Доклад о состоянии и использовании земель в новосибирской области в 2020 году

Обновлено: 04.07.2024

от 05 декабря 2016 года 112-ОЗ

Об отдельных вопросах регулирования земельных отношений на территории Новосибирской области

(с изменениями на 27 декабря 2021 года)

Законом НСО от 30.11.2018 N 307-ОЗ(Закон имеет особый порядок вступления в силу);

Принят
Законодательным Собранием
Новосибирской области
24 ноября 2016 года

Подписан
Губернатором
Новосибирской области
05 декабря 2016 года

Настоящий Закон в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации регулирует отдельные вопросы в сфере земельных отношений на территории Новосибирской области.

Статья 1. Полномочия Законодательного Собрания Новосибирской области
в сфере земельных отношений

К полномочиям Законодательного Собрания Новосибирской области в сфере земельных отношений относятся:

1) принятие законов Новосибирской области, контроль за их соблюдением и исполнением;

2) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области.

Статья 2. Полномочия Правительства Новосибирской области
в сфере земельных отношений

К полномочиям Правительства Новосибирской области в сфере земельных отношений относятся:

1) отнесение до разграничения государственной собственности на землю находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и (или) законами Новосибирской области;

2) перевод из одной категории в другую в отношении:

а) земель, находящихся в государственной собственности Новосибирской области, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности;

б) земель, находящихся в государственной собственности, и земельных участков в составе таких земель до разграничения государственной собственности на землю, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и (или) законами Новосибирской области;

3) утверждение региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах Новосибирской области;

4) установление порядка определения платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Новосибирской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

5) установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Новосибирской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов;

6) принятие решений о резервировании земель для государственных нужд Новосибирской области;

7) установление порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в государственной собственности Новосибирской области, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

8) - Пункт утратил силу - Закон НСО от 07.05.2018 N 260-ОЗ - см. предыдущую редакцию

9) - Пункт утратил силу - Закон НСО от 01.07.2019 N 387-ОЗ - см. предыдущую редакцию

10) - Пункт утратил силу - Закон НСО от 01.07.2019 N 387-ОЗ - см. предыдущую редакцию

11) установление порядка и условий размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов;(Пункт в редакции, введенной Законом НСО от 30.11.2018 N 307-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)

12) - Пункт утратил силу - Закон НСО от 27.12.2021 N 160-ОЗ - см. предыдущую редакцию

13) установление порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Новосибирской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи таких земельных участков без проведения торгов;

15) установление по основаниям и в порядке, установленным федеральным законодательством, ограничений прав на землю;

16) установление категорий работников организаций транспорта, лесного комплекса, охотничьего хозяйства и других сфер деятельности, имеющих право на получение служебных наделов;(Пункт в редакции, введенной Законом НСО от 27.12.2021 N 160-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)

16.1) определение организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для государственных нужд Новосибирской области в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации;(Пункт дополнительно введен Законом НСО от 07.05.2018 N 260-ОЗ)

16.2) установление предельных максимальных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобное) кадастровых работ, выполняемых в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, строительства гаражей для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства, и расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости;(Пункт в редакции, введенной Законом НСО от 05.10.2021 N 112-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)

16.3) установление порядка определения платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Новосибирской области, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями;(Пункт дополнительно введен Законом НСО от 05.10.2021 N 112-ОЗ)

16.4) определение порядка утверждения органами местного самоуправления поселений, городских округов схемы размещения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, стоянок технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства;(Пункт дополнительно введен Законом НСО от 05.10.2021 N 112-ОЗ)

16.5) установление перечня категорий граждан, имеющих право на бесплатное использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями;(Пункт дополнительно введен Законом НСО от 05.10.2021 N 112-ОЗ)

17) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области.

Статья 3. Полномочия областного исполнительного органа
государственной власти Новосибирской области, уполномоченного в сфере управления и распоряжения
земельными участками, в сфере земельных отношений

К полномочиям областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченного в сфере управления и распоряжения земельными участками, в сфере земельных отношений (далее -уполномоченный орган) относятся:

1) предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Новосибирской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, установленных федеральным законодательством и (или) законодательством Новосибирской области;

2) утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу) Новосибирской области;

3) разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах Новосибирской области;

4) установление и прекращение публичных сервитутов;

5) принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков, находящихся в государственной собственности Новосибирской области, а также земельного участка или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на кадастровом плане территории, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации;

6) принятие решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Новосибирской области, в том числе для размещения объектов регионального значения, а также об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;

6.1) учет земельных участков, находящихся в государственной собственности Новосибирской области, в реестре государственной собственности Новосибирской области в порядке, установленном Губернатором Новосибирской области;(Пункт дополнительно введен Законом НСО от 07.05.2018 N 260-ОЗ)

7) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области.

Статья 4. Порядок безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в государственной
собственности Новосибирской области, в муниципальную собственность

1. Земельные участки, находящиеся в государственной собственности Новосибирской области, могут быть безвозмездно переданы в муниципальную собственность в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации.

2. Органы местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области вправе инициировать безвозмездную передачу земельных участков, находящихся в государственной собственности Новосибирской области, в муниципальную собственность путем направления в Правительство Новосибирской области предложения о передаче земельных участков, находящихся в государственной собственности Новосибирской области, в муниципальную собственность (далее - предложение) с указанием цели такой передачи.

3. Уполномоченный орган в течение 30 дней со дня поступления предложения в Правительство Новосибирской области проводит оценку возможности и целесообразности передачи земельных участков, находящихся в государственной собственности Новосибирской области, в муниципальную собственность, по результатам которой представляет в Правительство Новосибирской области заключение.

4. Правительство Новосибирской области рассматривает заключение в течение 30 дней со дня его представления и принимает одно из следующих решений:

1) о согласовании предложения и направлении его с приложенным перечнем земельных участков для согласования в Законодательное Собрание Новосибирской области;

2) об отказе в передаче земельных участков, находящихся в государственной собственности Новосибирской области, в муниципальную собственность.

5. В случае принятия Правительством Новосибирской области решения об отказе в передаче земельных участков, находящихся в государственной собственности Новосибирской области, в муниципальную собственность, уполномоченный орган не позднее 15 дней со дня принятия такого решения уведомляет орган местного самоуправления муниципального образования Новосибирской области, направивший предложение, о принятом решении.

6. В случае принятия Правительством Новосибирской области решения о согласовании предложения, Законодательное Собрание Новосибирской области рассматривает предложение с приложенным перечнем земельных участков в течение трех месяцев со дня его поступления. По результатам рассмотрения предложения с приложенным перечнем земельных участков Законодательное Собрание Новосибирской области принимает одно из следующих решений:

1) о согласовании предложения с приложенным перечнем земельных участков;

2) об отказе в согласовании предложения с приложенным перечнем земельных участков.

Принятое Законодательным Собранием Новосибирской области решение направляется в Правительство Новосибирской области в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

7. В случае принятия Законодательным Собранием Новосибирской области решения о согласовании предложения с приложенным перечнем земельных участков Правительство Новосибирской области не позднее 30 дней со дня его получения принимает решение о безвозмездной передаче земельных участков, находящихся в государственной собственности Новосибирской области, в муниципальную собственность.

8. В случае принятия Законодательным Собранием Новосибирской области решения об отказе в согласовании предложения с приложенным перечнем земельных участков, уполномоченный орган не позднее 15 дней со дня поступления указанного решения в Правительство Новосибирской области уведомляет орган местного самоуправления муниципального образования Новосибирской области, направивший предложение, о принятом решении.

Статья 5. Случаи предоставления земельных участков, находящихся
в государственной собственности Новосибирской области или муниципальной собственности,
а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена,
гражданам в собственность бесплатно

1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Новосибирской области или муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам, постоянно проживающим на территории Новосибирской области, в собственность бесплатно осуществляется в случае предоставления:

1) земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства:(Абзац в редакции, введенной Законом НСО от 30.11.2018 N 307-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)

б) лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;

в) нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, инвалида войны, участника Великой Отечественной войны, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации;

г) лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;

д) ветеранам боевых действий;

е) нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей) сотрудника органов внутренних дел, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации;

2) земельных участков, расположенных на территориях сельских поселений Новосибирской области, для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства:(Абзац в редакции, введенной Законом НСО от 30.11.2018 N 307-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)

а) лицам, работающим и проживающим в сельском населенном пункте не менее пяти лет;

б) гражданам, проживающим в сельском населенном пункте не менее пяти лет, по достижении ими возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, а гражданам, имеющим право на назначение пенсии ранее указанного возраста, - с момента возникновения такого права;(Подпункт в редакции, введенной Законом НСО от 02.10.2018 N 289-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)


В Докладе содержится анализ изменений земельного фонда Свердловской области в разрезе категорий, угодий, собственности, произошедших за 2020 год, а также сведения о правовом обеспечении развития земельных отношений в Свердловской области в 2020 году, о землеустройстве и государственном мониторинге земель, о ведении Единого государственного реестра недвижимости, об итогах проведенных мероприятий по государственному земельному надзору и кадастровой оценке земель.

Отметим, что анализ изменений земельного фонда Свердловской области осуществлялся на основе форм федерального статистического наблюдения, которые составляются Управлением Росреестра по Свердловской области (Управление) ежегодно, по истечении отчетного года. Согласно действующему законодательству и сложившейся практике государственный учет земель в Свердловской области осуществляется по категориям земель, угодьям и формам собственности. Отнесение земель к категориям осуществляется в соответствии с их целевым назначением. Учет земель по угодьям ведется в соответствии с их фактическим состоянием и использованием.

Так, по состоянию на 1 января 2021 г. общая площадь земель Свердловской области составила 19422,6 тыс. га, в том числе:

- земли сельскохозяйственного назначения – 4049,2 тыс. га (20,8%);

- земли населенных пунктов – 741,5 тыс. га (3,8%);

- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения – 447,5 тыс. га (2,3%);

- земли особо охраняемых территорий и объектов – 166,2 тыс. га (0,9%);

- земли лесного фонда – 13612,5 тыс. га (70,1%);

- земли водного фонда – 92,4 тыс. га (0,5%);

- земли запаса – 313,3 тыс. га (1,6%).

Татьяна Янтюшева, заместитель руководителя Управления Росреестра по Свердловской области, отметила, что в течение 2020 года изменения затронули все категории земель, в большей степени это коснулось земель населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов и земель лесного фонда.

Так, в Единый государственный реестр недвижимости за 2020 год были внесены сведения о границах 326 населенных пунктов. Анализ показал, что в состав населенных пунктов было включено 6,9 тыс. га, а исключено 7,8 тыс. га.

С учетом этого площадь в категории земель населенных пунктов в целом уменьшилась на 1,4 тыс. га.

Также уменьшилась площадь земель категории сельскохозяйственного назначения – на 27,8 тыс. га, в основном это связано с переводом в земли лесного фонда согласно нормам Лесного кодекса.

Следует отметить, что за период с 2016 года площадь земель сельскохозяйственного назначения уменьшилась на 33,4 тыс. га.

В 2020 году продолжалось перераспределение земель по формам собственности. Так, анализ показал увеличение площади земель в собственности Российской Федерации – на 16,5 тыс. га, в муниципальной собственности – на 10,0 тыс. га.

Большой раздел в Докладе посвящен результатам государственного мониторинга земель, в том числе анализу изменений качественного состояния земель.

Доклад включает в себя большое количество таблиц и диаграмм.

Ознакомиться с полным текстом Доклада можно на официальном сайте Росреестра в разделе Главная – Открытая служба – Статистика и аналитика – Свердловская область – Землеустройство и мониторинг земель – Доклады.

Выполнен анализ современного состояния и использования земель сельскохозяйственного назначения Новосибирской области. Отражена динамика площади земельного фонда Новосибирской области за период 2006–2012 гг. Прослеживается тенденция к сокращению земель сельскохозяйственного назначения. Площадь сельскохозяйственных угодий за 1993–2012 гг. уменьшилась на 29 тыс. га, площадь пашни – на 154,9 тыс. га в результате перевода земель пашни низкого качества в залежь и кормовые угодья, а также в другие категории земель. Рассмотрено использование сельскохозяйственных угодий предприятиями, организациями, гражданами и их объединениями. Происходит ухудшение состояния почв пашни, растительного покрова сенокосов и пастбищ, вызванного их нерациональным использованием, что в результате приводит к снижению урожайности сельскохозяйственных культур, уменьшению объемов производства продукции, доходности предприятий. Существует необходимость проведения комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культуртехнических, противоэрозионных мероприятий и работ по реабилитации нарушенных земель и перераспределения земельных участков сельскохозяйственного назначения в пользу наиболее эффективно и рационально хозяйствующих субъектов.

Ключевые слова

Об авторах

Список литературы

1. Хмелев В.А. Земельные ресурсы Новосибирской области и пути их рационального использования / В.А. Хмелев, А.А. Танасиенко. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2009. – 349 с.

5. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации / М-во сель. хоз-ва РФ. – М., 2012. – 225 с.

Рецензия

Для цитирования:

Сучков А.И., Репотецкая М.Ю., Рыхта П.А. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ. Вестник НГАУ (Новосибирский государственный аграрный университет). 2014;(3):125-130.

For citation:

Suchkov A.I., Repotetskaya M.Yu., Rykhta P.A. ANALYSIS OF THE CURRENT STATE AND USE OF LANDS FOR AGRICULTURAL PURPOSE IN NOVOSIBIRSK REGION. Bulletin of NSAU (Novosibirsk State Agrarian University). 2014;(3):125-130. (In Russ.)


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

В Докладе содержится анализ изменений земельного фонда Свердловской области в разрезе категорий, угодий, собственности, произошедших за 2020 год, а также сведения о правовом обеспечении развития земельных отношений в Свердловской области в 2020 году, о землеустройстве и государственном мониторинге земель, о ведении Единого государственного реестра недвижимости, об итогах проведенных мероприятий по государственному земельному надзору и кадастровой оценке земель.

Отметим, что анализ изменений земельного фонда Свердловской области осуществлялся на основе форм федерального статистического наблюдения, которые составляются Управлением Росреестра по Свердловской области (Управление) ежегодно, по истечении отчетного года. Согласно действующему законодательству и сложившейся практике государственный учет земель в Свердловской области осуществляется по категориям земель, угодьям и формам собственности. Отнесение земель к категориям осуществляется в соответствии с их целевым назначением. Учет земель по угодьям ведется в соответствии с их фактическим состоянием и использованием.

Так, по состоянию на 1 января 2021 г. общая площадь земель Свердловской области составила 19422,6 тыс. га, в том числе:

  • земли сельскохозяйственного назначения — 4049,2 тыс. га (20,8%);
  • земли населенных пунктов — 741,5 тыс. га (3,8%);
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения — 447,5 тыс. га (2,3%);
  • земли особо охраняемых территорий и объектов — 166,2 тыс. га (0,9%);
  • земли лесного фонда — 13612,5 тыс. га (70,1%);
  • земли водного фонда — 92,4 тыс. га (0,5%);
  • земли запаса — 313,3 тыс. га (1,6%).

Татьяна Янтюшева, заместитель руководителя Управления Росреестра по Свердловской области, отметила, что в течение 2020 года изменения затронули все категории земель, в большей степени это коснулось земель населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов и земель лесного фонда.

Так, в Единый государственный реестр недвижимости за 2020 год были внесены сведения о границах 326 населенных пунктов. Анализ показал, что в состав населенных пунктов было включено 6,9 тыс. га, а исключено 7,8 тыс. га.
С учетом этого площадь в категории земель населенных пунктов в целом уменьшилась на 1,4 тыс. га.

Также уменьшилась площадь земель категории сельскохозяйственного назначения — на 27,8 тыс. га, в основном это связано с переводом в земли лесного фонда согласно нормам Лесного кодекса.

Следует отметить, что за период с 2016 года площадь земель сельскохозяйственного назначения уменьшилась на 33,4 тыс. га.

В 2020 году продолжалось перераспределение земель по формам собственности. Так, анализ показал увеличение площади земель в собственности Российской Федерации — на 16,5 тыс. га, в муниципальной собственности — на 10,0 тыс. га.

Большой раздел в Докладе посвящен результатам государственного мониторинга земель, в том числе анализу изменений качественного состояния земель.

Читайте также: