Древесина доклад 2 класс окружающий мир

Обновлено: 08.07.2024

1) Вспомни, что такое рукотворный мир.

Рукотворный мир — это всё, сделанное руками человека.

2) Для изготовления каких предметов нужна древесина?

Из древесины изготавливают мебель, карандаши, линейки, сувениры, бумагу, упаковку.

На рисунке накроем изображения книги, карандашей, стула.

Металлические предметы — нож и ножницы. Из глины делают посуду и кирпичи. Из шерсти шарф и варежки.

Производство любого изделия представляет собой длительный процесс, в котором принимает участие множество людей.

Прежде всего, для производства любого изделия требуется исходное сырьё. Его могут добывать разными способами, например, в карьерах как глину, или вырубая леса.

Сырьё проходит несколько этапов переработки, в результате которой получается заготовка изделия. Эту заготовку доводится до окончательного вида, её красят, обрабатывают, придают красивый вид.

Только после этого готовым изделием можно пользоваться.

4) Расскажите по рисункам, как из глины делают вазы, кувшины и другие предметы.

Глины добывают на особых карьерах с помощью экскаваторов.

Добытая глина поступает в мастерскую, где её замачивают и разминают. Потом гончар лепит из глины кувшин или вазу, он использует специальный вращающийся круг.

После этого полученное изделие отправляют в печь для обжига, чтобы оно стало твёрдым и сохранило форму.

А в заключение вазу или кувшин расписывает красками художник. Чтобы изделие стало ярким и красивым.

5) Изобразите эту производственную цепочку с помощью Модели.

Модель изготовления изделий из глины для 2 класса

Модель

6) Какие ещё материалы люди берут из неживой природы? Что изготавливают из этих материалов?

Из неживой природы люди берут руды металлов, которые превращают в прокат, сталь, в различные металлические изделия.

И также берут строительный камень, мрамор, которым украшают фасады зданий, набережные, мостовые.

Ещё один материал — каменная соль. Её добывают в солончаках и из неё делают поваренную соль, которую мы используем для приготовления пищи.

7) Папа Серёжи и Нади нарисовал картинки для многих книг. Он знает, как рождается книга, и хочет рассказать вам об этом. Но рассказать не словами, а с помощью рисунков.

Составьте по этим рисункам рассказ о том, как делают книгу.

Рождение книги начинается на бумажном комбинате, где из древесины получают огромные рулоны бумаги. Их везут на полиграфкомбинат.

В это время писатель уже пишет свой роман или повесть, а художник делает рисунки иллюстраций к книге.

На полиграфкомбинате наборщик набирает текст книги и печатает её на листах, которые скрепляются переплётчиками.

Готовая книга поступает в магазины, где мы можем её купить и почитать.

8) Изобразите эту цепочку с помощью модели.

Модель

9) Какие ещё материалы люди получают из растений? Что делают из этих материалов?

Из растений люди получают строительные материалы — доски, брус, ДВП и многие другие. Из них строят дома, проводят отделочные работы, изготавливают мебель.

Из растений делают карандаши и некоторые другие канцелярские принадлежности, например, линейки.

10) Составьте с помощью рисунков рассказ о том, как делают шерстяные вещи.

Производство шерстяных изделий начинается с выращивания овец. Овец стригут, собирают шерсть и из неё наматывают катушки ниток. На фабрике из этих ниток делают шерстяную ткань, которую потом красят в разные цвета, наносят красивые узоры. Из готовой ткани портной шьёт вещи, которые мы носим.

11) Изобразите эту цепочку с помощью модели.

Модель

12) Расскажите, что ещё люди получают от животных.

От животных люди получают кожу, из которой можно сшить обувь, верхнюю одежду. Также одежду шьют из шкур животных.

Из амбры кашалотов получают духи, парфюмерию.

Но главным продуктом, который человек получает от животных, является мясо и молоко.

Домашнее задание

1) Из каких материалов сделаны окружающие нас предметы? Из чего что сделано?

Окружающие нас предметы сделаны из металлов, древесины, пластмассы, стекла, шерсти, ткани.

Я беру с собой в дорогу мыло, полотенце.

Я беру с собой в дорогу мыло, полотенце, бутерброд… и т.д.

- Каким тяжёлым становится рюкзак.

- А что надо знать, чтобы ничего не забыть и идти налегке?

Предполагаемые ответы: Зачем? С какой целью отправляемся в исследование? Что будем изучать?

- Вот в этом нам и предстоит разобраться.

Нам предстоит трудная, но интересная работа. Я готова начать и поэтому показываю вам этот знак – открытые ладони.

- Пожалуйста, кто хочет начать работу, ответьте мне этим же знаком. Спасибо.

II. Операционально-исполнительский этап.

- Именно ваши ладошки помогут определить объект нашего исследования.

Что напоминает вам форма ладони? Какой предмет? Что можно дорисовать, чтобы получить новый предмет? Во что можно преобразовать?

Я тоже дорисовала. Хотите узнать, что у меня получилось? Я его опишу, а вы догадайтесь.

Описание объекта: “Это объект живой природы. Оно питается, растёт, изменяется и размножается. Бывает очень маленькое (несколько сантиметров) и очень большое (несколько десятков метров) с разнообразными частями. Живёт от 100 до 2000 лет. Но ходить и бегать не умеет”. Что же это?

Правильно. Этот объект – дерево.

Вот как оно выглядит (рисунок на доске)

img1.JPG (13342 bytes)

Вспомним, из каких частей оно состоит. (Крона, ветви, ствол, корень)

Нам в дождь и в зной –
Поможет друг,
Зелёный и хороший –
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.

- Выберите ту ладошку (листик), которая больше всего нравится

/Раздаю листочки деревьев: клёна, ольхи и дуба/

- На столы я ставлю изображение плодов тех деревьев, листочки которых вы держите у себя в руках. Предлагаю найти свою группу и занять место за одним из столов. Посмотрите на листочки друг друга. У всех они одинаковые? Назовите то дерево, под кроной которого вы собрались.

Дальше мы будем работать в группах.

Вот эти правила напомнят вам, что надо делать, чтобы работа на уроке прошла успешно.

/На экране появляется слайд /

Правила работы в группе

1. Мы стараемся понять друг друга

2. Мы не говорим все сразу

3. Мы не ссоримся, а доказываем свою точку зрения

4. Мы смотрим на говорящего

5. Мы нужны друг другу

- Распределите между собой в группе обязанности: кто будет отвечать, кто читать, кто писать и т.д.

- Как вы покажете, что работа в группе по заданию закончена?

- Какими знаками будем оценивать ответы друг друга, другой группы?

/Знаками согласия и несогласия с помощью пальцев, рук или сигнальных линеек/

- В народе говорят: “О пользе дерева поведают плоды, старайся плодоносным быть и ты”.

- Как вы понимаете пословицу?

/Заслушиваем ответы ребят и делаем вывод/:

- Дерево славится плодами, а человек делами.

- А ученик? (знаниями и умениями)

- Вот к этому и будем стремиться.

- Давайте выясним: за что ещё человек так ценит дерево?

/На экране появляется слайд с вопросом:/

Какой ценный материал получает человек из дерева?

/Заслушиваются ответы детей/

- Правильно – древесина. Это и будет предметом нашего изучения.

- Что помогло ответить на вопрос? (книга)

- Оценить ваши знания помогут эти круги, /на экране появляется слайд/ , а незнание укажет на цель и тему исследования.


- Представьте, что круг – это все знания человека о деревьях. Закрась зелёным карандашом ту часть каждого круга, что тебе известна о названиях деревьев, о свойствах древесины и об использовании человеком. У каждого может получиться по-своему. Сравните, обсудите и попытайтесь сформулировать тему урока и определить цель нашего исследования.

- Какова же учебная задача?

(Изучить свойства древесины.)

- На какой главный вопрос должны найти ответ?

(Что делает человек из древесины и благодаря каким свойствам.)

Тема урока: Древесина. От свойств к применению.

Цель исследования: Изучить отдельные свойства древесины.

Объект исследования: Дерево.

Предмет исследования: Древесина.

- Как вы думаете, что у меня в коробках?

- Правильно, древесина. Это спилы одного и того же дерева.

- А вот с какого, попытайтесь сейчас определить. Подглядывать во внутрь коробки нельзя. Можно только просунуть руку в отверстие и потрогать древесину. Это сделает каждый в группе по очереди, расскажет о своих ощущениях, поделится своими мыслями и впечатлениями.

/В процессе работы дети замечают, что их руки пахнут смолой, а значит, в коробке лежит спил хвойного дерева. Но какого? (Сосны или ели.)

И самые наблюдательные, тщательно обследовав кору (у сосны она более мощная, шероховатая, имеет выпуклости) сообщают точное название дерева./

- А теперь ещё раз воспользуйтесь содержимым коробки “с секретом” и попытайтесь зарисовать, как выглядит этот спил. У вас 5 минут.

- Проверьте, как с этим заданием справились другие ребята. Поставьте один знак “+” на той работе, на которой, по- вашему представлению, оказалось более точное изображение. Чья работа оказалась самой удачной?

- Откройте коробки, достаньте древесину. Оцените результат своей работы знаком “+” (если похожа) и “ - “ (если нет).

- Как много положительных оценок? К сожалению, мало.

- Почему не удалось точно изобразить? Ведь вы трогали, нюхали и даже установили название дерева. (Не видели!)

- А что надо было увидеть, чтобы точно изобразить? (“рисунок” на срезе)

- Как вы думаете, у другого дерева будет такой же “рисунок”? Мнения разделились.

- Как проверить, кто прав? (Посмотреть срезы других деревьев и сравнить.)

- И сейчас мы не только посмотрим и сравним, но и поучимся читать эти необычные “книги природы”.

- Посмотрите на эти спилы. Сравните. Чем они различаются?

/На экране появляется слайд/


(На срезе слева в середине есть точка, а на срезе справа её нет.)

- Это ядро. Бывают породы деревьев ядровые, бывают безъядровые.

- А вот эти породы деревьев к какой группе можно отнести?

/показываю спилы с ложными ядрами/

- Да, это тоже ядра, но ложные. Оказывается, форма таких ядер бывает разной.

/слайд на экране/


- А эти срезы чем отличаются? /показ спилов разных по диаметру/

- Какое дерево старше? Почему? /предполагаемый ответ: то, которое толще/

- Оказывается эти деревья одногодки. Что позволило мне сделать такой вывод?

/слайд на экране/


(Ответ: одинаковое количество колец)

- Сколько колец, столько лет дереву.

- Сколько лет вековому дубу?

- Может ли дуб прожить столько же? А другие деревья?

- А какие деревья можно назвать долгожителями?

- Пройдите лабиринт, и вы точно узнаете ответ на данный вопрос /слайд на экране/


- А вот баобаб может жить до 5000 лет. Это дерево обладает большой жизненной силой: снятая кора со временем нарастает. Оно продолжает расти, пока хотя бы один корень находится в земле.

- Как вы думаете, какому дереву жилось плохо? Почему? /слайд на экране/


- Что может мешать росту дерева в лесу? В городе?

- Вытянутые с одной стороны кольца показывают, что дерево было почти повалено и стало расти с одной стороны, чтобы выпрямиться.

- По годичным кольцам можно судить не только о возрасте и влиянии других деревьев, но и

прочесть “книгу погоды”. Как? /Появляется слайд на экране/


- Что помогает определить, благоприятный был год для роста дерева или нет?

(Ответ: толщина слоя)

- На что указывает толстое кольцо (слой)? А тонкое?

/Следующее задание предлагается для работы в группах/

/Слайд на экране/


/В ходе проверки возникает дискуссия между группами, спорную ситуацию разрешаю с помощью следующего слайда/


- А это кто оставил след? (Показываю срез с трещиной).

- Обсудите в группах и выскажите свои предположения.

/После обсуждений ребят подводим итог/

- Причин может быть несколько:

1) Неправильные условия хранения.

3) Резкое снижение температуры зимой.

/На экране появляется новый слайд/


- Мог ли человек оставить такие метки?

- Кто так необычно расписался? (Ответ: птицы)

- Зачем они так испортили древесину? Что они там искали?

- А сейчас каждая группа получает набор поперечных и продольных спилов различных пород деревьев. Рассмотрите и определите: есть ли подобного рода повреждения?

(Заслушиваются и обсуждаются ответы детей).

- Теперь сравните образцы спилов между собой: в чём отличие?

(Ответ: в цвете, запахе, возрасте, форме, рисунке, текстуре)

- “Книги, написанные деревьями южных стран” имеют более яркую и красивую “обложку” (внешний вид).

/Появляются 2 слайда/



- Кто знает, как называются эти деревья? Чем они отличаются? (формой кроны)

- Отличается и сама древесина южных пород деревьев.

/Показываю имеющиеся спилы южных пород деревьев, например, самшита/

- Но, независимо от того, в каком крае оно выросло, каждое дерево записало свою историю жизни, историю своего края, “о своём характере, что нравится, чего боится, что умеет, для чего живёт”.

- Хотите их прочитать? С какой начнём? Я буду держать, а вы читайте.

- Почему вы растерялись? В чём трудность?

(Ответ: нельзя описывать предмет, не наблюдая его, не касаясь руками и т.д.)

/На экране появляется слайд/


- Посмотрите внимательно и определите, какими способами наблюдения мы не воспользуемся, а каких явно не хватает?

(Ответ: волосы и усы – лишние, а руки и глаза – не хватает)


III. Рефлексивно-оценочный этап.

- Какие отличительные особенности и свойства мы будем с вами исследовать?

- Составим план наблюдения. (На доске)

ОБЪЕКТ ПРЕДМЕТ СВОЙСТВА


/Дети называют отличительные свойства, придумывают свои обозначения, знаки и зарисовывают их в круги/

В результате модель может выглядеть так:


- Какую цель ставили перед собой?

(Изучить отдельные свойства древесины)

- Что хотели бы узнать на следующем уроке?

- Ставим знак “?” в пустом круге модели.

- На следующем уроке вы не только узнаете об этом, но и попытаетесь определить где, зачем и как научился человек использовать древесину и благодаря каким свойствам.

Дома я предлагаю каждому нарисовать ствол дерева, которое было посажено в год вашего рождения. Чтобы определить толщину колец, можно узнать у старших в семье какой год был наиболее благоприятным для роста дерева, а какой неблагоприятный.

Или можно нарисовать сил дерева, слои которого будут указывать не на природные и погодные условия, а на ваши успехи и достижения с момента вашего рождения.

- А вот успех урока я бы хотела определить сейчас с помощью вот этих листочков, которыми предлагаю украсить это дерево (объект исследования).

Листок зелёного цвета скажет нам о том, что урок понравился, ты узнал много нового.

Листок жёлтого цвета – урок понравился, но много знакомого.

Листок розового цвета – урок неинтересный, ничего нового не узнал.

/Таким образом, дерево нарисованное на доске в начале урока “оживает”/

- А теперь, оцените свою работу на уроке.

Зелёный цвет выбирает тот, кто считает, что делал всёвозможное, активно обсуждал проблемы.

Жёлтый цвет выбирает тот, кто потрудился не в полную меру своих сил.

Розовый цвет выбирает тот, кто не доволен собой.

- И я рада, что многим из вас урок оказался полезным и интересным, и поэтому тоже прикрепляю на дерево листочек зелёного цвета.

Тарасова Елена Владимировна

Имея небольшие знания о некоторых породах древесины из уроков окружающего мира ученики могут расширить свой кругозор и узнать побольше о свойствах древесины.Практическая значимость данной работы состоит в том, что она содержит много полезной и интересной информации, которую можно использовать на уроках окружающего мира и технологии, во внеурочной деятельности.

ВложениеРазмер
Исследовательская работа 388.58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Выполнила ученица 3г класса

Терлецкая Арина Евгеньевна

учитель начальных классов

Тарасова Елена Владимировна

Свойства древесины………………………………………………..……..6

Свойства, определяющие внешний вид древесины……………6

1.1.2 Механические свойства древесины ………………………………..7

1.1.3. Технологические свойства древесины………………………..….8

2. Экспериментальная часть…………………………………………….……10

Список литературы и источников…………………………………………. 15

Еще пару веков назад ни сельское хозяйство, ни строительство, ни промышленность не обходились без древесины. Не потеряла она своего значения и сегодня, несмотря на то, что появилось много новых материалов, вытеснивших древесину из различных областей ее применения. Кроме того, возникли новые направления и сферы использования этого материала – медицина, текстильная, деревоперерабатывающая и химическая промышленность, появились новые строительные технологии, в которых древесина оказалась незаменима.

Играясь с младшим братом при купании, я обратила внимания на игрушку, брошенную в ванную. Она не тонула. Игрушка была деревянная. Мне захотелось узнать, а какими еще свойствами обладает дерево.

Имея небольшие знания о некоторых породах древесины из уроков окружающего мира я решила расширить свой кругозор и узнать побольше о свойствах древесины.

Актуальность проекта : Изготовление мелких изделий – поделок предъявляет определенные требования к выбору материалов. Не все породы древесины для этого годятся. Так как они обладают разными физическими, механическими, дизайнерскими качествами, а также природными дефектами и текстурами. Проведение опытнической работы позволит самостоятельно изучить свойства древесины и применять на практике.

Проблема : увидеть на практике свойства дерева.

Цель работы: Познакомиться со свойствами древесины с помощью экспериментальных действий. Расширить представления о разнообразии деревянных изделий, их назначении.

  1. Провести обзор источников по данной проблеме.
  2. Описать опыты, проведенные с деревом.
  3. Изучить информацию о пользе дерева.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе

Объект исследования: Образцы разных пород древесины, газетные и журнальные статьи, представленные в сети Интернет о свойствах разных пород с учетом его физических механических, химических свойств, текстуры.

Предмет исследования: особенности проявленных свойств древесины в ходе проведения опыта.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что она содержит много полезной и интересной информации, которую можно использовать на уроках окружающего мира и технологии, во внеурочной деятельности. В конце проекта подготовить, и оформить коллекцию срезов разных пород древесины, для демонстрации в начальной школы.

  1. Поисковый – подбор литературного материала по теме;
  2. Исследовательский – изучение материала о деревьях;
  3. Творческий – создание презентации;
  4. Экспериментальный - проведение опытов с изделиями из древесины и со спилами разных пород

1. Дерево – поделочный материал

Дерево – один из самых распространённых строительных и поделочных материалов, любимый и широко применяемый человеком на протяжении многих веков. Обилие лесов позволяло всегда иметь его под рукой, а природные качества – прочность, податливость в обработке, красивая текстура, водонепроницаемость – привлекали мастеров. Из дерева возводились целые поселения, изготовлялись орудия труда, средства передвижения (телеги, сани, лодки), предметы быта (мебель, посуда), музыкальные инструменты, игрушки, сувениры. Часто их отделывали резьбой, выжиганием, мозаикой, росписью красками, создавая настоящие произведения декоративно-прикладного искусства. Вспомним Кижи – старинное русское поселение на берегу Онежского озера, в котором сохранились творения русского народного деревянного зодчества XVIII в.

Значительное место в художественных промыслах России занимает деревянная игрушка, именно с нее человек начинает познавать окружающий его мир. В России деревянную игрушку делали повсеместно, изначально между делом, чтобы детей потешить, со временем это стало особым ремеслом. Работали целыми семьями с утра до вечера, детей приучали к работе с трех лет, к восьми годам они уже были мастерами.

Идеальная игрушка для ребенка – это игрушка из дерева (Приложение 1). На ощупь это твердый, нежный и теплый материал, разрешенный даже грудным младенцам. И игрушки из дерева известны с самых древних времен. Не задумывались, почему из всех предложенных игрушек ребенок выберет непременно деревянную? Откуда у детей любовь к деревянным лошадкам и матрешкам? Наверное, они интуитивно чувствуют, что такие игрушки более полезны. Ведь они изготовлены из натурального материала – дерева, впитавшего в себя энергию солнца. Такие игрушки сохранили в себе это природное тепло и несут положительную энергетику.

1.1. Свойства древесины

Не каждая древесина может подойти для изготовления изделий. Древесину для поделок выбирают по определенным свойствам.

К ним относятся цвет, блеск, запах и текстура .

Цвет зависит от породы, возраста, района и условий произрастания и состояния (наличия пороков) древесины. Древесина может иметь различные оттенки. Например, дуб насчитывает до 20 цветовых оттенков, а орех — до 40. Цвет учитывается в производстве мебели и художественных работах.

Блеск зависит от плотности, количества и размеров сердцевинных лучей и плоскости разреза. Красивым блеском обладают дуб, бук, ильм, клен и другие древесные породы. К потере блеска приводит загнивание. Блеск древесины учитывается при изготовлении изделий без подкраски.

Запах зависит от содержания в древесине смолистого эфирового масла, дубильных и ароматических веществ. Наиболее cильным запахом обладают деревья хвойных пород (сосна, кедр), содержащие смолу, из лиственных — дуб. Поражение грибами, а также загнивание и длительное хранение вызывают выветривание ароматических веществ и потерю естественного запаха. Запах древесины учитывается при изготовлении тары под пищевые продукты. Для этой цели применяют в основном древесину липы и тополя, которая не имеет запаха.

Текстура — естественный рисунок, получаемый на поверхности древесины в результате перерезания ее волокон, годичных слоев и сердцевинных лучей. Характер рисунка зависит от направления разреза, расположения волокон, размера сердцевинных лучей, ширины годичных слоев и различий в окраске между ранней и поздней древесиной. Древесину с красивой текстурой имеют дуб, ясень, орех, красное дерево. Химические окраски и грибные поражения вызывают изменение этого свойства. Текстура древесины имеет существенное значение при изготовлении мебели и в художественных работах.

Влажность . Она характеризуется содержанием влаги в древесине. Наличие влаги связано с ростом дерева. Влажность древесины срубленного дерева и неверные условия хранения являются причинами ее гниения. В зависимости от степени влажности древесина делится на: мокрую — длительное время находившуюся в воде, ее влажность выше 100%; свежесрубленную — влажность 50—100%; воздушно-сухую — долгое время хранившуюся на воздухе, влажность 15—20%; комнатно-сухую — влажность 8—12%; абсолютно сухую — влажность 0%. Влажная древесина труднее поддается отделке, но лучше гнется.

1.1.2 МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ДРЕВЕСИНЫ

К ним относятся прочность, твердость и ударная вязкость . Эти свойства характеризуют способность древесины сопротивляться воздействию внешних сил (растяжению, изгибу, сдвигу и кручению).

Прочность — это способность древесины сопротивляться разрушению (разделению на части) под действием механических усилий. Прочность древесины зависит от направления и скорости действия нагрузки, породы древесины, ее плотности, влажности и наличия пороков: пороки, особенно сучки и трещины, сильно снижают прочность древесины; с увеличением плотности древесины увеличивается и ее прочность; влажность уменьшает прочность древесины. Прочность зависит от характера и направления действия нагрузок. Например, прочность древесины вдоль волокон под действием растягивающих нагрузок около 130 МПа, а под действием сжимающих нагрузок — около 50 МПа; прочность под действием изгибающих сил — около 100 МПа, прочность при скалывании — около 0,5 МПа

Твердость характеризуется способностью древесины сопротивляться внедрению в нее более твердого тела. Твердость древесины в торцовом направлении выше твердости в тангенциальном и радиальном направлениях в среднем на 30-40%. Твердость древесины, высушенной до 12% влажности, в 1,5-2,0 раза больше твердости древесины 30%-ной влажности. Чем выше твердость древесины, тем труднее ее обрабатывать.

Ударная вязкость — это способность древесины поглощать работу при ударе без разрушения. Вязкость древесины деревьев лиственных пород примерно в 1,5-2,0 раза выше вязкости древесины хвойных пород.

1.1.3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ДРЕВЕСИНЫ

При оценке свойств древесины, как конструкционного материала учитывают ее способность удерживать металлические крепления (гвозди, шурупы и т. п.), износостойкость, способность древесины к изгибу и сопротивление раскалыванию.

Рассмотрим способность древесины удерживать металлические крепления (гвозди, шурупы, скрепы и др.). Для выдергивания гвоздей, забитых поперек волокон, требуется усилие в 1,5 раза выше, чем гвоздей, забитых в торец. Для выдергивания шурупов требуется приложить значительно большее усилие, чем для выдергивания гвоздей, так как приходится преодолевать трение и разрушать волокна, между которыми находится резьба шурупа. Однако забитый шуруп удерживает соединение слабее гвоздя. Поэтому необходимо правильно выполнять соединение шурупами, т. е. шурупы следует завинчивать. Способность древесины удерживать металлические крепления возрастает с увеличением ее плотности.

Износостойкость характеризуется способностью древесины противостоять разрушению в процессе трения. Наибольшей износостойкостью обладают торцовые поверхности. Износ уменьшается с повышением твердости и плотности древесины, а также с уменьшением влажности.

Раскалываемость — способность древесины под действием клина разделяться на части вдоль волокон. Сопротивление древесины раскалыванию увеличивается с повышением ее вязкости. Наличие пороков, например сучков, ухудшает раскалываемость древесины[ 2,4,5].

II . Экспериментальная часть

  1. Сбор материала
  2. Сбор информации
  3. Проведения опытов, с дальнейшим анализом результатов.
  4. Создание коллекции образцов.

В начале исследовательской деятельности, мы с папой пошли на пилораму и собрали образцы разных деревьев. Экземпляры произрастали в одной местности, и имели одинаковые климатические условия. Образцы делали путем поперечного, продольного и косого среза. Из собранного материала (косой срез) была оформлена коллекция образцов разных пород деревьев (Приложение 2).

Сравнивая экземпляры, заметила что цвет, блеск и текстура отличается у каждого вида. Сильным запахом обладает древесины сосны и елки. [2]

Свою исследовательскую работу я начала с поиска информации в литературных источниках и на просторах интернета.

Древесина обладает разными свойствами, но не все свойства я могу проверить, в силу отсутствия необходимых знаний и оборудования.

Вместе с руководителем, мы определили ряд свойств, которые можно проверить опытным путем.

1 опыт. Дерево не тонет. Миф или реальность? Проведем опыт. В небольшую емкость нальем воды и поместим необработанный деревянный брусочек. Он не тонет, как игрушка из ванной. Тогда я решила опустить металлическую ложку для сравнения - она потонула (Приложение 3 рис. 1, рис.2). Почему в одном случае тонет, а в другом нет? Ответ я нашла в энциклопедии [1]. Нередко в реках или других водоемах можно наблюдать плавающие на воде ветки, доски, обломки деревьев. Никогда на поверхности не видно камней или металлических предметов.

2 Опыт. Может ли дерево накапливать воду? Взвесим сухой образец древесины, а потом опустим в воду на 2 часа. Проведем повторное взвешивание. Вес увеличился (Приложение 3 рис.3, рис 4. Рис 5).

3 Опыт. Может ли древесина проводить электричество? С пособность древесины сопротивляться прохождению через неё электрического тока характеризует такое её свойство, как электропроводность. Электропроводность — это способность древесины проводить электрический ток. [6]

При помощи детского электрического набора попробуем ответить на вопрос, и определить обладает электропроводностью дерево или нет. Соберем цепь, в которую входят металлический проводник (скрепка), батарейки и лампа. Лампочка горит. В другом проводник берем из дерево. Лампочка не горит (Приложение 3 рис 6, рис.7).

Вывод: Дерево не обладает электропроводностью. Электропроводность древесины зависит от породы дерева, направления волокон и от влажности образца. [5]

4 Опыт. Обладает ли древесина теплопроводностью. Теплопроводность – явление передачи энергии от более нагретой части тела к менее нагретой в результате теплового движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело.

Возьмем емкость с горячей водой и поместим в нее металлическую ложку и деревянную палочку. Металлическая ложка быстро нагрелась, и быстро остыла. Деревянная палочка практически не изменилась. (Приложение 3 рис. 8, рис. 9)

Вывод: Древесина обладает теплопроводностью. Поэтому очень часто строят дома из дерева. [6]

При использовании древесины в качестве топлива главное значение имеет такое тепловое свойство древесины, как теплота сгорания (теплотворная способность), составляющая для абсолютно сухой древесины 19,7. 21,5 МДж/кг. Присутствие влаги сильно понижает ее значение.

Возьмем и зажжем спичку. Дерево горит. Вывод дерево обладает теплотой сгорания. Мы применяем это свойства часто: в доме и в бане топим печь, камин. Используем для мангала или просто для костра.

В ходе исследовательской работы мы сформулировали выводы:

1. Свойства, определяющие внешний вид древесины отличается у каждого вида. Сильным запахом обладает древесина сосны и елки.

4. Дерево не обладает электропроводностью. Электропроводность древесины зависит от породы дерева, направления волокон и от влажности образца.

5. Древесина обладает теплопроводностью.

В данной работе я познакомилась с разными видами древесины, самостоятельно определила основные свойства древесины. Оформила коллекцию образцов древесины разных пород дерева. Во время работы с древесиной, я научилась правильно делать выводы, получила огромный заряд энергии, радости, удовлетворения от проведённой работы.

При рассказе о дубе, описание для детей должно содержать основные характеристики могучего дерева. Его почитают в средней полосе России, он является олицетворением богатырской силы.

Дети рано знакомятся с его плодами, желудями, еще в дошкольном возрасте малыши собирают их для поделок. А листья дуба с закругленными зубцами знакомы каждому. Во 2 - 3 классе дети на уроках окружающего мира более подробно изучают уже знакомое растение.

Как выглядит дуб

Дуб – мощное дерево с могучим стволом. Он сразу выделяется на фоне других растений объемной, раскидистой кроной. В высоту достигает 40 метров.

Дуб обыкновенный

Наиболее известный вид – дуб обыкновенный или черешчатый.

Сколько живет дуб:

обычно срок жизни могучего дерева составляет около 300 лет;

некоторые экземпляры достигают более знатного возраста, измеряемого тысячелетиями.

При этом рост в высоту обычно останавливается после двухсот лет жизни. В ширину же дерево продолжает медленно, но постоянно увеличиваться. Диаметр может доходить до полутора метров.

Кора дуба довольно толстая и прочная, темно-коричневого цвета. Она покрыта морщинами и трещинами.

Могучее дерево не может обходиться без солнечного цвета, тянется к нему. Из-за этого сучья растут в разные стороны, приобретая причудливые формы. Чем старше дуб, тем больше изгибов, кривых, изогнутых линий.

Листья и желуди

Листья появляются вместе с цветками в начале мая.

Желуди дуба

К сентябрю на ветках можно увидеть желуди:

Завязываются они в конце лета. Сначала зеленые, постепенно желтеют, формируются до конца ноября.

Размеры отличаются, достигают в длину от 2 до 5 сантиметров, гладкие на ощупь.

У каждого есть шапочка, называемая плюской, которая служит защитой плода. К середине осени их хватка ослабевает и желуди опадают.

На земле плоды служат кормом для обитателей леса. Ими любят полакомиться кабаны и медведи.

Листья дуба

Форма листьев дерева зависит от разновидности. Обычно они имеют вытянутую форму и округлые зубцы. Именно такими они чаще изображены на картинках с описанием дубов.

Появляются они на изогнутых ветках лишь в июне. Не всегда им удается это с первого раза. Зачастую молодую листву уничтожают гусеницы.

Распространение

Дуб распространен в Северном полушарии, что объясняется комфортными погодными условиями.

Дуб

Мощное дерево уважали в европейских странах, считали его священным. Под дубами проводили собрания, устраивали обряды.

Тем не менее, большая часть дубрав стерта с лица земли. Людям были необходимы площади для пашни и расширения сел, городов. Сейчас дубы занимают не более 5 процентов всей лесополосы Европы.

Климат и почва

Дуб предпочитает умеренный климат. Иногда могучее дерево растет в тропиках, выбирая высокогорные территории и избегая слишком высоких температур.

Красивый дуб

Для дуба важна плодородность почвы, из которой он поглощает необходимые питательные элементы хорошо развитой корневой системой. Несмотря на то, что растет дуб в условиях средней влажности, некоторые виды выживают в болотах, окружающих леса, и засушливых районах.

Полезный состав древесины и плодов дуба

Древесина отличается прочностью. После сушки ее качества не изменяются. При должном уходе служит около века, не рассыхается, не трескается.

Древесина дуба

При ее долгом нахождении в воде она не портится, не гниет, а становится черной. Такая древесина известна как морена. Она более твердая, но вымачивание приводит к повышению хрупкости.

Плод дуба

Плоды славятся высоким содержанием дубильных веществ, бета-каротина. Кроме того в них есть эфирные масла и крахмал.

Где используется дерево

Твердость и высокий срок службы позволяет использовать древесину при судостроении, в горнодобывающей промышленности. Она отличается высокой плотностью, что важно для строительных и отделочных работ.

Мебель из массива дуба

Древесина применяется в создании мебели, игрушек, паркета. Ее можно тонировать, придавая новый оттенок. Но она обладает собственной богатой палитрой, встречается как светло-бежевого, так и темно-коричневого оттенка.

Полезный состав плодов сделал их одним из ингредиентов для приготовления лекарственных препаратов.


Использование в строительстве

Благодаря тому, что древесина не гниет в воде, из нее строят сооружения, погружаемые на дно морей и рек, создают корабли.

Корабль из дуба

Чем старше дерево, тем больше колец на его стволе. Такой дуб, отличающийся солидным возрастом, особенно ценен в строении. Сувениры делают и из более мягких, а значит молодых деревьев. Со временем прочность повышается.

Строительные материалы делают из древесины дуба из-за низкой подверженности горению. Она считается пожароустойчивой.

Применение в промышленности

Дуб используют в мебельной промышленности. Высокая прочность и долговечность делают его практически незаменимым в этой сфере.

Дубовые бочки

В винодельческой отрасли его применяют для изготовления бочек, в которых томится вино. Также из них делают пробки, благодаря которым игристые напитки не выдыхаются.

Желуди некоторых видов дуба используются в пищевой промышленности. Сладким вкусом обладают плоды деревьев, растущих в Италии. Из желудей, распространенных в России, делают порошок, служащий заменителем кофе.

Использование в медицине

Полезные свойства плодов дерева используются в медицине:

дубильные вещества убивают бактерии и помогают наладить работу желудка;

бета-каротин помогает при болезнях сердца и выводит токсины, загрязняющие организм.

Отвар коры дуба

Кора дуба снимает воспаления. Из нее готовят отвар, пить который полезно при заболеваниях горла и слизистой, в том числе желудка. Кору собирают весной с молодых дубов. Затем несколько дней просушивают, пока она не станет ломкой.

Рассказ о полезных свойствах на этом не заканчивается. Листья обладают успокаивающим эффектом и помогают избавиться от глистов. Настой из них вылечит от обморожения и устранит ожоги.

Интересные факты о дубе и его плодах

Дубы не приносят желудей, пока не достигнут возраста 20 лет. После этого из каждого десятитысячного плода, упавшего на землю, вырастает новое дерево.

Дерево дуб

Желуди на самом деле считаются орехами. Именно благодаря им выживают кабаны, которые поедают плоды и тем самым накапливают жир.

Стоимость мореного дуба, пролежавшего в воде, превышает 300 тысяч за кубический метр. Это цена стволов дерева. Стоимость досок возрастает в несколько раз.

Дуб – мощное дерево, плоды и древесина которого обладают уникальными свойствами, значение их сложно переоценить в строительстве, промышленности, медицине. В России он распространен повсеместно, даже встречается на гербах городов и провинций. Всего в мире существует более 600 видов растения.


Читайте также: