Древнерусское зодчество внешний вид и духовный смысл православного храма доклад

Обновлено: 02.07.2024

Духовное краеведение Подмосковья
Древнерусское зодчество:
внешний вид и духовный смысл
православного храма
Презентация к уроку № 10.
Презентацию выполнила
Учитель географии и краеведения
МОУ СОШ № 11 г. Серпухова
Кириллина Н.В.

Храм – это дом, посвященный Богу, в который люди приходят, чтобы молиться.
Храм соединяет в себе мир земной и Небесный.
Купола храма – гигантские свечи, устремлённые в небо.
Барабан
Кокошники
Звонница
Закомара
Алтарь
Паперть
Апсиды

Христианские зодчие строили храмы, похожими на базилику (корабль),
ведь церковь подобна кораблю, плывущему по бурным волнам моря жизни.
БАЗИЛИКА (от греч. basilike - царский дом), прямоугольное в плане здание,
разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части
ИЛИ
Похожими на ротонду (круг) или крест.

Иконостас
Иконостас - алтарная перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма.
Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти.

Горящая свеча в храме символизирует молитву.
Лампада означает собой свет Новозаветного Евангельского учения, который
освещает наши жизненные стези в непроглядном мраке земного существования.
Вместе со светом зажженная свеча излучает тепло, которая символизирует
теплоту нашей молитвы и нашей любви к Тому, ради Кого мы ее зажигаем.
Кроме этого, зажженная свеча или лампада является материальной жертвой
(она ведь стоит денег), которая, соединившись с искренней и теплой молитвой,
имеет перед Богом немалое значение.
Колокольный звон – это выражение молитв христиан, в которых они каются,
радуются и прославляют Бога.
Ладан - это смола очень редкого дерева, произрастающего в Аравии в Восточной
Африке и Индии.
Храмы расписываются по определённым правилам – канонам.
В куполе – Христос Вседержитель;
Над алтарём – Богородица;
В верхней части храма – святые и пророки;
В средней – сюжеты Евангелия, рассказывающие о земной жизни Христа;
Внизу – мученики, святители, цари и святые Церкви.
Над Горним местом – икона Спасителя.

Главное богослужение в православном храме называется Литургией.
Во время Литургии совершается таинство Причащения (Евхаристия),
установленное Иисусом Христом во время Тайной Вечери.
Лебедев Клавд. Вас.
Причащение народа.
XIX в.

Вариант 1 – 4
1. Что символизирует в храме горящая свеча и колокольный звон?
2. Считается, что православные храмы имеют трёхчастное
внутреннее строение. Назовите каждую часть храма.

Вариант 1
3. Что такое храм в понимании христиан?
Вариант 2
3. Что символизирует купол храма изнутри?
Вариант 3
3. Что находится в алтаре храма?
Вариант 4
3. Как называется место в храме, где находятся молящиеся люди?

Вариант 1
4. Какая часть православного храма называется закомарой?
Вариант 2
4. Какая часть православного храма называется барабаном?
Вариант 3
4. Какие части православного храма называются кокошниками?
Вариант 4
4. Какая часть православного храма называется апсидой?

Вариант 1
5. Какие храмы называют базиликами, а какие ротондами?
Вариант 2
5. Как называют главное богослужение в храме?
Какое Таинство совершается во время него и
кем оно было установлено?
Вариант 3
5. Назовите каноны, по которым расписываю храмы внутри?
Вариант 4
5. Где в храме размещается иконостас?
Что называют иконостасом? Что символизирует иконостас?

Вариант 1
6. Каковы особенности храмового зодчества XV века?
Вариант 2
6. Каковы особенности храмового зодчества XVI века?
Вариант 3
6. Каковы особенности храмового зодчества XVII века?
Вариант 4
6. Что означает различие в количестве куполов над храмами?

Цель урока: познакомиться с отражением основных догматов христианства в памятниках зодчества, раскрыть смысл внешнего и внутреннего устройства православного храма.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Слайд 1)

Учитель объявляет тему урока, цели и задачи урока.

Работа в тетрадях: запись темы урока (слайды 2-5)

II. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос (по вопросам с. 69., учебник Духовное краеведение Подмосковья, автор Л.Н. Антонова) (слайды 6-7)

III. Изучение нового материала.

Архитектурные памятники христианской православной культуры привлекают к себе внимание не только внешней красотой форм. Они позволяют узнать о красоте духовного мира мастеров, их создавших.

В прошлой теме мы начали разговор о символике христианского искусства. Если говорить о православном храме, то и в его архитектуре мы найдем много символичного, такого, что расскажет нам о христианстве. (Слайд 8)

Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.
К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый.
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает.
(А.К. Толстой)

(Слайд 9)

Храм – дом Бога на земле. (Слайд 10 )

Христиане приходят в него для того, чтобы молиться (обращаться к Богу). В христианском понимании, храм соединяет в себе мир земной (людей) и Небесный. Как здание священное, храм отличается от обыкновенных зданий и внешним видом. Каждая деталь имеет глубокий смысл и значение. (Слайд 11)

Храм строится в виде:

  • креста – символ Бога
  • круга – символ вечности
  • восьмиугольника – символ путеводной звезды

Крест – связь небесного и земного пространства. Купол – символ неба, пламя горящей свечи.

Посмотрите на слайд, вы видите части православного храма (слайд 12).

  • Барабан – верхняя часть здания, которая увенчивается куполом.
  • Закомара – полукруглая часть верхней стены под куполом.
  • Кокошники – похожие на закомары декоративные украшения.

(слайд 13)

  • Апсида – полукруглая часть храма, где размещается алтарь.

(зарисовывают в тетрадях по шаблону и подписывают название частей храма).

Самостоятельная работа. А теперь посмотрим, как вы запомнили внешние части православного храма (у учащиеся на столе православный храм и название частей храма, необходимо разложить их в соответствии).

(слайд 16). Здания храмов завершаются куполом, который символизирует небо, куда должны обращаться все мысли и чаяния верующих.

Купол православного храма заканчивается главою, на которую ставится восьмиконечный православный крест.

Особенностью храмостроения на Руси является многоглавие. Количество куполов на храмах символично, от одного до семидесяти. Например, 1 – символизирует Единого Бога, 3 – Святую Троицу, 4 – хевангелистов, 5 – Спаситель и четыре евангелиста, 7 – семь таинств Церкви, 9 – по числу ангельских чинов, тринадцать – Христос и двенадцать апостолов. Число глав может доходить до тридцати трех – по числу лет земной жизни Спасителя.

(слайд 17) Крест играет важное значение в жизни христиан, вознесенный на куполах храмов, является христианским символом Божественного искупления, Крестной Жертвы, принесенной за человека, символизируя радостную весть, что через Крестную Жертву Иисуса Христа всем людям открыта дверь на Небо.

А теперь мы совершим с вами путешествие в храм. Давайте посмотрим на схему внутреннего устройства храма (слайд 18). Храм состоит из трех частей:

  • притвор,
  • средняя часть,
  • алтарь.

(слайд 19) Поднявшись по ступеням храма, мы попадаем в притвор. Здесь в древние времена стояли некрещеные люди (не христиане), которые готовились еще к принятию Крещения. Часто над притвором расположена колокольня.

(слайд 20) Посмотрите какая необычайная красота и тишина встречает нас при входе в храм, всюду нас окружают изображения ангелов и святых, которые смотрят на нас с фресок – изображение на стенах. Теплым золотистым сиянием свечей и разноцветными огоньками лампад (масляных светильников) освещаются иконы с образами.

Проходим дальше и попадаем в среднюю часть храма (слайд 21). Средняя часть – чувственный мир. В ней стоят верные, которые при восприятии божественной Благодати – изливаемой в Таинствах – становятся освященными, причастниками Царства Божия.

Солея – возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в христианском храме. Кроме того сам алтарь находится на возвышении и таким образом солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решёткой.

В Русской Православной Церкви выдающаяся часть солеи перед Царскими вратами называется амвоном. На концах солеи располагаются клиросы. Солея служит как бы просцениумом для богослужения.

Храм Божий – небесный островок на грешной земле (слайд 22). В алтаре помещается божественное начало. В средней части храма – начало человеческое, входящее в теснейшее общение с Богом. Алтарь получил значение верховного неба, "Неба Небесе", где пребывает только Бог с небесными чинами. Средняя часть храма означает частицу обновленного мира, новое небо и новую землю. Обе эти части друг с другом взаимодействуют: алтарь просвещает и руководит второй. При таком их соотношении восстанавливается нарушенный грехом порядок Вселенной.

Самое большое количество икон можно увидеть в иконостасе (слайд 23).

Иконостас – перегородка, которая отделяет алтарь от средней части храма.

Иконостас не просто стена (перегородка), на которой размещаются иконы, он символически (незримо) соединяет земной мир и Царство Небесное. Если мы приблизимся к иконостасу, то нам приоткроется мир Небесный. Иконы Иисуса Христа, Матери Божией, святых апостолов, пророков, христианских праздников расположены в иконостасе рядами.

(слайд 24) Иконостас показывает становление и жизнь Церкви во времени. Иконостас состоит из нескольких рядов икон, расположенных в определенном порядке.

Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого.

Праздничный ряд (слайд 27) Третий ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.

Деисусный ряд (слайд 28) Четвертый, деисусный (или по-другому деисисный)

Местный ряд (слайд 29) Нижний ярус или ряд называется местным, потому что в нем помещается местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого освящен храм. В центре этого ряда Царские ворота, слева – икона Богородицы, справа – икона Спасителя.

За иконостасом расположен алтарь – главная часть храма (слайд 30), являет собой образ Рая, духовного мира, божественную сторону во Вселенной.

В нем находится Горнее место и Святой Престол. Престол – стол, находящийся посередине алтаря, на котором совершается таинство Святого Причащения.

Для христиан – это места особого присутствия Божиего. За престолом – запрестольный крест и семисвечник.

Алтарь символизирует собой Царство Небесное. Также в алтаре стоит жертвенник. На нем находятся предметы, необходимые для совершения церковной службы.

Службу совершают священнослужители. Священники входят в алтарь через специальные двери, устроенные в иконостасе (слайд 32). Иконостас имеет трое врат. Центральные, самые большие, называются Царскими Вратами. Они называются так потому, что через них невидимо выходит к нам Сам Царь Славы, Господь Иисус Христос, в чаше со Святыми Дарами. В Царские врата никому, кроме священнослужителей, входить не разрешается. Царские Врата обычно пышно украшаются резьбой росписью: иконами четырех Евангелистов и Благовещения Пресвятой Богородицы. Над ними помещаются изображения Тайной вечери.

(слайд 33) Завершается иконостас крестом или иконой Распятия (так же в форме креста).

Иконостас отделяет алтарь от четверика (слайд 34). Четверик – это место, где собираются молящиеся люди. Он знаменует собой земной мир.

Храмы украшаются росписями и расписываются по определенным правилам (канонам). В куполе храма – Христос вседержитель (слайд 35), над алтарем – Богородица, (слайд 36) в верхней части храма – святые и пророки, в средней – сюжеты Евангелия, рассказывающие о земной жизни Спасителя, (слайд 37) внизу – мученики, святители, цари и святые Церкви. А над горним местом размещается икона Спасителя. (слайд 38)

В православном храме звучат молитвенные песнопения. При богослужении в православном храме используется колокольный звон как выражение молитв христиан, в которых они каются, радуются и прославляют Бога. Колокола размещаются на колокольне (или звоннице). Звонить на колокольне в колокола может только звонарь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема 11. Древнерусское зодчество: Внешний вид и духовный смысл православного храма.

Цели и задачи:

Познакомить учащихся с языком (средствами) православной культуры, как способами выражения православной духовности.

Сообщить новые сведения о внешнем и внутреннем устройстве православного храма;

Показать историю возникновения храмовой архитектуры Древней Руси;

Рассказать о символизме форм христианских храмов;

Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся;

Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Продолжить формирование умений работать с текстом.

Продолжать знакомить учащихся с историей христианской культуры и историей своего государства;

Показать, что история распространения христианства на Руси неразрывно связана с историей государства.

Способствовать уважительному отношению к святыням родной земли;

Воспитывать чувства патриотизма.

Основные понятия: базилика, ротонда, крест, купол, барабан, апсида, закомара, кокошники, портал, неф, придел, притвор, жертвенник, престол, диаконник (ризница), иконостас, паперть, солея, амвон, клирос, Царские врата, Северные врата, Южные врата, икона Богородицы, икона Спасителя, храмовая икона, местный чин, праздничный чин, деисусный чин, пророческий чин, праотеческий чин, четверик, Литургия, Евхаристия, благовест, перезвон, трезвон, набат,

византийский стиль, Владимиро-Суздальская архитектурная школа, Новгородская архитектурная школа, восьмерик на четверике.

Оргмомент. (2мин.)

Проверка готовности к уроку

Повторение пройденного материала

Выполнение задания в презентации

hello_html_a8d554b.jpg

Христианское искусство изначально было символичным. В период гонений на христиан молчаливость символа придавала искусству скрытность, делала его потаённым сокровищем. Символичность и каноничность проявилась и в зодчестве, тема урока:

Изучение нового материала. (25мин.)

Строение и духовный смысл православного храма.

Трёхчастное строение храма

В христианском понимании, храм соединяет в себе мир земной и небесный.

Типы христианских храмов

Христианские зодчие строили храмы, похожие на базилику (корабль), крест или ротонду (круг).

Базилика - прямоугольное в плане здание, разделенное рядами колонн или столбов на нефы, где средний неф выше боковых и заканчивается полукруглой апсидой.

Базилика - символ корабля, плывущего по волнам моря жизни.

Ротонда – символ вечности церкви.

Крест – символ крестной жертвы.

Крестово – купольный тип храма

На месте пересечения сводов расположен световой барабан, увенчанный куполом.

Внешнее устройство храма

Крест – главный символ христианства.

Купол – сводчатое перекрытие в виде свечи, символа молитвы.

Барабан – часть здания, несущая купол.

Апсида – выступ в восточной части храма, в котором размещается алтарь.

Закомара – полукруглое завершение внешней части свода.

Кокошники – декоративные украшения, похожие на закомары.

Портал – красиво оформленный вход в храм.

Виды куполов

Полукруглый ( заимствован из Византии)

Шлемовидный ( Духовное воинство)

Луковичный ( Молитвенная свеча)

Один – единство бога.

Два – проявление двух начал: божественного и человеческого.

Три – как ипостаси (сущности) Бога.

Пять , как Христос и четыре Евангелиста.

Семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

Девять глав (девять чинов Ангельских);

Тринадцать , как Христос и двенадцать апостолов.

Внутреннее устройство храма

hello_html_203ecb32.jpg

Неф – часть храма, отделенная от других, столбами или колоннами.

Придел – дополнительное помещение.

Притвор – западная часть храма, его преддверие.

Жертвенник – возвышенное место для жертвоприношения.

Диаконник (ризница) – расположен справа, помещение для хранения утвари.

Иконостас – алтарная перегородка, состоящая из нескольких рядов икон.

Паперть - площадка перед входом в церковь.

Солея – возвышение перед иконостасом.

Амвон – выступ в центре солеи.

Клирос – место для певчих, по бокам солеи.

Традиционное устройство иконостаса

hello_html_1f0152e9.jpg

Северные Врата

Храмовая икона Чины (ряды)

Иконостас отделяет алтарь от четверика.

Четверик – место для молящихся людей.

За иконостасом расположен алтарь – главная часть храма , в котором расположен престол, который символизирует собой Царство Небесное . В нем находится Горнее место, Святой Престол и Жертвенник.

Колокольный звон

Благовест – звон в один колокол.

Перезвон – попеременные удары в разные колокола.

Трезвон – радостный звон во все колокола.

Набат – тревожный звон в один большой колокол.

История древнерусского зодчества.

Византийский стиль.

Вместе с православием Русь приняла от Византии образцы церковной архитектуры.

В 11 веке были построены Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке . Это были большие многоглавые храмы.

Формирование древнерусского архитектурного стиля.

С 12 века , в период раздробленности на Руси формируются самостоятельные архитектурные школы.

Владимиро-Суздальская архитектурная школа . Небольшие, стройные, изящные храмы с обилием резьбы и наличием аркатурного пояса .

Новгородская архитектурная школа . Мощные, тяжелые храмы, образ богатыря.

В 15 веке столицей становится Москва .

Успенский собор Московского Кремля . За образец был взят Успенский собор во Владимире.

Троицкий собор Троице – Сергиевой лавры . Сохраняет в себе черты владимирской архитектуры.

Шатровый тип храма

Церковь Вознесения в Коломенском . Первый шатровый храм. Построен в честь рождения Ивана Грозного.

Нарышкинский стиль (Московское барокко)

В 17 веке патриарх Никон провел реформу, запретив строительство неканонических шатровых храмов, утвердил традиционное пятиглавие , но они так полюбились людям, что их стали использовать в строительстве звонниц.

Церковь Троицы в Никитниках.

Так к концу 17 века появился новый смешанный архитектурный стиль – Нарышкинское барокко.

Этот стиль стал переходным, на нем заканчивается история древнерусского зодчества и начинается архитектура Нового времени.

5. Закрепление изученного материала (5 мин.)

1. Назовите три части православного храма

2. Что такое храм в понимании христиан?

3. Какие храмы называют базиликами, а какие ротондами?

4. Что находится в алтаре храма?

5. Как называется место в храме, где находятся молящиеся люди?

6. Почему тип храма называется крестово – купольный? Что стало для него основой?

7. Как называют главное богослужение в храме?

8. Какое Таинство совершается во время него и

кем оно было установлено?

9. Что символизирует количество куполов (1, 2, 3, 5, 7, 9, 13)?

10. Объясните термины: благовест, трезвон, перезвон, набат.

11. Назовите основные части православного храма.

12. Расскажите о внутреннем устройстве храма.

14. Расскажите о традиционном устройстве иконостаса.

15. Расскажите о истории древнерусского зодчества.

Подведение итогов. (1 мин.)

Сегодня на уроке мы с вами узнали об основных положениях православия. Что нового вы узнали на уроке? Что вызвало затруднение?

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Министерство образования Российской Федерации

Московский Государственный институт электроники и математики

Реферат на тему:

Выполнил: Беляковская Н.А

Преподаватель: Миловидов В.Ф.

Подобно тому, как существует двоякое отношение к Библии, или, например, к Корану (они в религиозном обиходе служат утверждению веры, а для науки являются отражением исторически пройденных этапов человеческой культуры), так имеются и два противоположных мнения о культовых сооружениях: для церковников они вызывают мистический трепет святилища, для обывателей и ученых они имеют значение памятников истории и архитектуры.

Строительство православных храмов в средневековой Руси началось с момента принятия христианства в 988 году и на первых порах велось под руководством мастеров, использовавших многовековые традиции византийского храмостроения. Восточная греко – православная церковь всегда отличалась наибольшей традиционностью. Религиозное по назначению искусство Византии, и в частности храмовое зодчество, было целиком подчинено строгим канонам, сформировавшимся тысячу лет назад.

Критерием каноничности любого произведения искусства считалась мера выражения в нем той или иной истиной вселенской церкви, причем это выражение, по мнению церковных сановников, не должно ни в какой мере зависеть от условий времени и места, то есть от конкретных исторических условий.

Требования культовых функций храмов состояли в том, что должна была быть обеспечена архитектурно – пространственная связь и в то же время проходить граница между сакральной частью храма (святилищем, алтарем) и местом, предназначенным для паствы; должно быть обеспечено место как для религиозной проповеди священнослужителя, так и для какого – либо приобщения к нему верующих, для групповых обрядов так и для индивидуальной молитвы.

Очень специфичны, избирательны, нормативны, каноничны были функции, связанные с религиозной проповедью и церковными обрядами.

До XVII века на Руси не было традиций создания монументальной скульптуры для увековечивания исторических событий или памяти выдающихся деятелей. Роль таких памятников выполняли архитектурные сооружения и чаще всего – храмы. Таков, например, Троицкий собор Троице- Сергиевой лавры, возведенный как гробница сыгравшего исторически положительную роль в истории нашей страны Сергия Радонежского. Это величественный мавзолей XV века, в котором все особенности архитектурного построения, включая наклонные стены, направлены на то, чтобы подчеркнуть монументальность, незыблемую, вечную устойчивость Руси.

Памятником своей эпохи является величественный башнеобразный объем церкви Вознесения в Коломенском. Здесь содержится композиция из нескольких столпообразных объемов, которую создадут четверть века спустя гениальные авторы покровского собора на Красной площади в Москве. Ряд особенностей этих храмов: и затесненное внутреннее пространство, и отсутствие фресковых росписей, и относительно скромное убранство иконостасов – все говорит о том, что храмы эти созданы не только для молитв, но и как воплощение народной памяти.

И это вполне естественно. Например, Церковь Вознесения построена в связи с рождением наследника престола – сына Василия III – будущего Ивана Грозного, а Покровский собор был призван увековечить своими башнями отдельные героические эпизоды взятия Казани. Обыкновенно каждый храм мемориального характера посвящался празднику того святого, в день поминовения которого произошло то или иное событие. И казанская победа молодого царя, совпавшая с днем Покрова пресвятой Богородицы, наполнила этот традиционный для Руси праздник новым, патриотическим и государственным содержанием, далеко выходящим за пределы чисто религиозного поклонения.

Однако чаще всего в образности культовой архитектуры происходило невероятное, казалось бы, смешение небесного и земного, религиозных сюжетов и человеческих страстей. Вот поэтому наличествующие в культовой архитектуре религиозные идеи часто довольно уверенно и свободно перетолковываются на вполне светский, земной лад. Кроме того, в образном строе культовых сооружений зодчими (нередко вопреки желаниям, а иногда и с благословления церковников) воплощались и вполне мирские, земные художественные идеи, формы, образы, отражавшие исторически сложившиеся общественные отношения своей эпохи и многообразные функции самих храмов. Так, исключительно сильный образ храма Вознесения в Коломенском выражает и гражданские идеи возвышения Русского государства. Да и служил сам этот храм как бы тронным залом царя в его подмосковной усадьбе и даже местом, где он наблюдал военные игры. Жизнеутверждающий и оптимистический образ этого храма передает мощное и энергичное вознесение государственного могущества и народного патриотического духа, мужавшего в битвах и трудах Русского государства.

В культовой архитектуре всегда в большей или меньшей степени сказывается местные, областные, народные, национальные черты, уходящие корнями глубоко в толщу народного искусства, народной архитектуры. В архитектуре христианских стран в культовом зодчестве – особенно на ранних его этапах – проступает более или менее явственно народная основа. Здесь можно вспомнить символику и тематику резных белокаменных рельефов на стенах владимиро-суздальских храмов: рельефы очень далеки от требований христианского канона и воплощают некоторые народные представления о прекрасном, живущие в массах почти независимо от религиозных верований, а часто вопреки господствующей религиозной идеологии.

Сказочное богатство форм, любовь к расцвеченному, непростому, замысловатому – это черты живого народного творчества, своеобразно сказавшиеся в церковном строительстве на Руси.

Как возникла крестово-купольная система, у кого учились древнерусские зодчие, из каких материалов строились храмы, как они устроены внутри и снаружи и, наконец, где можно увидеть хорошо сохранившиеся образцы древнерусской храмовой архитектуры

1. Как храм устроен внутри

Композиция развивается с запада на восток, от входа — к алтарю. Она символи­зи­рует путь, который должен пройти христианин, чтобы соединиться с Богом. Первое помещение, притвор (в западной традиции — нартекс), означает мир, еще не обновленный, лежащий во грехе. Во время службы здесь стоят верую­щие, отлученные от причастия и находящиеся под епитимьей, а также огла­шенные — только готовящиеся принять крещение. Далее следует основной объем, неф, — символ Ноева ковчега и святилища скинии. Это место, где обре­тают спасение крещеные миряне, допущенные к причастию. Наконец, самая важная часть храма, доступ в которую для большинства людей ограничен, — алтарь с престолом. Там происходит главное событие литургии — хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа.

2. Как храм выглядит снаружи


Успенский собор Московского Кремля Иллюстрация Галины Кребс

3. Как устроен иконостас

4. Что находится за иконостасом


Престол Иллюстрация Галины Кребс

Как уже говорилось, иконостас закрывает от взглядов мирян самую важную часть храма — алтарную. Когда открыты Царские врата, за ними можно уви­деть престол — освященный стол, покрытый специальными тканями, в том числе антиминсом Антиминс — плат с вшитыми частицами святых мощей. , на котором стоят священные предметы для богослу­жения. Вдоль стены апсиды тянется ступенчатая скамья с горним местом (обычно епископским креслом) посередине. Такая же полукруглая скамья, кафедра, использовалась в Древнем Риме в судебных базиликах. Царские вра­та — не единственные проходы. Справа и слева от них находятся диаконовские двери. Северная ведет в жертвенник — пространство, где у стены расположен еще один стол, тоже называемый жертвенником. На нем готовят дары для та­инства причащения: хлеб и вино, которые становятся телом и кровью Иисуса Христа. За южной дверью помещается диаконник — помещение для хранения церковной утвари и одеяний.

5. О чем рассказывают мозаики и росписи


Отечество. Купол Архангельского собора Московского Кремля Иллюстрация Галины Кребс

6. Как возникла крестово-купольная система


Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском Иллюстрация Галины Кребс

Первыми строителями и учителями местных мастеров стали византийцы и умельцы из стран, находившихся под влиянием Константинополя. В Во­сточно-Римской империи (то есть в Византии) к концу первого тысячелетия нашей эры уже сложился тот тип православного храма, который и сегодня является основным в восточнославянских землях, — с вписанным крестом в плане, с куполами под главками, поднятыми на барабанах, и с крестово-купольной конструкцией. Такие храмы восходили к еще более древнему типу зданий — римским базиликам, большим крытым форумам. Именно базили­ку — продолговатое здание, предназначенное для судебных заседаний, где кресло судьи помещалось в специальной полукруглой пристройке-апсиде, — взяли за образец христиане первых веков, когда им разрешили строительство собственных сакральных сооружений.

7. Как строились древнерусские храмы

Всего за первые сто лет после крещения Киевская Русь вырастила собственных зодчих, умевших обжигать кирпич и выкладывать из него стены, арки и своды. Практически сразу облик храмов — даже тех, что строили греки, — стал отли­чаться от византийских образцов. Он стал более целостным: элементы визан­тийских церквей жили собственной жизнью, тогда как части древнерусских храмов были неотделимы от общей композиции.

К XII веку в каждом княжестве появились собственные строительные бригады, а сооружения в разных частях Руси получили свои стилевые отличия. Одно­вре­менно на Руси (по крайней мере, во Владимиро-Суздальском княжестве) могли работать и западноевропейские артели. В этих случаях конструкция и ком­по­зи­ция зданий оставались восточнохристианскими, а вот в декоративном оформ­ле­нии фасадов легко заметить черты доминировавшего тогда на Западе роман­ского стиля.

Константинопольские мастера научили древнерусских строителей использо­вать особый кирпич — плинфу, известную еще со времен Древнего Рима. Плинфа — сравнительно тонкая керамическая плита, которую удобно сушить и обжигать. В XII веке с Запада пришла другая древняя технология. Наружные поверхности каждой стены выкладывали из тщательно отесанного известняка, а промежуток заливали раствором с каменным ломом. Так, например, постро­ены белокаменные храмы Владимиро-Суздальского княжества.

Основным же строительным материалом на Руси всегда было дерево, и дере­вянная архитектура оказала большое влияние на каменную. Некоторые ком­позиционные приемы, ставшие популярными в каменных постройках в XVI–XVII веках, могли восприниматься не как вновь изобретенные или воспринятые из строительной практики других стран, но как продолжение отечественной традиции деревянного зодчества. Среди таких приемов — шатровые перекры­тия, а также восьмерик на четверике — эффектное сочетание квадратного в плане объема внизу и установленной на него восьмигранной призмы.

8. Что изменилось после Орды

В русском храмовом зодчестве никогда не отказывались от крестово-купольной системы — в крупных сооружениях она применяется и сейчас. Однако в не­больших храмах чаще использовали бесстолпные конструкции, то есть те, в ко­торых своды опираются прямо на стены, а не на колонны или столбы внутри здания. Такие памятники создавались и в домонгольский период, но в XVI и XVII веке их стало гораздо больше. Одно из таких конструктивных реше­ний — шатровые перекрытия, которые придавали православному храму ассо­циирующийся с готикой прозападный вид. В 50-х годах XVII века патриарх Никон запретил подобные композиции как не соответствовавшие византий­ским традициям. Еще один способ обойтись без внутренних опор — заверше­ние квадратного в плане объема похожим на тюбетейку сомкнутым сводом или его производными. На такой свод сверху ставились декоративные главки, чаще всего на глухих, без окон, барабанах.

Чтобы расширить пространство, к церквям стали пристраивать трапезные. Если в монастырях так назывались помещения для приема пищи с небольшими встроенными церквями, то в данном случае к храму, наоборот, прибавлялось дополнительное сооружение, где никто не трапезничал, но название сохрани­лось.

9. Видим ли мы древнерусские храмы в их перво­начальном виде

К сожалению, нет. Практически ни один из древних храмов не дошел до нас в первозданном виде. Многие были разрушены, большинство перестраивались. Менялась кровля, растесывались узкие окна-бойницы, появлялась штукатурка и чу­жеродный декор. Реставраторы стремятся вернуть этим постройкам перво­на­чальный облик, однако многое приходится додумывать, исходя из известных аналогов и собственных представлений о том, что казалось красивым много веков назад.

На территории современной России полнее всего домонгольская архитектура представлена в Новгородской земле (куда монголы так и не дошли). Прежде всего, это грандиозный храм Святой Софии (1045–1052) и Георгиев­ский собор Юрьева монастыря (1119–1130) в самом Новгороде. Сюда же можно отне­сти Георгиевскую церковь в Старой Ладоге (примерно 1180-е годы) — сегодня это село Ленинградской области. В Пскове неплохо сохранился Спасо-Преобра­женский собор Мирожского монастыря (1136–1156). Три небольшие церкви XII века можно увидеть в Смоленске — лучше всего сохранился храм Михаила Архангела (1191–1194).

Наконец, белокаменное зодчество Древней Руси можно увидеть на террито­ри­ях, принадлежавших Владимиро-Суздальскому княжеству. Из самых ранних — это Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152–1157), Ус­пен­ский собор во Владимире (1158–1160, обстроен новыми стенами с дополне­нием угловых барабанов в 1185–1189 годах), дворцовый комплекс с собором Рожде­ства Пресвятой Богородицы в Боголюбово близ Владимира (1158–1165) и по­строен­ная неподалеку церковь Покрова на Нерли (1165), а также Дмитриевский собор во Владимире (1194–1197).

Читайте также: