Доклад на тему китай и япония сила традиций

Обновлено: 05.07.2024

Китай – страна многотысячелетней культуры, это один из центров зарождения древних цивилизаций. В современном Китае много атеистов, это свойственно социалистическим странам. Однако менталитет и мировоззрение самого многочисленного народа на Земле во многом продолжают определять традиционные нормы.

Конфуцианство – учение, проповедовавшееся китайским мыслителем Кунцзы, получившим в Европе имя Конфуция. Конфуций жил на рубеже VI и V вв. до н. э. и написал ряд сочинений о месте человека в обществе. Высокоморальный человек, сконструированный философом в качестве эталона для подражания, должен обладать двумя важнейшими достоинствами: гуманностью и чувством долга. Понятие гуманности, по Конфуцию, включает в себя скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям. Но для идеала одной гуманности недостаточно, нужно обладать еще и чувством долга, продиктованным внутренней убежденностью в том, что следует поступать именно так, а не иначе.

Одной из важных основ порядка, согласно Конфуцию, является строгое повиновение старшим. Любой старший, будь то отец, чиновник или государь, – беспрекословный авторитет для младшего, подчиненного, подданного. Слепое повиновение воле, слову, желанию старшего – норма для младших и подчиненных как в рамках государства, так и в рядах клана, корпорации или семьи. Не случайно Конфуций считал, что государство – это большая семья, а семья – малое государство.

Конфуцианство – очень консервативная система. Здесь не допускаются никакие отклонения от нормы, никакая экстравагантность, оригинальности ума или внешнего облика. Эгоистические наклонности человека должны подавляться с детства. Китаец с младых лет привыкал к тому, что личное и эмоциональное на шкале ценностей несоизмеримо мало по сравнению с общим, рационально обусловленным и обязательным для всех.

Конфуцианство – это скорее не религия, а философское учение, определяющее внутреннюю политику, административную систему, регулирующее экономическое и социальное развитие – все без исключения принципы развития китайского общества. Именно консерватизм конфуцианства во многом помог сохранить практически в неизменном виде китайскую цивилизацию и китайский язык с его специфичной иероглифической письменностью.

Одной из важнейших концепций конфуцианства, вошедшей и в даосизм, и в буддизм, является дуалистичная философия единства и борьбы противоположностей инь и ян. Инь символизирует женское, пассивное, темное, внутреннее начало; ян – мужское, активное, светлое, внешнее. В процессе развития китайской философии инь и ян все более олицетворяли взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного.

Даосизм, в отличие от конфуцианства, ставит интересы человека выше интересов общества. Даосизм гораздо больше похож на религию, нежели конфуцианство. В даосизме есть боги (заимствованы из буддизма, индуизма и древних китайских верований), храмы, священство. Главный даосский монастырь – храм Белых облаков (Байюнь гуань) в Пекине. Даосскую иерархию возглавляет патриарх, бежавший после гражданской войны 1949 г. из континентального Китая на Тайвань.

Из даосизма происходит фэншуй – широко известная практика организации жизненного пространства. Она пытается постичь сложную систему взаимодействий между силами природы и человеком. Только при благоприятном сочетании природных сил участок земли считается подходящим для строительства, а комната – пригодной для проживания. Полагают, что знание основ фэншуй помогает грамотно распланировать интерьер дома. Именно даосскими специалистами по фэншуй был изобретен компас.

Китайский язык

Китайский язык относится к китайской группе сино-тибетской семьи. Он не имеет четко выраженного внутреннего единства и распадается на 7 основных диалектных групп: северную (свыше 70 % говорящих), а также У, Сян, Гань, Хакка, Юэ, Минь. Диалекты различаются фонетически, что затрудняет или делает невозможным междиалектическое общение, однако основы грамматического строя и словарного состава едины. Китайцы, знающие разные диалекты, не могут разговаривать друг с другом, но если напишут на листе бумаги иероглифы, прекрасно поймут друг друга. Диалекты связаны регулярными звуковыми соответствиями (определенным звукам одного диалекта соответствуют определенные звуки другого диалекта).

Китайский язык господствует лишь в одной стране мира, зато самой населенной, с более чем миллиардным населением. Носители китайского языка – этнические китайцы помимо Китая проживают в Юго-Восточной Азии (Индонезии, Малайзии, Сингапуре, Таиланде), Северной Америке (США, Канаде), Европе (Великобритании, Франции, Германии и др.). В последние годы все больше китайцев оседает на территории российского Дальнего Востока. Неконтролируемая китайская иммиграция может в будущем привести к острым этнополитическим конфликтам в нашей стране.

В китайском языке значение имеют не только звуки слога, но и звуковой тон, с которым этот слог произнесен. Большинство китайских слов состоят из одного слога. В связи с введением новых понятий и ростом современной терминологии растет число слов из двух и более слогов.

В силу особенностей фонетико-морфологического строя китайский язык почти не имеет прямых заимствований, однако широко пользуется смысловыми заимствованиями, образуя словакальки. В другие языки мира китайский язык поставляет слова тоже крайне редко. В русском языке заимствованными из китайского языка являются слова чай, хунвэйбин, дацзыбао.

Китай считается многонациональной страной, несмотря на то что китайцы составляют 92 % населения страны. Дело в том, что представителей этнических меньшинств в Китае уже несколько десятков миллионов человек. Этнические китайцы в основном живут на равнинах в восточной, приморской половине страны. А в горах и пустынях на западе, севере и юге КНР обитают некитайские народы. Это прежде всего родственные тюркским народам Средней Азии уйгуры (на северо-западе), тибетцы в пределах Тибетского нагорья (на югозападе), монголы в пределах окраин пустыни Гоби (на севере), чжуаны на юге. Уйгуры исповедуют ислам, монголы и тибетцы – ламаистскую форму буддизма. Некитайские народы имеют в КНР определенные привилегии. Например, на них не распространяется жесткая демографическая политика китайских властей, позволяющая иметь лишь одного ребенка в семье.

Культура Японии

Как известно, Япония имеет островное положение. Она располагается достаточно далеко от материка для того, чтобы обеспечить свою стратегическую безопасность, но и достаточно близко, чтобы влиять на страны континента. Именно с континента в Японию проникали все новации, начиная от иероглифической письменности. Аналогичное положение в Европе занимает Великобритания (вспомните из истории те факты, когда островное положение спасало Японию или Великобританию от захватчиков с континента). Как и англичане, японцы сохраняют преданность монархии, свято чтут свои традиции и даже дорожное движение в этих двух странах не такое, как на материке, – оно левостороннее.

Все большее распространение и признание неяпонцев получают элементы японской нематериальной культуры – короткие лирические стихотворения (хайку, или хокку); рисованные мультфильмы, рассчитанные уже больше на подростковую и взрослую аудиторию (аниме); черно-белые комиксы (манга) и даже специфичная японская поп– и рок-музыка (j-pop и j-rock). В Японии зародилась и всемирная забава караоке (пение появляющегося на экране текста под фонограмму).

Как и в Китае, синтоизм в Японии тесно переплетен с буддизмом. Верующие буддисты и синтоисты в этой стране – часто одни и те же люди. В разные периоды своей жизни они обращаются то к одной, то к другой религии. Например, обряды, связанные с рождением детей или бракосочетанием, чаще всего проводятся по синтоистским канонам (в синтоизме они проходят очень пышно и радостно), а похорон – по буддистским (буддизм трактует смерть лишь как переход души к следующей жизни).

Источники информации

1. Гаджиева Е.А. Страна Восходящего Солнца. История и культура Японии. М., 2006.

2. Григорьева Т.П. Япония: Путь сердца. М., 2008.

4. Ткаченко Г.А. Культура Китая от А до Я. Словарь-справочник. М., 2008.

5. Хайжуй Ли, Линъюй Фэн, Вэйминь Ши. Китай. Знакомство с древней культурой. М., 2008.

Вопросы и задания

1. Какие три религии наиболее распространены в Китае?

3. Какие религии свойственны японцам? Какие сферы жизни человека определяет каждая из этих религий?

4. Используя дополнительную литературу, найдите общие черты в историческом развитии Японии и Великобритании.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

От Испании до Китая

От Испании до Китая В Иране арабское письмо пришло на смену пехлевийскому, вытеснившему еще раньше неудобоваримую клинопись.«В настоящее время пехлевийское письмо осталось в употреблении лишь у огнепоклонников парсов или гебров, которые пользуются им для составления

УШУ И ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КИТАЯ

УШУ И ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КИТАЯ Когда мы обращаемся к традиции ушу в Китае, желая определить ее предмет, ее историю и отличительные особенности, мы сталкиваемся прежде всего с отсутствием в европейских языках понятий, пригодных для обозначения практики ушу. Более того,

Карты Китая

Истина как ценность культуры. Наука и культура. Культура и техника

Истина как ценность культуры. Наука и культура. Культура и техника Андрианова Т. В. Культура и технология. М., 1998.Анисимов К. Л. Человек и техника: современные проблемы. М., 1995.Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.Большаков В. П. Культура и истина // Вестник НовГУ,

20. Культура Древнего Китая

ТЕМА 11 Культура Древнего Китая

3.2. Материальная культура Древнего Китая

3.2. Материальная культура Древнего Китая На формировании материальной культуры Древнего Китая сказалась неравномерность развития материального производства в разных частях страны. Из традиционных видов домашнего производства и ремесла наиболее характерны гончарное

3.3. Духовная культура Древнего Китая

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Китай и Япония: сила традиций

Описание презентации по отдельным слайдам:

Китай и Япония: сила традиций

Китай и Япония: сила традиций

Основные УУД Характеризовать особенности гео­графического положения и природ­.

План 1. Китай эпохи Мин 2. Китай во второй половине XVII-XVIII в. 3. «закрыти.



В 1628 г. в Китае началась Крестьянская война.

В 1628 г. в Китае началась Крестьянская война.



Династия Цин 1644-1911 гг.

Династия Цин 1644-1911 гг.


Китай во второй половине XVII-XVIII в. Стр. 113 в учебнике

Китай во второй половине XVII-XVIII в. Стр. 113 в учебнике













Физкультминутка.

4. Япония в XVI-XVIII вв. Даймё – японские феодалы-землевладельцы

4. Япония в XVI-XVIII вв. Даймё – японские феодалы-землевладельцы




Стр.115



  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 532 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 01.12.2016 5843
  • PPTX 17.2 мбайт
  • 162 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Яраева Лариса Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

История возникновения, становления и развития китайской цивилизации, процесс формирования ментальности восточных людей. Характеристика и значение периодизации Японии, специфика и описание её культурной жизни, создание классового общества и государства.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.04.2015
Размер файла 24,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. История китайской цивилизации

2. Формирование ментальности людей китайской цивилизации

3. Специфика культуры цивилизации Китая

4. История японской цивилизации

5. Особенности Японской культуры

Список использованной литературы

Восточные цивилизации всегда привлекали меня своей загадочностью и необычными традициями, поэтому я выбрал тему о двух самых выдающихся из них - Китае и Японии, надеясь улучшить свои знания о них и открыть для себя новые стороны каждой культуры.

Также Китайская Народная Республика ближайший сосед России и в отличии от нее стремительно набирает обороты во всевозможных областях человеческой жизни.

Меня привлекает удивительная архитектурное наследие Китая и Японии, а также их новые постройки с их удивительной изящностью и некоторым минимализмом.

В этом реферате я хочу рассмотреть основные вехи традиционной культуры Китая и Японии.

1. История китайской цивилизации

С большим основанием, чем о какой-либо древней культуре, можно говорить о культурном единстве, своеобразии и замкнутости культуры, которая сформировалась в Древнем Китае и почти без изменений просуществовала вплоть до XVII в. н. э.

Русское название Китай произошло от названия монгольского племени Киданей, завоевавших в Х - ХІ вв. север китайской империи и образовавших там свое государство. Сами же китайцы именуют себя ханьцами по имени династии, правившей с ІІІ в. до н.э. по ІІІ в. н.э. Именно тогда были заложены основы традиционной китайской государственности и культуры.

В эпоху Шан создавали прекрасные изделия из твердых материалов, занимались шелкопрядением, вели календарь, месяцы которого соответствовали фазам луны, а годы - положению солнца. Была изобретена письменность. Цари Шан имели хорошо организованную армию. Искусство и ремесла династии Шан поучили свое дальнейшее развитие во времена Западной Чжоу. Была усовершенствована административная система, которая регулировала сбор и расходы военных и экономических ресурсов.

На смену династии Чжоу пришла эпоха династии Цинь, ее сменила эпоха династии Хань.

Китай - классический образец цивилизации циклического типа: еще в древности было замечено, что в истории этой страны есть определенный ритм, действующий с четкостью маятникового механизма. Каждая новая династия начинала новый цикл, процветали ее дела, но спустя некоторое время в стране все сильнее проявлялись признаки упадка (разорялись крестьяне, провинции начинали борьбу за независимость, чиновники коррумпировались). Народное восстание венчало всеобщий развал.

Они видели в европейцах только варваров:

1) Не знали иероглифов, с их точки зрения, оставались неграмотными;

2. Формирование ментальности людей китайской цивилизации

Конфуций был далек от мысли, что нравственное совершенство достижимо за счет аскетического умерщвления страстей.

Оно включает в себя два принципа:

3. Специфика культуры цивилизации Китая

Вся семья целиком отвечала за любого своего члена. Наше воображение не способно понять глубину почитания стариков в Китае. Китаец всегда всеми своими помыслами устремлен в прошлое. И хотя за минувшие 26 веков в Китае многое изменилось, и в сегодняшней однодетной китайской семье самое лучшее по - прежнему принадлежит предкам.

Китай - родина многих величайших открытий и изобретений (шелк, чай, порох, лак, фарфор, компас, сейсмограф, бумага и т.д., воздушные велосипеды составом из бамбука и бумаги. Однако в целом, отношение к техническим новшествам было отрицательным. Китаец всегда мыслил себя частью природы. Старый Китай не верил в прогресс, не хотел его, изменение мира воспринимал как движение по кругу.

Это миропонимание облегчило расположение социального и ком. взглядов в Китае ХХ в.

Каждая грань китайской культуры своеобразна, китайская культура относится к числу основных мировых культур. Ар.

За несколько тысячелетий своего развития китайский народ создал своеобразную легкоузнаваемую культуру, сформировал культурную общность, охватывающую весь дальневосточный регион, где самой отличительной чертой является иероглифическая письменность.

4. История японской цивилизации

Интерес к японской цивилизации был всегда высок. Сама же Япония на протяжении всего известного нам исторического периода осознавала себя как периферию цивилизованного мира, и никогда, за исключением последних полутора столетий, не претендовала на роль культурного, политического и военного центра. Потоки информации с континента в Японию из Японии во внешний мир до самого последнего времени не были сопоставимы: Япония всегда выступала как реципиент, а не как донор.

Дважды страна сталкивалась с угрозой иноземного вторжения (ХІІІ в - монголы, ХІХ в. - Запад). На протяжении всей своей истории Япония широко использовала достижение континентальной цивилизации. Но во многом - эта страна особенная. китайская цивилизация ментальность японский

Остановимся на периодизации Японии:

1. Палеолит (40,000 - 13,000 лет назад). Антропологический состав населения неясен.

2. Неолит - дзёмон (13,000 тысяч до н.э. - ІІІ в. до н.э.) основная часть населения концентрируется на сев. вост. ч. Хонсю.

3. Бронзово-железный век - яёй (ІІІ в. до н.э. - ІІІ в. н.э.) - назван по типу керамики. Идет миграция с материка (через корейский полуостров) племен алтайской языковой группы, принесших опыт рисосеяния, шелководство, технологию производства бронзы и железа. Смешивание с местным населением привело к появлению протояпонцев.

4. Курганный период - кофун (ІІІ в - ІV в) - идет становление протояпонского государства - Ямато.

5. Период Асука (552 - 646 гг.). Назван по местонахождению резиденции царей. Характерен появлением буддизма, становлением государственности.

6. Ранняя Нара (646 - 710 гг.) - период масштабного заимствования из Китая письменности, чиновной структуры, теории и практики управления.

7. Нара (710 - 794 гг.) - период определен по названию первой постоянной столицы Японии. Появились первые письменные памятники. Обостряется борьба между служилой знатью (выходцы из Китая и Кореи) и племенной аристократией, что ослабило буддизм.

8. Период Хэйан (794 - 1185 гг.) - в этот период образуются частные владения аристократов. Прерываются контакты с Китаем и Кореей.

9. Период Камакуры (1185 - 1333 гг.) - назван по ставке военного правителя (Сегун). Самураи установили свое социальное государство, однако император всегда остается верховным жрецом синтоизма. Религией самураев становится дзен-буддизм, широко распространен по всей стране.

10. Период Муромати (1392 - 1568). Отмечается рост городов с развитием городской культуры, устанавливаются первые контакты с европейцами через миссионеров.

11. Период Эдо (1603-1867 гг.) - основатель сегуната Токугава Изясу - вывел Японию из гражданской войны, объединил страну, изгнал европейцев с их христианством, перекрыл все контакты страны с внешним миром. Начинается бурный рост городов, экономики, населения для которого официальной религией стало неоконфуцианство.

Современная Япония - страна образованная тысячами островов, самые крупные 4 - Хонсю, Кусю, Сикоку, Хоккайдо. Японцы уверены, что они совершенно особые люди, отделенные от всего мира. Они взросли на почве беспрецедентной изоляции, в которой оказалась Япония с ХVII в. - периода Токугавы, когда под страхом смертной казни были запрещены все поездки за рубеж. Затворницей Япония пробыла более 2-х веков, до 1853 г., когда командор Мэтью Пери подошел на семи черных кораблях к берегам Японии и потребовал открыть свои порты для торговли с внешним миром. Японцы до сих пор чувствуют себя неуютно среди иностранцев.

Другое важное качество японцев - их целеустремленность. Успех зависит не от способностей, а от усердия в достижении целей, несмотря на препятствия и неудачи.

Среди деловых людей большое значение имеют личные отношения и взаимные обязательства. Японские компании рассматривают контракт как основу для налаживания отношений, они больше озадачены выработкой согласия, они считают, что можно одновременно и конкурировать и сотрудничать.

Часть философии, часть образа жизни японцев - качество и эффективность. «Качество - это состояние сознания, производительность - способ добродетельного поведения.

Сегодня Япония - признанный лидер качества. Японские фирмы, чтобы выдержать жесткую конкуренцию, передислоцировали производственные мощности в др. страны.

5. Особенности японской культуры

Теснота добровольного проживания (основная часть населения проживает на восточном побережье страны в гигантском мегаполисе) способствует формированию специфического взгляда на мир. Теснота проживания определила общую тенденцию к миниатюризации, которая присутствует во всех областях жизнедеятельности.

Если характеризовать японскую культуру через зрительный код, то ее можно назвать близорукой, философское, абстрактное мышление - дело не японцев.

Японское культурное пространство не имеет тенденций к расширению. Отсюда, имея прекрасных полководцев и дисциплинированных и мужественных солдат, Япония не смогла расширить свою территорию. Легкость, с которой японцы овладели цивилизованными достижениями Запада, объясняется тем, что шкала измерений у них с удивительно малой ценой деления.

Точный глазомер, умение оперировать в малом пространстве, приводит его в высокоупорядоченное состояние способствовали скорому усвоению высоких технологий.

Основой японского менталитета всегда оставался синтоизм. Обладая высоким средним уровнем образованности, развитой индивидуальной рефлексией японцы известны своими коллективными формами поведения. Речь идет о свободном и осознанном выборе японцев в отказе от индивидуальной свободы ради общественных целей и интересов.

При изучении японского искусства нужно иметь в виду, что с самого начала проникновения буддизма в Японию ввозились в готовом виде образцы буддийской иконографии.

Мастера не изображали обнаженного тела, человеческая красота мыслилась в плане пассивного созерцательного и возвышенного спокойствия, женственности и утонченности. Отсюда удлиненные пропорции, легкие и плавные линии тела, спокойные позы. Авторства древних полотен установить трудно, т.к. живописцы разделялись на мастеров грунтовки, мастеров эскизов, и раскрашивающих контур. Дальневосточной живописи не известна техника масляная, она выполнена или монохромной тушью или сочетанием черной туши и темперы (чистой либо с добавление восковой краски, или туши с водяными красками).

В китайской живописи главную роль играет линия, контур, полное отсутствие светотени. Из Китая были заимствованы не только техника, но и сам типаж, сюжет, композиция.

Зарождение японского театра относится к 7 - 8 вв. Уходя корнями в глубокую древность, театр к началу ХХІ в. сохраняет древние традиции (самое древнее представление кагура - миф о богине Амэ-но Удзуме; Гигаку - танцевальная драма, заимствованная из Индии, исполнялась как ритуальный танец перед Буддой). В VІ в. танцевальная драма появляется в Японии одновременно с театральными масками. Ныне в Японии коллекция древних театральных масок не имеет равных в мире.

Японские музыковеды считают, что музыкальный лад древних японцев родственен музыкальному ладу айнов, тунгусов и других народностей. Дальний Восток и сегодня, несмотря на экономические реалии начала ХХІ в., национальная японская культура обладает мощными механизмами самосохранения.

Достижения китайской культуры, сформировавшейся на основе культурного переворота в эпоху осевого времени и получившей исходные импульсы к последующему развитию, поражают воображение: это шелк, бумага, компас, порох и т. д.

В настоящее время в Китае быстро развиваются система образования, высокотехнологические отрасли промышленности и другие области деятельности, и есть основания полагать, что этому народу, возможно, предстоит стать самым могущественным народом в мире.

Список использованной литературы

1. Дельнов А. А. Китай. Большой исторический путеводитель М.: Алгоритм, 2008. 848с.

2. Суровень Д.А. Проблемы истории, филологии, культуры М.: 1995. 375с.

3. Хайжуй Ли, Линъюй Фэн, Вэйминь Ши. Китай. Знакомство с древней культурой М.: Вече, 2007. 208с.

Подобные документы

Японская культура является неповторимым самобытным явлением не только в контексте общемировой культуры, но и в ряду других восточных культур. Культурные достопримечательности и праздники Японии. Сценическое искусство Японии и искусство аранжировки цветов.

контрольная работа [28,9 K], добавлен 04.08.2010

Факторы, повлиявшие на формирование культуры Японии. Японский язык как важная составляющая японской культуры. Первые письменные памятники японских мифов. Традиционная одежда Японии и Китая. Основные направления философии Китая: конфуцианство и даосизм.

презентация [835,6 K], добавлен 31.05.2016

Общая характеристика японского общества. Социально-экономическая характеристика Японии. Японское общество. Тенденция развития культуры Японии. Особенности организации и содержании досуга в Японии. Роль и место досуга в жизни Японцев. Традиции.

дипломная работа [161,7 K], добавлен 24.12.2003

Истоки культуры Японии. Влияние на японскую культуру китайской и корейской культур, буддизма и чисто японской религии "синтоизм". Заимствования из китайской архитектуры. Стилизованные изображения людей, животных, птиц, цветов и отдельных предметов.

презентация [4,7 M], добавлен 05.04.2011

Немного о Японии, как о стране. Культурные особенности и традиции японцев. Художественное мышление народа и праздники. Специфика цивилизации и культуры Японии: архитектура, живопись и графика, скульптура, музыка, литература, религия. Икебана, нэцкэ.

Помочь фонду

Культурные традиции Китая и Японии

Когда-то бог ветра и бури Сусаноо был изгнан сестрой Аматэрасу на Землю. Встретив девушку, он посвятил ей стихи в форме танка 4 (чередование слов: 5-7-5-7-7). Уж сколько веков с тех пор прошло, а танка и поныне любима японцами. Мастера избегали рифмы, не только потому, что к рифме не располагал строй языка, но потому, что ценили прежде всего умение увидеть невидимое. Уже первая танка отражает склонность к асимметрии, которая почитается японцами в разных видах искусства – от поэзии до архитектуры. Не потому ли, что не ставит границ, не отгораживает человека от естественного ритма природы? Симметрия замыкает пространство, а японская душа стремится к небесным далям. Асимметрия открыта миру Небытия. Потому и в чайной комнате вы не найдёте двух одинаковых предметов. Каждый из гостей должен рассмотреть, какой предмет таится в нише. Чаще всего – цветок или древняя надпись.

Существовала вера в магию игры, исцеляющей душу и тело. Поскольку между действиями актёра и положением в стране существовала связь, неправильные действия актёра могли кончиться для него трагически. Сэами в старости отправили в ссылку. А мастера чайной цемонии Сэн-но Рикю приговорили к харакири. Тем не менее, то, что они проповедовали, до сих пор существует. Тот, кто понимает, что Жизнь есть проявление вечной сущности, тот на Пути к Спасению.

Сэами был не только автором пьес, но и теоретиком театра Но.

Есть ещё одна вершина японской культуры. Это хайку Мацуо Басё (1644–1694). В городской культуре жанр хайку носил комический характер. Басё, поэт-одиночка, придал им глубинный смысл. Собственно, хайку первая половина танки: 5-7-5. Всего 17 слогов. Басё открыл их невиданную глубину. Он говорил ученику Кёраю: «Положим, если человек облачается в тяжёлые доспехи, идя на поле брани, или наряжается в яркие одежды, отправляясь на пирушку, а человек этот не молод, то в этом есть что-то грустное. Саби – вроде этого:

Верно, эта цикада

Пеньем вся изошла?

Одна скорлупа осталась (пер. Веры Марковой).

Пережив сатори, Басё испытывал чувство Вселенской боли – это Каруна.

Т.П.Григорьева, доктор филологических наук, Институт востоковедения РАН

1 Китайские тексты даны по: Сочинения китайской классики: И Цзин. Т.1. Токио, 1966; Лунь Юй. Т.3, ч.1–2. Токио, 1965; Лао-цзы. Т.6. Токио, 1968.

2 Гессе Г. Избранное. М., 1977. С.258.

3 Inazo Nitobe. Bushido. The Soul of Japan. Tokyo, 1973. P.164.

4 Танка – жанр древней японской поэзии, короткое стихотворение размером в 31 слог, построенное на чередовании пяти и семи слогов. – Прим. ред.

5 Михайлова Ю.Д. Мотоори Норинага. М., 1988. С.99.

6 Сэами. Полное собр. соч. японской классической литературы. Т.51. Токио, 1973. С.327.

Читайте также: