Становление ноосферы и перспективы человечества доклад

Обновлено: 04.07.2024

Эволюция органического мира на Земле прошла несколько этапов.Первый связан с возникновением биологического круговорота веществ в биосфере. Второй сопровождался формированием многоклеточных организмов, что усложнило циклическую структуру биосферы. Эти два этапа называют биогенезом(от греч. bios — жизнь, genesis — происхождение). Третий этап связан с появлением человеческого общества, под влиянием которого в современных условиях происходит дальнейшая эволюция биосферы и превращение ее в сферу разума — ноосферу(от греч. noos — разум sphaira — шар).

Ноосфера— новое состояние биосферы, когда разумная деятельность человека становится главным фактором, обусловливающим ее развитие.

В.И. Вернадский понимал под ноосферой новый этап в развитии биосферы и призывал к разумному регулированию отношений человека и природы. Развивая свои представления и идеи, Вернадский выделил необходимые предпосылки для создания ноосферы:

1. Человечество стало единым целым. Сегодня событие, происшедшее в захолустном уголке любого континента или океана, отражается и имеет большие или малые последствия в ряде других мест, на всей поверхности Земли.

2. Преобразование средств связи и обмена информацией, обеспечивающих сегодня мгновенную ее передачу.

3. Реальное равенство людей — как необходимое условие ноосферы.

4. Рост общего уровня жизни, как условие реального равенства людей, а также возможность влияния народных масс на ход государственных и общественных дел.

5. Развитие энергетики, открытие и использование новых видов энергии, необходимых для подъема уровня жизни.

6. Исключение войн из жизни общества.

Создание этих предпосылок становится возможным в результате взрыва научной мысли в XX веке. Это обстоятельство соответственно приведет к трансформации биосферы в ноосферу. Становление ноосферы теснейшим образом связано с овладением всеми формами движения материи и созданием новых живых организмов с помощью методов и средств биотехнологии и генной инженерии. Идеи Вернадского сегодня широко обсуждают в научных кругах. Они становятся методологической основой для многих современных концепций и теорий, направленных на решение экологических проблем и сохранение человечества.

Биосфера существовала до появления на Земле человека, может существовать и без него. Но человек без биосферы существовать не может. Осознание глобальной экологической опасности, грозящей гибелью человечеству, заставило мировое сообщество искать новые пути выхода из создавшегося положения и привело к пониманию необходимости разработки концепции устойчивого развития.Концепция была принята на конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), где была провозглашена необходимость перехода мирового сообщества на путь устойчивого развития, т. е. развития общества на базе экологически целесообразного природопользования, обеспечивающего высокое качество жизни для людей на протяжении ряда поколений.

Модель устойчивого развития предполагает:

1. Снижение материале- и энергоемкости производства, максимальное сокращение отходов, снижение оборота токсичных веществ и расширение использования возобновляемых ресурсов, включая источники энергии.

2. Переход к ценообразованию, учитывающему экологические критерии (цену ущерба окружающей среде) и стимулирующему использование новых, экономически безопасных ресурсо- и энергосберегающих технологий в сочетании с системой налогов и штрафов.

3. Содействие устойчивому ведению сельского хозяйства и развитию сельских районов через повышение продуктивности сельскохозяйственных культур, улучшение питательных свойств растительной и животной продукции, использование комплексных методов борьбы с вредителями сельского хозяйства и т.д.




4. Передачу индустриально развитыми странами передовых технологий развивающимся странам, в частности, новых технологий, созданных на основе генетических материалов, полученных из развивающихся стран.

5. Создание международных институтов, способных определить единую глобальную линию устойчивого развития, устанавливать единые для всех стран экологические стандарты, аккумулировать и перераспределять ресурсы в интересах всего сообщества, контролировать соблюдение всеми государствами единых правил экологического поведения.

ЛИТЕРАТУРА

Агесс П. Ключи к экологии. — Л.: Гидрометеоиздат, 1987. Андерсон Дж. М. Э. Экология и науки об окружающей среде: би­осфера, экосистема, человек. — Л.: Гидрометеоиздат, 1985. Баландин Р.К. Перестройка биосферы. — Минск: Вышэйшая шко­ла, 1981.

Бигон М., Харпер Дж.Даунсенд К. Экология: особи, популяции, сообщества. Т. 1—2 . — М.: Мир, 1989.

Биосфера / Под редакцией М.С. Шлярова. — М.: Мир, 1972. Будыко М.И. Эволюция биосферы. — Л.: Гидрометеоиздат, 1984. Введение в экологию / Под редакцией Ю.А, Казанского. — М., 1992.

Вернадский В.И. Биосфера. — М.: Мысль, 1967.Вернадский В.И. Живое вещество. — М.: Наука, 1978. Воронов А.Г. Биогеография с основами экологии. — М.: Изд-во МГУ, 1987.

Воронов Н.А. Основы общей экологии. — М.: Агар, 1997. Войткевич Г.В., Вронский В.А. Основы учения о биосфере. — М.: Просвещение, 1989.

Воронцов А.И. и др. Основные вопросы экологии, 1988. Гиляров A.M. Популяционная экология. —М.:МГУ, 1990.Горышина Т.К. Экология растений. — М., 1979. Дажо Р. Основы экологии. — М., 1975.

Емельянов А.Г. Комплексный геоэкологический мониторинг. — Тверь, 1994.

Завадский К.М. Основные формы организации живого и их под­разделения // Философские проблемы современной биологии. — М.—Л., 1966.

Киселев В.Н. Основы экологии. — Минск: Вышэйшая школа, 1998.

Коммонер Б. Замыкающий круг. — Л., 1974. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. — М.: АГАР, 1996.

Лекявичус Э. Информационный статус экосистемы // Экологи­ческий прогноз. — М., 1986. — С. 157—163. / Новиков Г.А. Основы общей экологии и охраны природы. — Л., 1979.

Одум Ю. Экология: В2 т. — М.:Мир, 1986.

Петров К.М. Общая экология: Взаимодействие общества и приро­ды. — СПб.: Химия, 1998.

Радкевия В.А. Экология. — Минск: Вышэйшая школа, 1998. Риклефс Р. Основы общей экологии. — М.:Мир, 1979.

Серебряков И. Г. Экологическая морфология растений. — М., 1962.

Серебрякова Т. И. Учение о жизненных формах на современном этапе. — М., 1972. (Итоги науки и техники. Сер. Ботаника, Т. 1.) Скуфьин К.В. Экология и охрана природы. — Воронеж, 1986. Тимофеев-Ресовский Н. В., Яблоков А. В., Глотов Н. В. Очерк учения о популяциях. — М., 1973.

Федоров В.Д., Гильманов Т.Г. Экология. — М.: МГУ, 1980. Фарб П. Популяционная экология. — М.: Мир, 1971. ЧерноваН. М., Былова A.M. Экология. — М.: Просвещение, 1988. Шварц С.С. Экологические закономерности эволюции. — М.: На-ука,1980.

Шилов И. А. Экология. — М.: Высшая школа, 1998. Юркевич И.Д., Голод Д.С, Парфенов В.И. Типы и ассоциации еловых лесов. — Минск: Наука и техника, 1971. Вопросы геоэкологии рассматриваются в книгах:Горшков СП. Концептуальные основы геоэкологии. — Смо­ленск: СГУ, 1998.

Жиров А.И. Геоэкология: наука и образование. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.

Основы геоэкологии //Под ред. В.Г. Морачевского. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994.

Петров К.М. Геоэкология: Основы природопользования. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994.

Поздеев В.Б. Введение в геоэкологию. — Смоленск: СГПУ, 1999. Вопросы экологии человекаизложены в книгах:Горшков В.Г. Экология человека. — Л.: ЛГПИ, 1984. Иоганзен Б.Г., Логачев Е.Д. Проблемы экологии человека. — Ке­мерово, 1990.

Новиков Ю.В. Природа и человек. — М.: Просвещение, 1991. Проблемы экологии человека / Под ред. В.П. Казначеева. — М.: Наука, 1986.

Экология человека. Основные проблемы. — М.: Наука, 1988. Вопросы взаимоотношений общества и природы изложены в книгах:

Лосев А.В., Повадкин Г.Г. Социальная экология. — М.: Изд-во ВЛАДОС, 1998.

Комаров Д.Д. Социальная экология: Философские основания. — Л.: Наука, 1990.

Круть И.В., Забелин И.М. Очерки историй представления о при­роде и взаимоотношении природы и общества. — М., 1988. Коммонер Б. Замыкающий круг. — Л., 1974. Марков Ю.Г. Социальная экология. — Новосибирск: Наука, 1986. Маркович Д.Ж. Социальная экология. — М.: Просвещение, 1991.

Экологические словари, справочники, энциклопедии:

Окружающая среда. Энциклопедический словарь-справочник. Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1993.

Эволюция органического мира на Земле прошла несколько этапов.Первый связан с возникновением биологического круговорота веществ в биосфере. Второй сопровождался формированием многоклеточных организмов, что усложнило циклическую структуру биосферы. Эти два этапа называют биогенезом(от греч. bios — жизнь, genesis — происхождение). Третий этап связан с появлением человеческого общества, под влиянием которого в современных условиях происходит дальнейшая эволюция биосферы и превращение ее в сферу разума — ноосферу(от греч. noos — разум sphaira — шар).

Ноосфера— новое состояние биосферы, когда разумная деятельность человека становится главным фактором, обусловливающим ее развитие.

В.И. Вернадский понимал под ноосферой новый этап в развитии биосферы и призывал к разумному регулированию отношений человека и природы. Развивая свои представления и идеи, Вернадский выделил необходимые предпосылки для создания ноосферы:

1. Человечество стало единым целым. Сегодня событие, происшедшее в захолустном уголке любого континента или океана, отражается и имеет большие или малые последствия в ряде других мест, на всей поверхности Земли.

2. Преобразование средств связи и обмена информацией, обеспечивающих сегодня мгновенную ее передачу.

3. Реальное равенство людей — как необходимое условие ноосферы.

4. Рост общего уровня жизни, как условие реального равенства людей, а также возможность влияния народных масс на ход государственных и общественных дел.

5. Развитие энергетики, открытие и использование новых видов энергии, необходимых для подъема уровня жизни.

6. Исключение войн из жизни общества.

Создание этих предпосылок становится возможным в результате взрыва научной мысли в XX веке. Это обстоятельство соответственно приведет к трансформации биосферы в ноосферу. Становление ноосферы теснейшим образом связано с овладением всеми формами движения материи и созданием новых живых организмов с помощью методов и средств биотехнологии и генной инженерии. Идеи Вернадского сегодня широко обсуждают в научных кругах. Они становятся методологической основой для многих современных концепций и теорий, направленных на решение экологических проблем и сохранение человечества.

Биосфера существовала до появления на Земле человека, может существовать и без него. Но человек без биосферы существовать не может. Осознание глобальной экологической опасности, грозящей гибелью человечеству, заставило мировое сообщество искать новые пути выхода из создавшегося положения и привело к пониманию необходимости разработки концепции устойчивого развития.Концепция была принята на конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), где была провозглашена необходимость перехода мирового сообщества на путь устойчивого развития, т. е. развития общества на базе экологически целесообразного природопользования, обеспечивающего высокое качество жизни для людей на протяжении ряда поколений.

Модель устойчивого развития предполагает:

1. Снижение материале- и энергоемкости производства, максимальное сокращение отходов, снижение оборота токсичных веществ и расширение использования возобновляемых ресурсов, включая источники энергии.

2. Переход к ценообразованию, учитывающему экологические критерии (цену ущерба окружающей среде) и стимулирующему использование новых, экономически безопасных ресурсо- и энергосберегающих технологий в сочетании с системой налогов и штрафов.

3. Содействие устойчивому ведению сельского хозяйства и развитию сельских районов через повышение продуктивности сельскохозяйственных культур, улучшение питательных свойств растительной и животной продукции, использование комплексных методов борьбы с вредителями сельского хозяйства и т.д.

4. Передачу индустриально развитыми странами передовых технологий развивающимся странам, в частности, новых технологий, созданных на основе генетических материалов, полученных из развивающихся стран.

5. Создание международных институтов, способных определить единую глобальную линию устойчивого развития, устанавливать единые для всех стран экологические стандарты, аккумулировать и перераспределять ресурсы в интересах всего сообщества, контролировать соблюдение всеми государствами единых правил экологического поведения.

ЛИТЕРАТУРА

Агесс П. Ключи к экологии. — Л.: Гидрометеоиздат, 1987. Андерсон Дж. М. Э. Экология и науки об окружающей среде: би­осфера, экосистема, человек. — Л.: Гидрометеоиздат, 1985. Баландин Р.К. Перестройка биосферы. — Минск: Вышэйшая шко­ла, 1981.

Бигон М., Харпер Дж.Даунсенд К. Экология: особи, популяции, сообщества. Т. 1—2 . — М.: Мир, 1989.

Биосфера / Под редакцией М.С. Шлярова. — М.: Мир, 1972. Будыко М.И. Эволюция биосферы. — Л.: Гидрометеоиздат, 1984. Введение в экологию / Под редакцией Ю.А, Казанского. — М., 1992.

Вернадский В.И. Биосфера. — М.: Мысль, 1967.Вернадский В.И. Живое вещество. — М.: Наука, 1978. Воронов А.Г. Биогеография с основами экологии. — М.: Изд-во МГУ, 1987.

Воронов Н.А. Основы общей экологии. — М.: Агар, 1997. Войткевич Г.В., Вронский В.А. Основы учения о биосфере. — М.: Просвещение, 1989.

Воронцов А.И. и др. Основные вопросы экологии, 1988. Гиляров A.M. Популяционная экология. —М.:МГУ, 1990.Горышина Т.К. Экология растений. — М., 1979. Дажо Р. Основы экологии. — М., 1975.

Емельянов А.Г. Комплексный геоэкологический мониторинг. — Тверь, 1994.

Завадский К.М. Основные формы организации живого и их под­разделения // Философские проблемы современной биологии. — М.—Л., 1966.

Киселев В.Н. Основы экологии. — Минск: Вышэйшая школа, 1998.

Коммонер Б. Замыкающий круг. — Л., 1974. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. — М.: АГАР, 1996.

Лекявичус Э. Информационный статус экосистемы // Экологи­ческий прогноз. — М., 1986. — С. 157—163. / Новиков Г.А. Основы общей экологии и охраны природы. — Л., 1979.

Одум Ю. Экология: В2 т. — М.:Мир, 1986.

Петров К.М. Общая экология: Взаимодействие общества и приро­ды. — СПб.: Химия, 1998.

Радкевия В.А. Экология. — Минск: Вышэйшая школа, 1998. Риклефс Р. Основы общей экологии. — М.:Мир, 1979.

Серебряков И. Г. Экологическая морфология растений. — М., 1962.

Серебрякова Т. И. Учение о жизненных формах на современном этапе. — М., 1972. (Итоги науки и техники. Сер. Ботаника, Т. 1.) Скуфьин К.В. Экология и охрана природы. — Воронеж, 1986. Тимофеев-Ресовский Н. В., Яблоков А. В., Глотов Н. В. Очерк учения о популяциях. — М., 1973.

Федоров В.Д., Гильманов Т.Г. Экология. — М.: МГУ, 1980. Фарб П. Популяционная экология. — М.: Мир, 1971. ЧерноваН. М., Былова A.M. Экология. — М.: Просвещение, 1988. Шварц С.С. Экологические закономерности эволюции. — М.: На-ука,1980.

Шилов И. А. Экология. — М.: Высшая школа, 1998. Юркевич И.Д., Голод Д.С, Парфенов В.И. Типы и ассоциации еловых лесов. — Минск: Наука и техника, 1971. Вопросы геоэкологии рассматриваются в книгах:Горшков СП. Концептуальные основы геоэкологии. — Смо­ленск: СГУ, 1998.

Жиров А.И. Геоэкология: наука и образование. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.

Основы геоэкологии //Под ред. В.Г. Морачевского. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994.

Петров К.М. Геоэкология: Основы природопользования. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994.

Поздеев В.Б. Введение в геоэкологию. — Смоленск: СГПУ, 1999. Вопросы экологии человекаизложены в книгах:Горшков В.Г. Экология человека. — Л.: ЛГПИ, 1984. Иоганзен Б.Г., Логачев Е.Д. Проблемы экологии человека. — Ке­мерово, 1990.

Новиков Ю.В. Природа и человек. — М.: Просвещение, 1991. Проблемы экологии человека / Под ред. В.П. Казначеева. — М.: Наука, 1986.

Экология человека. Основные проблемы. — М.: Наука, 1988. Вопросы взаимоотношений общества и природы изложены в книгах:

Лосев А.В., Повадкин Г.Г. Социальная экология. — М.: Изд-во ВЛАДОС, 1998.

Комаров Д.Д. Социальная экология: Философские основания. — Л.: Наука, 1990.

Круть И.В., Забелин И.М. Очерки историй представления о при­роде и взаимоотношении природы и общества. — М., 1988. Коммонер Б. Замыкающий круг. — Л., 1974. Марков Ю.Г. Социальная экология. — Новосибирск: Наука, 1986. Маркович Д.Ж. Социальная экология. — М.: Просвещение, 1991.

Экологические словари, справочники, энциклопедии:

Окружающая среда. Энциклопедический словарь-справочник. Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1993.

С самого зарождения жизни на Земле и до сих пор происходит процесс эволюции всего живого. Это вполне естественный процесс. Однако, с появлением человека, и это стоит признать, процесс эволюции биосферы пошёл несколько по другому пути. Человек разумный оказал очень большое влияние на него. И влияние это со временем увеличивается и становится всё более явным. К настоящему моменту это влияние является более чем ощутимым. Принято считать, что с этого момента эволюция биосферы порождает новую сферу - ноосферу, в которой главную роль и движущую силу эволюции выполняет человеческий разум.

Содержание

Введение 3
Ноосфера- продукт развития биосферы 4
Учение В.И.Вернадского о ноосфере 6
Перспективы дальнейшего развития ноосферы 8
Заключение 10
Литература 11

Вложенные файлы: 1 файл

ноосфера.doc

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра географии и экологии

Выполнили
студенты 3 курса,
группы БЭ

Ноосфера- продукт развития биосферы 4

Учение В.И.Вернадского о ноосфере 6

Перспективы дальнейшего развития ноосферы 8

С самого зарождения жизни на Земле и до сих пор происходит процесс эволюции всего живого. Это вполне естественный процесс. Однако, с появлением человека, и это стоит признать, процесс эволюции биосферы пошёл несколько по другому пути. Человек разумный оказал очень большое влияние на него. И влияние это со временем увеличивается и становится всё более явным. К настоящему моменту это влияние является более чем ощутимым. Принято считать, что с этого момента эволюция биосферы порождает новую сферу - ноосферу, в которой главную роль и движущую силу эволюции выполняет человеческий разум. Изучение вопроса возникновения и развития ноосферы является настоятельной необходимостью, поскольку последствия стремительного, неуправляемого, а главное не изученного процесса могут быть очень трагическими как для отдельных представителей биосферы и человечества в том числе, так и для жизни на Земле в целом.

Главный акцент мы ставим на возрастание степени воздействия, по мере развития человека. Здесь показана решающая роль человека – наиболее развитого существа обладающего разумом, который позволил человеку не только выжить в агрессивных условиях, но и резко выделить себя из группы животных. Благодаря наличию разума человек может учиться, получать и передавать опыт, что приведет к увеличению его знаний о мире, умений и навыков, что в свою очередь влияет на увеличение силы воздействия человека на окружающую среду посредством совершенствования трудовой деятельности и орудий труда. Изучением проблемы возникновения и развития ноосферы занимался кроме всех прочих вопросов до середины нашего столетия русский ученый Владимир Иванович Вернадский. Занимаясь вопросами биогеохимии он неотвратимо пришел к необходимости определения понятия “ноосфера” и изучения данного явления. По его словам развитие биосферы закономерно привело к возникновению ноосферы. Иначе говоря, ноосфера есть высшая стадия развития биосферы. Кроме этого ученым было рассмотрено вероятное направление ноосферы.

Ноосфера- продукт развития биосферы

Далее происходит возникновение покрытосемянных и млекопитающих, высших представителей растительного и животного мира. При этом процесс естественного отбора не останавливается ни на минуту, а наоборот набирает все более быстрый темп.По мнению Дарвина, эволюционное развитие живого мира на этом не останавливается. Появление человека – вот венец развития животного мира. В условиях естественного отбора появляются предки человека. Но что мог противопоставить человек грозному животному миру – различным хищникам? Неужели у человека имелись острые клыки и когти, позволявшие ему не только выжить в условиях естественного отбора, но и увеличить численность и занять главенствующее положение на планете.

Человек всего этого не имел. Но ему было дано нечто большее! Способность мыслить, иными словами – разум. Чтобы выжить, человеку пришлось использовать подручные средства, заменяющие ему и когти, и клыки, и быстрые ноги, и теплый мех и многое другое. Закон естественного отбора применим и к человеку, хотя многие последователи высоких нравственных идей его отвергают. Человек мог бы и поныне бегать с палкой-копалкой в поисках съестных корней и с каменным топором за дикими животными. Однако разум дал человеку способность учиться, изобретать и усовершенствовать орудия труда, предметы обихода. В условиях соприкосновения ареалов обитания племен, между людьми, вероятно, возникали стычки. Причинами споров могли быть пища, территория. Как правило, победу могло одержать то племя, у которого были лучше орудия труда, в данном случае - оружие.

Развитие привело к возникновению цивилизаций. И с этих пор, вплоть до наших дней человеческие знания совершенствовались. Здесь необходимо остановиться и оценить силу воздействия человека на окружающий мир. Сделаем грубое, но яркое сравнение земледельца наших дней и первого исторического землепашца. Сравним используемые орудия труда: мощный трактор, работающий на жидком топливе и заменяющий 70 и более лошадей, с одной стороны, и лошадь, бык, вол или другое животное. Сравним производительности: если на живой тягловой силе человек с трудом кормит себя и свою семью, то используя современные средства механизации несколько процентов населения кормят всю страну и еще поставляют на экспорт (в качестве примера рассматриваем развитые страны). Из рассмотренного примера видно, что с течением времени сила воздействия человека на окружающий мир неукоснительно возрастает. Под влиянием этой силы окружающий мир преображается и изменяется. В принципе любой организм сосуществуя в этом мире вместе с другими влияет на окружающий мир и изменяет его. Так, например, сине-зеленые водоросли несколько миллионов лет назад образовали первичную атмосферу планеты, а множество поколений растений произрастающих на одном участке земли преобразовали первичную материнскую породу земли в чернозем.

Эволюция биосферы очень непростой процесс. Появляющиеся новые жизни меняют окружающий мир, которые в свою очередь создает предпосылки для зарождения новых видов и их победы в борьбе с неприспособленными старыми, более простыми, видами. Однако развитие биосферы в данном случае не выходит за пределы ее определения. Усложняющееся разнообразие форм и видов жизни подчинено строгим законам эволюции. Однако как в таком случае объяснить появление озонных дыр в стратосфере? Или глобальное повышение температур? А образование водохранилищ, смена растительности (освоение целинных земель), разработка месторождений и многое другое? Как объяснить данные явления, которые также являются изменениями окружающей среды, зачастую изменениями биосферы с точки зрения эволюции?

Здесь и выступает преобразующая сил человека и его разума, повернувшая развитие биосферы в другое русло. Практически здесь можно и закончить описание развития биосферы и начать описание развития ноосферы. Таким образом, ноосфера - сфера разума, включает в себя биосферу, видоизмененную под действием человека. Однако это очень грубое определение границ ноосферы и оно действенно только на начальном этапе развития ноосферы.

В итоге можно сказать что причиной перетекания эволюции биосферы в ноосферу, как и самого образования ноосферы, является способность человека мыслить, другими словами - разум.

Учение В.И.Вернадского о ноосфере

Стоит сразу отметить заслуги учёного. Он положил начало многим наукам, таким как: геохимия, биогеохимия, радиология. Учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере были внедрены в разделы естественных наук, особенно в физическую географию, геохимию ландшафта, почвоведение и другие. К своим первым выводам будущего учения о ноосфере В.И.Вернадский пришел изучая геологические процессы нашей планеты и подойдя вплотную к периоду начала второй мировой войны. Война возобновилась в Европе после более чем 20-летнего перерыва, и к 1944 г длилась в Западной Европе пять, а у нас, в Восточной Европе, три года. На Дальнем Востоке она началась раньше - в 1931 г и длится уже 13 лет. В истории человечества и биосферы вообще война такой мощности, длительности и силы - небывалое явление. К тому же ей предшествовала тесно с ней связанная причинно, но значительно менее мощная первая мировая война с 1914 по 1918 г.

Вернадский считал, что такие исторические события должны рассматриваться не только как исторические, но и как естественные процессы. В атмосфере первой мировой войны ученый, по его словам, подошел в геологии к новому для него и для других и тогда забытому пониманию природы - к геохимическому и биогеохимическому, охватывающему и косную и живую природу с одной и той же точки зрения. Новизна научной мысли В.И.Вернадского заключалась в том, что события, традиционно рассматриваемые под определенным углом зрения (традиционная наука, в данном случае история), ученым рассматривались в совершенно другом аспекте, под другим углом зрения (другая наука - геология). Это в некотором смысле помогло ему в процессе творческого поиска натолкнуться на мысль о смене биосферы ноосферой. Изучая биосферу, ученый заметил, что в нашем столетии она получает совершенно новое понимание и выявляется как планетное явление космического характера. Космический характер биосферы проявляется в том, что по мнению ученого жизнь (живые организмы) реально существует не только на одной нашей планете, не только на Земле. Факт существования жизни установлен, мне кажется, без сомнений для всех так называемых земных планет, то есть для Венеры, Земли и Марса.

Только живое существо подвержено эволюции. И только живое вещество меняясь во времени изменяет и окружающий мир - биосферу. В.И.Вернадским была рассмотрена эволюция живого вещества, которая стала непосредственной предпосылкой образования ноосферы. Живое вещество, эволюционируя на определенном этапе развития биосферы, рождает человека - разумное существо, Как показывает Вернадский в своем учении, человеку, чтобы выжить, пришлось использовать, единственное преимущества перед животным миром - разум. Умение учиться, перенимать и передавать опыт рождает такую категорию, как “труд”, которая по природе своей совершенно чужда остальным представителям, живого вещества. Благодаря труду, человек смог выделиться не только из живого вещества, но и из группы животных, близких к нему исторически в процессе эволюции. Благодаря своей деятельности, человек в дальнейшем смог не только выделиться, но и занять главенствующее место в живой природе и даже бросить вызов различным природным явлениям, очевидным законам и попытаются изменить окружающие его мир в соответствии с возникающими потребностями.

Однако нельзя говорить о будущем человека, если он не прекратит саморазрушающую деятельность. Геологический эволюционный процесс отвечает биологическому единству и равенству всех людей - Homo sapiens и его геологических предков Sinanthropus и др. потомство которых для белых, красных, желтых и черных рас - любым образом среди них всех - развивается безостановочно в бесчисленных поколениях. По мнению Вернадского, это закон природы. Все расы между собой скрещиваются и дают плодовитое потомство. Исторический процесс на наших глазах коренным образом меняется. Впервые в истории человечества интересы народных масс - всех и каждого - и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Перед человечеством, перед его мыслью и трудом становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого.

Перспективы дальнейшего развития ноосферы

С образованием ноосферы эволюция окружающей среды переходит в другое русло. Если ранее в живой природе действовал естественный отбор и сильнейшие диктовали свои условия и видоизменяли мир, то с началом трудовой деятельности человека, которая почти всегда связана с изменением биосферы в желаемую для человека сторону, изменение окружающей Среды уже не подчиняется законам природы. В связи с этим возникает необходимость проанализировать нынешнее состояние ноосферы, тенденции ее развития, перспективы будущего, ожидающие человечество. Оценить сам разум или мысль с точки зрения развития ноосферы мы не в силах. Однако эмпирически результаты возникновения и развития ноосферы мы уже сейчас можем наблюдать вокруг нас на каждом шагу. Минералогическая редкость - самородное железо - вырабатывается теперь в миллиардах тонн. Никогда не существовавший на нашей планете самородный алюминий производится теперь в любых количествах. То же самое имеет место по отношению к почти бесчисленному множеству вновь создаваемых на нашей планете искусственных химических соединений (биогенных культурных минералов). Масса таких искусственных минералов непрерывно возрастает. Все стратегическое сырье относится сюда.

Биосфера изменяется человечеством, и к сожалению, это изменение неконтролируемо. Меняется человеком физически и химически воздушная оболочка суши, все её природные воды. Из-за огромного количества взаимосвязей в окружающей среде, изменение какого-либо одного условия не приходит бесследно для всей системы (биосферы) в целом. По причине ли недостаточности знаний, а зачастую из-за халатной деятельности, человек получает совсем не те результаты, которые он ставил своей целью. Ярким примером этого является проблема экологии. Развивая науку и технику человек достиг огромного уровня производства. Были созданы тысячи огромных заводов и фабрик, которые однако являются производителями не только необходимой человеку продукции, но и поставщиками так называемой побочной продукции - различных вредных отходов производства.

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



План
I. Введение……………………………………………………. 3
II. Неизбежность перехода биосферы в ноосферу……………4
III. Ноосфера как утопия………………………………………. 7
IV. Реальность ноосферы………………………………………8
V. Ноосфера – сфера разума…………………………………..10
VI. Концепция ноосферы……………………………………….13
VII. Человек и ноосфера………………………………………. 15
VIII. Заключение………………………………………………….18
IX. Список литературы…………………………………………20
Введение
Академик Владимир Иванович Вернадский – великий русский ученый, естествоиспытатель и мыслитель, создатель новых научных дисциплин, учения о биосфере, учения о переходе биосферы в ноосферу. С именем В.И. Вернадского связано вхождение в науку революционных научных представлений, намного опередивших свое время и послуживших основой их плодотворного развития в наши дни.
В 1945 году, незадолго до смерти, этот крупнейший ученый внес выдающийся вклад в развитие современной картины мира. В те годы его идеи о превращении биосферы Земли в сознательно организуемую и управляемую человеком ноосферу не были оценены по достоинству. Но со временем, когда предсказанные им явления стали нарастать с головокружительной быстротой, значение учения о ноосфере, об органическом единстве природы и общества, о том, что в условиях возросшего технологического могущества людей природа уже не может существовать и развиваться без сознательного управления ее жизнью со стороны человечества, стало очевидным.
Концепция биосферы – ноосферы представляет собой итог всего научного творчества ученого, его мировоззрение. Она служит научным фундаментом в разработке ряда современных глобальных проблем, и, прежде всего проблем окружающей человека среды и разумного использования природных богатств биосферы.
Благодаря работам В.И. Вернадского и дальнейшим исследованиям поставленных им вопросов сегодня каждый ученый, вооруженный геохимическими и космохимическими знаниями, видит эволюцию Земли и Космоса, как исторический процесс развития, который охватывает во взаимосвязи все явления живой и неживой природы. При совместном их рассмотрении возникает особая позиция естествоиспытателя в отношении развития явлений жизни.
В.И. Вернадский дал миру своеобразное философское направление общечеловеческого значения: активно-эволюционную, ноосферную, космическую мысль.

Ноосфера. Значение, образование, распространение [20.10.13]

Ноосфера – это не просто Биосфера, преобразованная человеческим разумом. Возникновение ноосферы это — естественный процесс, в котором человечество, как целое, выполняет определенную геохимическую функцию. Преобразуя Биосферу, которая подобно живому организму структурирована на клетки – биогеоценозы, человечество меняет и ее структуру, и характер организации в них процессов. Это преобразование имеет свои этапы и свой предел – состояние целостности, в которой гармонизированы естественные процессы и разумная деятельность. Это наивысшее состояние Ноосферы, когда научные знания достигают такого уровня, что человечество может оказывать влияние на синхронизацию самых тонких физических процессов в Биосфере. Соразмерность в движении самых маленьких частей, включая человека, в целом, в Биосфере – вот высшее проявление Гармонии. Это мир одухотворенного разума – Идеал Ноосферы.

Для того чтобы движение к Ноосфере стало осмысленным, сознание человека должно стать целостным, т.е. исключающим в самом методе принятия решения свою обособленность, отделенность от природы, частью которой реально является человек, как природнотелесное существо. Для этого должны сложиться материальные, научные и иные условия. Человек должен быть с детства погружен в социальную атмосферу, пропитанную идеей неразрывности человека и природы. Эта идея должна характеризовать не только уровень материальных процессов, но и найти отражение на государственном, социальном, личностном и информационном уровнях. [6]

Ноосфера. Значение, образование, распространение

1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой;

2) как область активного проявления научной мысли как главного фактора перестройки и изменения биосферы. [3]

  • ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;
  • ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.

По мнению В.И. Вернадского, ноосфера только-только создается, возникает в результате реального, вещественного преобразования человеком геологии Земли усилиями мысли и труда.

Прослеживая развитие биосферы, обретающее геологическую мощь воздействие человека на биосферу, В.И. Вернадский формирует учение о ноосфере как особом периоде в развитии планеты и окружающего космического пространства. Становление ноосферы определяется социально-природной деятельностью человека, его трудом и знаниями, т.е. тем, что относится к космопланетарному измерению человека.

В.И. Вернадский был убежден, в том, что наша планета вступает в новую стадию своего развития, на которой определяющую роль будет играть человек разумный как сила невиданного масштаба. Гигантская геологическая деятельность человечества выражается в том, что сейчас нет такого быстротекущего геологического процесса, с которым можно было бы сравнить мощь человечества, вооруженного огромным арсеналом всяческих воздействий на природу, в том числе и фантастических, по мощности разрушительных сил. В.И. Вернадский указал ряд условий, необходимых для становления и существования ноосферы.

3. Резкое преобразование средств связи и облика между странами. Для передачи информации применяются радио, телевидение, факсы, скоростная авиация, радиотелефоны, сотовая связь, электронная почта, сеть “Интернет”и т.д. Средства связи постоянно развиваются и совершенствуются.

4. Преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.

5. Расширение пределов биосферы, изучение космического пространства и выход в космос.

6. Открытие новейших источников энергии.

7. Равноправие людей всех рас и религий.

8. Усиление значения народа и его мнения в решении политических проблем. Это условие также еще не достигнуто.

9. Свобода научной мысли от давления религиозных и политических настроений. В большинстве развитых стран наука свободна от такого давления.

10. Подъем благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания, голода, нищеты и ослабление влияния болезней. Это условия еще не достигнуто.

11. Разумное преобразование и использование первичной природы нашей планеты. Это условие нельзя считать выполненным.

Это условие еще не выполнено. Ноосфера – это еще достаточно дисгармоничная, находящаяся в состоянии становления реальность. Мировоззренческий смысл понятия ноосферы состоит в том, что человек своей деятельностью должен продолжить логику развития органического мира, но на качественно новом уровне. [1]

Контрольные тестовые задания

1. Установите соответствие характера обязательного инструктажа по технике безопасности предлагаемым условиям.

Что такое ноосфера и какова ее роль? Пройдемся кратко по учению Вернадского о ноосфере.

Этапы развития учения о ноосфере

Живые организмы на нашей планете проходят длительный процесс развития, что становится причиной качественных изменений самой биосферы. Термин ноосфера был предложен французским ученым Э. Леруа в 1927 году. Не обошлось в этом деле и без участия Вернадского: Леруа был с ним знаком и присутствовал на его лекциях.

По мнению Леруа, ноосфера — это настоящий геологический период развития биосферы. К такому выводу он пришел вместе с П. Т. де Шарденом — своим другом и коллегой.

Позже де Шарден разработает собственную теорию о ноосфере. По мнению ученого, ноосфера представляет собой новый мыслящий слой, который образовался в конце третичного периода и формировался над миром растений и животных — вне биосферы и над ней.

Перед тем как дать определение ноосферы по Вернадскому, обратимся к определению, которое было предложено в конце 20-х годов 20 века.

Ноосфера — сфера взаимодействия общества и природы, где разумная человеческая деятельность является главным фактором.

Учение о ноосфере Вернадского

От биосферы к ноосфере

Учение о биосфере Вернадского плавно перетекло в учение о ноосфере, в которое он вкладывал материалистическое наполнение. Он говорил о том, что человек, будучи частью природы, должен соблюдать ее законы, а не пытаться их изменить. Главная мысль учения о ноосфере Вернадского заключается в том, что человечество должно учитывать природные закономерности в ходе развития общества и среды.

В первое время ученый считал, что ноосфера — особая оболочка разума, развивающаяся над биосферой. Однако позже он сформулировал другое определение.

Ноосфера по Вернадскому — новое состояние биосферы, где умственная и разумная деятельность человека будет определять ее развитие.

Факторы перехода биосферы в ноосферу

Переход биосферы в ноосферу происходит в результате воздействия научной мысли и деятельности человека. Человечество в процессе развития приобретало все больше отличий от других составляющих биосферы, став новой биогенной природоформирующей силой. Научная же мысль в виде достижений науки и техники помогает человеку осваивать части биосферы, к которым раньше он не мог добраться.

Ноосфера отличается тесной связью законов природы с социально-политическими факторами общества. В ее основе — научно обоснованное рациональное использование ресурсов природы. Оно предполагает, что круговорот вещества и поток энергии будут восстановлены.

Согласно Вернадскому и учению о ноосфере, отличительная черта ноосферы — экологизация всех сферы деятельности человека, что предполагает формирование экологического мышления и экологического сознания.

Основные положения учения о ноосфере Вернадского

Вернадский сформулировал основные свои положения, оценив роль человеческого разума как явления планетарного. Вот эти положения о ноосфере Вернадского:

  1. Развитие науки — решающая сила. С ее помощью человек изменяет биосферу, в которой обитает.
  2. Изменение биосферы — явление неизбежное. Оно протекает одновременно с обогащением научными знаниями.
  3. Изменения биосферы происходят помимо человеческой воли. Они являются процессом.
  4. Биосфера как организованная оболочка — среда обитания человечества. Постепенные изменения в биосфере в ходе научной деятельности человека, который является решающей силой — закономерный процесс перехода биосферы в ноосферу.

Основные признаки ноосферы

Учение Вернадского о ноосфере дало большой фактический материал о биосфере и производственной человеческой деятельности. В том числе на их основе сформулировали современные признаки ноосферы:

  • увеличение объема добычи полезных ископаемых. Сегодня этот показатель в 5 раз выше показателя горных пород, переносимых реками под воздействием речной эрозии;
  • увеличение углекислого газа в атмосфере. Причинами этого стало массовое потребление органических веществ, которые образовались путем фотосинтеза в прошлые геологические эпохи. Вместе с этим количество кислорода в атмосфере сокращается;
  • рассеивание энергии в ноосфере. Под влиянием человека энергия не накапливается, а рассеивается;
  • появление новых трансурановых химических элементов. Это произошло в результате развития современных технологий и ядерной энергетики;
  • освоение околоземного пространства и Солнечной системы. Научно-техническая революция поспособствовала выходу ноосферы за пределы биосферы. Разрабатываются возможности создания искусственных экосистем на других планетах;
  • переход планеты в новое качественное состояние благодаря образованию ноосферы. Ноосфера становится сферой Солнечной системы.

Место человека в природе

Природа, окружающая человека — система довольно хрупкая.

Не зря философы всех времен пытаются найти ответ на вопрос, кем же выступает человек по отношению к природе: рабом или господином. Оба варианта в некоторой степени допустимы.

Несмотря на то, что индустриальная мощь человечества достигла небывалых высот, оно не приобрело независимость от окружающей природы. Даже когда человек изменяет природу, то должен думать о ее возрождении и охране. Главная задача, которую ставит перед собой человек — использование природных закономерностей в собственных интересах без нарушения природного равновесия. Это возможно только в рамках всемирного сотрудничества.

Читайте также: