Доклад на тему стоимость сопровождения и развития информационной системы

Обновлено: 02.07.2024

В настоящее время в разных сферах деятельности все более нуждаются в средствах, позволяющих быстро и безошибочно перерабатывать большое количество информации. Применение таких средств позволяет существенно снизить затраты и повысить эффективность работы.

Содержание

Введение
Глава 1. Основная часть
1.1. Описание предметной области. Постановка задач
1.2. Выбор средств – методология проектирования
1.3. Построение инфологической концептуальной модели предметной области
1.4. Схема данных физической и логической сущности в Erwin 4.0
Глава 2. Разработка базы данных
2.1. Структура базы данных Microsoft Office Access
Глава 3. Формы, запросы, отчеты
3.1. Создание форм в базах данных
3.2. Создание запросов в базе данных
3.3. Создание отчетов в базе данных
Заключение
Список использованных источников

Введение

В настоящее время в разных сферах деятельности все более нуждаются в средствах, позволяющих быстро и безошибочно перерабатывать большое количество информации. Применение таких средств позволяет существенно снизить затраты и повысить эффективность работы. Например, в каждом учебном заведение большой поток данных (абитуриенты, студенты, преподаватели, данные об успеваемости и т.п.) и чтобы снизить время обработки информации и облегчить работу сотрудникам заведений создается информационная система, которая может это позволить.

Цель моей работы состоит в том, чтобы создать ту информационную систему, с помощью которой можно существенно изменить работу учебного заведения. Для успешного создания работоспособной, отказоустойчивой и удобной информационной системы необходимо тщательное изучение предметной области, сбор исходных данных и их анализ. На этом этапе выделяется круг автоматизируемых задач и закладывается требования к функциональности системы.

Данный проект ставит перед собой следующие задачи:

  1. Осуществлять полнофункциональный учет студентов, их успеваемость, преподаватели, нормы часов на группу по дисциплинам;
  2. Иметь удобный, интуитивно понятный интерфейс пользователя;
  3. Наглядно предоставлять отчётность.

Глава 1. Основная часть

1.1. Описание предметной области. Постановка задач

В данной курсовой работе рассматривается задачи, выполняемые учебной частью техникума. Данная информационная система обеспечивает: хранение информации о студентах, учет всех процессов, связанных с обучением студентов, данные о преподавателях, назначение преподавателей и т.д. Информационная система реализует запросы упорядочения по полям: студенты, группы, факультет, преподаватели, так же осуществляется поиск сведений об успеваемости студентов, предшествующее образование и т.д..

Каждый поступивший или уже учащийся в данном учебном заведении и так же преподаватели заносятся в информационную систему. Это способствует удобству обработки данных, уменьшению времени поиска определенных данных.

Главными требованиями, положенными в основу при разработке комплекса стали: лёгкое использование и расширяемость. Поэтому комплекс разбивается на 5 основных программных блоков (модулей):

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

1.2. Выбор средств – методология проектирования

В создании моей информационной системы использовалась система управления базами данных Microsoft Access. Она является одним из самых популярных приложений в семействе настольных СУБД. Все версии Access имеют в своем арсенале средства, значительно упрощающие ввод и обработку данных, поиск данных и предоставление информации в виде таблиц, графиков и отчетов. Начиная с версии Access 2000, появились также Web-страницы доступа к данным, которые пользователь может просматривать с помощью программы Internet Explorer. Помимо этого, Access позволяет использовать электронные таблицы и таблицы из других настольных и серверных баз данных для хранения информации, необходимой приложению. Присоединив внешние таблицы, пользователь Access будет работать с базами данных в этих таблицах так, как если бы это были таблицы Access. При этом и другие пользователи могут продолжать работать с этими данными в той среде, в которой они были созданы.

Access позволяет не только вводить данные в таблицы, но и контролировать правильность вводимых данных. Для этого необходимо установить правила проверки прямо на уровне таблицы. Тогда каким бы образом не вводились данные — прямо в таблицу, через экранную форму или на странице доступа к данным, Access не позволит сохранить в записи те данные, которые не удовлетворяют заданным правилам. В Access возможно создание связей между таблицами, что позволяет совместно использовать данные из разных таблиц. При этом для пользователя они будут представляться одной таблицей. Реализовать такую возможность в системах управления электронными таблицами сложно, а иногда просто невозможно.

Устанавливая взаимосвязи между отдельными таблицами, Access позволяет избежать ненужного дублирования данных, сэкономить память компьютера, а также увеличить скорость и точность обработки информации. Для этого таблицы, содержащие повторяющиеся данные, разбивают на несколько связанных таблиц.

Access имеет развитую систему защиты от несанкционированного доступа, которая позволяет каждому пользователю или группе пользователей видеть и изменять только те объекты, на которые ему выданы права администратором системы, например можно запретить использование некоторых команд меню, открытие определенных форм, изменение данных в таблицах или формах. Электронные таблицы тоже позволяют защитить данные паролем или разрешить только просмотр данных, однако эти средства существенно проще.

Таким образом, СУБД Access применяется в тех случаях, когда прикладная задача требует хранения и обработки разнородной информации о большом количестве объектов и предполагает возможность многопользовательского режима.[4]

1.3. Построение инфологической концептуальной модели предметной области

Модель сущность-связь (рисунок 1) строится с использованием трех конструктивных элементов: сущность, атрибут и связь.

Сущность — это некоторая абстракция (модель) реально существующего объекта, процесса или явления, о котором необходимо хранить информацию в ПО.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Атрибут — поименованная характеристика сущности — средство для описания свойств сущностей (средство для моделирования свойств объекта).

Связь – ассоциирование двух или более сущностей. Однако одно из основных требований к организации базы данных – это обеспечение возможности отыскания одних сущностей по значениям других, для чего необходимо установить между ними определенные связи.[4]

1.4. Схема данных физической и логической сущности в Erwin 4.0

На этой схеме данных изображено 10 таблиц, так же на этой схеме данных можно увидеть связи, и их тип.

На этой схеме данных так же видно связи, и их тип. Но кроме этого, справа от названия поля можно увидеть его тип.

Text – текстовое поле

Long Integer – числовое поле

Глава 2. Разработка базы данных

Для хранения данных создано 10 таблиц, структура которых приведена ниже. В Таблице 1 хранятся данные о группах.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Таблица 1 — Группы

Поле Тип данных
Код группы Счетчик
Код факультета Числовой
Название группы Текстовый

В Таблице 2 содержатся данные о дисциплинах. Включают в себя: код дисциплины и название дисциплины.

Таблица 2 – Дисциплины

Поле Тип данных
Код дисциплины Счетчик
Название дисциплины Текстовый

В Таблице 3 содержатся данные о назначении преподавателей.

Таблица 3 — Назначение

Поле Тип данных
Код преподавателя Числовой
Код дисциплины Числовой

В Таблице 4 содержатся данные о нормах для преподавателей на группу.

Таблица 4 – Нормы для преподавателей на группу

Поле Тип данных
Код нормы Счетчик
Фамилия преподавателя Мастер подстановок
Имя преподавателя Мастер подстановок
Отчество преподавателя Мастер подстановок
Группа Мастер подстановок
Дисциплина Мастер подстановок
Норма часов Числовой

Таблице 5 находятся данные о предшествующем образовании студента.

Таблица 5 – Образование

Поле Тип данных
Код образования Счетчик
Код студента Числовой
Образование Текстовый
Наименование учебного заведения Текстовый
Год окончания Дата/время
Серия документа Текстовый
Номер документа Числовой

В Таблице 6 хранятся данные о преподавателях.

Таблица 6 – Преподаватели

Поле Тип данных
Код преподавателя Счетчик
Фамилия Текстовый
Имя Текстовый
Отчество Текстовый
Дата рождения Дата/время
Адрес Текстовый
Специализация Текстовый
Стаж работы Числовой

В Таблице 7 находятся данные о студентах.

Таблица 7 – Студенты

Поле Тип данных
Код студента Счетчик
Код группы Числовой
Фамилия Текстовый
Имя Текстовый
Отчество Текстовый
Пол Текстовый
Дата рождения Дата/время
Адрес Текстовый
Телефон Текстовый
Серия паспорта Числовой
Номер паспорта Числовой
Кем выдан Текстовый
Дата выдачи Дата/время
Военная обязанность Текстовый
Дата поступление Дата/время

В Таблице 8 находятся данные об успеваемости студентов.

Таблица 8. – Успеваемость

Поле Тип данных
Код успеваемости Счетчик
Фамилия студента Мастер подстановок
Имя студента Мастер подстановок
Отчество студента Мастер подстановок
Группа Мастер подстановок
Дисциплина Мастер подстановок
Оценка за 1 семестр Числовой
Оценка за 2 семестр Числовой
Средний бал Числовой

В Таблице 9 находятся данные об учебе студентов.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Таблица 9. – Учеба

Поле Тип данных
Код дисциплины Числовой
Код студента Числовой

В Таблице 10 находятся данные о факультете.

Таблица 10. – Факультет

Поле Тип данных
Код факультета Счетчик
Название факультета Текстовый
Сокращенное название Текстовый
Телефон Текстовый

Создание таблиц в программе Microsoft Office Access 2003, как и других объектов баз данных, начинается с активации окна базы данных. В этом окне выбирается элемент управления Таблицы.

Рассмотрим Создание таблиц в режиме конструктора.

Теперь необходимо заполнить Имена полей и выбрать Типы данных и сохранить каждую таблицу соответствующим именем.

2.1. Структура базы данных Microsoft Office Access

Следующим этапом создания информационной системы является разработка схемы данных, (создание связей между таблицами).

Глава 3. Формы, запросы, отчеты

3.1. Создание форм в базах данных

Access предоставляет возможность вводить данные как непосредственно в таблицу, так и с помощью форм. Форма в БД — это структурированное окно, которое можно представить так, чтобы оно повторяло форму бланка. Формы создаются из набора отдельных элементов управления.

Внешний вид формы выбирается в зависимости от того, с какой целью она создается. Формы Access позволяют выполнять задания, которые нельзя выполнить в режиме таблицы. Формы позволяют вычислять значения и выводить на экран результат. Источником данных для формы являются записи таблицы или запроса.

Форма предоставляет возможности для:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Алгоритм создания форм следующий:

Рассмотрим Создание форм с помощью мастера. Вызвать Мастер форм можно несколькими способами. Один из них – выбрать Мастер форм в окне диалога Новая форма и щелкнуть на кнопке ОК. Откроется окно диалога Создание форм, в котором необходимо отвечать на вопросы каждого текущего экрана Мастера и щелкать на кнопке Далее.

Затем необходимо выбрать поля из источника данных (таблиц или запросов). Для этого надо открыть список Таблицы и запросы, щелкнув на кнопку, справа. Затем доступные поля требуется перевести в Выбранные поля, выделив их и щелкнув на кнопку >>, затем кнопку далее. Следующими этапами будет:

  • выбор внешнего вида;
  • выбор требуемого стиля;
  • ввести имя формы и открыть форму.

3.2. Создание запросов в базе данных

Запрос — это набор инструкций, который можно использовать для обработки данных. Запрос не только возвращает результаты — которые можно сортировать, группировать и фильтровать — с помощью запроса можно также создавать, копировать, удалять и изменять данные.

Рассмотрим создание запроса с параметром в режиме конструктора (рисунок 11). Запрос с параметрами при выполнении требует ввода некоторых значений. После ввода значения запрос с параметрами использует его в качестве условия поля. Поле, к которому должно быть применено условие, задается на этапе конструирования запроса. При отказе от ввода значения запрос с параметрами принимает в качестве значения пустую строку.[6]

Выполняем запрос. Появится окно с предложением ввести фамилию студента (рисунок 12). Запрос будем выбирать данные об успеваемости по вводу фамилии студента.

3.3. Создание отчетов в базе данных

Отчет – это форматированное представление данных, которое выводится на экран, в печать или файл. Они позволяют извлечь из базы нужные сведения и представить их в виде, удобном для восприятия, а также предоставляют широкие возможности для обобщения и анализа данных. При печати таблиц и запросов информация выдается практически в том виде, в котором хранится. Часто возникает необходимость представить данные в виде отчетов, которые имеют традиционный вид и легко читаются. Подробный отчет (рисунок 15) включает всю информацию из таблицы или запроса, но содержит заголовки и разбит на страницы с указанием верхних и нижних колонтитулов.[5]

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Отчёты, так же как и формы, можно создавать с помощью конструктора или мастера отчётов. Используется также автоматическое создание отчётов. Последовательность действий при формировании отчёта с помощью Мастера такая же, как и при создании формы. Дополнительными являются два шага: добавление уровня группировок и задание требуемого порядка сортировки. Добавление уровня группировки позволяет выводить записи, объединённые по выбранным полям.

В процессе создания отчета-выписки есть возможность переходить в режим просмотра без сохранения формы. Это дает возможность визуально оценить будущий отчет.

Заключение

Данный курсовой проект разработан для создания информационной системы Учебная часть техникума Создание базы данных обусловлено необходимостью вести автоматизированный учет и хранение сведений об учащихся, сотрудников и т.д.

В процессе разработки была использована реляционная модель с осуществлением нормализации, которая позволила спроектировать базу данных, в которой нет ненужных избыточных данных и противоречий, которые могли бы в дальнейшем привести к порче информации. Также была обеспечена целостность данных, которая способствовала непротиворечивости и адекватности отражаемых сведений.

В результате использования данной информационной системы в учебном заведении увеличится скорость обработки данных и скорость работы персонала.

Список использованных источников


8 мая 2012

Сопровождение программных систем

Определение процесса сопровождения

Под сопровождением программного обеспечения понимают процесс улучшения, оптимизации и устранения дефектов программного обеспечения (ПО) после передачи в эксплуатацию. К счастью, этот процесс достаточно хорошо стандартизован, и открывать Америку для того, чтобы его разработать и внедрить не придется. Упомянем только некоторые основные стандарты:

  • ISO/IEC 14764 (2006, русский перевод стандарта 1999 г. — 2002 г.);
  • ISO/IEC 12207 (2008, русский перевод стандарта 2010г.);
  • ISO 20000;
  • SWEBOK (2004 г.);
  • ITIL v3 (2007 г, обновление — 2011 г.);
  • COBIT v5 (2012 г.).

В общем случае процесс сопровождения состоит из следующих задач:

  • устранение сбоев;
  • улучшение дизайна;
  • расширение функциональных возможностей;
  • создание интерфейсов взаимодействия с другими (внешними) системами;
  • адаптация (например, портирование) для возможности работы на другой (или обновленной) аппаратной платформе, применение новых системных возможностей, функционирование в среде обновленной телекоммуникационной инфраструктуры и т.п.;
  • миграция унаследованного (legacy) программного обеспечения; вывод программного обеспечения из эксплуатации.

Сопровождение и удовлетворенность пользователей

Именно процесс сопровождения позволяет улучшить удовлетворенность пользователей внедренным ПО. Действительно, общеизвестно, что удовлетворенность пользователей зависит от того, насколько полученный результат соответствует их ожиданиям (т.е. от площади области пересечения ожиданий и результата — см. рисунок 1).

127.jpg

Рис. 1. Область удовлетворенности пользователей.

  • эффективного решения стоящих перед ними задач;
  • удобного и интуитивно понятного интерфейса;
  • помощи по всем возникающим вопросам использования ПО;
  • выполнения их заявок в требуемые сроки.

Все эти задачи можно и нужно выполнять на этапе сопровождения. Кроме того, присущий человечеству консерватизм определяет негативное отношение большинства пользователей к новому ПО. Именно и только стадия сопровождения позволяет примирить с ним пользователей и приучить их с удовольствием и с пользой применять его в своей деятельности. По статистике, удовлетворенность пользователей через год использования ПО в несколько раз выше, чем сразу после внедрения.

Но, чтобы достичь таких результатов, сопровождение должно осуществляться на должном уровне. Ведь в противном случае эту удовлетворенность можно даже уменьшить.

Типы заявок предложений о модификации

Процесс сопровождения состоит из обработки заявок пользователей. Эти заявки целесообразно классифицировать по типам (см. рис. 2).

128.jpg

Рис. 2. Иерархия типов предложения по модификации ПО (по стандарту ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002)

Так, тип сопровождения — корректирующее — это реактивное изменение программного продукта для коррекции обнаруженных проблем (после обнаружения). Проблемы могут относиться к функциональности системы, ее интерфейсам, надежности и производительности работы.

Адаптивное сопровождение — изменение программного продукта после поставки для обеспечения его использования в условиях изменения его (программного продукта) или окружающей среды.

Полное (совершенствующее) сопровождение — изменение программного продукта после поставки для улучшения производительности или удобства эксплуатации.

Профилактическое сопровождение — это изменение программного продукта после поставки для выявления и исправления скрытых дефектов в ПО до того, как они станут явными ошибками.

Следует также отметить, что профилактическое и полное (совершенствующее) сопровождение относятся к проактивному подходу к сопровождению, при котором инициатива исходит от обслуживающего персонала, а корректирующее и адаптивное — к реактивному подходу, инициатива которого находится у пользователей.

Проактивному сопровождению необходимо уделять достаточно внимания, поскольку именно оно в наибольшей степени способствует повышению удовлетворенности пользователей и эффективному развитию программной системы.

Этапы процесса сопровождения


129.jpg

Рис. 3. Общая структура процесса сопровождения (по стандарту ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002)

Формирование процесса сопровождения начинается с разработки концепции сопровождения. Такой документ, например, по стандарту ISO/IEC 14764 (Standard for Software Engineering — Software Maintenance), должен содержать следующие разделы:

1. Область сопровождения программного средства.

2. Практическое применение (адаптация) данного процесса.

3. Определение организаций (лиц), ответственных за сопровождение.

4. Оценка стоимости сопровождения:

4.1. Проезд до места расположения пользователя.
4.2. Обучение как сопроводителей, так и пользователей.
4.3. СПИ (среда программной инженерии) и СТПС (среда тестирования программного средства) и их ежегодное сопровождение.
4.4. Персонал (зарплата и премии).

Должен быть сформирован соответствующий план сопровождения. Этот план должен подготавливаться одновременно с разработкой программной системы. План должен определять, как пользователи будут размещать свои запросы на модификацию (изменения) или сообщать об ошибках, сбоях и проблемах.

Стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002 предлагает следующий состав такого плана:

a). Введение:

  1. описание сопровождаемой системы;
  2. определение исходных состояний программного средства;
  3. описание уровня требуемой поддержки;
  4. определение организаций, осуществляющих сопровождение;
  5. описание любых условий (протоколов), согласованных между заказчиком и поставщиками;

b). Концепция сопровождения (уже кратко описанная выше):

  1. описание концепции;
  2. описание уровня поддержки системы;
  3. установление периода поддержки;
  4. адаптация (практическое применение) процесса сопровождения;

c). Организационные работы и работы по сопровождению:

1. роли и обязанности сопроводителя до поставки программного продукта:

  • реализация процесса;
  • определение инфраструктуры процесса;
  • установление процесса обучения;
  • установление процесса сопровождения;

2. роли и обязанности сопроводителя после поставки программного продукта:

  • реализация процесса;
  • анализы проблем и модификаций (изменений);
  • реализация (внесение) модификаций (изменений);
  • рассмотрение и принятие модификаций (изменений);
  • перенос программного средства в новую среду;
  • снятие программного средства с эксплуатации;
  • решение проблем (включая справочную службу);
  • при необходимости — обучение персонала (сопроводителя и пользователя);
  • усовершенствование процесса;

3. роль пользователя:

  • приемочные испытания;
  • взаимосвязи (интерфейсы) с другими организациями;

d). Ресурсы:

  • состав персонала для конкретного проекта; Структура, отвечающая за сопровождение, должна проводить общую деятельность по бизнес-планированию, касающуюся бюджетирования, финансового менеджмента и управления человеческими ресурсами в области сопровождения.

2. программные средства:

  • определение программных средств, необходимых для поддержки эксплуатации системы (с учетом системных требований и требований к СПИ, СТПС и инструментальным средствам);

3. технические средства:

  • определение технических средств, необходимых для поддержки эксплуатации системы (с учетом системных требований и требований к СПИ, СТПС и инструментальным средствам);

4. оборудование (аппаратура):

  • определение требований к оборудованию (аппаратуре) системы (помимо технических средств вычислительной техники);
  • план обеспечения качества;
  • план управления проектом;
  • план управления конфигурацией;
  • документы разработки;
  • руководства по сопровождению;
  • план проведения верификации;
  • план проведения аттестации (валидации);
  • план тестирования, процедуры тестирования и отчеты о тестировании;
  • план обучения;
  • руководство (а) пользователя;

6. данные;
7. другие требования к ресурсам (при необходимости);

e). Процесс (как должна быть выполнена конкретная деятельность):

1. процесс, выполняемый сопроводителем (приводят общее описание процесса без детализации в плане сопровождения всего процесса);

2. процесс адаптации (практического применения сопровождения к условиям проекта);

f). Обучение:

1. определение уровня обучения, необходимого для сопроводителя и пользователей;

g). Протоколы и отчеты по сопровождению:

1. перечень запросов пользователя на оказание услуг по сопровождению, предложение о модификациях или отчеты о проблемах;
2. состояния запросов (предложений, отчетов) по категориям;
3. приоритеты запросов (предложений, отчетов);
4. контрольные данные, собранные при работах по сопровождению.

Связь сопровождения с эволюцией ПО

Отдельно хочется коснуться связи сопровождения с эволюцией программных систем. В 1969 году Мэнни М. Леман впервые связал деятельность по сопровождению и вопросы эволюции программного обеспечения. Результаты более чем 20-ти летних исследований группы, которой он руководил, привели к формулированию ряда важных положений.
Ключевой результат: деятельность по сопровождению, по сути, представляет собой эволюционную разработку программных систем. Принятию тех или иных решений в процессе сопровождения, помогает понимание того, что происходит с программной системой в процессе ее эксплуатации.

Существующее (особенно корпоративное) программное обеспечение никогда не бывает полностью завершенным и продолжает эволюционировать в течение всего срока эксплуатации. В процессе эволюционирования программная система становится все более сложной до тех пор, пока не прикладываются специальные усилия (в том числе, в рамках специального проекта по модификации) по уменьшению ее сложности.

Леман вместе с Белади (Lehman and Belady) выделили 3 типа программ.

  1. Программы S-типа, требования к которым могут быть формализованы.
  2. Программы P-типа, которые развиваются итеративно.
  3. Программы E-типа, которые влияют на окружающую среду. Поэтому их нельзя рассматривать изолированно от нее.

На основании этой классификации для программных систем Е-типа постепенно Леманом были сформулированы законы эволюции:

  • (1974) Непрерывное изменение — системы E-типа должны непрерывно адаптироваться или они будут все менее удовлетворять потребностям компании.
  • (1974) Увеличение сложности — по мере развития систем E-типа их сложность будет возрастать, если не поддерживать их и не уменьшать сложность.
  • (1974) Саморегулирование — процесс эволюции систем E-типа саморегулируем, распространение продукта близко к нормальному закону.
  • (1978) Сохранение организационной стабильности — средняя скорость развития систем E-типа инвариантна относительного жизненного типа программного продукта.
  • (1978) Сохранение осведомленности — поскольку системы E-типа вовлечены во все с ними связанное: разработчиков, продавцов, пользователей, то для достижения полезного развития необходимо поддерживать знание их содержания и поведения различными группами пользователей. Избыточное развитие ухудшает владение системой.
  • (1991) Непрерывное развитие — функциональное содержание систем E-типа должно непрерывно расширяться, чтобы обеспечить удовлетворенность пользователей на период жизненного цикла системы.
  • (1996) Ухудшение качества — качество систем E-типа будет ухудшаться, если они не будут тщательно сопровождаться и адаптироваться под изменения операционной среды.
  • (1996) Система обратной связи (впервые — 1974, формализовано — 1996) — процессы эволюции систем E-типа представляют собой системы многоуровневой, многоконтурной и охватывающей многих сотрудников обратной связи и должны быть такими, чтобы достигнуть существенных улучшений разумными средствами.

Сопровождение выгодно всем

В заключение необходимо отметить, что процесс сопровождения ПО важен для всех заинтересованных сторон. Он предоставляет:

Заказчику

  • возможность получить возврат инвестиций на затраты на проект;
  • средство ведения бизнеса — необходимый компонент деятельности;
  • возможность развиваться.

Внедренцу — возможность:

Вендору

  • возможность эффективно развивать продукт и оперативно исправлять ошибки;
  • возможность повысить удовлетворенность партнеров и клиентов.

Тем, кто этого еще не сделал, необходимо обратить свое внимание на процесс сопровождения программного обеспечения.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Разработка и сопровождение информационных систем, базирующихся на онтологии и Wiki-технологии. Презентация на заданную тему содержит 39 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Wiki-технология Wiki — технология взаимодействия пользователя с веб-сайтом, предназначенная для коллективной разработки, хранения, структуризации информации. Достоинства удобство сбора и хранения информации различного типа простота доступа и освоения Недостатки позволяет отслеживать в создаваемых информационных системах только структурную целостность ссылок, не обеспечивая при этом логической непротиворечивости и семантической согласованности используемых в них понятий затруднено построение сложных информационных систем (в том числе путем построения сложно-структурированной информационной Wiki-системы на основе нескольких близких по тематике систем)

Подход к построению ИС Идея предлагаемого подхода состоит в создании инструментария, который бы обеспечивал заполнение Wiki-системы информацией с согласованной системой понятий, а также предоставлял средства для ее сопровождения и развития. Такую семантически согласованную информационную Wiki-систему можно получить, если заполнять ее на основе логически непротиворечивой онтологии, описывающей предметную область будущей системы. Для контроля, сопровождения, развития и трансформации уже существующих информационных Wiki-систем в этот инструментарий должна входить обратная процедура — метод извлечения онтологий из Wiki-систем.

Онтология Онтология — формальная, явная спецификация концептуализации (Tom Gruber) Онтология обеспечивает: строгую формализацию знаний; явную концептуализацию предметной области (ПО), позволяющую описывать семантику данных; совместное использование разнородных данных и знаний в рамках одной системы; формирование и фиксацию общего разделяемого всеми экспертами знания о ПО; переиспользование знаний.

Обзор средств создания Wiki-систем с использованием семантических технологий OntolingeWiki Создание Wiki-интерфейса по онтологии и визуальная навигация по нему. Semantic MediaWiki Расширение MediaWiki, добавление семантической информации за счет расширенной Wiki-разметки. BOWiki Расширение MediaWiki, семантический Wiki-движок, специализирующийся на био-онтологиях. RDFIO Расширение MediaWiki, импорт произвольных RDF-триплетов. LinkedWiki Расширение MediaWiki, получение данных с внешнего сервиса и отображение этих данных в Wiki-системе.

Обзор подходов к извлечению знаний и онтологий из Wiki-систем YAGO Автоматическое построение онтологии верхнего уровня значительного объема, включающую факты, извлеченные из Википедии с высокой точностью. DBpedia Извлечение структурированной информации из Википедии и предоставление доступа к ней. Constructing Large-Scale Person Ontology from Wikipedia Построение крупномасштабной онтологии людей. Harvesting Wiki Consensus – Using Wikipedia Entries as Ontology Elements Использование Википедии в качестве среды для разработки онтологий.

Предлагаемый подход: Onto2Wiki & Wiki2Onto Две составляющие: Onto2Wiki — отображение онтологии в Wiki-систему Wiki2Onto — извлечение онтологии из Wiki-системы

Отличительные особенности такого подхода Получается семантически согласованная информационная Wiki-система. Онтология полностью определяет всю структуру Wiki-системы Независимость от изначальной онтологии, т.е. есть возможность изменения и дополнения структуры средствами самой Wiki-системы.

Средства реализации Wiki-движок — комплекс программных средств для преобразования Wiki-разметки в код, предназначенный для отображения в браузере.

Wiki-разметка Обычная Wiki-ссылка: [[название_страницы]] Свойство (Semantic MediaWiki): [[имя_свойства::значение_свойства]] На странице свойства: [[Имеет тип::тип]]

Средства реализации Бот — специальное клиентское приложение для выполнения заданного набора операций. Применение в Википедии: переименование категорий и статей, расстановка интервики ссылок, исправление ссылок, удаление спама, и т.п. Python WikipediaBot Framework — библиотека для написания ботов на языке Python. MediaWiki API — специальный интерфейс прикладного программирования) для взаимодействия с MediaWiki-системой. RDFLib — библиотека Python для работы с RDF.

Гост

ГОСТ

Разработка информационной системы (ИС) начинается с переговоров между заказчиком и исполнителем.

Основными этапами разработки информационной системы являются:

  1. Предварительный этап
  2. Сбор требований
  3. Проектирование
  4. Реализация
  5. Подготовка ИС к эксплуатации
  6. Опытно-промышленная эксплуатация
  7. Сопровождение и развитие системы

Предварительный этап

На данном этапе определяются основные цели и задачи разрабатываемой информационной системы. С этой целью обсуждается концепция ИС, ключевые технические моменты, объемы и сроки выполняемой работы, ее стоимость. Результатом предварительного этапа является разработка первого фундаментального проектного документа – устава проекта.

В уставе проекта определяются принципиальные моменты, которые связаны с процессом разработки и внедрения ИС:

  • описывается проект, определяются цели и задачи создания ИС;
  • описывается состав работ;
  • определяются сроки, бюджет, список объектов, которые должны быть автоматизированы;
  • предоставляется список необходимого аппаратного и программного обеспечения для разработки ИС;
  • выделяются основные этапы разработки и внедрения ИС и др.

Сбор требований

На данном этапе проводится систематизация требований и пожеланий к разрабатываемой ИС, проводится анализ входной и выходной документации.

В результате составляется техническое задание на разработку и внедрение ИС. В техническом задании отображается назначение и цель создания ИС, описывается объект автоматизации и основные автоматизируемые бизнес-процессы, предъявляются требования к системе: структура, функции (задачи), которые должна решать система, требования к техническому и организационному обеспечению, надежность и безопасность ИС и т.п.

Проектирование

На данном этапе подготавливается детальный проект всех сценариев, связанных с разработкой и внедрением ИС.

Готовые работы на аналогичную тему

В результате проектирования оформляется технический (концептуальный) проект с описанием:

  • архитектуры ИС;
  • структуры базы данных;
  • проектных решений, которые представляются с помощью детального описания сценариев всех бизнес-процессов, которые подвергаются автоматизации;
  • сценариев внедрения ИС во внешние программные продукты;
  • источников исходной информации;
  • вариантов первоначального наполнения ИС информацией;
  • разграничение прав доступа к данным и полномочия пользователей;
  • концепции обучения будущих пользователей ИС.

Реализация

Этап выполнения требований к ИС, которые были изложены в Техническом задании и Техническом проекте. Выполняется разработка всех необходимых программных компонентов, создается структура базы данных, производится установка, настройка и тестирование всех компонентов ИС и т.п.

Завершением этапа реализации является разработка руководства по установке и настройке ИС, предоставляется шаблон базы данных и регистрируются все выполненные программные разработки.

Подготовка ИС к эксплуатации

Выполняется установка и настройка всех компонентов системы на территории заказчика ИС, проводится предварительное тестирование, разрабатывается пользовательская документация, проводится обучение пользователей, выполняется загрузка исходных данных, проводятся испытания системы, определяются роли пользователей в системе соответственно их должностным обязанностям.

Опытно-промышленная эксплуатация

Сопровождение и развитие системы

При окончании разработки и внедрения информационной системы в работу предприятия выполнение обязательств разработчиком данной системы не прекращается. Поэтому предполагается продление сотрудничества с целью дальнейшей технической поддержки работы системы, внесения при необходимости изменений в работу системы, которые могут потребоваться при эксплуатации ИС.

Читайте также: