Доклад на тему или по теме как правильно

Обновлено: 11.05.2024

Что такое доклад и что он дает ученикам и студентам?

Что собой представляет доклад, что должно быть в нем, как его оформить и презентовать — это самые популярные вопросы среди учащихся. Докладом является научно-исследовательская работа, внутри которой автор излагает суть проблемы, может использовать разные мнения и примеры, а уже после делится своей точкой зрения.

Если вы раздумываете над тем, как на компьютере создать такую работу, а также в какой программе его можно печатать, никаких ухищрений ждать не приходится. Электронный вариант создается при помощи офисной программы Ворд на персональном компьютере, также преподаватель может принято рукописный вариант.

Теперь поговорим о том, зачем нужен такой вид самостоятельной работы для студента. Проект на любую тему учит работать с разной литературой и источниками, грамотно анализировать информацию, выявлять актуальные проблемы и выражать собственное мнение на этот счет. Также ученик получает навыки построения плана, из чего состоит проект и презентации его перед публикой.

Требования к докладу

Подготовка доклада всегда требует от исполнителя максимальной самостоятельности и интеллектуального труда. Для начала продумывается вопрос, на какую тему можно написать научно-исследовательскую работу, после подбирается литература и информация, на основе этого составляется структура. Не менее важно знать основные требования к оформлению текста, чтобы по окончанию труда не пришлось редактировать все с самого начала.

Структура

План и структура – это схожие термины, но смысл немного иной. В первом случае речь идет о всех параграфах и подпунктах доклада, во втором – ключевые части, из которых собственно и состоит работа учащегося. Обязательными составляющими структуры будут:

  1. Вступление – приветствие слушателей и аудитории.
  2. Введение – краткий экскурс по предстоящему выступлению, стремление заинтересовать слушателей, формулировка актуальности темы, важности, цели и задач работы.
  3. Основная часть – студент рассказывает каждую часть проекта согласно плану, а именно, методики исследования, теорию, гипотезы, действия, благодаря которым были получены результаты. Возможно, у студента, есть новая информация, которую можно упомянуть на этом этапе.
  4. Заключение – автор коротко проходит по ключевым проблемам темы, задействованным методикам, демонстрирует результаты и итоги. После этого выступление считается оконченным.

Требования к оформлению по ГОСТу

Мало подготовит доклад, интересно преподнеси его в отношении к аудитории, передать содержание и итоге, преподаватель будет также оценивать правильность оформления и соответствие стандартам ГОСТ. А именно:

  • печатный или рукописный вид на листах формата А4;
  • печатная версия создается на компьютере при помощи программы Microsoft Word;
  • допустимый объем 5-10 страниц;
  • шрифт Times New Roman 12-14 кегля с выравниванием по ширине;
  • полуторный интервал;
  • нумерация страниц внизу с выравниванием по центру везде, кроме титульного листа и плана;
  • абзацный отступ от левого поля 2,25 см;
  • не менее 5-8 источников информации;
  • обязательны ссылки на первоисточники;
  • поля – левое 2,5 см, правое 1 см, нижнее и верхнее 2 см.

Несмотря на то, что нумерация страниц начинается с введения, при подсчете титульный лист и содержание обязательно учитываются. То есть, если вводная часть является 3 листом проекта, нужно начинать нумерацию с цифры 3.

Как следует писать доклад?

Как начать работу по докладу? Можете набросать шаблон, из чего должна состоять работа, а именно:

  • подбор темы по дисциплине, будь то по русскому языку, по литературе, по истории и др.;
  • подготовка источников и сбор сведений;
  • составление плана;
  • подведение итогов;
  • подготовка к дополнительным вопросам.

Практика показывает, что незнание, как составить план, становится фатальной ошибкой. Поэтому начните с этого пункта, одобрите примерную структуру проекта с преподавателем, а уже после этого приступайте к написанию основы.

Выбор темы

Чаще всего студентам предлагается несколько тем для проекта на выбор, реже преподаватель с учетом особенностей каждого учащегося индивидуально дает задания. Вот несколько ценных советов по подбору темы:

  1. Получите от преподавателя инструкцию, изучите задание, чтобы вникнуть в суть задания. Чаще всего в наставлениях уже будут указаны вопросы, которые необходимо осветить в докладе. Обязательно оцените то, какая аудитория предполагается для вашего выступления, это задаст правильный стиль изложения.
  2. Выбирайте ту тему для проекта, которая будет интересна и доступна для вас. Если преподаватель сам задал тему, найдите те вопросы для рассмотрения и решения, что были бы интересны аудитории и вам.
  3. Пусть тема будет оригинальной и захватывающей, с первых минут презентации завлекающая внимание аудитории. Важно, чтобы рассматриваемые вопросы не были рассмотрены другими студентами и их проектами.
  4. Если тема слишком сложная, поговорите с преподавателем для смены. Это лучше, нежели вы будете пытаться обуздать то, что вам не под силу.
  5. Используйте разные виды литературы – в интернете, учебники, научные статьи, методички и др. Но прежде всего, убеждайтесь в достоверности информации, прежде чем брать ее за основу.
  6. Делайте записи во время сбора информации, если вы использовали даже малейшую информацию, пометьте издание, год выпуска, автор, город издания, номер страницы. В конце вы с легкостью сможете составить список задействованных источников.

Подготовка к написанию доклада

В любом важном проекте весомым этапом исполнения является подготовка. Как готовить доклад:

  • продумайте стиль донесения информации до аудитории, чтобы привлечь и удержать внимание от начала до конца выступления;
  • заранее обозначьте правила оформления, пользуйтесь методичкой или положениями ГОСТ;
  • набросайте основные мысли на черновик, чтобы визуально оценить качество работы, а далее интересные мысли раскройте, аргументируйте, внесите свои предложения и методики по решению проблем.

По мере создания черновика вам станет гораздо проще составлять структуру своего исследования. Опирайтесь на общие положения и правила, исключая лишнее, но внося при этом важное.

Составление плана доклада

Если вы уже подготовили тезисы, вокруг которых будет крутиться исследование, можно переходить к следующей задаче – построение плана. Он зависит и от выбранной темы, и от выявленных проблем. План можете составлять:

  • линейным – от тезиса будет переход к аргументации и наоборот;
  • разветвленным – будет иметь описательный или аналитический характер.

Доклад структурируется по главам и параграфам (то есть сложный план). В оглавлении оформляются номера страниц, с них должен начинаться каждый пункт (глава, параграф, раздел или подраздел). Согласно ГОСТ глава всегда начинается с нового листа, названия и заголовки располагаются по центру строчки без точки в конце. Неуместными будут переносы слов и кавычки.

Рекомендации к написанию

Перед написанием исследовательского труда еще раз обозначьте для себя, что самые важные составляющие – это введение, тело и заключение, а уже после дополняется список литературы. Чтобы проще было составить первый и последний пункт, начните с основной части. А уже после вы наверняка поймете, как пишется вступление и итог.

Введения

  • тему;
  • цель;
  • предмет и объект;
  • задачи.

Хорошо, если во вступлении вы докажете актуальность рассматриваемого вопроса. Предлагаем для наглядного примера образец введения:


Основной части(тела) доклада

Тело исследовательского труда – это определение основной части, где должна быть представлена теория по заданной тематике, основная идея. Простым языком обозначается главный тезис и вокруг него строится структура. Например:


После теории обязательно приводится практическая составляющая, все зависит от специфики предмета, темы и рассматриваемой проблемы. Обычно это всевозможные формулы, таблицы, схемы, анализ данных или пробный анализ, а уже после итоги применяемых методик и действий.

Заключения

Соблюдая порядок структуры реферата (и любой другой работы студента), далее нужно подвести итоги по теоретической и практической части. Докладчик может уточнить тему, рассматриваемый период или проблему, выявленные особенности и недостатки, мысли и умозаключения, применимые методики и эксперименты.


Список литературы и источников

Не менее важным вопросом будет то, как делать список литературы. Практика показывает, что многие авторы допускают ряд ошибок именно в этом разделе. Сюда обязательно вносятся книги и учебники, электронные ресурсы, журналы, газеты и др., все то, что предоставляло сведения для автора.

Список источников составляется в алфавитном порядке, для этого придерживаются определенных правил оформления ГОСТ. Как это выглядит, можно увидеть на примере:


Наглядные пособия: как их сделать правильно?

Параллельно с готовящимся научно-исследовательским трудом учащегося составляются наглядные иллюстрированные материалы. Внести в него можно тезисно самое главное, например:

  • обобщения и выводы;
  • результаты авторского анализа;
  • вспомогательные иллюстрации;
  • методики и инструкции;
  • таблицы с цифровыми данными и др.

Образец плана доклада


Советы для выступающих перед аудиторией

Несмотря на то, что предполагается небольшой проект на свободную или заданную тему, большой трудностью для многих студентов становится не написание, а задача красиво выступить перед аудиторией. Предлагаем несколько ценных советов для грамотной презентации труда:

  • на выступление отводится 10-20 минут;
  • научные термины лучше знать наизусть, чтобы уметь расшифровать или ответить на вопросы преподавателей;
  • соблюдайте грамотность и последовательность изложения материала;
  • не проявляйте страх перед публикой, настраивайте себя на то, что к вам относятся дружелюбно;
  • преподносите информацию убедительно и уверенно, проявляйте осведомленность темой;
  • не тяните со словами, но и не торопитесь, оптимальная скорость чтения – 120 слов в минуту;
  • адекватно реагируйте на обсуждения, задаваемые присутствующими вопросы, значит, ваша тема жива и интересна.

Можете заранее потренироваться с выступлением перед своими друзьями, однокурсниками или родными.

Типичные ошибки

Чтобы подготовить проект на отлично, предупредите типичные ошибки, которые чаще всего допускает большинство студентов. Например:

  • небрежность в оформлении;
  • неправильный шрифт;
  • несоблюдение структуры, последовательности элементов плана;
  • нарушение норм составления списка литературы, цитирования;
  • несоответствие ссылок к списку литературы;
  • наличие цитат, идей, концепций и схем без ссылок на авторов;
  • отсутствие логики изложения;
  • использование вводных данных, что устарели (более 5 лет после публикации);
  • приведение информации, концепций, сведений, не относящихся к теме;
  • низкая уникальность текста;
  • безапелляционная критика теорий, концепций;
  • свободный неформальный стиль изложения.

Практика показывает, что успешность такого труда студента напрямую зависит от 3 ключевых критериев – грамотность, уникальность и академически стиль написания.

Заключение

В нашей статье вы узнали всю необходимую информацию о том, как правильно писать доклад. Для начала внимание уделяется требованиям к структуре и оформлению, далее можно ознакомиться с ценными советами о том, как выбирать тему и составлять план, из каких частей должна строиться структура. Обязательно прислушайтесь к советам, как выступать перед аудиторией и каких ошибок не стоит допускать. Можете скачать примеры работ по нужной дисциплине, чтобы использовать их в качестве шаблона.

За помощью в написании любых работ, рекомендуем обратиться к профи! Более 50 000 авторов готовы выполнить любую работу профессионально и быстро, некоторые типы работ можно получить уже в день обращения. Рассчитайте стоимость своей работы ->

Как правильно сказать: "Два года назад в прессе активно спекулировали на тему их развода" или "Два года назад в прессе активно спекулировали темой их развода"?

Ответ справочной службы русского языка

Глагол спекулировать в данном значении допускает два варианта управления, но здесь предпочтительно: спекулировали на теме.

Здравствуйте! Я давно воюю с отделом кадров на тему : "ознакомление под роспись". Подскажите какой-нибудь словарь или официальный документ, где чётко прописан правильный вариант (подпись, ознакомление с получением подписи работника).

Ответ справочной службы русского языка

Корректно ли сказать: "посмотреть видео на тему бактерий и вирусов"?

Ответ справочной службы русского языка

Сочетание стилистически небезупречно, его следует перестроить, например: посмотреть видео о бактериях и вирусах.

Добрый день! Завязалась дискуссия на тему : как пишется пословица "Не плюй в колодец (?) пригодится воды напиться". Какой знак должен быть вместо знака вопроса, двоеточие или запятая?

Ответ справочной службы русского языка

По основному правилу ставится двоеточие (поскольку во второй части содержится обоснование того, что говорится в первой части). На практике в таких случаях вместо двоеточия часто ставят тире.

Записаться на заседание "круглого стола" НА ТЕМУ или ПО ТЕМЕ

Ответ справочной службы русского языка

Лучше избегать таких конструкций. Возможны замены: круглый стол "Название"; круглый стол, посвященный вопросам (проблемам); круглый стол по вопросам и т. д.

Ответ справочной службы русского языка

Как верно: ДОКЛАД НА ТЕМУ ИЛИ ДОКЛАД ПО ТЕМЕ?

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день! Скажите, пожалуйста, нужно ли ставить двоеточие и кавычки в предложении: Сочинение на тему : "Кем я хочу стать, когда вырасту"?

Ответ справочной службы русского языка

Двоеточие ставить не нужно, а вот тему следует заключить в кавычки.

Как правильно? Вебинар на тему : "Актуальные вопросы. " или Вебинар "Актуальные вопросы. "

Ответ справочной службы русского языка

Возможны оба варианта, но в первом случае - без двоеточия.

Добрый день! Возник спор на тему определения правильной формы прилагательного. Например, если речь идет о женщине-тренере, то какой из вариантов будет правильный: "молодой тренер" или "молодая тренер"? Подскажите, пожалуйста, правило, которое регламентирует этот момент.

Ответ справочной службы русского языка

Какой знак препинания ставится после "пользователей" в нижеприведённом предложении? Под "специалистами" подразумеваются те же пользователи Спасибо "В рамках данного проекта со стороны локальных экспертов на тему ". " предусмотрено обучение пользователей Программы ". " специалистов секторов . ."

Ответ справочной службы русского языка

Перед словом специалистов следует поставить тире.

Просьба помочь разобраться в следующей ситуации: при оформлении Договора возникла дискуссия на тему окончания в причастном обороте. Цитата: "1.1. Стоимость услуг Исполнителя составляет 10 000 рублей. 1.2. Оплата стоимости услуг Исполнителя, указаннАЯ (указаннОЙ) в п. 1.1. Договора, осуществляется в течение 5 дней". В данном контексте в п. 1.1. Договора введено устойчивое выражение "стоимость услуг Исполнителя", в п. 1.2. должна быть ссылка именно на стоимость услуг, поскольку об оплате в п. 1.1 речь не идет. При этом причастный оборот относится к основному слову - СТОИМОСТИ. Стоимости (какой?) указанной. Правильно ли окончание "указанной" в данном предложении?

Ответ справочной службы русского языка

Да, Ваша логика верна. Правильно: Оплата стоимости услуг Исполнителя, указанной в п. 1.1. Договора.

Ответ справочной службы русского языка

1. Точка необходима.

2. Знак вопроса необязателен.

Обратите внимание: запятая перед и в названии темы не нужна.

Какой предлог правильно употребить в словосочетании: "доклад по теме" или "доклад на тему "? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, правило на тему склонения сложных слов типа торт-мороженое, диван-кровать и т.д.

Ответ справочной службы русского языка

Спасибо за пояснение! Общепринятое название должности: главный конструктор темы.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно: Главный конструктор темы или главный конструктор ПО теме ? Какое правило сюда подходит? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Не можем дать точный ответ, так как не вполне ясно, что имеется в виду. (Главный конструктор — это должность, программное обеспечение, игра? О какой теме говорится в вопросе?)

Записаться на заседание "круглого стола" НА ТЕМУ или ПО ТЕМЕ

Ответ справочной службы русского языка

Лучше избегать таких конструкций. Возможны замены: круглый стол "Название"; круглый стол, посвященный вопросам (проблемам); круглый стол по вопросам и т. д.

Здравствуйте.Как склоняются составные иностранные женские фамилии?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос слишком обширный. Склонение зависит от происхождения фамилии, конечных букв каждой части и т. д. Общие правила склонения фамилий и список справочников по теме Вы найдете в "Письмовнике".

Как верно: ДОКЛАД НА ТЕМУ ИЛИ ДОКЛАД ПО ТЕМЕ ?

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, в каком случае тему урока при написании конспекта урока, надо писать в кавычках. Например, надо ли ставить кавычки в данном случае: тема урока "Ручная дрель", или урок по теме "Ручная дрель".

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: тема урока - ручная дрель; урок по теме "Ручная дрель".

Добрый день! Пролистал все ответы по теме "двоеточие", но на свой вопрос ответ не нашел. Поэтому прошу разъяснить следующее. В предложениях: . приехало 500 иностранцев, из них (варианты: в том числе. из которых. ) 100 граждан Узбекистана, 100 - Казахстана, . (перечисление). Или похожее предложение: . приехало 500 иностранцев, из них (варианты: в том числе. из которых. ) 100 узбеков, 100 - казахов, . (перечисление).. Или другое похожее предложение: . совершено 100 правонарушений, из них (в том числе. из которых. ) 3 по статье 18, 4 - по статье 19, 5 - стать 25. Всё время писал в таком виде, но, перейдя на новое место работы, столкнулся, что после "из них", "в том числе" "из которых" ставят двоеточие. И уверяю, что так правильно, потому что перечисление. Прошу рассудить нас и разъяснить как правильно. Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В текстах деловых и научных двоеточие может ставиться перед перечислением даже при отсутствии обобщающего слова. Если тексты не принадлежат к этим стилям, двоеточие не ставится.

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, вопросы по оформлению делового письма: 1. Равнозначны ли выражения "Здравствуйте, Иван Иванович!" и "Уважаемый Иван Иванович!" при написании делового письма. Эти обращения пишутся слева с красной строки или по центру? 2. Согласно правилу, после запятой пишем со строчной буквы. Тогда верно ли, что текст письма будет выглядеть следующим образом (смущает начало абзаца со строчной буквы): Уважаемый Иван Иванович, высылаю материалы по теме . 3. Если в случае употребления фразы "Уважаемый Иван Иванович!" в начале письма рекомендуется заменить завершающую фразу "С уважением. " на что-то другое, то, подскажите, пожалуйста, наиболее нейтральное или даже универсальное и в то же время уважительное синонимичное выражение. Ведь "Жду Вашего ответа", "Удачи" и т.д. далеко не всегда соответствуют ситуации общения. Заранее благодарю за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

1. Эти выражения не равнозначны. В деловой переписке более употребительна этикетная формула со словом "уважаемый".

2. Все верно. Но употребительнее - восклицательный знак после этикетной формулы и абзац с прописной буквы.

3. Можно просто не писать "с уважением".

Коллектив портала "Gramota.ru", здравствуйте! У меня назрел-таки давно волнующий меня вопрос согласования глагольной формы со сложными (в том числе дробными) числительными. Я внимательно изучила информацию по теме http://new.gramota.ru/spravka/letters/64-bolshinstvo. Но вопрос касаемо дробных числительных для меня остается открытым, думаю, не только для меня. Такие вот примеры. 1). "В 2016 г. в выполнении научных исследований и разработок на возмездной основе участвовалО/И 58,2 тыс. сотрудников." (Если бы было только 58 человек, то ставим "О", но здесь нюанс: есть 2 десятые и тысячи. С чем согласовывать?) 2). "В 2016 г. в вузах и научных организациях Минобрнауки России обучалОсь/обучалИсь/обучалАсь 51,7 тыс. аспирантов, из них в очной аспирантуре обучалОсь/обучалИсь/обучалАсь 42,1 тыс. чел." (Здесь "51 целая", но есть еще и "7 десятых тысячи". Тогда "обучалИсь"? Далее " 42 целых и одна десятая тысячи". Тогда уже "обучалАсь"?) 3). "По очной форме обучения проходилИ/О/-/А подготовку 1580,1 тыс. студентов." Здесь уже "1 миллион 580 целых и 1 десятая тысячи". Тут как быть? К чему привязываться? И еще один интересный аспект: согласование причастия со сложным числительным:" В 2016 г. при вузах функционировалО 2354 малых предприятия, соданнЫХ/ЫЕ в форме хозяйственных обществ и партнерств." Здесь ". четыре малых. созданнЫХ" или "четыре. предприятия, созданнЫЕ?" С чем согласовывать. Помогите, пожалуйста, разобраться! Замучилась с такими случаями. Прошу также ссылку на какие-либо достоверные источники по этим вопросам. Непременно надо внести ясность.

Ответ справочной службы русского языка

На согласование счетного оборота со значением определенного количества со сказуемым влияет множество различных факторов. В приведенных контекстах возможно согласование и в ед., и во мн. числе. Ср. примеры из справочников: В университете учится 28 тысяч студентов и Сто наших студентов отправятся в этом году на стажировку за рубеж. Особенности согласования с подлежащим – дробным числительными в справочниках не описаны, поэтому можно руководствоваться такими общими рекомендациями. Форма ед. числа подчеркивает общее количество лиц, совокупность предметов, указывает, что они испытывают какое-то воздействие, состояние; ед. число сказуемого акцентирует внимание на количестве предметов или лиц, о которых идет речь. При форме мн. числа выделяются считаемые лица и предметы как производители действия, подчеркивается отдельность предметов или лиц, указанных в подлежащем, раздельность совершения ими действия.

В предложении В 2016 г. при вузах функционировало 2 354 малых предприятия, соданнЫХ/ЫЕ в форме хозяйственных обществ и партнерств возможны обе формы причастия. В справо чниках указано, что определение (обычно обособленное), стоящее после счетного оборота с числительным 2, 3, 4 или оканчивающимся на 2, 3, 4, чаще ставится в форме им. падежа мн. числа, однако форма род. падежа не запрещается.

Скажите, как правильно расставить знаки препинания в следующем предложении - Автобус был оснащён микрофоном и каждый руководитель школьного музея по ходу движения транспорта рассказал о своей работе по теме семинара.

Ответ справочной службы русского языка

Верная пунктуация: Автобус был оснащен микрофоном, и каждый руководитель школьного музея по ходу движения транспорта рассказал о своей работе по теме семинара.

С точки зрения стилистики предложение небезупречно, рекомендуем избавиться от канцелярских оборотов.

Добрый день. Скажите, пожалуйста, правильно ли расставлены запятые в следующем предложении: Прошу Вас в срок до 2 сентября 2016 года подготовить информацию по теме встречи для подготовки доклада главы управы? Не нужно ли выделить запятыми " в срок до 2 сентября 2016 года?"

Ответ справочной службы русского языка

Для постановки запятых нет оснований, пунктуация верна. Рекомендуем перестроить предложение так, чтобы в нем не встречались два однокоренных слова (подготовить и подготовка).

Какой предлог правильно употребить в словосочетании: "доклад по теме " или "доклад на тему"? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день! Подскажите пожалуйста, как правильно писать: было подготовлено занятие по теме или на тему?

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова мизер (существительное):

Ассоциации к словосочетанию «доклад на тему»

Синонимы к словосочетанию «доклад на тему»

Предложения со словосочетанием «доклад на тему»

  • После их доклада на той стороне стала наблюдаться нервная активность.

Сочетаемость слова «доклад»

Сочетаемость слова «том»

Значение слова «доклад»

Значение слова «тот»

ТОТ , того́, м.; та, той, ж.; то, того́, ср.; мн. те, тех; мест. 1. указательное. Указывает на предмет, более отдаленный в пространстве, чем другой подобный (обычно парный) предмет; противоп. этот (в 1 знач.). На той стороне улицы. По ту сторону забора. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «тот»

  • Если мы любим кого-нибудь, то мы стараемся сделать для него все, что только в наших силах…

Дополнительно

Значение слова «доклад»

Значение слова «тот»

ТОТ , того́, м.; та, той, ж.; то, того́, ср.; мн. те, тех; мест. 1. указательное. Указывает на предмет, более отдаленный в пространстве, чем другой подобный (обычно парный) предмет; противоп. этот (в 1 знач.). На той стороне улицы. По ту сторону забора.

Предложения со словосочетанием «доклад на тему»

После их доклада на той стороне стала наблюдаться нервная активность.

Если бы коммуникации уделяли больше внимания – читали вслух, делали импровизированные презентации на самые разные темы, запланированные доклады на темы, обсуждаемые в прессе и на школьных уроках, то у всех у нас без исключения развилась бы способность к публичным выступлениям.

Читайте также: