Естественнонаучная грамотность на уроках географии доклад

Обновлено: 30.06.2024

Автор: Басова Елена Валентиновна

Организация: МОУ Раменская СОШ №5

Населенный пункт: Московская область, г.о. Раменское

Формирование функционально грамотности на урока географии

ТЕМА: Применение заданий естественнонаучного цикла для развития функциональной грамотности учащихся. Расширить познания в области создания обучающего пространства для формирования и совершенствования функциональной грамотности как важнейшего фактора успешности учебного занятия.

ЦЕЛЬ МАСТЕР – КЛАССА:

Познакомить с педагогическим опытом применения заданий PISA для развития функциональной грамотности на уроках географии.

Применение интегрированных заданий.

ЗАДАЧИ:

  • Показать необходимость использования в работе с учащимися задании для развития функциональной грамотности;
  • Способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие функциональной грамотности;
  • Содействовать профессиональному общению;
  • Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- по завершению мастер-класса смогут применять стратегии активного обучения для развития естественнонаучной грамотности учащиеся школ;

- анализировать элементы естественнонаучной грамотности PISA и определить навыки и стратегии, необходимые для успешного освоения заданий;

- развивать понимание структуры элементов и стратегий программы PISA для анализа и решения заданий;

- создавать примеры заданий для учащихся, которые идентичны типам заданий по программе PISA.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: учителя партнерских школ

Примерный план проведения мастер-класса:

1.Вступительная часть, где руководителем мастер-класса даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия в целом и его отдельных составных частей;

1.Что такое программа PISA?

2. По каким направлениям проводится исследование?

3.В каком возрасте участвуют в программе?

4. Какова цель исследования?

5. Что такое функциональная грамотность?

Что собой представляют тесты PISA?

Кто участвует в PISA?

3.Основная демонстрационная часть; комментирующая часть, где учитель поясняет те элементы своей работы, которые с его точки зрения наиболее важны.

5. Подведение итогов руководителем мастер-класса.

  1. Вступление слайд 1 2 3
  2. ПРОВЕДЕНИЕ МОЗГОВОГО ШТУРМА слайд 4

1.Что такое программа PISA?

2. По каким направлениям проводится исследование?

3.В каком возрасте участвуют в программе?

4. Какова цель исследования?

5. Что такое функциональная грамотность?

Что собой представляют тесты PISA?

Кто участвует в PISA?

об исследовании слайд 5
Мониторинговое исследование качества общего образования, целью которого является сравнение мировых систем образования посредством оценки способности учащихся 15-летнего возраста применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях

Цикл исследования – 3 года

· Участие стран мира с 2000 года

· Участие Российской Федерации с 2000 года

В исследовании PISA-2018 основным направлением стала читательская грамотность.

В каждом новом цикле исследования вводятся новые направления:

PISA-2012 – финансовая грамотность

PISA-2015 – решение проблем

PISA-2018 – глобальные компетенции

Объектом исследования являются образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста. Выбор этих

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

Главное,что проверяет тестирование ПИЗА – это функциональную грамотность. Слайд 6

В вопросе формирования функциональной грамотности можно выделить, по крайней мере, два направления.

Первое – это ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса.

Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов/заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения: находить в тексте информацию и формулировать выводы, интерпретировать информацию и применять ее в новых ситуациях, в том числе, не рассмотренных в учебнике.

Вторым направлением формирования функциональной грамотности является дополнительное и предпрофессиональное образование для школьников.

Возьмем предметы естественнонаучного цикла. По школьным учебникам осваивается основной понятийный аппарат, законы природы, алгоритмы применения этих законов в модельных (учебных) ситуациях. Но параллельно идут процессы развития технологий, конвергенции наук, появляются новые материалы, новые устройства, приборы, гаджеты. И это все сферы для применения учебных знаний во внеучебных ситуациях.

3.Основная демонстрационная часть; комментирующая часть, где учитель поясняет те элементы своей работы, которые с его точки зрения наиболее важны.

Целевая установка: учим для жизни, отбираем содержание образования из жизни, проверяем знания учеников в решении ими задач из их жизни.

ИЗМЕНЕНИЕ ЗАПРОСА НА КАЧЕСТВО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приоритетной целью становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования (PISA: математическая, естественнонаучная, читательская и др.) ИЗМЕНЕНИЕ ЗАПРОСА НА КАЧЕСТВО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Создание поддерживающей позитивной образовательной среды за счет изменения содержания образовательных программ для более полного учета интересов учащихся и требований 21 века

Слайд8 9 Какие проблемы в подготовке наших школьников выявили международные исследования PISA

Слайд 10 – проанализировав проблемы – мы можем определить цели поставить задачи.

Слайд 11 Каковы методы формирования функциональной грамотности на уроках географии?

Слайд 12. Базовая модель урока

Слайд 13 Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности

Слайд 15 задание

Слайд 16 подведение итога

Слайд 17 – читательская грамотность

Слайд 18. 19Текст, который был предложен сплошной.

К не сплошным текстам относят графики, диаграммы, схемы, таблицы, географические карты; различные планы

Слайд 20. Задание - выполнить

Слайд 21 22 23 Задание - пример

Слайд 24 Математическая грамотность.

Слайды 25 26 27 28 29 примеры заданий

Слайд 30 Естественно-научная грамотность

Работа с презентацикй

Окончание

ФГ – это тот индикатор образования,который дает возможность определить готовность выпускника школы к дальнейшему активному участию в жизни общества.

Как показывает практика, одним из эффективных способов развития функциональной грамотности является компетентностно-ориентированное и интегрированное задание. Кроме того, решение задач практического содержания способно привить интерес ученика к изучению естественнонаучных предметов. Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. функционировать в ней.

Это значит, что в каждый урок или внеурочное занятие должны быть включены задания, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности, а это позволит применять работы с текстами в различных ситуациях, которые связаны с личной и школьной жизнью, местным обществом, общественной жизнью, работой и отдыхом.

ВложениеРазмер
formirovanie_funktsionalnoy_gramotnosti.docx 24.57 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Портнягина Светлана Николаевна

Это значит, что в каждый урок или внеурочное занятие должны быть включены задания, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности, а это позволит применять работы с текстами в различных ситуациях, которые связаны с личной и школьной жизнью, местным обществом, общественной жизнью, работой и отдыхом.

Функциональная грамотность формируется по трем основным направлениям:

Несмотря на то, что географические знания и умения входят составной частью в естественнонаучную область, формирование функциональной грамотности по географии подразумевает высокие результаты во всех трех направлениях. Таким образом, правильное преподавание данного предмета столь важно.

В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через:

- работу с текстом

- работу с географической картой

- работу со статистическими данными.

Именно здесь пока наблюдается больше всего проблем. Об этом можно судить, проанализировав результаты выполнения определенных заданий, нацеленных на оценку функциональной грамотности, в ОГЭ, и ВПР.

Формирование умения работать с текстом – это важная задача образования вообще. Ведь текст – это тот источник информации, который обязательно используется человеком любой профессии в течение всей его жизни.

Одной из проблем, существующих сегодня на уроке географии, является

то, что среднестатистический ученик не хочет, не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов и ВПР учащиеся невнимательно читают

задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания.

Поэтому особое внимание на уроке уделяю работе с текстом – учебным, художественным, научно-популярным.

Одним из главных средств обучения является учебник. Поэтому важная за-дача учителя – организовать работу ученика с текстом учебника.

Существуют разные виды и приемы работы с учебным текстом . Приведу

примеры некоторых из них.

1. Комментированное чтение. Оно помогает лучше понять и усвоить сложный материал. Выделить главное в тексте.

4. Составление планов и конспектов параграфов.

5. Создание схематичного рисунка к тексту.

6. Работа со статистическими данными, графиками, диаграммами, картами.

7. Нахождение географических ошибок в предложенном тексте.

8. Составление текста с пропущенными словами. Слова для вставки можно

предложить, а можно не предлагать, что усложнит данную работу.

9. Составление кроссвордов. Обучающиеся охотно составляют кроссворды

10. Анализ текста о природных особенностях Земли.

11. Чтение и анализ карт различного содержания.

С большим интересом школьники выполняют задания, в которых требуется проанализировать художественные тексты из произведений. В результате обучающиеся должны определить природную зону,географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину тогоили иного природного явления.

Более сложной является работа это преобразованиесодержание текста в график, диаграмму, схему, таблицу, карту. А также использование этой информации для решения практико-ориентированных задач. Систематическая работа с текстом, использование различных приемов работы с текстом приведут к формированию универсальных учебных действий.

Внимание работе с картой следует уделять на каждом уроке. Наиболее результативными можно считать следующие приемы работы:

- укажите материки западного и восточного полушарий;

- расположи горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань.

- Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай – Парагвай не имеет выхода к морю, остальные имеют морские порты

- Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция – Албания находится в Европе, остальные – в Азии.

Данные задания лучше всего проводить в 5 – 7 классах.

3) Ассоциативные задания – объединить географические объекты и объяснить причину объединения. Например:

- Буэнос-Айрес – Будапешт – являются столицами государств

- Буэнос-Айрес – Копенгаген – оба лежат на берегу моря

- Буэнос-Айрес – Кейптаун – оба лежат в южном полушарии

- Буэнос-Айрес – Вашингтон – оба лежат в западном полушарии.

4) Логические задания – задание дается в виде списка, необходимо разделить его на группы, причем количество групп не указывается. Чем больше ученик выделяет групп, тем ценнее ответ. Например, Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка, Сенегал, Нигер, Игуасу, Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная, Монблан, Обь, Конго, Вьетнам, Флорида, Анды, Нил, Эквадор, Финляндия, Атакама, Великобритания, Гекла, Эльбрус, Кавказ, Дунай, Рейн, Телецкое, Боденское, Альпы, Израиль, Сахара, Каракумы и т.д.

5) Ассоциативные загадки – дается ассоциативное описание географического объекта (на что или кого похожи очертания этого объекта), а ученик должен назвать сам объект. Например:

- нос носорога – полуостров Сомали (Африка)

- лежащий тигр – Скандинавский полуостров

- сапожок – Апеннинский полуостров и т.п.

Данные задания, как правило, используются уже в более старших класса – 7 – 11 классы.

6) Немая карта – учащимся раздаются пустые контурные карты, на которых они должны:

- отметить на карте цифрами соответствующие географические объекты (учитель указывает на доске цифру – географический объект)

- написать на листочках названия географических объектов, которые указаны цифрами на выданной контурной карте.

Данные задания выполняются без использования атласов. Рекомендуется применять в каждой параллели с 7 класса.

Для повышения навыков работы со статистическими данными лучше всего подходят следующие приемы :

- преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему

- преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача – преобразование таблицы в набор диаграмм

- решение различных географических задач (6 – 11 классы)

- работа со статистической матрицей данных – распределить страны из данного списка в соответствии с основными экономическими показателями, указанным в таблице, посчитать определенные статистические показатели (9 классы углубленного уровня обучения географии).

Кроме этого, рекомендуется использовать общие приемы формирования функциональной грамотности:

1) географический диктант по терминам (5 – 9 классы). В младших классах учитель называет суть географического термина, а ученик должен записать название этого термин

- теоретической – письменные ответы на теоретические вопросы изученной темы на основании вытянутого билета

Таким образом, уроки географии предоставляют прекрасную возможность создавать модель географически образованного человека, обладающего критическим мышлением, зрелой гражданской позицией и экологическим мировоззрением.

Нажмите, чтобы узнать подробности

(СЛАЙД 2) Впервые понятие функциональной грамотности было внесено ЮНЕСКО в 1957 году. Но тогда функциональная грамотность включала в себя только умение читать и писать. Это касалось больше взрослого населения и было необходимо для решения бытовых проблем. С тех пор понятие изменялось и дополнялось новыми компонентами Мониторинг оценки качества образования в школе PISA (Programme for International Student Assessment) организуется и проводится ОЭСР с 2000 года. Результаты публикуются раз в три года. Исследование PISA является мониторинговым, оно позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах и оценить эффективность стратегических решений в области образования. Цель мониторинга качества образования в школе PISA - оценка способности применять в реальной жизни знания, полученные за школьной скамьей. Объект исследования - образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста. Результаты 15-летних российских школьников в международном исследовании PISA-2015 свидетельствуют о в среднем невысоком уровне естественнонаучной грамотности (далее – ЕНГ) учащихся. Между тем ЕНГ определяется как основная цель школьного естественнонаучного образования в большинстве развитых стран мира и отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.

(СЛАЙД 4) При этом в 2024 году именно ЕНГ будет приоритетным направлением этого международного исследования, поэтому результаты PISA-2024 смогут показать, насколько эффективной оказалась целенаправленная программа по формированию ЕНГ, ядром которой должен стать данный проект.

Задача проекта состоит также в том, что разработанные задания должны предоставить образцы и создать основу для банка учебных заданий практико-ориентированного характера, которые будут широко использоваться в учебном процессе как в качестве оценивающих, так и формирующих заданий. Это должно привести и к тому, что практико-ориентированные, компетентностные задания будут в гораздо большей степени представлены в УМК естественнонаучных предметов и измерительных материалах Государственной итоговой аттестации

(СЛАЙД 5) Характер заданий для оценивания ЕНГ российских учащихся в рамках национального мониторинга основывается на материалах международного исследования PISA. Эти материалы включают в себя собственно концепцию ЕНГ, модель заданий по ее оцениванию и образцы таких заданий. Согласно определению, используемому в PISA, естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

(СЛАЙД 6) Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

- научно объяснять явления;

- понимать основные особенности естественнонаучного исследования;

- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Из приведенного выше определения вытекают требования к заданиям по оцениванию ЕНГ. Они должны быть направлены на проверку перечисленных выше компетентностей и при этом основываться на реальных жизненных ситуациях. Именно такие задания, объединенные в тематические блоки, составляют измерительный инструментарий PISA. Типичный блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, связанных с этой ситуацией.

При этом каждое из заданий классифицируется по следующим параметрам:

компетентность, на оценивание которой направлено задание;

тип естественнонаучного знания, затрагиваемый в задании;

познавательный уровень (или степень трудности) задания

(СЛАЙД 8) модель заданий по ЕНГ, используемых в PISA, адаптирована именно к ОПРЕДЕЛЕННОЙ возрастной группе учащихся и освоенным ими учебным программам. Очевидно, что задача мониторинга ЕНГ на уровне РАЗНЫХ классов предполагает свои акценты как в самой концепции ЕНГ, так и в характере измерительных материалов по ее оцениванию. Так, например, применительно к младшему подростковому возрасту понимание ЕНГ в меньшей степени адресуется к гражданской позиции и готовности к аргументированному обсуждению общественно значимых естественнонаучных проблем, но зато в большей степени – к природной любознательности и исследовательским склонностям учащихся этой возрастной группы. Вместе с тем сам набор компетенций, определяющих ЕНГ, остается неизменным:

- научное объяснение явлений;

- понимание основных особенностей естественнонаучного

- интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.

В уточнениях нуждается области и контекст смысл параметров, которыми описываются задания по оцениванию ЕНГ. Особенно это затрагивает такие параметры, как тип естественнонаучного знания, содержательные.

( СЛАЙД 9) Характеристика заданий:

Задания должны быть основаны на материале из разных предметных областей (для выполнения надо интегрировать разные знания и использовать общеучебные умения);

В заданиях может быть не ясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действий или информацию для постановки и решения проблемы;

Задания должны быть комплексными и структурированными, состоящими из нескольких взаимосвязанных вопросов

(СЛАЙД 10) Инструментарий PISA: не типичные учебные задачи по физике, химии или математике, характерные для российской школы, а близкие к реальным проблемные ситуации, связанные с разнообразными аспектами окружающей жизни и требующие для своего решения не только знания основных учебных предметов, но и сформированности общеучебных и интеллектуальных умений. Содержание каждого задания формируется не по предметному принципу, а относится к одному из контекстов:

Контекстом можно назвать тематическую область, к которой относится описанная в задании проблемная ситуация. Например, в PISA эти ситуации группируются по следующим контекстам:

опасности и риски;

связь науки и технологий.

Контекст – очень важное условие того, чтобы данное учебное задание можно было считать заданием на естественнонаучную грамотность. Ведь ЕНГ (как и другие виды функциональной грамотности) как раз и предполагает способность применить знания в реальной ситуации, а не в рафинированных абстрактных условиях. На последнее рассчитаны задания (задачи) другого типа.

Именно наличие контекста, в который помещена проблемная ситуация, дает ответ на вопрос, зачем может понадобиться то или иное естественнонаучное знание. Задания (задачи) вне контекста оставляют этот вопрос открытым, что делает для многих учеников бессмысленным приложение усилий к таким задачам.

Задания имеют межпредметную основу.

Приоритеты в заданиях:

с точки зрения содержания – экологические вопросы;

с точки зрения компетенций – методы научного исследования

(СЛАЙД 11) Модель заданий по оцениванию ЕНГ

Задания, как правило, основаны на проблемном материале, включающем текст, графики, таблицы и связанные с ними вопросы. В свою очередь, каждый из вопросов в составе этих заданий классифицируется по следующим категориям:

умение, на оценивание которого направлен вопрос;

тип естественнонаучного знания, затрагиваемый в вопросе;

познавательный уровень (или степень трудности) вопроса.

Эти задания нацелены на проверку умений, характеризующих ЕНГ, но при этом должны основываться на ситуациях, которые можно назвать жизненными, реальными или просто интересными ребятам.

(СЛАЙД 12) В Российской академии образования ( Институте стратегии развития МИНИСТЕРСТВЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) образования создан открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности , предложены характеристики заданий и система оценивания, а также представлены методические комментарии по формированию ЕНГ к открытому банку заданий, который постоянно пополняется. В настоящее время подготовлены к публикации учебные пособия для формирования функциональной грамотности.

(СЛАЙД 13) Трудность любого вопроса – это сочетание его собственной интеллектуальной сложности (т.е. сложности требуемых мыслительных процедур) и объема знаний и умений, необходимых для выполнения задания. Выделяются следующие познавательные уровни:

Выполнять одношаговую процедуру, например, распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на графике или в таблице.

Использовать и применять понятийное знание для описания или объяснение явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков.

Анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы, учитывая разные источники информации, разрабатывать план или последовательность шагов, ведущих к решению проблемы.

(СЛАЙД 14) Методический инструментарий должен содержать компетентностные задания, экспериментальные работы исследовательского типа, анализ первичных научных данных и др.

Типы вопросов:

Задания на объяснение явлений и фактов:

Задания на применение методов познания:

Задания на формирование умений делать выводы на основе данных:

(СЛАЙД 15) ПРИМЕР ЗАДАНИЯ PISA получение энергии за счет ветра

(СЛАЙД 16) Пример задания из Открытого банка по формированию функциональной грамотности (БЕРЕГИТЕ ПТИЦ!) структура содержательного знания при мониторинге ЕНГ в 7 классе может быть примерно такой же, как в исследовании PISA для 15-летних учащихся.

Сюжет задания связан с особенностями питания птиц и их местом в природных пищевых цепях. Мотивационный потенциал задания обусловлен интересом детей к птицам, особенно к тем, которые обитают поблизости.

Задание можно использовать на уроках биологии при изучении животных и обсуждении взаимосвязей живых организмов в экосистемах.

(СЛАЙД 18) Пример задания по формированию ЕНГ в форме кейса научно-исследовательского типа (Айсберги).

Задача учителя заключается в формировании у школьников чувства необходимости самообразования и самостоятельного добывания знаний. Но большая часть учащихся не способны самостоятельно добывать знания, следовательно, необходимо разработать задания, которые будут направлять работу учащихся, и тем самым у них будет развиваться функциональная грамотность. Задания могут в большей степени ориентироваться на процедурный тип знания и оценивание таких компетентностей, как понимание особенностей естественнонаучного исследования и интерпретация данных для получения выводов (разумеется, с учетом возрастных возможностей).

выяснить причины высыхания воды в колодцах и прудах;

определить, как решается проблемы спасения водных объектов родного края на государственном уровне;

предложить свои пути решения данной проблемы.

Для реализации поставленной цели исследования были поставлены такие задачи: 1. Проанализировать состояние наличия воды в колодцах у жителей поселка. 2. Изучить особенности водных ресурсов региона и залегания подземных вод в нашем регионе. 3. Ознакомиться с материалами Госкомэкополитики при Главе ДНР о том, как решаются проблемы сохранения водных ресурсов на государствеом уровне.

4. Выяснить, что могут сделать учащиеся для спасения пресных вод нашей местности.

Согласно опубликованному Всемирной организацией здравоохранения первому Всемирному докладу о проблемах зрения во всем мире насчитывается не менее 2,2 миллиарда случаев нарушения зрения или слепоты, причем более 1 миллиарда из них являются следствием отсутствия профилактики или лечения.

Попробуйте объяснить, почему это происходит? Какова ситуация в нашей школе? Выясните типичные причины ухудшения зрения населения и предложите меры профилактики нарушения зрения. Почему при любом повреждении глаза необходимо сразу же обращаться за медицинской помощью?

Работа с кейсом может выполняться как индивидуально, так и в группе.

При этом, у каждого участника образовательного процесса – учителя и обучающегося есть свои функции, которые они должны выполнить.

Новая ситуация, в которую попадает ученик, активизирует его мышление, а решение творческих задач способствуют раскрытию творческого потенциала каждого ученика.

Развитие коммуникативных умений – еще один важный фактор активизации самостоятельности у обучающихся. Каждый ученик должен верить в себя, свои силы и возможности, чтобы почувствовать удовольствие от процесса познания окружающего мира.

Проект направлен на самостоятельное достижение учащимися учебных географических проблем, имеющих для них жизненный смысл

(СЛАЙД 22) Формирование функциональной грамотности учащихся в современной образовательной системе может быть решено в контексте каждой образовательной области, а также каждого учебного предмета.

Международная оценка образовательных достижений учащихся (PISA). Примеры заданий по естествознанию // Центр оценки качества образования ИСМО РАО. 2007. 115 с.

Пентин А.Ю., Ковалева Г.С., Давыдова Е.И., Смирнова Е.С. Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA // Вопросы образования.

Результаты международного исследования TIMSS 2015, 4 класс (краткий отчет на русском языке). / Центр оценки качества образования ИСРО РАО,

Формирование естественно-научной грамотности на уроках географии

Одним их основных направлений модернизации системы образования является обучение учащихся самостоятельно добывать и анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества. Обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.

Функциональная грамотность является ключевой основой формирования УУД, более того, этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего. Разберем, какие вызовы готовит нам мир изменчивости и неопределенности, как учитель может помочь школьнику подготовиться к жизни в этом мире, а также какие типы заданий целесообразно использовать на уроках географии с целью формирования функциональной грамотности.

Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.

Одним из видов функциональной грамотности, которую будут оценивать в РК в рамках внешней оценки учебных достижений учащихся, это естественнонаучная грамотность (физика, химия, биология, география). Под естественнонаучной грамотностью понимается способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, также для принятия соответствующих решений.

Естественнонаучно грамотный̆ человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций:

– научно объяснять явления,

– оценивать и планировать научные исследования,

– научно интерпретировать данные и доказательства.

Задача формирования естественнонаучной грамотности и достижения образовательных результатов ФГОС предъявляет определенные требования к содержанию учебной деятельности на уроке и необходимым компетенциям учителя. Для обеспечения эффективности формирования естественнонаучной грамотности школьников педагогам необходимо применять методы и приемы активного обучения, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

У российских школьников наблюдается дефицит сформированности ряда важных умений:

– осуществлять поиск информации по ключевым словам,

– анализировать процессы проведения исследований,

– составлять прогнозы на основе имеющихся данных,

– интерпретировать научные данные и данные исследований, лежащих в основе доказательств и выводов,

– интерпретировать графическую информацию,

– проводить оценочные расчеты и прикидки.

Трудности вызывают задания практического содержания, данные, в которых представлены в нестандартной форме, требующие проведения анализа, интерпретацию данных. Для того чтобы естественнонаучную грамотность успешно сформировать нужно так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся осознавали его ход и активно в нем участвовали. Но не всякая деятельность на уроке интересует учащихся: привлекают ребят поиск, исследования. Как же достигнуть этих показателей?

Одним из способов реализации компетентностного подхода и путей формирования функциональной грамотности учащихся является составление и использование заданий в формате PISA. Специфика этих задач заключается во многом в том, что условия и вопросы заданы, как самостоятельные, и на первый взгляд не связаны друг с другом. Связать условия и вопросы -задача ученика.

4. Приём “Корзина идей”. Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

5. Приём “Да-нетка”.

Формирует следующие универсальные учебные действия: умение связывать разрозненные факты в единую картину; умение систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга. Учитель загадывает географический объект. Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да, и нет".

Пример. На уроке по теме “Океаны ” 7 кл. загадывается определенный океан, и ребята начинают задавать учителю вопросы:

- Этот океан омывает материк Евразию? - да;

- Этот океан самый большой? - да;

- Этот океан самый теплый? - нет;

- Этот океан открыл Магеллан? - да.

Ребята делают вывод, что это - Тихий океан.

6. Приём “Лови ошибку”. Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

7. Приём “Мудрые совы”.

Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:

анализировать текст совместно с другими людьми;

вести исследовательскую работу в группе;

доступно передавать информацию другому человеку;

самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

8. Приём “Исследование в форме наблюдения”.

Провести самостоятельное исследование в форме наблюдения, записать результаты по заданной форме, провести защиту.

Провести наблюдения за погодой в течение 7--15 дней - утром и вечером. По данным своих наблюдений описать погоду. План описания погоды:

1. За какой промежуток времени (день, неделю, месяц) дается описание.

2. Наибольшая, наименьшая и средняя температура воздуха, закономерность изменения температуры за указанный промежуток времени.

3. Осадки, их общее количество, вид осадков и время выпадения.

4. Облачность, распределение облачности по дням, ее изменения в течение суток.

5. Атмосферное давление. Изменение давления.

6. Влияние погоды на здоровье людей, их жизнь и деятельность.

7. Сходство наблюдённой погоды с многолетней климатической нормой или отклонение от нее.

Это лишь некоторые примеры обучения, которое предполагает использование системы методов, направленной на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности, что, безусловно, ведет к повышению естественнонаучной грамотности.

Читайте также: