Доклад на тему розыскная работа

Обновлено: 04.07.2024

Розыскная работа является логическим продолжением оперативно-розыскной деятельности по предупреждению и раскрытию преступлений. При этом имеется в виду, что розыскная работа охватывает как розыск преступников, т.е. конкретных обвиняемых, подсудимых и лиц, сбежавших из мест лишения свободы, так и розыск, имеющий своей целью обнаружение лиц, без вести пропавших. Необходимость розыска лиц, без вести пропавших, и включение его сферу оперативно-розыскной деятельности вызывается тем, что причины безвестного отсутствия нередко связаны с преступлениями. Поэтому проверка обстоятельств исчезновения людей требует проведения разведывательно-поисковых мероприятий.

Розыскная работа тесно связана с окончательным и полным раскрытием преступлений, обеспечением неотвратимости ответственности за содеянное. Преступники, скрывшиеся от правосудия, как правило, находятся на нелегальном положении, вокруг них формируются лица, подготавливающие и совершающие преступления. Зачастую именно они становятся организаторами преступных групп, действующих скрытно. Наличие лиц, находящихся в розыске, существенно определяет оперативную обстановку.

Многообразие ситуаций, с которыми приходится сталкиваться оперативным аппаратам в раскрытии преступлений, в свою очередь определяет соответствующее тактическое построение оперативно-розыскных мер.

Решая задачу обнаружения преступлений, оперативные подразделения проводят комплекс разведывательно-поисковых мер по установлению прежде всего таких преступных фактов, о которых правоохранительным органам неизвестно. Причины такой латентности могут быть самые различные — это нежелание сообщить в органы милиции в силу ложного стыда, например при изнасиловании, или в случаях кражи, вымогательства, когда жертва сама боится быть разоблаченной за совершенные ею же преступления.

Характерны в этом отношении оперативно-розыскные меры по обнаружению преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности. Длящаяся маскируемая преступная деятельность обусловлена рядом социально-экономических причин: коррупция, протекционизм и т.п., а также предпринимаемые меры со стороны лиц, подготавливающих и совершающих преступления, что существенно затрудняет действия оперативных служб.

Отличительным признаком для преступлений, совершаемых в условиях неочевидности, являются: растущая вооруженность преступников, формирование устойчивых преступных групп, техническая оснащенность и использование в целях маскировки преступных действий самых совершенных научных достижений, применение контрразведывательных мер по отношению к правоохранительным органам, тщательная подготовка к совершаемым преступлениям, коррумпированность чиновников, предательство отдельных сотрудников правоохранительных органов.

Обнаружение таких преступлений, как правило, невозможно без использования конфиденциальных сотрудников, других оперативно-розыскных возможностей, включая оперативно-техническое проникновение в преступную среду.

Близкой к рассматриваемой задаче следует отнести и такую, как установление способов подготавливаемых или совершаемых преступлений.

По способу совершения преступления можно судить о степени опасности лиц, их подготавливающих или совершающих, о том, участвует в нем одно лицо или группа. Повторение или совпадение способов совершения преступлений, выявленных оперативными аппаратами, обеспечивает не только установление тенденций в преступности, но и раскрытие отдельных преступлений.

Особенно важно выявить новые, ранее неизвестные способы, чтобы своевременно разработать тактические приемы их предупреждения и раскрытия. Таким образом, решение указанной задачи имеет важное значение и для организации борьбы с преступностью и выборе тактического приема их раскрытия.

Решение задачи обеспечения успешного процессуального доказывания достигается посредством установления источников информации об обстоятельствах расследуемого преступления: установления свидетелей, обнаружения орудий преступления, определения наиболее целесообразного времени производства следственных действий, фиксации информации, могущей иметь доказательственное значение, и т.п.

Обеспечение возмещения нанесенного ущерба задача, стоящая перед оперативными аппаратами во всех случаях, когда имеет место преступное завладение имуществом. Необходимость проведения оперативно-розыскных мероприятий в решении этой задачи возникает в связи тем, что преступники, предвидя разоблачение, стремятся спрятать нажитое преступным путем, дабы воспользоваться им после отбытия наказания.

В чем же значение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в борьбе с преступностью?

Имеется возможность выявлять в результате ее осуществления латентные преступления, которые в ином случае могли остаться неизвестным а также выявлять условия, способствующие совершению преступления принимать меры к их устранению.

Имеется возможность с помощью оперативно-розыскных мер своевременно выявлять лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, принять к ним соответствующие меры в целях склонения их к отказу от совершения преступлений.

Имеется возможность обнаружить скрывшихся преступников и разыскать лиц, пропавших без вести, когда гласными мерами сделать это невозможно.

В новой редакции закона «Об оперативно-розыскной деятельности перечень ее задач расширен. В их число вошло обеспечение военной, экологической, экономической безопасности государства. В отдельных комментариях указанной задачи встречается точка зрения о том, что она не входит в компетенцию органов внутренних дел.

В связи с этим в качестве одной из важнейших задач, не обозначенной в законе, но имеющей огромное значение в силу наличия значительного числа субъектов оперативно-розыскной деятельности, выступает задача правильной организации взаимодействия между субъектами оперативно-розыскной деятельности в России.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется, как известно, различными государственными органами, каждый из которых действует в рамках установленной законом процедуры и своей компетенции самостоятельно. В совокупности они образуют комплекс, нацеленный на сокращение преступности.

Наличие осознанных общих целей или совпадающих интересов имеет решающее значение для совместных действий людей. Следует иметь в виду, что, объединившись в силу каких-то своих интересов, имея в связи с этим, намерения решать именно свою определенную проблему, люди вынуждены для этого решать уже общую задачу — добиваться чего-то такого, что непосредственно в их личные или ведомственные интересы не входит.

Именно в этом заключается одна из важнейших особенностей социальных структур: созданные с одной целью, они вынуждены решать и некоторые новые задачи, присущие в целом определенной системе. Исходя из этого, возможности системы шире, чем простая сумма возможностей составляющих ее элементов – структурных органов. Таким образом, ядром успешного функционирования различных учреждений по достижению ими общей цели является взаимодействие, которое предстает в данном случае в качестве одной из форм управления как направленного воздействия, осуществляемого для достижения конкретной цели.

В настоящее время, ни практика, ни теория не располагают сложившейся системой форм взаимодействия. Вместе с тем можно выделить три основные формы взаимодействия: согласованная или совместная деятельность, инициативная деятельность; сотрудничество.

Продолжающееся обострение криминогенной обстановки, рост преступлений экстремистского характера, проявлений организованной преступности, появление новых, не прогнозируемых проблем в сфере правоохранительной деятельности, ведут к расширению круга задач, по сравнению стоявшими ранее, которые призваны решать правоохранительные органы.

Одним из наиболее эффективных направлений по профилактике и раскрытию преступлений, защиты государственности в России является комплексное использование сил, средств и методов всех субъектов оперативно-розыскной деятельности в России, что обусловлено рядом причин, к главным из которых должно отнести следующие:

– перед органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельности стоят единые задачи в области борьбы с преступностью;

– в процессе выполнения своих специфических функциональных обязанностей подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельности могут добывать (и добывают) оперативную информацию, значимую для правоохранной деятельности других субъектов оперативно-розыскной деятельности

– источники оперативной информации могут находиться в среде, несвойственной, например, для подразделений криминальной милиции, и наоборот наряду с оперативными источниками органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют различные информационные возможности и уровни допуска к информации, представляющей оперативный интерес для целей борьбы с преступностью;

– каждый субъект оперативно-розыскной деятельности, особенно из числа органов, осуществляющих разведывательную и контрразведывательную деятельности, имеет различные возможности в техническом и агентурное проникновении в преступную среду;

– оперативные сотрудники государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, различаются между собой по степени их компетенции в решении задач борьбы с преступностью, профессиональной подготовленности и целеустремленности в решении стоящих перед ними задач.

Вместе с тем следует отметить, что несмотря на несомненную теоретическую и практическую значимость этого вопроса, комплексных исследований проблем, посвященных организации и тактике взаимодействия не проводилось, что во многом явилось причиной дублирования и отсутствия координации в действиях правоохранительных органов.

Разрозненные усилия в борьбе с преступностью никогда не приводили к положительным результатам. Только комплексное использование всех сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности всех государственных органов способно повлиять на ход этой многогранной работы.

Одновременно следует отметить, что взаимодействие подразделений криминальной милиции с другими субъектами оперативно-розыскной деятельности предусматривает в качестве конечной цели их совместной деятельности недопущение преступлений посредством осуществления оперативно-профилактических и оперативно-розыскных мероприятий на стадии их замысла и, как правило, приготовления. При этом органы, участвующие в процессе взаимодействия, осуществляют только те функции и решают те задачи, какие определены им правовыми актами, т.е. выполняют частные задачи. Но решение их необходимо для успешной борьбы с преступностью в России в целом.

Прикрепленные файлы: 1 файл

розыск.docx

Розыскная работа является стадией оперативно-розыскного процесса и, одновременно, самостоятельным направлением деятельности ОРД. Ей присущ ряд характерных отличительных признаков: нормативно-правовой характер, относимость к компетенции государственных правоохранительных органов и спецслужб, комплексность применяемых средств и методов, многоцелевая направленность и некоторые др.

Нормативно-правовое обоснование розыска

Правовой характер розыскной работы заключается в том, что она основывается на нормах права и детально регламентируется нормативными актами как законодательного, так и подзаконного уровня.

К числу законодательных актов, составляющих правовую основу розыскной работы, следует в первую очередь отнести ФЗ об ОРД. В нем розыск включен в круг основных задач всей ОРД; определен перечень допустимых к применению в процессе розыска ОРМ; закреплены основания и условия их проведения, регламентированы другие важные аспекты розыскной работы.

Важным элементом правовой основы розыскной работы является уголовно-процессуальное законодательство, в котором закреплены основания для розыска скрывшихся от следствия и суда подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, определены основные полномочия субъектов розыска

К нормативным актам подзаконного уровня относятся ведомственные приказы и инструкции, регламентирующие вопросы организации и тактики розыскной работы. Основными из них являются Инструкция об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел и Инструкция об организации и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения, утвержденные приказом МВД России № 213 от 5 мая 1993 г.; Инструкция об организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденная приказом МВД России от 28 февраля 2000 г. № 221 и согласованная с Генеральной прокуратурой Российской Федерации; межведомственная Инструкция об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола, утвержденная совместным приказом МВД России, Минюста России, ГТК России, ФСБ России, ФСНП России, ФПС России от 26 июня 2000 г. № 648/184/560/353/ 257/302; а также Инструкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц, утвержденная решением Совета министров внутренних дел государств — участников СНГ от 30 января 2002 г.

Под скрывшимися лицами понимаются подозреваемые, обвиняемые, подсудимые и осужденные, скрывшиеся от следствия и суда; совершившие побег из ИВС, из-под конвоя милиции, из зала судебного заседания, из исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных ИУ, СИЗО, из-под конвоя, а также уклонившиеся от исправительных работ — после принятия судом решения о замене исправительных работ другими видами наказания.

Признаки, элементы и субъекты розыска

Существенным признаком розыскной работы является ее относимость к компетенции государственных органов. В связи с этим деятельность частных детективов по поиску без вести пропавших граждан и утраченного имущества, несмотря на определенную схожесть решаемых задач и используемых приемов, к понятию розыскной работы не относится.

Основным субъектом розыскной работы выступают ОРО, которые осуществляют розыск всех без исключения категорий разыскиваемых лиц.

Осуществлется розыск и установление личности следующих категорий разыскиваемых лиц:

  • скрывшихся от дознания, следствия и суда (подозреваемых, обвиняемых, подсудимых);
  • совершивших побег из-под стражи либо из мест лишения свободы (СКМ осуществляет розыск совместно с ОРО Минюста России);
  • уклонившихся от исправительных работ;
  • пропавших без вести;
  • несовершеннолетних, ушедших из дома, школ-интернатов, детских домов, бежавших из приемников-распределителей и специальных образовательных учреждений;
  • психически больных, ушедших из дома или медицинского учреждения;
  • утративших связь с близкими родственниками;
  • лиц, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведений;
  • погибших (умерших) граждан по неопознанным трупам.

Решающую роль в розыскной работе играют ОРМ, предусмотренные в ст. 6 ФЗ об ОРД, такие, как опросы, наведение справок, наблюдение, отождествление личности, обследование, контроль почтовых отправлений, ПТП и др.

В поиске особо опасных преступников, тщательно маскирующих свое местонахождение, ОРМ проводятся, как правило, негласно, с использованием конфиденциальной помощи граждан и специальных технических средств.

Важное место в розыскной работе отводится организационным мероприятиям, включающим в себя создание надежной системы обмена информацией, формирование и использование розыскных учетов, ориентирование участников розыска, информирование населения, использование средств массовой информации и т.д.

В процессе розыскной работы широко применяются административно- правовые меры, такие, как проверка документов, удостоверяющих личность, административное задержание, досмотр, посещение и осмотр жилых и иных помещений при преследовании разыскиваемых лиц, оцепление (блокирование) территории, остановка и осмотр транспортных средств и др.

Задачи розыска, его отличие от раскрытия преступлений. Определение розыска.

Розыскная работа нацелена на решение трех основных задач: обнаружение местонахождения известных правоохранительным органам лиц (подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, пропавших без вести, иных категорий разыскиваемых), установление личности трупов и лиц, не могущих сообщить сведений о себе в силу состояния здоровья или возраста, а также предупреждение уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязанностей, безвестного исчезновения.

Объявление розыска производится только после вынесения следователем (или лицом, производящим дознание) постановления о привлечении в качестве подозреваемого, обвиняемого, а начало деятельности по раскрытию преступления не связано с принятием какого-либо процессуального решения. Если при розыске подозреваемых, обвиняемых, подсудимых правоохранительные органы располагают достаточно многообразной информацией о личности разыскиваемого лица (установочные данные, приметы, дактилоскопические карты, фотографии, сведения о родственных и близких связях и т.д.), то на

первоначальном этапе раскрытия большинства преступлений установление преступника протекает в условиях острого дефицита информации о его личности, особых приметах, связях и местах возможного нахождения.

Розыскная работа как разновидность правоохранительной деятельности, основанной на комплексном применении оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных мер, является одновременно частью ОРД и частью уголовного судопроизводства. Поэтому понятие розыска можно рассматривать как самостоятельное междисциплинарное понятие, частично подчиненное двум разным понятиям, объединившее в себе часть содержания понятия уголовного судопроизводства и часть содержания понятия ОРД.

Таким образом, под розыскной работой (розыском) понимается базирующаяся на уголовно-процессуальном и оперативно-розыскном законодательстве и отдельных подзаконных нормативных актах комплексная система оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных, административно-правовых и иных мероприятий, осуществляемых в рамках особого делопроизводства (стадии оперативно-розыскного процесса) уполномоченными на то законом субъектами и направленных на обнаружение местонахождения подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, без вести пропавших лиц и иных категорий разыскиваемых, выявление и устранение условий, способствующих длительному укрывательству разыскиваемых и безвестному исчезновению. Виды розыска. В зависимости от территориальных границ осуществления ОРМ розыск делится на четыре основных вида: местный, федеральный, межгосударственный и международный. Применение того или иного вида розыска зависит от наличия соответствующих правовых оснований и соблюдения определенных процедурных требований.

первоначальных проверочных и поисковых мероприятий

Розыск скрывшихся лиц начинается с проведения первоначальных проверочных и поисковых мероприятий, направленных на обнаружение и физическое задержание разыскиваемых. В зависимости от категории разыскиваемых и обстоятельств их сокрытия от правоохранительных органов первоначальные мероприятия по розыску могут осуществляться в безотлагательном либо обычном порядке.

Правоохранительные органы обязаны безотлагательно реагировать на информацию, содержащую данные о побегах задержанных, арестованных и осужденных.

Организационное обеспечение неотложных действий при побеге задержанного или арестованного из ИВС или от конвоя полиции возложено на дежурные части ОВД. Они организуют преследование бежавших по горячим следам; поиск на местности; выставление постов, заслонов на маршрутах наиболее вероятного движения и засад в местах возможного появления разыскиваемых; ориентирование на розыск по приметам личного состава; использование в розыске СМИ.

В обычном порядке осуществляются первоначальные мероприятия по розыску подозреваемых, обвиняемых, скрывшихся от следствия, в отношении которых была избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы. Этот порядок предполагает активное участие в розыске следователей и дознавателей, в производстве которых находится уголовное дело. При этом следует иметь в виду, что неявка подозреваемого и обвиняемого по вызову или отсутствие его по месту постоянного проживания еще не являются основанием для вывода о сознательном уклонении от следствия или суда. В таких случаях необходимо удостовериться, что отсутствие подозреваемого или обвиняемого вызвано умышленным уклонением от привлечения к уголовной ответственности.

При подтверждении факта уклонения от следствия и неизвестности местонахождения подозреваемого или обвиняемого следователь (дознаватель) проводит необходимые следственные действия, направленные на его обнаружение (допросы близких родственников и сослуживцев, обыски и осмотры его жилища); накладывает арест на его почтово-телеграфную корреспонденцию; обобщает и анализирует имеющиеся в уголовном деле сведения о личности скрывшегося лица, собирает дополнительные данные о его возможном местонахождении. В соответствии с УПК при наличии оснований принимается процессуальное решение об объявлении розыска подозреваемого или обвиняемого и в необходимых случаях изменяется мера пресечения. Розыск может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

1.4. Задачи розыскной работы.
2.Система розыска и порядок его осуществления:

2.1 Местный розыск;

2.2 Федеральный розыск;

2.3 Межгосударственный розыск;

2.4 Международный розыск.
3. Особенности организации и тактики розыска лиц скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а так же розыск без вести пропавших.

3.1 Розыск скрывшихся преступников;

3.2 Розыск без вести пропавших.
4. Особенности организации и тактики установления личности граждан по не опознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения.

4.1 Установление личности граждан по не опознанным трупам;

4.2 Установление личности больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения.
Заключение
Список литературы

Понятие и сущность розыскной работы в ОВД.

1.1. Развитие понятия и содержания розыска.

Розыск как вид деятельности, проводимый различными государственными органами, имеет глубокие исторические корни. Летописный рассказ 1071 г. о ведении княжеским воеводой Яном Вышатичем дела Белозерских волхвов-смердов является одним из примеров розыска. 1

Такой подход к определению сущности розыска в отечественной криминалистике сохранялся до середины XX в., пока не была предпринята попытка сузить понятие розыска путем ограничения его объекта известными преступниками и похищенными ценностями.

Это стало основанием к тому, что понятие розыска стало рассматриваться в двух смыслах: в узком и широком. Если в первом случае под розыском понималась деятельность по обнаружению известных объектов (скрывшегося обвиняемого, пропавшего без вести и т.д.), то во втором - поиск неизвестных объектов (не установленного преступника, следов преступления и т.д.), имеющих значение для раскрытия и расследования преступления. В современных работах по криминалистике розыск в широком значении по прежнему отождествляется с деятельностью по раскрытию преступлений и с ОРД в целом, поскольку в его содержание включается обнаружение замышляемых, готовящихся и совершенных преступлений, а также установление виновных лиц.

С зарождением теории ОРД понятие и сущность розыска становится предметом исследований в этой области научных знаний. Первую кандидатскую диссертацию по проблемам розыскной работы оперативных подразделений в 1963 г. защитил В.А. Лукашов, который, выступая против расширительного толкования понятия розыска, ограничивал его содержание поиском уже известных правоохранительным органам объектов скрывшихся преступников; лиц, пропавших без вести, и иных категорий разыскиваемых. Такой подход к понятию розыскной работы в настоящее время прочно закрепился в оперативно-розыскной теории. 1

На мой взгляд вышеизложенная точка зрения более точно и полно отражает понятие розыскная работа, ему и будем придерживаться в настоящей курсовой.
^ 1.2. Нормативно правовое обеспечение розыскной работы.

Розыскная работа является стадией оперативно-розыскного процесса и, одновременно, самостоятельным направлением деятельности оперативных подразделений. Ей присущ ряд характерных отличительных признаков: нормативно-правовой характер, относимость к компетенции государственных правоохранительных органов и спецслужб, комплексность применяемых средств и методов, многоцелевая направленность и некоторые др.

Правовой характер розыскной работы заключается в том, что она основывается на нормах права и детально регламентируется нормативными актами как законодательного, так и подзаконного уровня.

К числу законодательных актов, составляющих правовую основу розыскной работы, следует в первую очередь отнести ФЗ об ОРД. В нем розыск включен в круг основных задач всей ОРД; определен перечень допустимых к применению в процессе розыска мер; закреплены основания и условия их проведения, регламентированы другие важные аспекты розыскной работы. 1

Важным элементом правовой основы розыскной работы является уголовно-процессуальное законодательство, в котором закреплены основания для розыска скрывшихся от следствия и суда подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, определены основные полномочия субъектов розыска (ст. 210, 238 и 253 УПК). Обязанности по осуществлению розыскной работы закреплены также в законах, регулирующих деятельность органов полиции. В Положении о Госнаркоконтроле России, утвержденном Указом Президента РФ от 6 июня 2003 г. № 624, на данный правоохранительный орган также возложена функция розыска подозреваемых и обвиняемых.

К нормативным актам подзаконного уровня относятся ведомственные приказы и инструкции, регламентирующие вопросы организации и тактики розыскной работы. Основными из них являются Инструкция об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел и Инструкция об организации и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить осебе сведения, утвержденные приказом МВД России № 213 от 5 мая 1993 г.; Инструкция об организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденная приказом МВД России от 28 февраля 2000 г. № 221 и согласованная с Генеральной прокуратурой Российской Федерации; межведомственная Инструкция об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола, утвержденная совместным приказом МВД России, Минюста России, ГТК России, ФСБ России, ФСНП России, ФПС России от 26 июня 2000 г. № 648/184/560/353/ 257/302; а также Инструкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц, утвержденная решением Совета министров внутренних дел государств — участников СНГ от 30 января 2002 г. 1
^ 1.3. Признаки, элементы и субъекты розыска.

Существенным признаком розыскной работы является ее относимость к компетенции государственных органов. В связи с этим деятельность частных детективов по поиску без вести пропавших граждан и утраченного имущества, несмотря на определенную схожесть решаемых задач и используемых приемов, к понятию розыскной работы не относится.

Основным субъектом розыскной работы выступают оперативные подразделения, которые осуществляют розыск всех без исключения категорий разыскиваемых лиц. Непосредственно розыскную работу в ОВД выполняют подразделения уголовного розыска, паспортно-визовой службы. С учетом специфики и объема розыскной деятельности в указанных службах создаются розыскные подразделения или выделяются специальные сотрудники.

Оперативные подразделения ОВД осуществляют розыск и установление личности следующих категорий разыскиваемых лиц: скрывшихся от дознания, следствия и суда (подозреваемых, обвиняемых, подсудимых); совершивших побег из-под стражи либо из мест лишения свободы (ОВД осуществляет розыск совместно с Минюстом России); уклонившихся от исправительных работ; пропавших без вести; несовершеннолетних, ушедших из дома, школ-интернатов, детских домов, бежавших из приемников-распределителей и специальных образовательных учреждений; психически больных, ушедших из дома или медицинского учреждения; утративших связь с близкими родственниками; лиц, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведений; погибших (умерших) граждан по неопознанным трупам.

Подразделения ОВД общественной безопасности осуществляют:

розыск лиц, уклонившихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы — до решения вопроса о привлечении этих лиц к уголовной ответственности;

установление личности лиц, не имеющих документов удостоверяющих личность.

Подразделения паспортно-визовой службы осуществляют розыск: должников (ответчиков) по делам о взыскании алиментов, о возмещении вреда; лиц по делам о взыскании с них средств в пользу юридических и физических лиц; иностранных граждан и лиц без гражданства, уклонившихся от регистрации в ОВД.

Кроме ОВД розыскную работу выполняют и другие оперативные подразделения: ФСБ России, в частности, подозреваемых и обвиняемых, скрывшихся от следственных органов подразделений ФСБ; ФСКН — подозреваемых и обвиняемых, совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотиков; ГТК — подозреваемых, совершивших преступления, отнесенные к компетенции ГТК; оперативные подразделения УИС Минюста России — розыск осужденных, совершивших побег из мест отбывания наказания. Таким образом, круг субъектов розыскной работы достаточно широк и требует четкого взаимодействия и координации их действий.
^ 1.3. Задачи розыскной работы.

Розыскная работа нацелена на решение трех основных задач: обнаружение местонахождения известных правоохранительным органам лиц (подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, пропавших без вести, иных категорий разыскиваемых), установление личности трупов и лиц, не могущих сообщить сведений о себе в силу состояния здоровья или возраста, а также предупреждение уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязанностей, безвестного исчезновения.

Розыскную работу следует отличать от комплексной деятельности по раскрытию преступлений. Если основной задачей розыска является обнаружение уже известных, установленных лиц, для привлечения к уголовной ответственности которых имеются необходимые правовые основания, то основной задачей раскрытия преступлений является установление неизвестных лиц, совершивших преступление и сбор доказательств их виновности.

Объявление розыска производится только после вынесения следователем (дознававтелем) постановления о привлечении в качестве подозреваемого, обвиняемого, а начало деятельности по раскрытию преступления не связано с принятием какого-либо процессуального решения. Если при розыске подозреваемых(обвиняемых, подсудимых) оперативные подразделения ОВД располагают достаточно многообразной информацией о личности разыскиваемого лица (установочные данные, приметы, дактилоскопические карты, фотографии, сведения о родственных и близких связях и т.д.), то на первоначальном этапе раскрытия большинства преступлений установление преступника протекает в условиях острого дефицита информации о его личности, особых приметах, связях и местах возможного нахождения. 1

Основываясь на выше изложенном следует сделать вывод, что розыскная работа это совокупность мер (оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных, административных), установленных законодательными и подзаконными нормативными актами, осуществляемыми уполномоченными на то субъектами и направленные на обнаружение местонахождения подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, без вести пропавших лиц и иных категорий разыскиваемых, выявление причин и условий, способствующих длительному укрывательству разыскиваемых и безвестно отсутствующих.


2 Горяинов, К.К. Теория оперативно-розыскной деятельности. Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского – М.: ИНФРА-М, 2010 – С.-504


1 Горяинов, К.К. Теория оперативно-розыскной деятельности. Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского – М.: ИНФРА-М, 2010 – С.-505


1 Дубоносов, Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности. Учебное пособие / Под ред. Е.С. Дубоносов, – М.: Издательство Юрайт, 2011 – С.-285


1 Горяинов, К.К. Теория оперативно-розыскной деятельности. Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского – М.: ИНФРА-М, 2010 – С.-506


1 Горяинов, К.К. Теория оперативно-розыскной деятельности. Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского – М.: ИНФРА-М, 2010 – С.-508

криминалистика

Криминалистика

Справочник криминалиста

судмед

Судебная медицина

Курс судебной медицины

орд

Оперативно розыскная деятельность

Основы ОРД

криминология

Криминология

Курс криминологии

Розыск как вид деятельности, проводимой различными государственными органами, имеет глубокие исторические корни. Летописный рассказ 1071 г. о ведении княжеским воеводой Яном Вышатичем дела Белозерских волхвов- смердов является одним из примеров розыска .

В настоящее время розыскная работа является самостоятельным направлением ОРД ОВД. Она включает в себя не только обнаружение разыскиваемых лиц, но и установление личности неизвестных граждан, а также предупреждение уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, розыск лиц, пропавших без вести.

Осуществление розыскной работы обеспечивает нормальные условия ведения предварительного следствия и судебного разбирательства, привлечение преступников к ответственности и является вместе с тем одним из важнейших средств предупреждения рецидива со стороны скрывшихся преступников.

К нормативным актам, регулирующим розыскную работу, относятся наряду с уголовно-процессуальным законодательством и Законом об ОРД подзаконные ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты, а также межгосударственные решения и соглашения.

Существенное значение в правовой регламентации розыскной работы имеет УПК РФ, в котором находят закрепление права и обязанности субъектов розыска (ст. 210, 238 и 253).

Закон об ОРД (ст. 2) определяет одной из задач ОРД осуществление розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также без вести пропавших.

Процесс розыскной работы детально регламентирован в ведомственных и межведомственных нормативных актах преимущественно закрытого и служебного характера (инструкциях, приказах, указаниях) .

Розыскная работа представляет собой комплекс оперативно-розыскных, организационных, тактических, процессуальных и иных мер, проводимых как субъектами ОРД, так и другими органами, реализация которых позволяет обнаружить местонахождение разыскиваемых лиц.

Таким образом, розыскная работа — это нормативно урегулированная деятельность правоохранительных органов по обнаружению разыскиваемых лиц и принятию к ним мер, предусмотренных законодательством, установлению личности неизвестных, предупреждению уклонения лиц от уголовной ответственности, исполнения определенных обязанностей, отбывания наказания, безвестного исчезновения.

Объектами розыска являются следующие категории лиц:

— скрывающиеся от органов дознания, следствия и суда;

— уклоняющиеся от уголовного наказания;

— без вести пропавшие.

Скрывшимися от органов дознания, следствия, суда являются лица: подозреваемые и обвиняемые, нарушившие избранную в отношении них меру пресечения, совершившие побег из-под стражи с целью избежания уголовной ответственности за содеянное. При этом побег из-под стражи является общественно опасным деянием, за которое предусмотрена дополнительная ответственность по ст. 313 УК РФ.

К категории уклоняющихся от отбывания наказания могут быть отнесены лица: совершившие побег из мест лишения свободы; оставившие место отбывания исправительных работ; осужденные к лишению свободы, которым разрешен краткосрочный выезд из мест лишения свободы и которые не возвратились в эти места; уклоняющиеся от наказания и скрывающие свое местонахождение.

К пропавшим без вести относятся лица, исчезнувшие внезапно без объяснения каких-либо причин, не оставившие сведения о себе и местонахождение которых остается неизвестным.

Задачами розыска являются:

— обнаружение местонахождения известных органам лиц (подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, пропавших без вести, иных категорий разыскиваемых);

— предупреждение уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязательств, безвестного исчезновения;

— установление личности граждан по неопознанным трупам и лиц, неспособных сообщить о себе в силу состояния здоровья или возраста.

Основными субъектами розыскной работы выступают подразделения службы криминальной милиции (КМ), милиции общественной безопасности , Федеральной миграционной службы (ФМС России), а также следователи.

В подразделениях КМ функционируют подразделения уголовного розыска, отдельные сотрудники которых специализируются на розыскной работе.

Подразделения КМ осуществляют розыск следующих категорий лиц:

— скрывшихся от органов дознания, следствия и суда;

— совершивших побег из-под стражи (совместно с оперативно-розыскным органом УИС);

— уклонившихся от исправительных работ;

— пропавших без вести;

— несовершеннолетних, ушедших из дома, школы-интерната, детских домов, бежавших из приемников-распределителей и специализированных образовательных учреждений;

— психически больных, ушедших из дома или медицинского учреждения;

— лиц, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения.

Кроме того, к компетенции подразделений КМ относится установление личности погибших (умерших) граждан по неопознанным трупам.

Специфической особенностью розыскной работы подразделений уголовного розыска является ведение оперативными сотрудниками ДОУ в форме розыскного дела (РД). Оно служит для накопления информации о ходе и результатах розыска, анализа поисковых мероприятий и планирования работы. В РД концентрируются уголовно-процессуальные документы, послужившие основанием для объявления розыска и осуществления ОРМ; общие и частные планы работы по РД; рапорты и справки об их выполнении; материалы служебной переписки с различными подразделениями и другие необходимые оперативно-служебные документы.

Для заведения РД выносится постановление, которое утверждается руководителем территориального органа, осуществляющего ОРД. Кроме того, заполняются учетно-регист- рационные документы на разыскиваемое лицо, включающие в себя статистическую, розыскную карточки, информационно-поисковую и опознавательную карты, а также сторожевой листок. Учетно-регистрационные документы направляются в ИЦ УВД, а сторожевые листки находятся в картотеке паспортно-визовых подразделений ФМС РФ.

Заведенное РД прекращается по следующим основаниям: 1) лицо разыскано; 2) прекращено уголовное дело или судом принято решение об отмене обвинительного приговора в отношении разыскиваемого лица; 3) имеется документальное подтверждение о смерти разыскиваемого; 4) розыск прекращен органом, в производстве которого находится уголовное дело, либо органом, обладающим соответствующими процессуальными полномочиями. О прекращении РД выносится мотивированное постановление, которое утверждает руководитель ОВД.

Подразделения милиции общественной безопасности (МОБ) осуществляют:

— установление личности граждан, не имеющих документов, удостоверяющих личность (паспортов, удостоверений, пропусков и т.п.);

— розыск лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу.

ФМС России осуществляет розыск:

— должников (ответчиков) по делам о взыскании алиментов и возмещении вреда;

— по делам о взыскании средств с граждан в пользу юридических и физических лиц;

— иностранных граждан и лиц, уклоняющихся от регистрации в ОВД.

Следователи также проводят розыскную работу путем осуществления предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством функций. В соответствии с УПК РФ (п. 38 ст. 5) розыскные меры — это меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления. Так, инициатором розыска скрывшегося обвиняемого в соответствии с ч. 1 ст. 210 УПК РФ выступает следователь, который поручает розыск органам дознания. При этом он выносит постановления о приостановлении производства предварительного следствия (ч. 2 ст. 208 УПК РФ), об объявлении розыска и избрании меры пресечения, а также заполняет справку на разыскиваемое лицо. Законодательство также не исключает возможности производства розыскных действий органом дознания на основании положений ст. 157 УПК РФ.

В тех случаях, когда подсудимый скрылся во время судебного разбирательства, суд выносит определение о розыске данного лица (ч. 3 ст. 253 УПК РФ).

В зависимости от территориальных границ розыск делится на следующие виды: 1) местный; 2) федеральный; 3) межгосударственный; 4) международный.

Местный розыск осуществляется после проведения первоначальных мероприятий и ведется на территории субъекта РФ. После его объявления производится сбор сведений, характеризующих личность разыскиваемого. В функции сотрудников розыскного подразделения входят проверка разыскиваемого по учетам; направление розыскных заданий и ориентировок; изучение сводок; ознакомление личного состава с приметами разыскиваемого; использование возможностей средств массовой информации (объявления, фотографии, видеосюжеты и др.); установление отношений с родственниками и лицами из окружения разыскиваемого для получения оперативно-значимой информации и др.

Федеральный розыск — это комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных действий ОВД, направленных на обнаружение разыскиваемого лица на всей территории РФ .

При данном виде розыска сигнальная система оперативно-справочных учетов правоохранительных органов используется централизованно. Он объявляется по истечении трех месяцев в случаях, когда меры местного розыска исчерпаны, не принесли положительных результатов, а разыскиваемое лицо представляет повышенную общественную опасность.

Межгосударственный розыск проводится при наличии информации о том, что разыскиваемое лицо может скрываться на территории другого государства, после объявления федерального розыска.

С распадом СССР и образованием независимых государств на основе бывших союзных республик появилась проблема, связанная с уклонением преступников от уголовного преследования и отбывания наказания во вновь образованных государствах. На основе заключенных странами — участниками СНГ межгосударственных соглашений начал формироваться новый вид розыска, ограниченный территориальными рамками государств Содружества, который стал называться межгосударственным.

Межгосударственный розыск аналогичен существующей системе федерального розыска и не подменяет международный розыск. Межгосударственный розыск объявляется в случаях, когда предпринятые меры розыска не привели к установлению или задержанию разыскиваемого и имеются основания предполагать, что данное лицо выехало или намеревается выехать в другое государство СНГ, или имеются сведения о наличии родственных и иных связей разыскиваемого на территории одной или нескольких стран Содружества.

За период существования СНГ подписаны конвенции, соглашения, инструкции по различным вопросам взаимодействия, включая розыскную работу. В настоящее время действует Инструкция от 21 апреля 2006 г. о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц. Указанная Инструкция регламентирует процедуру объявления розыска, порядок взаимодействия ОВД.

Несмотря на то что существуют правовые предпосылки межгосударственного розыска как самостоятельного вида розыска, в специальной литературе ряд ученых считают межгосударственный розыск разновидностью международного розыска (Ю. С. Блинов, К. К. Горяинов, О. А. Корольков, А. Ю. Шумилов).

Международный розыск — это комплекс оперативно- справочных и информационно-справочных мероприятий, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц и проводимых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами уполномоченными органами РФ и правоохранительными органами зарубежных стран через посредничество национальных бюро Интерпола.

Международный розыск проводится, если в результате проведенных ОРМ и следственных действий:

— получены данные о выезде разыскиваемого лица за пределы Российской Федерации;

— достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого лица родственные, дружеские и иные связи за пределами Российской Федерации.

Постановление об объявлении обвиняемого, осужденного в международный розыск, запрос и другие необходимые материалы направляются в Национальное центральное бюро Интерпола в России по почте, а в случае необходимости безотлагательных действий копия запроса может быть передана по факсу с последующим направлением всех материалов по почтовой связи.

Организационные вопросы сотрудничества и обмена информацией между правоохранительными органами регламентируются ведомственными и межведомственными нормативными актами .

Смотрите также:

18. В органах внутренних дел правом осуществления оперативно-розыскных мероприятий в
При использовании помощи граждан на конфиденциальной основе сведения о таких лицах
Смотрите также: Работа с кадровыми документами. На всех сотрудников, принятых на работу.

5. Организационные основы раскрытия преступлений представляют собой комплекс мер по созданию условий, необходимых для эффективного проведения оперативно-розыскных мер.
Специфика данной задачи ОРД состоит и в том, что розыскная работа должна иметь.

1. Под правовой основой оперативно-розыскной деятельности следует понимать совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности.

Каждый орган, уполномоченный на осуществление ОРД, работу с лицами, оказывающими содействие, строит на основе ведомственных нормативных актов, содержание которых
Такие организации создаются для решения частных задач оперативно-розыскной деятельности.

В соответствии с Инструкцией об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД Р

Читайте также: