Участие вооруженных сил рф по пресечению международной террористической за пределами страны доклад

Обновлено: 03.07.2024

Тимошенкова А.А., кандидат юридических наук, преподаватель кафедры конституционного (государственного) и международного права Военного университета, капитан юстиции.

В настоящее время очевидно, что терроризм представляет собой одну из серьезнейших угроз безопасности в масштабе всего мира. Это явление носит комплексный характер и включает в себя силовые, политические, социальные, экономические, идеологические и иные аспекты, поэтому и противодействие этой опасности требует осуществления целого комплекса мер. Так, 8 сентября 2006 г. Генеральная Ассамблея ООН консенсусом одобрила Глобальную стратегию борьбы с терроризмом, представляющую собой план действий по устранению условий, способствующих распространению терроризма, а также по борьбе с ним. Стратегия предусматривает меры, направленные на устранение условий, которые подпитывают терроризм, таких как экстремистская идеология, неурегулированные конфликты, этническая, национальная и религиозная дискриминация, политическая изоляция, социально-экономическая маргинализация и отсутствие надлежащего государственного управления, а также меры, лишающие террористов возможности действовать, в том числе лишающие их финансовой поддержки, доступа к оружию, к объектам вербовки и средствам связи, возможности использования Интернета и др.

Проблема противодействия терроризму, в том числе международному, актуальна и для России. Концепция национальной безопасности Российской Федерации констатирует, что международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в нашей стране. Глобальность террористической угрозы в определенных случаях обусловливает необходимость противодействия ей не только на территории Российской Федерации, но и за ее пределами.

Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300 (с изменениями от 10 января 2000 г.).

Как известно, главенствующая роль в борьбе с терроризмом отводится специальным службам. Однако в ряде случаев по причинам возрастания многообразия террористической деятельности, усложнения ее характера, а также возрастания изощренности и масштабности террористических актов усилий спецслужб оказывается недостаточно, и возникает необходимость в привлечении Вооруженных Сил к противодействию терроризму. В настоящее время Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ (с изменениями от 27 июля 2006 г.) (далее - Закон) в отличие от ранее действовавшего Федерального закона "О борьбе с терроризмом" от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ достаточно подробно регламентирует вопросы деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации в данной области. Причиной этого частично является то, что в отличие от Федеральных законов о Федеральной службе безопасности, о Министерстве внутренних дел, о внутренних войсках, закон о Вооруженных Силах до сих пор не принят.

Закон (ст. 6) выделяет 4 группы задач, решение которых может возлагаться на Вооруженные Силы Российской Федерации в деле борьбы с терроризмом: 1) пресечение полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами; 2) пресечение террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а также обеспечение безопасности национального морского судоходства; 3) участие в проведении контртеррористической операции в установленном законодательством порядке; 4) пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

Понятие "террористическая деятельность" Закон определяет как деятельность, которая включает в себя: а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; б) подстрекательство к террористическому акту; в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Что касается понятия "международная террористическая деятельность", то действующая редакция Закона не содержит критериев, относящих террористическую деятельность к разряду международной. Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" 1998 г. определял международный характер террористической деятельности, исходя из двух признаков: территориальности и гражданства. Выделялось три критерия, при наличии одного из которых террористическая деятельность признавалась международной: 1) осуществление террористической деятельности террористом или террористической организацией на территории более чем одного государства или нанесение ущерба интересам более чем одного государства; 2) осуществление террористической деятельности гражданами одного государства в отношении граждан другого государства или на территории другого государства; 3) случай, когда как террорист, так и жертва терроризма являются гражданами одного и того же государства или разных государств, но преступление совершено за пределами территорий этих государств. В настоящее время анализ положений п. 4 ст. 6 и ст. 10 Закона позволяет сделать вывод о том, что речь идет о применении Вооруженных Сил для пресечения террористической деятельности, которая осуществляется за пределами территории Российской Федерации.

Вооруженные Силы Российской Федерации могут выполнять задачи по пресечению международной террористической деятельности, осуществляемой за пределами России, находясь как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами (п. 1 ст. 10 Закона). Вооруженные Силы могут применять вооружение против находящихся за рубежом террористов и (или) их баз с территории нашей страны по решению Президента Российской Федерации. Решение об использовании за пределами России формирований Вооруженных Сил для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания, так как Конституция Российской Федерации (ст. 102) относит к ведению именно этого органа решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за границей.

Изначально Закон предусматривал, что в случае необходимости Президент Российской Федерации вносит в Совет Федерации соответствующее предложение, включающее в себя сведения об общей численности, районах действий, сроке пребывания формирований Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и порядке его продления в случае необходимости. Однако в июле 2006 г. после трагических событий, связанных с похищением и убийством российских дипломатов в Ираке, порядок принятия решения об использовании формирований Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории для борьбы с терроризмом был скорректирован путем внесения изменений в Закон. В настоящее время общая численность формирований Вооруженных Сил, районы их действий, стоящие перед ними задачи, срок их пребывания за пределами территории Российской Федерации и порядок замены определяются Президентом Российской Федерации самостоятельно. 7 июля 2006 г. Советом Федерации было принято Постановление "Об использовании формирований Вооруженных Сил Российской Федерации и подразделений специального назначения за пределами территории Российской Федерации в целях пресечения международной террористической деятельности" N 219-СФ, разрешающее Президенту Российской Федерации использовать формирования Вооруженных Сил Российской Федерации и подразделения специального назначения за пределами России в целях пресечения международной террористической деятельности против Российской Федерации либо против ее граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. При этом срок действия данного Постановления был определен следующим образом: "Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия и действует на период решения задач устранения угрозы осуществления за пределами территории Российской Федерации террористических актов против Российской Федерации либо против граждан Российской Федерации или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации". Следовательно, указанное Постановление дает разрешение Президенту Российской Федерации на использование формирований Вооруженных Сил и подразделений спецслужб для противодействия терроризму за рубежом на неограниченный период времени и неограниченное количество раз. Такой порядок нацелен на создание условий, при которых Президент Российской Федерации имеет возможность оперативно, не запрашивая каждый раз разрешение у Совета Федерации, осуществлять мероприятия по защите жизни и безопасности граждан Российской Федерации на территории зарубежных стран.

Закон устанавливает, что формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, направляемые за границу, подлежат комплектованию исключительно на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту и прошедшими предварительную специальную подготовку. Кроме того, для обеспечения деятельности формирований Вооруженных Сил Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации вправе принять решение о направлении за пределы территории Российской Федерации на добровольной основе гражданского персонала. Правительство Российской Федерации определяет районы действий указанного персонала, стоящие перед ним задачи, срок его пребывания за пределами территории Российской Федерации, порядок замены, а также решает вопросы его обеспечения. На Правительство Российской Федерации также возлагаются задачи по обеспечению формирований Вооруженных Сил Российской Федерации материально-техническими средствами и предоставлению входящим в их состав военнослужащим медицинского и иных видов обеспечения.

Отзыв формирований Вооруженных Сил Российской Федерации из-за рубежа производится по решению Президента Российской Федерации в следующих случаях: во-первых, в случае выполнения ими поставленных задач по пресечению международной террористической деятельности; во-вторых, в случае нецелесообразности их дальнейшего пребывания за пределами территории Российской Федерации. Об отзыве формирований Вооруженных Сил Президент Российской Федерации информирует Совет Федерации.

Закон устанавливает, что Вооруженные Силы Российской Федерации могут применяться для пресечения международной террористической деятельности за границей в соответствии с международными договорами Российской Федерации, самим Законом и иными федеральными законами. В настоящее время Россия является участницей Соглашения о статусе формирований и средств системы коллективной безопасности от 11 октября 2000 г. , принятого в рамках ОДКБ, которое предусматривает возможность проведения совместных контртеррористических операций. Для их проведения формируются сводные (многосторонние) воинские формирования, в состав которых из национальных вооруженных сил выделяются объединения, соединения, воинские части и подразделения. Сводные воинские формирования могут направляться на территорию одного из государств - участников ОДКБ только по его просьбе или с его согласия по решению Совета коллективной безопасности. Необходимо отметить, что на момент ратификации и вступления в силу для России указанного Соглашения российское законодательство не предусматривало возможности участия Вооруженных Сил Российской Федерации в совместных контртеррористических операциях за пределами территории России. Принятие Закона заполнило правовой вакуум в регулировании данного вопроса.

Ратифицировано Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 113-ФЗ. Вступило в силу для Российской Федерации 24 октября 2001 г.

Кроме того, необходимость применения Вооруженных Сил Российской Федерации для решения задач по пресечению международной террористической деятельности может вытекать из обязательств России о коллективной обороне. В настоящее время наша страна является участницей международных договоров двустороннего и многостороннего характера, которые содержат обязательство об оказании сторонами взаимной помощи, включая военную, в порядке осуществления права на индивидуальную и коллективную оборону согласно ст. 51 Устава ООН. К числу первых относятся Договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 г., Республикой Кыргызстан от 10 июня 1992 г., Республикой Таджикистан от 25 мая 1993 г., Республикой Армения от 29 августа 1997 г.; среди вторых необходимо назвать Устав СНГ от 22 января 1993 г. и Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. После событий 11 сентября 2001 г. в США наметилась тенденция к легализации использования военной силы для борьбы с международным терроризмом в порядке индивидуальной или коллективной самообороны. Соединенные Штаты расценили атаки террористов как акты войны против США, подобные нападению Японии на Перл-Харбор в декабре 1941 г. В связи с этим НАТО 12 декабря 2001 г. приняло решение о применении ст. 5 Североатлантического договора 1949 г., согласно которой нападение на одного из участников договора означает нападение на всех его участников. Наконец, Совет Безопасности ООН Резолюциями 1368 от 12 сентября и 1373 от 28 сентября 2001 г. расценил террористическое нападение на США как создающее угрозу международному миру и безопасности, подтвердив право США на самооборону. Таким образом, был создан прецедент признания террористического акта в качестве вооруженного нападения и легитимного применения вооруженной силы в соответствии с правом на индивидуальную и коллективную самооборону в ответ на акты террора. В то же время отсутствие четких международно-правовых критериев, позволяющих квалифицировать террористические акты в качестве вооруженного нападения, оставляет простор для различного рода злоупотреблений со стороны тех или иных государств, как это было в случае с американским вторжением в Ирак, когда нарушение норм международного права имело место как при начале военной операции против режима Саддама Хусейна, так и в последующее время. К таким нарушениям можно отнести и существование секретных тюрем ЦРУ за рубежом, и несоблюдение Женевских конвенций в отношении лиц, захваченных в ходе спецопераций. Примечателен и тот факт, что в начале сентября 2006 г. Пентагон обнародовал новую внутреннюю инструкцию, устанавливающую правила обращения и ведения допросов военнопленных. Новые правила запрещают травить пленных собаками, насильно погружать их в воду, надевать им на головы мешки. Ранее такие меры активно применялись американскими военными .

См.: Хлестов О.Н., Мышляева М.Л. Вооруженная борьба против международного терроризма (политико-правовые аспекты) // Московский журнал международного права. 2001. N 4. С. 12.
Российская газета. 2006. 8 сентября.

Между тем строгое следование требованиям правовых норм в процессе противодействия терроризму является важным фактором достижения успеха в этом деле. Закрепление на правовом уровне вопросов применения Вооруженных Сил Российской Федерации для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации способствует установлению четких и понятных механизмов использования Вооруженных Сил в этих целях, обеспечению законности в вопросах применения военной силы в международных отношениях.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Цель: рассмотреть формы участия Вооружённых Сил Российской Федерации в пресечении международной террористической деятельности за пределами страны.

Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

Актуализация знаний.

В каких случаях Вооружённые Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полёта воздушного судна путём его уничтожения?

Для решения каких задач в борьбе с терроризмом могут привлекаться Вооружённые Силы Российской Федерации?

В каких случаях Вооружённые Силы Российской Федерации применяют оружие военных кораблей для пресечения движения плавательного средства путём его уничтожения?

Проверка домашнего задания.

Работа над новым материалом.

Вооружённые Силы Российской Федерации в соответствии с международными договорами и федеральными законами Российской Федерации могут осуществлять пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации посредством:

применения вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за её пределами террористов и их баз;

использования формирований Вооружённых Сил Российской Федерации для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории России.

Решение о применении Вооружёнными Силами Российской Федерации вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за её пределами террористов и их баз принимает Президент Российской Федерации.


Решение об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооружённых Сил Российской Федерации и других войск, применяемых для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности, принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Формирования Вооружённых Сил Российской Федерации, направляемые за пределы территории Российской Федерации, комплектуются на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Указанные военнослужащие проходят предварительную специальную подготовку.


Обеспечение данных формирований материально-техническими средствами и предоставление входящим в их состав военнослужащим медицинского и иных видов обеспечения осуществляет Правительство Российской Федерации.

Для обеспечения деятельности формирований Вооружённых Сил Российской Федерации Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации принимает решение о направлении за пределы страны на добровольной основе гражданского персонала. Правительство Российской Федерации определяет районы действий указанного персонала, стоящие перед ним задачи, срок его пребывания за пределами страны, порядок замены, а также решает вопросы его обеспечения.

Вооружённые Силы Российской Федерации и другие войска могут привлекаться для участия в проведении контртеррористической операции.

В соответствии с международными договорами и федеральными законами Вооружённые Силы Российской Федерации могут привлекаться для борьбы с терроризмом и за пределами территории своей страны.

Для каких целей могут привлекаться Вооружённые Силы Российской Федерации и другие войска в борьбе с терроризмом?

Кто принимает решение для привлечения воинских подразделений и частей к участию в контртеррористической операции?

Как комплектуются формирования Вооружённых Сил, направляемые за пределы территории Российской Федерации?

Кто и на каком основании принимает решение об использовании формирований Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации?

Дополнительный материал к §10.

О проведении антитеррористических совместных учений

Российские и китайские офицеры, командовавшие войсками в ходе учения, смоделировали предстоящую операцию на компьютерах, картах, макете местности. Развитие событий было предусмотрено по восьми различным сценариям. Командир каждого воинского подразделения получил конкретную задачу.

Российская и китайская стороны высоко оценили практические действия участников учений и важность полученного на них опыта взаимодействия.

Совместные антитеррористические российско-китайские учения – это конкретный вклад в подготовку Вооружённых Сил Российской Федерации к совместному противодействию существующим в регионе угрозам безопасности.

Окончание урока.

В современном мире терроризм стал распространенным способом решения межэтнических, межконфессиональных и территориальных споров, вошел в практику достижения противозаконных целей националистами, экстремистами, религиозными радикалами и сепаратистами. Субъекты геополитического противоборства активно используют террор как низкозатратный и высокопродуктивный метод борьбы; при определенных условиях терроризм способен превратиться в способ ведения боевых действий.

Терроризм является чрезвычайно сложным социальным явлением в связи с многообразием его проявлений в самых разных сферах общественной жизни, трудностью однозначного толкования сущности, излишней политизированности понятия терроризма и проблемой его разграничения с понятием национально-освободительного движения за независимость.

Современному международному терроризму можно дать такое определение — это особым образом организованное насилие, вид социального противодействия, которое по военно-политическим целям, средствам, способам и результатам является одной из форм ведения войны и представляет собой антиобщественную деятельность крайне агрессивных, организованных, идеологически подготовленных субъектов с использованием метода устрашения.

Экстремизм выступает крайним выражением присущих любому обществу противоречий и имеет множество определений, что вызывает серьезные трудности в его изучении. Исследование экстремизма может быть реализовано на базе различных философско-методологических подходов.

Экстремизм, опираясь на определенную идеологию, выступает против сложившихся социальных структур и политических институтов, пытаясь подорвать их стабильность и низвергнуть силовыми методами. Эти методы включают в себя деятельность политически активных групп, структурно и иерархически упорядоченных, чьи усилия направлены на пропаганду идеи отстранения от власти политической элиты с последующим проведением реформ, направленных на слом утвердившихся социально-правовых и экономических отношений, и замену их на иную систему.

К числу основных черт экстремисткой идеологии следует отнести:

— стремление к крайним формам протеста против власти;

— решимость на захват власти;

— подготовка восстаний силового или ненасильственного характера;

— признание необходимости принесения жертв в борьбе;

— наличие героя, который может повести за собой толпу;

— готовность к физическому уничтожению представителей власти;

— организация экстремистского выступления как пропагандистского акта, призванного привлечь внимание широких масс;

— анонимность и конспирация как основа деятельности;

— состояние обреченности экстремиста и разорванность связей с миром.

Таким образом, идеология играет ключевую роль во взаимосогласовании личностных и общественных интересов, в определении ценностных идеалов и направленности социальных групп на достижение определенных целей.

Любая экстремистская идеология стремится подавить другие идеологии, заявить о своем великом призвании изменить мир и использовать все возможные средства во имя реализации выдвинутой идеи. Она требует преданности со стороны ее приверженцев ценностям и нормам, которые культивирует. Можно выделить различные разновидности экстремистской идеологии: ксенофобия, расизм, этнонационализм, фашизм, терроризм и др.

Ксенофобия — возведенная в ранг идеологии ненависть к чужому как непонятному, непостижимому, и поэтому опасному и враждебному. Ксенофобия призывает к вражде по принципу национального, религиозного или социального деления людей. Проявляется в основном по отношению к эмигрантам, гастарбайтерам, преследуемым религиозным, культурным, сексуальным меньшинствам.

Фашизм отличается крайней внутренней и внешней агрессивностью и готовностью подчинить всю публичную и частную жизнь цели величия нации. Главенствующее значение имеет идея верховного вождя как героической фигуры, воплощения народного духа. Фашизм требует реорганизации социальной жизни по военному образцу, признает войну высшим выражением народной воли, достигающей самосознания в личности вождя.

Наибольший интерес представляет идеология терроризма (как одной из разновидностей экстремизма).

Современные идеологи терроризма привнесли в ее развитие довольно мало собственных новых идей, поэтому она во многом восходит корнями к вышеперечисленным социал-анархистским, насильственно-агрессивным и воинственно-религиозным идеям. Указанные обоснования террористической деятельности могут быть использованы экстремистскими течениями разной направленности (националистическими, религиозными, сепаратистскими), потому что камуфлируют их подлинные интересы.

К числу факторов, способствующих повышению общественной опасности религиозного экстремизма, относятся:

— индустриальный прогресс в мире, развитие системы коммуникаций, компактность проживания населения и наличие сил, способных использовать научно-технический прогресс против цивилизационного развития;

— попытка нахождения частью атеистически воспитанного населения своих исторических и традиционных корней;

— усиление влияния во всем мире религиозных лидеров;

— неспособность молодежи многих регионов планеты найти свое место в жизни;

— определенная децентрализация некоторых религий (например, ислама), т. е. отсутствие строгого иерархического подчинения в священстве, а, следовательно, и ответственности за действия отдельных частей этого сообщества;

— абсолютизация мнения части верующих людей в масштабах своей конфессии;

— идеализация религии как социокультурного феномена, играющего исключительно и безусловно позитивную роль в обществе;

— усиление влияния на общественное мнение и проектирование искусственно созданных информационных событий средствами массовой коммуникации и др.

Религиозный экстремизм часто возникает в государствах, занявшихся модернизацией своего общества, если до этого его жизненный уклад определялся исключительно религиозной картиной мира. И возможно, именно поэтому наблюдается всплеск именно исламского экстремизма в силу того, что исламский регион — один из последних, подвергшихся модернизации, вестернизации и глобализации.

Таким образом, сложность однозначного определения экстремизма и терроризма, исходящая от них угроза стабильному существованию личности, общества и государства требует выработки всеобъемлющих, научно обоснованных, эффективных мер по уменьшению последствий проявления этих негативных социальных явлений.

Вооруженные Силы России на передовых рубежах борьбы с международным терроризмом

Не вызывает сомнений то, что главный субъект антитеррористической деятельности любого государства олицетворяют собой специальные службы. Но в силу возрастающей активности террористических организаций, в условиях, когда они осуществляют против государства крупномасштабные повстанческие действия (мятежевойну) и представляют военную опасность для него, к борьбе с терроризмом иногда привлекаются регулярные вооруженные силы.

В отдельных случаях только они обладают достаточными силами и средствами для того, чтобы сломить сопротивление и уничтожить террористов. Другие элементы военной организации государства в таких операциях могут выполнять свои специфические, оперативные задачи только во взаимодействии с армейскими частями.

По оценкам Минобороны России, на планете насчитывается 160 зон этнополитической напряженности, 80 из них присущ экстремистско-террористический характер.

По сути, против России и государств постсоветского пространства (зоны жизненно важных интересов РФ) ведется настоящая террористическая война, представляющая собой взаимосвязанные угрозы терроризма, религиозной и этнической нетерпимости, сепаратизма, организованной преступности.

Вооруженные Силы РФ находятся на переднем крае борьбы с международным терроризмом, активно реализуя концепцию силового принуждения к миру.

В основе такого подхода лежат идеи немецкого философа И. Канта, который указал на взаимосвязь права с принуждением и государством, выявил их неразрывный характер.

По мнению исследователя В.В. Колотуши, силовое принуждение — это особый вид деятельности, способ социального управления и социального взаимодействия, основанного на применении силы или угрозе ее применения, направленный на противодействие силой попыткам захвату жизненно-важных ресурсов (среды обитания) или создание условий для их изъятия, в том числе через овладение властью.

Контртеррористическая операция Российской армии в ходе оказания помощи Сирийской Арабской Республике (САР, Сирия) в борьбе с международным терроризмом может служить ярким примером такого рода деятельности.

Таким образом, применение вооруженных сил против террористической активности, когда она достигает уровня повстанческой войны против государственной власти, угрожает суверенитету и целостности территории страны, вполне оправдано и даже необходимо.

Наиболее тревожная ситуация сложилась в Сирии, где в результате вмешательства в гражданскую войну международных террористических организаций к 2015 году правительственная армия находилась в крайне сложном положении и была близка к поражению, а боевики контролировали значительную часть территории страны, нефтяные промыслы и крупные города.

Кроме того, Российская Федерация предпринимала меры, направленные на создание условий для проведения межсирийских переговоров. Москва принимала активное участие в работе площадок многих форматов, где обсуждалась сирийская проблема: это и двусторонние встречи, и обсуждения в ООН, и Международная контактная группа по Сирии, и другие. При участии России был принят ряд документов, направленных на решение конфликта. Во всех этих документах было зафиксировано основное требование России — урегулирование конфликта на основе решения, выработанного в ходе межсирийских переговоров.

На 70-й юбилейной сессии ООН в Нью-Йорке Президент России Владимир Путин предложил мировому сообществу оказать решительное противодействие международному терроризму. Он в очередной раз обратил внимание всех государств на необходимость руководствоваться в своей деятельности общими интересами в рамках соблюдения международного права, объединить усилия для борьбы с терроризмом, создать широкую, наподобие антигитлеровской, антитеррористическую коалицию. Однако инициатива В.В. Путина Западом не была поддержана.

В сложившейся ситуации Россия приняла официальное обращение руководства Сирии, и 30 октября 2015 г. Совет Федерации Федерального Собрания РФ по запросу Президента России единогласно одобрил применение Вооруженных Сил России за рубежом. С этого момента российское государство начало открыто противостоять международному терроризму в Сирии.

Только по официальным данным, к началу 2016 г. в Сирию уехало 2719 россиян, в том числе около 200 — из Поволжья, 130 — из Кабардино-Балкарии, 500 — из Чечни и 900 — из Дагестана. Еще больше, в общей сложности более 5 тыс., в рядах ИГИЛ оказалось выходцев из республик Средней Азии. Поэтому Москва предпочла бороться с террористами на территории Сирии.

Важным побудительным фактором принятого российскими властями решения стала трансформация терроризма в структуру тоталитарного государства исламистского характера, вытесняющего традиционную государственность на Ближнем Востоке.

Немаловажной причиной вмешательства Москвы в сирийские дела явилось то, что Россия тем самым заявила о себе как о мировой державе, способной решать глобальные проблемы. И здесь можно проследить отличие стратегии России от западных союзников, которые борются с терроризмом на территории Сирии вопреки международному праву. Российская Федерация не только противодействует экстремистским группировкам, но и стремится на различных площадках наладить диалог правительства и умеренной оппозиции для урегулирования конфликта.

Плотное взаимодействие Минобороны РФ с сирийскими коллегами позволило нанести сокрушительное поражение ИГИЛ и в серьезной степени ослабить другие террористические группировки, освободить большую часть территорию страны и взять под контроль основные объекты инфраструктуры.

Одно из главных направлений военной операции Российской Федерации против группировки ИГИЛ и ее союзников заключалось в отрыве международного терроризма от основных источников дохода. Как известно, террористы многие годы занимались контрабандной торговлей сирийской нефтью и газом: сырье приносило солидные прибыли и позволяло закупать необходимую технику и вооружение, платить наемникам других исламских группировок и вести взаиморасчеты с иностранными представителями ячеек ИГИЛ.

Спустя некоторое время с начала военной операции России правительственные сирийские войска при поддержке российских военных специалистов и советников отбили у террористов значительное количество нефтегазовых месторождений, лишив тем самым ИГИЛ крупной статьи доходов и позволив сирийской экономике начать получать необходимые финансовые средства. Благодаря этому бюджет сирийского государства начал пополняться необходимыми средствами и аккумулировать перспективный военный бюджет для дальнейшего массового наступления на исламистов.

Совершенно очевидно, что достигнутым военным успехом сирийские правительственные силы и сражавшееся на их стороне ополчение обязаны, прежде всего, действиям авиационной группы российских ВКС. Российская воздушная операция в Сирии, начавшаяся в сентябре 2015 г., стала одним из наиболее заметных мировых военных и политических событий современности.

Руководство России выбрало в Сирии единственно возможный путь разрешения критической ситуации: решительно действовать по ключевым направлениям ведения гибридной войны, включая политическую, информационную, социальную и гуманитарную сферы противостояния.

Большую роль в снижении накала конфликта внес Центр по примирению враждующих сторон на территории Сирийской Арабской Республики, организовавший целый ряд мероприятий по примирению враждующих сторон путем переговоров, координирующий оказание гуманитарной помощи населению Сирии, способствующий поддержанию режима прекращения огня, а также оказанию необходимой информационной поддержки.

Силами военной полиции поддерживается порядок в освобожденных от террористов населенных пунктах, создаются коридоры для вывоза людей в спокойные районы, оказывается медицинская помощь в специально созданных госпиталях, осуществляется контроль над работой саперов сирийской армии.

Если подводить итог военной операции в Сирии, то, по словам Министра обороны Российской Федерации, за пять лет борьбы с терроризмом ликвидировано 865 главарей бандформирований и более 133 тыс. боевиков, включая 4,5 тыс. выходцев из РФ и стран СНГ, было освобождено от террористов 1024 населенных пункта, в результате чего под контроль правительственных войск и отрядов народного ополчения перешло 88 % территории страны.

Именно действия Вооруженных Сил РФ создали переломный момент в противодействии терроризму в Сирии. Благодаря усилиям России удалось объединить разрозненные и враждующие друг с другом группировки вооруженной оппозиции в борьбе с террористами.

Важным моментом является и тот факт, что Россия заявила о себе как о силе, с которой надо считаться в мире и которая имеет влияние на события в ближневосточном регионе. Она доказала свою способность проводить стратегические операции с применением военно-воздушных и морских сил на значительном удалении от своих границ, с использованием авиации дальнего действия, оснащенной как бомбами, так и высокоточными крылатыми ракетами.

В свете военной операции в Сирии одним из важных направлений развития и подготовки наших Вооруженных Сил стало придание им способности эффективно действовать в нетрадиционных условиях. Вооруженные Силы и оборонно-промышленный комплекс (ОПК) нашей страны получили в Сирии бесценный боевой опыт. Российская армия, по сути, сдала, причем сдала блестяще, своеобразный комплексный государственный экзамен на готовность противостоять любому агрессору, угрожающему нашей национальной безопасности, в том числе и на ближних подступах.

В условиях мировой стратегической нестабильности Вооруженные Силы РФ должны быть готовы защитить интересы государства в военном конфликте любого масштаба с широким применением противником как традиционных, так и гибридных методов противоборства. Для этого крайне необходимо анализировать сирийский опыт как в видах и родах войск на оперативном и на тактическом уровнях, так и в структурах ведущих предприятий и научных учреждений ОПК.

Говоря об итогах российской военной кампании в Сирии, нельзя не отметить экономическую составляющую. После успехов российского оружия появилась возможность заключения Россией выгодных военных контрактов на его поставку.

В этих условиях по-прежнему актуальны слова начальника Генерального штаба Вооруженных Сил России генерала армии Валерия Герасимова на V Московской конференции по международной безопасности (2016 г.): «…первую атаку терроризма мы отбили и сделали для себя несколько выводов:

во-первых, к борьбе с террористическими формированиями Вооруженные Силы необходимо готовить заблаговременно;

во-вторых, терроризм надо бить упреждающе, на ранних стадиях формирования угрозы, не давать его идеологии проникнуть в умы населения, развиваться и захватывать новые территории;

Вероятно, что борьба Вооруженных Сил России с террористами в обозримом будущем непременно будет продолжена, но приобретет несколько иной характер. Уменьшится активность применения сил и средств ВКС и ВМФ с соответствующими видами вооружения и боевой техники, и возрастет роль использования сухопутных спецподразделений, обладающих опытом выявления и борьбы с разветвленной сетевой структурой международного терроризма, оснащенных новейшими видами оружия и защиты, системами спутниковой связи и глобального геопозиционирования, а также возможностями применения беспилотных систем огневой и разведывательной поддержки.

Методические рекомендации

Во вступительном слове следует отметить актуальность изучения вопросов, касающихся теоретических основ международного терроризма и практического воплощения экстремистских идей в ходе ведения современных войн.

Особый упор следует сделать на анализе места и роли Вооруженных Сил России в контртеррористической борьбе, особенностей осуществления ими функции силового принуждения.

В заключительной части необходимо подвести итоги занятия и сделать краткие выводы. Нужно подчеркнуть, что военнослужащим важно осознавать всю степень деструктивного воздействия идеологии экстремизма и терроризма, представлять возможные негативные последствия ее практической реализации и быть готовыми к решительному ей противодействию.

ЛИТЕРАТУРА:

Актуальные проблемы противодействия экстремизму в воинских коллективах: сборник материалов методического семинара / под ред. В.М. Шевцова. М.: Военный университет, 2017. С. 9-28.

Аминов Д.И., Оганян Р.Э. Молодежный экстремизм. М.: Триада ЛТД, 2005.

Кафтан В.В. Противодействие терроризму. М.: Юрайт, 2015.

Кафтан В.В. Террор и антитеррор в условиях глобализации. М.: КноРус, 2018.

Красиков В.И. Экстрим: междисциплинарное философское исследование причин, форм и паттернов экстремистского сознания. М.: Водолей Publishers, 2006.

Королев А.А. Террор и терроризм в психологическом и идеологическом измерении: история и современность. М.: Московский гуманитарный университет, 2008.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом

Описание презентации по отдельным слайдам:

Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом

Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом

Транснациональный терроризм превратился в одну из наиболее опасных по масштаб.

Транснациональный терроризм превратился в одну из наиболее опасных по масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических проблем, с которыми столкнулось человечество. Терроризм угрожает безопасности многих стран и их граждан, влечет за собой огромные политические и экономические потери, оказывает сильное психологическое воздействие на население. При этом террористическая деятельность в современных условиях характеризуется широким размахом, отсутствием явно выраженных государственных границ.

Международный характер терроризма предопределяет необходимость адекватного вы.

Международный характер терроризма предопределяет необходимость адекватного выстраивания системы мер антитеррористического противодействия в национальных российских рамках. Так, в условиях широкомасштабного наступления международного терроризма на Российскую Федерацию актуальным стал вопрос о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации к участию в противодействии терроризму, и в первую очередь, к участию в борьбе с терроризмом.

Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и ор.

Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. «О противодействии те.

- пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном м.

- пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства;

участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренно.

участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

Пресечение террористических актов в воздушной среде Вооруженные Силы Российск.

Пресечение террористических актов в воздушной среде Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта. В случае, если имеется достоверная информация о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.

Пресечение террористических актов во внутренних водах, в территориальном море.

Пресечение террористических актов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и при обеспечении безопасности национального морского судоходства В случае, если морские или речные суда и корабли (плавательные средства) не реагируют на команды и (или) сигналы прекратить нарушение правил использования водного пространства Российской Федерации (подводной среды) либо отказываются подчиниться требованиям об остановке, оружие военных кораблей (летательных аппаратов) Вооруженных Сил Российской Федерации применяется для принуждения к остановке плавательного средства в целях устранения угрозы террористического акта.

Участие Вооруженных Сил РФ в проведении контртеррористической операции Подраз.

Участие Вооруженных Сил РФ в проведении контртеррористической операции Подразделения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации привлекаются для участия в проведении контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Далее по решению президента РФ. Подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации, привлеченные для участия в проведении контртеррористической операции, применяют боевую технику, оружие и специальные средства в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Выполнение Вооруженными Силами РФ задач по пресечению международной террорист.

Выполнение Вооруженными Силами РФ задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории России Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляют пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации посредством: применения вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз; использования формирований Вооруженных Сил Российской Федерации для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

Решение об использовании за пределами территории Российской Федерации формиро.

Решение об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, применяемых для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности, принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Читайте также: