Профессиональные ансамбли народного танца доклад

Обновлено: 04.07.2024

Русскому танцу сотни лет, но в советскую эпоху он как бы переживает свою вторую молодость. Наряду с устоявшимися видами русского народного танца и традиционными формами его исполнения и построения возникают новые виды, создаются новые формы построения. Интерес к нему повсеместен. Все больше количество молодежи [17. с.22]. Из года в год растет число самодеятельных танцевальных коллективов, совершенствуется исполнительское мастерство, обогащается репертуар. Работа этих коллективов способствует тому, что искусство танца в нашей стране развивается и становиться все более массовым. Достаточно сказать, что к 1953 году у нас в стране было 13.988 танцевальных коллективов, с общим числом участников 205.962 человека. Танцевальные коллективы путем правильно организованной и систематически проводимой учебно-воспитательной работы добиваются успешного решения задач, стоящих перед художественной самодеятельностью: воспитание участников коллектива и зрителя и дальнейшего развития народного искусства [37. с.4].

Изучение русского народного танца, как старинного, так и современного, правильное понимание стиля, характера и манеры его исполнения дает возможность создавать на сцене средствами танца правдивый образ русского человека, образ нашего современника [20. с.23].

Как и вся художественная самодеятельность, хореографическая ее разновидность предполагает общественный характер и художественность этого явления. Отсюда и двуединство сущности самодеятельных коллективов, определяющееся емкими качествами: массовость и мастерство. Эти, казалось бы, взаимоисключающие понятия и составляют наиболее полное содержание самодеятельной хореографии.

Как уже говорилось, природа танца органична, его корни лежат в потребности человека выразить пластически свои чувства. Потому это искусство эмоционально, выразительно и заразительно. Эта особенность делает привлекательным занятия танцем в коллективах художественной самодеятельности. Такие коллективы – это своеобразное организованная форма художественного творчества народа. Наличие педагога – руководителя в этих творческих группах позволяет методически вести в них занятия по усвоению основ танцевального искусства, во многом опираясь на опыт профессиональной хореографии.

Потому как важно в художественной самодеятельности мастерство, позволяющее выполнить вторую функцию созидателя нового, развивающегося искусства хореографии.

Освоение высот хореографического искусства, его условно – обобщенной образности требует совершенствования во владении его языком и приемами сценической выразительности.

Это определяет наличие коллективов разной степени подготовки, а внутри коллективов – индивидуальной работы с исполнителями в соответствии с их способностями и уровнем знаний.

В соответствии с имеющимся в хореографии видами танца (народно – сценическим, классическим, эстрадным и бальным) создаются и коллективы, позволяющие заниматься именно тем видом танца, интерес к которому проявил участник самодеятельности.

Различаются и типы хореографических коллективов. Это в первую очередь проявляется в формах их организации. Существуют так называемые танцевальные кружки, студии танца, ансамбли и театры. Соответственно видам хореографии это могут быть ансамбли народного, классического, эстрадного танца, соответственно – кружки и студийные коллективы.

Изучение традиционного хореографического фольклора позволяет выполнять две задачи: собственно научную – фольклористическую, то есть знание материала для сохранения традиций, приемов творчества и самих художественных творений как образа, а также их освоение современными исполнителями и авторами фольклорной хореографии с целью творческой интерпретации в современном сценическом искусстве.

Многообразие фольклора, его локальный колорит позволяют самодеятельным авторам и исполнителям обогатить репертуар своих коллективов самобытными произведениями.

Понимание этого процесса очень важно в общем, потоке взаимосвязей, которые происходят хореографическом искусстве. Необходимо это и для уточнения функций художественной самодеятельности, и определения ее места в развитии искусства танца. Наиболее правильно было бы определить эту роль художественной хореографической самодеятельности, прежде всего как воспитание в самом широком смысле слова, воспитание художественно – творческое, средствами танцевального искусства участников наших многочисленных коллективов, а также формирование подготовленного зрителя [38. с.94].

1.3 Историко-эстетические основы и виды русского танца

Русский народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. В танце отражаются мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям этноса, нации, народа. На протяжении многовековой истории своего развития русский народный танец всегда был тесно связан с бытом и обычаями русского человека (рождение, свадьба и т.п.), с трудовым сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т.п.)

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его лексика [17. с.7].

На родство с греческой культурой и в частности с аполлиническим культом указывает, то, какое важное значение в русской танцевальной традиции отводилось солярным танцам, которые были частью культа поклонения Солнцу. Ю. А. Бахрушин солярными хороводами называет «массовый танец, исполнение которого сопровождается хоровой песней, раньше посвящавшейся Солнцу. К солярным хороводам относились танцы, исполняемые в дни зимнего и летнего солнцестояния, осеннего и весеннего равноденствия. В последствии танцы древних славян, были приспособлены к пришедшей из Византии христианской религии и дошли до наших дней, такие, как например, Троицкие и Купальские, Святочные, Сретенские хороводы. [3. с.7]. По форме русский хоровод имеет сходство с греческим хоросом, который водили по кругу, олицетворяя движение солнца вокруг земли.

Древнейшим видом русских народных плясок культового происхождения являются пляски-игры, отображающие трудовой процесс [3. с.7], эти танцы, как правило, носили воспитательный характер и не исключали наличие шутки и иронии.

Замечено, что даже у первобытных людей каждому труду соответствовал свой ритм, напев. Их танцы носили имитационный характер, отражая разделение труда между мужчинами и женщинами племени. Женщины не принимали участия в охотничьих плясках, так как охота – не женское занятие, но шитьё, вышивание, приготовление пищи и другие женские занятия были основой содержания танцев примитивных народов. Примечательно то, что история не сохранила в русских танцах аналогичных сюжетов.

Развитие русского народного танца шло по трем основным линиям: хороводы, пляски импровизационного характера – трепаки и танцы, имеющие определенную последовательность фигур [37. с.15].

Хороводы в русском народном танце весьма многообразны. Их характерным признаком является сочетание движения большой массы участников с песней, а зачастую и с разыгрыванием в лицах содержания песни [37. с.15].

Русские народные пляски подразделяются на сольные и массовые. К массовым относятся пляски-игры, хороводы, а также всевозможные виды кадрилей.

Сольныё русские народные пляски в основном делятся на три вида: перепляс, парная и импровизационно-изобразительная пляски.

Из русских танцев повсеместно распространены: кадриль с ее многочисленными разновидностями, ланце, метелица. Поразительно, что, взяв за основу форму английской (Лансье) и французской кадрили, с крестив их с танцевальными играми, русские наполнив её собственным содержанием и танцевальной техникой сделали кадриль национальным танцем.

Существуют кадрили из четырех, пяти, шести и более фигур. Исполняются они под песни или под гармонь, причем каждой фигуре обычно соответствует своя песенная мелодия [37 с.17].

Народная пляска, бережно сохраняя национальные традиции, все время находится в состоянии развития, связанного с особой одаренностью русского народа в этом виде искусства. Разнохарактерность мужской и женской народной пляски — героика первой и лиричность второй — исключает одностороннее развитие, а большие художники из народа, существующие поныне, постоянно ее обогащают и поднимают на новые ступени совершенства.

В отличие от большинства западноевропейских государств, где народная пляска, попадая в среду правящих классов, обычно подвергалась полному видоизменению, в России до начала XVIII века она повсюду сохраняла свой основной рисунок, отличаясь лишь манерой исполнения.

Таким образом, русский народный танец или пляска, – не музейное искусство прошлого, и он не представляет собой что-то неизменное, застывшее. До сих пор все его виды – хороводы, трепаки, переплясы – бытуют в народе. Сообразно с требованиями современной жизни содержание танцев творчески перерабатывается и дополняется народом. Все эти дополнения и видоизменения отражают сдвиги, происходящие в социальной, бытовой и культурной жизни общества [17 с.267].

Раздел: Культура и искусство
Количество знаков с пробелами: 117746
Количество таблиц: 5
Количество изображений: 0

– это коллектив танцоров, в основу репертуара которых входит исполнение танцев разных народов мира.

На территории России на сегодняшний день насчитывается 20 ансамблей, исполняющих народные танцы, известных по всей стране и миру, и более сотни коллективов районного или городского уровня.

Из этого списка обязательно следует выделить такие ансамбли народного танца:

  • ансамбль имени Игоря Моисеева;
  • Байрам;
  • Вайнах;
  • казаки России;
  • Родничок.​

В их репертуар входили танцы различных стран Европы и СНГ, особую популярность коллектив танцоров приобрел, выступая с греческими и мексиканскими танцами, которые просто зажигали искру в сердцах зрителей.

ансамбль Байрам – был создан в 1997 году (в этом году ему исполняется 22 года). Данный коллектив танцоров в основном пропагандирует российский и башкирский танцы.

ансамбль Вайнах – танцевальный коллектив, который был создан в Чеченской Республике. Создание ансамбля произошло в 1939 году, но из-за гонений чеченцев и ингушей, танцоры вынуждены были закрыть проект. В 1956 году коллектив танцоров был собран заново. В 2016 году ансамбль отметил своё 60-летие. Исполняют чеченские танцы.

ансамбль Казаки России – коллектив, основанный в 1990 году на территории Липецка Леонидом Милановым (народный артист Российской Федерации). В 2017 году ансамблю исполняется 27 лет. В их репертуар входят традиционные танцы казаков, а именно – гопак, черноокий, чернобровый, черкеса.

ансамбль Родничок – детский коллектив, созданный 1969 году в Липецке. В 2017 году коллективу исполняется 48 лет.

Репертуар ансамбля включает в себя следующие номера:

  • Липецкий сувенир;
  • деревенская кадриль;
  • веселые пингвины;
  • трудяги-муравьишки;
  • мульти-пульти;
  • многое другое.

Все вышеперечисленные ансамбли народного танца недаром считаются самыми популярными, поскольку каждый из них может похвастаться огромным количеством различных танцевальных премий, как в стране, так и за её пределами.

Стоит отметить, что с каждым годом количество ансамблей такого типа возрастает, что заставляет людей помнить историю своей страны и всего мира, а изящные движения и задорная музыка, возрождают перед глазами зрителей полноценные сюжеты минувших дней.

Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец, мы путешествуем по планете.

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая по ихи.doc

Каждая эпоха в истории русской хореографии выдвигала не только блестящих мастеров классического стиля, но и одаренных исполнителей, народного танца.

Огромный вклад в развитие характерного танца внес А. Горский

Так же важнейшим этапом развития характерного танца стало в начале XX века творчество Н. Фокина, создавшего целые характерные балеты и утвердившего в них принципы хореографического тематизма.

Все это, безусловно, послужило серьезной предпосылкой для будущего рождения ансамблей народного танца.

В XX в. Появилась группа больших мастеров, знатоков народного искусства, хореографов, педагогов, исполнителей. появились люди - этнохореологи . Всем известны эти имена: К.Я. Голейзовский, И.А. Моисеев, Н.С. Надеждина, П.П. Вирский, Ф,Гаскаров, М.С.Годенко, О.Н. Князева, И.З. Меркулов и другие.

Именно этими мастерами народной хореографии собирался, изучался и обрабатывался народный танцевальный фольклор, обретая новую жизнь не только в рамках сценической площадки, но и в сердцах зрителей. Переместившись на сцену, фольклорный танец не только не мог выглядеть и воспроизводиться в первозданном виде, но и качественный уровень его исполнения должен был выглядеть несколько иначе, чем прежде.

В 1937 году был создан первый такой ансамбль. Задачи ансамбля народного танца были точно сформулированы создателем этого ансамбля. Игорем Александровичем Моисеевым. "Задачи ансамбля, - писал он, - создать пластические образы народного танца, отсеять все ненужное и чуждое ему, поднять исполнительское мастерство народных танцев на высший художественный уровень, развивать и совершенствовать ряд старых танцев, а также творчески влиять на процесс формирования народных танцев".

Со временем стали возникать новые ансамбли народного танца в каждой республике у каждого народа нашей страны. Танцевальные группы Хора имени Пятницкого, Уральского хора, ансамбль "Березка", Украинский ансамбль под руководством П. Вирского, Грузинский ансамбль, руководимый И. Сухишвили и Н.Рамишвили, знает весь мир и ценит их смелое творчество, художественность формы и внутреннюю трепетность.

В настоящее время народно- сценический танец занимает свою, отдельную нишу в хореографическом искусстве. Программы ансамблей народного танца восторженно приветствуют зрители как нашей страны, так и зарубежных стран. Этот вид хореографического искусства наиболее близок самым широким массам зрителей.

Можно отметить три основных пути сценического решения народного танца в ансамбле.

Первый — это сценическая обработка фольклорного танца.

Второй — создание танца на основе традиционных хореографических приемов, элементов, композиций рисунков, характерных черт пластики и манеры исполнения.

Третий — использование наиболее общих стилистических особенностей народного первоисточника в создании современного сценического хореографического произведения.

Думается, что все три направления в деятельности: любого коллектива народно-сценического танца и составляют тот оптимальный процесс, который позволяет наращивать выразительные богатства сценической народной хореографии, соотнося их с фольклорным творчеством народа, с одной стороны, и пульсом времени — с другой.

Народно-сценический танец прошел длинный путь, в процессе своего формирования, начиная с древних времен и дошел до нашего времени как целостный, выразительный, показывающий особенности народной культуры танец. Народно-сценический танец перешел в профессиональные и любительские сферы хореографии, стал предметом исследований искусствоведов, педагогов, музыкантов, хореографов, а также одной из основных учебных дисциплин в подготовке специалистов различного уровня и видов деятельности, начиная от исполнителей и заканчивая педагогами и балетмейстерами.

2. Ансамбли народного танца

2.1 Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева

В этом году ансамбль отметил свое 75-летие, 75 лет успешного творчества коллектива организованного Игорем Александровичем Моисеевым в 1937 году.

И.А. Моисеев родился 21 января 1906 года в Киеве. Отец - Моисеев Александр Михайлович. Танцу учился в Москве - сначала в частной балетной студии В.И. Масоловой (1920), затем в Хореографическом техникуме Государственного Академического Большого Театра в классе А.А.Горского (1921-1924).

В 1933 году окончил Университет искусств. После окончания техникума был принят в балетную труппу Большого Театра (1924-1931), затем стал его солистом (1931-1937). В Большом Театре он мог бы стать одним из ведущих солистов: его первые партии в театре - роли Рауля в "Теолинде", Мато в "Саламбо", Иосифа в "Иосифе Прекрасном" и другие. Но его привлекла идея сочинять танцы самому. Уже в 24 года, в 1930 году, оставаясь артистом балета, он становится балетмейстером: сначала он был постановщиком танцевальных сюит в оперных спектаклях "Кармен", "Демон", "Любовь к трем апельсинам", "Турандот", а в 1930 году он спас от провала балет "Футболист", и вскоре на сцене Большого Театра появляются его яркие, оригинальные балеты "Саламбо" (1932), "Три толстяка" (1935), "Спартак" (1958). Его работы на драматической сцене, в сотрудничестве с вахтанговцами, были событиями театральной Москвы.

В 20-40-е годы правительство поручает молодому балетмейстеру постановки физкультурных парадов, массовых спортивных и танцевальных праздников. В эти годы растет интерес Игоря Моисеева к народному творчеству - пешком и верхом он объездил весь Памир, Белоруссию, Украину, Кавказ, собирая образы танцевального фольклора. Его интерес не остался незамеченным - в 1936 году он становится заведующим хореографической частью Театра народного творчества и вскоре осуществляет постановку I Всесоюзного фестиваля народного танца. Успех этих начинаний подготовил почву для создания первого в стране профессионального ансамбля народного танца.

Выдающийся художник, Игорь Моисеев является первооткрывателем в искусстве. Он создал новый жанр сценической хореографии - яркий, самобытный Театр народного танца. В современном танцевальном мире Театр Моисеева определяет пути развития всей народно-сценической хореографии не только в России, но и за рубежом.

Еще одна важная заслуга Ансамбля народного танца — создание уникальной, единственной в мире моисеевской Школы танца (1943). Ее отличительные черты — высокий профессионализм, виртуозная техническая оснащенность, способность к передаче импровизационной природы народного исполнительства. Актеры-танцовщики, воспитанные Игорем Моисеевым, — широко образованные, универсальные артисты, свободно владеющие всеми видами танца, способные воплотить национальный характер в художественном образе. Танцовщик моисеевской школы — лучшая рекомендация в любой точке планеты, в хореографическом коллективе любого направления. Артисты ансамбля удостоены званий Заслуженных и Народных артистов СССР и России.

За рекордное количество гастролей ансамбль занесен в российскую книгу рекордов Гиннеса.

На протяжении более 60 лет И.А. Моисеев являлся бессменным художественным руководителем ансамбля. Под его руководством были поставлены все программы: "Танцы народов СССР" (1937), "Мир и дружба" (1953), "В гостях и дома" (1983), программа "Дорога к танцу" (1965). Моисеев является также постановщиком нескольких одноактных спектаклей в ансамбле: "Половецкие пляски" на музыку А.Бородина (1971), "На катке" на музыку Р.Штрауса (1980), "Ночь на Лысой Горе" на музыку М.Мусоргского (1983), "Вечер в таверне" (1986) и многих других. Всего в репертуаре ансамбля собрано несколько сотен народных танцев - это картины, сюиты, хореографические поэмы и новеллы. Из последних работ следует выделить сюиту греческих танцев на музыку М. Теодоракиса (1991), сюиту еврейских танцев "Семейные радости" (1994). Танцовщики Игоря Моисеева были первыми советскими артистами, представлявшими нашу страну за рубежом: в Финляндии (1945), Китае (1954), Франции (1955), США (1958). Ансамбль с успехом провел гастроли более чем в шестидесяти странах мира.

Добавьте свой телефон, город, сайт. Это даст пользователям возможность связаться с вами и записаться на урок прямо сейчас.

Расскажите аудитории сайта о себе и отметьте дополнительные услуги, это поможет вашим будущим ученикам быстрее найти вас в списке хореографов.

Укажите как можно больше способов связи с вами: кто-то захочет позвонить, а кому-то будет проще написать в контакте или в фейсбуке.

Укажите стили танцев, которые вы преподаете.

Большинство наших пользователей ищут для себя уроки по этому параметру. Также на вашу страницу пользователи смогут попасть из энциклопедии стилей танцев, чтобы посмотреть кто и где преподает этот стиль.

Добавьте ваши контакты, это даст возможность аудитории сайта найти школу недалеко от дома/работы и сразу связаться с вами.

Укажите одну или несколько станций метро, к которым ближе всего расположена ваша школа. Это выгодно выделит вас при поиске.

Расскажите аудитории сайта о школе и отметьте дополнительные услуги. Это поможет потенциальным клиентам быстрее найти вас в списке школ.

Укажите стили танцев, которым можно научиться в школе, тогда пользователи смогут найти вас через энциклопедию стилей.


Аудитория нашего сайта растет с каждым днем и мне интересно узнать, кто нас читает – откуда вы, чем интересуетесь и где танцуете? Если вы готовы познакомиться, жмите кнопку "Продолжить" и ответьте на несколько коротких вопросов. Так мы будем знать, чем заинтересовать вас в следующий раз.

Расскажите о планируемых в школе мероприятиях. Набор в новые группы лучше публиковать в материале "Статья"

Если вас попросили перечислить, а в худшем случае — еще и рассказать о русских народных танцевальных коллективах, вы наверняка отправитесь на просторы Википедии. Тогда наша подборка специально для вас! WLD расскажет о популярных ансамблях за историю СССР и России и о нескольких менее известных, но талантливых.

Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева

Дата основания: 1937 год

Основатель: Игорь Моисеев


Всего в репертуаре ансамбля более 300 постановок: это хореографические миниатюры, танцевальные картины, сюиты танцев, одноактные балеты. В 2007 году Игоря Моисеева не стало, но его постановки живы до сих пор — в них не меняют ничего.

Дата основания: 1948 год

Основатель: Надежда Надеждина

Художественный руководитель: Мира Кольцова

В центре любой нашей работы, будь то лирический хоровод или веселая пляска, — поэтический образ русской девушки… Мы хотим как можно ярче отразить чистоту и величие русского народного искусства. Это источник вдохновения для нашего ансамбля.

Танцовщиц в коллектив отбирают не только по хореографическим данным, но и по росту, весу, и… умению петь! Кстати, есть среди исполнителей и юноши. Их в коллектив Надежда Сергеевна приняла только спустя 10 лет после создания.


WLD нашли только одну догадку в интернете: возможно, солистки через шаг делают особое движение, подталкивая подол сарафана. Тогда получается плавное покачивание. А что думаете вы?

Дата основания: 1995 год

Основатель и руководитель коллектива: Ирина Овечкина


Дата основания: 1957 год

Основатель: Владимир Криворуцкий

Художественный руководитель: Владимир Серебряков

Этот коллектив не так известен, как предыдущие. Но его участники танцевали русские народные танцы на сцене 15 стран Европы и Латинской Америки. Во многом благодаря заслугам художественного руководителя, артиста Театра оперы и балета имени Глинки Владимира Криворуцкого.

И сегодня коллектив до сих пор востребован и чтит русские народные традиции. Его постановки: болгарский танец, казачий танец, еврейский танец, барыня, кадриль, узелок, арагонская хота — настоящее украшение Южного Урала!



Дата основания: 1963 год

Основатель: Римма Тихенко

Художественный руководитель: Петр Рожков

Свое искусство сибиряки дарили жителям США, Германии, Японии, Греции, Индии, Южной Кореи, Польши, Чехии и многих других стран. По началу зрители не могли поверить, что ансамбль самодеятельный, а на сцене не профессионалы, а обычные люди разных профессий.


Дата основания: 2001 год

Основатель: Марина Левахина (Мильчевская)


В данной статье рассматривается актуальность и развитие народного танца, и какими способами можно решить проблему отсутствия интереса населения к народной хореографии.

Ключевые слова: народный танец, культура, популяризация, актуальность, идентичность.

This article examines the relevance and development of folk dance and what methods can be used to solve the problem of lack of public interest in folk choreography.

Keywords : folk dance, culture, popularization, relevance, identity.

Народный танец способствует формированию, сохранению и распространению этнокультурный идентичности. Также народный танец — это как способ передачи быта, характера, культуры каждого народа. Поэтому так важно в нашем современном мире пропагандировать и популяризировать народные танцы.

С каждым годом наблюдается спад заинтересованности населения народным танцем. Всё меньше родителей отдаёт детей в народные коллективы, сами дети, насмотревшись телевизионных передач, выбирают современную хореографию. Народно-сценический танец усложняется и совершенствуется, чтобы удивить зрителя, но среди большого изобилия услуг в сфере досуга, не всегда зрители выбирают концерты народных коллективов, а любителей и ценителей этого направления не так много.

В 1930-х годах в СССР возникла сценическая форма народного танца, даётся толчок по развитию и распространению во всём мире, что содействовало сохранению и популяризации народного танца.

Основоположником народно-сценического танца считается Игорь Александрович Моисеев советский и российский хореограф, балетмейстер, артист балета, художественный руководитель Государственного академического ансамбля народного танца [2].

Даже просмотрев программы на конкурсах-фестивалях, много номеров современного направления и небольшая часть народно-сценического танца.

Способы популяризации народного танца:

Таким образом, чтобы сохранить культуру нашей страны, необходимо обратить внимание на развитие народного танца в каждом городе, ведь народный танец — одна из древнейших форм народного творчества, неразрывно связанная с жизни деятельностью человека. Он имеет большое значение для каждого народа и служит средством передачи, сохранением и распространением традиций и обычаев каждого народа.

Основные термины (генерируются автоматически): народный танец, коллектив, народно-сценический танец, зритель, народ, ребенок, Танец.

Читайте также: