащению ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнаёт; оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развитие его человеческих, социальных чувств.

Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Требование к экспериментам меняются в зависимости от характера наблюдений

-случайные подготовки не требует

-запланированные-начинаются с выбора обьекта, постановки задач

Воспитатель должен всегда поощрять детей которые ищут собственные решения задачи, различные ходы чтобы провести и закончить эксперимент, решить задачу, но не должен выпускать из поля своего зрения тех детей кто работает медленно, нужно помочь, дать время.

После окончания эксперимента дети должны самостоятельно приводить в порядок рабочее место.

Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004

Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003

Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004

Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005

Читайте также: